По прохождению производственной практики студентов образовательно-квалификационного уровня бакалавр по направлению подготовки 6.030507 «Маркетинг»

Кафедра экономической теории и маркетинга

Методические рекомендации

По прохождению производственной практики студентов образовательно-квалификационного уровня бакалавр по направлению подготовки

Маркетинг»

(для иностранных студентов)

Луганск-2014

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории и маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по прохождению производственной практики студентов образовательно-квалификационного уровня бакалавр по направлению подготовки 6.030507 «Маркетинг»

ЛУГАНСК -2014

УДК 378.147.88 (076.5)

Методические рекомендации составлены на основе: требований учебного плана, утвержденного Минагрополитики Украины и согласованной с Минобразования и науки Украины 13.08.2003 г.; Отраслевого стандарта высшего образования Украины образовательно-квалификационных характеристик, образовательно-профессиональных программ подготовки бакалавра отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство» направления подготовки 6.030507 «Маркетинг»; Приказа Министерства образования и науки Украины (МОН Украины) 29 марта 2012 г. № 384 с изменениями в редакции приказа МОН Украины от 05.06.13 г.; а также «Положения о проведении практики у студентов высших учебных заведений Украины», утвержденного приказом Министерства образования Украины от 08.04.1993 г. № 93 и «Положения о проведении практики студентов Луганского национального аграрного университета», утвержденного 17.12.2013 г. Луганским национальным агарным университетом.

Методические рекомендации по прохождению производственной практики студентов образовательно-квалификационного уровня бакалавр по направлению подготовки 6.030507 «Маркетинг» / Составили: профессор Ткаченко В.Г., доцент Ольшанский А.П., доцент Шевченко М.Н., доцент Катеринец С.Л., доцент Денисенко И.А., доцент Ткачук П.Ю. - Луганск: Луганский национальный аграрный университет, 2014. 23 с.


Рекомендовано: Методическим советом экономического факультета Луганского национального аграрного университета (протокол № 5 от 13.01.2014 г.).


Рецензенты: В.М. Гончаров д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия и управление трудовыми ресурсами.

В.Г. Ткаченко и др., 2014

Изд-во ЛНАУ, 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Новые методы и подходы, которые используются в современной экономике Украины, требуют качественно высшего подхода к подготовке студентов которые будут работать в народном хозяйстве. Необходимо более тесное сочетание теоретических знаний полученных в ходе аудиторных занятий с практическими задачами которые предстоит решать молодым специалистам работая во всех сферах экономики. Повышение уровня практической подготовки диктует необходимость расширения и укрепления связей Луганского национального агарного университета с соответствующими профильными предприятиями различных сфер деятельности. Формирование практического уровня подготовки молодых специалистов-маркетологов осуществляется таким образом, что бы обеспечить и дополнить системность, непрерывность и соответствие высшим мировым стандартам подготовки специалистов владеющих современным передовыми знаниями.

Цель производственной практики – углубление и закрепление приобретенных теоретических знаний по профессионально ориентированным дисциплинам и практическое применение полученных знаний в маркетинговой деятельности предприятий, что должно сформировать маркетинговое мышление будущих специалистов.

Задача производственной практики - дать студентам целостную и логически-последовательную систему теоретических знаний и практических навыков по основным направлениям маркетинговой деятельности: исследование, комплексный анализ и прогнозирование рынка, разработка стратегии маркетинга и инструментов ее реализации (политики распределения, товарной, ценовой, коммуникационной политики, анализа и контроля маркетинговой деятельности).

В результате прохождения производственной практики студент должен знать:

—методические подходы к изучению маркетинговой деятельности;

— роль маркетинга в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

— основные функции, виды и стратегии маркетинга;

— влияние концепции маркетинга на структуру маркетинговой службы;

— сущность, виды и типы маркетинговых исследований;

— методы маркетингового анализа;

— методику маркетингового планирования;

— принципы формирования маркетинговой товарной политики;

— сущность маркетинговой ценовой политики;

— функции и каналы политики распределения;

— цели и средства маркетинговой коммуникационной политики.

Уметь:

− организовывать маркетинговую деятельность предприятия;

− разрабатывать и осуществлять мероприятия маркетинговых исследований;

− иметь практические навыки анализа и планирования маркетинговой деятельности предприятия;

− иметь практические навыки в формировании маркетинговой стратегии предприятия;

− иметь практические навыки в формировании товарного ассортимента;

− рассчитывать экономическую эффективность каналов распределения продукции;

− иметь практические навыки в формировании бюджета и плана рекламной деятельности предприятия;

− формировать задачи службы маркетинга.

Практическая подготовка студентов является продолжением учебного процесса, активной формой соединения теории и практики.

Практическая подготовка студентов предусматривает непрерывность и последовательность освоения всего предусмотренного объема практических знаний и навыков в соответствии с планом подготовки бакалавров по направлению подготовки "Маркетинг"

Процедуры и сроки прохождения производственной (преддипломной) практики, оформление документов регламентируется следующими документами: требованиями учебного плана подготовки бакалавров по направлению подготовки "Маркетинг", утвержденного Минагрополитики Украины и согласованной с Минобразования и науки Украины 13.08.2003 г.; Отраслевым стандартом высшего образования Украины образовательно-квалификационными характеристиками, образовательно-профессиональными программами подготовки бакалавра отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство» направления подготовки 6.030507 «Маркетинг»; Приказом Министерства образования и науки Украины (МОН Украины) 29 марта 2012 г. № 384 с изменениями в редакции приказа МОН Украины от 05.06.13 г.; а также «Положением о проведении практики у студентов высших учебных заведений Украины», утвержденного приказом Министерства образования Украины от 08.04.1993 г. № 93 и «Положением о проведении практики студентов Луганского национального аграрного университета», утвержденного 17.12.2013 г. Луганским национальным агарным университетом.


1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

В соответствии сотраслевым стандартом высшего образования Украины, образовательно-квалификационных характеристик, образовательно-профессиональных программ подготовки бакалавра, специалиста и магистра отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство» специальности 8.03050701 «Маркетинг» практическое обучение на 4 курсе направления подготовки бакалавра 6.030507 носит название производственная практика, практическое обучение на 5 курсе подготовки специалиста и магистра специальностей 7.03050701 и 8.03050701 «Маркетинг» носит название преддипломная практика.

МЕСТОМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Предприятия сельского хозяйства всех форм собственности и различных организационно - правовых форм, в Луганской и Донецкой областях и других областях Украины;

2. Предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности;

3. Предприятия обслуживающей сферы АПК;

4. Предприятия по производству средств производства и обеспечения АПК;

5. Совместные производственные, перерабатывающие и обслуживающие предприятия АПК.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ:

1. Перед началом производственной (преддипломной) практики студент должен предоставить пакет установленных документов:

− заявление на имя проректора по производственному обучению ЛНАУ на прохождение производственной (преддипломной) практики, утвержденное руководителем практики от ВУЗа которым на время прохождения практики является закрепленный за студентом научный, дипломный руководитель;

− гарантийное письмо с предприятия места прохождения производственной (преддипломной) практики на имя ректора ЛНАУ о том, что студент будет принят в установленный срок и в соответствии с определенными ВУЗом требованиями для прохождения производственной (преддипломной) практики;

− заполненный и подписанный со стороны предприятия места прохождения производственной (преддипломной) практики договор в соответствии формы № Н-6.01 утвержденной Приказом Министерства образования и науки Украины (МОН Украины) 29 марта 2012 г. № 384 с изменениями в редакции приказа МОН Украины от 05.06.13 г.

2. В обязательном порядке пройти инструктаж о прохождении производственной (преддипломной) практики который включает инструктаж по технике безопасности труда и жизнедеятельности. Прохождение инструктаже фиксируется в журнале проведения инструктажей выезжающих на производственную (преддипломную) практику который находится у инженера по технике безопасности труда и жизнедеятельности.

3. Получить, заполнить и утвердить у руководителя практики от ВУЗа и заместителя декана по учебно-производственной практике соответствующие документы:

− уведомление о прибытии на предприятие место прохождения практики в виде формуляра по форме № Н-6.04 утвержденной Приказом Министерства образования и науки Украины (МОН Украины) 29 марта 2012 г. № 384 с изменениями в редакции приказа МОН Украины от 05.06.13 г.

− дневник в виде формуляра по форме № Н-6.03 утвержденной Приказом Министерства образования и науки Украины (МОН Украины) 29 марта 2012 г. № 384 с изменениями в редакции приказа МОН Украины от 05.06.13 г.

− программу производственной практики, которую содержат данные методические рекомендации;

4. Непосредственно перед началом практики на базе практики пройти инструктаж по технике безопасности и поставить надлежащие отметки о прибытии и заполнить формуляр уведомления о прибытии на производственную (преддипломную) практику, получить заверенную копию внутреннего приказа предприятия места прохождения практики;

5. Во время прохождения практики строго соблюдать правила техники безопасности и внутреннего распорядка, действующие на базе практики. Каждодневная выхождаемость студентов на производственную (преддипломную практику) должно фиксироваться в табеле выхождаемости на предприятии. Время начала и окончания рабочего дня устанавливается согласно внутреннего графика трудового процесса на предприятии, но не более 6 часов. В случае проверки с уведомлением студента, рабочий день прохождения практики продлевается до факта проверки, но не позднее графика рабочего времени на предприятии;

6. За нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка студенты несет дисциплинарную ответственность перед руководством университета и базой практики;

7. Добросовестно выполнять программу практики. Не отказываться от выполнения заданий и поручений руководителя от базы практики, направленных на усвоение практических навыков (участие в проведении полевых маркетинговых исследований как анкетирование, социологические опросы и т.д., сбор и обработка вторичной маркетинговой информации, организация и проведение мероприятий, направленных на продвижение товара на рыке и другое).

8. Своевременно и в соответствии с установленными правилами вести дневники в виде формуляра и в виде тетради в которых отображать выполняемую работу.

9. Обязательно присутствовать на предприятии, фактическом месте прохождения производственной (преддипломной) практики, при проверке. Отсутствие студента-практиканта на месте прохождения практики должно регламентироваться в установленном порядке документооборота на предприятии соответствующим распоряжением или оформленным соответственно КЗОТ больничной картой. В случае отсутствия студента на месте прохождения практики без уважительной причины зафиксированной указанными документами, проверяющими составляется акт о не прохождении студентом-практикантом программы производственной (преддипломной) практики, что может служить основанием для представления деканата о отчислении со списка студентов факультета как невыполнившего программу прохождения практики;

10. Согласно требованиям программы оформить письменный отчет о практике и своевременно сдать его на кафедру.

11. Пройти защиту отчетов о производственной (преддипломной) практике в установленном деканатом экономического факультета порядке не позднее 10 учебных дней после выхода студента на учебу. При защите отчета студентом должны быть освещены все вопросы, предусмотренные программой практики, в которых практикант обязан досконально разобраться и четко отвечать на поставленные вопросы. При этом необходимо уделить особенное внимание материалам, которые лягут в основу будущей дипломной работы.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ВУЗА:

1. Нести ответственность за выполнение студентом подготовительной работы перед началом производственной (преддипломной) практики, прохождении всех этапов практики в соответствии с программой прохождения, оформление соответствующей документации, написание отчета о прохождении практики, подготовку и проведение защиты отчетов по практике академической группы, заполнение соответствующих протоколов о прохождении защиты отчетов и ведомостей успеваемости академической группы по результатам защиты;

2. Осуществлять методическое руководство и предоставлять студенту методические консультации в процессе прохождения всех этапов подготовительной работы, прохождения практики и написания отчета о прохождении, подготовке к защите;

3. Проводить постоянный контроль над своевременным выполнением и правильностью прохождения всех процедур и этапов производственной (преддипломной) практики. В случае выявления нарушений процесса прохождения практики своевременно уведомить деканат факультета в форме докладной записки и принять меры по устранению нарушений.

4. Обеспечить своевременную проверку отчета о прохождении практики и заполнения соответствующей документации со стороны руководителя практики от ВНЗа;

5. Обеспечить подготовку студента к защите отчета о прохождении и к участии в заключительной конференции факультета по результатам прохождения производственной (преддипломной) практики;

6. Оказывать содействие в ходе подготовки и непосредственно самой проверки прохождения производственной (преддипломной) практики деканату факультета.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ БАЗЫ ПРАКТИКИ:

1. Создать условия для качественного выполнения студентами программы практики;

2. Осуществлять методическое руководство и оказывать помощь студентам в получении необходимых материалов как для выполнения программы практики, так и для подготовки дипломной работы;

3. Контролировать работу студентов и соблюдение ими трудовой дисциплины, вести учет выхода на практику;

4. Проверить отчеты по практике, готовить письменные характеристики на студентов с оценкой их отношение к работе, соблюдение ими трудовой дисциплины, уровня теоретической и практической подготовки;

5. Обеспечивать проведение инструктажа студентов по охране труда и техники безопасности;

6. Обеспечивать методическое руководство и оказывать практическую помощь по выполнению студентами индивидуальных заданий производственной практики;

7. Контролировать соблюдение студентами - практикантами производственной дисциплины и сообщать университет о случаях нарушения студентами правил внутреннего распорядка;

8. Вести учет работы студентов - практикантов, проверять и подписывать дневники и отчеты о практике, давать оценку - отзыв о проделанной студентами работу.

9. Руководство практикой предприятия могут осуществлять: руководитель базы практики, заведующий отдела маркетинга или его заместитель, главный (старший) экономист или уполномоченное лицо, которое закрепляется соответствующим внутренним приказом.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Цель производственной (преддипломной) практики - подготовка студентов к более глубокому освоению теоретических знаний, приобретение профессиональных практических навыков работы специалиста по маркетингу.

Задачи производственной (преддипломной) практики:

1. Изучение технологии и организации производства основных видов продукции агропромышленного комплекса;

2. Изучение конкретных условий производства по месту прохождения практики, экономики хозяйства;

3. Оказание практической помощи хозяйству при разработке путей обеспечения его конкурентоспособности, сбор и первичная обработка маркетинговой информации, мониторинг осуществления маркетинговой стратегии предприятия, разработка и осуществление оперативных мероприятий по осуществлению маркетинговых планов работы предприятия и т.д.;

4. Сбор и обработка материалов по конкретной теме научного исследования в соответствии с индивидуальным планом практики и указаниям научного руководителя.

На старших курсах целями и задачами практики является получение студентами навыков самостоятельной практической деятельности по направлению своей будущей профессии, подготовка студентов к государственным экзаменам и сбор материалов для выполнения дипломного проекта (работы).

Во время практики студенты получают новые знания, умения и навыки при выполнении конкретных практических задач, поэтому работа студентов на штатных должностях (с оплатой или без оплаты) является наиболее целесообразной.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ образовательно-квалификационного уровня бакалавр по направлению подготовки 6.030507 «Маркетинг»

Производственная практика по направлению подготовки «Маркетинг» - составная часть учебного процесса студентов специальности «Маркетинг» ОКР "Бакалавр " и является его продолжением в производственных условиях.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

Перечень вопросов Количество недель
Организационно-экономическое состояние предприятия  
Организация маркетинговой деятельности на предприятии  
Маркетинговая стратегия развития предприятия  
Качество и конкурентоспособность продукции  
Товарная, сбытовая и коммуникационная политика предприятия  
Методы маркетинговых исследований. Исследования рынков и их субъектов  

Изучая вышеприведенные темы, практикант в рамках теоретически изученных дисциплин должен основательно рассмотреть следующие вопросы и направления деятельности организации.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Изучая организационно - экономическое положение и развитие предприятия, его подразделений необходимо провести расчеты и анализ финансово - экономических показателей за последние 3-5 лет. Необходимо начинать с изучения всех видов ресурсов предприятия (финансовые, материально -технические, трудовые и др.). Далее определить структуру и специализацию предприятия, дать характеристику системы менеджмента предприятия. Наметить пути улучшения использования материально - технической базы, фондов и авансированного капитала.

Рассчитать основные показатели финансового состояния предприятия (финансовой устойчивости, зависимости и т.д.). Определить уровень рентабельности предприятия. Рассмотреть экономическую эффективность производства и реализации продукции АПК. Определить экономическую эффективность подразделений предприятия. Основное внимание уделить подразделениям, которые производят больше товарной продукции. Ознакомиться с организацией основных производственных процессов, с планированием необходимости для них рабочей силы, техники, горючего и других средств. Выявить резервы повышения эффективности производства, укрепления финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рассмотреть построение структуры службы маркетинга. Рациональность службы маркетинга как важный фактор повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Влияние концепции маркетинга на формирование структуры маркетинговой службы. Координация работы службы маркетинга с другими подразделениями предприятия.

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследовать основные принципы и процессы построения маркетинговой стратегии предприятия, рассмотреть процесс стратегического управления реализации стратегии маркетинга, стратегического планирования, мониторинга и контроллинга осуществления маркетингового развития предприятия на рынке агропродовольственной продукции. Определить основные перспективные и приоритетные направления маркетингового развития предприятия на занимаемом и потенциальном рынке.

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ.

В разрезе теоретически изученных разделов дисциплины Маркетинг, студенту на практике необходимо изучить: методы определения качества продукции и влияние его уровня на результаты производства. Исследовать системы стандартизации и сертификации, контроля за качеством продукции. Практически использовать методики определения конкурентоспособности продукции по ценовым и неценовыми факторами конкурентоспособности.

ТОВАРНАЯ, СБЫТОВАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

В разрезе теоретически изученных разделов дисциплины Маркетинг, студенту на практике необходимо изучить: основные принципы построения товарной политики. Дать характеристику товарного ассортимента жизненных циклов выпускаемых товаров, процессов создания и внедрения на рынок новых товаров. Проанализировать приемы позиционирования товаров на целевых рынках. Исследование состояния спроса и предложения на товары в области, компаний продуктовой линии, соответствующий класс товара, конкретную товарную марку. Исследование влияния ассортимента, качества, стоимости и цены товаров на их конкурентоспособность. Разработка поисковых вопросов для анкет по исследованию определенного товара.

Определить и дать характеристику каналов реализации продукции, дистрибутивной политики предприятия, оценить способы продвижения товаров, мероприятий направленных на стимулирование сбыта продукции. Проанализировать рекламную деятельность предприятия, мерчендайзинг, public relations, PR - деятельности на предприятии, как такая работа на предприятии проводится, если нет, то дать основные рекомендации по применению комплекса маркетинговых коммуникаций.

МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ И ИХ СУБЪЕКТОВ

Практически осуществляемые предприятием рыночные исследования. Главная цель и задачи маркетинговых исследований. Виды и типы маркетинговых исследований. Классификация информации с точки зрения маркетинга и источники ее поступления. Процесс сбора информации. Разработка перечня вопросов для сбора информации. Требования к разработанным вопросам. Обработка собранной информации.

Маркетинговая классификация рынков предприятия. Особенности исследования рынков. Методы определения объема продажи аграрной продукции предприятия и его доли на агропродовольственном рынке. Принципы сегментации рынков и позиционирования агропродовольственных товаров предприятия. Отбор целевых агрорынков. Исследования конкуренции и конкурентов конкретного рынка. Исследование предприятий хозяйствующих в определенном сегменте рынка. Исследование посредников. Провести сегментацию рынка и дать характеристику каждого целевого сегмента.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Индивидуальное задание дается научным руководителем выпускной работы и направлено на ее подготовок, в частности, сбор и обработка первичной статистической информации.

При прохождении практики в организации студент -маркетолог, должен быть подготовлен к решению профессиональных задач:

а) в информационно - аналитической деятельности:

- Изучение рынка;

- Проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор перспективных целевых рынков;

- Проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;

- Изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;

- Разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;

- Ознакомление с Интернет -ресурсами, которые можно использовать для проведения бенч - маркетинга т.п.;

- Анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт.

б) в товарно - производственной деятельности:

- Подготовка предложений по формированию товарного ассортимента;

- Поиск и разработка идей по созданию нового товара;

- Разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров.

в) в сбытовой деятельности:

- Разработка предложений по построению стратегий сбыта;

- Выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;

- Проведение целенаправленной товарной политики;

- Определение маркетинговой ценовой политики;

- Создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж).

г) в экономико - управленческой деятельности, в т.ч. проектно - плановой:

- Участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на рынках разного уровня;

- Участие в проведении финансово - экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса маркетинга;

- Организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предприятия;

- Повышение эффективности общественно - полезной деятельности предприятия (организации);

- Управление и контроль маркетинговой деятельности предприятия (организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: