Психологическая экспертиза: цели, задачи, принципы и ее виды психологической экспертизы

ПЭ – одна из главный форм применения специальных психологических знаний в различных видах социальной, профессиональной и общественной деятельности. В выяснении того, что толкает людей на совершение преступлений разного рода, заключаются задачи психологической экспертизы, которую проводит специалист-психолог, имеющий опыт работы в судебной практике. Завершающей целью проведения обследования относительно психической адекватности, является составление заключения. На его основании судом будут делаться выводы относительно испытуемой личности, поскольку экспертное заключение выступает доказательством в проводимом деле. *Виды: Военная экспертиза - Вопрос о степени и особенностях умственного недоразвития. - Решение о степени годности к военной службе лиц, перенесших психическое заболевание. - Диагностика нерезко выраженных форм олигофрении, стертых проявлений шизофрении, психопатий, неврозов. Трудовая психиатрическая экспертиза Требует тщательного патопсихологического анализа нарушенных и оставшихся сохранными психических функций. - Показывает, как далеко зашло заболевание, насколько снижена трудоспособность обследуемого.*Судебно-психиатрическая экспертиза - Решение вопроса соотнесенности психических нарушений с содеянным..- Объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. - Не только для оценки личностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели. Медико-психолого-педагогическая комиссия. В детской психиатрии психологические исследования необходимы для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку - в массовой или специальной школе.

21.История возникновения и развития судебно-психологической экспертизы. Ее цели и задачи. Судебно-психологическая экспертиза как вид самостоятельного экспертного исследования прошла в своем развитии сложный путь: от попыток адаптировать к нуждам юридической дей-ствительности данные экспериментальной психологии до создания (примерно после 1960 г.) собственной теории судебно-психологической экспертизы. Этот процесс, тесно связанный с развитием общей и экспериментальной психологии, продолжается и по сегодняшний день.

Начало — середина XIX в. Психология как самостоятельная ветвь научного знания, как наука еще не обособилась, однако развитие психологических учений, стремление использовать их в практической деятельности привели к первым попыткам поиска взаимосвязи между психологией и юриспруденцией. Так, в первой половине XIX в. приобрел известность трактат швейцарского писателя И. Лафатера по физиогномике (конец VIII в.), в котором автор выразил стремление определить «внутреннее по внешнему» (психическое состояние и психический тип человека по анатомическим особенностям строения лица).

Вторая половина XIX в. В этот период психология превращается в научную отрасль знания, чему способствовали соответствующие направления исследований в области физиологии и философии. Так, немецкий ученый Г. Гельмгольц, чьи работы составили основу современной физиологии органов чувств, впервые попытался преодолеть разрыв между сенсорными (чувственными) и интеллектуальными компонентами познавательного процесса. Идеи его психофизиологии содействовали разработке ряда собственно психологических категорий, формированию психологии как науки.

Конец XIX — начало XX в. Психология выделяется в самостоятельную отрасль научного знания. Это произошло, с одной стороны, благодаря внедрению в психологию эксперимента, а с другой — в результате того, что данное обстоятельство послужило импульсом для развития экспериментальной психологии, дало толчок новым (на ином качественном уровне) попыткам использовать достижения психологических исследований в юридической (в том числе судебной) практике. Именно к этому времени можно отнести первые опыты собственно судебно-психологической экспертизы, которые были предприняты в западноевропейских странах учеными К. Марбе, В. Штерном, Ж. Варендонком, А. Бине.

Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда [5, с. 14]. Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

Основные задачи психологической экспертизы конкретизируются в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи [61] относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы: психологической мотивации действий подсудимых, потерпевших или свидетелей; установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по психологическим мотивам; психологической оценки личности подсудимого и его социальных установок; психологии несовершен-нолетних участников процесса.

22. Гуманитарная экспертиза Гуманитарная экспертиза – это личное экзистенциальное предприятие, отличающееся свободой и ответственностью, рискованностью и непредсказуемостью. (Д.А. Леонтьев)Отличия гуманитарной экспертизы, с точки зрения образования, от других видов экспертизы:1. по целям и смыслу.Гуманитарная экспертиза имеет гуманитарные цели – общегуманистические и общечеловеческие. Гуманитарная  экспертиза в своих целях всегда выходит за пределы целей той деятельности, которую она экспертирует Гуманитарная экспертиза ставит вопрос, какой гуманитарной ценой достигаются эти цели, как это влияет на человека как человека, не как профессионала, функционала и т.д.2. по средствам.Гуманитарная экспертиза непременно включает в себя гуманитарные технологии, процедуры, т.е. мягкие, качественные методы, субъективные.3.гуманитарная экспертиза обязательно предполагает соучастие и экспертируемых, и всех заинтересованных сторон. (С.Л. Братченко) * Кроме этого, можно выделить еще ряд особенностей гуманитарной экспертизы, таких как:– гуманитарная экспертиза образования никак не структурирована в организационно-правовом плане, в отличие от законодательно регулируемых экспертиз (таких, к примеру, как военно-врачебная, медико-социальная, товароведческая и др.);– гуманитарная экспертиза опирается не столько на нормы, сколько на ценности и ориентирована не столько на «предметы», сколько на технологии.– гуманитарная экспертиза «напрашивается», прежде всего, там, где отсутствуют формализованные критерии и характеристики, апробированные нормативные акты, алгоритмы и прочее, в ситуациях неоднозначных, в которых не существует одного «правильного» ответа или решения. Разные решения влекут за собой как положительные, так и отрицательные следствия, одни из которых сравнительно легко предсказуемы, а другие прогнозировать невозможно.

23. Задачи и перспективы развития психологической службы образования в условиях современного общества. 1.Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации "Об образовании" (ст. 2) принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями. Мы считаем, что психологическая служба системы образования — это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, районные и городские методические объединения, краевые и областные центры) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательногоучреждения сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Возможности психолога и службы существенно отличаются. Служба, даже если она состоит из нескольких специалистов, располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели отдельный педагог-психолог образовательного учреждения. Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления.Направления деятельности психологической службы Мы считаем, что деятельность психологической службы образования должна затрагивать три направления: 1. психологическое обеспечение развивающего компонента образования,2. психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития3. совершенствование самой службы как организационной системы и профессиональное развитие специалистов.

24. Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.

Психологическая служба в общеобразовательной школе появилась в конце 80-х годов двадцатого века. Психологическая служба в школе -форма практической деятельности психолога, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы В помощи психолога нуждаются все участники учебного процесса. Ученикам психолог может оказать помощь в решении личностных проблем, проблем общения, профориентации и др. Родителям учащихся он может дать советы по воспитанию детей в семье. Особенно в помощи психолога нуждаются учителя: им важно получить совет психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными группами учащихся, - отмечает Е. Василевская. Чтобы работа психолога в школе была заметна и полезна, необходимо создание системы и программы работы психологической службы. Авторы работ сходятся в том, что главная цель деятельности психологической службы школы - это психологическое здоровье детей. Задачи школьного психолога - реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание условий для их психологического здоровья и личностного развития. Ученые рассматривают индивидуализацию как один из важнейших принципов педагогического процесса. В рамках индивидуализации обучения возможно решить следующие задачи: - повышение эффективности процесса обучения; - развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся; - развитие дополнительных возможностей учеников.*Организация работы психологической службы может осуществляться в виде индивидульных и групповых форм таких, как тестирование, беседа с учащимися, родителями и педагогами, мониторинг психического развития, в виде определенных терапевтических приемов, тренингов и др.*Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

25. Задачи и перспективы создания психологической службы в системе высшего, среднего, начального профессионального образования и в системе повышения квалификации. 1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями. Психолог образовательного учреждения сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления. Факторы развития службы Психологическая служба – это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае согласованного понимания ее целей и задач. Психологическая службаобеспечивает развивающий характер образования. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии и психологическом благополучии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями. * Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен бытьпрофессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей. * Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние достижения психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право получить образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ в области образования невозможны.

26. Цели и задачи психологической службы на производстве. Психологическая служба представляет собой специализированное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы, использующее психологические методы в работе, на основе которых осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. Ее целью является разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих использование социально-психологических факторов повышения эффективности организационного управления коллективом. Психологическая служба строит свою работу, руководствуясь следующими принципами: прозрачности - необходимо информировать кандидатов о тестах и методиках, которые будут использованы по отношению к ним; - компетентности - интерпретация результатов должна быть адекватна тестам; - обратной связи - обязательное объявление итогов испытуемым; - конфиденциальности - сохранение профессиональной тайны. Штатные психологи следят как за жизнедеятельностью предприятия, так и учитывают факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное.

Психологическая служба предприятия подчиняется непосредственно руководителю предприятия, который осуществляет организационное и методическое руководство этой службой. К задачам психологической службы относится: - организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный и психологический отбор кадров в системе энергоснабжения; - разработка инструктивно-методических документов, регламентирующих использование психологических факторов при организации управления деятельностью коллектива; - разработка алгоритмов, планов и сценариев решения управленческих проблем и организации различных видов делового общения; - разработка рекомендаций по устранению или сведению к минимуму негативных явлений, вызванных реализацией всевозможных инноваций; - разработка кодекса поведения работников фирмы реализация его и других мероприятий, направленных на гармонизацию отношений в коллективе;- разработка и внедрение системы психологического обеспечения делового партнерства и сотрудничества, осуществляемого фирмой с внешними организациями; - психологический анализ последствий принимаемых административно-управленческих решений; - консультирование работников фирмы и структурных подразделений по вопросам организации деловых приемов, презентаций, пресс-конференций, выставок и ярмарок, оформления интерьеров и витрин с точки зрения их психологического воздействия; - разработка системы бесконфликтного разрешения спорных вопросов внутри коллектива, с деловыми партнерами фирмы и сторонними организациями с учетом интересов каждой из сторон.

27. Основные подходы к психологической оценке и прогнозу свойств субъектов труда и показателей результативности трудовой деятельности. Для психологической оценки эффективности деятельности работников используются ряд методов и методик, которые делятся, в свою очередь, на количественные, качественные и комбинированные. К количественным методам относят: - Личностные опросники — психодиагностические методики, предназначенные для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Как правило, при помощи этого метода диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферы. Тесты способностей являются еще одним важным психологическим методом оценки деятельности персонала. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Качественные методы являются неформализованными и нацелены на получение информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала. Одними из наиболее часто применяемых методов данной группы являются: - интервью которые отличаются строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников. * Комбинированный метод, к которому относят бизнес-кейс. Бизнес кейс — это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени.

28. Психология организации труда в целях управления трудовой мотивацией. Мотивация — процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация — процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотивация имеет две формы: 1) внешняя мотивация — как сделать, чтобы «замотивировать» людей; 2) внутренняя мотивация — самозарождающиеся факторы, которые влияют на людей, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении. Для эффективного мотивирования требуется: 1) разобрать модель основного процесса мотивации: потребность — цель —действие и влияние опыта и ожиданий; 2) знать факторы, влияющие на мотивацию, — набор потребностей, которые инициируют движение к целям и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены; 3) Выяснить, что мотивация не может стремиться просто к созданию чувства удовлетворенности и удовольствия — повышенная его доза может довести до самодовольства и инерции. Процесс мотивации начинается с какой-либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности. *Изучение человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию привело к появлению концепций, среди которых можно выделить: 1) содержательные теории мотивации; 2) процессуальные теории мотивации. Содержательные теории занимаются идентификацией того, что во внутриличностной или рабочей среде побуждает к данному поведению. Процессуальные теории описывают процесс мотивации.

29. Психологическое консультирование работников по вопросам их служебной деятельности. - Психологич. консульт. руководителей органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России по вопросам совершенствования организации и проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом; - Консультирование сотрудников органов внутренних дел по психологическим аспектам оперативно-служебной деятельности, участие в составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществление различных видов психологических экспертиз; - Оказание консультативной помощи в выработке стратегии и тактики ведения переговоров, участие в психологическом обеспечении переговорной деятельности по освобождению заложников; - Психологическое консультирование сотрудников (курсантов, слушателей) и членов их семей по профилактике и разрешению межличностных конфликтов и особенностям профессиональной деятельности; - Оказание консультативной помощи сотрудникам в решении личных и семейных психологических проблем, а также при их подготовке к выходу на пенсию.

30. Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи. Проблемы поиска и выбора брачного партнера, -проблемы усыновления. Психологическая помощь и сопровождение семьи при принятии решения в случае репродуктивной дисфункции. Психологич. консульт. по проблемам развода и воспитания ребенка в неполной семье, семьи с тяжело больным членом семьи. Психологическая помощь при утрате, в случае супружеской измены. Психологическая помощь семье в случае семейного насилия, в кризисных ситуациях. во-первых, очевидный в практике психологического консультирования факт, что без союза психолога с родителями детей, имеющих трудности развития и нуждающихся в помощи, эффективность этой помощи, порой, сводится к нулю, обнажает зависимость продуктивности усилий психологов от отношения самих родителей к проблемам своих детей и от умения психологов привлечь родителей к активному соучастию в психологической помощи Детям; во-вторых, дети и подростки, которых приводят на консультацию к психологу, в подавляющем большинстве случаев, не осознают потребности в психологической помощи и не имеют собственной мотивации к изменению. У родителей, как показывает практика, потребность в психологической помощи в вопросах воспитания и обучения ребёнка есть, а мотивация к работе над проблемой, чаще всего, отсутствует; в-третьих, всё, чем располагает психолог - это, как минимум, мотив обращения за помощью конкретного родителя, а также, его ожидания от специалиста, преломлённые в родительском отношении к проблеме, «заложником» которого является ребёнок.

31. Психология, как важнейшая наука о человеке. Предметом психологии является психика. Психика — одно из фундаментальных понятий психологической науки. Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира. Несмотря на то, что психика неразрывно связана с мозгом, она относительно автономна от мира и тела и как таковая представляет собой способ функционирования целостного организма, животного или человека. Все многообразное содержание психики предстает как совокупность таких компонентов, как психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования. Психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.

32. Психология в кризисном обществе. Кризис-определяется в психологии как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины: - кризисы развития;- травматические кризисы; - кризисы утраты. Отечественный психолог, специалист, рассматривающий проблему кризиса и кризисных ситуаций, известный своими работами по психологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую (кризисную) ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия (компонента кризисной ситуации), которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации: - стресс; - фрустрация; - конфликт; - кризис.

33. Место психологии среди других наук. Объектом исследования в психологии является человек. Философия- долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. В н.в. существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. Социология – схожи методологии исследования, методы изучения личности и человеческих отношений. Общие проблемы наук: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. История - использование в психологии исторического метода. Психология тесно связана с общественными науками. Но и в т.ч. с техническими науками, т.к. человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками, она обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа, знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

34. Задачи современной психологии. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира. При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи: 1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. 2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека. 3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

35. Структура современной психологической науки и ее межотраслевые связи.

На сегодняшний день психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. На сегодняшний день психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей: общая, социальная, возрастная, психология труда, педагогическая, психолингвистика, медицинская, психология аномального развития, дифференциальная, психометрия, психофизиология,

36.Классиф. отр. фунд. и прикл... Психология представляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционно все разделы психологии подразделяются на две большие группы: фундаментальная и прикладная психология. К фундаментальной психологии более или менее однозначно могут быть отнесены общая психология, социальная психология и дифференциальная психология. Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными ее составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, кросс-культурная, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, старости (геронтпсихология), семьи, и др. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (и животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни. Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. Общая психология – это раздел психологии теоретически и экспериментально изучающий объективные закономерности возникновения, развития и воплощения в реальность психических процессов и явлений. Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные общности и группы, а также психологические характеристики этих групп. Дифференциальная психология -Этот раздел психологической науки – психологии индивидуальных различий - исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении. Прикладное направление современной психологии – это обширная и разветвленная сеть психологических отраслей и дисциплин. группы :1) психологические аспекты ряда гуманитарных наук и их специализированных приложений (политическая, экономическая юридическая, этническая (кросс-культурная) психология и др .); 2) психологические проблемы разных этапов развития и образования (возрастная психология, сравнительная психология, педагогическая психология и др.); 3) психология различных видов трудовой деятельности (психология труда, инженерная психология, авиационная и космическая психология и др., психология спорта ); 4) использование психологических закономерностей в профилактике, диагностике и лечении различных заболеваний (психология здоровья, медицинская психология, психотерапия и др.) Сегодня психология проникает во все сферы практической деятельности человека. Возникают специальные области знания: экономическая психология, юридическая психология - юридические профессиональные психологические механизмы преступного поведения, проблемы исправления правонарушителей и дифференциальная психология, психология различий между индивидами, группами, генетическая психология - наследственные механизмы психики и поведения, педагогическая психология..

37.основн. отр. совр. Пс. Современная психология представляет широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п. Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека. Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека. Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности. Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике. Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах. Медицинская (клиническая) психология занимается исследованием нарушений и расстройствами психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности, у детей. Парапсихология исследует аномальные индивидуальные и социальные психологические явления. Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования.

38. Понят. Пс. информ. и техн. раб... Что такое информация о человеке? Это могут быть конкретные знания о конкретном человеке, это могут быть и знания о его близких, о социальной и экономической обстановке, его окружающей, это могут быть знания, характеризующие его как биологическое существо и т. п. Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях действовать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им. важнейшее свойство информации об индивидуальности человека — она создана другими, передается ему и после усвоения становится основой саморегуляции. Однако психологическая информация принимается человеком от других людей через воздействие их на него. Это воздействие имеет разную силу: от минимальной — только слегка меняющей рисунок действий, до максимальной — разрушающей необратимо действия человека. Свойство психологической информации — она динамична, каждый ее статистический элемент требует соотнесения с более широким контекстом — прошлым, будущим, настоящим сообщаемой информации. Анализ способов получения знаний о другом человеке показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре относительно независимых реальности жизни, в которых представлено это знание. Рассмотрим их более подробно. Во-первых, это конкретные знания о людях, которые человек получил в процессе своей жизни. Он проверил их на истинность и достоверность событиями своей индивидуальной судьбы, другого критерия нет. Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, на конкретного человека и таким образом делает их доступными для окружающих. Эти знания можно назвать житейскими Во-вторых, это обобщенные знания о людях, которые человек получил в относительно замкнутой группе людей — семье, производственном коллективе, школьном классе и т. п. Это знание проверено на истинность, достоверность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей. Эти знания можно назвать обыденными, а основанное на них воздействие на другого человека — обыденной психологией, которая позволяет предвидеть последствия поведения человека в относительно замкнутой группе людей. В-третьих, это обобщенные знания о людях, которые получены относительно небольшой группой людей — ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях, специально проверенное на истинность и достоверность. Итак, обобщенное, закономерное знание о человеке, полученное группой людей-ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов, может быть названо научным или академическим. Организуемое на его основе воздействие на человека представляет собой академическую психологию.

39. Виды Пс. зн. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве. Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний: 1) житейская психология, 2) искусство, 3) научная психология, 4) практическая психология, 5)парапсихология. В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их содержанием. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе.   Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. "Эзотерическое знание" буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны.

40.Типы задач взаим. кл. с Пс.   Клиент - человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации. По Г.С. Абрамовой, можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом. Социальные задачи - «правильно - неправильно» изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете. Этические задачи - «хорошо - плохо» показать ограниченность такой оценочной шкалы. Нравственные задачи - «добро - зло» продемонстрировать условность добра и зла, нетождественность их критериев для разных людей. Психологические задачи - гибкая система оценок оказать психологическую помощь. Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

41. Структ. проф. деят. Пс. Деятельность психолога, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Рассмотрим основные элементы деятельности. Объекты профессиональной деятельности специалиста являются личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния, а также социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей. Содержание профессиональной деятельности психолога непосредственновытекает из функций профессиональной деятельности специалиста и включает сферы и виды профессиональной деятельности. Специалист может выполнять следующие функции: постановка задач; выработка и принятие решения; психодиагностика; психокоррекция; мотивирование деятельности; прогнозирование и целеполагание; планирование деятельности; проектирование; организация обеспечения деятельности и взаимодействия людей; адаптация, обучение, развитие; контроль и учет результатов деятельности; координация и коррекция деятельности и поведения. Сферы профессиональной деятельности специалиста. Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее мож­но разделить на два основных направления: научную (академическую, фундаментальную) и практичес­кую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. В соответствии с направлениями психологии можно выделить следующие сферы деятельности психолога: *в сфере академической психологии психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником;* в сфере практической психологии – практический психолог;* промежуточное положение занимает психолог-преподаватель. Виды профессиональной деятельности - научно-исследовательская; - учебно-воспитательная; - экспертно-консультационная; - коррекционно-реабилитационная; - социально-адаптационная; - культурно-просветительская; - инновационная. Задачи профессиональной деятельности: * осуществлять образовательную и учебно-методическую работу в области психологии и смежных с ней наук;* планировать, организовывать и проводить психопрофилактическую, психодиагностическую, психокоррекционную, психоконсультативную и психотерапевтическую работу;* вести теоретические и прикладные научные исследования;* распространять психологические знания среди всех социальных групп и слоев населения, оказывать психологические услуги;* использовать знания и навыки управления трудовыми коллективами и применять их на практике;* использовать научные методы исследований при анализе современных социально-политических и социально-экономических процессов

42. Эффект. тр. Пс. Условия успешной практической деятельности психолога: *Обсуждать запрос клиента до тех пор, пока не будет найдена и принята общая формулировка психологической проблемы, планируемых действий психолога и ожидаемого результата; *Отказываться от работы, выходящей за рамки собственной профессиональной компетенции; *Информировать клиента о том, что проведение работы возможно только с его согласия и при его желании сотрудничать с психологом;* Предупреждать клиента о том, что эффект психологического вмешательства зачастую бывает отсрочен и в определенных случаях достигается только при модификации условий жизни клиента. Основные причины низкой эффективности профессиональной деятельности психолога: *неадекватная интерпретация психологом запроса клиента;* завышение уровня собственной компетенции;*навязывание клиенту своего понимания ситуации;* непонимание клиентом сути эффективности профессиональной деятельности психолога;* специфические факторы, обусловливающие снижение эффективности в диагностической, развивающей и коррекционной работе, в преподавании и психологическом просвещении.

43. "Профессиональная позиция психолога". А. и М. Айви совместно с Л. Саймэк-Даунингом очень четко сформулировали: какой должна быть позиция квалифицированного психолога, ориентированного на работу с живым, «действительным» (Г.В.Ф. Гегель) человеком. Итак, квалифицированный психолог:- способен следовать склонностям клиента,- способен к альтернативному восприятию клиента и мышлению о его проблеме,- способен к разнообразию реакций на широкий спектр ситуаций клиента,- способен «к выработке множества мыслей, слов и моделей», и т.д. * Психолог должен понимать, что желание принести себя на алтарь психического и психологического здоровья человека, является наивным и не соответствует профессиональной позиции. Подобная жертвенность может превращаться уже в более жесткое и брутальное по своей сути явление, а именно – в «синдром спасателя» (А. Ванессе), когда психолог стремится, во что бы то ни стало, «причинить добро» клиенту. А это уже действительно опасно!Существуют три возможные позиции консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, позиция «сверху» и позиция «снизу». Позиция снизу практически никогда не занимается психологом. Позиция сверху подразумевает, что специалист-консультант знает, понимает, разбирается в чем-то или делает что-то лучше, чем клиент и может помочь и обучить этому. Бывают ситуации, когда необходима позиция сверху. Например, если клиент попадает в невыносимые чувства и переживания или проваливается в травматический опыт. * Есть случаи, при которых клиент не нуждается в шефстве и ему гораздо полезнее будет помощь равного себе. Например, если человеку нужно самостоятельно сделать выбор, полезно обсудить и поисследовать разные варианты с консультантом в «равной» позиции.

44. "синдром сгорания" можно представить как потерю контролирующей роли "Я профессионального" и внедрение "Я человеческого" в область профессиональной компетенции. На работе специалисты "по-человечески" устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства "Я профессионального" в область деятельности "Я человеческого". Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист. В профессиональной деформации можно предположить два компонента: 1. Изначальные склонности. Осознанные (желание помогать людям) и не осознанные (интерес к частной жизни других юдей). 2. Собственно профессиональная деформация. Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека - сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1) ОБЪЯСНЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ. (человек всегда находит для объяснения факта какую-нибудь психологическую причину) 2) ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ В РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПРОБЛЕМ. (сочинение "разумных оснований" для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.) 3) ОБЕЗДВИЖИВАЮЩЕЕ, ЛИШАЮЩЕЕ СПОНТАННОСТИ САМОНАБЛЮДЕНИЕ.(постоянное "отслеживание" за собой поведения, речи, мыслей, эмоции с целью самодиагностики и "своевременной самокоррекции".) 4) ГНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И НАВЫКОВ. (Внутри себя императив: "Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!" или утверждение: "Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других", которое обычно горячо поддерживается окружающими: "Ты же психолог - ты должен...") 5) КОМПЛЕКС "САПОЖНИКА БЕЗ САПОГ". 6) ПОИСК ЛЮДЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. (Иногда человек испытывает удовольствие от своей "опытности", от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов.) 7) ПОТЕРЯ СПОСОБНОСТИ УДИВЛЯТЬСЯ. (Жизнь наблюдается сквозь координатную сетку классификаций.) 8) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИНИЗМ. (развивает способность к "невовлечению" в их переживание, а точнее - способность отстраненно к ним относиться.)

45. Виды этических стандартов профессиональной деятельности психолога. Основными этическими принципами являются: 1. Принцип конфиденциальности. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности. 5. Принцип квалификационной пропаганды психологии. 6. Принцип благополучия клиента. 7. Принцип профессиональной кооперации. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.*Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе. *Пункт 1. Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.*Пункт 2. Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности, демократическим путем установленными в испанском государстве.*Пункт 3. В своей профессиональной деятельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.*Пункт 4. Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом. Стандарты также включают в себя: 1. Общие принципы. 2. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами. 3. О вмешательстве. 4. Об исследовательских работах и образовании. 5. О получении и использовании информации. 6. О рекламе. 7. О гонорарах и оплате труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: