Субъекты предпринимательской деятельности и их деловые интересы

Тема № 1: «Содержание и типология предпринимательской деятельности»

1.1. Понятие и содержание предпринимательства

1.2. Субъекты предпринимательской деятельности и их деловые интересы

1.3. Предприятие в системе бизнеса

1.4. Конкуренция в бизнесе

 

Сущность предпринимательства

 

В соответствии с ГК РФ, предпринимательская деятельность – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Главная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли.

Основные черты предпринимательской деятельности:

1. Самостоятельная и инициативная деятельность дееспособных граждан или их объединений. Самостоятельность выступает как проявление экономической свободы физических и юридических лиц в осуществлении своего бизнеса на принципах законности. Самостоятельность и экономическая свобода неразрывно связаны, но экономическая свобода – более широкое понятие, обусловленное правами, обязанностями, ответственностью предпринимателя за результаты своей деятельности перед государством, партнерами, потребителями.

2. Законная деятельность. Предметом предпринимательства должны быть только разрешенные законом или лицензией сферы бизнеса. Законодательством определены предпосылки предпринимательской деятельности: частная собственность охраняется законом; каждый вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как только по решению суда; право наследования гарантируется законом, т.е. граждане имеют право наследовать и завещать имущество.

3. Деятельность, связанная с экономической заинтересованностью участников. Как уже указывалось выше, главной целью предпринимательской деятельности является получение максимально возможной прибыли.

4. Инновационная деятельность. Важнейшим свойством предпринимательской деятельности является опора на инновации в любом виде бизнеса. Инновационный характер предпринимательства может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательству. Предприниматель должен использовать любую благоприятную возможность для внедрения инновационных идей. Внедрение нововведений в любой законной предпринимательской деятельности базируется на совокупности знаний осуществляемого бизнеса, применении новых технологий, глубоком знании рынка, методов управления, маркетинга.

5. Деятельность, связанная с определенным риском, т.е. вероятностью того, что она не даст ожидаемых результатов и приведет к потерям или убыткам. Риск объективно присущ любым видам предпринимательской деятельности, так как она проходит в условиях неопределенности. Считается, что риск особенно велик в момент создания нового дела, когда не совсем известны все условия и факторы, определяющие результаты бизнеса. Согласно статистике два из трех новых предприятий разоряются в течение первого года после их создания, на первые 5 лет приходится 53% случаев ликвидации деловой активности и 30% – на период от 6 до 10 лет.

6. Должна функционировать на основе самоокупаемости, т.е. таком способе хозяйствования, при котором покрытие всех расходов осуществляется за счет собственных доходов, полученных от реализации выпущенной продукции или оказания услуг.

 

Субъекты предпринимательской деятельности и их деловые интересы

 

Субъект в бизнесе — это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности. В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают разного рода рынки, взаимосвязь которых с субъектами бизнеса изображена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Взаимосвязь субъектов бизнеса

 

Современная система бизнеса объединяет следующих субъектов.

Предприниматели, которые ведут разного рода деятельность с целью удовлетворения эгоистических и общественных интересов, — это непосредственные организаторы деловых отношений, они составляют фундамент бизнеса.

Наемные работники непосредственно создают блага, процесс производства которых организован предпринимателем. Наемные работники осуществляют свою деятельность на возмездной основе, получая от бизнесмена заработную плату. Кроме того, к данной категории можно отнести и безработных, но ведущих активный поиск работы.

Государственные структуры являются регуляторами деловых отношений. Они воздействуют на всех участников бизнеса при помощи различных экономических механизмов.

Потребители фактически объединяют все предыдущие группы, поскольку и предприниматель, и наемный работник, и государственный служащий создают спрос на потребительском рынке для удовлетворения своих личных потребностей, т.е. выступают как индивидуальные потребители.

Пассивные субъекты бизнеса образуют спрос на различные блага, но не создают предложения ни на одном рынке. Эта группа образована экономически пассивными слоями населения: пенсионерами, безработными, детьми и др.

Рассмотрим подробнее характер взаимодействия перечисленных субъектов на различных рынках.

1. Финансовый рынок включает в себя валютные рынки, рынки золота, капитала, денежных средств.

Рис. 1.2. Структура финансового рынка

 

Все они объединены общей задачей — организацией торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

На валютном рынке производятся сделки купли-продажи товаров, имеющих валютную ценность. К таким товарам относятся иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты) и средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, ценные бумаги и другие фондовые ценности, а также долговые обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Особенностью данного рынка является то, что его субъекты действуют не только исходя из экономической целесообразности, но и в условиях определенных организационных, экономических и правовых ограничений. Например, организация-экспортер по получении выручки в иностранной валюте обязана продать ее часть Банку России.

 

На рынке золота объектом купли-продажи выступает золото, которое приобретается здесь с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, для организации бизнеса и промышленного потребления.

Рынок капитала объединяет в себе рынок кредитов и рынок ценных бумаг. В целом, на данном рынке обращаются долгосрочные финансовые инструменты. В мировой практике долгосрочными считаются финансовые инструменты сроком обращения свыше года, в России — свыше полугода. Сделки на данном рынке нацелены на процесс сбережения и инвестирования. Рынок кредитов представляет собой систему экономических отношений, связанных с куплей-продажей долговых обязательств и долговых ценных бумаг долгосрочного характера. На рынке ценных бумаг обращаются долевые ценные бумаги и их заменители (купоны, сертификаты и др.). Долевые ценные бумаги предоставляют их владельцу право на участие в уставном капитале компании-эмитента, право на распределение прибыли, а также на участие в управлении.

В отличие от рынка капитала рынок денег нацелен на обеспечение ликвидными ресурсами государственных организаций и сферы бизнеса. Причем объектами денежного рынка являются финансовые инструменты краткосрочного типа: казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банков. Следует отметить, что на данном рынке наличные и безналичные денежные средства сами являются товаром, а не обслуживают товарный оборот. К примеру, получение краткосрочного банковского кредита является покупкой денежных средств, как товара. Ценой выступает ссудный процент.

Основное предложение на финансовом рынке создают предприниматели. Они выпускают ценные бумаги, предоставляют кредиты, осуществляют куплю-продажу валюты и золота, а также многие другие операции. Кроме того, предприниматели предъявляют основной спрос на данном рынке. Организации являются основными потребителями кредитов, активно ведут операции с ценными бумагами и валютой, привлекают инвестиции и т.д. Государство принимает непосредственное участие в формировании данного рынка: осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, предоставляет кредиты, продает иностранную валюту, кроме того, оно является монопольным эмитентом национальных денежных знаков. Таким образом, формируется предложение на финансовых рынках со стороны государственных структур. Спрос данного субъекта на финансовых рынках представлен участием в капитале частных компаний, покупкой валюты, золота и др. Потребители также приобретают финансовые ресурсы (различные виды кредитов, ценные бумаги, драгоценные металлы и т.д.) и одновременно предлагают их на рынке. Наемные работники принимают в формировании финансовых рынков такое же участие, как и потребители. Особыми участниками финансового рынка выступают пассивные субъекты бизнеса. Как правило, они создают спрос на рынке страховых услуг: это, к примеру, пенсионеры, получающие пенсионное обеспечение. Предложение со стороны данной категории населения не создается.

2. Материальные ресурсы, необходимые для осуществления своей деятельности, предприниматели получают на рынке инвестиционных благ. Инвестиционными являются блага, предназначенные для производства других благ. Рынок инвестиционных благ включает в себя рынок предметов труда, рынок средств производства и рынок производственных услуг.

Рис. 1.3. Структура рынка инвестиционных благ

 

На рынке предметов труда осуществляются сделки с объектами, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, меняют свою физическую форму при прохождении через производственный цикл и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции после его завершения. (сырье, материалы, комплектующие изделия и другие вещи, из которых создаются готовые товары).

Рынок средств производства объединяет деловые отношения, связанные с продажей и приобретением объектов, косвенно участвующих в процессе производства, не меняющих физическую форму при прохождении через производственный цикл и переносящих свою стоимость на себестоимость готовых изделий по частям в виде амортизационных отчислений. Средствами производства выступают оборудование, инструменты, а также здания, сооружения, земельные участки и т.д. С их помощью предметы труда перерабатываются в готовую продукцию.

Рынок производственных услуг включает в себя все виды услуг, которыми пользуются организации: аудиторские, оценочные, консалтинговые, услуги подрядчиков и т.д. Их особенность в том, что они не имеют материальной формы и существуют только в момент их оказания.

Самый главный вклад в формирование рынка инвестиционных благ вносят предприниматели. Именно они создают всю массу представленных на данном рынке товаров. Они же являются основными их потребителями. Как правило, одна группа предприятий создает инвестиционные блага, а другая ими пользуется. Государство также является потребителем товаров, предлагаемых на данном рынке. Государственные структуры, выполняя свои функции, используют здания, сооружения, разного рода оборудование и расходные материалы, а также пользуются услугами предпринимателей. Формируя спрос на данную категорию благ, государственные учреждения сами их не производят. Другими словами, государство не создает предложение на рынке инвестиционных благ.

Рынок инвестиционных благ предлагает участникам деловых отношений объекты и услуги, при помощи которых непосредственно реализуется производственный процесс.

Финансовые ресурсы, которые поставляют финансовые рынки, используются, в основном, именно для приобретения инвестиционных благ.

3. Рынок потребительских благ предлагает услуги, которые представляют собой объекты конечного пользования и служат для удовлетворения конкретных потребностей людей. Блага, которые продаются и покупаются на этом рынке, можно разделить на две группы: потребительские товары и потребительские услуги.

Рис. 1.4. Структура рынка потребительских благ

 

Рынок потребительских товаров обеспечивает население материальными объектами, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность каждого человека в отдельности и общества в целом. Это продукты питания, одежда, жилье и прочие вещи, используемые людьми в повседневной жизни.

Рынок потребительских услуг имеет общие черты с рынком производственных услуг. Тем не менее, есть и существенные отличия, в частности, потребительские услуги используются только физическими лицами с целью обеспечения наиболее комфортного личного существования, а не для создания других благ. Например, человек пользуется транспортными услугами для поездки на курорт с целью отдыха. В результате никаких благ не создается, а выгодой от оказания данной услуги человек пользуется лично. С другой стороны, этот же субъект отправляется в командировочную поездку по поручению компании, в которой он работает. Результаты данной поездки будут использованы организацией в процессе осуществления своей деятельности, т.е. при создании благ. В первом случае мы имеем дело с потребительской услугой, во втором — с производственной. Это объекты разных рынков, хотя содержание услуги остается неизменным.

Предложение на данном рынке создают предприниматели. Они производят товары и услуги и реализуют их через данный рынок. Спрос формируется потребителями и пассивными субъектами бизнеса. Это является характерной особенностью данного рынка: каждый его субъект создает либо спрос, либо предложение. Рынок потребительских товаров выступает связующим звеном между потребителями и предпринимателями. Для последних это конечная точка реализации благ. Вся цепь по их производству служит созданию достаточного предложения именно на этом рынке. Остальные рынки выполняют, в основном, обслуживающую роль. Другими словами, они обеспечивают оптимальные условия производства потребительских благ, продаваемых на данном рынке. В то же время для населения рынок потребительских благ является единственным источником необходимых для жизни ресурсов. Таким образом, вся экономическая система государства функционирует для создания наилучших условий работы рынка потребительских благ.

4. На рынке общественных товаров реализуются блага, производимые государственными учреждениями для населения, и обеспечивающие его безопасность, поддерживающие уровень культуры, образования, науки и т.д. В отличие от коммерческой продукции, общественные товары предоставляются потребителю на безвозмездной основе, а финансирование их производства осуществляется за счет налоговых поступлений и других доходных статей государственного бюджета.

Рис. 1.5. Структура рынка общественных товаров

 

В первую очередь, задачей любого государства является обеспечение безопасности своего населения. Это подразумевает создание силовых государственных структур, контроль экологической обстановки, подготовка соответствующей законодательной базы, гарантирующей неприкосновенность граждан. В эту же сферу входит поддержка боеспособности вооруженных сил страны, защита от внешних врагов.

Под инфраструктурой как группой общественных товаров понимается система сооружений, построек, искусственных ландшафтов и других объектов, обеспечивающих комфорт для жизни общества. Инфраструктура включает дороги, эстакады, мосты, парковые комплексы, освещение улиц и др.

Социальные услуги оказывает государство для поддержания надлежащего уровня культуры и образования, здоровья, технического развития. Для этого населению предоставляются возможности получения бесплатного образования, медицинского страхования; создаются и финансируются культурные объекты, стимулируется развитие различных отраслей науки.

Управление как функция государства занимает самое важное место в его деятельности. Уровень жизни, экономическая стабильность в первую очередь зависят именно от тех программ, которые разрабатываются и реализуются действующим правительством. Его действия могут рассматриваться как управленческие услуги, предоставляемые населению. Т.е. государство регулирует все сферы бизнеса, международные отношения стабилизирует социальную обстановку.

Предложение на рынке общественных товаров формируется только государством, а спрос предъявляют все остальные субъекты бизнеса: потребители, наемные работники, предприниматели и пассивные субъекты бизнеса. Все они пользуются данными услугами в равной мере. Государственные учреждения также используют общественные товары, но это нельзя назвать спросом, поскольку они ни в коей мере не финансируют их производство, в отличие от остальных субъектов.

5. Рынок труда является площадкой, где совершаются сделки между наемными работниками и работодателями. Работники предлагают предпринимателям свою способность к труду, т.е. выполнению определенных операций на рабочем месте. Работодатель оплачивает деятельность своих сотрудников путем выплат им заработной платы.

Рис. 1.6. Структура рынка труда

 

Лица, занятые в производстве, уже реализуют свои способности к труду, выполняя конкретные функции для своих работодателей. Однако эта категория населения оставляет за собой мобильность, т.е. любой уже задействованный в производстве сотрудник способен сменить нанимателя или выполнять работу на нескольких местах в зависимости от условий.

Лица, ведущие поиск работы, образуют основное предложение на рынке труда. Они не принимают участия в процессе производства в силу определенных обстоятельств: поиск оптимальных условий работы, недавнее окончание учебного заведения, увольнение с прежнего места работы и т.д.

Посредники на рынке труда – это специализированные компании (рекрутинговые агентства), осуществляющие поиск работы или специалистов по заявкам своих клиентов. С одной стороны, их можно отнести к участникам рынка труда, но с другой стороны, они оказывают услуги производственного характера предпринимателям, ведущим поиск специалистов, или потребительского характера – гражданам, ведущим поиск работы. Это части соответственно рынка инвестиционных и потребительских благ.

Основное предложение на рынке труда формируется такой категорией субъектов бизнеса, как наемные работники. Основной спрос предъявляют предприниматели. Тем не менее, определенный вклад в формирование данного рынка вносит и государство. Поскольку государственным структурам требуются специалисты для своего функционирования, то эти структуры осуществляют найм сотрудников на рынке труда, т.е. формируют часть спроса наряду с предпринимателями.

Все вышеописанные рынки имеют не только локальный (национальный), но и международный характер. Процесс глобализации, особенно актуальный в последние годы, поспособствовал развитию коммерческих связей между разными странами. Кроме импорта и экспорта материальных товаров возникли международные рынки услуг, финансовых инструментов, труда и т.д. Благодаря возникновению и развитию таких отношений экономические системы разных стран могут получать необходимые материальные блага, валютные ценности, инвестиции и новейшие технологии. Часто деятельность международных рынков способствует стабилизации отношений между странами, экономическому, социальному и техническому прогрессу в мире.

Подводя итог, можно сказать, что субъекты бизнеса являются организаторами деловых отношений. Они формируют рынки, которые представляют собой системы взаимного обмена различными благами, создают спрос и предложение на них. Как видно из схемы, изображенной на рис. 1.1, основу экономической системы составляют предприниматели: они связаны со всеми рынками и обеспечивают предложение на большинстве из них. Таким образом, стабильность и развитие национальной экономики во многом зависит от бизнеса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: