Хозяйственная деятельность и общество

ТЕМА 1

1. Общая характеристика хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их разнообразных потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой — в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений), и объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и жертв. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добывания и приспособления к использованию. Эти блага называются хозяйственными.

Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста-теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, жертв. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство — это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение — это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен — это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.

Потребление — это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: постоянно повторяясь, оно исторически развивается — идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью примитивных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей. Хотя производство вообще — это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Согласно марксистскому учению, соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности выражаются следующим образом.

Производство — основа жизни и источник прогресса человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности; потребление — конечным пунктом; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающее производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством — появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в свою очередь они оказывают активное обратное воздействие на производство.

Таким образом, согласно марксистской теории налицо примат производства. Сегодня далеко не все экономисты разделяют это теоретические положение. Так, С.В.Брагинский, Я.А.Певзнер пишут: "Первичность производства всегда трактовалась в марксизме как начало начал научной политической экономии и всей общественной науки. Насколько такой подход обоснован? Если иметь в виду, что раньше, чем обменивать, распределять и потреблять, нужно произвести, то такое утверждение представляет собой банальность, лежащую за пределами науки. Экономическая наука как наука начинается не с производства, а с обмена, с торговли, с рынка..."

Низкий уровень жизни российского народа отдельные экономисты связывают с исходной теоретической посылкой о примате производства в экономической политике бывшего СССР, где производство развивалось ради производства, в ущерб социальной сфере, сфере услуг, производства предметов потребления — того, что чрезвычайно необходимо человеку. Некоторые экономисты подвергают сомнению это теоретическое положение, указывая на необходимость учета современного реального уровня развития общества, его материальной базы, его зависимости от развития духовной сферы, разума человека, ноосферы.

Хозяйственная деятельность отдельного человека, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о хозяйственной деятельности человека выделяет естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией. Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, численность населения, качество питания, жилища, одежды и др. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, площадь земного шара равна 510,2 млн кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря и океаны. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразны флора и фауна — все это определяет условия хозяйствования.

Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В Древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кандии существовал закон, согласно которому отбирались молодые люди обоего пола, отличающиеся красотой и силой, их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня безусловно признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психологические качества, не только здоровье, но ряд болезней. Бедность, сопряженная с плохим питанием, плохие гигиенические условия выражаются в росте смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений. Важно помнить, что все меры по улучшению наследственности оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны прежде всего питанием и дыханием с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнеде­ятельность людей, а земное (результат этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство — так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянии биосферы — ноосфере (разумный слой вокруг нашей планеты).

Биологическое единство и равенство всех людей — это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а в хозяйственной жизни — закономерное и неизбежное стремление к принципам социальной справедливости.

В XX в. человечество в процессе своей жизнедеятельности стало единым целым, ибо сегодня нет ни единого уголка Земли, где бы человек не мог жить и работать, расширились обмен информацией, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ и т.д. Все это стало возможным благодаря технике, созданной человеком. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие проблемы: экология, освоение космоса и океана, разоружение, обеспеченность энергией, сырьем, продовольствием и др.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основными из которых является отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое выражение в результатах хозяйствования. А.Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, кроме как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная соб­ственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда и другие экономические институты. Замена бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы "очищает" социальную сферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих воспитывает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному отстаиванию своих интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание и образование, содействуя физическому и умственному развитию, девают человека более способным к труду и отражаются на наследственности. Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных — 37 лет. В России в конце XX в. средняя продолжительность жизни составляла 59 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих".

Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня (на этом тезисе построено учение К. Маркса о прибавочной стоимости). Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов и отдыхать 8 часов. Если это соотношение нарушается (увеличиваются часы работы), то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти.

2. Эволюция экономической мысли

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV— III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551—479 гг. до н.э.), проводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй — уделом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей — Ксенофонта (430— 354 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах "Домострой" и "Экономикос" он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас, понимании, а в широком — как рабовладельческое хозяйство.

Сегодня изменилось и понимание термина "экономика". Считается, что этот термин изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял "экономику" (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и "хрематистику" (искусство наживать богатство, делать деньги).

Термин "экономика" в современных условиях имеет следующие значения:

1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);

2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);

3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Аристотель — первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его две работы "Этика" и "Политика". Его заслуги заключаются в том, что он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что "подвергается обмену", стремится найти закон образования и изменения (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о полезности как об основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только с позиций полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116—27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234—149 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. н.э.), Сенеки (4—65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99—55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах "О земледелии" и "Системе уроков" утверждает, что рабы должны трудиться постоянно — и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варрон — сторонник мягкого принуждения к труду (его работа "Сельское хозяйство"), а Юний Модерат Калумелла (его работа "О сельском хозяйстве") признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда. Проблемы собственности исследовались римскими юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гер-могена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.).

Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания. В то время в экономике превалировал нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучение реальной действительности), иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея частного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатств (и в этом заслуга, ибо они первыми заговорили об этом). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Так, англичанин У.Стаффорд (1554—1612) в своем памфлете "Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников" (1581) отмечал, что решение многих экономических проблем основано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т.Ман (1571 — 1641), A.M. де Ваттевиль (1575-1622), Г.Скаруффи (1519-1584), Д.Норе (1641-1691), Д.Юм (1711-1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Т.Ман и А.Монкретьен де Ваттевиль.

Т.Ман — английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "эко­номика" считались почти однозначными. Т.Ман главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

А.Монкретьен де Ваттевиль — простолюдин, его отец был аптекарем. Экономический советник, градоначальнике 1617 г. — поэт, мятежник, дуэлянт, прожил бурную, полную приключений жизнь подобно героям романа А.Дюма "Три мушкетера", был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть этого термина произошла от греческого слова "политейя" (дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства в целом, а не отдельного рабовладельческого или городского хозяйства, как у Аристотеля). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, "главной целью различных ремесел" и лучшим способом приобретения могущества государства.

А.Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды..." Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".

Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер. В то время в экономической науке позитивный подход вытеснил нормативный.

Особое место в развитии экономической теории как науки занимают У.Петти (1623—1686) в Англии и П.Буагильбер (1646—1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке — политической экономии. Работы У.Петти — "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1646), "Кое-что о деньгах" (1682). Последнюю работу Ф.Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Заслуга У.Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать". П.Буагильбер также предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин "физиократы" образован от греческих слов phisis и kratosw дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Ф.Кенэ (1694—1774). Он родился в семье крестьянина, занимавшегося торговлей, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф.Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы'1 (1758), в которой сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировались талантливые ученики и сторонники: В.Р.Мирабо-старший (1715—1789), Дюпон де Немур (1739—1817), А.Р.Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823).

А.Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга — 'Теория нравственных чувств".

А.Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план — дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). Систематизировав в этой книге всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, А.Смит тем самым выполнил историческую задачу. Основная идея в его учении — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда как условие повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало настольной книгой ученых-экономистов Запада.

Д.Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние, отошел от коммерческой деятельности, будучи крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд — "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809—1817). Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. А.Смит сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, указал на тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Заслуга Д.Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось, и на смену монисти­ческой концепции приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически подорвавшая трудовую теорию стоимости.

На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в кон не XIX — начале XX в. Так, В.Я.Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) — вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений и тем самым теряла способность к историческому анализу и развитию. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. Его источник понятен: ненавидя абсолютную монархию, классики невольно приуменьшали значение государственного регулирования хозяйственнных отношений,

Последователи классической политической экономии Р.Торренс, Дж.С.Милль, Д.Р.Мак-Куллох и противники Д.Рикардо — Т.Р.Мальтус, С.Бейли, Н.У. Сениор по существу осуществили переход от теории стоимости к теории спроса и предложения. Теория цены у них вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства — трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций — теоретические абстракции.

Определенным этапом-эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Ж. де Сисмонди (1773—1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — "Новые начала политической экономии" (1819), где он выступил с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр своего экономического учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.

Идею создания нового общества, понимая его каждый по-своему, выдвинули социалисты-утописты А . Сен-Симон (1760—1825), Ш.Фурье (1772-1837) - Франция, Т.Мор (1478-1535), Р.Оуэн (1771 — 1858) — Великобритания, Т.Кампанелла (1568—1639) — Италия. Они выступали с критикой существующего строя и требованиями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, снятия противоположностей между умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Они были в основном за эволюционное развитие общества.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И.Лениным (1870—1924), а также русскими и советскими экономистами вплоть до 80-х годов XX в.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Необходимо отметить, что впервые попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата была предпринята социалистами-рикардианцами (Т.Годскин, У.Томпсон и др.). К.Марксом и Ф.Энгельсом она была осуществлена более последовательно и глубоко.

К.Маркс — немецкий мыслитель-энциклопедист, родился в семье адвоката. Отличаясь большой работоспособностью и увлеченностью, К.Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал в основном от родителей жены, баронессы фон Вестфален, и своего друга и соратника Ф.Энгельса, потомственного фабриканта. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К.Маркса — "Капитал" (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Ф.Энгельс называл "Капитал" библией рабочего класса. Несмотря на сложный язык и некоторые несоответствия отдельных положений теории реальной жизни, на которые указывал Ф.Энгельс, это произведение можно отнести к шедеврам экономической науки. Главные открытия, сделанные К.Марксом: было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, причинах смены формаций; были раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречие, исторически переходящий характер капитализма как формации; были разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, о противоречиях товара, о прибавочной стоимости; была раскрыта сущность абсолютной ренты, наемного труда; была дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

Догматическое изложение главных идей марксизма при попытке построить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению. Оно не лишено отдельных недостатков, один из которых — то, что главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, а практические рекомендации для процветания общества в настоящем оказались на заднем плане.

Идеи, изложенные в работах К.Маркса, нашли отдельных последователей среди известных западных экономистов. В то же время марксизм подвергался и подвергается сейчас самой суровой критике.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К.Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851 — 1914), а также английский экономист У.С.Джевонс (1835-1882).

Маржинализм (от англ. marginal — предельный) — это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи — использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребности при добавлении единицы оцениваемого продукта (в отличие от затратной концепции). Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. На базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложение, цены. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

Данный термин является производным от латинского слова "марго", в переводе означающего "край", "граница", "предел". Он представляет собой методологический принцип экономического анализа, основанный на использовании предельных величин. Его сторонники своей первоочередной задачей ставили создание концепции коренным образом отличающейся от теории трудовой стоимости, разработанной классической школой политэкономии. С этой целью был подвергнут пересмотру понятийный аппарат классической школы. Термин "стоимость" был заменен ими на термин "ценность", а термин "товар" – на термин "хозяйственное благо". Центральным пунктом экономического анализа, по их мнению, является не “стоимость”, а “полезность”, т.е. "потребительная стоимость”. А это означало полную замену трудовой теории стоимости теорией предельной полезности.

Одним из широко известных теоретиков математической школы является Л.Вальрас (1834—1910), швейцарский экономист. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой — анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений. Последователи этой экономической школы рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. По мнению экономистов-математиков, составляющими рыночной системы являются рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.

С критикой марксизма в 1899 г. выступил Э.Бернштейн (1850— 1932). В книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" он изложил свой взгляд на марксизм, дал трактовку понятия "экономической стоимости" как совокупности полезности и издержек производства; концепцию прибавочной стоимости К.Маркса объявил абстрактной формулой, опирающейся на гипотезу; утверждал, что объективность экономических законов, по Марксу, порождает фатализм; рассматривал акционерную форму собственности как демократизацию капитала, приводящую к росту уровня жизни населения; отрицал абсолютное и относительное обнищание пролетариата.

В течение XVII—XX вв. политическая экономия как наука развивалась на основе разделения научных знаний об экономике: выделении различных эконо­мических школ, концепций, самостоятельных наук (например, эконометрики, конкретных экономических наук и учебных дисциплин — менеджмент, маркетинг и др.), самостоятельных разделов в политической экономии — микроэкономика, макроэкономика, мировое хозяйство и т.д.

В конце XX в. возникла новая тенденция — обобщения всех накопленных знаний не только по экономике, но и по ряду других наук (психологии, биоэнергетики, космоса, экологии и др.), что свидетельствует о появлении нового направления — экономической теории.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

· неоклассическое;

· кейнсианское;

· институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К.Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 70—80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новый классический экономике".

Современная политическая экономия, известная под названием "экономике", имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс "экономике" впервые начал читать в Кембриджском университете А.Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга А.Маршалла (1842—1924) "Принципы экономике", которая у нас переведена как "Принципы политической экономии"*.

Появление термина "экономике" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, имелись и более глубокие причины. Экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в эконо­мику, и А.Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, где исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Одним из наиболее популярных считается учебник П.Самуэльсона "Экономикс", который впервые был опубликован в 1948 г. и выдержал 13 изданий. Его автор подчеркивает, что "экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальны­ми науками, экономикой домоводства, управления предприятием, но имеет специфический предмет".

Таким образом, экономике и политическая экономия в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль науки.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин "экономике" рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания этой науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно-командной системы.

При более внимательном изучении курса "экономике" можно отметить, что "экономике" — многозначное понятие, характеризующее:

1) специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне;

2) науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;

3) цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Современное изменение названия учебной дисциплины "политическая экономия" на "экономическую теорию" не означает отказа от политической экономии как науки. Некоторые объясняют изменения тем, что "политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию". Проявление другой крайности — желание во что бы то ни стало сохранить термин "политическая экономия". Хотя в пользу этой позиции есть достаточно серьезная аргументация, не следует воспринимать изменение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция терминов "экономика", "политическая экономия", "экономике" и "экономическая теория" обусловлена историческими причинами, но все они по существу являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимо­связи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается той же — наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в том числе и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, в ходе которых происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла.

А.Маршалл <(1842—1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж.М.Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом XIX в. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, это равноправные элементы механизма рыночного ценообразования. А.Маршалл использовал понятия рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, которые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Теория А.Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которую впервые попытался Й.Шумпетер (1883—1950). Он создал динамичную модель развития капитализма в работе "Теория экономического развития" (1911). Продолжением этой работы стала монография "Экономические циклы" (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития рыночной системы хозяйства.

Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой гла­венствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист М.Фридмен (род. в 1912 г.) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США. На обложке книги М.Фридмена "Свобода выбора" Рейган написал: "Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки". По мнению М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е.Гайдара.

Неолиберализм — это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. являются америанский экономист австрийского происхождения Л. фон Мизес (1881-1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992).

По мнению Л.Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, ибо цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. "Регулируемая экономика социализма", по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика — либерализм; абсолютными основаниями цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Главными работами Л.Мизеса являются: "Либерализм", "Человеческая деятельность: трактат об экономике", "Основания экономической науки: очерки методологии" и др.

Ф.Хайек — по происхождению немецкий, а по месту деятельности английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В своей книге "Дорога к рабству" доказывает, что всякий отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и "командной" экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуатации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики об­речены на полный провал и губительны по своей природе.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897—1977) создал собственную теорию социально-ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесие спроса и предложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность его развития. Эта теория изложена в книге "Благосостояние для всех", опубликованной в 1956 г.

К новой классической экономике относятся также "теория рационального ожидания" (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес и др.), "экономика предложения" (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс, М.Фелдстайн и др.), а также "теории общественного выбора" (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлисон и др.).

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж.М.Кейнс (1883—1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был английским ученым-экономистом. В течение нескольких десятилетий он внес ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX в. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К.Маркса. В его главном произведении "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики.

Дж.Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления производства, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж.Кейнса объявили "спасителем капитализма", а его теорию — "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности "перебросить мост" между кейнсианством и марксизмом. Главной ключевой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

Неокейнсианцы (Р.Харрод, Ё.Домар, Э.Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция "неоклассического синтеза", методов рыночного и государственного регулирования П.Самуэльсона.

Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д.Рикардо. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие "институт" трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилие монополий, пороки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные негативные черты "общества потребления" (такие, как бездуховность и т.д.).

Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т.Веблен), социально-правовой (Джон Р.Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Американский экономист Т. Веблен (1857—1929) прославился книгой "Теория праздного класса" (1899), в которой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате эволюции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а низшие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем что потребление в современном обществе становится средством повышения социального статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызвали по отношению к нему почти личную враждебность. При жизни ему были закрыты дороги к академическим постам и почестям в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными. По образному выражению одного из известных экономистов, "Вебленов костюм носится хорошо и мало устарел".

В этом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или "неиндустриальному" (т.е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж.Гэлбрейт, П.Сорокин — США, Р.Арон — Франция, Я.Тинберген — Нидерланды).

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р.Коуз, США), теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых с т ран, результаты которой позволяют говорить о "социализации капитализма". Главная идея современного институционализма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустрилльной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического соцеизма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному лишь для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономические законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественны разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, ибо все устаревшее в экономической теории быстро отмирает, но еще не умерло окончательно. Все это приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках которых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: