Драчева И.А.
МАТЕМАТИКА
Часть 1
Методические указания
к практическим занятиям
для студентов дневной и заочной форм обучения
направления 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Керчь, 2015
УДК 51
Автор (составитель): | Драчева И.А., старший преподаватель кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ»____________ | |
Рецензент: | Ершова Т.Г., преподаватель кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» _______________ | |
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № от 2015 г.
Заведующий кафедрой ___________________ Т. Н. Попова
Методические указания утверждены и рекомендованы к изданию на заседании методической комиссии морского факультета ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № от 2015 г.
© | ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2015 г. |
Содержание
|
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. | |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9……………………………………………… | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 19…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 20…………………………………………….. | |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 21…………………………………………….. | |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ……………………………... | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………... |
ВВЕДЕНИЕ
«Математика» является одной из базовых дисциплин математического и естественнонаучного цикла подготовки специалистов по направлению 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок».
|
|
Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
ОК-1 - способность к переоценке накопленного опыта, анализ своих возможностей, самообразование и постоянное совершенствование в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности;
ОК-3 - владение математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры;
ОК-14 - владение культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной форме правильно (логически) оформить его результаты;
ПК-1 - способность генерировать новые идеи, выявлять проблемы, связанные с реализацией профессиональных функций, формулировать задачи и намечать пути исследования;
ПК-5 - способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований;
ПК-30 - способность участвовать в фундаментальных и прикладных исследованиях в области судов и судового оборудования:
ПК-31 - способность создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности.
Знания, которые студент должен приобрести в результате изучения математики, необходимы для успешного изучения общетехнических и специальных дисциплин (физики, информатики, теоретической механики, деталей машин, сопротивления материалов, электротехники, термодинамики, моделирование энергетических процессов и др.)
Настоящие методические указания содержат краткие сведения из теории по каждому разделу математики, изучаемому в первом семестре, примеры решения задач, задания для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену. Методические указания включают следующие разделы математики: линейная и векторная алгебра, комплексные числа, аналитическая геометрия на плоскости, введение в математический анализ. Каждое практическое занятие содержит тему, краткие теоретические сведения, примеры решения задач, задания для самостоятельной работы.
По темам «Системы линейных уравнений», «Вычисление производных», «Исследование функций и построение графиков», «Нахождение эмпирических функций методом наименьших квадратов» задаются индивидуальные домашние работы, выполнение которых является обязательным для получения допуска к экзамену. Домашние задания имеют уровневый характер: необходимый минимум и для более успешных студентов, предлагается выполнение всех перечисленных заданий. Индивидуальные задания выдаются преподавателем.
В течение семестра проводятся две контрольные работы, которые оцениваются по пятибалльной системе. Для получения допуска к экзамену контрольная работа должна быть написана студентом не ниже оценки «удовлетворительно». Если студент получил оценку «неудовлетворительно», то контрольная работа переписывается или дописывается до оценки «удовлетворительно». Примерные задания контрольных работ приведены в данных методических указаниях (ПЗ № 9, ПЗ № 20).
Ежемесячная аттестация выставляется по результатам выполнения домашних работ, самостоятельных и контрольных аудиторных работ с учетом активности студента на практических занятиях (ответы у доски и с места, знание формул, правил, алгоритмов и т.д.). Если студент по какой-либо причине пропустил занятие, то он должен самостоятельно разобрать пропущенный материал и отработать пропуски, придя на консультацию.
Студенты дневной формы обучения могут использовать данные указания для самостоятельного изучения материала, при выполнении домашнего задания, при подготовке к контрольным работам и семестровому экзамену. Задачи для самостоятельной работы студентам дневной формы обучения рекомендуется прорешивать для закрепления материала и как типовые задачи индивидуальных домашних работ и итоговых контрольных работ.
|
|
Студенты заочной формы обучения могут использовать данные указания для самостоятельного изучения математики, для подготовки к семестровому контролю.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ | Наименование темы | Количество часов по формам обучения | |
дневная | заочная | ||
Раздел 1. Элементы линейной алгебры. | |||
Матрицы. Действия над матрицами. Вычисление определителей. | |||
Обратная матрица. Матричный метод решения систем линейных алгебраических уравнений. | |||
Решение систем алгебраических уравнений с помощью формул Крамера и методом Гаусса. | |||
Раздел 2. Элементы векторной алгебры. | |||
Векторы. Действия над векторами, заданными проекциями. | |||
Скалярное произведение векторов. Векторное произведение векторов и его свойства. Смешанное произведение векторов. | |||
Раздел 3. Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве. | |||
Расстояния между двумя точками на плоскости. Деление отрезка в заданном отношении. Различные виды уравнения прямой. | |||
Решение задач на составление уравнений прямой. Угол между двумя прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. | |||
Задачи на определение линий второго порядка на плоскости. Построение линий второго порядка. | |||
Контрольная работа № 1 | |||
Раздел 4. Предел функции. | |||
Предел функции. Раскрытие неопределенностей , , . | |||
Первый замечательный предел, второй замечательный предел. Эквивалентные бесконечно малые величины. | |||
Непрерывность функции. Задачи на классификацию точек разрыва. | |||
Раздел 5. Производная функции и ее приложение. | |||
Производная элементарных функций. Правила нахождения производных. | |||
Нахождение производных сложных функций. Логарифмическое дифференцирование. | |||
Нахождение производных неявных и параметрически заданных функций. Производные высших порядков. | |||
Использование правила Лопиталя при вычислении пределов функций. Геометрический и физический смысл производной. | |||
Экстремумы функций. Интервалы возрастания и убывания. Наибольшее, наименьшее значение функции на отрезке. | |||
Раздел 6. Функции двух переменных. | |||
Функции двух переменных. Частные производные. | |||
Полный дифференциал функции двух переменных. Дифференцирование неявной функции. Построение эмпирических формул методом наименьших квадратов. | |||
Контрольная работа №2. | |||
Раздел 7. Комплексные числа. | |||
Комплексные числа. Действия с комплексными числами. Различные формы комплексных чисел. |
ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
|
|