Типология видов экономического анализа

2.

1.

Экономического анализа

Организация и информационное обеспечение

1. Организация экономического анализа деятельности предприятий

2. Система экономической информации для анализа

Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями.От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.

Организационными этапами проведения экономического анализа предприятия являются следующие:

1)выделение субъектов и объектов анализа;

2)планирование аналитической работы;

3)информационное обеспечение;

4) документальное оформление результатов анализа.

Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность экономического анализа, является планомерный характер его проведения. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться, для чего составляются комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы.

Комплексный план аналитической работы обычно составляется на один год. Его разрабатывает специалист, ответственный за ее проведение. В плане намечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели, предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы, состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому вопросу. В плане указываются также внешние ивнутренние пользователи анализа.

Кроме комплексного плана, на предприятии могут составляться и тематические планы проведения анализа по глобальным проблемам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение. Аналитический отчет (пояснительная записка) обычно составляется для внешних пользователей. Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего он должен содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, репутацию предприятия, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить как минимум за три года динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты и имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы, перспективы развития. Нужно также раскрыть в нем изменения в учетной политике предприятия, которые могут оказать существенное влияние на денежные потоки, финансовые результаты и т.д. Должна быть дана расшифровка агрегированных показателей отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.), а также отражена информация по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам). Для правильного отражения динамики показателей должна быть обеспечена их сопоставимость по всем параметрам (методике оценки, методике расчета, по составу и т.д.). В пояснительной записке дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные, и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем. Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Результаты анализа представляются в ней в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения. Содержание справка или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности.

Анализ хозяйственной деятельности базируется в основном на использовании экономической информации. Кроме экономичес­кой в необходимых случаях используют также техническую и тех­нологическую информацию, информацию об организации произ­водства и труда, а также социальные, психологические и право­вые данные об управляемом объекте.

Экономический анализ деятельности предприятий возник и развился как анализ по данным бухгалтерского учета и отчетнос­ти. К настоящему времени анализ вышел из рамок материалов, ограниченных бухгалтерскими сведениями. Современный эконо­мический анализ основывается на использовании всего круга эко­номической информации о деятельности предприятий.

Экономическая информация — это совокупность сведений, ха­рактеризующих экономическую сторону производства и являющих­ся объектом хранения, передачи и преобразования. Объектом зарож­дения или предметом отображения экономической информации является прежде всего сфера материального производства.

Создание рационального потока информации должно опирать­ся на определенные принципы, такие, как: выявление информа­ционных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов производ­ства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также плановых данных), устранение дублирования в первичной инфор­мации; оперативность информации, обеспечивающаяся примене­нием новейших средств связи и внедрением методов дистанцион­ной передачи первичных данных непосредственно на восприни­мающие устройства ЭВМ; всесторонняя разработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производных показателей; возможное ограничение объема первич­ной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного исполь­зования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для целей управления.

Объективность отражения экономических и других процес­сов — основное требование, которому должны удовлетворять действующие в настоящее время системы информации, учета и отчетности.

Единство информации учетных и плановых позиций вытекает из требований единства экономики. Научная система первичной экономической информации может основываться на единых принципах, свободных от ведомственной ограниченности и обо­собленности различных видов учета — бухгалтерского, статисти­ческого и оперативного.

Оперативность информации — одно из важнейших условий организации правильного учета, анализа и контроля на всех пред­приятиях различных форм собственности.

Рациональная система информации предполагает сокращение объема передаваемых данных. На основе необходимого (возмож­но, строго ограниченного) числа базисных показателей, которые постоянно накапливаются в запоминающих устройствах, на ЭВМ можно исчислять все производные показатели, выписывать дина­мические ряды, делать нужные сопоставления.

Единая система экономической информации себя полностью оправдает, если на ее основе своевременно делаются выводы, если анализ данных осуществляют оперативно. Взаимосвязь экономи­ческого анализа и информации выражается в том, что в процессе анализа осуществляется контроль за самой информацией, которая, в свою очередь, служит исходной базой для проведения анализа. Проверка исходных данных всегда считалась одним из важных этапов организации аналитической работы. В связи с перестрой­кой информационной службы контрольная функция анализа зна­чительно усиливается.

Исследование полезности экономической информации, рацио­нальности информационного потока в условиях его систематичес­кого нарастания — дело многосложное: постоянно уточняются вза­имосвязи экономических явлений и процессов, иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными по­казателями, осуществляется их критическая переоценка. В этих условиях не всегда возможно использование ранее существовавшей системы показателей для выявления тенденций и закономерностей в формировании информационного потока на предстоящее время, для целей информационного прогнозирования, тем более что в дан­ном случае речь идет об информации, характеризующей наступа­ющие события, имеющие вероятностный характер. К тому же по­стоянно приходится иметь в виду критерий информационной по­лезности.

Систему экономической информации современного предприятия можно охарактеризовать следующим образом.

Экономическая информация крайне неоднородна; схема вза­имосвязей отдельных ее видов отличается известной сложностью, к тому же отчетливо проявляется тенденция к их дальнейшему усложнению. Так, наряду с систематическим ростом объема ин­формации ощущается ее нехватка для принятия управленческих решений. В то же время возрастание потока информации при­водит к избыточности данных. Потребности научной организа­ции управления вызывают необходимость изучения информаци­онного потока в направлении, способствующем сдерживанию происходящего увеличения его объемов и ликвидации информа­ционной недостаточности за счет устранения излишних данных. Экономический анализ, выступая основным потребителем ин­формационных данных, используемых в процессе ретроспектив­ного текущего и перспективного анализа, должен выявить дос­тоинства и недостатки действующей системы экономической ин­формации.

Экономической информации присущ ряд особенностей. Как правило, она имеет дискретную (прерывную во времени) форму представления и отражается на материальных носителях (докумен­тах и пр.), используя систему стоимостных, натуральных и дру­гих показателей, обязательно содержащих цифры. Она велика по объему и требует многократной группировки, длительного хране­ния и т.п. В качестве укрупненной единицы ее измерения приме­няется экономический показатель, характеризующийся совокуп­ностью реквизитов. Хозяйственную деятельность предприятий характеризует большое число показателей - единиц измерения экономической информации, но их можно свести в ряд группи­ровок по определенным признакам.

Многие признаки классификации экономической информации связаны с использованием вычислительной техники для ее обра­ботки. С позиций объективности отражения действительности различают достоверную и недостоверную информацию. По призна­ку насыщенности информация подразделяется на недостаточную, достаточную и избыточную. Делят информацию на полезную и бесполезную, по применяемости — постоянную и переменную, по влиянию на источник информации — активную и пассивную и т.д.

По функциям в процессе управления экономическая информация подразделяется на нормативно-плано­вую, учетную (оперативную, бухгалтерскую и статистическую) и внеучетную (документы, регулирующие хозяйственную деятельность и данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия.

Большое значение имеет деление экономической информации по субъектам, проводящим анализ работы предприятия или его подразделения. Определенные виды информации поступают в различные отделы управления, лаборатории, руководителю и т.д. Совершенно определенная отчетность поступает во внешние орга­низации: налоговые органы, банки, финансовые и статистические. Отсюда деление экономической информации на внутреннюю (внутреннего использования) и внешнюю. В свою очередь, внут­ренняя и внешняя информация также делится по подразделени­ям и организациям. Здесь особенно четко выступает требование, предъявляемое в экономической информации вообще: минимум информации для полного обеспечения принятия решений, выте­кающих из функций органа.

Классификация экономического анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач, для разработки методики его проведения и для организации аналитического процесса.

По отраслевому признаку, который основывается на общественно разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория экономического анализа), который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий).

Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. В условиях рыночной конкуренции стратегический анализ становится неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный (ситуационный) и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие промежутки времени. Цель его – оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение. Итоговый анализизучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Оперативный и итоговый анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный (внутрифирменный) анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном (межфирменном) анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить инновационный опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия.

По аспектам исследования выделяют финансовый, операционный (технико-экономический), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостный и другие виды анализа. Важное место среди всех видов экономического анализа занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием результатов операционной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совершенствования техники, технологии и организации производства. Социально-экономический анализ проводят экономические службы предприятия, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия. Функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние.

По методике исследования объектов различают качественный и количественный (факторный) анализ, экспресс-анализ, маржинальный (предельный) анализ, экономико-математический анализ и т.д.

По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: