4. Правоотношение имеет сознательно-волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых отражается воля государства. С другой стороны, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.
5. Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к определенным лицам — участникам правоотношения.
6. Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях подкрепляется его принудительной силой.
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства называются юридическими фактами. Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. С правообразующими юридическими фактами нормы права связывают возникновение правоотношений ( трудовой договор о приеме на работу ), с правоизменяющими — изменение правоотношений (перевод на другую работу в рамках одного предприятия), а с правопрекращающими — прекращение правоотношений ( увольнение работника ).
Кроме того, все юридические факты подразделяются на события и действия. События — это такие жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие). Действиями же называют жизненные обстоятельства, которые являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (заключение договоров). В свою очередь, действия делятся на правомерные, которые соответствуют предписаниям норм права, и неправомерные, которые нарушают требования правовых норм.
Всякое правоотношение имеет структуру (или состав ), включающую три элемента: субъект, объект и содержание правоотношения.
Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица. Физические лица — это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью. Юридические лица — это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности. Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью, включающей три юридических свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Российским законодательством не предусматривается возможность лишения граждан правоспособности. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности. Содержание и объем дееспособности зависят от возраста, состояния здоровья и законопослушности субъекта. Полная дееспособность физических лиц по российскому гражданскому законодательству наступает с 18 лет. Кроме того, полная гражданская дееспособность возникает и у лиц, вступивших в брак до 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным органами опеки и попечительства (с согласия законных представителей подростка) или судом (при отсутствии такого согласия), если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Указанный порядок называется в гражданском законодательстве эмансипацией.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ограничена: они могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных предавителей. Без их одобрения несовершеннолетние могут распоряжаться собственным заработком, стипендией и другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения. Правда, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей несовершеннолетнего может лишить последнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами.
Трудовая дееспособность возникает с 15 лет, однако российское законодательство о труде допускает возможность приема на работу учащихся образовательных учреждений с 14 лет для выполнения легкого труда в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителей.
Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения (получение подарков), самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными их законными представителями.
Деликтоспособность представляет собой способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Фактически деликтоспособность представляет собой дееспособность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Деликтоспособность также зависит от возраста и состояния психики субъекта.
Вторым элементом состава правоотношений является его объект. Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение.
Содержание правоотношения образуют субъективные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения. Субъективное юридическое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юридических обязанностей другими лицами и гарантируемую государством. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.
6. Правосознание и правовая культура
Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни ( научное, эмпирическое и др.) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание.
Правосознание — форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей:
1. В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.
2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность ).
3. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.
Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию. 1. Правовая психология — система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям ). На основе психологических элементов формируются идеологические.
2. Правовая идеология — это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей.
По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека.
В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.
Обыденное ( эмпирическое ) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.
Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.
На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное ( теоретическое ) правосознание. Его содержание — правовая идеология, форма выражения — нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества.
С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.). Правовая культура в узком смысле — это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры — социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.
Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая психология), и идеологические элементы (правовая идеология), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).
Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.
Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.
Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.
Выделяют следующие формы правового воспитания:
а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.);
б) формирование правосознания и правовой культуры в семье;
в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику;
г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях;
д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;
е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр);
ж) система юридической учебы ( курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов ).
Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.
7. Правонарушения
Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может, как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором — о правонарушении. Правомерное поведение — это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм.Правонарушение же представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения.
Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Правонарушение характеризуется рядом признаков:
1. Правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Мысли, интеллектуальная деятельность человека, его желания, если они не воплотились в поступках, не могут считаться правонарушением.
2. Правонарушение — это противоправное деяние, т. е. такое деяние, которое запрещено нормами права. Противоправность имеет место и при неисполнении юридической обязанности. То, что правом не запрещено, не является правонарушением (например, неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица).
3. Правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно.
4. Не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица.
5. Правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом.
6. Правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступает тогда, когда есть состав правонарушения, т. е. необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности.
Правонарушение следует отличать от аморального проступка. Социальные ценности общества охраняются не только правом, но и моралью. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова. Отличие правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности: правонарушение посягает на общественные отношения, находящиеся под охраной закона. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. К тому же степень общественной опасности аморального проступка значительно ниже опасности правонарушения.
В повседневной юридической практике часто используется понятие «состав правонарушения», которое служит обоснованием для привлечения лица к ответственности. Состав правонарушения — это совокупность установленных законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. В составе правонарушения выделяют объект, субъект, объективную и субъективную стороны правонарушения.
Объект правонарушения — это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб.
Субъект правонарушения — это лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону правонарушения образуют те элементы противоправного, общественно опасного деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт волевого поведения ( действие или бездействие, вредоносный результат деяния, причинная связь между деянием и результатом, а также место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения ).
Субъективную сторону правонарушения образуют цель, мотив, вина. Мотив представляет собой то побуждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения. Цель — это представление субъекта о результате совершаемого правонарушения. Под виной понимают психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Различают две формы вины — умысел и неосторожность. При умышленных правонарушениях лицо сознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия, желает или сознательно допускает их наступление. Неосторожное правонарушение характеризуется тем, что лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо вообще не сознает общественную опасность своего деяния, не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно и могло бы их сознавать и предвидеть.
Установление соответствия деяния всем элементам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения. Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава.
Все правонарушения подразделяются напреступления и проступки. Преступлением называется общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения такого вреда. Проступок представляет собой менее опасное противоправное деяние. В зависимости от характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций проступки делятся на:
а) административные проступки — правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и др.);
б) дисциплинарные проступки — противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины;
в) гражданские правонарушения (деликты) -- правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и др.
8. Юридическая ответственность и ее виды
Юридической ответственностью называются неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме. Нормативным основанием юридической ответственности является правовая норма, предусматривающая ответственность за определенный вид деяний. Фактической основой привлечения лица к юридической ответственности служит совершение имправонарушения.Без правонарушения нет и юридической ответственности. Необходимо и издание правоприменительного акта (например, приговора суда) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к юридической ответственности.
Юридическая ответственность обладает следующими отличительными признаками:
а) имеет ретроспективный характер, т. е. представляет собой реакцию государства на уже совершенное в прошлом правонарушение;
б) устанавливается государствомв нормах права, а точнее, в их санкциях и обеспечивается его принудительной силой;
в) налагается компетентными государственными органамив ходе правоприменительной деятельности в строго определенных законом процедурных формах;
г) заключается в неблагоприятных для правонарушителя последствиях личного, имущественного и иного плана, которые он обязан претерпевать независимо от своего желания или нежелания.
Основной и наиболее общей целью юридической ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечения в обществе законности и правопорядка. Данная цель обусловливает функции юридической ответственности, к которым относятся:
а) функция возмездия за совершенное правонарушение ( карательная функция ), которая имеет своей целью наказание виновного в совершении правонарушения, воздаяние ему за содеянное;
б) правовосстановительная функция, имеющая целью компенсацию причиненного правонарушителем морального или материального вреда, восстановление нарушенного права;
в) предупредительная (превентивная) функция, заключающаяся как в предупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонарушителем (частная превенция), так и в предупреждении всего общества о невыгодности и наказуемости противоправных деяний (общая превенция);
г) воспитательная функция, целью которой является воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей.
Достижению указанной цели служат следующие основные принципы осуществления юридической ответственности:
1. Юридическая ответственность налагается на правонарушителя только за поступки: человек не может быть привлечен к ответственности за мысли, если они не высказаны.
2. Юридическая ответственность неотвратима: любое правонарушение влечет за собой юридическую ответственность.
3. Юридическая ответственность налагается только компетентным органом, на основе закона и в соответствии с установленной процедурой.
4. За противоправный поступок несет ответственность только тот, кто его совершил. За одно и то же правонарушение юридическая ответственность наступает только один раз.
5. Наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать содеянному.
6. Привлечение к юридической ответственности возможно только при условии вины правонарушителя. Безвинное привлечение к ответственности, называемое объективным вменением, законом запрещается.
В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.
1.Гражданско-правовая ответственность — это вид юридической ответственности, представляющий собой способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав, который выражается в несении им обременительных обязанностей имущественного характера с целью восстановить имущественное положение потерпевшего. Главная особенность гражданско-правовой ответственности состоит в том, что она носит имущественный характер и направлена на компенсацию причиненных кредитору убытков, т. е. наступает прежде всего перед кредитором, а не перед государством. Кроме того, санкции, применяемые в рамках гражданско-правовой ответственности, предусматриваются не только законодательством, но и договором. Основанием гражданско-правовой ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон своих обязательств, предусмотренных договором, или иное причинение вреда в результате противоправного действия, не связанного с нарушением договора. Поэтому различают два вида гражданско-правовой ответственности — договорную и внедоговорную.
Договорная гражданско-правовая ответственностьнаступает для участников какого-либо гражданского договора в случае его неисполнения или несоблюдения (например, неоплата поставленных товаров). Различают две основные формы договорной ответственности: возмещение убытков и уплата неустойки. Под убытками понимаются: а) расходы, связанные с восстановлением нарушенного права кредитора, утратой или повреждением его имущества (реальный ущерб);б) неполученные доходы, которые кредитор получил бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Неустойка представляет собой заранее установленную денежную сумму, которую в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения договора должник обязан заплатить кредитору.
Внедоговорная гражданско-правовая ответственностьнаступает при причинении вреда жизни, здоровью человека или имуществу организации (например, причинение вреда в результате ДТП, несчастного случая на производстве и др.). В этом случае ответственность наступает в форме возмещения убытков.
Независимо от возмещения имущественного вреда гражданин, которому причинили физический или нравственный ущерб, имеет право на компенсацию морального вреда. Компенсация осуществляется в денежной форме, и ее размер определяется судом.
2.Материальная ответственность — это вид юридической ответственности, состоящей в обязанности одной из сторон трудового договора (работника или работодателя) возместить материальный ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного, противоправного неисполнения своих трудовых обязанностей. Материальная ответственность работника наступает только за действительный (реальный) ущерб (упущенная работодателем выгода работником не возмещается) и может быть ограниченной или полной. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает работодателю сумму в размере действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность, равная размеру причиненного ущерба и не зависящая от получаемой работником зарплаты, наступает только в случаях прямо указанных в Трудовом кодексе РФ: за недостачу ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или поученных по разовому документу; за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; за ущерб, причиненный в результате преступных действий работника, установленных приговором суда, и в некоторых других случаях.
Существует три способа взыскания причиненного ущерба:
— добровольный (со стороны работника, причинившего ущерб);
— по распоряжению работодателя путем удержания из зарплаты работника, если сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка. Работодатель должен издать приказ об этом не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба;
— в судебном порядке (если работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, сумма которого превышает среднемесячную зарплату виновного).
Материальная ответственность работодателя за причиненный работнику ущерб возникает в связи с противоправным лишением работника возможности осуществлять трудовую функцию и получать заработную плату, обусловленные трудовым договором (например, в случае незаконного увольнения, задержки выплаты зарплаты и выдачи работнику трудовой книжки). Работодатель возмещает ущерб в полном объеме. Моральный ущерб возмещается в размере, определенном соглашением сторон или судом.
3.Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, наступающий за совершение дисциплинарных проступков и выражающийся в объявлении нарушителю трудовой дисциплины властью администрации дисциплинарного взыскания. Различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность может быть возложена на каждого работника, совершившего дисциплинарный проступок. Применяемые в данном случае меры дисциплинарного взыскания установлены трудовым законодательством и не могут быть изменены по воле администрации. К ним относятся: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренным законом. Специальная дисциплинарная ответственностьсвязана с исключительными условиями труда отдельных работников (например, судьи) и значимостью выполняемых ими трудовых обязанностей. Специальной дисциплинарной ответственности соответствует определенная группа взысканий, которая устанавливается федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине и может применяться к работникам отдельных категорий.
Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Перед объявлением взыскания, которое должно быть оформлено приказом по организации, от нарушителя должно быть затребовано письменное объяснение. За каждое нарушение дисциплины труда может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Если в течение года со дня применения мер дисциплинарной ответственности работник не получит нового взыскания, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято работодателем и ранее этого срока.
4.Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного правонарушения (проступка). Основанием для привлечения к административной ответственности служит уже сам факт виновного нарушения лицом правил установленных государством, независимо от наличия или отсутствия вредных последствий совершенного правонарушения. Система административных наказаний закреплена в Кодексе об административных правонарушениях и включает в себя предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию. Применение мер административной ответственности не влечет за собой судимости для правонарушителя.
5.Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, налагаемый судом на лицо, совершившее преступление. Мерой уголовной ответственности является наказание, которое представляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающуюся в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В Уголовном кодексевиды наказаний перечислены в определенной последовательности в соответствии со степенью их тяжести: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Понятие прав человека — одно из самых дискуссионных в юридической науке. Наиболее общее определение исходит из естественно-правовой теории. Согласно ей, права человека — это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. Сторонники же позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам. В повседневной практике часто используется следующее определение: права человека — это формально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинством называется признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека — источник его прав и свобод. Под свободой понимается самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.
Признание за человеком свободы и достоинства, с одной стороны, способствует уважительному отношению к каждому индивиду, с другой — признанию за ним соответствующих возможностей.
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространенной является классификация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека.
Гражданские (личные) права — это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а следовательно, на защиту государства), свобода совести, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.
Политические права — права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.
К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд ( не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом ), на защиту от безработицы и др.
Государство закрепляет и защищает социальные права граждан — права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на жилище, право на медицинскую помощь ( бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения ), право на защиту материнства и детства, право на образование, право на благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность ( пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д. ).
По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека. К первому поколению относят гражданские и политические права (иногда они называются неактивными, так как для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия). Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX в. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). Третье поколение называют правами народов. Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в. Важнейшими из них являются: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа.
По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.
По кругу субъектов права делятся на индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (права, принадлежащие группе лиц, существующих как общность: инвалиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).
Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в ряде региональных документов.
Всеобщая декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация — это своеобразный регулятор отношений, между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.
Велико значение и международных пактов 1966 г. Оно заключается в том, что впервые:
а) государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан;
б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;
в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.
В отличие от вышеназванных документов ценность Европейской конвенции состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации, под которой понимают фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международных правовых норм в национальное законодательство.
10. Конституция в иерархии нормативных актов
Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio — установление, учреждение, устройство). Конституция — это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов конституция:
а) является актом основополагающего характера ( конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);
в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно, по крайней мере, не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);
г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;
д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.
Первая писаная конституциябыла принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая из нескольких тысяч некодифицированных законов.
Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава — права и свободы человека и гражданина, третья глава — федеративное устройство государства, четвертая глава — правовой статус Президента, пятая глава — правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава — порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава — принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второйраздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, палаты Федерального Собрания, Правительство РФ, законодательные органы власти субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое решение может быть принято лишь Конституционным Собранием, которое созывается в соответствии со специальным федеральным конституционным законом в том случае, если предложение о внесении поправок в эти главы поддерживается 3/5 голосов от общего состава Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой. Во втором случае Конституционное Собрание либо само принимает проект новой Конституции (2/з голосов от общего числа членов), либо выносит его на референдум.
Поправки к главам 3—8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2/з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/з субъектов РФ.
Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.
В системе российского законодательства особое место занимаютфедеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой-либо определенной отрасли права ( Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы ). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй содержатся непосредственно действующие правовые нормы.
Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).
11. Основы конституционного строя РФ
Конституционный строй — это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.
| Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
| 1. Народовластие | Ст. 1, ч. 1. Ст. 3 | Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть:а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления |
| 2. Федерализм | Ст. 1, ч. 1. Ст. 5 | Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией. |
| 3.Правовое государство | Ст. 1, ч.1 | Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы |
| 4.Разделение властей. | Ст. 10 | Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную,разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов |
| 5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина. |
| 6.Российская Федерациясоциальное государство | Ст. 7 | Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.В Россииохраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др. |
| 7. Суверенитет | Ст. 4 | Суверенитет — неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФпри решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе.Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантирует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ на всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ. |
| 8.Экономическое многообразие. Свобода экономической деятельности. | Ст.8, ст.9, ч. 2 | Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция. |
| 9.Политическое многообразие (плюрализм). | Ст. 13, ч.3-5 | В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функционирующих в обществе, в том числе многопартийность.Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя,целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды. |
| 10.Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1—2 | В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной. |
| 11. Светский характер государства | Ст. 14 | Церковь в РФ о |