Классификация основных видов восприятия

По основной модальности По форме существования материи
Зрительное восприятие восприятие пространства
слуховое восприятие восприятие времени
осязательное восприятие восприятие движения
обонятельное восприятие  
вкусовое восприятие  

Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие детьми мира, восприятие искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления и др.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Индивидуальные различия велики, но, тем не менее, можно выделить определенные типы этих различий. К их числу можно отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим восприятием.

Восприятие классифицируют по:

· типу ведущего анализатора (модальности), участвующего в восприятии объектов;

· форме существования материи;

· степени использования волевых усилий;

· индивидуальным различиям в отражении объектов.

Восприятие по ведущей модальности

Возможности зрительного, осязательного, обонятельного, вкусового и слухового восприятия в существенной мере обусловлены параметрами соответствующих типов ощущений.

Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отражению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным.

Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности. Такие люди обычно принимают реальность такой, какой ее видят, без анализа взаимосвязей между событиями, явлениями, фактами.

Объяснительное восприятие, напротив, стимулирует индивида к поиску истин, объяснениям всего, что происходит вокруг него.

Следует отметить, что все рассмотренные виды восприятия некорректно сравнивать по степени их адекватности реальной действительности. Все определяется особенностями воспринимаемых человеком объектов, той ситуацией, в которой они воспринимаются, и, конечно, потребностно-целевыми требованиями к воспринимаемой информации.

Восприятие по степени волевых усилий

Восприятие считается произвольным, или преднамеренным, если в его основе лежат осознанная цель и воля. Часто такое восприятие включено в профессиональную деятельность. Человек, например, поставил себе задачу: провести социологическое исследование по выявлению спроса населения на автомашины определенной марки и цвета. Естественно, набирая статистику, он усилием воли включает процесс восприятия проносящихся мимо него в течение продолжительного времени наблюдения машин этого типа. Еще пример: следователь, прибывший на место

Если мы видим картину совершения преступления, вряд ли с удовольствием воспринимаем вид изувеченного человеческого тела, но профессиональные обязанности требуют от милиционера точного восприятия общей картины преступления.

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие обусловлено внешними обстоятельствами и не требует предварительной постановки целей, задач и не левых усилий. В сознании человека отразится, пример, вид пестро одетого прохожего, явление радуги на небосклоне в зимнее время.

Виды восприятия по форме существования материи

Все предметы существуют в пространстве, события и явления - во времени.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.

Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем больше нам кажется предмет. Величина предмета на сетчатке прямо пропорциональна величине зрительного угла. ( Закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид). Закон: воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его реального изображения.

Константность восприятия сохраняется только в известных пределах. Если мы находимся далеко от предмета, то он нам кажется меньше, чем есть на самом деле. (Вид с высоты полета на самолете).

Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Человек среднего роста в окружении баскетболистов кажется значительно меньше своего настоящего роста. Круг среди больших кругов кажется значительно меньше, чем круг такого же диаметра среди меньших кругов. Подобное расхождение называют иллюзией. Иллюзия восприятия может быть вызвана в результате перенесения свойств целого на его отдельные части. Другие факторы: верхние части фигуры кажутся больше нижних, вертикальные длиннее горизонтальных. На восприятие величины предмета влияние оказывает цвет. Светлые кажутся больше, чем темные; объемные фигуры кажутся (шар или цилиндр) кажутся меньше соответствующих плоских изображений. Столь же сложным является и восприятие формы. Благодаря бинокулярному зрению мы воспринимаем объем формы. Суть бинокулярного зрения заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение на сетчатке левого и правого глаза будет различным. (Изображение ручки «скачет» в разные стороны за счет смещения изображения на сетчатке). В восприятии объема играют роль и знания объемных признаков, и распределение света и тени на объемном предмете.

Особенности восприятия пространства:

Пространство трехмерно, поэтому задействован целый ряд анализаторов: задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, вызывающими рефлекторное изменение положения глаз. Продолжительная ритмичная смена зрительных раздражений вызывает тошноту. Следующим, включенным в процесс восприятия трехмерного пространства, является аппарат бинокулярного зрения. Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция (сведение зрительных осей) и дивергенция (разведение зрительных осей) глаз, которые вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц. При конвергенции появляется незначительная диспарантность изображения, ощущение удаленности предмета, стереоскопический эффект.

На точность оценки удаленности объекта влияет общая освещенность местности, на которой находятся наблюдатель и объект. Анализ дорожных происшествий показал, что причиной большинства наездов сзади в темное время суток является не столько превышение скорости, сколько ошибки в оценке удаленности (дистанции) до впереди идущей автомашины. Дело в том, что восприятие расстояния до объекта связано с размером изображения объекта на сетчатке. Но палочки глаза, которые в темноте задействованы в работу больше, чем колбочки, не приспособлены к восприятию размеров и формы объекта. Искажение объемности в темноте и вызывает ошибки в оценке расстояния.

Что касается автомашин, идущих навстречу в темноте или сильном тумане, то текущее расстояние до них кажется больше в 2-3 раза.

Механизмы восприятия формы объектов в принципе аналогичны рассмотренным выше для восприятия удаленности. В этот перцептивный процесс включены саккадические движения глаз. При восприятии формы объекта глаза совершают скачки от одной фиксированной точки к другой. Их можно выявить у себя, например, во время чтения книжного текста. Кстати, ранее считали, что восприятие в моменты саккад отсутствует. Теперь это утверждение относят лишь к мелким деталям воспринимаемого объекта. Глаз, производя такое скачкообразное зрительное «ощупывание» объекта, играет роль (по И. Сеченову) своеобразного измерительного прибора.

Обработка поступающей информации осуществляется соответствующими отделами мозга.

Существенный вклад в данный процесс вносят явления константности и бинокулярного параллакса. Вместе с тем, эти механизмы «отказывают» при восприятии объектов, находящихся на очень большом удалении. Так, у воспринимаемого образа объекта сглаживаются острые углы, исчезают некоторые мелкие детали. В этой связи следует подчеркнуть, что при восприятии формы объекта возрастает роль предшествующего перцептивного опыта человека.

При пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта.

Восприятие величины объекта пропорционально величине его изображения на сетчатке глаза, что, и свою очередь, зависит от величины зрительного уклона. Однако величина зрительного угла не единственный фактор, обеспечивающий объективное восприятие размеров объекта.

Константность восприятия обеспечивается

- предшествующим перцептивным опытом человека;

- изменением напряжения глазных мышц при фиксации объекта и передачей информации об этом в мозговые перцептивные центры для анализа.

Восприятие удаленности объекта или объектов одинаковых размеров обеспечивается:

- явлениями аккомодации, конвергенции и дивергенции;

- соотношением расстояний до объекта и величиной зрительных углов;

- предшествующим перцептивным опытом человека;

- явлением бинокулярного параллакса зрения;

- явлениями линейной перспективы, суперпозиции, градиента текстуры.

При восприятии удаляющихся или приближающихся объектов изменяется напряженность глазных Мышц и соответственно кривизна глазного хрусталика. Это изменение формы хрусталика, называемое а ккомодацией, наряду с другими факторами помогает формировать образ удаляющегося (или приближающегося) объекта. Однако «радиус действия» аккомодации ограничен удаленностью объектов не далее чем 5—6 м.

Восприятие движения и времени

В вопросах восприятия движения и времени накоплено больше фактов, чем сделано теоретических объяснений и изучено механизмов.

Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объекта, являются скорость, траектория, направление, ускорение движения и др.

По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции:

Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения.

Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений движения, а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних положений объекта (представители гештальтпсихологии, придерживающиеся этой позиции, называют такие переживания фи-феноменом).

Обе позиции, хотя и вносят разумное начало в сущность восприятия движения, оставляют без объяснения многие тонкие детали.

В формирование образа движущегося объекта включены факторы:

- предшествующий перцептивный опыт индивида, связанный с движущимися объектами, и интеллектуальное осмысление текущей конкретной ситуации, в которой наблюдается движение;

- специальные типы мозговых клеток, реакции которых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения;

- сигналы обратной связи, информирующие перцептивные центры мозга о перемещении головы и глаз человека в соответствии с перемещением объекта.

Относительно последнего фактора следует отметить, что он не является решающим. Это подтверждается тем, что:

- человек способен воспринимать движения двух объектов, перемещающихся в противоположных направлениях, но глаза не могут сопровождать их одновременно;

- восприятие движения может возникать и при его отсутствии в виде так называемого стробоскопического эффекта, при котором соседние неподвижные объекты освещаются проблесковым светом (так, если в гирлянде лампочек осуществлять поочередное их включение и выключение через интервал от 30 до 200 мс, то создается картина перемещающейся световой точки);

- движущимся кажется тот неподвижный объект, который воспринимается фигурой на движущемся относительно его фоне — это так называемый эффект индуцированного движения (так, на фоне движущихся облаков неподвижная луна воспринимается как перемещающаяся);

- перемещение изображений объекта на сетчатке глаза не является признаком движения этого объекта (при ходьбе по узкому коридору изображения дверей кабинетов перемещаются на сетчатке, однако это не соответствует действительности, так как двери остаются неподвижными).

Движущиеся объекты лучше воспринимаются боковым зрением.

Восприятие времени не было даровано человеку природой. В процесс формирования условных рефлексов восприятия времени включены многие физиологические и психологические механизмы. Это, в частности:

- чередующиеся процессы возбуждения и торможения, сопровождающие выполнение какой-либо работы;

- циклические явления сердцебиения, ритмы дыхания.

- На восприятие времени человеком оказывают влияние:

- его эмоциональные переживания (например, за приятной работой время «пролетает» быстро, а томительное ожидание его «растягивает»);

- некоторые фармакологические средства, влияющие на вегетативную систему человека;

- индивидуально-личностные свойства человека (например, для холерика время движется быстрее, а для флегматика медленнее, что используется в некоторых диагностических процедурах);

- специальные тренировки (хороших результатов в оценке малых отрезков времени можно достичь в результате недельной тренировки; с возрастом оценка времени становится более точной).

Интересно, что воспоминания человеком событий прошлого подчиняются противоположным закономерностям по сравнению с восприятием продолжительности текущих событий. Так, события прошлого, наполненные активной, интересной жизнью, воспринимаются как более продолжительные. События «серого» периода жизни - как менее продолжительные.

Особенности восприятия речи

Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слуховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная).

Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов человека - таламус, ассоциативную кору полушарий головного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие. Правое полушарие более чувствительно к таким характеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр.

Некоторые характеристики восприятия речи:

- как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду;

- как источник смыслового содержания речь воспринимается в том случае, когда, во-первых, фразы, произносимые без пауз, не превышают 5-6 с и, во-вторых, когда фраза состоит не более чем из 8-13 слов;

- из общего объема высказываний человек воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).

Восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.

Еще одна особенность восприятия речи - вербализация зрительного опыта. При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами. Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета.

Таким образом, можно констатировать (во всяком случае, на уровне современных представлении) что:

· для накопления информации не существует какой-то специально отведенного природой участка коры головного мозга;

· электрическая деятельность мозга также не представляет собой единственную сферу, которая обеспечивает память (эксперименты показали, что временная остановка электрической активности нервных тканей за счет снижения температуры тела не уничтожает долговременной памяти после возобновления этой активности).

Позже ассоциативная концепция восприятия была преодолена развитием рефлекторной концепции (И. Сеченов, А. Запорожец, А. Леонтьев). Согласно последней важная роль в формировании образа восприятия отводилась эфферентным (центробежным) процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к наиболее информативным характеристикам воспринимаемого объекта. Например, восприятие речи сопровождается соответствующим напряжением мышц гортани (не случайно у начинающего редактора, молча вычитывающего текст, к концу рабочего дня может пропадать» голос), а визуальное восприятие объекта - движениями глаз.

Свой вклад в развитие моделей восприятия внесла и гештальтпсихология. Рассматривая восприятие с позиций системности, гештальтпсихологи показали, что процесс восприятия не является простым соединением продуктов работы системы ощущений. Восприятие организовано в неделимый, связный, целостный процесс. Особая роль в этом познавательном процессе принадлежит свойству константности. Это свойство обеспечивает воспринимаемому человеком миру тенденцию оставаться неизменным, несмотря на изменения входящей сенсорной информации.

Восприятие не является полностью автономный познавательным процессом. В формировании образов восприятия участвуют цели, мотивы, установку человека, его эмоционально-волевая сфера, другие познавательные процессы (внимание, мышление и т.д.). Так, развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед человеком целей. Благодаря этому восприятие носит направленный (интенционалъный) характер. Психологическая установка влияет на то, в каком контексте будет сформирован образ воспринимаемого объекта. Человек как бы готов заранее воспринять объект в соответствии с субъективным отношением к нему.

Процесс мышления может, например, обеспечивать преобразование образа воспринимаемого объекта к виду, удобному для принятия решения (кстати, здесь участвует и воля). Что же касается внимания, то оно способно тормозить или подавлять одни образы восприятия и стимулировать появление других.

Перечисленные выше компоненты психики создают свои зоны возбуждения в коре головного мозга, которые взаимодействуют с процессами возбуждения, возникающими от ощущений. Все это резко усложняет механизм формирования восприятия. Нейрофизиологические модели восприятия используются при построении систем отображения информации, систем профессионального обучения, дизайне и т.д.

Резюме. Представление о восприятии как о создании целостного образа, обладающего осмысленностью, субъективностью, определенным уровнем схематичности, позволяет сделать важные выводы о способах формирования этой целостности (см. феномены гештальтпсихологов). Если я хочу, чтобы меня поняли, я должна так построить свое высказывание, чтобы оно было целостным, чтобы в нем присутствовали все составляющие (подумайте, в этом смысле, при каком высказывании вас не понимают). Если я составляю рекламу, я должна учитывать принцип единства фона и предмета и организовать фон таким образом, чтобы предметом выступало то, что я хочу показать. Если я веду ребенка на выставку, я должна понимать, что он увидит в картинах не обязательно то, что вижу я, а то, что определено его жизненным опытом, знаниями, интересами.

Развитие восприятия – это, прежде всего, развитие способности наблюдать и наблюдательности, как систематического и целенаправленного восприятия (обследования) предмета.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Как влияют на ощущения и восприятия человека его потребности, интересы, знания, цели, убеждения?

2. Опровергнуть суждение, что в ощущениях даны со­стояния органов чувств, а не объективные свойства пред­метов.

3. Необходимо ли учиться восприятию, или это врожден­ная способность человека?

4. Дать описание соотношения образа вещи в восприя­тии и самой вещи.

5. Врожденной или приобретенной в опыте является спо­собность человека к объективации восприятий, т. е. от­несению сведений, получаемых из внешнего мира, к это­му миру?

6. По какой причине восприятия человека нельзя рас­сматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?

7. В каком смысле восприятия независимы от тех предметов, которые в них отражаются?

8. Привести конкретные примеры активности вос­приятия.

9. Если восприятие субъективно, т. е. зависит от опыта, знаний, убеждений и т. д., то как можно утверждать, что содержание образа вещи в восприятии объективно?

10. Дать объяснение фактам полного несовпадения образа вещи в восприятии с действительностью.

11. Обосновать, что иллюзии восприятия не могут слу­жить доказательством непознаваемости мира.

12. Психологи установили эффект, называемый иллюзией Шарпантье. Если человеку дать в правую и левую руки та шара разных размеров, по одинакового веса, то боль­шой шар всегда кажется более легким. Почему?


ГЛАВА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1. Сущность внимания. Внимание как процесс и состояние.

2. Свойства внимания

3. Виды внимания

4. Физиологические механизмы внимания

5. Теоретические модели внимания

6. Развитие внимания

Методические рекомендации по изучению темы

Изучение темы следует начать с понимания положения о том, что внимание не существует как самостоятельного процесса. Внимание включено во все познавательные процессы и обеспечивают эффективность их осуществления. Основные свойства внимания, обеспечивающие эту эффективность устойчивость, концентрация, переключение, сосредоточенность и др. Следует обратить внимание, на условия, обеспечивающие эффективность этих характеристик в организации познания и практической деятельности.

Внимание существует и как процесс и как состояние: мы можем организовывать действие восприятия, контроля за своими действиями, но и характеризоваться общим состоянием готовности к восприятию, деятельности, решению задачи и т.п.. Понимание этих различий имеет не только теоретическое значение, но и понимание того, по каким механизмам следует организовывать этот процесс.

Проанализировать статьи из дополнительных материалов (Титченер Э., Рубинштейн С.Л., Рибо Т., Джемс У).

4.1. Сущность внимания. Внимание как процесс и состояние

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Избирательный характер сознательной деятельности, который является функцией внимания, в равной мере проявляется и в нашем восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении. Если бы такой избирательности не было, количество неотобранной информации было бы так неорганизованно и велико, что никакая деятельность не была бы возможна. Если бы не было торможения всех бесконтрольно всплывающих ассоциаций (связанных между собой представлений), организованной мышление, направленной на решение поставленных перед человеком задач, было бы невозможно.

Во всех видах сознательной деятельности должен иметь место процесс выбора основных, доминирующих процессов, составляющих предмет, на который человек обращает внимание, и наличие «фона», состоящего из тех процессов, доступ которых в сознание задержан, но они в любой момент, если появляются соответствующая задача, могут перейти в центр его внимания и стать доминирующими.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, что бы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласие которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.; Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимании можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализатор в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит том, что внимание все же является особенным феноменом, сводимым ко всем остальным.

Одной из характерных особенностей нашей духовной жизни писал известный американский психолог Э. Титченер, является т факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

4.2. Свойства внимания

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, так же, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания — характеристика внимания, состоящая в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание

Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. (Титченер Э. Внимание//Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.)

Концентрация внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте. Тот, кто умеет добиться концентрации своего внимания в нужный момент, способен на труд высокой степени продуктивности. Обычно внимание в максимальной степени должно быть сконцентрировано в моменты критической ситуации (например, при изучении наиболее трудных для усвоения фрагментов урока, рождении идеи произведения искусства, ожидании сигнала от воздушной цели при ее сопровождении по экрану радиолокатора и др.).

Концентрация внимания зависит от свойств нервной системы человека, от его темперамента. Так, действия дополнительных раздражителей при выполнении какой-то работы представляют помеху для меланхолика, но повышают концентрацию внимания у флегматика.

Отвлекаемость внимания - это явление непроизвольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутренних и внешних раздражителей, несовместимых с выполняемой в данный момент деятельностью. Отвлекаемость наблюдается из-за чередования состояний возбуждения и торможения коры головного мозга через 15-20 мин сосредоточенной работы.

Один из возможных приемов повышения устойчивости внимания основан на последовательном раскрытии в объекте, на который направлено в данный момент внимание, того нового, что может заинтересовать человека.

Из перечисленных выше свойств внимания формируются свойства личности, такие как внимательность (и обратное - невнимательность) и наблюдательность.

Внимательность - это свойство личности, обусловленное как организацией процесса деятельности, так и индивидуально-типологическими особенностями самой личности.

Наблюдательность - способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой-то цели детали, признаки или свойства. И. Павлов велел высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» - он высоко ценил это свойство личности.

4.3. Виды внимания

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие обусловлено внешними обстоятельствами и не требует предварительной постановки целей, задач и волевых усилий. В сознании человека отразится, и пример, вид пестро одетого прохожего, явление радуги на небосклоне в зимнее время.

Появление социального внимания связано с теми объектами и явлениями, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни (внимание к произведениям искусства, элементам общей культуры, достижениям науки и техники, международным событиям, спорту и др.).

По виду контакта с объектом различают:

привычное - обусловлено постоянной сферой интересов человека (инженера и художника, пришедших на выставку профессиональной книги, чаще всего привлекут различные отделы).

Произвольное внимание находится под контролем человека. Для этого, конечно, необходимо приложить какие-то волевые усилия. Особенно это характерно для ситуаций, когда заниматься делом желания нет, но текущие обстоятельства требуют его быстрого завершения. Предполагают, что произвольное внимание формируется на основе непроизвольного в про­цессе труда, т.е. источник произвольного внимания заключен в социальной, а не в биологической сфере.

В произвольном внимании выделяют:

- волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и тенденцией «сползания» внимания в сторону непроизвольного;

- выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде в густых зарослях лесного массива, или авиадиспетчера по обнаружению отметки воздушного лайнера на экране радиолокатора);

- спонтанное, первоначально вызываемое объектом из-за интереса к нему, но впоследствии удерживаемое в поле внимания усилием воли (услышав от друзей восторженный отзыв о художественной книге, человек с интересом начал ее читать, однако, разочаровавшись в ее содержании, продолжал это занятие, чтобы поддержать свой имидж в социально значимой для него среде).

Послепроизволъное внимание включается вначале волевым усилием, но растущий интерес к объекту впоследствии снижает уровень требуемых волевых усилий. Не зря же говорят, что начало - это уже полдела: заставив себя внимательно заниматься каким-то делом, можно увлечься им по мере получения результатов и затем выполнять его без видимых волевых усилий.

- опосредованное внимание к объекту при отсутствии непосредственного контакта с ним, порождаемое с помощью специальных приемов, средств и знаков (например, для привлечения внимания к объекту используются «узелки на память», указательные стрелки, указатели типа «Стой!» и др.);

- непосредственное внимание, порождаемое и удерживаемое самим объектом (например, человека привлек вид самого кафе, а не вывеска-указатель «Кафе», подсказывающая к нему дорогу).

Естественно, приведенная классификация видов внимания не исчерпывает все имеющиеся. Появление у человека того или иного вида внимания обусловлено многими факторами, среди которых наиболее эффективны те, которые имеют яркую эмоциональную окраску или вызывает глубокие чувства. В этом можно убедиться, если пройтись по улице, вглядываясь в лица прохожих. Большинство из них невозможно воспроизвести (в повседневности эти лица называют «незапоминающимися»). Но некоторые предстанут без особого труда, а именно те, которые «помечены» упомянутыми выше факторами.

4.4. Физиологические механизмы внимания

В течение длительного времени психологи и физиологи пытались описать те механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания. Однако эти попытки долго ограничивались лишь указанием на тот или иной фактор и скорее носили описательный характер, чем характер подлинного выделения физиологических механизмов внимания.

Одни из них (гештальт-психологи) считали, что направление и объем внимания определяются законами структурного восприятия. Другие (психологи-бихевиористы) показали, что направление внимания целиком определяется впечатлениями, потребностями и эмоциями и исчерпывается их законами. Наконец, третьи (подходившие к проблеме с позиций «моторной теории внимания») видели во внимание проявление тех моторных установок, которые лежат в основе каждого волевого акта, и считали, что механизмом внимания являются сигналы мышечных усилий, которыми характеризуется всякое напряжение, вызванное определенной, направленной на известную цель деятельности.

Легко видеть, что каждая из этих теорий выделяет определенный компонент, входящий в состав внимания, но фактически даже не пытаются подойти к вопросу об общих физиологических механизмах, лежащих в основе внимания.

Одной из наиболее ранних и интересных в этом смысле попыток была гипотеза известного физиолога Шеррингтона, которая в дальнейшем получила широко известное название «теории общего двигательного поля» или «воронки Шеррингтона». Наблюдая факт, что сенсорных нейронов в задних рогах спинного мозга значительно больше, чем двигательных нейронов, Шеррингтон высказал положение, что не каждый двигательный импульс может дойти до своего двигательного конца, что большое число сенсорных возбуждений имеют свое общее «двигательное поле», что отношение сенсорных и моторных процессов можно уподобить воронке, в широкое отверстие которой входят сенсорные импульсы, а из узкого отверстия выходят двигательные иннервации. Легко видеть, что среди сенсорных импульсов возникает «борьба за общее двигательное поле», в которой побеждают наиболее сильные, наиболее подготовленные или входящие в известную биологическую систему, импульсы. Несмотря на то, что Шеррингтон был одним из первых физиологов, исследовавших интегративную деятельность мозга, и сформулировавшим положение о системном строении физиологических процессов, теория «борьбы за общее двигательное поле» лишь в самых общих чертах приближается к указанию на физиологические механизмы, лежащие в основе внимания.

Такой же общий характер имеют и ранние высказывания И.П.Павлова, который уподоблял внимание (и ясное сознание) очагу оптимального возбуждения, движущегося по коре головного мозга наподобие «перемещающегося светового пятна». Идея очага оптимального возбуждения как основы внимания, оказалась в дальнейшем очень важной и подводила к некоторым существенным физиологическим механизмам внимания, но сама, конечно, была слишком общей, чтобы удовлетворительно объяснить этот процесс.

С физиологической точки зрения способность психики концентрироваться на отражаемом объекте или отвлекаться базируется на нескольких теоретических положениях: на принципе активности мозга и законе взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения.

Суть принципа активности мозга состоит в следующем: внимание возникает только при активной мозговой деятельности и общем бодрствовании организма. Современные взгляды на механизмы внимания фокусируются на идее поддержания психики человека в соответствующем состоянии бодрствования и состоянии избирательности. При этом здесь имеется оптимум: внимание ухудшается на фоне, как большой расслабленности, так и чрезмерной активности и эмоциональности.

Состояния бодрствования и избирательности обеспечиваются элементами нервной системы человека, связанными с ретикулярной формацией.

Ориентировочный рефлекс есть не что иное, как генетически заложенная реакция человеческого организма на любое изменение окружающей среды. Этот рефлекс по меткому выражению И. Павлова получил название рефлекса «Что такое?». Как бы ни были заняты люди своим делом, неожиданное или необычное событие, происходящее «здесь и сейчас», заставляет их отвлечься. Рефлекс проявляется внешне, например, в поворотах глаз и головы в сторону внезапно появившегося раздражителя, а также в приостановке текущей деятельности. Когда тишину читального зала нарушает входящий человек, многие невольно поворачивают взгляд на него, отрываясь от чтения. И происходит это чаще всего непроизвольно.

С ориентировочного рефлекса начинаются любые сложнорефлекторные акты. Он приводит все системы организма в готовность к экстренным действиям. Функционально ориентировочный рефлекс включает в себя два компонента:

- первичный сигнальный компонент, в задачу которого входит общая (неспецифическая) настройка различных рецепторных систем на восприятие сигналов от раздражителей;

- вторичный сигнальный компонент, решающий задачу актуальной избирательной настройки сенсорных систем для получения полезной информации о сигналах.

В отличие от других безусловных рефлексов ориентировочный рефлекс при многократном повторении одних и тех же сигналов (раздражителей) быстро исчезает. Это происходит по причине привыкания к этим сигналам. Вместе с тем при появлении в сигналах каких-то изменений ориентировочный рефлекс возобновляет свою «работу» на благо процессов внимания. Так, стоит лектору снять очки, понизить голос и выйти из-за трибуны (новый параметр сигнала!), как внимание в аудитории у слушателей резко возрастет.

Периферический механизм (механизм предвнимания по У. Найсеру) базируется на настройке органов чувств человека. Слово «периферический» появилось здесь из-за сравнения данного механизма с фильтром, отбирающим информацию на периферии «приемных устройств». Так, автомобилист, услышав в работе машины незнакомый звук, настраивает свой слух, поворачивая голову в сторону источника. Конечно, это механизм грубой обработки информации.

Закон взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга (установлен Ч. Шеррингтоном): внешний сигнал вызывает очаг возбуждения одних участков коры и одновременно торможение других. Из этого закона вытекают два принципа - доминанты и иррадиации.

Согласно принципу доминанты (лат. - господствовать), в нервной системе всегда имеется господствующий очаг возбуждения (группа нервных центров), который подчиняет себе все другие процессы, обусловливает характер текущей ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители и тем самым направляет поведение человека. По мнению А. Ухтомского, сформулировавшего этот принцип интегративной деятельности нервной системы, доминанта формируется в связи с появлением у человека потребности и соответствующих ей мотивов.

4.5. Теоретические модели внимания

Наиболее известными теоретическими моделями внимания, в общем виде представляющими этот познавательный процесс, являются следующие.

Моторные теории внимания (Р.Декарт, Я.Фриз, Г.Лотце, Т.Рибо, Н.Н.Ланге). Авторы этих теорий рассматривают внимание как как результат двигательного приспособления, которые «моментально» улучшают восприятие предмета или умственное рассмотрение идеи. Н.Н.Ланге подчеркивал, что в теоретическом исследовании внимания необходимо различать три разные момента: а) первоначальное обнаружение объекта или идеи; б)улучшающий их восприятие процесс; в)его результат – более ясное и отчетливое восприятие предмета или идеи. Исследование внимания, по мнению Н.Ланге, должно сосредотачиваться на втором звене – на том процессе, который ведет к улучшению первоначального сознавания объекта, на выяснении механизмов или способов действия этого процесса. Точка зрения самого Н.Н.Ланге состоит в том, что каждое ощущение или идея связана с каким-нибудь движением и, воспроизводя это движение, мы сообщаем ощущению или идее дополнительную интенсивность.

По существу, Н. Ланге сделал попытку «примирить» ряд концепций внимания, расставив их «по углам». Он подчеркнул, что различные концепции связывают внимание с тем или иным психическим процессом, в частности, с:

- двигательным приспособлением к объекту (перенос внимания с объекта на объект сопровождается мышечными движениями, создающими благоприятные условия для сосредоточения);

- эмоциями (эмоционально нейтральный объект не привлечет внимания);

- жизненным опытом (в процессе жизни человек вырабатывает свою индивидуальную систему распределения внимания, где одним объектам уделяется большее внимание, другим меньшее);

- «объемом» сознания, требуемым для восприятия того или иного объекта (объемные явления «выдавливают» из сознания менее объемные в силу ограниченности объема самого сознания);

- подавлением одного физиологического процесса другим и т.д.

Моторно-эмоциональная модель Т. Рибо.Основная гипотеза заключается в том, что внимание всегда вызывается эмоциями и сопровождается двигательной активностью в сфере дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, всех частей тела. Так, при повышенном внимании к объекту может наблюдаться, например, задержка дыхания, открытие рта и др. Ухудшение внимания также связано с мышечной усталостью всех этих систем. Следовательно, если научиться управлять этими процессами, то можно управлять и вниманием.

Вторая группа – теории, рассматривающие внимание как результат ограничения объема сознания (И.Гербарт, В.Гамильтон). Авторы объясняют внимание тем, что объем внимания ограничен и «сильные» представления вытесняют из него более слабые. Сила представлений с точки зрения И.Гербарта, определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и активности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации.

Третья группа – теории, которые считают внимание проявлением апперцепции как первичной духовной способности (Г.Лейбниц, И.Кант, В.Вундт) или (что мало отличается от первого) внутренней воли, автономной, первичной духовной силы (У.Джемс). Эти теории подчеркивают активный характер внимания, но объявляют его фактором, который призвагн все объяснить, но сам уже не объясним, есть нечто первичное, а главное - сверхприродное (и, следовательно, ненаучное).

Четвертая группа – теории классического ассоцианистического эмпиризма (Д.Хартли, Т.Браун, Дж. Милль, А.Бэн). Согласно этим теориям явления внимания суть результаты эмоций и отдельного процесса внимания не существует. Впрочем, и все остальные психические процессы представители этой школы сводят к разным ассоциациям ощущений и простейших чувствований (удовольствия-неудовольствия) – к памяти. То, что привлекает внимание, всегда так или иначе связано с интересами, а интерес – это эмоция; она то и сообщает объекту восприятия или представления дополнительную интенсивность, а с ней ясность, отчетливость и устойчивость в смене ассоциаций.

Пятая группа – теории внимания, которые рассматривают его как результат дополнительного возбуждения, исходящего от высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия (РэДекарт, И.Мюллер, Ш.Бонне). Эти теории изображают процесс так, что навстречу возбуждению, поступающему из органов чувств, центральные нервные инстанции посылают нервный импульс, который избирательно сосредотачивается на некоторых сторонах внешнего раздражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость.

Модель психологической установки Д. Узнадзе. Его рассуждения таковы. Психологическая установка как состояние заблаговременной настройки организма на определенную реакцию на предстоящие воздействия выражает состояние внимания. Установка становится причиной выделения объекта из других. Если рассматривать этот процесс во времени, то это и есть процесс объективизации.

Модель С.Л.Рубинштейна. По его мнению, внимание не имеет собственного представительства в психике. Это лишь сторона особой деятельности, направленной на объект и обусловленной самим объектом, а также потребностями, интересами, установками личности, т.е. ее общей активностью. Внимание определяется как определенная сторона или характеристика всякой деятельности субъекта или, что является выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.

По модели Л.С. Выготского, внимание фактически сводится к способу регулирования человеком своего поведения. Здесь выделены составляющие натурального и культурного развития, которые в период до его раннего детства поочередно передают «эстафету» друг другу, но со временем инициатива в процессах формирования внимания все больше переходит от внешних средств («от указательного пальца взрослого человека») к внутренним стимулам, представляющим культурную составляющую.

Представляет значительный интерес теория П.Я.Гальперина, его гипотеза внимания как самостоятельной формы психической деятельности. П.Я.Гальперин, проанализировав все неудачные попытки установить внимание как самостоятельную форму психической деятельности, справедливо указывает, что их «общий принцип неудач» составляет неосознанное, но стойкое убеждение, что за вниманием скрывается или какой-нибудь другой психический процесс или физиологические механизмы, а само внимание – это только «явление». Два обстоятельства способствовали такому убеждению. Во-первых, внимание никогда не выступает отдельно, а всегда вместе с какой-нибудь другой деятельностью, как ее сторона или характеристика. Во-вторых, внимание не дает отдельного продукта, а всего лишь улучшает процесс и результат деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, все самостоятельные формы психической деятельности известны, главным образом, по их характерному продукту; что же касается улучшения деятельности – этого основного эффекта внимания – то его можно объяснить и не привлекая добавочный фактор (например, как результат изменения организации деятельности, большего сосредоточения на ней усилий).

Эти две трудности одновременно устраняются, если найти такое действие, единственным продуктом которого является улучшение другого действия и которое поэтому всегда осуществляется вместе с ним. Таким действием, по мнению П.Я.Гальперина, является контроль; проверяя основную деятельность и ее результат, контроль способствует их совершенствованию, иного продукта не имеет и всегда связан с ними. Именно контроль как отдельное действие. Если рассматривать внимание как психологическую форму контроля, то как считает П.Я.Гальперин, легко объяснялись и устранялись бы упомянутые две другие трудности для его признания в качестве самостоятельного действия. Но тогда выступает другая, еще более значительная трудность: превращение внешней предметной деятельности субъекта в его «внутреннюю» психическую деятельность нигде не наблюдается и тем более не прослеживается. В обычных условиях формирование действия, как правило, совершается путем «проб и ошибок» с отбором удачных проб главным образом по конечному результату. Процессуальное содержание этих проб, а также их отношение к их объективным условиям большей частью не осознаются. Даже виртуозно овладев действиями, субъект почти ничего не может сказать ни о процессе их формирования, ни об их действительных механизмах. В «явлениях» внимания уже нельзя обнаружить предметное содержание контроля, а различие между ними и этим содержанием так велико, что делает неправдоподобной мысль об их генетической связи.

Перенос предметного действия в умственный план и его преобразование в нечто такое, что в самонаблюдении представляется «психическим процессом», можно проследить только при так называемом «поэтапном формировании умственных действий». Начнем с той фазы, когда предметное содержание действий, «пересаженных в человеческую голову», выступает с полной очевидностью. Эта фаза отчетливо наблюдается, когда выполнение действий в уме еще не полностью освоено или встречает затруднения и поэтому совершается развернуто, в замедленном темпе; например, когда мы проводим в уме трудные математические вычисления, исторический или грамматический анализ или мысленно прослеживаем, оцениваем, сравниваем преимущества и недостатки разных автобусных маршрутов. Наличие таких умственных действий есть простой и всем известный факт, а их принадлежность к разным областям объективной действительности или жизненной практики тоже не вызывает никаких сомнений. Не менее хорошо известен тот факт, что когда эти «умственные действия» стереотипно повторяются, то их промежуточные звенья выпадают из сознания, а результат появляется как бы сразу, в сопровождении своего рода чувств «это так!» или «что-то не так!». Сопоставляя эти наблюдения мы получаем картину единого процесса, в котором развернутое выполнение действия «в уме» располагается как бы посередине между тем же действием в его внешней форме, с одной стороны, и его сокращенным и автоматизированным выполнением в уме – с другой; в последнем случае для самонаблюдения предметное содержание действия уже не выступает, процесс представляется только чувством некоего движения, только «мыслью», за которой непосредственно следует ее результат.

Эта картина намечает в самых общих чертах формирование нового конкретного психического процесса: сначала это внешнее предметное действие, затем – его развернутое воспроизведение в умственном плане; здесь оно подвергается дальнейшим изменениям, в результате которых предметное содержание выпадает из сознания (хотя само действие продолжает выполняться и производить свой естественный продукт).

В процессе поэтапного формирования умственных действий явственно различаются две основные части каждого действия: ориентировочная и исполнительская. В системе ориентировочной деятельности контроль занимает особое место. Даже те действия, для которых есть готовый механизм, нуждаются в контроле, потому что работа всякого реального механизма может нарушаться и давать сбои. Тем более нуждается в контроле действие, которое только формируется и еще не имеет готового механизма. Такое действие реализуется по отдельным, посильным для субъекта отрезкам, правильное сочетание которых может быть представлено на общей схеме этого действия. В поэтапном обучении такая схема записывается на карточке и субъект выполняет действие, следя за ее последовательными указаниями; затем по этим же указаниям действие и проверяется. Таким образом, одна и также схема действия служит и для его выполнения, и для его контроля.

Сначала контроль производится после исполнения, как развернутое сопоставление фактического процесса с его образцом. Но затем, в результате систематического применения и подкрепления схема ориентировочной основы действия усваивается и становится достоянием памяти. Отпадает необходимость обращаться к ее внешней записи: содержание намечаемого действия накладывается на фактическое исполнение и непосредственно сличается с ним. В это время контроль все более сближается с основным действием и практически выполняется как бы одновременно с ним. А далее, по мере дифференцирования действия, возрастает его стереотипность и начинается его автоматизация. Тогда из внешне представленной схемы ориентировочная основа действия превращается в динамический стереотип, его «нервную модель». Это физиологическое отражение предметного содержания действия одновременно служит и производящим механизмом, и акцептором обратной связи афферентации от его фактического исполнения. Так две функции ориентировочной основы действия – образца для исполнения и эталона для контроля – сливаются в потоке прямой и обратной афферентации. На этой заключительной стадии не только исполнение действия, но и контроль за ним, в основном происходят автоматически. Но если от основного действия остается его результат, то от контроля сохраняется только направленность на это основное действие и сосредоточенность на нем, а субъективно – только «чувство» (согласования или рассогласования действия с его нервной моделью).

Общая эволюция контроля представляется в таком виде. В самом начале контроль, направленный на основное действие как на свой объект, естественно, только следует за ним. Затем контроль начинает все более совпадать с основным действием и, наконец, далее опережать его. Причина и польза такого опережения заключается в том, что контроль распространяется и на предварительную ориентировку в ситуации – для выделения и учета таких ее индивидуальных особенностей, которые являются единичными, одноразовыми и поэтому не могут быть включены в общую схему; но их возможность должна быть предусмотрена, а наличие установлено, так они требуют такой же индивидуализации исполнения. С конечного результата действия контроль постепенно распространяется на все более ранние фазы ориентировочной деятельности; при этом он везде совпадает с ней по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени. Естественно, что на этой заключительной стадии для всякого наблюдения, и внешнего, и внутреннего, контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное исполнение основного действия. А отсюда, считает П.Я.Гальперин, ясно, не всякий контроль есть внимание! Пока контроль выполняется как развернутая предметная действительность, он сам требует внимания. Контроль получает форму внимания, становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Не только по происхождению, но и по действительному, скрытому от всякого наблюдения содержанию, по своему механизма и объективно выполняемой работе внимание остается предметным действием – действием контроля.

Конечно, трактовка внимания как отдельной психической формы психической деятельности пока остается гипотезой. Но помимо устранения теоретических трудностей, ее преимущество в том, что она открывает возможность экспериментального исследования и проверки, возможность планомерного формирования внимания. Зная его содержание как предметной деятельности и пути формирования последней как умственной деятельности, мы сможем обучать внимании, подобно всякой другой психической деятельности.

С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного, и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное, и непроизвольное внимание должно быть создано, воспитано в индивидуальном опыте; у человека – всегда по общественно данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны заранее отбираться как самые успешные и перспективные для каждой сферы деятельности, на каждом уровне развития.

Согласно модели Ю.Б. Гиппенрейтер, внимание не имеет собственных самостоятельных свойств. Это лишь отражение в сознании человека внутренней работы по организации деятельности на ее ведущем уровне. Поэтому внимание можно изучать только в процессе наблюдения именно ведущего (по Н. Бернштейну) уровня деятельности.

4.6. Развитие внимания

Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий.

В процессе развития внимания выделяют несколько стадий

На 1-й стадии имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии весом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: