double arrow

Требования к знаниям и умениям студентов при сдаче зачета (экзамена) по учебной дисциплине

3

Таблица 3.1

Наименование темы учебной дисциплины Перечень контролируемых элементов Студент должен:
2.1. Введение. Знать: место и роль маркетинга в механизме функционирования предприятия.
2.2. Понятие и сущность маркетинга. Знать: цели, принципы и функции маркетинга. Структуру и содержание комплекса маркетинга. Сущность и эволюцию концепций маркетинга. Факторы внешней среды и характер их влияния на маркетинговую деятельность предприятия. Возможные ситуации состояния спроса. Уметь: пользоваться понятийным аппаратом. Формировать пакет функций маркетинга предприятия. Определять какой концепции придерживается предприятие. Формировать структуру комплекса маркетинга предприятия. Отличать виды факторов внешней среды и оценивать их влияние на предприятие.
2.3. Маркетинговые исследования. Знать: сущность маркетинговой информационной системы. Требования к информации. Виды маркетинговых исследований, их достоинства и недостатки. Методы сбора информации, области их применения. Порядок организации и планирования маркетинговых исследований. Структуру и содержание отчета об исследованиях. Уметь: использовать вторичные и первичные источники информации и методы ее сбора. Разработать план и организовать маркетинговые исследования. Подготовить проект отчета о маркетинговых исследованиях.
2.4. Сегментирование рынка. Знать: цели и задачи сегментирования рынка. Алгоритм и признаки сегментирования. Критерии оценки выделения целевых сегментов. Уметь: сегментировать рынок. Комплексно оценить сегменты и выделить из них целевые.
   
Продолжение таблицы 3.1
2.5. Разработка продукции. Знать: понятие товара. Уровни товара. Классификацию товаров. Ассортимент товара и его характеристики. Фазы жизненного цикла товара. Основные факторы конкурентоспособности, основные товарные стратегии. Цель позиционирования и основные атрибуты. Ошибки позиционирования. Уметь: определять уровень товара. Определять вид товара. Формировать ассортимент и оценивать его характеристики. Определять фазу жизненного цикла товара. Определять конкурентные преимущества товара, направления их развития. Позиционировать товар на рынке.
2.6. Цена и ценовая политика. Знать: понятие и виды цен, особенности их применения. Маркетинговые подходы к формированию цен и методы их расчета. Ценовые стратегии. Уметь: выбирать маркетинговые подходы для формирования цены товара, рассчитывать цену товара, формировать ценовые стратегии.
2.7. Поведение потребителей. Знать: модели поведения потребителей. Уметь: выявлять потребности покупателей. Формировать эффективные мотиваторы поведения потребителей.
2.8. Сбыт и сбытовая политика. Знать: функции сбыта. Виды каналов сбыта. Характеристики каналов сбыта. Виды посредников и их особенности. Уметь: формировать сбытовую сеть предприятия. Осуществлять выбор вида канала сбыта и сбытовых посредников.
2.9. Маркетинговые коммуникации. Знать: комплекс маркетинговых коммуникаций, их особенности и функции. Виды рекламных средств, особенности их применения. Каналы распространения рекламы, их достоинства и недостатки. Методы стимулирования сбыта. Особенности персональных продаж. Виды мероприятий по связям с общественностью. Бюджет рекламы.
   
    Окончание таблицы 3.1
  Уметь: проектировать рекламный продукт. Использовать рекламные средства. Принимать решения о выборе каналов распространения рекламы. Применять адекватные мероприятия стимулирования сбыта. Использовать персональные продажи. Проектировать бюджет рекламы.
2.10. Стратегии маркетинга. Знать: виды маркетинговых стратегий. Планирование и бюджетирование маркетинга. Уметь: формировать маркетинговые стратегии предприятия. Составлять проект плана и бюджета маркетинга.
2.11. Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Знать: Типы организационных структур службы маркетинга и их особенности. Уметь: выбирать адекватный тип организационной структуры службы маркетинга на предприятии.
2.12. Маркетинговый контроль и аудит. Знать: Цель аудита и его функции. Этапы маркетингового аудита. Организацию маркетингового контроля. Уметь: Разрабатывать процедуру внутреннего аудита маркетинга.
2.13. Особенности международного маркетинга. Знать: особенности исследований в международном маркетинге, стратегию и тактику проникновения на международные рынки. Уметь: пользоваться приемами международного маркетинга.

4. Методические указания по выполнению
контрольной работы

В процессе изучения первой части учебной дисциплины «Маркетинг» студент должен выполнить контрольную работу, целью которой является приобретение практических навыков в решении задач маркетинга.

Контрольная работа включает четыре задачи по разным темам учебной дисциплины «Маркетинг». Номер варианта исходных данных для каждой задачи определяется последними двумя цифрами зачетной книжки студента. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями [12].

Выполненную контрольную работу студент сдает в деканат для проверки ее преподавателем.


Контрольные задания

Задача 1. Оценка емкости сегментов.

Предприятие ориентируется на три сегмента рынка. Общая емкость первого сегмента в прошлом году составила 2200 млн. шт. Предполагается, что в следующем году общая емкость сегмента возрастет на 3%, а доля предприятия составит X%.

Во втором сегменте доля предприятия в прошлом году составила 4%, что соответствует объему продаж предприятия в Y млн. шт. Предполагается, что в будущем году общая емкость второго сегмента возрастет на 11%, а доля предприятия уменьшится до 3,5%.

В третьем сегменте общая емкость составляла 45 млн. шт., а доля предприятия – 12%. Изменение емкости сегмента в будущем году не предвидится, а объем продаж предприятия сократится на Z шт.

Определить объём продаж предприятия в предстоящем году.

Исходные данные по вариантам приведены в таблице 5.1.

Задача 2.Оценка целесообразности реализации маркетинговых решений.

Предприятие действует на двух сегментах рынка. В первом сегменте объем продаж предприятия составил Х шт., что соответствует его доли рынка в 14%. В будущем году предполагается увеличение доли предприятия в первом сегменте до 16%, что потребует 50 млн. руб. на проведение маркетинговых мероприятий.

Во втором сегменте объем продаж предприятия составил Y% от общей емкости сегмента, составляющей Z шт. Поддержание существующей доли рынка предприятия во втором сегменте потребует 25 млн. руб. на реализацию маркетинговой программы.

Определить общую прибыль предприятия в двух сегментах в будущем году, если прибыль на одну единицу товара в первом и втором сегментах составляет 70 и 60 руб. соответственно.

Исходные данные по вариантам приведены в таблице 5.2.

Задача 3.Оценка конкурентоспособности товара.

Предприятие выпускает три модели холодильников: А, Б, В. Показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности холодильников представлены в таблице 5.3. Требуется оценить уровень конкурентоспособности указанных моделей холодильников по отношению к базовому товару, показатели которого представлены в таблице 5.4.

 

 


Таблица 5.1

Исходные данные для задачи 1

 

Показатель № варианта
Х, % 5,0 5,2 5,5 6,0 6,2 6,0 5,5 5,2 5,0 6,0 6,2 6,5 5,0 5,5 5,2 5,0 5,8 6,2 6,0 6,4 6,5 6,0 5,8 5,5 5,2
Y, млн.шт.
Z, млн.шт. 0,4 0,45 0,5 0,52 0,55 0,5 0,4 0,42 0,45 0,48 0,5 0,52 0,54 0,5 0,48 0,48 0,55 0,5 0,52 0,54 0,52 0,55 0,48 0,5 0,52

 

Таблица 5.2

Исходные данные для задачи 2

 

Показатель № варианта
Х, млн.шт.
Y, %
Z, млн.шт.

 


Таблица 5.3

Показатели конкурентоспособности оцениваемых товаров (по вариантам)

(Задача 3)

Показатель Модель холодильника Коэффициент значимости показателя, а
А Б В
Варианты Варианты Варианты
1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 1-5 6-10 11-15 16-20 21-25
1. Ресурс, тыс. час. 0,18
2. Наработка на отказ, тыс. час. 0,11
3.Энергопотребление, 1,6 1,5 1,7 1,5 1,6 1,1 1,2 1,3 1,4 1,2 0,9 1,0 1,1 1,1 0,9 0,15
4. Температура низкотемпературного отделения (НТО), С -12 -14 -12 -15 -12 -15 -14 -16 -13 -14 -12 -13 -14 -12 -12 0,13
5. Емкость НТО, дм 0,12
6. Объем, л. 0,11
7. Дизайн в баллах по 10-бальной шкале 0,1
8. Сохранность продуктов при отключении электроэнергии, час 0,05
9. Материалоемкость, кг. 0,05

 

Таблица 5.4

Показатели конкурентоспособности базового товара (по вариантам)

(Задача 3)

Показатель Номер варианта
1. Ресурс, тыс. час.
2. Наработка на отказ, тыс. час.
3. Энергопотребление, 1,6 1,2 1,4 1,3 1,5 1,6 1,3 1,2 1,5 1,6 1,4 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,6 1,5 1,2 1,3 1,3 1,4 1,6 1,5 1,4
4. Температура низкотемпературного отделения (НТО), С. -12 -15 -13 -14 -16 -15 -12 -14 -16 -18 -12 -10 -18 -16 -14 -15 -18 -16 -14 -12 -10 -12 -14 -15 -16
5. Емкость НТО, дм
6. Объем, л.
7. Дизайн в баллах по 10-бальной шкале
8. Сохранность продуктов при отключении электроэнергии, час
9. Материалоемкость, кг.

Для оценки уровня конкурентоспособности рекомендуется использовать следующую методику.

1. Уровень конкурентоспособности (К) определяется по формуле:

, (1)

где I т.п. – индекс технических показателей;

I э.п. – индекс экономических показателей.

2. Индекс технических показателей изделия определяется по формуле:

, (2)

где - коэффициент значимости i-го показателя (таблица 5.3);

- i-й относительный показатель.

3. Значения относительных показателей определяется по формуле:

, (3)

где - значение i-го показателя для оцениваемого изделия (см. таблицу 5.3);

- значение i-го показателя для базового изделия (см. таблицу 5.4).

4. Индекс экономических показателей определяется по формуле:

, (4)

где СП - цена потребления оцениваемого изделия;

СП.О - цена потребления базового изделия.

Цена потребления:

, (5)

где С – продажная цена холодильника, (см. таблицу 5.5);

М – суммарные расходы потребителя за весь срок службы холодильника (см. таблицу 5.5).

Таблица 5.5

Стоимостные характеристики холодильников

Стоимостные характеристики Модель холодильника
А Б В Базовая
Цена, д.е.
Суммарные расходы потребителя за весь срок службы холодильника, д.е.

Расчёт производится по каждой модели холодильника (А, Б, В), в результате чего определяется наиболее конкурентоспособная модель.

 

Задача 4. Определение порогового объема продаж.

Торговое предприятие имеет следующие месячные показатели деятельности:

- объем продаж – Х, шт./мес.;

- цена – Y, д.е.;

- переменные затраты – Z, д.е./шт.;

- постоянные затраты – R, тыс. д.е./мес.

Предполагается снижение цены на К % в целях активизации объема продаж. Существует возможность сменить поставщика и приобретать товар на 10 д.е. дешевле. Рост объемов продаж приведет к увеличению постоянных затрат на 10%.

Определить объем продаж в натуральном и стоимостном выражении, обеспечивающий 5% рост прибыли.

Исходные данные по вариантам приведены в таблице 5.6.

Таблица 5.6

Исходные данные для задачи 4

№ варианта Показатели
Объем продаж, Х шт./мес. Цена, Y, д.е. Переменные затраты, Z, д.е./шт. Снижение цены, %, К Постоянные затраты, R, тыс. д.е./мес.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и концепции маркетинга.

2. Комплекс маркетинга.

3. Типы маркетинга.

4. Общие сведения о методах сбора маркетинговой информации.

5. Наблюдение как метод сбора первичной информации.

6. Эксперимент как метод сбора первичной информации.

7. Опрос как метод сбора первичной информации.

8. Организация и планирование маркетинговых исследований.

9. Общие сведения о сегментации рынка.

10. Признаки сегментации.

11. Методы и основные этапы процедуры сегментации.

12. Оценка привлекательности сегментов.

13. Стратегии выбора целевого рынка.

14. Общие сведения о позиционировании. Выбор атрибутов позиционирования товара.

15. Понятие и классификация товаров.

16. Модели представления товара.

17. Параметры товара.

18. Товарная номенклатура и ассортимент товара.

19. Управление ассортиментом товаров.

20. Конкурентоспособность товара.

21. Марка и марочная политика.

22. Упаковка и маркировка товара.

23. Подкрепление товара.

24. Жизненный цикл товара.

25. Стратегии маркетинга на стадиях внедрения и роста жизненного цикла товара.

26. Стратегии маркетинга на стадиях зрелости и спада жизненного цикла товара.

27. Анализ рентабельности ассортимента с помощью Бостонской матрицы.

28. Понятие услуги. Классификация услуг.

29. Поведение потребителей.

 


Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие и концепции маркетинга.

2. Комплекс маркетинга.

3. Типы маркетинга.

4. Общие сведения о методах сбора маркетинговой информации.

5. Наблюдение как метод сбора первичной информации.

6. Эксперимент как метод сбора первичной информации.

7. Опрос как метод сбора первичной информации.

8. Организация и планирование маркетинговых исследований.

9. Общие сведения о сегментации рынка.

10. Признаки сегментации.

11. Методы и основные этапы процедуры сегментации.

12. Оценка привлекательности сегментов.

13. Стратегии выбора целевого рынка.

14. Общие сведения о позиционировании. Выбор атрибутов позиционирования товара.

15. Понятие и классификация товаров.

16. Модели представления товара.

17. Параметры товара.

18. Товарная номенклатура и ассортимент товара.

19. Управление ассортиментом товаров.

20. Конкурентоспособность товара.

21. Марка и марочная политика.

22. Упаковка и маркировка товара.

23. Подкрепление товара.

24. Жизненный цикл товара.

25. Стратегии маркетинга на стадиях внедрения и роста жизненного цикла товара.

26. Стратегии маркетинга на стадиях зрелости и спада жизненного цикла товара.

27. Анализ рентабельности ассортимента с помощью Бостонской матрицы.

28. Понятие услуги. Классификации услуг.

29. Поведение потребителей.

30. Понятие цены, ее функции и виды.

31. Структура цены.

32. Ценообразование методами текущей и полной стоимости.

33. Ценообразование методом целевой прибыли.

34. Ценообразование методом потребительской стоимости.

35. Ценовые «войны». Цены «снятия сливок».

36. Цены проникновения. Ценообразование по кривой освоения.

37. Стратегии неизменных, высоких и средних цен.

38. Стратегии низких и целевых цен.

39. Стратегии конкурентных, гибких и льготных цен.

40. Стратегия неокругленных цен. Стратегия цен, учитывающих географический фактор.

41. Стратегия скидок с цен.

42. Общие сведения о сбытовой сети. Определение длины канала распределения.

43. Организационные формы канала распределения.

44. Определение вида канала и интенсивности распределения.

45. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

46. Реклама: свойства, функции, цели и задачи.

47. Средства рекламы: акустические, графические, воздействующие на обоняние.

48. Средства рекламы: визуально-зрелищные, предметные декоративные.

49. Общие сведения о каналах распределения рекламы. Прямая реклама, реклама в прессе.

50. Реклама на радио и телевидении, на конкретном месте.

51. Общие сведения о стимулировании сбыта. Средства стимулирования сбыта.

52. Персональная продажа.

53. Отношения с общественностью.

54. Оценка эффективности рекламы. Определение объема ассигнований на рекламу.

55. Общая характеристика стратегий маркетинга.

56. Портфельные стратегии (Бостонская матрица, матрица Маккинзи).

57. Стратегии роста.

58. Базовые конкурентные стратегии.

59. Позиционные стратегии.

60. Общая характеристика базовых товарных стратегий.

61. Стратегия инновации товаров.

62. Стратегии модификации и элиминации товаров.

63. Организационная структура отдела маркетинга (функциональная, товарная, региональная).

64. Организационная структура отдела маркетинга (сегментная, смешанные, матричная).


Список литература

Основная

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб. Для вузов. – 2-е изд., перераб.

и доп. – М. : Экономика, 2001. – 718 с.

2. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб. Для вузов. – 3-е изд., перераб.

и доп. – СПб. : Питер, 2005. – 736 с.

3. Багиев Г.Л. и др. Международный маркетинг: Учеб. для вузов. –

СПб. : Питер, 2001. – 509 с.

4. Басовский Л.Е. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов. – М. : ИНФРА, 2003. – 133 с.

5. Бахотский В.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – ППИ, изд-во ППИ, 2006. – 99.

6. Бахотский В.В. Товар и товарная политика: Учеб. пособие. – ППИ, изд-во ППИ, 2006. – 99.

7. Бахотский В.В. Маркетинговые стратегии: Учеб. пособие. –
Псков : Изд-во ППИ, 2008. – 113с.

8. Маркетинг: Учебник, практикум и учеб. – метод. Комплекс по маркетингу / Ноздрева Р. Б. и др. – М., Юристь, 2000. – 566 с.

9. Маслова Т.Д. др. Маркетинг: Учеб. для вузов – 2-е изд., доп.
СПб. : Питер, 2002. – 397 с.

10.Маслова Т.Д. др. Маркетинг: Учеб. для вузов – 2-е изд., доп.
СПб. : Питер, 2005. – 397 с.

11.Титова В.А. Маркетинг: Учеб. для вузов. – М. : Владос, 2003. – 349 с.

12.Феоктистова В.А., Васильева Н.А. Требования к оформлению студенческих работ. Методические рекомендации. Псков : ППИ, 2007. – 30 с.

13.Хруцкий В.Е., Корнеева И.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 558 с.

 

Дополнительная

1. Акер Д. и др. Маркетинговые исследования. Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2004. – 840 с.

2. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг: Учеб. для вузов: Пер. с англ. – 5-е изд. – М. : Изд. дом «Вильямс», 2000. – 638с.

3. Божук С.Г., Ковалюк Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб. : Питер,2003. – 238 с.

4. Березин И.С. Маркетинговый анализ – 2 изд. Перераб. И доп. –
М. : ООО « Журнал «Управление персоналом», 2004. – 349 с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методология и практика: учебник. – 3-изд. – М. : Финпресс. – 2003. – 463 с.

6. Информационные технологии в маркетинге: Учеб. для вузов / под ред. Титьренко Г.А. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 335 с.

7. Котлер Ф. Маркетинг XXI века (сборник).- СПб. : изд. Дом «Нева», 2005. – 425 с.

8. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент: Пер с англ. – 10-е изд. –
СПб. : Питер. 2000. 749 с.

9. Колмогоров В. Интернет – Маркетинг: Крат. Курс. – 2-е изд. – СПб. : Питер. – 2002. – 271 с.

10. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб. : Питер, 2001. – 747 с.

11. Журналы: «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования».

 

 

 

 


 

БахотскийВладимир Владимирович

МАРКЕТИНГ

 

Методические указания

 

 

Редактор: В.Р. Окороков

Компьютерная верстка: Т.А. Маркова

Корректор: С.Н. Емельянова

 

Отпечатано с готового оригинал-макета,

 
 


Подписано в печать 13.03.2009. Формат 60´90/16.

Гарнитура Times New Roman. Усл. п. л. 1,3.

Тираж 111 экз. Заказ № 2716

 

Адрес издательства:

Россия, 180000, Псков, ул. Л.Толстого, 4.

Издательство ППИ


 
 

3

Сейчас читают про: