Меркантилизм является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протекционизма

В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Развитие общества определяет экономические законы, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию.

Д. Рикардо также придерживался принципа невмешательства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность,

Меркантилизм
Государственное регулирование торговли, промышленности
XV-XVII вв.

Либерализм
Саморегулирование рынка, принцип нейтральности государства, “Закон рынка”
А.Смит, Д.Рикардо, Ж.Сэй
конец XVIII – начало XX в.
Кейнсианство
Государственное регулирование экономики
Государственный дирижизм, индикативное планирование, программирование
А.Кейнс, Ф.Перру и др.
30-е – 70-е гг. XX в.
Неоконсерватизм
Монетаризм, теория предложения, Теория рациональных ожиданий
Устойчивое рыночное хозяйство: рыночное саморегулирование, стимулирование частного предпринимательства
М.Фридмен, А.Лаффер, Дж.Гильдер
70-е – 90-е гг. ХХ в.
Смешанная экономика
Государство + рынок
П.Самуэльсон
70-е гг. и современный период
Консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике

Рис. 1.1. Концепции регулирования рыночной экономики

торговлю. Он дал теоретическое обоснование преимуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.

А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, «совершенной» конкуренции.

Родоначальник и главный представитель французской экономической мысли Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но в условиях денежного обращения это не нашло подтверждения, так как выдвинутый принцип может быть верен только для бартерной торговли.

Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического направления, отстаивали традиционные ценности капиталистической экономики, также отдавая предпочтение экономической свободе, частной инициативе, частному предпринимательству и невмешательству государства в рыночную систему. Они пытались доказать, что «закон рынка» обеспечивает равенство объемов предложения и спроса, полную занятость рабочей силы, а уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инвестиций, делает выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. И все это предотвращает экономические кризисы.

Однако все эти теоретические утверждения опроверг экономический кризис 1929-1933 годов. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое функционирование экономики, прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кризисов и безработицы.

Подлинно революционный переворот в экономической теории в 30-е годы ХХ века вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства.

Д. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.

Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ставило на первый план принцип целенаправленного регулирования экономики.

В качестве основовополагающего принципа Д. Кейнс выдвигал также принцип «эффективного спроса», т.е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов, населения и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. Государство, воздействуя на повышение уровня занятости, снижение цены кредита, используя государственные закупки, осуществляя расходы на социальные цели, должно тем самым стимулировать совокупный спрос.

Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликационный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следовательно, и дохода общества и, соответственно, повышению потребительского спроса.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики – социально ориентированная экономика.

Основными отличительными чертами социально-ориентированной экономики являются:

5. плюрализм форм собственности;

6. необходимость государственного сектора экономики;

7. удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребностей всего населения путем перераспределения доходов;

8. наличие среднего класса (70-80 %), обеспечивающего социальную стабильность общества.

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подрывает материальную основу и заинтересованность товаропроизводителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денежной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ведет к весьма парадоксальной ситуации – сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.

Все это вызвало появление новых антикейнсианских направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги – это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.

Все три школы были основаны на необходимости возрождения рыночного саморегулирования и стимулирования частного предпринимательства.

Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило определенный временный успех, проявившийся в ускорении экономического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета.

Но мировой кризис конца 70-х – начала 80-х годов опять поставил вопрос: какой механизм лучше – государственный или рыночный? Это противопоставление преодолевается школой П. Самуэльсона, школой «великого неоклассического синтеза», получившей название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия рынка, и государства.

В конце ХХ века обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий ее функционирования.

Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.

1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики

Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику, и административно-командная система.

Отличительными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Но если в экономике свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

Эволюция данного типа хозяйства позволяет говорить о многообразии моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной и той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе. Так, например, можно выделить модели рыночной экономики – США, Франции, Англии, Японии и др., которые существенно отличаются друг от друга: по сферам действия рынка и государства, по формам и методам государственного регулирования экономики и т.д.

Сегодня выделяют следующие модели рыночной экономики:

9. саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

10. западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

11. социально-ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;

12. скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

13. патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.

Рассмотрим несколько примеров. Модель рыночной экономики США – это вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Сфера рынка преобладает над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределения богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, структуры национального продукта.

В 80-гг. Около 4/5 валового национального продукта в США обеспечивалось рыночной системой, и лишь 1/5 производилась под контролем государства. При этом регулирующее воздействие государство осуществляло в основном экономическими методами. Однако при свободе предпринимательства в США государство заказывает научную и военную продукцию, закупает около 30% продукции частных фирм.

Максимально допустимое государственное вмешательство можно наблюдать, например, в Швеции, в Австрии, Германии, Японии. В моделях рыночной экономики этих стран государство обеспечивает условия для эффективного хозяйствования, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений. Однако и эти модели имеют существенные различия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Государство решает проблемы обеспечения высокого уровня жизни населения, а производством занимаются частные предприятия. Не вмешиваясь в дела фирм, государство активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное развитие – для всех. В стране высокий уровень занятости населения, расходы бюджетв составляют 60-70 % ВВП (инвестиции. Здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.).

Модель социального рыночного хозяйства ФРГ сформировалась в послевоенной германии в результате хозяйственной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. Социальное рыночное хозяйство он определял как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности». При этом государство активно формирует среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности. На социальные нужды направляются третья часть государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает гражданам на образование, квартплату, детей. Человек защищен на все случаи жизни: страхование пенсионное, по безработице, по болезни, от несчастного случая. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат.

В Японии сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.

Но, характеризуя современные рыночные модели, следует отметить, что все они являются моделями более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкуренции: это модели организованного рынка, они развиваются и функционируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

Характерными чертами административно-командной модели экономики, примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра; полный контроль государства за производством и распределением, жесткая централизация в распределении всех видов ресурсов, капитальных вложений; преобладание административно-распорядительных методов в управлении.

Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики - предприятий и организаций, предприимчивость работников и их заинтересованность в результатах труда и в итоге привела к глубокому застою, а в последствии и кризису экономики. Успешно функционировавшая в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-административная система оказалась несостоятельной в мирной жизни при поступательном развитии общества. Перед постсоциалистическими государствами встала задача реформирования их экономических систем.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах. Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии А.Смитом в его главном научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»(в принятом сокращении – «Богатство народов»), вышедшем в свет в 1776 году. Из последующих научных экономических систем следует, прежде всего, выделить системы, созданные, Д.Рикардо (1817 г.), Ф,Листом (1841 г.), Дж.С.Миллем (1848г.), К.Марксом (1867г.), К.Менгером (1871г.), А.Маршаллом (1890г.), Дж.Кейнсом (1936г.), П.Самуэльсоном (1951г.)

Современная рыночная экономика (современный капитализм). По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг. Обеспечивая их большое соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей, Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственой деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. Полное огосударствление хозяйства вызывает монополизацию производства и сбыта продукции, что порождает дефицит реально необходимой продукции.

В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мирововм рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего около 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста- предпринимателя, но и наемного работника.

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения передаются гласности и координируются. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает свободу передвижения в пределах рынка труда.

Механизмом решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе является их опосредованное решение через цены и рынок.. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту.

Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административной и партийной ответственности.

Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату – производители могут работать, не взирая на качество продукции.

В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют мотивирующую роль, способствующую наиболее эффективному распределению ресурсов.

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу отсутствия серьезной зависимости ее от качества и количества производимой продукции.

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях дешевого кредитования (до 3% годовых), списывания долгов нерентабельным предприятиям об эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене (вследствие их высокой доли в объеме ВВП), а, следовательно, расточительно используются.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы. Инвестиции и землю вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В результате убыточные предприятия - на дотации, прибыльные – переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике.

1.4. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой

Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. На примере этой страны рассмотрим историю его развития и проследим объективную необходимость вмешательства государства в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов для поддержания главной движущей силы

рынка - конкуренции.

К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконных методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, велся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т.д.

Наиболее злоупотребляли своим особым положением железнодорожный транспорт, тресты, контролирующие производство горючего, сахара. Так, например, устанавливались соглашения между транспортными группировками и крупными грузоотправителями, между грузоотправителями и местными властями на услуги железнодорожного транспорта, их объемы, тарифы. Железнодорожные компании-монополисты взвинчивали цены на одних маршрутах и за счет получаемых прибылей сбивали цены на конкурирующих.

Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Система общего права в США была не способна охватить противоконкурентное поведение и злоупотребления на рынке. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году.

Закон Шермана, по оценке самого автора, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель - прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком. Эти запрещения в равной степени касались коллективных и односторонних действий, которые могли про-

являться в монополизации торговли и коммерции, незаконных соглашениях, объединениях, тайных сговорах или иных действиях, направленных на ограничение торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами. Согласно закону, все перечисленные действия - уголовное преступление против федерального правительства, а иски в суды могут предъявлять все, пострадавшие от деятельности монополий, а также - Министерство юстиции. К нарушителям закона по решению суда применялись меры от возмещения причиненного ущерба, штрафа до тюремного заключения и ликвидации компании.

Но принятие закона Шермана не решало ряда вопросов (например, четко не разграничивались законные и незаконные действия, не была определена роль правительственных органов в сфере антимонопольного регулирования), требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов.

В 1914 г. Конгресс США принят закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными. К ним относились ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты, которые были причинами ослабления конкуренции. Закон Клейтона объявлял некоторые виды деятельности противозаконными, но не являющимися уголовными преступлениями.

Принятие закона Клейтона позволило антимонопольным органам США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том

числе реформирования компаний.

В 1914 г. Конгрессом США был принят еще один очень важный закон - «О федеральной торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Созданный на основе этого закона орган - Федеральная торговая комиссия - наделялся широкими правами и был уполномочен:

• издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания;

• осуществлять контроль за деятельностью любой компании и при необходимости расследовать ее действия.

Закон Робинсона - Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли - так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различным группам потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.

В 1938 г. была принята поправка Уилера - Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии». Она расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

В 1950 г. в закон Клейтона была внесена важная поправка, ограничившая горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка Селлера - Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название закона Селлера - Кефовера.

Антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

• против действий, противозаконных по своей сути;

• и против действий, законность которых определяется правилом разумности.

В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

• горизонтальное фиксирование цен;

• горизонтальный сговор о доле рынка;

• групповой бойкот (согласованный отказ торговать);

• договоренность о взаимных продажах и закупках;

• связанные продажи (продажа только в ассортименте,

установленном поставщиком).

По второму направлению, согласно правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать как анти-, так и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей.

В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение. К подобным действиям и соглашениям относятся:

• поддержание перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);

• отказ в поставках со стороны отдельной фирмы;

• исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается продукцией лишь одним производителем и обязуется не заключать контракты с другими производителями);

• исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-производитель, заключившая сделки с несколькими дилерами, может договориться о закреплении за каждым из них определенного территориального рынка).

Объектом особого регулирования в США являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качествен-

ные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х - начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.

Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развертывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учетом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи с образованием общеевропейского рынка. В антиконкурентной деятельности предприятий европейских стран четко выражены два направления:

первое - организационно-хозяйственная деятельность по созданию монополистических объединений на основе договора, предполагающая коллективную антиконкурентную практику (разделы рынков, организационные соглашения, слияния и т.д.);

второе - оперативно-хозяйственная деятельность, использующая преимущественное положение на рынке для получения выгоды.

Особое, доминирующее положение на рынке отдельных предприятий или группы предприятий в европейских странах рассматривается как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышенного внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается

контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т.е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.

Общеевропейское антимонопольное регулирование основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование деятельности монополий.

Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение может отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ - первому, во Франции - второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.

Общеевропейское антимонопольное право, по сравнению с национальными, отличается более мягкими нормами. Оно направлено против злоупотреблений, способных повлиять на эффективность торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Европейское право содержит понятие «эффективная конкуренция», т.е. конкуренция, способствующая структурной перестройке национальных экономик с целью создания экономического единства. Национальное и общеевропейское право способствуют укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.

Антимонопольное регулирование в восточноевропейских странах стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии - Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР - Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:

• ликвидацию монопольного положения отдельных производителей на рынке;

• ограничение и пресечение монополистической деятельности.

Целью антимонопольного регулирования в восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений.

Законодательные акты восточноевропейских стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены

положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества.

2. Особенности моделей государственного регулирования экономики в зарубежных странах

2..1. Особенности модели государственного регулирования экономики во Франции.

Из всех западноевропейских стран наиболее развито государственное регулирование экономики во Франции. Важнейшей формой его проявления является планирование.

Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру.

Государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и другими методами.

Управление ценами государство осуществляет с учетом трех факторов: динамики инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости товаров и услуг.

Государство регулирует цены на товары и услуги, которые производятся монопольными продавцами или когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов.

Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики занимает налоговая система. Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.)

Налоговая политика по Франции учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу и прочие факторы.

Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении создания малых предприятий.

Большинство малых предприятий в силу инновационного характера своей деятельности работают в режиме повышенного риска. Мировая практика свидетельствует, что до 90 % вновь образованных малых предприятий “прогорают” в течение первых пяти лет. Поэтому для ускоренного развития малых форм бизнеса требуется экономическая помощь со стороны государства.

Основными формами государственного содействия малому бизнесу во Франции являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов, предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование кредитов, обеспечение коммерческой информацией, установление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства, выделение специалистов для координации деятельнорсти малых предприятий, повышение квалификации управленческого персонала.

Анализ и обобщение опыта государственного регулирования экономики во Франции позволяет сделать вывод, что отдельные из используемых там экономических инструментов целесообразно использовать в нашей стране. Это прежде всего подходы в планировании. Механизмы стимулирования развития малых предприятий, контроля за ценами.

Экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли.

Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги.

Как считают некоторые французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации, а также контроль над ценами делает рынок негибким.

Контроль над ценами может привести к переливу капиталов в другие страны, где существует возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.

Любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Так, блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства.

Исключение из сврбодного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт). Вмешательство администрации в процесс формирования цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резких нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения.

В стране законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Также должна быть обеспечена достоверная информация о продаваемых товарах.

Либерализация цен не означает полного невмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на микро-уровне к системе глобального регулирования для экономики Франции означает только изменение формы вмешательства (т.е. переход от жесткого “дирижизма” к методам косвенного воздействия на рынок и цены).

Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных регулирующих органов. До 1986 года в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 года он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела, органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции.

Совет по конкуренции может применять следующие санкции:

1. предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока;

2. наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия-нарушителя.

Финансовую политику Франции следует рассматривать в неразрывной связи с ее экономикой. Современная французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. На рубеже ХХ и ХХI вв. Франция занимала среди ведущих стран запада 5-ое место в мире по душевому ВВП, 5-ое по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-ое по доле в мировом экспорте. Эти цифры особенно впечатляют при сопоставлении с показателями начала века. Те отражали совершенно иную ориентацию экономики: стремление капитала к возрастанию непроизводительным путем, невысокую концентрацию национального производства и его малые масштабы по сравнению с величиной государственного долга. Промышленность заметно отставала по уровню развития и по весу в хозяйстве и от зарубежных соперников и от национальной финансово-кредитной сферы. Вследствие недостаточной индустриализации Франция оказалась предпоследней среди развитых стран по динамике роста в 1870-1913 гг. Она пребывала в конце списка также и по производительности труда, норме накопления, по доле промышленности в ВВП.

Лишь к 20-м годам, с падением мирового спроса на ссудный капитал и, следовательно, со значительным сокращением объемов внешних ссудных операций во Франции активизировался поиск внутренних источников роста. Однотипные страны активно наращивали промышленное производство. Франция не осталась в стороне от этого процесса. К уже существовавшим угледобыче, черной металлургии, машиностроению, химии постепенно добавлялись такие суперсовременные тогда отрасли, как цветная металлургия, автомобиле- и самолетостроение и др. Ускорилось промышленное освоение колоний. И все же французская промышленность отставала от немецкой и английской.

После Второй мировой войны стало окончательно ясно, что возврата к ростовщическому и колониальному прошлому не будет. Обескровленная войной Франция превратилась из мирового банкира в страну-должника. В начале 60-х годов, в момент развертывания НТР и западноевропейской интеграции, она полностью потеряла зарубежные владения. Необходим был новый источник роста, каковым в новых мирохозяйственных условиях могла быть только промышленность. Это требовало срочной коренной структурной перестройки – преодоления отставания промышленного сектора, в частности тяжелой индустрии.

Задачи эти в основном были решены в третьей четверти ХХ в. На исторически короткий срок с момента послевоенного восстановления до первого энергокризиса (1949-1973 гг.) приходятся те основные преобразования, которые произошли во французской экономике за столетие. Это – существенное расширение притока ресурсов в промышленность, увеличение выпуска ее продукции, постепенная перестройка структуры в направлении повышения доли более современных отраслей и сопутствовавшая им активизация экспорта. Все это обусловило модернизацию структур ВВП по производству (повышение доли промышленности) и по потреблению (рост нормы накопления).

В начале 1950 г. разрыв в величине абсолютных показателей производительности между США и Францией был двукратным, а в 1973 году составил всего 37%. Скачок производительности обеспечил существенное увеличение динамики и эффективности роста. Темпы ВВП составили в 1950-1973 гг. 5,2%, что превышало аналогичные цифры по Западной Европе. За счет прироста производительности обеспечивалось 90-96% прироста ВВП.

Однако и в эти годы Франция уступала Германии и Японии по динамике промышленности и экономики, по масштабам и глубине происходивших в них изменений. В начале 70-х годов страна невыгодно отличалась от основных конкурентов более низким уровнем концентрации, завышенным удельным весом аграрного сектора в ресурсах, производстве, экспорте, относительной структурной слабостью промышленности и промышленного экспорта с их повышенным значением легких и материало-производящих отраслей. Следствием этих факторов стала недостаточная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, что в макроэкономическом плане выливалось в долгосрочное неравновесие торгового баланса, слабость национальной валюты, хроническую инфляцию. На микроуровне наблюдалось заметное повышение банковской задолженности компаний.

Указанные диспропорции в полной мере проявились со скачком цен на энергоносители и резким падением мирового спроса в первой половине 70-х годов. Некоторые диспропорции (структурная слабость промышленности, завышенные трудозатраты) были острее, чем в ряде других стран. Не были согласованы действия основных воспроизводственных агентов. Каждый из них решал собственные задачи и, действовал собственными методами, которые зачастую противоречили друг другу, тормозя общий ход развития.

На макроуровне в это время решались исключительно проблемы поддержания докризисных динамики потребления и уровня занятости, что в условиях низких темпов роста способствовало дальнейшему повышению удельных трудозатрат.

Путь к решению важнейших макрозадач пролегал через быструю перестройку структуры промышленного производства и экспорта, что, в свою очередь требовало скорейшего повышения рентабельности компаний.

Но после 1986 года положение стало постепенно улучшаться. Возрос мировой спрос, а мировые цены на энергоносители снизились. Предприятия начали постепенно ликвидировать задолженность, капиталовложения и экспорт пошли вверх. Ускорился экономический рост, ставший к тому же менее материалоемким.

В 1991-1995 гг. Внутренний спрос держался на государственном потреблении и даже неплохая динамика экспорта не могла обеспечить ежегодного прироста ВВП больше, чем на 1,1%.

После снижения процентных ставок в 1996 году наметилось постепенное оживление, перешедшее в 1997 году в подъем, который (при кратковременных и несущественных периодических ухудшениях конъюнктуры) продолжается и в настоящее время.

Возросла производительность труда. По ее абсолютному показателю Франция вышла к концу столетия на одно из первых мест в мире, обогнав США (сыграло роль отсутствие прироста занятости в течение ряда лет, в то время как в США занятость роста быстро). Длительно низкая инвестиционная активность обеспечила снижение капиталоемкости экономического роста, причем при возобновлении инвестиционного процесса основное внимание стало уделяться вложениям в машины и оборудование. Поддержанию материалоемкости на невысоком уровне способствовало сохранение низких цен на сырье почти до конца столетия и общее снижение энергопотребления.

Доля промышленности в занятости, инвестициях, ВВП сейчас полностью соответствует аналогичным показателям других развитых стран. Модернизирована структура промышленности и экспорта, где существенно снизились удельные веса аграрной продукции и полуфабрикатов при одновременном повышении высокотехнологичной продукции. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на внутреннем и мировом рынках зависит в основном от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении (налоги).

Суть государственной экономической политики дирижизма состоит в том, что государство подходило к бизнесу не как к важнейшему агенту воспроизводства, а как к инструменту, который надо заставить действовать в определенных направлениях и тем самым добиться решения основных макрозадач. Главной задачей экономической политики были индустриализация и повышение темпов роста с целью удержания за Францией статуса великой державы. И государство эту задачу решило. Национализация превратила ведущие промышленные компании в монстров, защищенных от внешней конкуренции протекционистским зонтиком, от внутренней - позицией национальных монополий, бесконтрольно черпающих из бюджета, не реагирующих ни на уровень издержек, ни на изменения спроса. Открытие экономики при вступлении в Общий рынок выявило неконкурентоспособность государственных компаний.

С трудом мог бороться с конкурентами и частный бизнес с его низким уровнем концентрации. Бизнес отреагировал на столкновение с агрессивной внешней средой усилением концентрации и увеличением инвестиций. Окрепнув таким образом, промышленные предприниматели стали бороться за право принятия и реализации экономических решений в собственных компаниях. Государство по сути согласилось с тем, что самостоятельная производственная деятельность предпринимателей способна обеспечить решение макропроблем. Это означало переход от дирижистского механизма к стандартной экономической политике кейнсианского типа.

Государство прекратило неограниченное накачивание финансовых ресурсов национализированных компаний из бюджетных средств. Одновременно оно решило модернизировать структуру промышленности путем стимулирования компаний вне зависимости от формы собственности. Тем самым оно впервые протянуло руку помощи крупному частному бизнесу. Стимулирование осуществилось путем поддержки «крупных проектов» (аэробус, аэрокосмичекие программы) и путем создания и поддержки «национальных чемпионов» на самых современных направлениях производства - телекоммуникационное оборудование, автомобилестроение, самолетостроение, военное и гражданское электротехническое и электронное оборудование, включая бытовое. Государство активно поддерживало НИОКР, вплоть до прямого финансирования исследований государственных и частных компаний. Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования народнохозяйственных пропорций в средство поддержки бизнеса. Центральным элементом планов становились отраслевые программы развития, через которые финансировались новейшие производства и оказывалась помощь «больным» отраслям промышленности.

В целом бизнес продемонтстрировал способность активно расти, быстро и самостоятельно справляться с решением многих макрозадач.

Правительству удалось добиться финансового оздоровления и технической модернизации государственных компаний благодаря огромным бюджетным вливаниям. Разработчики экономического курса не учли ни возможностей национального бюджета, ни степени открытости экономики, ни возросшей мощи бизнеса и его способности сопротивляться ограничивающим его свободу новациям.

В плане экономического развития указывалось, что инструментом восстановления экономики является предприятие, вне зависимости от формы собственности.

Социалисты были вынуждены выдвинуть туже микроэкономическую цель, что и правые - повысить прибыльность компаний. К 1986 году к власти вернулись сторонники минимизации государственного вмешательства, опять попытавшиеся развернуть экономику лицом к рынку. Они отменили или существенно снизили неблагоприятные для крупного капитала налоги и «освободили» цены. Была свернута политика крупных проектов и «национальных чемпионов». Произошло дерегулирование валютной сферы - отмена контроля над валютными операциями, над движением капиталов, снятие ограничений с межбанковского, биржевого и ипотечного рынков и т.д.

Правые приняли программу широкой денационализации. Она предусматривала разгосударствление не только подавляющего большинства компаний, национализированных в 80-е годы, но и ряда предприятий, ставших таковыми еще в 40-е годы. К тому же все государственные предприятия (за исключением естественных монополий) были переведены на независимое об бюджета функционирование и начали действовать в жестких условиях мирового рынка, открытости для международной конкуренции.

В стране еще сохраняется крупная государственная собственность, которая распродается по мере необходимости ликвидации бюджетных дефицитов. Государство продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на 80% аграрной продукции и т.п. Деятельность бизнеса по-прежнему донельзя зарегулирована и регламентирована. Но государственные предприятия продолжают работать как обычные участники рынка, и среди их акционеров - крупнейшие зарубежные компании, с которыми государство вынуждено считаться. Дали свои результаты меры по борьбе с безработицей, способствовавшие (через рост занятости на 1млн. за три года) ускорению динамики всех элементов внутреннего спроса. Одновременно возросла гибкость рынка труда, что стало важным фактором увеличения конкурентоспособности французской промышленности и расширения экспорта.

Хозяйственное развитие до 2015 года по всей вероятности, будет соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. В частности, среднегодовые темпы роста за этот период должны колебаться у Франции как минимум в пределах 2,4-2,6%. Для обеспечения необходимых темпов роста Франции нужно сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта и внутреннего спроса (прежде всего личного потребления и инвестиций). Это ставит перед страной задачу более активной адаптации к мировому спросу, в котором, очевидно, усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока же здесь Франция отстает. В национальном экспорте на долю машин и оборудования приходится всего около 48%, что заметно меньше, чем, например, у США или ФРГ.

Более адекватной современному этапу должна стать банковская система, которой еще присуще отсутствие тесной связи между финансистами и промышленниками, характерной например, для Германии.

Огромное значение имеет регулирование рынка труда. Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет рассасываться, как в США, то есть путем повышения занятости по крайней мере в частном секторе сферы услуг. Это будет способствовать сохранению на высоком уровне личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и психологических компонентов, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего спроса.

2.2. Особенности модели государственного регулирования экономики в США.

Доход среднестатистической семьи в США составил в 1999 году 47500 американских долларов (2;1172). В Канаде годовой доход семьи составил 54583 канадских долларов, что в переводе на американские доллары составляет 43666, согласно паритету покупательской способности. В обеих странах женщины занятые полный рабочий день, зарабатывают на 27% меньше, чем мужчины. В США доход на душу населения значительно различается в разных национальных группах. Доход варьировал от 24400 (около 2000USD/мес.) американских долларов для белого населения до 19000 для азиатов и 13000 для чернокожего населения.

США и Канада привлекают квалифицированных иммигрантов. Средняя продолжительность жизни в США 78 лет (мужчины) и 81 год (женщины). В Японии средняя продолжительность жизни мужчин 77,6 лет, женщин – 84,6 лет (эти значения самые высокие в мире). Страна быстро “стареет”, и структура населения становится одной из самых старых во всем мире.

Система государственного регулирования экономики в США состоит из многих звеньев:

1) регулирующий механизм федерального правительства;

2) механизм штатов и местных органов власти;

3) государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

4) аппарат административно-правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддерживанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого оказывается финансовая помощь ученым, инженерам, наращиваются расходы в области новейших технологий.

Правительство содействует в распространении в стране технических знаний и новой техники. Делается упор на малые предприятия, которых в США насчитывается порядка 350 тысяч. Многие ученые США утверждают, что целесообразно поддерживать организации, которые заняты поиском новых идей, поскольку именно прорывы в технологии, новые изобретения и открытия способны вызвать подъем в экономике.

Изменение системы налогообложения в США направлено на стимулирование частных капиталов в сферу НИОКР и на переоснащение промышленных предприятий.

Налоговая система США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). На всех уровнях взимаются: индивидуальный подоходный налоги, налог с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: