Основы экономики, менеджмента и маркетинга

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

 

Методические указания по изучению дисциплины

для студентов заочной формы обучения

 

специальности СПО

36.02.02 Зоотехния

(базовый уровень)

 

Лиски

2014 г.


 

Рассмотрено на заседании Цикловой методической комиссии Экономических и социальных дисциплин Протокол №__от «___»______20__г. Утверждено решением Методического совета ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ» Протокол №__ от «__»______20__г.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 36.02.02 Зоотехния.

 

 

Авторы:

Помыкина С.М., методист, преподаватель спецдисциплин

Рецензенты:

Литовская С.Н., преподаватель спецдисциплин, председатель ЦМК экономических и социальных дисциплин


Содержание

  страница
Введение  
1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины  
2. Содержание дисциплины  
2.1. Тематический план учебной дисциплины  
2.2. Тематика обзорных лекций  
2.3. Перечень практических занятий  
3. Список рекомендуемой литературы (по всему курсу)  
4. Домашние контрольные работы  
4.1. Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ  
4.2. Распределение вариантов домашних контрольных работ  
4.3. Варианты заданий домашних контрольных работ  
5. Вопросы для подготовки к экзамену  
6. Критерии оценки уровня освоения дисциплины  

Введение

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 36.02.02 Зоотехния заочной формы обучения.

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

· применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

· анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· основные положения экономической теории;

· принципы рыночной экономики;

· современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;

· роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

· механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

· формы оплаты труда;

· стили управления, виды коммуникации;

· принципы делового общения в коллективе;

· управленческий цикл;

· особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

· сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

· формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

 

Дополнительные требования:

Знать:

- организацию производственного и технологического процессов;

- сущность организации как основного звена экономики отраслей.

Уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию.

 

 

Содержание дисциплины

Вид учебной работы Объем часов _3__ семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
Обзорные, установочные занятия  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Формы контроля: Домашняя контрольная работа Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 

2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины

основы экономики, менеджмента и маркетинга

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Основы экономики      
Тема 1.1 Сущность экономики и история ее развития Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро и макроэкономика.    
Тема 1.2 Производство и экономика Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.    
Натуральное и товарное производство. История товарного производства. Нетоварный сектор экономики. Товарное обращение. Товар как экономическая категория.
Тема 1.3 Принципы рыночной экономики Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы. Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.    
Тема 1.4 Макроэкономические показатели Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.    
Тема 1.5 Макроэкономическая нестабильность Макроэкономическое регулирование Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия равновесия. Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причины и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.      
  Самостоятельная работа Темы рефератов: Школы экономических учений. Типы и модели экономических систем. Биржи и биржевые сделки. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена и точка равновесия. Монополии и монополистические союзы. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца и индекс Джини.        
Раздел 2. Экономика сельского хозяйства    
Тема 2.1 Место сельского хозяйства в АПК Значение, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и его механизации. Агропромышленный комплекс как производственно-экономическая система.    
Тема 2.2 Предприятие – объект и материальная база предпринимательства. Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике. Сельскохозяйственные предприятия как субъект предпринимательства. Современные формы сельскохозяйственных предприятий. Организационно-экономические основы деятельности предприятий.    
Тема 2.3 Факторы сельскохозяйственного производства Особая роль земли в сельском хозяйстве. Земля как предмет и средство труда. Экономические показатели использования земли.    
Классификация, состав основных фондов сельскохозяйственных предприятий и их оценка. Физический и моральный износ. Амортизация и амортизационные отчисления. Организация материально-технического обеспечения. Лизинг как современный способ технического обеспечения предприятия.  
Практические занятия Определение показателей экономической эффективности использования земли. Определения показателей оснащенности основными средствами и эффективности их использования. Расчет амортизационных отчислений.    
Тема 2.4 Технико-экономические показатели Понятие о размещении и специализации сельскохозяйственного производства как формы общественного разделения труда. Валовая и товарная продукция как основные показатели специализации производства. Понятие об издержках производства и себестоимости продукции. Сущность экономической эффективности производства и ее основные показатели.    
Практические занятия Определение специализации сельскохозяйственного производства. Расчет себестоимости единицы продукции. Определение показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства.    
Тема 2.5 Оплата труда в сельском хозяйстве Понятие о труде и трудовых ресурсах, особенности сельскохозяйственного труда. Понятие производительности труда. Пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Современные факторы производства: организация и технология, информация и наука, энергия и экология. Формы и виды оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях. Сущность тарификационной системы, ее составные элементы.    
Практические занятия Расчет показателей уровня производительности труда. Определение расценки за единицу продукции. Начисление заработной платы.    
Самостоятельная работа Хозяйственный риск и виды потерь. Современные факторы производства.  
Раздел 3. Основы менеджмента    
Тема 3.1 Сущность современного менеджмента. Цикл управления Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.    
Тема 3.2 Методы управления   Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения. Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.    
Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.    
Практические занятия Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций. Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.    
  Самостоятельная работа: Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе. Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами. Управление неформальной организацией.  
Раздел 4. Основы маркетинга    
Тема 4.1 Сущность маркетинга Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.    
Тема 4.2 Основные стратегии маркетинга Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.      
Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.  
Практические занятия Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.    
  Самостоятельная работа: Состояние спроса и задачи маркетинга. Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.  
Всего    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: