Раздел 1. Общая характеристика предприятия

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный факультет сельского хозяйства, природопользования и

Охраны окружающей среды

УТВЕРЖДАЮ

                                Декан Международного факультета

сельского хозяйства, природопользования

                    и охраны окружающей среды

____________Р.А. Карначук

__________________ 2005 г.

 

 

ПРОГРАММА

Общеэкономической (производственной) практики студентов,

Обучающихся по специальности 060800

«Экономика и управление на предприятиях АПК»

 

ТОМСК 2005


РАССМОТРЕНО методической комиссией МФСХ

 

Протокол №________ от _______________2005 г.

 

Председатель комиссии ________________________ Р. И. Лещук

 

Настоящая программа составлена в соответствии с Положением о производственной практике студентов Томского государственного университета, Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования и предназначена для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях АПК».

 

 

Составители: сотрудники кафедры «Экономики и агробизнеса» МФСХ ст. преподаватель Е.Ю. Кириллова, ст. преподаватель Т.Е. Дмитриева, ст. преподаватель И.А. Макарова, Д.О. Волобуев.

 


СОДЕРЖАНИЕ

                                 

  страницы
Общие положения 4
Раздел 1. Общая характеристика предприятия. 6
Раздел 2. Бухгалтерский учет на предприятиях АПК. 7
Раздел 3. Экономика предприятий АПК. 11
Раздел 4. Организация планирования и логистической службы на предприятии АПК. 13
Список литературы 16
Приложение 18
   

 



Общие положения

Общеэкономическая (производственная) практика студентов является составной частью учебного плана подготовки экономистов - менеджеров АПК на Международном факультете сельского хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды Томского государственного университета.

Практика проводится с целью приобретения и совершенствования навыков будущей профессиональной деятельности, углубления и закрепления теоретических знаний на передовых предприятиях, в отделах связанных с планированием производства, учетом и отчетностью предприятия (планово – экономический отдел, отдел маркетинга, бухгалтерия и т.д.). 

Практика проводится на 4 курсе.

Срок прохождения практики установлен с ____ июня по ____ июля.

Между предприятием и ТГУ заключается договор о прохождении практики студентами.Для руководства практикой назначается руководитель из числа квалифицированных специалистов экономических подразделений предприятия и руководитель из числа сотрудников кафедры «Экономики и агробизнеса» ТГУ.

Руководитель производственной практикой от предприятия организует проведение практики в соответствии с программой, предоставляет студентам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией, оказывает студентам помощь в подборе материалов, распределяет их по подразделениям, контролирует ведение дневника, подготовку отчетов, составляет на студентов производственную характеристику.

В первый день практики студенты должны быть ознакомлены с правилами охраны труда и техники безопасности. Приступать к прохождению практики без инструктажа по охране труда и технике безопасности запрещается!

Руководитель практики от ТГУ проводит все организационные мероприятия до начала практики (инструктаж о порядке прохождения практики и технике безопасности и др.), а также, обеспечивает научно – методическое руководство, контролирует организацию и проведение практики, соблюдение ее сроков, выполнение программы, рассматривает отчеты студентов о прохождении практики, участвует в работе комиссии по защите отчетов по прохождению практики практике.

Во время прохождения практики студент обязан:

1. Выполнять программу практики.

2. Ежедневно посещать предприятие (кроме выходных и праздничных дней).

3. Строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

4. Вести дневник производственной практики.

По окончании практики студент составляет письменный отчет о прохождении общеэкономической (производственной) практики. В отчете должны быть подробно освещены исходная информация, методика выполнения расчетов, анализ полученных результатов. Итоги расчетов следует иллюстрировать заполненными формами, бланками и т.п. Перед выполнением расчетов следует указать источник получения информации (наименование формы статистической отчетности документа, методики и т.п.). По каждому вопросу должны быть сделаны выводы и по возможности предложены рекомендации по улучшению ведения работы. В заключительной части отчета студенту необходимо сформулировать основные выводы, дать конкретные предложения по улучшению работы предприятия. Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно – исследовательским работам, иллюстрирован графиками, диаграммами, схемами, таблицами. К отчету прилагаются первичные документы предприятия.

Характеристика, дневник, отчет подписываются руководителем практики от предприятия. Подписи руководителя практики на титульном листе отчета, отметках о прибытии студента, характеристике заверяются печатью.

Отчет о прохождении общеэкономической (производственной) практики с дневником студент представляет на кафедру до 10 сентября.

Защита отчета с дифференцированной оценкой проводится комиссией, назначенной заведующей кафедрой, до 25 сентября.

При оценке работы студента во время общеэкономической (производственной) практики комиссия учитывает:

- характеристику руководителя практики от предприятия;

- деятельность студента в период практики (степень выполнения программы, овладение навыками экономической работы);

- содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;

- качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.

Студенты, не выполнившие программу производственной практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляются на практику. В отдельных случаях ректор может рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании студентов в ТГУ. 

Раздел 1. Общая характеристика предприятия

 

1. Краткая история предприятия (история создания, цели, задачи, основные направления деятельности).

2. Организационно - правовая форма предприятия, форма собственности, учредительные документы (приложить копии).

3. Основные нормативно - правовые акты РФ и Томской области, регламентирующие производственную деятельность предприятия.

4. Схема производственной структуры предприятия.

5. Организационная структура управления (приложить схему).

6. Краткая характеристика выпускаемой продукции, конкурентные преимущества.

7. Основные поставщики сырья, их доля в общем объеме поставок. Критерии выбора поставщиков.

8. Рынок сбыта товара, потребители товара.

9. Предприятия - посредники, участвующие в сбыте продукции.

10. Взаимоотношения с государственными органами управления.

11. Основные конкуренты предприятия.

 

 

Раздел 2. Бухгалтерский учет на предприятии АПК

 

1. Изучить организацию учета на предприятии АПК: 

· отразить правила ведения учета; структуру, задачи и функции бухгалтерии; права, обязанности и ответственность главного бухгалтера;

· указать взаимосвязь бухгалтерии с другими структурными подразделениями.

2. Ознакомиться с организацией учетной политики на предприятии АПК:

· отразить понятие, задачи и принципы формирования учетной политики;

· ознакомиться с приказом об учетной политике на предприятии. Приложить копию приказа или указать общие положения из него, а также особенности документирования, основные моменты по оценке и инвентаризации имущества и обязательств, методику и технику учета, применяемые на данном предприятии;

· указать, какие информационные технологии используются на предприятии и насколько автоматизирован бухгалтерский учет.

3. Ознакомиться с первичной документацией и бухгалтерской обработкой документов:

· указать, за какими службами или лицами закреплены функции по оформлению первичной документации, и какой существует порядок передачи документов в бухгалтерию;

· составить перечень унифицированных форм первичной учетной документации, используемой на предприятии (по учету труда и его оплаты, кассовых операций и инвентаризации денежных средств, результатов инвентаризации, готовой продукции, внеоборотных активов, основных средств, материалов, готовой продукции и товаров и пр.);

· отразить особенности учета на предприятиях АПК. Приложить оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам (суммовую и количественно-суммовую формы).

 

 

4. Изучить учет денежных средств:

· дать краткую характеристику порядка хранения и работы с денежной наличностью на предприятии;

· отразить порядок ведения синтетического и аналитического учета денежной наличности и денежных документов. Приложить первичные документы и учетные регистры, отражающие движение денежных средств в кассе;

· отразить порядок учета денежных средств на расчетных и специальных счетах в банке. Приложит документацию, отражающую движение денег по расчетному счету.

5. Изучить учет текущих операций и расчетов:

· охарактеризовать виды и формы безналичных расчетов, используемые на предприятии;

· отразить порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Приложить первичные документы и учетные регистры, отражающие расчеты с поставщиками и подрядчиками;

· отразить порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками. Приложить первичные документы и учетные регистры, отражающие расчеты с покупателями и заказчиками;

· отразить порядок учет расчетов с работниками и подотчетными лицами. Приложить первичные документы и учетные регистры, отражающие расчеты с работниками и подотчетными лицами.

6. Провести анализ основных средств на предприятии АПК:

· составить перечень и классификацию основных средств, отразить порядок их оценки и переоценки;

· дать характеристику синтетического и аналитического учета поступления и выбытия основных средств;

· приложить первичные документы, отражающие движение основных средств на предприятии, и соответствующие учетные регистры, которые ведутся в бухгалтерии;

· описать методы начисления амортизации основных средств, используемые на предприятии. Привести пример расчета амортизации по любому объекту основных средств;

· отразить порядок формирования ремонтного фонда и учета затрат на восстановление основных средств.

7. Провести анализ нематериальных активов на предприятии АПК:

· отразить состав нематериальных активов и порядок их оценки;

· дать характеристику синтетического и аналитического учета поступления и выбытия нематериальных активов;

· приложить первичные документы и учетные регистры, отражающие движение нематериальных активов на предприятии;

· описать методы начисления амортизации нематериальных активов, используемые на предприятии. Привести пример расчета амортизации по любому объекту нематериальных активов с пояснениями.

8. Провести анализ материально-производственных запасов на предприятии АПК:

· составить перечень и классификацию материально-производственных запасов, отразить порядок их оценки;

· отразить счета, используемые на предприятии для учета материально-производственных запасов;

· приложить первичные документы, отражающие движение материалов и товаров на предприятии, и соответствующие учетные регистры, которые ведутся в бухгалтерии;

· описать методы оценки материальных ценностей, используемые на предприятии при их выбытии. Привести пример расчета стоимости материалов, переданных в производство или на строну.

9. Изучить учет затрат рабочего времени и средств на оплату труда:

· указать виды, формы и системы оплаты труда, используемые на предприятии;

· отразить порядок расчета заработной платы. Привести расчет заработной платы работников, находящихся на повременной и сдельной системах оплаты труда;

· приложить документацию, отражающую операции по расчетам с рабочими и служащими;

· отразить порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда.

10. Изучить затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции:

· дать классификацию затрат для определения себестоимости и прибыли;

· описать элементы затрат и статьи калькулирования;

· отразить порядок учета производственных затрат, приложить соответствующие документы (ведомости затрат);

· отразить порядок учета затрат по обслуживанию производства и управлению;

· отразить порядок учета и оценки незавершенного производства и производственного брака;

· отразить порядок группировки и распределения затрат между различными видами продукции, работ и услуг. Приложить ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат;

· описать методы калькулирования и исчисление себестоимости продукции, используемые на предприятии. Приложить форму расчета.

11. Изучить порядок учета и составление отчетности по выпуску и реализации продукции:

· составить перечень и классификацию готовой продукции, отразить порядок ее оценки;

· отразить порядок учета готовой продукции на складе и в бухгалтерии. Приложить первичные документы и учетные регистры, отражающие движение готовой продукции;

· отразить порядок отгрузки и продажи продукции и составить перечень расходов, связанных с продажей продукции.

12. Оценить результат деятельности предприятия и бухгалтерской отчетности:

· отразить порядок формирования финансовых результатов от основной деятельности;

· отразить порядок учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;

· отразить порядок учета расчетов по налогу на прибыль;

· отразить порядок учета нераспределенной прибыли;

· описать состав, требования, порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу).

 

Раздел 3. Экономика предприятий АПК

1. Рассмотреть процесс разработки плана производства. Проанализировать заказы по контрактной системе.

2. Рассчитать и проанализировать на планируемый год обобщающие показатели экономической эффективности производства.

3. Изучить динамику выпуска валовой и товарной продукции.

4. Провести анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

5. Оценить выполнение плана розничного товарооборота:

· провести анализ розничного товарооборота:

· провести анализ общего объема товарооборота по кварталам;

· определить выполнение плана товарооборота за отчетный период;

· определить процент выполнения плана товарооборота за отчетный период.

6. Оценить выполнение плана и динамики оптового товарооборота:

· провести анализ общего объема оптового товарооборота;

· провести анализ по направлениям реализации;

· провести анализ по ассортименту и структуре;

· выявить факторы, влияющие на оптовый товарооборот (обеспеченность и использование товарных ресурсов, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда, состояние и развитие материально – технической базы).

· провести анализ соотношения оптового и розничного товарооборота.

7. Провести анализ расходов в целом по предприятию. Выявить факторы, влияющие на расходы по продаже:

· общеэкономические факторы;

· факторы, связанные с коммерческой деятельностью.

8. Провести анализ товарных запасов и товарооборачиваемости:

· установить соответствие товарных запасов нормативу;

· выявить отклонение и влияние различных факторов;

· определить сумму сверхнормативных (недостающих) товарных запасов;

· определить скорость оборота и время обращения товарооборачиваемости;

· выявить отклонение товарооборачиваемости, ускорение (замедление);

· определить факторы, влияющие на ускорение (замедление).

9. Провести анализ поступления товаров:

· оценить выполнения поступления по товарным группам;

· оценить выполнения по источникам поступления;

· оценить соответствия сроков и качества поставки товаров;

· разработать мероприятия по улучшению снабжения.

10. Дать характеристику ценовой политики предприятия:

· установить зависимость ценовой политики предприятия от типа рынка;

· выявить методы установления цен на продукцию.

11.  Провести анализ трудовых ресурсов на предприятии АПК:

· дать оценку обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами (количественный и качественный состав кадров);

· дать общую оценку эффективности использования трудовых ресурсов;

· показать документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки;

· оценить изменения численности по основным категориям и производительности труда;

· проанализировать эффективность использования календарного времени;

· провести фотографию рабочего дня менеджера;

· провести анализ производительности и определить факторы влияющие на производительность (технологические, организационные, экономические, социальные).

12.  Оценить и провести анализ инвестиционных проектов:

· инвестиции предприятия: понятие, их основные виды и источники финансирования;

· основные положения инвестиционного проектирования;

· основные критерии эффективности инвестиционных проектов;

· бизнес-план для оценки инвестиционных проектов: понятие, структура, условия и цель составления;

· процедура составления бизнес-плана.

13.  Провести оценку точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

14.  Выявить внутрипроизводственные резервы и резервы роста объема производства.

 

Раздел 4. Организация планирования и логистической службы на предприятии АПК

1. Дать общую характеристику подразделения предприятия, на которое возложены функции планирования и прогнозирования:

· названия подразделений;

· система связи с другими отделами предприятия;

· цель создания данных подразделений и их функции на предприятии.

2. Определить внутреннюю структуру подразделений предприятия, на которые возложены функции планирования и прогнозирования:

· общее число сотрудников каждого подразделения;

· характеристика иерархической структуры и системы распределения полномочий в каждом подразделении.

3. Охарактеризовать основные методы, используемые при прогнозировании состояния внешней среды предприятия:

· использование статистических данных и их анализ;

· экстраполяция и построение тренда динамики продаж;

· использование метода экспертных оценок.

4. Охарактеризовать основные направления прогнозирования внешней среды предприятия:

· рынок ресурсов (динамика цен, возможности интеграции, изменения структуры предложения, возможность появления новых поставщиков и т.д.)

· рынки готовой продукции (динамика цен, изменения структуры спроса, условий конкуренции, возможностей продвижения товара, горизонтальной и вертикальной интеграции и появления новых продавцов на рынке);

· выявление основных тенденций в поведении существующих конкурентов;

· возможные изменения экономической стратегии партнёров;

· возможные изменения законодательной базы.

5. Определить основные направления организации планирования на предприятии:

· основные принципы, используемые при организации планирования на предприятии;

· основные направления планирования внутренней среды предприятия (планирование потребности в оборотных фондах, планирование рекламного бюджета, планирование расходов на продвижение продукции, планирование расходов на инвестиции, планирование расходов на заработную плату персонала, планирование бюджета на ремонтно-технические работы, планирование конкурентной стратегии предприятия);

· основные направления планирования деятельности предприятия во внешней среде (планирование внешнеэкономических связей, планирование организации взаимодействия с поставщиками и покупателями, планирование стратегии выхода на новые рынки сбыта внутри страны).

6. Охарактеризовать планирование инновационной деятельности предприятия:

· планирование инновационного бюджета предприятия;

· основные направления инновационной политики предприятия.

7. Охарактеризовать систему учёта экологических последствий деятельности предприятия (наличие вредных отходов производства, форма государственного контроля за их утилизацией, наличие издержек предприятия по соблюдению экологических норм).

8. Охарактеризовать планирование системы качества на предприятии:

· разработка системы качества ввозимого сырья (цель использования данной системы и её основные параметры);

· разработка системы качества готовой продукции (использование штрих–кода, основные параметры качества и возможность их контроля).

9. Провести анализ организации и дать общую характеристику логистической службы предприятия:

· определить место логистической службы во внутрифирменной иерархии;

· охарактеризовать внутреннюю структуру логистической службы или отдела, который выполняет её функции;

· определить основные функции логистической службы предприятия.

10. Охарактеризовать основные направления логистики предприятия:

· материально–техническое обеспечение деятельности предприятия (система поставки, система гарантий, частота поставок, критерии выбора поставщиков, наличие зависимости от объёма скопившихся запасов готовой продукции);

· организация хранения готовой продукции (имеющаяся система мощностей для складирования и хранения продукции, которые принадлежат предприятию, использование аренды мощностей и критерии отбора возможных партнёров);

· организация системы товародвижения (организация транспортного обслуживания, наличие собственного транспорта у предприятия и возможность его аренды, уровень обеспеченности собственным транспортом, организация экспедиторской службы на предприятии, её состав, критерии планирования экспедиторского маршрута, основные проблемы, связанные с работой данной службы);

· организация внешнего информационного обеспечения деятельности предприятия (выбор источников информации, основные направления её обработки логистической службой, возможности использования данной информации для организации товарных и ресурсных потоков на предприятии).

11. Охарактеризовать систему учёта издержек на осуществление логистической деятельности предприятия.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анализ хозяйственной деятельности на предприятии АПК. Курс лекций ст.препод. Кирилловой Е.Ю.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебник. – М., 2002. – 260 с.

3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. К.: Ника-Центр, 1999. – 528 с.

4. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

5. Водянников В.Т., Судник Д.Ю. Экономическая оценка инвестиций в АПК: Учебное пособие.– М.: ЮРКНИГА, 2004.–200 с.

6. Главбух. Практический журнал для бухгалтера.

7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2004. – 336с.

8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. – Мн.: Новое знание, 2004. – 635 с.

9. Логистика: Учебник./ Под. ред. Б.П. Аникина. – М., 1998. – 514 с.

10. Неруш Н.М. Коммерческая логистика: Учебник. – М., 1997. – 576 с.

11.  Планирование и прогнозирование экономики. / Под. ред. В.И. Борисевича. – Минск, – 2001. – 380 с.

12. Основы предпринимательства в АПК. Курс лекций ст.препод. Волобуева Д.О.

13. Предпринимательство в АПК. / Под. ред. С.И. Грядова. – М.: Колос, 1997. – 351 с.

14. Предпринимательство. / Под. ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, – 1999. – 475 с.

15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. / Г.В. Савицкая. – 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: Новое знание, 2004. – 736с.

16. Савчук В.П. Управление финансами предприятия / Савчук В.П. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 480 с.

17. Карпова А.Е. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 154 с.

18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 635 с.

19. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2000. – 354 с.

20. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник / Под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, В.С. Тонковича. – Мн.: БГЭУ, 2001. –575 с.

 


Приложение



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: