double arrow

Лидерство в управлении изменениями



Лидерство в управлении изменениями — это способность:

— создавать «видение», перспективы;

— представлять это «видение» таким образом, чтобы это мотивировало и вдохновляло;

— действовать таким образом, чтобы «видение» стало реаль-ностью.

27. Валовой внутренний продукт (Валовой национальный продукт): понятие, методы расчета.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

Валовой внутренний продукт может быть исчислен следующими тремя методами:

1) как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод)

2) как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования)

3) как сумма первичных доходов (распределительный метод)

Валовой национальный продукт (англ. Gross-National Product, англ. Gross-National Income) — один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов. Зачастую употребляется совместно с показателем ВВП, или заменяется им, что в общем неверно.

При расчете ВНП используется следующая основная формула:




ВНП = ВВП + Δ, где Δ — статистический показатель, а ВВП можно вычислить 3 разными способами:

1. Расчет методом конечного использования

2. По добавленной стоимости (производственный метод)

3. По доходам (распределительный метод)

Кроме того, по способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов[3]:

28. Методы и принципы таможенного регулирования ВЭД. Правовые основы таможенного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.



Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенный режим
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

29. Мировая валютная система – элементы, валютный курс, регулирование валютных курсов.

поведение человека — сово­купность осознанных, социально значимых действий, обусловлен­ных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявля­ется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющей­ся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязан­ностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Личность в узком смысле – уровень интегральной индивидуальности, на котором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида. Только на таком уровне выявляется подлинная система жизненных ценностей, представление человека о своем жизненном предназначении и смысле существования. Личность в узком смысле – это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности

30. Личность в системе организации. Факторы, определяющие поведение личности в организации.

Основные элементы мировой валютной системы

Возникновение мировой валютной системы - результат появления необходимости расчетов между участниками мирового платежного оборота вследствие развития товарного производства, денежного обращения и международных экономических отношений - кооперации, разделения труда.
Основные элементы мировой и региональной валютных систем:

· виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;

· межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;

· межгосударственная регламентация режимов валютного курса;

· межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;

· режим мировых рынков валюты и золота;

· международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

Любая национальная валюта обладает внешней и внутренней обратимостью, т.е. возможностью конвертации в валюты других государств. Конвертируемость определяет степень ликвидности финансовых рынков.

В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностраннйо валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

Основными элементами системы валютного регулирования являются:

1) законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;

2) органы валютного регуоирования;

3) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).[9]

Первый элемент системы предназначен для определения:

- стратегических целей, достигаемых применяемым механизмом регулирования;

- органов валютного регулирования, их состава и функций.

Органы валютного регулирования, в соответствии со своими функциями, устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне - уровень контроля.

Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью, выражающую средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции, и рядом других факторов.

Валютный курс необходим для:

- взаимного эквивалентного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при учете взаимного движении капиталов и кредитов;

- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

- количественного соизмерения результатов внешнеэкономических операций;

- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

- состояние экономики: покупательная способность денег, темп инфляции; уровень процентных ставок в разных странах; состояние платежного баланса; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; степень использования национальной валюты в международных расчетах; государственное регулирование валютного курса; достаточность валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке;

- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке;

- валютная политика, соотношение рыночного и государственного регулирования.

Различают следующие виды валютных курсов: номинальные, реальные, фиксированные и плавающие (колеблющиеся).

31. Таможенный перевозчик. Понятие, назначение, условия включения в Реестр таможенных перевозчиков. Отличительные признаки и приоритет перед остальными перевозчиками.

Глава 11. Таможенный перевозчик

Статья 93. Таможенный перевозчик

1. Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

2. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

3. Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

4. Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.

Условиями включения в Реестр таможенных перевозчиков являются:

1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет;

2) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (статья 84);

5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

Примечание. Для целей применения настоящей главы под транспортным средством понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации.

32. Влияние имиджа организации на эффективность ее деятельности.

В повседневной практике учреждение культуры, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных имиджей: идеального, зеркального и реального.

Идеальный имидж – тот, к которому организация стремится. Он отражает планы на будущее, основные цели деятельности.

Зеркальный имидж отражает представление сотрудников о привлекательности и значимости организации в обществе. При этом зеркальный образ в представлении персонала и руководства организации должны совпадать.

Реальный имидж характеризует действительное отношение представителей различных категорий граждан и социальных слоев к организации. На то, чтобы реальный имидж максимально приблизился к идеальному, и направлены усилия PR-специалистов[2].

Как влиять на имидж

На формирование имиджа оказывают влияние множество различных факторов:

■ история организации;

■ ее социальная миссия;

■ личность руководителя;

■ стиль управления;

■ деловая репутация;

■ качество предоставляемых товаров и услуг;

■ уровень обслуживания посетителей;

■ паблисити (известность в широких кругах общества);

■ фирменный стиль и пр.

Рассмотрим коротко вышеперечисленные факторы. Как показывает практика, организации, чья история связана с какой-либо известной личностью или знаменательным событием, пользуются большей популярностью у населения. Однако и те учреждения, которые не обладают данным преимуществом, могут использовать этот факт в своих интересах. Например, можно самим создать увлекательную историю, так называемую «легенду» о своей организации, и распространить ее через средства массовой информации[3].

Миссия организации является ее визитной карточкой. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.

Личность руководителя и стиль управления также важны. Так, авторитарное руководство крайне неблагоприятно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ухудшая тем самым и внешние связи организации.

Деловая репутация подразумевает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность отвечать по своим обязательствам.

Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, ключевыми факторами, формирующими образ организации в глазах общественности.

Фактор паблисити (рекламной известности) также важен, но возможности его использования для многих учреждений культуры ограничены из-за недостаточности финансирования.

Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, корпоративная цветовая гамма и пр.) выступает в качестве одного из главных средств создания имиджа организации

33. Рыночная конкуренция: сущность, виды, формы. Основные модели рынка.

Конкуренция– это соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Функции: обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей; дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем); давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хоз-ва в соответствии со спросом и нормой прибыли; стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Различают внутриотраслевую (между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта) и межотраслевую (между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли) конкуренцию. В зависимости от уровня конкуренции различают совершенную (такое состояние эк. системы, когда влияние каждого участника хоз. процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь, лишь некоторые из рынков приближаются к ней - рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) и несовершенную (не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции).

Различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству). Один из важнейших методов конкурентной борьбы, при котором производитель добивается преимущества на рынке состоит в предложении цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других производителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удержать за собой большую долю рынка. Более предпочтительной в современных условиях становится неценовая конкуренция, при которой производитель улучшает потребительские качества товара, сохраняя цену неизменной. Модели рынка:

1. Чистая конкуренция: -существует большое количество фирм, производящих стандартизированный товар, новые фирмы могут легко войти отрасль;

2. Чистая монополия- рынок, в котором одна фирма является единственным продавцом продукта или услуг, другие фирмы не могут проникнуть в отрасль. Поскольку существует только один товар, то отсутствует разнообразие товаров.

3. Монополистическая конкуренция- сравнительно большое количество продавцов, которые производят разные продукты. вхождение в отрасль достаточно простое.

4. Олигополия (производители самолетов, компьют. технологий) –небольшое число продавцов. каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых и должна учитывать эти решения в процессе собственного ценообразования и определении объемов производства. При этом производимые продукты могут быть как стандартные, так и разные.

34. Основания для выпуска товаров, порядок и сроки. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Глава 25. ВЫПУСК ТОВАРОВ

Статья 218. Выпуск товаров

1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в соответствии с главой 28 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. В случаях, если в одной товарной партии содержится несколько товаров, таможенный орган осуществляет выпуск товаров, в отношении которых соблюдены условия выпуска. Декларант вправе не осуществлять вывоз выпущенных товаров со склада временного хранения до принятия решения о выпуске оставшихся товаров, содержащихся в товарной партии.

Статья 219. Представление документов после выпуска товаров

1. В случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Товары, указанные в части 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

3. Таможенные органы вправе требовать от декларанта представления обязательства о соблюдении ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, осуществлять наложение пломб и печатей на упаковку товаров, помещения, где они будут храниться до получения документов, а также применять другие меры, обеспечивающие соблюдение указанных ограничений.

4. Таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на представление документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, после выпуска товаров, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Об отказе в выдаче разрешения на представление документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, после выпуска товаров таможенный орган в письменной или электронной форме сообщает декларанту не позднее дня, следующего за днем обращения, с указанием причины отказа.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 220. Сроки выпуска товаров

1. Если иное не предусмотрено частью 13 статьи 86, частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 115-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается исключительно в случаях:

1) если в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящего Федерального закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения;

2) если декларантом не представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, - до представления декларантом указанных документов либо обращения в письменной или электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 219 настоящего Федерального закона;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки;

4) проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

5) запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;

6) представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, - до уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенный орган вправе продлить срок выпуска товаров по основаниям, указанным в пункте 4 части 2 настоящей статьи, если Таможенным кодексом Таможенного союза прямо не установлено, что выпуск товаров не осуществляется до проверки дополнительных документов и сведений, либо если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

Статья 221. Выпуск товаров до подачи декларации на товары

Основания и условия осуществления выпуска товаров до подачи декларации на товары установлены статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза.

35. Вклад различных научных школ в развитие теории и практики менеджмента.

Школа научного управления (1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора - всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: "Тейлоризм - это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину".

Административная, или классическая школа управления (1920-1950). Тейлор и Гилберт начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организацией. Создатели классической школы, наоборот, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Естественно, что их интересы были связаны с эффективностью работы всей организации. Классики пытались определить общие характеристики и закономерности организаций.Развитие административной школы происходило по двум направлениям: рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона (1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдолла Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947). В нашей стране в начале 20-х годов также развернулась активная исследовательская работа в области научной организации труда, управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Большой вклад в развитие науки об управлении внесли такие ученые, как Алексей Константинович Гастев (1882-1941) и Платон Михайлович Керженцев (1881-1940).

Школа человеческих отношений (1930-1950) и поведенческих наук (1930 - по настоящее время). На рубеже тридцатых годов в США стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно иной ситуации в менеджменте. В условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость в поиске новых форм управления, более чутких к человеческому фактору. Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже тридцатых годов, ознаменовавшихся появлением школы человеческих отношений. В её основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).

Школа человеческих отношений. Основателем школы человеческих отношений является американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949). Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата* не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Школа поведенческих наук. Эта школа значительно отошла от школы человеческих отношений. Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей на основе применения концепций поведенческих наук для построения и управления организациями. Основной целью школы поведенческих наук является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.

Математическая школа управления (1950 - по настоящее время). Математическая школа управления (иногда её называют теорией количественных методов менеджмента) зародилась в начале 40-х годов, и прежде всего в управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем опробованные количественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента.

Вклад различных школ в теорию управления

Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Математическая школа управления
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

36. Лизинг как форма вложения капитала: сущность, виды, достоинства.

1. Лизинг - форма финансирования капитальных вложений

Глубокие преобразования, происходящие в экономике, требования, предъявляемые научно - техническим прогрессом к замене основных фондов, а также необходимость более эффективного использования ресурсов потребовали новых методов обновления материально - технической базы. Уровень изношенности основных фондов многих российских предприятий достигает 70-90 процентов. Объективно неизбежно широкомасштабное техническое переоснащение производства. Внедрение новых технологий возможно только на новом оборудовании.

Для такой перестройки промышленности России необходимы инвестиции. Не последнюю роль в этом сыграла особая форма инвестирования - лизинг, который в силу присущих ему возможностей становиться импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.

Лизинг становиться альтернативой установившейся форме продаж оборудования из-за рубежа и внутри страны. Он позволяет осуществить полное финансирование капиталовложений, сохраняя предприятиям финансовую ликвидность, которая может понадобиться им в оборотном капитале или для других капитальных вложений.

Целью работы является особая форма экономической деятельности - лизинг и вся совокупность производственно - хозяйственных и юридических отношений, возникающих в связи с использованием лизинга, и объективная экономическая оценка лизинговой деятельности.

Методами изучения данной проблемы являются методы, присущие таким курсам, как экономика предприятий, финансы предприятий, организация и финансирование инвестиций, финансовый менеджмент. Особо следует выделить методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, и методы финансовой математики - начисление процентов.

Для решения поставленной цели решались следующие задачи:

а) изучение экономической сути лизинговых отношений. Важность этой задачи объясняется тем, что любая экономическая проблема не может быть решена, не будучи осмысленна и теоретически обоснована;

б) классификация и характеристика отдельных видов лизинга. Такая работа делает возможным определение особенностей разновидностей лизинга и позволяет определить сферы производства предприятия, где каждая из форм лизинга может быть использована с наибольшей эффективностью;

в) оценка преимуществ лизинга и объективной необходимости его использования в условиях финансовой ограничений. Изучение вопросов привлекательности лизинга позволяет реализовать его преимущества с максимальной выгодой для всех участников лизинговой сделки;

г) освоение механизма заключения и реализации лизинговых договоров. Реализация этой задачи позволяет определить последовательность всего комплекса работ по заключению и успешному совершению лизинговой сделки;

д) освоение методики расчета и обоснования лизинговых платежей. Возмездная основа лизинговых отношений делает платеж за лизинговое имущество ключевым параметром сделки, который поэтому и должен быть точно рассчитан и экономически обоснован;

е) анализирование эффективности лизинговых проектов. Такой анализ необходим для обоснования привлекательности проекта, его преимуществ перед альтернативными решениями и для прогнозирования результата лизинговой сделки.

2. Сущность лизинга, его предмет и субъекты

Лизинг достаточно давно получил широкое распространение во многих странах мира и, прежде всего, в странах с развитой рыночной экономикой. В России пути и формы лизинговых отношений совершенствуются.

Принципиально возможным, с точки зрения теоретической характеристики лизинга, являются его определение, сама трактовка понятия "лизинг".

Содержание и роль экономической сущности лизинга в теории и на практике трактуются по-разному. Одни считают лизинг как своеобразный и перспективный способ кредитования производства и предпринимательской деятельности, другие авторы отождествляют его с финансовой арендой (ст. 665 ГК РФ) или долгосрочной, которая сводится к наемным, подрядным, прокатным отношениям, третьи авторы отмечают лизинг завуалированным способом купли - продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, а четвертые интерпретируют лизинг как действия за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя.

Однако при таком разночтении современное понятие лизинга опирается на многовековые классические принципы о разграничении понятий "собственник" и "пользователь" имущества. Существование этих понятий заключается в возможности разделения собственности на два важнейших правомочия - пользование имуществом (использование его с целью извлечения дохода и других выгод), и само право собственности (правовое господство лица над объектом собственности), то есть богатство.

Исходя из этого, лизинг можно трактовать как способ реализации отношений собственности, определяющий состояние производительных сил и производственных отношений во взаимосвязи.

Такой точки зрения на экономическую сущность лизинга придерживаются многие специалисты, которые немало внесли в развитие лизинга в России, а именно М.И. Лещенко и В.А. Горемыкин, а также В.М. Джуха.

Аналогичное определение лизинга приводится в Федеральном Законе "О лизинге". Согласно ст. 2 этого Закона, "лизинг" - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг на основании договора, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Лизингополучатель приобретает право владения и пользования имуществом по договору лизинга, уплачивая за это право лизингодателю причитающуюся по договору плату в виде лизинговых платежей, которые включают в себя полную или частичную компенсацию стоимости имущества, предусмотренную договором, о также плату за предоставленную лизинговую услугу и дополнительные услуги, предусмотренные договором [20].

В конечном итоге коммерческая сторона лизинговой сделки для лизингодателя выглядит следующим образом. Общие затраты лизингодателя по сделке могут быть выражены равенством:

ЛД= БС+ПК+ДУ, (1)

где ЛД - затраты лизингодателя;

БС - балансовая стоимость;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы;

ДУ - плата за дополнительные услуги.

Затраты лизингополучателя по лизинговой сделке (то есть сумма лизинговых платежей) могут быть подсчитаны по формуле:

ЛП = АО+ПК+КВ+ДУ+НДС+ТП, (2)

где ЛП - затраты лизингополучателя;

АО - амортизационные отчисления, причитающиеся лизингодателю в текущем году;

КВ - комиссионные вознаграждение лизингодателю; за предоставление имущества по договору лизинга;

НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя;

ТП - таможенная пошлина.

Как видим, затраты лизингодателя на приобретение имущества за счет лизинговых платежей могут компенсироваться не полностью.

Комиссионное вознаграждение служит источником покрытия затрат лизингодателя, связанных с данной конкретной сделкой, и, что очень важно, источником образования прибыли.

Поскольку экономическая сущность лизинга предопределяется специфическими имущественными отношениями, то при лизинге возможен переход права собственности на лизинговое имущество от лизингодателя к лизингополучателю: в договорах финансового лизинга может предусматриваться право лизингополучателя на выкуп лизингового имущества. Оставляя пока в стороне юридическую и техническую процедуру реализации этого права, рассмотрим его экономическую природу.

По истечению срока договора (или до его истечения) лизингополучатель может стать собственником лизингового имущества, уплатив лизингодателю выкупную цену. Ее устанавливают в договоре лизинга, если выкуп предусматривался договором или специальным соглашением сторон. В качестве выкупной цены может быть принята остаточная стоимость имущества или так называемая "красная", то есть рыночная цена такого имущества.

Выступая как разновидность кредита в основной капитал, лизинг вместе с тем отличается от традиционного кредитования. Преимущества лизинга перед кредитованием состоят в более широком комплексе предоставляемых услуг. Этот комплекс, включает: организацию и кредитование транспортировки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запасными частями, консультационные, координирующие и информационные услуги.

В частности, с арендой лизинга связывают необязательность перехода права собственности на объект к его пользователю, срочный характер сделки, возмездный (платный) характер лизинговых отношений, который схож с прокатом (арендой) техники, поскольку предполагает в себе сумму амортизационных отчислений на полное восстановление, затраты по ремонту, обслуживанию имущества, а также определенную долю прибыли в пользу собственника. На первый взгляд долгосрочная аренда с правом выкупа и финансовая аренда (лизинг), также предусматривающая в конечном итоге переход арендуемого имущества в собственность арендатора, аналогичны. Однако отношения, складывающиеся в процессе лизинга и аренды с правом выкупа, при значительном количестве общих черт имеют и существенные различия.

Согласно статьям 624, 665, 666 ГК РФ, а также Закону "О лизинге", аренда с правом выкупа, и лизинг имеют следующие отличительные черты:

- отношения по аренде с правом выкупа основываются на факте наличия

имущества у арендодателя. У лизингодателя же первоначально лизинговое имущество отсутствует, а лизинговые отношения включают приобретение указанных лизингополучателем основных средств и сдачу их лизингодателем в аренду;

- по лизингу арендованное имущество должно быть использовано только в предпринимательских целях, а по аренде - также в непроизводственных и некоммерческих целях.

Сравнительная характеристика лизинга и аренды, безусловно, важна и полезна. Однако, как показывает анализ, это упрощенный подход, поскольку лизинг имеет более сложную, в чем - то противоречивую природу. Его схожесть с арендой проявляется в том, что в соответствии со своей экономической сутью лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в основной капитал. Предоставляя на оговоренный срок элементы основного капитала, собственник в установленное время получает их обратно, чем обеспечивается принцип срочности и возвратности. За свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных, обеспечивая принцип платности. Очевидно, что по содержанию лизинг соответствует кредитной сделке.

Исходя из этого, можно заключить, что с финансовой стороны отношений, лизинг можно рассматривать как форму финансирования, альтернативную традиционной банковской ссуде.

Не менее, чем определение лизинга, важен и сам объект приложения лизинга, его предмет.

Согласно Федеральному закону "О лизинге", предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др. движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Естественно, предметом лизинга не могут быть земляные участки и другие природные объекты, а так же имущество, которое федеральными законами запрещено к свободному обращению или для которого установлен особый порядок обращения.

В специализированной литературе предмет лизинга называют объектом лизинговых отношений. Для того, чтобы имущество могло быть использовано в качестве объекта лизинга, оно должно относиться к основным средствам.

Анализируя ст.3 Закона "О лизинге" можно сделать вывод о том, что предметом лизинга, во - первых, не могут быть оборотные активы предприятия, поскольку к ним не подходит определение "непотребляемые", и во - вторых, ими не может быть такой вид внеоборотных активов, как нематериальные активы, поскольку они не имеют вещественной основы.

Субъектами лизинговой сделки в зависимости от вида лизинга могут быть от двух и более сторон. Обязательным участком лизинговых операций является лизингодатель, в качестве которого могут выступать предприятия - производители объектов лизинга, лизинговые фирмы, банки. Другим обязательным участком лизинговой сделки является лизингополучатель - предприятие, нуждающееся в лизинговом имуществе. Кроме того в сделке обычно участвует предприятие производитель ценностей, выступающих объектом лизинга, а также коммерческий банк. В крупномасштабных лизинговых сделках возможно участие целого ряда субъектов - фирм и финансово - кредитных институтов.

В рассматриваемом уже Законе "О лизинге" (ст. 4) лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя.

Субъектов лизинговой сделки можно подразделить на прямые и косвенные. К прямым участникам лизинговой сделки относят:

- лизинговые фирмы, компании и банки, выступающие как лизингодатели;

- производственные, торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели);

- поставщики объектов сделки - промышленные и торговые компании.

Косвенными участниками лизинговой сделки являются:

- коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантом сделок;

- страховые компании;

- брокерские и другие посреднические фирмы.

Лизинговыми называются фирмы, осуществляющие операции, для которых лизинговая деятельность является основной уставной целью. По характеру лизинговой деятельности они подразделяются на специализированные и универсальные.

Специализированные фирмы, как правило, имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для текстильных предприятий). Обычно эти компании располагают собственным парком машин или запасом оборудования, сами осуществляют техническое обслуживание и следят за поддержанием его в нормальном эксплуатационном состоянии.

Универсальные лизинговые фирмы передают в аренду самые разнообразные виды машин и оборудования. Они предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования. Техническое обслуживание и ремонт предмета аренды осуществляет или поставщик, или сам лизингополучатель. Таким образом, лизингодатель выполняет функцию организации финансирования сделки.

Зачастую не менее важны страховщики - юридические лица, также являющиеся коммерческими организациями и имеющие лицензию на осуществление страхования соответствующего вида.

Ввиду существенной рискованности долгосрочных лизинговых сделок, помимо страховщиков, нередко требуются лица, гарантирующие надлежащее выполнение обязательств по сделке.

Таким образом, стержнем любой лизинговой сделки является финансовая, а точнее кредитная операция. Иными словами, с финансовой стороны, лизинг - это товарный кредит в основные фонды. Он предоставляется продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за передаваемое в пользование имущество.

3. Классификация видов лизинга. Функции лизинга

Для организации целенаправленной практической работы по освоению лизинговых отношений важное значение имеет правильное определение возможных видов, форм и способов их реализации, тем более что мировая практика выработала многочисленные варианты лизинговых отношений.

В мировой практике при выделении видов лизинга исходят прежде всего из признаков их классификации, которые характеризуют:

- отношение к арендуемому имуществу;

- тип лизингового имущества;

- состав участников лизинговой сделки;

- тип передаваемого в лизинг имущества;

- степень окупаемости лизингового имущества;

- сектор рынка, где проводятся лизинговые операции;

- отношение к налоговым, таможенным и амортизационным льготам;

- порядок лизинговых платежей;

- степень риска для лизингодателя.

В зависимости от состава участников сделки и техники проведения операции различают следующие виды лизинга:

- прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка). При этой разновидности лизинга работа без посредников не только значительно упрощает механизм сделки и снижает затраты на ее проведение, но и позволяет самому товаропроизводителю получать все экономические преимущества от лизинга;

- косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. В основе большинства лизинговых сделок лежит косвенный лизинг, который похож на продажу товара в рассрочку. Эта сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней учувствуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель;

- "леведж - лизинг" (leveraged lease), или раздельный лизинг- лизинг с привлечением заемных средств от инвестора, предполагающий участие нескольких компаний, предоставляющих финансирование. Собственником имущества становится основной лизингодатель со всеми вытекающими из этого последствиями, но право на получение лизинговых платежей она может предоставить своим заимодавцам. Такой лизинг называется еще групповым или акционерным (big - ticket).

Одной из форм прямого лизинга следует признать возвратный лизинг. Этот вид лизинга характеризуется тем, что собственник имущества сначала продает его будущему лизингодателю, а затем сам же арендует этот объект у покупателя. Таком образом, в обмен на отказ от права собственности бывший владелец оборудования получает средства для финансирования других своих нужд. Кроме того, арендатор имеет возможность сократить налоговые выплаты, связанные со стоимостью арендованного имущества.

По степени окупаемости имущества лизинг подразделяется:

- на лизинг с полной окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества;

- на лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть её.

У В.Д. Газмана представлена наиболее удачная и конкретизированная классификация видов лизинга. Поэтому в соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации) имущества он выделил так называемые финансовый и оперативный лизинг. Эти два вида лизинга было принято считать основными, что находило отражение в п.2 ст.7 Закона "О лизинге" 1998г. Но в редакции нового Закона "О лизинге" исключено деление лизинга на виды. Но все - таки на практике эти виды лизинга используются.

Финансовый, или капитальный лизинг (financial , capital lease) представляет собой лизинг с полной амортизацией.

Оперативный, или сервисный лизинг (operating, service lease) представляет собой лизинг с неполной амортизацией.

По отношению к арендуемому имуществу (или по объему обслуживания) лизинг делится на чистый и генеральный.

Чистый (нетто) лизинг имеет место в тех случаях, когда все расходы по эксплуатации, ремонту и страхованию имущества принимает на себя лизингополучатель, и они не включаются в лизинговые платежи, которые таким образом отчищаются от всех сопутствующих затрат и поступают лизингодателю в чистом виде.

"Мокрый" лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. В зависимости от широты спектра и комплексности услуг, выполняемых в процессе "мокрого" лизинга выделяют полный и частичный лизинги.

К полному лизингу относятся сделки, предусматривающие комплексную систему технического обслуживания, ремонта, страхования, а также подготовки персонала, служб маркетинга и рекламы. Лизингодатель, сохраняя право собственности на имущество, уплачивает налог на него в течение всего периода. Такая форма лизинга способствует улучшению эксплуатационных возможностей используемого имущества, увеличению выработки продукции, повышению ее конкурентоспособности.

Частичный лизинг (с неполным набором услуг) предполагает заранее согласованное разделение функций по техническому обслуживанию имущества между сторонами договора.

Генеральный лизинг (lease -line) позволяет лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования на основе лизинговой линии без заключения новых контрактов. Это очень важно для предприятий с непрерывным производственным циклом.

Наиболее распространенным из перечисленных по этой классификации является чистый лизинг.

По типу имущества [10 или объекту сделок [ 10, 12 ] различают:

- лизинг движимости (оборудование, техника, автомобили и тому подобное), в том числе новой и бывшей в употреблении (second hand);

- лизинг недвижимости ( здания, сооружения, суда, самолеты).

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, разделяют:

- внутренний лизинг - при его осуществлении лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации (п.1 ст.7 Федерального закона "О лизинге");

- внешний (международный) лизинг. К нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит к разным странам, или кто - то из сторон имеет совместный капитал с зарубежной фирмой.

Внешний лизинг подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.

В.А. Горемыкин, В.М. Джуха и М.И. Лещенко выделяют еще одну разновидность международного лизинга - транзитный. Транзитный лизинг имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страна берет кредит или приобретает имущество в другой стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране.

По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг:

- с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п.;

- без использования льгот.

По составу лизингового платежа на практике различают денежный, компенсационный и смешанный лизинг.

Денежный лизинг имеет место, когда все платежи производятся в денежной форме.

Компенсационный лизинг предусматривает платежи в форме поставки товаров, производимых на используемом оборудовании, или в форме оказания встречных услуг.

Смешанный лизинг основан на сочетании денежных и компенсационных платежей.

По размеру лизинговых сделок на практике различают мелкий, стандартный (средний) и крупный лизинг.

Мелкий лизинг (до 100-200 тыс. руб.) широко распространен во многих странах. Предметом сделок обычно является непроизводственное имущество - компьютеры, оргтехника и т.д. Лизинговые компании, как правило, не занимаются такими сделками, поскольку объем работы по оформлению и исполнению такой сделки почти не отличается от объема по средней сделке, но прибыль гораздо меньше.

Средний лизинг (от 200 тыс. руб. до 2,5 млн. руб.) соответствует наиболее популярным видам имущества мини - заводов, технологического оборудования и др.

Крупные лизинговые сделки (более 20 млн.руб.) ориентированы на такое имущество, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д. Работа в этом секторе требует наличия больших финансовых ресурсов и профессиональных специалистов.

Помимо приведенной характеристики видов лизинга необходимо охарактеризовать понятие "сублизинг" (ст.8 Федерального Закона):

"Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингодатель по договору лизинга передает третьим лицам во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя…".

Лизинг как сложное социально-экономическое явление выполняет важнейшие функции по формированию многоукладной экономики и активизации производственной деятельности.

Из многочисленных функций лизинга рассмотрим четыре: финансовую, производственную, снабженческую и использования налоговых льгот.

Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита.

Производственная функция лизинга состоит в решении проблем производства за счет временного использования имущества, что является весьма эффектным способом материально - технического снабжения и производства новой техники, сопровождаемой разнообразным сервисом.

Сбытовая функция лизинга включает круг потребителей и освоение новых рынков сбыта.

Функция использования налоговых льгот и амортизируемых льгот имеет следующие особенности:

- имущество по лизингу учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по согласованию между ними;

- лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль;

- ускоренная амортизация, исчисляемая оговоренным в контракте сроком, уменьшает облагаемую прибыль и ускоряет обновление материально технической базы.

Таким образом, лизинг- это особая форма инвестирования и кредитования, поскольку предполагает вложение средств в материальное имущество с целью получения дохода, на условиях платности, срочности и возвратности.

37. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности: основные группы и их содержание.

Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта[1]насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:[2]

Меры прямого ограничения;

Специальные защитные меры;

Административные и таможенные формальности.

Меры прямого ограничения

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта(англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[3] «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».

Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

Импортные квоты

Специальные пошлины

Антидемпинговые пошлины

Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера

Компенсационные пошлины

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения

Административные и таможенные формальности[править | править вики-текст]

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Сертификация

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иными правовыми актами.

Предотгрузочная инспекция

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

Прочие нетарифные меры

Валютные ограничения и валютный контроль

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

Регулирование курса национальной валюты

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубляпо отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Меры поддержки экспорта

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следуе



Сейчас читают про: