Виды психических функций

  1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
  2. Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
  3. Имажинитивные действия (от лат. imago – "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
  4. Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
  5. Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
  6. Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
  7. Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, – целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия – основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.

Таблица профессионально важных качеств

Название ПВК Типы психограмм выражение ПВК в баллах от 1 до 3
Организатор досуга Парикмахер-визажист Дизайнер интерьера Модельер конструктор одежды
1. Зрительное восприятие (действия восприятия)        
2. Слуховое восприятие (действия восприятия)        
3. Память (мнемические действия)        
4. Внимательность (действия внешнего контроля)        
5. Воображение (имажинитивные действия)        
6. Технический интеллект (логические действия)        
7. Словесно-логический интеллект (логические действия)        
8. Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)        
9. Устная речь (интерперсональные действия)        
10. Общительность (интерперсональные действия)        
11. Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)        
12. Психомоторика (двигательные действия)        

Построение психограммы

1. используя электронные таблицы, например, Microsoft Excel, внести данные психограммы выбранной профессии (3 балла – высоко развиты способности; 2 балла – средне развиты способности; 1 балл – ниже среднего развитие способностей.)

2. Внести данные уровня развития своих способностей.

3. Продолжить действия по созданию диаграммы, используя Мастер диаграмм.


Профессиональная пригодность личности и ее диагностика.

К основным методам диагностики профпригодности специалистов можно отнести ряд методов. Рассмотрим их. Первый метод ограничивается определением профпригодности, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.

Обоснованному профессиональному отбору должны предшествовать: 1) профессиографические исследования;

2) определение списка ПВК, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке (психограмма);

3) разработка методик и организационных процедур определения профпригодности претендентов при отборе в процессе найма;

4) организация специального кабинета и подготовка специалистов для проведения профотбора.

Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии. Профессиограмма как конечный результат профессиографического исследования содержит список ПВК и требований, которыми должен обладать работник для успешного выполнения данного вида работ и степени их выраженности.

В психологии труда личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются и оцениваются по критерию важности для определенной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается список профессиональных качеств, которые относятся к категорий важных.

Проведенные исследования позволяют выделить и рекомендовать четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности. К группам профессиональных качеств относятся:

а) Профессиональные знания:

- общие профессиональные знания;

- знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;

- знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

б) Деловые качества:

- дисциплинированность, ответственность;

- честность, добросовестность;

- компетентность; инициативность;

- целеустремленность, настойчивость;

- самостоятельность, решительность.

в) Индивидуально-психологические и личностные качества:

- мотивационная направленность;

- уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;

- внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);

- память (долговременная, оперативная);

- мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);

- гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).

г) Психофизиологические качества:

- выносливость, работоспособность;

- острота зрения; глазомер;

- цветовосприятие;

- острота слуха;

- дифференциация звука;

- дифференциация запаха;

- простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).

Приведенный список ПВК является ориентировочным.

При проведении профессиографических исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или при необходимости специально формируется новый перечень качеств. [19. C. 76.]

В приложении 7 представлены общие данные по приведенному списку ПВК и рекомендуемым методикам их оценки.

Для оценки ПВК качеств рекомендуются следующие методы: экзамен, экспертные оценки, ситуативные методы, психологическое тестирование, инструментальные измерения.

Экзамен - метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений, навыков путем устного или письменного испытания по тест-заданиям, составленным по стандартной форме.

Экспертные оценки - метод, основанный на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных и др. Он включает опрос, интервью, заполнение анкет, обработку и оценку результатов опроса.

Эффективность метода интервью оценки персонала, очень сильно зависит от содержания, техники проведения и уровня подготовки человека, который интервью проводит. На практике обычно применяется так называемое полуструктурированное интервью: основные темы и часть вопросов интервью определяются заранее, при подготовке плана интервью в соответствии с целями, ради которых интервью проводится.

С точки зрения целей, можно выделить два вида интервью:

1) интервью для оценки кандидатов при приеме на работу (включает в себя обычно следующие основные диагностические темы: происхождение, образование, профессиональная карьера, самооценка, цели и планы на будущее, особые интересы и т.п.);

Кроме решения задач диагностики в рамках интервью кандидату приходится сообщать интересующую его информацию о предприятии и о вакансии, т. е. даются ответы на естественные вопросы кандидата. Эта информация, естественно, согласовывается с руководством, а специфика интереса к ней кандидата является дополнительной диагностической информацией. Структура интервью задаёт и определённый порядок перехода от темы к теме. Можно выделить основные фазы интервью.

Интервью дает не только словесный диагностический материал, но и возможность наблюдать поведение в ситуации интервью, т. е. интерес представляет не только то, что говорит кандидат, но и как он говорит и как ведет себя.

2) интервью для оценки персонала в рамках программ развития персонала. При оценке действующего менеджерского персонала тематика интервью меняется. Анализ жизненного пути основательно делается один раз, данные сохраняются, и в последующих периодических интервью жизнеописание только пополняется данными о новых событиях.

Ситуативные методы диагностики основаны на наблюдении за поведением испытуемых в инсценированных (симулированных) ситуациях. Каждый из этих методов включает в себя две части; провоцируемую ситуацию и технику наблюдения. По содержанию ситуацийможно выделить следующие наиболее часто используемые разновидности ситуативных методов: «почтовая корзина», доклады и презентации, ролевые игры, групповые дискуссии, анализ случаев («кейс-метод»), игры на планирование, сценарный метод (Приложение 8).

Методы выбираются по результатам предварительного анализа деятельности, чтобы в провоцируемых с их помощью ситуациях существовала возможность и необходимость проявления требуемых профессионально важных качеств менеджера. Создаваемыми ситуациями управляет специально подготовленный модератор, наблюдение ведут обученные.

Психологическое тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определенную шкалу значений. Он включает набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов.

Использование тестов удобно в силу высокого уровня их методической разработанности. Для каждого в зависимости от исследования, от задачи стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, что бы набор использованных тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности.

Набор используемых методик может включать тесты характеризующие: мотивы труда (деятельности), оценки интеллектуального развития, эмоциональной сферы, индивидуально-психологических и темпераментных качеств, качеств руководителя и психофизиологических качеств (Приложение 9).

Эффективность психодиагностической модели подтверждена на практике. Прослеженные в течении 5-20 лет судьбы людей, которым были даны рекомендации по выбору профессиональной деятельности, позволили убедиться в высокой прогностической надёжности тестов, особенно тогда когда исследования проводились специально обученным психологом [32].

Далее следует метод - инструментальные измерения, основанный на непосредственном измерении качеств или физиологических параметров с помощью аппаратных средств, описании измерений и интерпретации данных.

Оценка профессиональных знании (умений, навыков) осуществляется в виде экзамена, по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться в устной, письменной форме, а так же и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает предприятие.

Деловые качества кандидатов оцениваются экспертным путем с помощью специальных анкет. В качестве экспертов выступают лица, хорошо знающие кандидата по совместной работе, желательно по три эксперта на каждом из трех уровней: вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные.

Индивидуально-психологические, психофизиологические, личностные качества кандидатов оцениваются методом психологического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

Психологическое тестирование может проводиться как в бланковом, так и в автоматизированном варианте. Батарея тестов для психологического обследования определяется исходя из требований к уровню развития профессионально важных психологических качеств, предъявляемых конкретным рабочим местом, на которое принимается кандидат.

По результатам психологического тестирования делается заключение, которое кратко представляется в листе согласований. Заключение психолог должен делать развернутым, отразив в нем основные индивидуально-психологические особенности тестируемого, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптационного периода и т.д. (Приложение 10).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

(англ. vocational adjustment) — совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда; в понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик (габитус) человека.

Время, необходимое для формирования П. п., зависит, при прочих равных условиях, от природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных уровнях мастерства каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П. п. человека. Это означает, что формирование П. п. — всегда индивидуальный процесс, при организации которого можно создать условия для достижения лицами, вступающими на трудовой путь, более или менее разного уровня профессиональной подготовки и положительной профессиональной мотивации. Этого нельзя сказать относительно природных данных человека. Учитывая то, что на протяжении многих тысячелетий человек как биологическое существо остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны, поэтому процесс овладения профессией и сама трудовая деятельность сохраняет в большей или меньшей степени черты индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

При изучении П. п. необходимо исходить из психологических, психофизиологических, собственно мед., антропологических и др. критериев. Для установления достигнутого в каждый данный момент уровня сформированности П. п. используется разнообразный арсенал методических средств: тесты, диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты достижений), тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства м. б. результатом сочетания не одинаковых по своей функциональной природе и по психологической модальности индивидуальных особенностей.


Профессиональное становление личности.

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

  • предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;
  • подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;
  • этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
  • этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.


Профессиональное «выгорание» личности.

Понятие «выгорания» обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого его длительной включенностью в профессиональные ситуации, связанные с особыми эмоциональными нагрузками.

Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, выполняя свои обязанности, вступали в постоянные контакты с людьми, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. В силу этого сотрудникам приходилось оказывать им в том числе и психологическую поддержку – выслушивать жалобы, подбадривать и, если возможно, что-то советовать посетителям. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы столкнулось с фактами неудовлетворительной работы своих сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость.

Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса – «стресса общения», получившего название «синдром выгорания».

Синдром профессионального выгорания берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком, которому из-за специфики его работы постоянно приходится вступать в «эмоциональный» контакт с людьми, нуждающимися в его помощи, внимании, сочувствии, заботе и т. д. В потенциальную «группу риска» лиц, сталкивающихся с такими проблемами, попадают, прежде всего, медицинские работники (врачи, медсестры), психологи и психотерапевты, социальные работники и педагоги.

Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению автора учения о стрессе Г. Селье), даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры. Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований к профессионалу, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса.

Эмоциональные перегрузки порождают ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов, чувство беспомощности, безнадежности, могут возникать эмоциональные срывы или, напротив, «приглушенность», «притупленность» эмоций, когда человек не в силах эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны были бы его трогать. Профессиональное выгорание может проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с ними могут становиться более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные установки по отношению к тем, на кого профессиональная деятельность направлена (пациенты, ученики и т. д.), могут иметь скрытый характер, часто неосознаваемый даже самим человеком или вытесняемый им; постепенно они начинают проявляться во внутреннем раздражении, подавляемом чувстве неприязни, а впоследствии – в эмоциональных вспышках, прорывающемся раздражении, несдержанности или даже агрессивности. Важное проявление синдрома выгорания – это постепенное нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, а, возможно, и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.

Говоря о факторах, определяющих возникновение и развитие синдрома профессионального выгорания, исследователи называют в качестве одного из главных взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных учреждениях и службах, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат: они имеют дело с проблемами людей, ожидающих от них помощи, понимания, участия, чувствуют ответственность за свою способность или неспособность помочь им. Особенно тяжело переносятся ситуации, когда, несмотря на все усилия, результат не достигается; в этих случаях нередко возникают чувства неудачи, неэффективности, беспомощности, сопутствующая им фрустрация, а иногда и гнев.

Другие факторы, способствующие возникновению выгорания или усиливающие его развитие, может содержать в себе сама рабочая ситуация. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки – слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок работники могут начать неосознанно стремиться к их уменьшению через меньшее личностное вовлечение во взаимодействие, использование более безличных и формальных методов и процедур работы; тем самым они снижают «эмоциональность» своей работы. Еще один важный момент – это возможность влияния человека на процесс работы и принятие решений: если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального стресса увеличивается. Ролевая неопределенность – в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность – как противоречие разных ролей, также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию. Особое место в рабочей ситуации занимают контакты с коллегами и руководством. Поскольку в основе профессионального выгорания лежат проблемы общения, взаимодействие с ними может стать дополнительным источником эмоционального стресса.

Меньшая определенность существует в ответах на вопрос о том, какие особенности людей способствуют развитию профессионального выгорания. Очевидно, однако, что многие из тех, кто выбирает профессию врача или медсестры, учителя или психолога, по мнению специалистов, имеют определенные личные склонности, побудившие их выбрать именно эту деятельность и ориентирующие их на помощь другим, принятие на себя ответственности, заботу о других, на идеалы служения людям и т. д. В силу этого они имеют определенные, и нередко завышенные, ожидания относительно своей деятельности и тех «личностных наград» (ощущения своей нужности, значимости, отдачи от работы и т. д.), которые она может дать. Это, по мнению специалистов, может являться потенциальным источником и «предшественником» выгорания: если человеку эти потребности присущи (в психологии их иногда называют «метамотивацией» – посвящение себя чему-то «вне себя») и они не удовлетворяются, он может испытывать болезненные переживания, вплоть до ощущения бессмысленности или бесцельности своей жизни. Большое значение, однако, имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные и трудные ситуации.

В сущности, происхождение выгорания, видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений и профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится. По выражению американской исследовательницы синдрома выгорания К. Маслак, если все знание относительно того, что ведет к выгоранию, и того, что может ему препятствовать, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Нарушение этого «баланса» – как в профессиональной, так и в личной жизни – ведет к разрушению.

Перечисленные проблемы позволяют осознать значимость практической психологической помощи, направленной на предупреждение развития синдрома выгорания и снижение остроты его проявлений. Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.
Подробнее: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl156.shtm


Понятие системы «человек-машина» (СЧМ) и процессии ее функционирования.

СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности. В литературе в качестве синонима СЧМ употребляют понятия «антропотехническая система», «эргатическая система», «эрготехническая система», «система «человек—техника», «система «оператор—машина» и др. Однако наиболее употребительным является термин «СЧМ». В ряде случаев употребляют термин «система «человек—машина—среда», однако в этом нет особой необходимости, поскольку любая СЧМ функционирует в условиях окружающей среды и ее учет всегда необходим при изучении СЧМ. На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков: 1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские; 2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими; 3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами; 4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются: 1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей; 2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий; 3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями; 4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.


Структурная схема СЧМ. Функции человека-оператора.

Система «человек-машина» (СЧМ) представляет собой единое целое, где тесно связаны машинное и человеческое (человек-оператор) звенья. Любая СЧМ предназначена для реализации одной или нескольких целых функций по преобразованию управляемого объема (УО), на который направлено воздействие всей системы.

В инженерной психологии все то, что находится в СЧМ между человеком и управляемым объектом, называется условно машиной. Машина есть орудие труда человека-оператора. Сам он является субъектом труда.

От машины оператор получает осведомительную информацию о состоянии УО. На основании переработки этой информации в соответствии с определенными правилами (алгоритмом) оператор вырабатывает командную информацию, которая вводится в машину и затем, после определенного преобразования в ней, воздействует на УО.

Из рассмотренного видно, что человек-оператор воздействует на УО не непосредственно, а только через машину, находясь с ней в прямой функциональной связи и образуя замкнутый контур для потока информации. Кроме того, оператор осуществляет, как правило, обмен информацией не только с машиной, но и с командным звеном. Указания и команды, поступающие от этого звена, можно рассматривать как частный случай внешних воздействий.

Яндекс.Директ Услуги ликвидации компаний Ликвидация ООО. Выезд к клиентам. Доверьтесь профессионалам!Адрес и телефон kobos.by

Информационная модель должна полноценно отображать управляемый объект как с точки зрения соответствия ее реальности, возможностям оператора по приему и переработке информации, так и с точки зрения соответствия эмоционально-волевой сфере оператора.

На основе воспринятого состояния информационной модели к центральной нервной системе формируется внутренний оперативный образ УО, или иными словами - концептуальная модель. В содержание концептуальной модели, кроме рассмотренного, входит общее представление о решаемой задаче, мотивы, знание и ощущение последствий правильного и ошибочного действий, готовность к маловероятным исходам и т.д. Эта модель сравнивается с некоторыми эталонами, хранящимися в памяти оператора и отражающими требуемое состояние УО. В результате сравнения оператор принимает решение по управлению УО. Это решение передается эффекторам (органам движения или речи) и с их помощью осуществляется воздействие на органы управления машины, т.е. происходит ввод в нее командной информации.

Полученные данные перерабатываются в информационно-логическом и вычислительном устройстве, которое и осуществляет необходимое преобразование УО. На этом заканчивается один из циклов управления. Циклы управления могут следовать один за другим либо быть частично совмещенными во времени. Это происходит в случае, если УО вновь меняет свое состояние до поступления командных воздействий, вызванных предыдущим изменением его состояния. При этом у оператора образуется очередь на обслуживание поступивших требований по управлению состоянием УО.

Таким образом, деятельность оператора в общем случае состоит их трех этапов: приема информации о состоянии УО, переработки этой информации и принятия решения по управлению и реализации принятого решения. Совокупность всех этих этапов, т.е. совокупность выполняемых человеком-оператором действий, называется преобразованием информации. ФУНКЦИИ ОПЕРАТОРА

от лат. functio — исполнение...) — специфические задачи и действия человека, управляющего каким-либо объектом. Задачи оператора во многом зависят от степени автоматизации СЧМ. В системах с малой степенью автоматизации человек в основном выполняет функции регулирования, работая по жесткому, детерминированному алгоритму. В частично автоматизированных системах" функции регулирования передаются автоматическим устройствам, в силу чего возрастает значимость функций контроля состояния системы. В комплексно автоматизированных системах роль оператора как регулятора сводится к минимуму, а основными его функциями становятся контроль и оперативное управление. Рассмотренные Ф. о. носят самый общий характер. Для каждого конкретного вида деятельности они могут быть уточнены и детализированы. Так, Ф. о. в системе управления энергоблоком включают в себя: контроль и регулирование оборудования, контроль и регулирование нагрузки, контроль энергоресурсов, защита энергетической установки, измерение параметров, техническая диагностика и др. Рассматривая действия человека, обычно выделяют три функции: получение информации, принятие решения, исполнение решения. Делая акцент на функции получения информации, учитывают, что эта Ф. о. осуществляется с помощью информационных моделей. Это — т. н. наблюдательские функции, их примером является обнаружение сигнала. Рассматривая функцию принятия решения,, необходимо учитывать, что выполняемые при этом действия детерминируются и контролируются не только информационной, но прежде всего концептуальной моделью. Это — различного рода логические и эвристические функции. При выполнении функций исполнения решения центр тяжести падает на исполнительные действия. Примером такого рода Ф. о. может быть выполнение операции сложения, передача различного рода информации (напр., телеграфистом), работа на кнопочном пульте и т. п.


Основные характеристики СЧМ.

Процессы приема, переработки информации, принятия решений и выполнения оператором управляющих воздействий определенным образом соединены в целостную деятельность

Деятельность как специфическая форма отношения к окружающей среде может иметь различные проявления: предметно-практический, производственный, познавательный и управленческий Для человека объекты природы теряют свою б непосредственность и становятся предметами, и, прежде всего, средствами изготовления орудий труда, использование которых предполагает формирование цели деятельности как оскорбление нужного продукту.

Различные виды деятельности человека формируются и развиваются в процессе исторического развития общества, а форма их проявления зависит от характера общественных отношений

Операторская деятельность как особый вид деятельности сформировалась в связи с достижениями научно-технического прогресса, развитием технических систем и систем управления ими Последнее выдвигает новые требования д в человека-оператора, связанные с приемом и переработкой информации, принятием ответственных решений в ситуациях дефицита времениу.

Деятельность в инженерной психологии рассматривается как предмет объективного научного познания Она раскрывается и воспроизводится в теоретических схемах и моделях согласно методологических принципов и с зависимости от конкретных задачь.

Цель деятельности человеку-оператору задается, как правило, извне и состоит в обеспечении функционирования СЧМ (к которой он сам и принадлежит) по установленной программы для получения необходимого конечного продукта Объектом деятельности человека-оператора выступает машина зависимости от характера поставленной цели деятельность человека-опера-тора может рассматриваться на различных этапах управления объектом Для уточнения границ деятельности используют термин цикл деятельности, определяется совокупностью действий для выполнения полной трудовой задачи (например, провести поезд между двумя станциями или выдержать скорость поезд на отдельном отрезке пути) или периодом непрерывной работы (вахта, смена) Для того чтобы внешняя цель стала личностной, она должна соответствовать его потребностям Но при разделении труда оператор мож е выполнять такие функции, которые сами по себе не удовлетворяют его потребности в этих случаях человек удовлетворяет потребности только благодаря своему участию в коллективном труде Мотивы последней тесно связаны с о собистиснимы мотивами деятельности операторератора.

С возникновением цели деятельности в виде \"модели потребного будущего\" в сознании человека всегда актуализируется план действий для достижения цели Подобные планы возникают на основе опыта оператора и его экстраполяция на будущее, есть продолжение предметной деятельности во внутренней, мыслительной сфере План формируется в виде последовательных действий, направленных на достижение промежуточной цели данной деятель ностиї діяльності.

Таким образом, конечной целью любой трудовой деятельности является получение определенного результата, достижение которого идет поэтапно, через решение промежуточных задач, которые тоже могут делиться на составляющие Элемент деятельности, который обеспечивает выполнение простой промежуточной задачи, в психологии принято называть действием Саму действие тоже можно рассматривать как систему движений, организованную определенным образом Действие характеризуется знач ной динамичностью и пластичностью, которые формируются в процессе деятельности Одно и то же действие может быть выполнена различными способами Способ выполнения каждой последующей действия зависит от результатов предыдущих д й и конкретных условий деятельностиності.

Но деятельность не может быть описана как система последовательно выполненных действий Только стереотипное, доведенную до автоматизма деятельность можно условно представить как сумму последовательно выполненных действий В этом случае ва Арто вместо человека использовать автоматизированные устройстваій.

Деятельность - это сложная, многоуровневая, динамическая структура со значительными возможностями перехода от одного уровня к другому Каждый момент выполнения определенного действия характеризуется значительной степенью адекватности предмету, орудием и условиям труда за счет оперативности субъективного образа, который выступает регулятором самих действий Благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела организуются в единую систему - действиею*

Важную роль играют сигналы обратной связи, принадлежащих оперативном образу и одновременно корректируют его, обеспечивая тем самым адекватность следующих действий

В инженерной психологии современная труд рассматривается как форма функционирования систем \"человек-машина\" и определяется, во-первых, техническим уровнем орудий труда (от простых механизмов до автоматических засо обив и ЭВМ), во-вторых, - дистанционным характером управления Процесс трудовой деятельности рассматривается как циклический процесс приема, переработки и выдачи информации, а также ее контроля на основе довготр ивалих и оперативных концептуальных моделей, которые формируются на базе информационных моделей предмета, условий и процесса трудаоцесу праці.

Таким образом, трудовая деятельность человека состоит не только из внешних, но и с внутренних, умственных действий В трудовой деятельности имеет место не только интериоризация, но и экстериоризация действий оператора

С психологической точки зрения трудовую деятельность можно рассматривать вдвоем связанных между собой планах: внешнем и внутреннем В внешнем плане для инженерного психолога труд - это процесс материально й, энергетической и информационной взаимодействия субъекта с предметом труда Эти взаимодействия косвенные орудиями труда и разворачиваются во времени и пространстве в соответствии с определенной технологии, организации и ум ов труда В процессе технологических преобразований предмета производятся различные продукты (результаты работы), которые в определенной мере удовлетворяют личностные или общественные потребности Субъект труда возникает движущей сил й и организатором всего процесса труда, в зависимости от своей квалификации и работоспособности, обеспечивающим соответствующую эффективность рабораці.

Во внутреннем плане труд является субъективным отражением субъектом труда внешнего плана деятельности, т.е. во внутреннем плане труд представляет собой функционирующую образно-понятийно модель внешнего пла ну Во внутреннем плане объективные общественные потребности превращаются и сочетаются с личностными потребностями, опредметнюються в виде общетрудовых и конкретно-профессиональных мотивов, затем конкреты зуються как цели деятельности, позже сравниваются с результатами и корректируются до необходимой качеі.

Сам механизм психической регуляции имеет сложную построение, в которой выделяют несколько уровней:

o уровень ощущения и восприятия;

o уровень представлений;

o культурно-мыслительный уровень

Первый уровень (ощущение и восприятие) относится к отдельным действиям и преимущественно обеспечивает регуляцию внешних действий в соответствии с конкретным планом, условий, предмета и орудий труда

Второй уровень (представлений) обеспечивает возможность переноса приемов выполнения действий из одних условий на другие, т.е. обобщенность и панорамность вторичного образа позволяет гибко действовать оператору

Третий уровень (культурно-мыслительный) принадлежит, главным образом, к внутренним действий, умственного плана деятельности, поскольку в языково-мыслительных процессах отражаются общие и существенные связи между явления ами Этот уровень обеспечивает возможность предвидеть развитие событий и планировать деятельность в цилому.

В реальной трудовой деятельности эти уровни связаны между собой, но в зависимости от ее специфики каждый из них может доминировать К тому же соотношение между ними может изменяться благодаря обучению, тренировкой в процессе формирования определенных навыков Различные стадии формирования навыков связанные с изменением уровней регуляции деятельности операторра.

нейрофизиологической основой деятельности является функциональная система, теория которой разработана академиком П К Анохи-ным [4]

Функциональная система представляет собой организацию, динамично формируется и избирательно объединяет различные центральные и периферийные аппараты на основе их взаимодействия для получения необходимого для организма рез результата Структура операторской деятельности имеет определенные специфические особенности, которые заключаются в том, что оператор взаимодействует с предметом труда (объектом управления) через информационную модель, то есть через систему технических средств и влияет на объект через систему технических средств (органов управления).

Психологическая система деятельности оператора приведена на схеме 6

Эта схема отражает реальные психологические процессы, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность Психологическая система деятельности включает шерег функциональных блоков - мотивов и целей п профессиональной деятельности, принятия решений, программы деятельности, - которые очень тесно связаны между собою.

Следует заметить, что деятельность человека зависит не только от нервной системы, но и всего организма - кровеносно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем Функциональная система организует трудоспособного ность всех органов тела, подчиняя их основной задаче управления, и поэтому во всех функциях организма определенным образом отражаются все ее свойства Вот почему параметры пульса, артериального давление в, дыхания, мышечного напряжения и т.д. важны для понимания психологических особенностей деятельности и ее нейрофизиологических основ Поэтому эти показатели широко используют в инженерно-психологических д ослидженнянях.

Таким образом, человек-оператор в СЛМ рассматривается как важнейший компонент системы, который не только определяет цель деятельности, но и организует всю систему для достижения заранее определенного результ тату Только человек-оператор, имея цель, определяет и задачи, решение которых обеспечивает ее достижения Технические средства, которые использует оператор, способствуют выполнению его действий и в то же время несут информацию об их результатах Формирование в сознании оператора образа-цели связано с прогнозированием изменений в состоянии объекта управления Если технические средссоби

отображения информации не способствуют развертыванию этого процесса или ему препятствуют, то это приводит к нарушениям в деятельности оператора, в частности - к ошибкам, отказов, задержек выполнения действий и т.п. К тому же формирование оперативного образа текущего состояния объекта тоже зависит от особенностей информационной модели, ее структуры и конкретных технических средств Дальнейшее формирование концептуальной модели управления определяет направленность поиска адекватного решения и внедрения его в систему через сформированную программу действий Сама программа действий, как и все другие компоненты механизма регуляции операторской деятельности, строится с учетом конкретных технических устройств, с помощью которых она реализуется О результатах выполненных действий оператор получает информацию через информационную модель, а сформированные и образ объекта сравнивает с образом-метоетою.

Деятельность в инженерной психологии является объектом управления, предметом проектирования и предметом оценки и, кроме этого, отражает начало, содержание и завершение инженерно-психологического анализа, проектирования я, организации и оценки самой деятельности.

Основными психологическими составляющими операторской деятельности является образ-цель, оперативный образ, прогнозирование развития ситуации, принятия решений, программа действий, обратная связь

Несмотря на то, что деятельность оператора в различных системах имеет ряд общих свойств, каждой из них присуща и определенная специфичность Специфика деятельности оператора связана с направленностью СЛМ, характером ее использования, степени участия и количеством операторов, условиями ее эксплуатации Исходя из этого, сначала классифицируем системы \"человек-машина\" и на этой основе рассмотрим классификацию оп ераторськои деятельностиї діяльності.

СЛМ можно классифицировать по различным признакам

В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития техники и соответственно трудовой деятельности:

o ручной труд;

o механизированная труд;

o автоматизированный труд

В инженерной психологии преимущественно рассматривается деятельность человека в автоматизированных системах, которую разделяют на пять видов:

оператор-манипулятор, руководит работами, манипуляторами, т.е. техническими системами, которые усиливают мышечную энергетику человека или дублируют ее движения В этих видах деятельности основную роль играют механики измы сенсомоторной деятельности, а также, хотя и меньшую, образного и понятийного мышления;

оператор-надзиратель - контроллер с работой технических систем, работающих в реальном масштабе времени Это классический тип, к которому относятся операторы наблюдения за работой радиолокационной станции, дисп петчеры энергосистем и транспортных систем Для данного типа деятельности характерна работа с информационными и концептуальными моделями, при этом редуцируются навыки управленияя;

оператор-технолог, непосредственно руководит технологическим процессом, работает в режиме немедленного обслуживания, выполняя управляющие действия согласно разработанным инструкциям, правилам, алгоритмами соответствующих ни документы обычно содержат все возможные ситуации и их решения;

оператор-дослидиик различных профилей, который может использовать современные компьютерные системы или дешифровуваты изображения объектов Органы управления играют незначительную роль (ввода информации), операт тор в своей деятельности в значительной мере использует аппарат понятийного мышления, а также опыт, который заложен в образно-концептуальных моделях Существенное значение имеет построение информационных моделей, систе м кодированияя;

оператор-руководитель, который управляет социотехнических системах В его деятельности главная роль отводится процессам управления людьми, группами людей При этом данный процесс может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно, через технические системы, каналы связи Ведущим психическим процессом в этой деятельности является оперативное мышление Оператор-руководитель, организатор должны не только в совершенстве знать возм ивости технических компонентов системы, но и учитывать психологический портрет подчиненных, их состояние, настроение тощтощо.

Относительно характера течения процесса управления СЧМ могут быть детерминированы, недетерминированные и игровые

Детерминированные системы функционируют по заранее разработанному алгоритму, и поэтому деятельность оператора подчинена принятым нормам, правилам, инструкциям Оператору известная последовательность поступления и информации, ее форма, а также необходимые действия и их последовательность Деятельность оператора производится согласно технологическому графику, а сам оператор, как правило, выполняет роль надсмотрщика или исполнителя Са ма деятельность очень часто характеризуется монотонностьюстю.

В недетерминированных системах деятельность оператора тоже подчинена известным правилам, но момент появления сигналов и сами сигналы, а также их последовательность заранее не известны оператору В то же время содержание управляющих тук с появлением определенного сигнала оператором известногой.

Так как характер поступления сигналов случайно, деятельность оператора сложнее и к тому же не создаются условия для формирования динамического стереотипа тук, т.е. привычной их последовательности Л Человек, ожидая сигнал, должна сохранять состояние \"оперативного покоя\", т.е. быть постоянно готовы к срочных димінових дій.

В игровых системах оператору заранее не известны ситуации, которые могут возникать в процессе управления, так как количество таких ситуаций велико, и потому невозможно их хранить в памяти С возникновением ситуац ции оператор должен каждый раз создавать (отыскивать) новый вариант решения Деятельность оператора в таких системах имеет эвристический характер и предъявляет повышенные требования к интеллектуальным способностям и эмоционально-волевых качеств человека, к его памяти и вниманияги.

По степени непрерывности участия человека в процессе управления СЧМ делятся на:

o непрерывные;

o дискретные;

o смешанного типа

Непрерывные системы характеризуются тем, что технологический процесс продолжается непрерывно, и при нормальной работе оператор только наблюдает за ним В случае отклонения этого процесса от нормы оператор активно в вмешивается в ход управления и за определенное время должен его восстановить Для таких систем характерен высокий уровень автоматизации производственных процессов (например, нельзя наблюдать в энергетической, хи мической, металлургической промышленноститі).

В дискретных с и с т с м а х оператор дискретно вмешивается в процесс управления, решая определенные задачи в определенное время в перерывах между ними оператор находится в состоянии ожидания и подготовки к решению я следующей задачи Время работы технической системы и деятельности оператора совпадается.

В смешанных системах технологический процесс продолжается непрерывно, а деятельность оператора - дискретно, то есть он периодически решает задачи, последовательность которых ему известна К таким системам относятся системы ав втоматизованого связи, радиолокационные, транспортные, системы передачи даных.

зависимости от доминирования определенного психологического процесса деятельность оператора может быть:

o сенсорно-перцептивная;

o моторная;

o интеллектуальная

В сенсорно-перцептивной деятельности основная задача оператора состоит в приеме информации и ее оценке Логическая обработка информации и принятие решения сливаются с процессом восприятия сообщения В Исполнительные действия существенно упрощены Такая деятельность характерна для операторов-надзиратель иі в.

Для моторной деятельности присущ значительный объем исполнительных действий Этой цели подчинены процессы приемки, переработки информации и принятия решений Примером такой деятельности может служить деятельность телеги граффитистов, операторов ввода данных в ЭООМ.

Интеллектуальный тип деятельности характеризуется тем, что главными являются процессы обработки информации и принятия решений Такая деятельность характерна для опера-торов-исследователей, диспетчеров

зависимости от времени между моментами получения информации и выполнения соответствующих управляющих воздействий выделяют деятельность оператора с немедленным и отсроченным обслуживанием

По немедленного обслуживания по техническим систем поступает незначительное количество достаточно простых сигналов, что обеспечивает их симультанне восприятия и немедленное выполнение управляющих воздействий Между сигналами и управляющими действиями при этом существует жесткая связь, который значительно упрощает процесс принятия решеь.

По отсроченного обслуживания по техническим систем поступает сложная информация, что растягивает процесс ее восприятия и обработки Благодаря развернутом процессу информационного поиска необходимой информации й ее обработка несколько задерживается Сама обработка и подготовка информации до принятия решений тоже требуют определенного времени, так как функционируют или известными алгоритмами деятельности, или созданными в проц ЭСИ работы правилами-эвристиками.

Таким образом, описание структуры и классификация деятельности операторов способствует определению роли и места человека-оператора в СЧМ, распределения функций в системе, организации процесса обучения и тренировок, а также же определению факторов, от которых зависит эффективность и надежность СЛ.


Рабочее место и принципы его организации.

Непрерывное улучшение организации труда привело к тому, что промышленное предприятие ныне рассматривается как орга­низованная система производственных участков (цехов), каждый из которых имеет строго определенные функции и должен дать определенные производственные и экономические показатели.

Производственный цех состоит из определенного числа рабочих мест, т. е. самостоятельных производственно-хозяйственных еди­ниц, выполняющих отдельные фазы производственного процесса или вспомогательные функции. Эти производственно-хозяйствен­ные единицы должны быть оборудованы и организованы таким образом, чтобы работник при минимальном расходе энергии мог достигнуть наилучших технико-экономических результатов.

Рабочее место является наименьшей производственной едини­цей. Его характерными элементами являются: труд человека, ма­териалы и орудия труда; учитывая, что материалы и орудия труда обозначаются общим термином «средства производства», можно считать, что рабочее место определяется как система «человексредства производства».

Итак, можно сказать, что на рабочем месте протекают произ­водственные процессы, которые мы определим как процессы це­ленаправленного воздействия человека на материал при использо­вании соответствующих машин или инструментов в соответствии с заранее предусмотренными способами обработки.

Это определение включает понятие организации рабочего места. Человек, машина и материалы должны быть соответствующим об­разом подобраны, находиться в соответствующем месте, оснащены соответствующими средствами обработки, средствами транспорта и т. д.

Подбор людей, материалов и машин или инструмента с целью выполнения требуемой работы за минимальное время и наиболее экономичным способом, позволяющим освободить людей от тяже­лой или опасной работы, называется организацией труда.

1. Материал. Правильный выбор материала для производствен­ного процесса играет весьма важную роль. Так, выбор в качестве исходного материала для производственного процесса надлежа­щих полуфабрикатов или заготовок — в виде отливок или сварных конструкций — может полностью изменить весь ход производствен­ного процесса. Точно так же химический состав материала (напри­мер, чугуна или цветных металлов) может повлиять на форму от­ливок, способ их закрепления, условия механической обработки и т. п.

Выбор материала имеет решающее значение при определении технологии производственного процесса, его трудоемкости, вре­мени обработки и стоимости. Отсюда вытекает, что анализ произ­водственного процесса на рабочем месте с целью его рационализа­ции следует начинать именно с анализа используемого материала или даже с изучения его физико-химических свойств.

2. Машина. Машина, инструмент и организация труда на рабо­чем месте используются для переработки материала в конечный продукт. Технолог (а в некоторых случаях мастер) должен не только знать станки и приспособления, которые находятся в его распоряжении, но и их полные технические характеристики. В том случае, если разрабатывается проект оснащения металлообраба­тывающими станками новых предприятий или проект замены ста­рых станков на новые, следует выбирать наиболее новые виды оборудования. На выбор соответствующих машин и агрегатов ока­зывают влияние объем и стабильность производства, межремонт­ный ресурс оборудования и т. д.

3. Человек. Человек целенаправленно воздействует на материал с помощью машин и инструмента, создавая готовые изделия. От отношения человека к средствам производства зависят не только результаты его трудовой деятельности, но и обратный процесс: воздействие производственного процесса на человека, на развитие его сознания и психики. При социалистической системе к пробле­мам производства следует подходить с научной точки зрения.

До недавнего времени основное внимание уделялось, прежде всего, подготовке людей к выполнению работы на определенном рабочем месте. При этом использовались широко известные мето­ды профессионального отбора и обучения. Поворотной точкой в таком традиционном понимании взаимного приспособления че­ловека и труда стало изменение самой цели, которая теперь опре­деляется, как «приспособление труда к человеку».

При этом можно выделить три этапа:

1. ^ Приспособление машины к человеку. Ко<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow