Основные составляющие положения о психологической службе в организации, в образовательном, медицинском учреждении

См. вопрос 2, 3.

6. Основными принципами построения системы психотерапии больных являются: *Системность и многоуровневость влияния. *Этапность психотерапевтических мероприятий, которая базируется на дидактическом подходе. *Комплексность, использование нескольких методов психотерапии, с последовательным изменением их роли в зависимости от заданий этапа системы.*Дифференцированное сочетание и иерархичность патогенетической, симптоматической и профилактической направленности психотерапевтических мероприятий в зависимости от клинико-психопатологических и психоанамнестических особенностей соматических больных, а также особенностей соматического страдания и личностного реагирования больных на него.*Максимальная индивидуализация психотерапевтического влияния при преимущественно групповой форме работы с больными.*Психотерапевтическое влияние на соматических больных должно быть системным и многоуровневым, сориентированным в трёх основных направлениях, в каждом из которых можно выделить несколько уровней: *Первое направление — биологическое со следующими уровнями: Организма, Функциональных систем, Физиологических систем, Органов.*Второе направление — психологическое (психическое), в котором выделяют три уровня: Личности, Сфер психики Отдельных свойств сфер психики Третье направление — социальное, которое также предусматривает три уровня: Макросоциальной реадаптации личности, Микросоциальной реадаптации личности, Аутореабилитации. При построении системы психотерапии больных с соматическими заболеваниями должны учитываться особенности организации лечебного процесса, особенности основного заболевания, невротических расстройств и личностного реагирования на заболевание, отягощённость психоанамнеза и отношение больного человека к психотерапии. Патопсихология необходима для установления степени и определения структуры интеллектуального дефекта для проведения экспертизы и при оценке эффективности лечения. В патопсихологии изучаются нарушения сознания и личности, восприятия, памяти, мышления и т.д. В задачи патопсихологии входят:- исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией;- участие в экспертной работе – военной, судебной экспертизах;- участие в реабилитационной работе;- участие в психотерапии.

7. Изучение современных требований к организации общения психологов с другими специалистами свидетельствует о том, что компетентность педагога-психолога проявляется в его способности организовывать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. *Профессиональная компетентность предполагает прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержки, тактичности, наблюдательности. уважения и др.), глубокое овладение знаниями о семье. ее воспитательном потенциале и особенностях, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.* Профессиональная компетентность требует непрерывной поддержки своего развития. Реализация методической работы по организации взаимодействия между специалистами основывается на принципах: - Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетентности педагогов в процессе субъект – субъективного взаимодействия с использованием активных методов обучения. - Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов. - Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта взаимодействия с участниками процесса. - Принцип креативности направлен на максимальную ориентацию на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности. Особую значимость в организации методической работы имеют принципы гуманистического педагогического взаимодействия, а именно: - Принцип диалогизации– равноправное взаимодействие всех участников методической работы как в плане обмена информацией, так и межличностного взаимодействия. - Принцип проблематизации – изменение ролей и функций участников обучения; в процессе повышения квалификации актуализируется, стимулируется тенденция к личностному росту, создаются условия для самообразовательной деятельности. - Принцип индивидуализации - ориентация на индивидуальность, на специфичность его интересов и способностей. - Принцип личностной ориентации. Личностная ориентация позволяет осуществлять гуманистическое и творческое влияние на процесс творческой самореализации личности.

8.Проанализируйте и сравните деятельность психолога с пациентами, клиентами и их ближайшим окружением (семья, друзья, сотрудники). Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений. * Обязанность внести ясность. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту о всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность. * Сохранение независимости. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, запрещены сексуальные отношения). * Право на индивидуальную консультацию и лечение. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний. * Применение записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это. пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры. * Особые обязанности клинического психолога. Если психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приведете улучшению или даже представляет собой риск для здоровья пациента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, что может отрицательно сказаться на здоровье пациента, он должен обеспечить продолжение лечения.* Ориентация на нормы и ценности клиента.*Клиентам не даются советы. Как бы ни был опытен психолог, дать гарантированный совет другому невозможно, жизнь каждого человека уникальна и непредсказуем*Анонимность*Разграничение личных и профессиональных отношений.

9. Проанализируйте и опишите деятельность психолога с медицинским персоналом учреждений здравоохранения.

Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. *Первостепенной функцией психолога в медицинском учреждении является освобождение медицинского персонала от несвойственных ему обязанностей, увеличение времени непосредственно на лечение больных, врачебную помощь. Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары). 2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары). 3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации). 4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары). 5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.). Предполагается создание медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, детских поликлиниках.

10.Опишите и проанализируйте деятельность пенитенциарного психолога в исправительном учреждении с сотрудниками и осужденными. Психологическая служба пенитенциарных исправительных учреждений работает с целью  оказания психологической помощи осужденным, проведения психодиагностики для изучения психологических и психофизиологических особенностей личности, групповой и индивидуальной психокоррекционной работы. Основные направления работы: - психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов правовой социализации личности, а также дефектов в психической саморегуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;- разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных;- осуществление необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической самозащиты;- разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления;- восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения. Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям существования в нормальной социальной среде на свободе. Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. К значимым проблемам юридической психологии относится профилактика противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений — одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией имеют ввиду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведения сотрудников. На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на ужесточение наказания.

11.Опишите и проанализируйте деятельность психолога МЧС, направленную на оптимизацию состояния специалистов-спасателей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации. Специалисты, работающие в экстремальных областях, находятся в группе риска. Поэтому в МЧС России проводятся послеэкспедиционные обследования и коррекционные мероприятия, призванные помочь справиться с возникающими долгосрочными негативными последствиями или минимизировать их. В рамках сопровождения деятельности сотрудников системы МЧС России психологи ведут ежедневную работу по следующим направлениям: *психодиагностическое; *психологическая подготовка и профилактика; *реабилитация и консультирование (психологическая составляющая реабилитационных мероприятий). Система психологического сопровождения в большой мере направлена на профессиональный психологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и профилактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекционных мероприятиях. Это связанно с тем, что специалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологических проблем, зачастую связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы.Психологическая коррекция может происходить в разнообразных формах, программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от потребностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные мероприятия происходят в виде индивидуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе использует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резервных возможностей и восстановления организма.

12.Опишите и проанализируйте деятельность психолога МВД с сотрудниками и жертвами/свидетелями преступлений. *Важное направление работы всех психологов системы МВД России - психологическое сопровождение деятельности и оказание психологической помощи сотрудникам. Ежегодно психологами МВД России проводится более 175-и тысяч индивидуально-психологических, восстановительных мероприятий с сотрудниками и членами их семей. На лечение или углубленное обследование в медицинские учреждения направляются более 30-и тысяч сотрудников с целью предотвращения нервно-психические срывов, чрезвычайных происшествий и конфликтов среди личного состава. С сотрудниками, склонными к дезадаптивным формам поведения проводится психокоррекционная работа.*Профилактика самоубийств среди сотрудников ОВД - важное направление работы психологов. Ежегодно заканчивает жизнь самоубийством около 200 сотрудников МВД России, что составляет около 20-и человек на 100 тыс. населения при общероссийском показателе по гражданскому населению - 39 человек на 100 тыс. населения.*Важное направление работы психологов МВД России - организация социально-психологической работы. За год проводится более 10-и тыс. социально-психологических исследований коллективов. По итогам этих исследований разрабатываются предложения по улучшению социально-психологического климата и корректировке стиля и методов работы с личным составом.*Лица, ставшие жертвами или свидетелями преступлений, составляют группу риска развития не только острых и хронических стрессовых расстройств, но и ряда отдельных психологических феноменов, сказывающихся неблагоприятно на качестве жизни пострадавшего. Обозначено, что в настоящее время в Российской Федерации существуют две основные формы оказания помощи потерпевшим от преступлений – общественно-социальная и медицинская. Общественно-социальная форма представлена некоммерческими негосударственными организациями (далее – НКО), использующими внебюджетные формы финансирования и выполняющими отдельные виды реабилитационной работы (психологические консультации, а также консультации по социальным и юридическим вопросам).

13.Сравните направления и методы профессиональной деятельности психолога МЧС, МВД, ФСИН.

МЧС. Основные направления деятельности психологическойслужбы - Диагностические мероприятия. Мероприятия по индивидуальной и групповой диагностике (профессиональный психологический отбор кадров в системе МЧС России, диагностические мероприятия в рамках аттестационных комиссий, мониторинговые и постэкспедиционные обследования, изучение социально-психологического климата в коллективе и др.). - Психологическая подготовка личного состава Главного управления МЧС России по с целью формирования профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков. - Консультации, психокоррекционные и реабилитационные мероприятия с применением аппаратных методов и без применения аппаратных методов.

МВД В полиции их поле деятельности очень широко: от диагностики кандидатов на службу и контроля социально-психологического климата в подразделениях до индивидуальной помощи.*В первую очередь психологи принимают участие в проведении профессионального отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, проводят необходимые тестирования по формированию кадрового резерва, при назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности, командирования полицейских для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, также проводят социально-психологические тренинги в подразделениях и многое другое..*Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят две главные задачи: - первая -- повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала. - вторая -- оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.* психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.* Первое направление предполагает: профе ссиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.* Второе направление -- оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач -- включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологической экспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологических портретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактической работы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.

ФСИН  В настоящее время в большинстве ИУ уже сложилась целостная система психологического обеспечения работы с персоналом. Она включает следующие направления: * профессионально-психологический отбор кандидатов на службу и оказание помощи в адаптации новым сотрудникам; * психологическую подготовку персонала; * психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение; * мониторинг социально-психологического климата в коллективе; * психологическое обеспечение отделов специального назначения. Профессионально психологический отбор – это совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к службе в УИС. Остановимся на этапах психологического отбора: * первичный или предварительный, например, в случаях обращения кандидатов для поступления на службу в комплектующие органы в местах дислокации пенитенциарных учреждений; * профессиональный или специализированный, при обследовании кандидатов в центрах психологической (психофизиологической) диагностики; * в период стажировки в должности.Существенной особенностью деятельности сотрудника ФСИН является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба сотрудника Уголовно-исполнительной системы(УИС). Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие со спецконтингентом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителей замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия

14.Опишите и проанализируйте специфику деятельности психолога МЧС в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации с пострадавшими детьми и взрослыми. В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.Основные задачи психологов при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:1. снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших;2. оптимизация их актуального психического состояния;3. психологическое сопровождение родственников погибших при процедуре опознания;4. сопровождение массовых мероприятий;5. работа в толпе в целях профилактики негативных массовых реакций (паники, агрессии);6. информационно-психологическая работа с пострадавшими и их родственниками;7. психологическое сопровождение эвакуируемых граждан и другое. * Сегодня психологическое сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных работ является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Эта работа предполагает проведение комплекса мероприятий по стабилизации социально-психологической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, профилактику возникновения негативных психологических последствий у пострадавших и специалистов МЧС России. основные задачи психологов при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: *снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших; *оптимизация их актуального психического состоянии; *психологическое сопровождение родственников погибших при проведении процедуры опознания; *сопровождение массовых мероприятий; *работа в толпе в целях профилактики негативных массовых реакций (паники, агрессии); *информационно-психологическая работа с пострадавшими и их родственниками; *психологическое сопровождение эвакуируемых граждан и другое. Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами, и работают в круглосуточном режиме до окончания ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Первые действия психолога в ЧС – помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для психологического здоровья окружающих. В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно- психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей. основной целью информационно- разъяснительной работы во время ЧС является противодействие слухам и снятие информационной неопределенности, которая может быть вызвана противоречивостью или недостаточностью информации о текущей ситуации

18. Составляющие функциональных обязанностей.

В должностные обязанности педагога-психолога включены: · осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;· содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;· способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;· определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);· оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;· проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;· составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);· ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;· участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;· осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию* формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;· консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Основные составляющие положения о психологической службе в организации, в образовательном, медицинском учреждении

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

§ психологическое просвещение

§ психологическая профилактика

§ психологическая диагностика

§ психологическая коррекция

§ консультативная деятельность

 

Целями Службы являются:

• содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

• содействие педагогическим работникам, родителям (Законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучющихся, воспитанников;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: