III этап

I этап

Дата События
1 сентября 1939 г. Нападение Германии на Польшу-начало Второй мировой войны
3 сентября 1939 г. Объявление Англией и Францией войны Германии
апрель 1940 г. Оккупация Германией Дании и Норвегии
10 мая 1940 г. Начало немецкого наступления на Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург
22 июня 1940 г. Капитуляция Франции
лето-осень 1940 г. Тотальные воздушные бомбардировки Англии
27 сентября 1940 г. Тройственный пакт (Германия, Италия, Япония). Присоединение к нему стран сателлитов Германии (Румыния, Венгрия, Болгария, Словакия, Хорватия)
осень 1940 г.- май 1941 г. Бои английских и итало-германских войск в Греции, Северной Африке, успехи стран-агрессоров
22 июня 1941 г. Нападение Германии на СССР (план «Барбаросса»)
лето-осень 1941 г. Оккупация Крыма, большей части Донбасса, Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, Украины; блокада Ленинграда, наступление на Москву
5 декабря 1941 г. Переход советских войск в контрнаступление под Москвой
7 декабря 1941 г. Нападение Японии на Перл-Харбор (США) - вступление США в войну
весна 1942 г. Япония овладела Филиппинами, Индонезией, Таиландом, Малайзией, Бирмой
4-7 июня 1942 г. Победа военно-морских сил США в сражении с Японией у атолла Милуэй

I I этап

Дата События
17 июля 1942 г.- 2 февраля 1943 г. Начало коренного перелома на советско-германском фронте: Сталинградская битва
октябрь 1942 г. Переход английской армии в контрнаступление в Северной Африке
5 июля-23 августа 1943 г. Крах фашистского режима Муссолини. Выход Италии из Тройственного пакта и объявление войны Германии
начало 1944 г. Наступление советской армии под Ленинградом, на Правобережной Украине
Дата События
январь-май1944 г. Освобождение Правобережной Украины
6 июня 1944 г. Высадка союзных войск в Северной Франции - открытие Второго фронта
июнь-август 1944 г. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии, выход в Европу
июнь-октябрь1944 г. Освобождение Белоруссии, Литвы, Карелии, Эстонии, Латвии
конец 1944 г. Освобождение Франции, Бельгии
12 января 1945 г. Начало наступления советских войск на всем протяжении советско-германского фронта
к апрелю 1945 г. Освобождение советскими войсками Болгарии, Польши, Словакии, Австрии, Румынии, Венгрии, части Югославии
16 апреля 1945 г. Начало Берлинской операции советских войск
8-9 мая 1945 г. Подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии
6, 9 августа 1945 г. Атомные бомбардировки США японских городов Хиросимы и Нагасаки
8 августа 1945 г. Объявление правительством СССР войны Японии
2 сентября 1945 г. Подписание акта о капитуляции Японии - окончание Второй мировой войны

Итоги и уроки Второй мировой войны. Вторая мировая война (1939–1945 гг.) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стала общим бедствием для населения 61 страны - 80% жителей Земли, из которых более 50 миллионов погибли. В конце войны человечество дотянулось до качественно нового по своей разрушительной силе ядерного оружия, что придало политическим итогам войны особое значение в истории международных отношений.

Один из главных уроков состоит в том, что борьба с военной опасностью должна вестись, пока война еще не началась, осуществляться коллективными усилиями миролюбивых государств, народов, всех, кому дороги мир и свобода. Безусловно, непосредственный виновник войны - германский фашизм. Именно на нем вся полнота ответственности за ее развязывание. Однако и западные страны своей близорукой политикой умиротворения, стремлением изолировать СССР и направить экспансию на Восток создали условия, при которых война стала реальностью. Другой важный урок состоит в том, что военное сотрудничество должно осуществляться не только с учетом экономических возможностей страны, но и реальной оценки существующих военных угроз. При планировании военного строительства важно учитывать все факторы, обеспечивающие безопасность страны: политико-дипломатические, экономические, идеологические, информационные и оборонные. Не потерял своей актуальности и следующий урок - вооруженные силы могут рассчитывать на успех, если владеют всеми формами военных действий. Надо признать, что в предвоенный период были допущены ошибки в теоретической разработке ряда важнейших проблем. Основным способом действий в будущей войне считалось стратегическое наступление, а роль обороны оставалась приниженной. Важнейшим уроком начала войны является тщательный анализ различных вариантов действий вероятного противника и принятие всех необходимых мер по поддержанию вооруженных сил в достаточной степени боевой готовности. Как известно, в минувшую войну мероприятия по переводу войск на военное положение были проведены с большим опозданием. Урок мировой войны состоит и в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных и материальных сил, которая умело использует их и способна превратить потенциальную возможность победы в реальную действительность.

58. Великая Отечественная война советского народа Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось военному разгрому СССР. В 1940 г. был разработан план Барбаросса - подготовки и проведения молниеносной войны против Советского Союза. Для СССР это была война на выживание, для Германии - на уничтожение. По замыслам Гитлера наступление должно было завершиться взятием Москвы. К началу агрессии против советского государства фашистская Германия располагала мощным экономическим потенциалом оккупированных стран Европы. Ей удалось сосредоточить на восточном направлении 153 немецких дивизии и 37 дивизий сателлитов. Подготовка СССР к возможному вооруженному конфликту велась по двум направлениям: экономическому и военно-техническому. В стране происходила милитаризация общественной жизни (с 7 до 8 часов увеличился рабочий день, была установлена 7 дневная рабочая неделя, запрещался самовольный уход рабочих и служащих с предприятий). К началу войны СССР имел превосходство в танках, авиации, не уступал также в артиллерии и численности армии. Однако в основном это была устаревшая техника. Новые разработанные образцы (танки Т-34, КВ, самолеты ИЛ-2) лишь начинали осваиваться, перевооружение армии шло медленными темпами. Однако по основным военно-техническим и производственным показателям отставание Советского Союза от Германии сохранялось. Великая Отечественная война проходила в условиях Второй мировой войны. Планируя отсрочить начало войны до 1942-1943 гг., Сталин отказывался отдать приказ о приведении войск в боевую готовность. Красная Армия оказалась обескровлена репрессиями против высшего командного состава. В целом, оперативная внезапность германского вторжения явилась результатом политических и военно-стратегических просчетов советского руководства. Наступление немецких войск велось одновременно на трех направлениях: группы армий Север, Центр, Юг наступали в направлении соответственно Ленинграда, Москвы и Киева. В результате летне-осенней кампании 1941 г. советская сторона понесла колоссальные потери в живой силе - убитыми, ранеными и пленными оказалось более 5 млн. чел. Потери германской армии значительно превышали те, что вермахт понес в Западной Европе за два года. 23 июня 1941 г. для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Главного Командования (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандующего) во главе с И.В. Сталиным. 29 июня 1941 г. в стране было введено военное положение. Для оперативного руководства боевыми действиями 30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (ГКО). Развернулась деятельность по организации обороны под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Был разработан военно-хозяйственный план производства всех видов вооружения и боеприпасов, созданы Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Совет по эвакуации. Операция Тайфун. Осенью 1941 г. основные усилия немецко-фашистских войск были направлены на захват советской столицы. 30 сентября началось генеральное наступление немецких войск в направлении Орел-Тула-Москва. Была прорвана советская оборона и к 7 октября окружены четыре советские армии западнее Вязьмы. Гитлеровцы захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В столице началась эвакуация. 19 октября было введено осадное положение. Лишь в конце ноября войскам Западного фронта (командующий Г.К. Жуков) удалось остановить наступление вермахта. Зимне-весеннее контрнаступление советских войск. 5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление советских войск под командованием Г.К. Жукова. Было разгромлено 38 немецких дивизий, враг был отброшен на 100-250 км. Разгром немцев под Москвой и последующее наступление Красной Армии в декабре 1941 - марте 1942 гг. способствовал разоблачению мифа о непобедимости германской армии. Наиболее важным итогом стал срыв гитлеровских планов молниеносной войны. Весна-осень 1942 г. Коренной перелом в войне. Новое наступление немецких армий, начавшееся после неудачных советских операций, развивалось на юг. Заняв Харьков, Крым, немецкие войска вновь овладели стратегической инициативой. Германские войска оккупировали Донбасс, вышли к Северному Кавказу и Волге. 19 ноября 1942 г. началась Сталинградская битва, в ходе которой предполагалось разгромить германские войска на южном направлении и улучшить положение под Москвой и Ленинградом. В наступлении участвовали войска Юго-Западного (командующий Н.Ф. Ватутин), Донского (командующий К.К. Рокоссовский) и Сталинградского (командующий А.И. Еременко) фронтов. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советских Вооруженных Сил, чем было положено начало коренному перелому в ходе второй мировой войны. В январе 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда. Летом 1943 г. наступательную операцию («Цитадель») германское командование планировало провести в районе Курского выступа. Советское командование решило перейти к преднамеренной обороне с целью разгрома танковых группировок и перехода в контрнаступление. В проведении операции участвовали войска Центрального фронта (командующий генерал К.К. Рокоссовский), Воронежского (командующий генерал Н.Ф. Ватутин), Степного фронтов (генерал И.С. Конев). Во время Курской битвы (5 июля-23 августа) были освобождены Орел, Белгород, Харьков. В октябре состоялись ожесточенные бои на р. Днепр, завершившиеся 6 ноября освобождением Киева. Завершение освобождения территории СССР. В ходе Корсунь-Шевченковской операции (24 января - 17 февраля 1944 г.) войсками Юго-Западного фронта были освобождены Правобережная Украина, Крым. Летом 1944 г. началось широкомасштабное наступление в Карелии (10 июня - 9 августа), Белоруссии (23 июня - 29 августа), на Западной Украине (13 июля - 29 августа) и в Молдавии (20 - 29 августа). В ходе Белорусской операции (23 июня - 29 августа 1944 г.) была разгромлена группа армий Центр и освобождены Белоруссия, Латвия, часть Литвы, восточная часть Польши. Советские войска вышли к Восточной Пруссии. В сентябре 1944 г. Финляндия подписала перемирие с СССР и вышла из войны. Львовско-Сандомирская операция (13 июля - 29 августа 1944 г.). Были освобождены западные области Украины и юго-восточные районы Польши. Ясско-Кишиневская операция (22-29 августа 1944г.). В ходе сражения освобождена Молдавия и выведена из войны на стороне Германии Румыния. Победа советских войск на Балканах создала благоприятные условия для освобождения к концу 1944 г. Югославии, Греции, Албании. Висло-Одерская операция (12 января - 3 февраля 1945 г.). Разгромлена вражеская группировка на территории Польши. 3 февраля советские войска вышли к Одеру, обеспечив выгодные условия для нанесения решающего удара по Берлину. В конце марта - первой половине апреля были освобождены Венгрия, восточная часть Австрии. Берлинская операция (16 апреля - 8 мая 1945 г.). Руководство операцией осуществляли маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и И.С. Конев. 8 мая 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 9 мая советские войска освободили Прагу. С прекращением военных действий завершилась Великая Отечественная война. Разгром милитаристской Японии. В ходе боевых операций на Дальнем Востоке (руководство осуществляли командующие фронтов: Забайкальского - маршал Р.Я. Малиновский, 1-го Дальневосточного - маршал К.А. Мерецков, 2-го Дальневосточного - генерал армии М.А. Пуркаев) советские войска освободили Маньчжурию, города Дальний и Порт-Артур, Северную Корею, овладели Южным Сахалином и Курильскими островами. С подписанием 2 сентября 1945 г. Японией Акта о безоговорочной капитуляции завершается Вторая мировая война. 59. Крушение колониальной системы. Развитие стран Востока в 1960-80-е гг. Как отмечалось ранее, к началу XX в. шесть «великих держав» Европы захватили 25 млн. кв. км земли, т. е. пространство в 2,5 раза больше всей Европы, и поработили 523 млн. населения. Франции принадлежала территория размером 10545 тыс. кв. км, Англии - 8973 тыс., Германии- 2459 тыс., Бельгии -2337 тыс., Италии - 2259 тыс., Португалии - 2076 тыс., Испании -333 тыс. кв. км. Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943-1959 гг. независимость обрели 20 стран. В 1960-1970 гг. - около 50 стран. На месте колоний возникло около 100 новых государств. В Азии наиболее впечатляющей была победа Индийского национального конгресса над британским империализмом. В 1947 г. территория британской колонии Индии была разделена на два доминиона - Индийский Союз (с 1950 г. Республика Индия) и Пакистан. Поражение Японии во второй мировой войне сопровождалось ростом национально-освободительного движения в Юго-Восточной Азии. Первым в 1945 г. свою независимость от Нидерландов провозгласила Индонезия (признана в 1949 г.) В сентябре 1945 г. на территории Индокитая повстанцами было провозглашено независимое государство - Демократическая Республика Вьетнам. Французские колонизаторы развернули военные действия и попытались силой восстановить свой бывший статус метрополии. В 1954 г. в результате военных поражений они подписали Женевские соглашения, признав суверенитет Вьетнама. За год до этого в 1953 г. независимость от Франции получили: Камбоджа (Кампучия) и Лаос. Интенсивно процесс деколонизации в 50-60-х гг. проходил в Африке. В конце 1951 г. независимости от Италии добилась Ливия. В 1952 г. в борьбе с британскими колонизаторами обрел независимость Египет. В 1954 г. независимость завоевали французские колонии Марокко, Тунис и Судан. В 1957 г. первой среди колониальных стран тропической Африки завоевала независимость английская колония Золотой Берег - Гана. В 1958 г. стала свободной Гвинея. 1960 г. получил название «Год Африки». В этот год 17 колоний были провозглашены независимыми государствами: Камерун, Того, Сенегал, Мали, Мадагаскар, Заир, Сомали, Бенин (Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Центрально-африканская империя, Конго, Габон, Нигерия, Мавритания. В 1962 г. обрели независимость Алжир, Руанда и Бурунди. В 1963 г. - Кения и Занзибар. В 1964 г. - Малави (Нью-Селенд) и Замбия. В 1966 г.- Лесото. В 1968 г. - Свазиленд, Экваториальная Гвинея и Маврикий (республика Гвинея-Бисау). Таким образом, за исключением ряда территорий на юге страны к 80-м гг. XX в. Африканский континент был деколонизирован. Колониальная система распалась. Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. На смену колониализму пришел неоколониализм - система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении С 1960-х гг. освободившиеся страны стали на путь модернизации направленной на: ускорение развития; индустриализацию; освоение культуры западного типа; сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности. Достижения в ходе модернизации позволяют выделить несколько групп стран. Первая - наименее развитые страны. К их числу относятся ряд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Сахара), Азии (Кампучия, Лаос.) Для этих стран характерны низкие, и даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения). Национальный капитал в большей части, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако он предпочитает занимать нишу торговли импортными товарами и не инвестировать национальное производство из-за высокой степени риска. Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций. Не способствует открытости экономики и структура внешней торговли. Все страны этой группы - одновременно и экспортеры сельскохозяйственной продукции, цены на которую наиболее подвержены колебаниям на внешнем рынке, и крупнейшие импортеры промышленной продукции. Низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефициту питания и голоду. В мировом хозяйстве эти страны занимают место периферии. Вторая группа - страны со средним уровнем развития. Это Египет, Сирия, Тунис, Алжир, Филиппины, Индонезия и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравнению с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей. Эта группа стран располагает большими потенциями в развитии благодаря наличию внутренних источников накопления. Перед этими странами не стоит столь остро проблема нищеты и голода. Их место в мировом хозяйстве определяется существенным технологическим разрывом с развитыми странами и большой внешней задолженностью. Третья группа - нефтедобывающие страны, такие как Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др., ранее носившие характерные черты отстающих государств. Крупнейшие запасы нефти, позволили им в короткие сроки войти в число наиболее богатых (по уровню ежегодных доходов на душу населения) государств мира. Однако структура экономики в целом характеризуется крайней однобокостью, несбалансированностью, а поэтому и потенциальной уязвимостью. Наряду с высоким развитием добывающей отрасли, остальные отрасли не играют в действительности существенной роли в экономике. В системе мирового хозяйства эти страны прочно занимают место крупнейших экспортеров нефти. Во многом благодаря этому данная группа стран становится и крупнейшим международным банковским центром. Четвёртая группа - новые индустриальные страны. (Выделились в 1990-е гг. Не подлежит рассмотрению в рамках указанного вопроса.) Это Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Индия. После победы освободительных движений ряд развивающихся стран встали на путь социалистического строительства (Вьетнам, Лаос, Северная Корея, Китай). Еще около 20 развивающихся государств, в том числе Алжир, Гвинея, Эфиопия, Бенин, Конго, Танзания, Бирма, Йемен, Сирия, Ирак, Мозамбик, Ангола и др., избрали путь социалистической ориентации (или некапиталистического развития). Общая территория этой группы государств к началу 80-х гг. составляла 17 млн. кв. км, а население - около 220 млн. человек. Однако большинство освободившихся стран стремилось укрепить свои политические и экономические позиции на пути капиталистической модернизации. Ни ориентация на Запад, ни на социализм не обеспечили большинству освободившихся стран темпов развития, которые позволили бы им догнать развитые страны. Понимание этой истины привело к возникновению еще в 1961 г. Движения неприсоединения, которое в 1986 г. объединяло 100 государств с населением 1,5 млрд. человек. 60. Советское общество в послевоенный период. Внутренняя и внешняя политика советского государства (1945-1953 гг.) Великая Отечественная война, конечно, означала величайшую победу над самым злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Свобода и независимость страны были обеспечены. Однако последствия войны были весьма трагическими, потери колоссальными. Главное богатство любой страны - народ - понёс самые большие потери среди воевавших государств. Потери составили более 27 млн. человек. Экономические потери: разрушено 32 тыс. предприятий, 65 тыс. км. выведенных из строя железнодорожных путей. Количество поголовья лошадей уменьшилось на 50%, свиней - на 65%, крупного рогатого скота - на 20%. Без крова остались 35 млн. человек. Было разрушено 1700 городов и посёлков, 70 тыс. деревень. Сумма прямых потерь, причинённых войной, составила к осени 1945 г. 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. В марте 1946 г. был принят пятилетний план развития страны, который можно охарактеризовать как план восстановления народного хозяйства СССР. Главная проблема, которая решалась, это перевод экономики на мирные рельсы, т.е. возвращение её к производству мирной продукции (конверсия). Данный процесс не был простым и лёгким и сопровождался общим промышленным спадом. Кроме того, в первый послевоенный год СССР столкнулся с засухой, которая привела к большим потерям зерна (собрано менее 40 млн. т.). Население недоедало, а во многих регионах люди голодали. В отличие от стран Запада, которые в 1948-1952 гг. получили по «плану Маршалла» около 17 млрд. долларов, Советский Союз мог рассчитывать только на внутренние ресурсы в деле восстановления экономики. Единственное, что ему помогло, так это репарации с побеждённой Германии (4,3 млрд. долларов), которые обеспечили около половины потребностей промышленности в оборудовании. Как и в период индустриализации конца 20-х-начала 30-х гг., основным источником средств для восстановления промышленности стало сельское хозяйство. Политика нажима на колхозное крестьянство стала особенно сильной в 1947-1948 гг., когда появляется ряд указов, существенно ограничивавших и без того незначительные права колхозников. Так, им настоятельно было «рекомендовано» продать государству весь мелкий скот. В итоге тайно за несколько месяцев в подворьях колхозников было забито 2 млн. голов скота. Были повышены сборы с доходов от продаж на свободном рынке. Существенно уменьшены размеры приусадебных участков сельских жителей. При этом обязательные поставки государству в это время постоянно росли, а закупочные цены на продукцию колхозов оставались ниже уровня 1940 г. вплоть до 1952 г. Денежная реформа 1947 г. сильно ударила по крестьянам, которые вырученные за свои товары предпочитали хранить дома,, а не в сберкассах, боясь заявить открыто о своих накоплениях. Как следствие, в 1946-1953 гг. около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни и сёла, переселившись в города. Тем не менее, экономика страны довольно быстро восстанавливалась после войны. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут к 1950г. Медленнее восстанавливалось сельское хозяйство, но и оно по основным показателям достигло довоенного уровня к 1952-1953 гг. Восстановление экономики страны проходило на фоне начала «холодной войны», появления ядерного оружия у США. Поэтому в этот период советское руководство вынуждено было львиную долю средств тратить на создание современного оборонного комплекса страны. В 1949 г. СССР, успешно испытал ядерное оружие, лишив США монополии на него. Разумеется, это было достигнуто за счёт экономии на других отраслях народного хозяйства, в ущерб развитию сельского хозяйства, лёгкой промышленности сферы услуг. По окончании войны в советском обществе были сильны ожидания перемен во внутренней политике. Не только простые труженики, но и политические и промышленные руководители надеялись на ослабление крайнего напряжения предвоенных и военных лет. При закрытом обсуждении проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б) в 1946-1947 гг. многими партийными и советскими работниками были высказаны прогрессивные для того времени предложения: о децентрализации управления, ликвидации судов и трибуналов военного времени, расширении внутрипартийной демократии, о ротации кадров и т.д. Однако Сталин и не думал ничего менять. Напротив, по окончании войны усиливается идеологический и репрессивный прессинг на общество. Принимаются многочисленные решения ЦК КПСС, которые установили жёсткий идеологический контроль за творческой и научной интеллигенцией. С 1947 г. разворачиваются дискуссии по философии, биологии, языкознанию, политэкономии, которые имели одну цель - выявить скрытых или явных идеологических противников режима, нейтрализовать влияние западной научной и творческой мысли, которое априори осуждалось. Гонениям подверглись бывшие советские военнопленные, возвратившиеся из фашистского плена. Всего в плену находилось в годы войны более 5 млн. человек, причём более 3млн. из них погибли. По возвращении на Родину сотни тысяч людей прошли фильтрационные лагеря, оказывались вновь в ссылке или заключении. Наряду с действительными пособниками гитлеровцев в лагерях оказывались ни в чём неповинные люди. Под подозрение попали и люди, вся вина которых заключалась лишь в том, что они проживали на оккупированной фашистами территории. Первые послевоенные годы ознаменовались возобновлением репрессий в отношении партийных и государственных деятелей СССР, большой группы генералов, отличившихся в ходе Великой Отечественной войны. Например, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, маршал авиации А.А. Новиков, министр А.И. Шахурин. Идёт подготовка к смещению ближайших соратников Сталина В.М. Молотова, А.И. Микояна, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича. Нагнетается антиеврейская истерия. Одновременно усиливается пропагандистская деятельность по укреплению культа личности Сталина. В этом смысле празднование 70-летия Сталина (1949 г.) стало своего рода кульминацией многолетнего процесса его возвеличивания и обожествления. Все эти меры позволяли Сталину держать всё общество в напряжении, постоянной мобилизационной готовности, и, следовательно, сохранять власть. Однако смерть многолетнего вождя советского народа в начале марта 1953 г. изменила сценарий дальнейших событий Международная политика СССР. Огромный вклад СССР в разгром гитлеровской Германии в ходе Второй мировой войны повлиял на существенное укрепление позиций нашей страны в мире. В 1945 г. СССР стал одним из создателей ООН, причём по праву занял позицию постоянного члена Совета безопасности. Без СССР ни один серьёзный вопрос не решался. Однако такая ситуация не устраивала западные державы, прежде всего, США и Великобританию. Осенью 1947 г. открыто был объявлен политический курс западных государств, который позднее получил название «холодной войны» (речь У.Черчилля в Фултоне). Политика сдерживания СССР, глобального соперничества с нашей страной на десятилетия определили геополитический ландшафт. СССР имел сильные позиции в Восточной Европе, страны которой получили освобождение от фашистской зависимости именно благодаря СССР. В 1949 г. СССР поддержал создание восточногерманского государства - ГДР, появившегося после провозглашения в западной части Германии ФРГ (как результат политики западных стран, ориентированной на раскол Германии).В ответ на создание НАТО был создан военно-политический блок - ОВД (организация стран Варшавского договора). Создаётся СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В 1949 г. СССР поддержал создание КНР, а чуть позднее активное участие принял в Корейской войне (военными советниками, поставками вооружений, дипломатической поддержкой (1950-1953 гг.). В результате этой войны на Корейском полуострове образовались два корейских государства. Ситуация раскола корейского народа сохраняется до сих пор. Одним словом, международная политика Советского Союза в рассматриваемый период характеризовалась стремлением соперничать со странами Запада по всему геополитическому пространству. Такая политика сохраняла свое действие вплоть до начала 1990-х гг., т.е. до периода, когда экономический потенциал СССР существенно ослабел. 61.Формирование постиндустриальной цивилизации. В последней четверти XX в. наиболее значительным и доминирующим подходом к развитию социальных и экономических отношений является теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Кан, Э. Тоффлер, Ж. Фурастье, А. Турен). Её представляют как адекватную потребностям времени, открытую для совершенствования. Ее авторы выделяют: аграрную (доиндустриальную); промышленную (индустриальную) и постиндустриальную стадии в развитии цивилизации. «Аграрная цивилизация» (до XVIII в.) характеризуется сельскохозяйственым производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церкви и армии как главным социальным институтам. «Индустриальная цивилизация» (XVIII в. - 50-е гг. XX в.) отличается интенсивным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, ростом инвестиций в индустрию, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. В системе взаимоотношений доминирует усвоение знаний прошлых поколений. «Постиндустриальная цивилизация» представляет собой общество, основанное на высоких технологиях, доминировании сферы услуг, производстве товаров массового потребления, но особенно теоретического знания и информации. Социум оказывается управляемым не стихией рынка, а решениями, принимаемыми научной элитой. Межличностные взаимоотношения становятся комплексными. С точки зрения теории постиндустриального общества - наиболее распространенного сегодня инструмента социального анализа - современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций. Первая группа - собственно постиндустриальные общества - Западная Европа, США, Канада, Япония. Вторая группа - страны так называемого догоняющего развития - Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма. Третья группа - развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы. В значительной мере именно информационные характеристики цивилизации на рубеже XX-XXI вв. обусловливают противоречивый и небесспорный феномен глобализации (лат. globus - шар). Важнейшей чертой глобализации является формирование в масштабах всего мира не просто финансового или информационного рынка, но финансово-информационного пространства, в котором во все большей степени осуществляется не только коммерческая, но и вся деятельность человечества. Этот феномен порождает в современном мире множество проблем. Речь идёт о рождении мира, гораздо более разделенного на две части, чем когда бы то ни было: сегодня постиндустриальная цивилизация, способная развиваться на собственной основе, все более жестко замыкается в себе. Широко распространив высокие и информационные технологии по всему миру постиндустриальные страны могут диктовать цены на тот или иной вид продукции, что лишь ускоряет отрыв центров постиндустриальной цивилизации от остального мира. Попытки «догоняющего» развития, основанные на вторжении отстающих стран в технологические ниши, находящиеся на уровне, в целом уже пройденном постиндустриальными странами, могут, с точки зрения идеологов теории постиндустриального общества, принести мимолетные результаты и бесперспективны в качестве долгосрочной стратегии. Кроме того, западные страны, выступая в роли носителей высоких стандартов потребления и эталонов поведения, невольно внушают населению бедных стран завышенные притязания, не имеющие под собой основы для их реализации. Это влечет, с одной стороны, массовую миграцию в богатые регионы земного шара, с другой - отрицание западных ценностей и уход в фундаментализм (арабская весна). Наконец, продвижение к открытому обществу в масштабах планеты может стать целью для западных стран лишь после того, как они в своих пределах преодолеют нарастающий социальный конфликт, возникающий между новым господствующим классом постиндустриальной цивилизации - классом интеллектуалов и низшим классом, остающимся за пределами новых общественных отношений. Из всего сказанного не следует, что человечество должно создать механизмы, способные обратить на пользу конструктивный потенциал и интенции глобализации и одновременно нейтрализовать или ограничить возможные негативные ее последствия. Основной вектор развития России обусловлен общемировой тенденцией перехода к постиндустриализму. Вместе с тем проблема состоит в том, должна ли Россия механически брать в качестве образцов для подражания западные модели и пытаться использовать их. Творческое прочтение западного опыта, использование его с учетом социокультурной специфики - продуктивнее копирования. Необходимо обратить внимание на то, что среди исследователей нет единой точки зрения на причины появления постиндустриального общества. Указываются следующие причины: усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве; современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень; благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества; люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги; повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение. С их точки зрения приверженцев марксизма в результате развития международного разделения труда, происходит постепенная концентрация производств в регионах, наиболее выгодных для конкретной деятельности. Одним из катализаторов такого перераспределения является расширение корпоративного права собственности за национальные рамки. Борьба за повышение эффективности вынуждает транснациональные компании размещать производства в более выгодных регионах. Этому также способствует уменьшение удельных транспортных расходов. Как следствие производство территориально уже не привязано к источнику сырья или основному потребителю. При этом результаты производства, в том числе прибыль, принадлежат материнской компании и являются дополнительным источником потребления и развития сферы услуг в стране размещения её штаб-квартиры, в то время как производственные подразделения находятся в другой стране. С развитием экономики и производительности труда изменяется структура потребления. После стабильного обеспечения товарами первой необходимости, начинается опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров. При этом производство большинства услуг привязано к тому месту, где услуга потребляется. В результате усиливается роль малого бизнеса, производящего всё больше мелкосерийных товаров с множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить потребности разных групп потребителей. Но это положение относится к постиндустриальным странам и его копирование в других группах стран приводит к сдерживанию развития национальной промышленности. Неоднозначной является и трактовка о роли капитала. Если в индустриальном обществе, имея капитал, всегда можно было организовать производство какого-либо товара и занять соответствующую нишу на рынке, то в постиндустриальном обществе размер капитала не гарантирует защиту от банкротства. Для успеха, с точки зрения авторов теории, обязательно нужна инновация. А капитал не может автоматически обеспечить появление ноу-хау, необходимых для экономического успеха. Наоборот, в постиндустриальных секторах экономики наличие ноу-хау позволяет привлечь необходимый капитал даже без наличия собственного. Стоимость корпораций в постиндустриальном обществе, с точки зрения сторонников концепции постиндустриального общества, обусловлена нематериальными активами: ноу-хау, квалификацией работников, эффективностью бизнес-структуры и др. Так, капитализация фирмы Microsoft соответствует капитализации крупнейших добывающих компаний, хотя Microsoft имеет на порядки меньше материальных активов. На наш взгляд данный аспект теории даёт возможности для биржевых махинаций, не имеющих ничего общего с реальными средствами производства. Впрочем, теория постиндустриального общества остаётся теорией используемой в экономической и социальной жизни различных государств. 62.Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни в СССР(1953-1960-е гг.) Внешняя политика. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Его смерть стала поворотным событием в новейшей истории страны. В политическом руководстве СССР началась ожесточённая борьба за власть. Расстановка сил была такова, что Председателем Совета Министров СССР стал Г.М. Маленков, Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К.Е. Ворошилов. А делами КПСС (это название вместо ВКП (б) появилось в 1952 г.) занимался секретарь ЦК КПСС ЦК КПСС Н.С.Хрущёв. С первыми предложениями о назревших реформах выступил заместитель главы правительства и министр внутренних дел Л.П. Берия. Одним из первых шагов стала амнистия для большого количества заключённых лагерей. В тот момент в заключении находилось более 2,5 млн. человек. Амнистии подлежали 1181264 человека, имевшие небольшие сроки заключения (до 5 лет), осужденные за должностные и хозяйственные преступления, женщины, имевшие детей до 10 лет, беременные, несовершеннолетние до 18 лет, пожилые и больные. Было прекращено так называемое «дело врачей». Берия предложил ограничить права Особого совещания при МВД СССР. Он первым выступил с критикой культа личности Сталина. Поставил вопрос о неэффективности колхозного строя. По инициативе Л.П. Берии было прекращено финансирование и заморожено строительство некоторых крупных сооружений, в которых не было особой надобности. Однако, несмотря на ряд радикальных предложений Берии по смягчению политического режима и общей атмосферы в стране, данная политическая фигура в глазах других претендентов на политическое наследие Сталина выглядела весьма одиозно. Против него сплотились практически все вчерашние «соратники». 6 июня 1953 г. Берия лишается всех должностей и в декабре 1953 г. после закрытого судебного заседания был расстрелян. Между тем заявленный поворот в политике требовал конкретных практических шагов. И они были предложены. Уже 1 апреля 1953 г. было осуществлено самое крупное за послевоенный период снижение цен на продукты питания и некоторые потребительские товары. В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР председатель Совета Министров СССР Маленков Г.М. фактически предложил новый экономический курс. Суть его сводилась к тому, что впервые за годы советской истории предусматривалось приоритетное развитие лёгкой промышленности, производства товаров народного потребления. На 1954 г. предусматривалось снижение сельхозналога в 2,5 раза, списание недоимок по нему, увеличение размеров приусадебных участков для колхозников, повышение заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение поставок техники в деревню. В результате предпринятых шагов денежные доходы колхозов за период с 1953 по 1958 гг. увеличились более чем в 3 раза. Даже спустя десятилетия, несмотря на замалчивание имени Маленкова, его политика в массовом сознании колхозников и рабочих сохраняла высокие оценки. Позиция Маленкова по отношению к деревне определялась не только экономическими соображениями. Деревня для Маленкова была его потенциальной опорой, той социальной базой, в случае укрепления которой он мог окончательно утвердиться как лидер государства. Однако нелицеприятная критика в адрес партийной номенклатуры за её бюрократизм, пренебрежение к нуждам народа, с которой Маленков выступал неоднократно, дорого ему стоила. В феврале 1955 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков был снят с должности Председателя Совета Министров СССР. Вместо него во главе правительства был поставлен Н.А. Булганин Маленков в борьбе за власть сделал серьёзные просчёты, настроил против себя партийную номенклатуру, но многие его идеи в области социально-экономической политики получили дальнейшее развитие в деятельности Н.С. Хрущёва В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС. На нем Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях». Для делегатов съезда это было настоящим потрясением, поскольку впервые были даны оценки деятельности Сталина. Впервые было сказано об отступлении от принципов социалистической демократии, о грубейших нарушениях законности, массовых репрессиях, просчётах в руководстве, допущенных Сталиным. Доклад был прочитан в закрытом режиме только для делегатов партийного форума, которые были предупреждены о неразглашении содержания доклада. В СССР содержание доклада Хрущёва впервые стало известно широкому кругу советских людей только в 1989 г., хотя на Западе текст стал известен уже через несколько дней после описываемых событий. XX съезд КПСС положил начало либерализации политического режима, ослаблению всесилия партийной бюрократии. В январе 1957 г. предприняты меры по расширению полномочий Советов. При выборах депутатов возобновилась практика обсуждения кандидатур, что привело увеличению доли среди депутатов местных советов рабочих и колхозников до 60% против 55% 1955 г. При выборах в Верховный Совет СССР пятого созыва в 1958 г. доля рабочих и колхозников увеличилась до 60% (в четвёртом созыве их было 40%). Были расширены права союзных республик, особенно в хозяйственно-экономической области, а также в сфере законодательства, внутреннего территориально-административного устройства. Хрущёв предпринял шаги и по ограничению привилегий работников партийного аппарата, но без особых успехов. Причём, меры в этой области настроили партийную номенклатуру против Хрущёва, которая в июне 1957 г. пыталась его сместить. Группа деятелей в составе В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, В.А. Булганина и некоторых других считали политику Хрущёва ошибочной. Однако Хрущёв при поддержке министра обороны СССР Г.К. Жукова сохранил позиции партийного лидера. А инициаторы заговора против Хрущёва были отправлены работать на второстепенные посты, а затем исключены из партии. Во второй половине 50-х гг. в экономической политике большое внимание стало уделяться научно-техническому прогрессу. Появляются новые научно-исследовательские институты. С1950 по 1970 гг. расходы на науку увеличились с 1млрд. руб. до 11,7 млрд. руб., а численность научных работников выросла в 6 раз. СССР по многим направлениям науки и техники вышел на передовые позиции в мире. Именно в СССР появляются первая в мире атомная электростанция (1954 г.), атомный ледокол «Ленин» (1959 г.), в 1957 г. впервые в мире осуществлён запуск искусственного спутника земли, а 12 апреля 1961 г. в СССР осуществил первый в мире полёт человека в космос. Первым космонавтом стал Ю.А. Гагарин. В 50-х - начале 60-х гг. были открыты огромные залежи нефти и газа, других полезных ископаемых в Западной Сибири, которые стали важнейшим фактором экономического развития страны в последующие десятилетия. Во второй половине 50-х гг. в стране под влиянием некоторой либерализации политического режима происходят заметные изменения в общественно-политической и духовной сферах страны. Пленумы ЦК КПСС стали проводиться регулярно, стала применяться обязательная ротация (перемещение) руководящих кадров. Активизировалась деятельность профсоюзов, ВЛКСМ, творческих союзов писателей, художников, композиторов. Несколько ослабла цензура, что позволило появлению в художественной литературе и искусстве новых направлений, новых имён. После смерти Сталина внешняя политика СССР становится более реалистичной, направленной на переговоры и соглашения. XX съезд КПСС выдвинул три важнейшие положения: о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем; о возможности предотвращения новой мировой войны; о разнообразии путей перехода различных стран к социализму. Это не исключало того, что руководство страны во главе с Н.С. Хрущёвым оставалось сторонником непримиримой идеологической борьбы на международной арене, постоянно вело активную антиимпериалистическую пропаганду, всемерно помогало национально-освободительному и коммунистическому движениям. В1953 г. была прекращена начатая в 1950 г. с одобрения Сталина корейская война (между КНДР и Республикой Корея). В 1954 г. при поддержке советского руководства завершилась война народов Индокитая с французскими колонизаторами. Французские войска покинули Индокитай. В1955 г. в ответ на вступление ФРГ в НАТО Советский Союз заявил о создании военно-политической организации социалистических стран - Варшавского договора. Тогда же были нормализованы отношения с Югославией, которые были серьёзно испорчены при Сталине. Важным шагом стало подписание мирного договора между СССР и Австрией (1955 г.). В соответствии с данным договором советские и другие оккупационные войска были выведены с территории Австрии, но при этом последняя приняла условие, что она не будет участвовать в военных блоках, и останется нейтральным государством. В рассматриваемый период созданный лагерь социалистических стран столкнулся с рядом проблем, связанных с внутриполитическим развитием этих стран. Так, в 1956 г. произошли серьёзные волнения в Польше и Венгрии. В Венгрии события фактически вылились в антикоммунистическое восстание, которое было подавлено силой оружия советских войск. Для советской внешней политики события в Польше и Венгрии стали серьезным испытанием. Но наиболее сложным компонентом внешней политики СССР в Европе была ситуация с расколом Германии, который привёл к созданию двух германских государств - ФРГ и ГДР. СССР всемерно содействовал укреплению бороны ГДР и с его согласия в 1961 г. вокруг Западного Берлина была сооружена стена, просуществовавшая до конца 80-х гг. Она была ярким символом «холодной войны». Со второй половины 50-х гг. ухудшаются отношения Советского Союза и Китая. Главными мотивами обострения отношений была борьба за лидерство в международном коммунистическом движении и несогласие китайских руководителей с решениями XX съезда КПСС о культе личности Сталина. Кроме того, Китай стремился получить от СССР доступ к ядерному оружию, в чём ему было отказано. В октябре 1962 г. возник Карибский кризис, который стал наиболее острым моментом во взаимоотношениях СССР и США. Мир тогда близко подошёл к началу ядерной войны. Но, к счастью, у политиков обеих стран хватило здравого смысла остановить сползание к войне. Был найден компромисс. Резюмируя итоги первого послесталинского десятилетия, можно констатировать, что преобразования, проходившие в различных областях жизни советского общества (политике, экономике, духовной сфере) были противоречивыми и неоднозначными. Были сделаны серьёзные шаги по демонтажу сталинской машины страха, начались процессы либерализации, серьёзные сдвиги произошли в экономике. Экономика стала поворачиваться лицом к человеку. Налицо - невиданный взлёт советской науки и техники, позволивший СССР занять самые передовые, и даже лидирующие позиции по многим направлениям. Не столь прямолинейной -стала внешняя политика. Однако осталась незыблемой основа режима - партийная номенклатура, которая хотя и испытала организационные перетряски, инициированные Хрущёвым, устояла и сохранила потенциал. В 1964 г., когда её терпение своим лидером - Хрущёвым иссякло, то произошло, что и должно было произойти, а именно инициатор десталинизации страны Хрущёв был отправлен в отставку. Номенклатура устала жить в условиях постоянных реорганизаций, ей хотелось стабильного существования, которое ей уже не обеспечивал Хрущёв. 63.СССР во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. XX в. Причины, сущность и проявления механизма торможения во всех сферах жизнедеятельности советского общества. К осени 1964 г. авторитет Н.С.Хрущёва в глазах, как его ближайшего окружения, так и широких слоёв советского общества упал до критического уровня. Политика, проводимая Хрущёвым внутри страны и за её пределами, всё больше и больше вызывала недовольство и даже трудно скрываемое раздражение. Одна из существенных причин, вызвавших рос недовольства Хрущёвым, стали просчёты в экономической политике. Как следствие, в 1962-1963 гг. резко обострились проблемы с продовольствием. Во многих городах и рабочих посёлках были введены продовольственные карточки, появились очереди в магазинах за продуктами питания. В качестве пожарной меры стали использовать покупку продовольствия за границей. На эти цели в 1963 г. было выделено более 372 тонн золота. Показательно, что в этом же году всего на экспорт СССР отправил 520 тонн золота. Таким образом, более 71% экспорта золота шло на покупку продовольствия. Как показали дальнейшие события, практика покупки продовольствия за границей на многие десятилетия станет обычной практикой советских руководителей. Хрущёв открыл первым этот путь. Кроме того, его постоянные реорганизации (создание совнархозов, разделение партийных комитетов (обкомов) на сельские и промышленные, необоснованные сокращения Вооружённых сил) вызвали устойчивое недовольство со стороны партийного аппарата и руководства Вооружённых сил. В итоге, в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС сместил Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК партии. Лидером КПСС стал Л.И. Брежнев, которого многие из руководителей заговора против Хрущёва рассматривали как временную фигуру. Однако они просчитались. Брежнев был у руководства страны и партии 18 лет. Л.И. Брежнев был в отличие от Хрущёва руководителем иного типа. Он был сторонником стабильного и предсказуемого стиля управления страной. Под прикрытием борьбы с волюнтаризмом, который ассоциировался с Хрущёвым, Брежнев положил начало политическому курсу, который на практике означал отказ от линии XX съезда КППС, т.е. постепенного реформирования существовавшей общественной системы. На XXIII съезде КПСС Брежнев выдвинул предложения об изъятии из Устава КПСС положений о сменяемости на ¼ части состава ЦК КПСС и на 1/3 составов обкомов, горкомов и райкомов при очередных выборах, которые были приняты при Хрущёве на XXII съезде КПСС (1961 г.) Слова Брежнева были встречены аплодисментами. Некоторые партийные функционеры ожидали, что на съезде произойдёт политическая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось. В экономической политике нового руководства страны, по крайней мере в первые годы, акцент делается на подготовке и реализации экономической реформы. Основные параметры этой реформы были определены на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС. Во-первых, было возвращено отраслевое управление экономикой (введены вновь министерства вместо совнархозов). Во-вторых, важнейшим аспектом реформы стало изменение системы планирования. Предполагалось вместо ориентации на валовые показатели предприятия нацелить на показатели реализации продукции. Вводился хозяйственный расчёт. Были расширены экономические права промышленных предприятий. Шире стало использоваться материальное стимулирование работников. Определённый позитивный эффект от реформы был достигнут. Однако закрепить его на долгое время не удалось, поскольку причудливое сочетание по сути рыночных механизмов с жёстким директивно-административным построением экономики не могло не привести к непреодолимым противоречиям. В рассматриваемый период советское руководство, понимает, что капиталистический мир не только не клонится к своему закату, но и демонстрирует высокую динамику развития. В этой ситуации оно стремится если не ликвидировать технологическое отставание СССР от стран Запада, то, по крайней мере, свести его к минимуму. Отсюда многочисленные решения по ускорению научно-технической революции в стране. Предпринимаются шаги по внедрению новых образцов техники и машин, изобретений в производство. Однако эффективность от использования новых изобретений имела тенденцию снижения: в 1966 г. одно изобретение давало 80 тыс. руб. экономии, а в 1972 г.-28,5 тыс. руб. Министерства и ведомства не очень были заинтересованы во внедрении инноваций. К середине 1980-х гг. только 29% серийной продукции советского машиностроения отвечало мировому уровню. Постоянно увеличивается импорт машин и оборудования. Если в 1950 г. он составлял 22,4 % к общему экспорту-импорту. В 1960 г. он составляет уже 31%, а в 1983 г. - 38,3 %. Это вело к спросу на валюту. Оплачивать расходы по приобретению импортного оборудования и машин приходилось за счет добывающих отраслей экономики, которые наращивали долю в экспорте страны: 1950 г. - 3,9%, 1960 г. - 16,2% и 54, 4% (1984 г.). Экономика по-прежнему была сориентирована на производство средств производства и современных вооружений, поскольку гонка вооружений подталкивала СССР к этому. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу, хотя приоритет повышения жизненного уровня советских людей постоянно декларировался в выступлениях партийных лидеров и решениях съездов КПСС. В 60-е гг. СССР занимал ведущее место в мире по уровню и качеству здравоохранения. Однако в последующие годы на цели здравоохранения стало выделяться не более 4% национального дохода, тогда как в индустриально развитых странах на эти цели выделялось 8-10 % от ВВП. В результате за 1970-е гг. число лечебных учреждений даже сократилось. Наметилась тенденция снижения средней продолжительности жизни: в 1969 г. она составляла 69 лет, в 1985 г. - 67,7 лет. Для сравнения: в США она составляла 75 лет, а в Японии - 77лет. По уровню детской смертности Советский Союз опустился на 55-56 место в мире. В 1972 г. широко отмечалось 50-летие образования СССР. С высокой трибуны было заявлено о том, что национальный вопрос в Советском Союзе решён окончательно. Однако ситуация была несколько иной. Действительно, многие проблемы, связанные с национальным вопросом, были решены. Но некоторые остались и появились новые. Например, декларировалось равенство союзных республик, но оно на практике не соблюдалось. Это было видно на примере экономики. По официальной статистике РСФСР могла оставить в 1975 г 42, 3% собранного на её территории налога с торгового оборота, Украина - 43,3%, Молдавия - 50%, Эстония - 59,7%, Грузия - 88,5%, Армения - 89,9%, Казахстан - 100%, Туркмения - 100%. Кроме того темпы капитальных вложений в экономику союзных республик в 2-4 раза превышали аналогичные показатели для России. Вместе с тем, в союзных республиках крепло убеждение, что именно Россия виновата в экономических проблемах каждой из них. Большой отпечаток на национальные отношения накладывала демографическая ситуация в союзных республиках (прежде всего, в Прибалтике). Так, в 1959 г. доля эстонцев составляла 75%, то в 1988 г. она упала до 61%. В Латвии по переписи 1979 г. удельный вес латышей снизился до 53,7%. Прирост населения в этих республиках в 70-80-е гг. осуществлялся на 50-60% за счёт мигрантов из других республик СССР. Несмотря на ряд принятых решений о повышении качества преподавания русского языка в республиках, Всесоюзная перепись населения 1979 г. зафиксировала уменьшение доли лиц, владеющих русским языком среди эстонцев. В 11 из 15 союзных республиках читатели предпочитали литературу на родном языке, но при этом более 80% всей литературы в той же Молдавии и Узбекистане выходило на русском языке. На международной арене СССР продолжал играть роль крупнейшей супердержавы. Ценой больших усилий СССР добился ядерного паритета с США. Как ни парадоксально, но данное обстоятельство объективно способствовало переходу от «холодной войны» к разрядке в международных отношениях. В 1970-е гг. подписаны принципиально важные соглашения между СССР и США, снизившие риск начала ядерной войны в мире. Кроме того, подписан ряд международных договоров, укрепивших европейскую безопасность (например, по Западному Берлину, 1971 г.). В декабре 1979 г. Советский Союз по просьбе афганского правительства ввёл свои войска на территорию Афганистана, что привело к резкому обострению международных отношений, к новому витку гонки ядерных вооружений. СССР имел значительно меньший объём валового национального продукта сравнительно с США. Поэтому достижение военного паритета с США с экономической точки зрения вело к ослаблению Советского Союза. В условиях нарастания в стране многочисленных трудностей и проблем, в первой половине 80-х гг. происходит частая смена советских лидеров: в 1982 г. умирает Л.И.Брежнев и Генеральным секретарём ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов, с именем которого были связаны определённые ожидания на перемены, поскольку его первые политические решения о том свидетельствовали. Однако в феврале 1984 г. он умирает и новым лидером становится К.У. Черненко, который также недолго руководил страной. В марте 1985 г. он умирает. Генеральным секретарём ЦК КПСС становится М.С. Горбачёв. Впереди была перестройка. Период с середины 1960-х - до середины 1980-х гг. в истории СССР был весьма противоречивым. В политическом плане происходит укрепление доминирующих позиций партийной номенклатуры в обществе. Начатые экономические реформы в 1960-е гг. довольно быстро были свёрнуты. Ставка была сделана на решение экономических проблем посредством развития сырьевых отраслей экономики, что в конечном итоге привело к стагнации. Одновременно берётся курс на ужесточение идеологического контроля, преследование инакомыслящих, что впрочем, обернулось зарождением диссидентского движения, ставшего формой духовной оппозиции. Тем не менее, достижения также были. Медленно, но материальное положение советских людей росло. На международной арене достигнут военный паритет с США, правда, который был обеспечен ценой колоссальных усилий всей страны. К середине 80-х гг. темпы развития СССР замедлились. Руководство страны предпочитало решать проблемы незначительными полумерами. Для всех здравомыслящих советских людей стало очевидным, что страна топчется на месте. В среде определённой части партийной элиты зреет убеждение в необходимости глубоких перемен в стране. В марте 1985 г. была предпринята попытка вывести страну из кризисного состояния. 64.Социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны в годы перестройки 12 марта 1985 г. после кончины К.У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделялся на фоне предыдущих руководителей КПСС и государства, поэтому сразу был встречен в обществе с большим энтузиазмом. Вскоре М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления социализма» М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии. В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. (Апрельский пленум). На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: - научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей; - активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества. Вначале ускорения предполагалось достичь административными мерами. В 1985 г. началась борьба с нарушениями трудовой дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд высших государственных деятелей. 7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и начата так называемая антиалкогольная кампания. Меры, которые были предприняты для искоренения пьянства, оказались грубо-прямолинейными и неэффективными. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, как известно, создаваемых в течение десятилетий. Втрое сократилось производство не только дешёвого вина и водки, но и марочных вин. Число винных магазинов сократилось, у их дверей выстроились огромные очереди. Антиалкогольная кампания не искоренила пьянство, а привела к росту наркомании, токсикомании, самогоноварения, потреблению суррогатов спиртного и была очень непопулярна в обществе. Огромный урон понёс бюджет, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета. Уже в 1986 г. бюджет не досчитался 9 млрд. руб., общий ущерб от антиалкогольной кампании составил 37 млрд. рублей. В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. М.С. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на «перестройку», «радикальную реформу» экономики. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой и предоставить больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.Г. Горбачев считал, что никакая экономическая реформа не сможет осуществиться, если в нее не будет вовлечено все общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая «демократизация» страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. 19 ноября 1986 г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5 % активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения. 1 января 1988 г. вошёл в силу «Закон о государственном предприятии», по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями. Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой. М.С. Горбачев провозгласил курс на гласность как средство борьбы с недостатками социализма. Это дало простор тем, кто выступал за открытый характер деятельности партийных, государственных, хозяйственных органов. На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, «круглые столы». Было прекращено глушение передач западных радиостанций, вещавших на СССР. М.С. Горбачев вернул из политической ссылки академика А.Д. Сахарова. Начался процесс возвращения советского гражданства лишенным и высланным диссидентам. 28 июня - 1 июля 1988 г. состоялась ХIХ Всесоюзная партийная конференция. На ней впервые за шесть предшествующих десятилетий был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. На конференции было принято решение о политической реформе Советов и совмещении постов председателей Советов с соответствующими постами в партийном руководстве. Была также принята резолюция «О гласности», закрепившая курс на демократизацию печати и свободу слова. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержало М.С. Горбачева и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы, но её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти. Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: