Примерные задачи и тестовые задания

1. Задача: Предприятие по производству молочных продуктов «На Лугу» более 10 лет действует на рынке Ростовской области. Емкость данного рынка составляет около 56 тыс. тонн в год, на рынке действует 6 предприятий. Объем продаж предприятия составляет 25 тыс. тонн в год, из которых 70 % реализуется на местном рынке. «На Лугу» реализует свою продукцию через розничные торговые предприятия различного формата. Последнее время предприятие открывает собственные розничные точки на местном рынке. Однако производственные мощности предприятия загружены не полностью, предприятие ищет возможности для увеличения объема производства и сбыта продукции. Рассчитайте, сколько составляет доля предприятия «На Лугу» на местном рынке в %?
2. Задача: Предприятие «Moder» является производителем женских блуз. Это производство предприятие освоило недавно, поэтому объемы производства и реализации невелики. В настоящее время предприятие продает блузы только через одного посредника – сеть магазинов «Имидж». Ассортимент включает в себя три товарные группы: 1) блузы для повседневной жизни, 2) блузы для офиса, 3) блузы для особого случая. Относительно всего ассортимента продукции имеется следующая информация о продажах: 300 блуз по средней цене 1500 руб. за ед.; 150 блуз по средней цене 2000 руб. за ед.; 50 блуз по средней цене 2500 руб. за ед. Постоянные затраты составляют 1 000 000 руб. в год, удельный вес второй ассортиментной группы составляет в общей сумме постоянных затрат 30%, третьей – 45 %, Переменные затраты на изготовление одной блузы первой группы равняются 1000 руб. Рассчитайте, сколько составит точка безубыточности «Moder» по первой товарной группе, если известно, что цена одной блузы из первой группы составляет 1500 рублей.
3. Задача: Малое предприятие «Морозко» занимается производством мясным полуфабрикатов из куриного мяса. Конкуренция на рынке довольно большая. Спрос на продукцию предприятия «Морозко» высокий, предприятие имеет большие объемы производства и сбыта своей продукции, что позволяет снижать цены. При этом предприятие уделяет внимание качеству своей продукции. Растущая прибыль позволяет предприятию увеличивать ассортимент за счет разработки новых видов изделий в рамках существующих ассортиментных групп. В последнее время предприятие осваивает выпуск цветных пельменей для детей. Затраты на производство и реализацию составляют: постоянные затраты – 80000 рублей в месяц, переменные затраты на килограмм пельменей 80 рублей. Цена за килограмм новых пельменей составляет 160 рублей. Рассчитайте, какую прибыль получит предприятие «Морозко», при объеме продаж цветных пельменей 2000 кг в месяц?
4. Задача: Стратегия продвижения услуг ресторанов, как и самих ресторанных заведений посредством BTL, базируется на обязательной сегментации целевого рынка, выделении специфических групп, изучении индивидуальных потребностей, запросов и предпочтений потребителей целевой группы в профильных, дополнительных и сопутствующих услугах, а также их требований к элементам главного процесса, участниками которого они являются. Для реализации этих установок многие рестораны осуществляют: – периодическое изучение целевого рынка (услуги, потребители, конкуренты); – индивидуальное сопровождение особо важных с маркетинговой точки зрения клиентов, например, «пилотных» клиентов корпоративных партнеров; – регулярное обучение и аттестацию всего обслуживающего персонала – участников главного процесса. Добавьте те, подходы, которые не указаны в списке.
5. Задача: Группа компаний по развитию ресторанного бизнеса решает расширять свою сеть за счет открытия нового концептуального ресторана. На локальном рынке таких ресторанов несколько, и они используют полномасштабный комплекс маркетинговых коммуникаций, в числе которых PR, стимулирование сбыта, персональный маркетинг, реклама в традиционных СМИ и BTL-коммуникации. Один из ресторанов работает на рынке более 4 лет и на коммуникации тратит примерно 100 тыс. рублей в месяц. Выделите основные критерии рекламирования данного ресторана. Дайте характеристику коммуникационной деятельности этого ресторана.
6. Задача: Предприятия товаров производственного назначения выделяют основную часть средств на организацию прямого маркетинга и только потом ассигнуют оставшиеся суммы на рекламу и PR. Представьте распределение этих средств рекламы в процентном соотношении.
7. Задача: Маркетинговые коммуникации могут носить как запланированный, так и незапланированный характер. В каком случае компании необходимо четко контролировать WOM-коммуникации и что они собой представляют? Если бы коммуникационный бюджет компании, работающей в сфере бьюти-услуг составил 2 млн. рублей в год, то на какие коммуникации вы его распределили бы?
8. Тестовое задание: Что Вы понимаете под международным маркетингом: а) изучение международных рынков и адаптация продукции под требования зарубежных покупателей; б) маркетинг, реализуемый национальной компанией на внешних рынках; в) производство и сбыт экспортной продукции; г) рыночная концепция управления деятельностью международной компании; д) систематическая, планомерная обработка международных рынков на различных ступенях продвижения товара к потребителю.
9. Тестовое задание: Маркетолог-международник может видеть привлекательность в учреждении за рубежом совместного предприятия в том, что появляется возможность получения доступа к имеющимся каналам распределения зарубежного партнера, приобретения опыта маркетинга и менеджмента, а также возможность: а)объединения производственных и маркетинговых ресурсов для расширения бизнеса на зарубежном рынке; б) реализация продукции по более высоким ценам; в) сброса устаревшей продукции на новый рынок сбыта; г) осуществления спонсирования зарубежных футбольных команд.
10. Тестовое задание: Относительно стратегий создания международных компаний — выберите и обоснуйте верное утверждение. а) Следующим шагом для компаний, успешно работающих в зарубежной стране, как в области продаж, так и самого товара, будет учреждение промышленного предприятия в этой стране; это кульминация процесса проникновения на зарубежный рынок. б) Решение об организации промышленных предприятий в зарубежной стране может являться результатом факторов, которые не связаны с успехом компании в этой стране. в) Компания, не заинтересованная в проникновении на зарубежный рынок, не должна рассматривать учреждение промышленных предприятий в той стране, как на короткий, так и на длительный срок. г) Ни один из названных выше пунктов не является верным.
11. Тестовое задание: Что дает российским компаниям международная экспансия посредством франчайзинга? Выберите и обоснуйте верное утверждение: а) Позволяет компании проникать на зарубежный рынок на более долгое время. б) Нет гарантии, что персонал будет мотивирован, хотя затраты на обучение понизятся. в) Позволяет компании быстро развиваться, вкладывая деньги в небольшую недвижимость. г) Затраты на гражданскую ответственность за продукт станут выше.
12. Задача: Процесс создания любой туристической программы (как маркетингового продукта) начинается с разработки общих целей, выработки предварительных прогнозов, основанных, прежде всего, на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов. Какие факторы рассматриваются в первом случае? Что важно учитывать при анализе конкурентов?
13. Задача: Маркетинговый план – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль. Разработайте краткий план маркетинговой деятельности на примере ресторана. Имеет ли значение специализация ресторана при разработке маркетингового плана?
14. Задача: Вывод нового продукта на рынок позволяет фирме утвердиться на конкретном сегменте, сохранить конкурентоспособность, расширить объем продаж. Для уменьшения риска потерпеть неудачу на рынке при выпуске нового продукта необходимо моделировать процесс принятия решения, обеспечивающего выбор оптимального варианта нового товара, стратегии и тактики его сбыта. При выводе нового продукта на рынок многие компании стараются следовать передовым теоретическим разработкам, при этом любой предприниматель имеет собственный опыт работы на рынке – как успешный, так и не очень. В какой степени при выводе нового продукта следует опираться на методику, а в какой – на собственный опыт. Какие инструменты при этом целесообразно использовать?
15. Задача: Динамика объема продаж зубной пасты «Лекарь» за последние пять месяцев представлена ниже. Каков прогноз продаж на июнь? Так как товар несезонный, то можно воспользоваться простым методом прогнозирования — экстраполяцией скользящей средней. Месяц Январь Февраль Март Апрель Май Объем продаж товара, 125 123 130 119 126 тыс. шт. …
16. Задача: Рекламное агентство хочет разместить рекламу в следующих журналах:
  Затраты (в долларах) Охват
Журнал А 3 800 54 000
Журнал В 4 200 80 000
Журнал С 7 800 137 000
Журнал D 3 800 48 000

Предприятие-рекламодатель действует в условиях ограниченного бюджета маркетинга и в качестве одного из критериев оптимальности выдвигает минимизацию затрат.

В каком журнале поместят рекламу, если критерием являются min затраты на 1000 чел.?

А журнал А;

Б журнал В;

В журнал С;

Г журнал D.

17. Задача: Производитель организует стимулирование с помощью купонов. Потребители, имеющие купоны, могут бесплатно приобрести продукт стоимостью в $4. Всего было распро­странено 2500000 купонов. Дополнительные данные: - ожидаемый коэффициент выкупа составляет 6%; - затраты на печать и распространение составляют 20 центов на купон; - затраты торговца в розницу на раздачу составляют 20 центов на купон; - валовая прибыль в расчете на единицу продукта составляет 40 центов; - в результате такого стимулирования продажи увеличились на 200000 единиц в неделю. Сколько недель понадобится для того, чтобы покрыть расходы на стимулирование? А20 недель; Б 7 недель; В 9 недель; Г 14 недель.
18. Задача: Менеджер по продукту имеет в распоряжении следующие данные по продукту: · объем продаж 9 500 единиц продукции · постоянные затраты $23 750 · переменные затраты $1 на единицу продукции · продажная цена (производителя) $5,50 (на единицу продукции, исключая НДС) · потребительская цена $8,45 (на единицу продукции, включая 18% НДС) Менеджер по продукту хочет снизить цену производителя на 10% при условии, что общая прибыль не пострадает. Сколько единиц продукции необходимо будет продать после снижения цены, чтобы прибыль осталась без изменения? А 13 103 Б10 823 В 15 797 Г 10 900
19. Задача: Определите предпочтительный сегмент рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента Сегмент Сегмент 2 Сегмент 3
Емкость, тыс.руб. 3 000 1 800 1 300
Предполагаемая доля рынка компании 1/30 1/20 1/10
20. Задача: В таблице представлены данные о долях компаний на региональном рынке. Определите индекс концентрации и сделайте вывод о мере конкуренции на рассматриваемом рынке.
Розничный магазин Доля
1. Лореаль 0,23
2. Иль де Боте 0,17
3. ОлГуд 0,14
4. Иф Роше 0,11
5. Парижанка 0,09
6. Сеньюрита 0,08
7. Бьюти 0,08
8. Рив Гош 0,04
9. Рубль Бум 0,03
10. Сифора 0,03
21. Задача: Отдел маркетинга предприятия располагает следующими данными о продаже товара А: Объем продажи 9500 изделий. Отпускная цена производства 5,5 руб. за изделие (без НДС) Торговая сеть рассчитывает реализовать товар А по цене, обеспечивающей прибыль 30% от цены продажи. Рассчитайте розничную цену товара А. Определите, сколько единиц товара А нужно продать, чтобы сохранить общую прибыль в случае, если цена будет снижена на 10%
22. Задача: Данные проведенного маркетингового исследования свидетельствуют о возможном увеличении доли предприятия на рынке в предстоящем периоде с 8 до 10% при емкости рынка 160 млн. шт. товара. Как ожидается, емкость рынка останется неизменной. Определить дополнительную прибыль предприятия, если прибыль от продажи 1 шт. товара составляет 100 руб. Затраты на маркетинг в предстоящий период составят 102 млн. руб.
23. Задача: Предприятие открыло новый фирменный магазин. Запас продукции на момент открытия магазина в денежном эквиваленте составлял 6 тыс. ден. ед. Оборот магазина за год составил 1575 тыс. ден. ед. запас на конец года был равен 8 тыс. ден. ед. Средняя розничная наценка на отпускные цены предприятия – 25%. Определите скорость продаж (в днях) в магазине в истекшем году.
24. Задача: В настоящее время компания «Вещь» выступает одним из ведущих производителей одежды для подростков и молодежи среди недорогой одежды. Так, среди отечественных розничных сетей она занимает одно из ведущих место. Основными конкурентами данной торговой организации являются «Sela», «Глория Джинс», «ТВОЕ» и «Остин». На сегодня самая важная задача для компании, по мнению ее топ-менеджмента, повысить узнаваемость бренда и сформировать к нему благожелательно отношение у целевой аудитории, несмотря на работу, преимущественно, в низком ценовом сегменте. С этой целью компания планирует: 1. Провести рекламную компанию, делающую акцент на рациональности выбора и хорошем качестве несмотря на экономию средств, чтоб потребители из рекламной информации, а не при нахождении непосредственно в магазине, узнавали о фирме; 2. Повысить качество обслуживания потребителей. На основании представленной информации оцените слабые и сильные стороны компании, а также определите ее возможности и угрозы на основании СВОТ-анализа. Сделайте выводы относительно внешней маркетинговой среды с учетом присутствия сильных конкурентов.
25. Задача: Разработайте анкету для ресторана быстрого питания (по выбору из существующих в регионе «Макдональдс», «KFC», «Бургер кинг», «Вкуснолюбов» и т.д.) для выяснения недостатков обслуживания или других просчетов в его работе. Используйте в анкете вопросы со шкалами. Поясните, каким образом информация, которая может быть собрана на основании анкеты, поможет работе заведения.
26. Задача: Руководителю отдела продаж компании «ОблКерамзит», про­изводящей керамзит и керамзитобетонные блоки, необходимо вы­яснить, кто более предпочтителен предприятию – торговый агент или торговый представитель. Для торговых агентов предусмотрен оклад в 14 тыс. руб. в месяц и 2% комиссионных; для торгового пред­ставителя – гарантийный оклад 6000 руб. и 5% комиссионных. Они работают в одной географической области, ожидаемый месячный обо­рот – 320 тыс. руб. Дайте обоснование возможного решения.
27. Задача: Компания «Хлебпром», работающая на рынке В2В, выбрала в качестве основного метода организации продвижения продукции личные продажи. Отдел сбыта разрабатывает рабочий график для сво­их торговых представителей. Маркетинговые исследования показали, что можно выделить три категории потребителей с одинаковым вре­менем посещения — 30 мин: Л-потребители — посещаются 1 раз в две недели, их количество — 200; 5-потребители — посещаются 1 раз в че­тыре недели, их количество — 260; С-потребители — посещаются 1 раз в восемь недель, их количество — 600. Каково оптимальное для компа­нии количество торговых представителей?
28. Задача: Исходя из представленных в таблице данных, рассчитайте необходимое количество торговых агентов:
Группа клиентов Численность Количество посещений Затраты времени на 1 клиента
A 240 чел. 1 раз в месяц 40 мин
B 600 чел. 2 раза в 3 месяца 30 мин

Каждый представитель работает 48 недель в течение года 5 дней в неделю 8 часов в день.

Время на дорогу при посещении 1 клиента составляет 25% от рабочего времени.

29. Задача: Рассчитайте индекс покупательной способности для оценки про­цента продаж в регионе, если процентная доля населения региона состав­ляет в численности населения страны 12%; доля дохода, идущая на по­требление, — 24%; процент розничных продаж, приходящий на данный регион, составляет 14% совокупного объема розничных продаж.
30. Практическое задание: Предприятие, проникая на международный рынок, использует товарный знак внутреннего рынка. Определите, какой маркетинговой стратегии она при этом придерживается: а) стандартизованное расширение; б) адаптирование продукции; в) обратное изобретение; г) новое изобретение.
31. Практическое задание: Образ брендов страны — это определяющий фактор в анализе международного рынка. Выберите верное утверждение. а) Маркетинговый менеджер должен стараться гарантировать, что образ российских брендов в зарубежных странах будет развиваться в соответствии с решениями, принимаемыми российскими туристическими фирмами, которые расположены в этих странах. б) Менеджер по экспорту должен знать о существующем имидже российских продуктов в зарубежных странах и использовать этот имидж для гарантии экспортных тарифов. в) Образ российских товаров в определенной стране не влияет на потребительские решения о покупке в этой стране; он скорее вносит вклад в позиционирование продукта. г) Ни один из названных выше пунктов не является верным.
32. Практическое задание: Если российская компания намеревается организовать производство в другой стране — выберите и обоснуйте верное утверждение. а) Это решение — всегда прямое следствие успешной работы коммерческих представительств и сетей в другой стране. б) Стратегическое решение построить завод в определенной стране обусловлено не только успешными продажами, но и некоторыми специфическими для страны факторами. в) Это было бы стратегической ошибкой производить товары в стране, в которой маловероятен их успех. г) Ни один из названных выше пунктов не является верным.

Кейсы для подготовки к экзамену представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: