Содержание и эволюция форм маркетинга

Введение

 

В условиях рыночной экономики должен действовать рынок, на котором нужды и потребности покупателя будут определять ассортимент, количество и уровень качества предлагаемых продавцами товаров. На таком рынке, называемом «рынком покупателя», последний пользуется свободой выбора необходимого ему товара из ряда имеющихся на рынке товаров аналогичного назначения и свободой выбора продавца необходимого товара из числа имеющихся продавцов. На таком рынке между продавцами определенного товара возникает конкуренция, в ходе которой каждый продавец стремится увеличить сбыт своего товара.

Изготовители и продавцы товаров (предприниматели, предприятия, фирмы) в процессе своей производственно-сбытовой деятельности пользуются широкими правами, позволяющими им:

- самостоятельно выбирать партнеров по хозяйственным связям;

- самостоятельно определять стратегические и тактические цели своей предпринимательской деятельности и выбирать средства и методы достижения этих целей в пределах, определяемых действующим законодательством;

- самостоятельно определять и осуществлять свою товарную, ценовую и сбытовую политику;

- самостоятельно осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность.

Вместе с тем, предпринимательская деятельность на таком рынке связана с риском. Уровень риска определяется величиной возможных потерь изготовителя (продавца) товара – потерь материальных, финансовых и др. В условиях рынка, насыщенного товарами, эти потери, прежде всего, могут быть связаны с неконкурентоспособностью конкретного товара. Низкая конкурентоспособность может быть не только результатом просчетов в сфере производства товара, но может быть вызвана неожиданными изменениями конъюнктуры рынка (снижением спроса на товар со стороны покупателей, изменением цен на данный товар или на товары, являющимися его заменителями, действиями конкурентов и т.д.). Избежать риска или снизить его уровень дает возможность использования в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятий и фирм принципов маркетинга, основной целью которого является изучение всех изменений, происходящих на рынке. Маркетинг дает возможность приспособить производство и сбыт товаров к требованиям рынка, обеспечить выживаемость предприятия (фирмы) в условиях конкурентной борьбы и получить необходимую величину прибыли в конкретных условиях состояния рынка.

С развитием рыночных отношений потребность в специалистах, овладевших принципами маркетинга, будет возрастать, поэтому изучение основ маркетинга в последние годы стало непременным элементом подготовки инженеров и экономистов-менеджеров. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях ЦБП», 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения

Содержание и эволюция форм маркетинга

 

Основополагающей идеей, определяющей сущность маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (пищи, одежды, тепла и т.п.). Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, является его потребностью. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. По мере развития общества растут и изменяются потребности его членов. Производители предпринимают целенаправленные усилия, чтобы сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами и потребностями людей. Маркетинг как особый вид коммерческой деятельности направлен на выявление и укрепление связей между производством товаров и их потребителями.

Нельзя путать нужды с потребностями. Потребности меняются, а нужда остается. В условиях конкуренции очень важно уловить изменение потребности. Так, нужду в быстрых вычислениях удовлетворяли сорок-пятьдесят лет тому назад с помощью логарифмических линеек, арифмометров, позже – с помощью калькуляторов, затем – с помощью персональных компьютеров и т.д.

Потребности людей практически безграничны, тогда как ресурсы для удовлетворения потребностей имеют предел. Покупатель выбирает те товары, которые доставят ему удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, называется спросом.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда нужды, потребности и запросы удовлетворяются с помощью обмена. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимы следующие условия: каждая из участвующих в обмене сторон должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны; каждая сторона должна быть совершенно свободна в решении вопроса – принять или отклонить предложения другой стороны; каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной.

Объектом обмена или товаром в сфере маркетинга называется все, что может удовлетворить нужду или потребность – изделия, услуги, идеи и т.д. Это и определяет широкий диапазон областей применения маркетинга – промышленный маркетинг, потребительский маркетинг, маркетинг сферы услуг, некоммерческий маркетинг и т.д. Поэтому из множества определений сущности маркетинга, встречающихся в экономической литературе, наиболее полным является следующее: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф.Котлер).

Маркетинг как особый вид деятельности в сфере рыночных отношений возник в США в начале ХХ века как реакция на кризис сбыта товаров. В стремлении всемерно увеличить сбыт своих товаров предприниматели постепенно меняли основные принципы, на которых была основана предпринимательская деятельность. Вместе с изменением этих принципов изменялось и содержание деятельности в сфере маркетинга. Эти изменения связаны с основными этапами развития экономики зарубежных стран и отражают общую тенденцию – перенос акцента с производства товара на коммерческие усилия, все большая ориентация на проблемы потребителя и общества в целом.

Характеристика каждой из основных концепций предпринимательской деятельности позволяет оценить их положительные и отрицательные стороны применительно к современному рынку и проследить постепенное развитие и изменение форм маркетинговой деятельности.

На ранних стадиях борьбы за увеличение сбыта товаров наиболее распространенной была концепция совершенствования производства. Считалось, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Предприниматель (фирма, предприятие) должен сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

В современных условиях такой подход оправдан в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае предприятию (фирме) следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить выпуск продукции. Вторая ситуация – когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, обладающим лучшими свойствами и характеристиками, определяющими наиболее высокий уровень их качества, поэтому предприятия (фирмы) должны сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Концепция совершенствования товара приводит зачастую к «маркетинговой близорукости». Изготовитель настолько увлекается совершенствованием своей продукции, что упускает из виду изменение потребностей покупателей.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары предприятия (фирмы) в достаточных количествах, если предприятие (фирма) не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Особенно агрессивно используется концепция интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам пассивного спроса, т.е. товарам, о приобретении которых покупатель обычно не думает.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей предприятия (фирмы) являются определение нужды и потребностей целевых рынков и обеспечения желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Концепция маркетинга отражает приверженность теории суверенитета потребителя. Эту концепцию за рубежом чаще используют фирмы, производящие товары широкого потребления, чем производители товаров промышленного назначения.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей предприятия (фирмы) является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция – явление самого последнего времени. Она порождена сомнениями относительно соответствия концепции «чистого» маркетинга условиям нашего времени с его ухудшением качества окружающей среды, дефицитом природных ресурсов, стремительным ростом численности населения и запущенным состоянием сферы услуг. Концепция «чистого» маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Социально-этичный маркетинг требует от деятелей рынка сбалансирования трех факторов – прибыли предприятия (фирмы), покупательских потребностей и интересов общества в целом.

Социально-этичная концепция маркетинга, характерная для современного этапа развития человеческой цивилизации, базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.

Постепенный переход России к развитым товарно-денежным отношениям, к социально ориентированному рыночному хозяйству неизбежно приводит к формированию маркетингового подхода решения проблем производства и реализации товаров и услуг. Такой подход предусматривает переориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности на потребителя, на учет его интересов, вкусов и предпочтений, отказ от диктата со стороны производителей и поставщиков товаров и услуг. Такая переориентация даже в сложной переходный период заложена в самой логике развития новой экономики и общественного сознания, в активной позиции граждан и общественных организаций, выступающих против монопольного положения поставщиков, проявлений правового нигилизма и вседозволенности. Все новейшие тенденции развития общественного сознания в России в постепенном понимании принципов формирования социально ориентированного рыночного механизма полностью созвучны с социально-этичной концепцией маркетинга, для которой характерны следующие обязательные требования:

1. Основная цель предприятия (фирмы) должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.

2. Предприятие (фирма) должно быть постоянно занято поисками возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интересами покупателей.

3. Предприятие (фирма) должно отказываться от производства и продажи таких товаров, которые противоречат интересам потребителей вообще и особенно - если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.

4. Потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые проявляют заботу об удовлетворении нормальных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.

5. Потребители, заботясь о сохранении и повышении качества жизни, не будут покупать товары таких предприятий, которые используют экологически нечистые технологии даже для производства нужного обществу товара.

6. Предприятия (фирмы) должны создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые служат не только интересам самих предприятий и фирм, но и полезны для социального развития региона, в котором данное предприятие (фирма) действует.

Маркетинг как глобальная функция управления предприятием (фирмой) в условиях рынка дает любому хозяйственному руководителю ряд проверенных живой практикой рецептов выхода на положительные коммерческие результаты хозяйственной деятельности в рыночных нишах с ограниченными рисками. Это, прежде всего, определенная последовательность проведения аналитической работы; выход на более благоприятные сегменты рынка; формирование в интересах предприятия (фирмы) изменяемых факторов внешней среды. Маркетинговая концепция управления предприятием (фирмой) – это своего рода компас и лоция, которые в руках опытного капитана позволяют вести корабль бизнеса к намеченной цели наиболее безопасным путем.

 

Функции маркетиенга

 

Современный маркетинг рассматривается как глобальная функция управления предприятием (фирмой) в условиях рыночной экономики. Поэтому из многочисленных определений сущности маркетинга в этом случает справедливо следующее: маркетинг – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия (фирмы), направленная на изучение рынка и рыночной конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на эти запросы производимых товаров и услуг.

В экономической литературе принято выделять четыре блока комплексных функций маркетинга и ряд подфункций в каждом из этих блоков.

 

I. Аналитическая функция маркетинга:

- изучение маркетинговой среды предприятия (фирмы);

- изучение вероятных рынков с целью их ранжирования;

- изучение потребителей;

- выбор сегмента рынка;

- изучение фирменной структуры рынка;

- изучение товарной структуры рынка;

- оценка конъюнктуры рынка;

- внутренняя среда предприятия.

II. Производственная функция маркетинга:

- формирование товарно-марочной политики предприятий и производство новых товаров;

- оценка конкурентоспособности продукции;

- организация снабжения предприятия.

III. Сбытовая функция маркетинга:

- товар и товарная политика предприятия;

- ценовая политика фирмы;

- организация каналов распределения товаров;

- оптовая торговля;

- розничная торговля;

- продвижение товаров;

- ярмарки и выставки.

IV. Функция управления и контроля:

- система маркетинговой информации и маркетинговых исследований;

- планирование маркетинга (маркетинговая программа);

- организация службы маркетинга;

- маркетинговый контроль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: