Механизм формирования и распределения прибыли

Механизм формирования и распределения прибыли, подобно финансовому механизму, состоит из трех взаимосвязанных звеньев:

- финансовые органы непосредственно осуществляет процесс формирования и распределения финансовых результатов;

- функциональное звено определяет принципы организации и функционирования механизма формирования и распределения прибыли, которые вытекают из общих принципов хозяйственной самостоятельности предприятия, материальной ответственности и заинтересованности, самофинансирования:

а) порядок и условия формирования прибыли; определения и выявления убытков; распределения чистой прибыли и покрытия убытков; учета формирования финансовых результатов и составления отчетности;

б) финансовые рычаги, стимулы и санкции: нормативы образования фондов потребления, фондов накопления и резервных фондов; налоговые ставки и льготы; ставки штрафов и пени, уплачиваемые за счет чистой прибыли.

- нормативно-правовое звено представляет собой систему нормативно-правовых актов (приказов, постановлений, методических рекомендаций и др.), регламентирующих применение финансовых методов, рычагов и стимулов и позволяющих обеспечить функционирование и дальнейшее развитие механизма формирования и распределения прибыли на законной основе.

Обобщая подходы к определению сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, механизм формирования основных видов прибыли можно представить в виде блок-схемы (рисунок 1.2).

Как видно в механизме формирования прибыли предприятия учитывается прибыль от всех видов деятельности прибыль от реализации основной продукции, от прочей реализации от внереализационных операций. Необходимо отметить, что подавляющую часть (95-97%) прибыли предприятия получают от реализации основной продукции, поэтому этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.

Рисунок 1.2 – Механизм формирования основных видов прибыли

 

Механизм распределения и использования прибыли является составной частью системы управления прибылью.

Распределение прибыли осуществляется по трем направлениям: бюджет; предприятие; собственники предприятия [19].

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. В условиях рыночного хозяйствования государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели и т.д. законодательно установлен минимальный размер резервного фонда для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. Поэтому механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы гарантировать предприятию выполнение финансовых обязательств перед государством и способствовать повышению эффективности производства.

Таким образом, часть прибыли предприятия в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, оставшаяся часть прибыли – чистая прибыль – используется по усмотрению предприятия и может быть направлена на создание следующих фондов (рисунок 1.3).

Налогооблагаемая прибыль
Прибыль предприятия (до выплаты налогов и процентов)

Рисунок 1.3 – Механизм распределения и использования чистой прибыли

 

Для обеспечения оптимального размера и соотношения между фондом накопления и фондом потребления, а также рациональных пропорций между входящими в их состав специальными фондами необходимо придерживаться следующих принципов:

- необходимость расширения производства и обновление производственного потенциала, связанная с изменением рыночной конъюнктуры;

- прибыль направляется в первую очередь на накопление;

- увеличение средств на развитие, приводит к увеличению объема реализации и прибыли.

В АО могут быть образованы в добровольном порядке следующие фонды:

- фонд акционирования работников – для приобретения у акционеров акций общества для их последующего распределения среди работников предприятия с целью стимулирования и премирования высококвалифицированных специалистов.

- дивидендный фонд – для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Таким образом, для эффективного управления прибылью необходимо учитывать как особенности ее формирования, так и направления рационального распределения и использования.

 

Методы анализа и планирования прибыли

Методы анализа прибыли являются важной составной частью механизма управления прибылью.

Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов для повышения эффективности управления ею на предприятии.

В научной литературе выделяют пять основных методов анализа прибыли предприятия [26].

По объектам исследования выделяют:

- анализ формирования прибыли;

- анализ распределения и использования прибыли.

По организации проведения выделяют:

- внутренний анализ прибыли;

- внешний анализ прибыли.

По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:

- анализ прибыли по предприятию в целом;

- анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности);

- анализ прибыли по отдельной операции.

По объему исследования выделяют:

- полный анализ прибыли;

- тематический анализ прибыли.

По периоду проведения выделяют:

- предварительный анализ прибыли;

- текущий (или оперативный) анализ прибыли;

- последующий (или ретроспективный) анализ прибыли.

Анализ прибыли необходим для корректировки направлений деятельности, реализации мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Однако создание эффективной системы управление прибылью предполагает не только анализ прибыли и ее планирование (прогнозирование).

Планирование (прогнозирование) является одним из инструментов управления прибылью

В отечественной практике чаще всего применяются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налогов с выручки) в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью реализованной продукции.

Метод прямого счета прост и доступен, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод формирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом включает следующие этапы:

- Определение базового уровня рентабельности как частного от деления прибыли отчетного года на полную себестоимость сравнимой товарной продукции этого же периода.

- Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базового уровня рентабельности.

- Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности изменения ассортимента, цен и т.д.

- Определение прибыли планируемого года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции - на основе базового уровня рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года.

- Оценка влияния на плановую прибыль изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, на основе которой корректируется плановая прибыль и плановый уровень рентабельности. При формировании прибыли необходимо также учитывать прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции на складе, прибыль в товарах, отгруженных.

Для формирования прибыли от прочей реализации, от внереализационных операций можно использовать как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

Одним из наиболее эффективных инструментов управления операционной прибылью является маржинальный анализ, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: затраты – объем производства (реализации) продукции – прибыли, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

На основе маржинального анализа базируются различные методы формирования прибыли от реализации.

Одним из таких методом является метод формирования прибыли на основе CVP – анализа (анализа взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли), который позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии [14]. Данный метод основан на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых в зависимости от их реакции на изменение объема производства на переменные и постоянные затраты и оперирует категорией «маржинальный доход»

Как известно, переменные затраты зависят от объема производства продукции и изменяются пропорционально объема пропорционально объему производства. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики производства и продажи продукции и их общая сумма остается неизменной в течение определенного периода времени. Одна их часть связана с производственной деятельностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала, общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции.

Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными издержками, т.е. включают постоянные издержки и прибыль.

Механизм формирования прибыли при использовании этого метода отличается от традиционного подхода к формированию прибыли и может быть представлен в виде блок-схемы (рисунок 1.4).

Как видно, механизм формирования прибыли на основе CVP – анализа предусматривает последовательное формирование маржинального дохода, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Механизм формирования прибыли на основе CVP – анализа основан на зависимости прибыли от следующих основных факторов:

- объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;

- выручки от реализации (за вычетом налогов с выручки);

- суммы переменных и постоянных затрат;

- соотношения между переменными и постоянными затратами.

 

Рисунок 1.4 – Механизм формирования прибыли на основе CVP – анализа

 

Использование данного метода формирования прибыли позволяет решить следующие задачи:

Более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессов формирования и прогнозирования ее величины;

- определить критический объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную работу предприятия, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде;

- определить объем реализации продукции, обеспечивающий получение запланированной (целевой) суммы прибыли от реализации или определить плановую сумму прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции;

- определить «запас финансовой прочности» предприятия, который представляет собой разницу между плановым объем производства и реализации и объемом безубыточности и показывает размер возможного снижения объема реализации в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность;

- обосновать оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретении комплектующих деталей с целью минимизации затрат и, как следствие, увеличения прибыли.

Рассмотренные методы формирования прибыли создают возможность при их реализации формировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

Прибыль, как известно, характеризует абсолютную эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой оценкой необходимо также рассчитывать и относительные показатели эффективностипоказатели рентабельности.

В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль предприятия, прибыль от реализации, чистая прибыль. В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, стоимость основных и оборотных средств, выручка от реализации, затраты на производство единицы продукции, собственный капитал и др.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Деятельность предприятия считается рентабельной, если валовой доход достаточен не только для покрытия затрат предприятия, но и для образования прибыли. Рентабельность дает представление о способности предприятия к приращению собственного капитала (прибыли).

Наиболее полно отражает эффективность работы предприятия рентабельность производства (рентабельность активов) или общая рентабельность, которая показывает, сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль, вложенный в основные и оборотные средства и рассчитывается по формуле

 

, (1.1)

 

где Ппприбыль предприятия (до налогообложения или чистая) предприятия, ден. ед.;

ОПФссреднегодовая стоимость основных производственных фондов, ден. ед.;

ОСс – среднегодовая величина нормируемых оборотных средств, ден. ед.

Если рентабельность производства будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятие может принять решение о прекращении своей деятельности или переходе в другую отрасль производства.

Рентабельность продукции характеризует эффективность производства всей продукции на предприятии и определяется по формуле

 

, (1.2)

 

где Срп – себестоимость реализованной продукции, ден. ед.

Для оценки эффективности производства и реализации отдельных видов продукции используется рентабельность изделия. Она орпеделяется по формуле

 

, (1.3)

 

где Црын – рыночная цена изделия, ден. ед.;

Спполная себестоимость изделия, ден. ед.

Рентабельность продаж показывает, сколько рублей прибыли приходится на одни рубль выручки от реализации, и определяется по формуле

, (1.4)

 

где ВР – выручка от реализации продукции, ден. ед.

На основании выше изложенного можно констатировать, что управление прибылью является очень сложным и многоступенчатым процессом, однако высокая роль прибыли и рентабельности в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью на предприятии.







Подборка статей по вашей теме: