Глава 34. Государственное управление охраной труда

 

Статья 211. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке
и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 211.1. Полномочия Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов государственной власти
в области охраны труда

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают государственные программы Российской Федерации улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают типовые показатели, индикаторы и примерные мероприятия государственных программ улучшения условий и охраны труда субъектов Российской Федерации;

разрабатывают меры стимулирования деятельности работодателей
к улучшению условий труда работников;

устанавливают порядок обучения по охране труда;

устанавливают порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами  за счет средств работодателей;

определяют примерный перечень, формы информационных материалов и рекомендации по их размещению работодателями в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда;

устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, проводят государственную экспертизу условий труда;

устанавливают порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, проводят или участвуют в проведении расследований  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений,
а также иных общественных объединений в сфере охраны труда по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного
и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в Российской Федерации;

обеспечивают функционирование  информационной системы охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 211.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

В целях государственного управления охраной труда органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда;

разрабатывают государственные программы улучшения условий
и охраны труда субъектов Российской Федерации, обеспечивают контроль
за их выполнением и достижение показателей их эффективности
и результативности;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения  по охране труда;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке специальной оценки условий труда;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации
в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственные программы улучшения условий и охраны труда субъектов Российской Федерации разрабатываются на основе типовых показателей, индикаторов и примерных мероприятий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

 

Статья 212.1. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда

К подзаконным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее - акты, содержащие требования охраны труда), относятся:

правила по охране труда;

единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;

государственные санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса.

Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные  требования охраны труда, разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, государственными корпорациями, иными органами и организациями.

Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, за исключением государственных санитарных  правил и гигиенических нормативов, издаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений.

Государственные санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса издаются федеральным органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок разработки, утверждения и изменения (пересмотра) актов, содержащих требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации

 

Статья 213. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций
за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления государственной экспертизы условий труда любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);

в соответствии с порядком проведения государственной экспертизы условий труда запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда документы
и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты
с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Если документацияи материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию
и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, государственных внебюджетных фондах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии
с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям,
в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, страховщикам, организации, проводящие специальную оценку условий труда;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных
в заключениях государственной экспертизы условий труда;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Глава 35. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
И РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя
из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников.

В этих целях работодатель обеспечивает:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда, систематическую оценку ее эффективности;

соответствие каждого рабочего места техническим и организационным требованиям, установленным настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами;

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

заблаговременную разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств,
прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии
с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

применение средств коллективной защиты;

обучение работников по охране труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии
с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии
с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований
с сохранением за ними места работы (должности) и средней заработной платы на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также оказания первой помощи пострадавшим;

расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм),
в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию
в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности,  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;

выполнение предписаний (представлений) и (или) предостережений должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем профессиональном риске, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

разработку и утверждение правил (стандартов) организации по охране труда, а также инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе
с использованием электронных вычислительных машин и баз данных),
содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям данных нормативных правовых актов;

соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ во вредных и (или) опасных условиях труда;

приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников деятельности структурных подразделений, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг до устранения угрозы жизни
и здоровью;

создание необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, в том числе при использовании труда работников с ограниченными физическими возможностями.

При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся
под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаевповреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере труда
с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.

 

214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда

Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах
в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда  отнесены к опасному классу условий труда.

Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

На время приостановки работ на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, работникам, занятым на таких рабочих местах предоставляются гарантии, установленные частью третьей статьи 215.1. настоящего Кодекса.

Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Копия  утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.

Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, свидетельствующей о снижении степени вредности условий труда.

Исключение из установленного настоящей статьей запрета составляют работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Статья 214.2. Права работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право:

использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;

вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;

предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации).

В случае, если работодателем используются в целях контроля
за безопасным производством работ приборы, устройства, оборудование
и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ, работодатель обязан проинформировать работника об их использовании.

 

Статья 215. Права работника в области охраны труда

Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем профессиональном риске и его уровне, а также о мерах по защите
от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности
для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда
до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательствомРоссийской Федерации о техническом регулировании порядке;

обучение по охране труда за счет средств работодателя;

дополнительное профессиональное образование(профессиональное обучение)  за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;

гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах
не ниже установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращение о проведении проверки условий и охраны труда
на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда,
а также органами профсоюзного контроля;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей,
а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей
в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним
повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);

внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением
за ним места работы (должности) и средней заработной платы во время прохождения указанного медицинского осмотра.

Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления указанных в настоящей статье гарантий и компенсаций, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах оптимальных либо допустимых условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, предусмотренные настоящим Кодексом гарантии
и компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда не устанавливаются.

 

Статья 215.1. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд
в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности
в соответствии с законодательством Российской Федерации, вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе,
но не ниже средней заработной платы по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем
в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с настоящим Кодексом средствами коллективной защиты и средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере средней заработной платы работника.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда
до устранения такой опасности, либо от выполнения работ во вредных
и (или) опасных условиях труда, не предусмотренных трудовым договором,
не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника
при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в рамках обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора
за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя
и должностных лиц за нарушение указанных требований.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их
к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда,
к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников на другую работу в соответствии
с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; при приёме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создавать для него условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

 

Статья 215.2. Право работника на получение и нформации
об условиях и охране труда

Каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации  об условиях и охране труда на его рабочем месте,
о существующем профессиональном риске и его уровне, а также о мерах
по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте.

Обязанность предоставления указанной в настоящей статье информации возлагается на работодателя, а также на соответствующие государственные органы и общественные организации при наличии у них такой информации.

Работодатель обязан незамедлительно любым доступным способом проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда к опасному классу условий труда.

Формы (способы) и рекомендации по размещению работодателеминформационных материалов в целях информирования работников
об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда,
а также примерный перечень таких информационных материалов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Статья 215.3 Обеспечение права работника на санитарно-бытовое обслуживание

Санитарно-бытовое обслуживание  работников в соответствии
с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится за счет средств работодателя, если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 216. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда, установленные правилами (стандартами) организации по охране труда  и инструкциями по охране труда;

лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах своей трудовой функции;

правильно использовать оборудование, инструмент, сырье и материалы, применять технологию;

следить за исправностью используемых оборудования и инструментов;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить в установленном порядке обучение по охране труда;

немедленно предпринять меры по устранению выявленных неисправностей используемых оборудования и инструментов, нарушений применяемой технологии, несоответствий используемых сырья и материалов
в соответствии со своими должностными (профессиональными) обязанностями, извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о подобных случаях;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни
и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем
на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе
о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу)
и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры
по направлению работодателя и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями.

ГЛАВА 36. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
У РАБОТОДАТЕЛЯ

 

Статья 217. Система управления охраной труда у работодателя

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных
и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику
и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры
по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, систематическую оценку ее эффективности.

Примерное положение о системе управления охраной труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Статья 217.1. Профессиональные риски

При обеспечении управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой
и снижением уровней профессиональных рисков.

Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения
им профессионального заболевания.

Рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Выявление опасностей осуществляется путем нахождения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения
и потенциальные последствия.

Опасности подлежат нахождению, распознаванию и описанию в ходе специальной оценки условий труда, в процессе производственного контроля
за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществляемых в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения соответственно, в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда
и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях
и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев
на производстве, профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

Рекомендации по классификации, нахождению, распознаванию
и описанию опасностей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 218. Обучение по охране труда

Обучение по охране труда – процесс получения работниками
и работодателями на всем протяжении трудовой деятельности теоретических знаний и практических навыков в области охраны труда в объеме, необходимом и достаточном для формирования и поддержания компетенций по сохранению их жизни и здоровья.

Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Обучение по охране труда работников предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения:

инструктажей по охране труда;

стажировки на рабочем месте;

обучения по охране труда в образовательных организациях;

обучения по охране труда у работодателя;

обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, включая продолжительность и периодичность обучения, использования дистанционных образовательных технологий, а также перечень категорий работников, проходящих такое обучение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государство содействует организации обучения по охране труда
в образовательных организациях.

 

Статья 219. Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования некоторых категорий работников

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы,
при выполнении которых проводятся обязательные предварительные
(при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу)
и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания
к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также психофизиологических обследований.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрические освидетельствования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры
и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

Статья 220. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие и (или) обезвреживающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, а также единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих
и обезвреживающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых типовых норм, с учетом результатов специальной оценки условий труда, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников
(при наличии).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии
с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Статья 221. Обеспечение работников молоком, другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием

Работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой
в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором
и (или) трудовым договором. Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При выполнении отдельных работ работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Перечень таких работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных
пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию
с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для целей настоящей статьи под лечебно-профилактическим питанием понимается питание, предназначенное в специальных рационах для отдельных категорий работников в целях предупреждения нарушений здоровья человека, обусловленных воздействием вредных производственных факторов.

Статья 222. Служба охраны труда у работодателя

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя, указанного в части четвертой настоящей статьи,службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда
их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по структуре и численности работников службы охраны труда, издаваемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Статья 223. Комитеты (комиссии) по охране труда

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

В их состав на паритетной основе входят представители работодателя
и представители выборного органа первичной профсоюзной организации
или иного уполномоченного представительного органа работников. Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.

Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

разработка на основе предложений членов комитета (комиссии)
по охране труда программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению безопасных условий труда
и соблюдению требований охраны труда;

участие в разработке локальных нормативных актов работодателя
по охране труда;

участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

участие в проведении специальной оценки условий труда

в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

участие в оценке профессиональных рисков;

подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья,
их обязанностях по соблюдению требований охраны труда.

 

Статья 224. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий
и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий
по улучшению условий и охраны труда.

 

Статья 224.1.   Услуги в области охраны труда

В области охраны труда могут быть оказаны следующие виды услуг:

выполнение функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя;

обучение по охране труда работников и работодателей
в образовательных организациях;

проведение специальной оценки условий труда.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги в области охраны труда (за исключением услуг
по проведению специальной оценки условий труда) после внесения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, сведений о них в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – реестр).

В реестр вносятся следующие сведения:

1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии), имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя;

2) вид осуществляемой услуги в области охраны труда;

3) идентификационный номер налогоплательщика;

4) основной государственный регистрационный номер;

5) регистрационный номер записи в реестре;

6) дата внесения сведений в реестр;

7) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда
(за исключением услуг по проведению специальной оценке условий труда)
для внесения сведений о них в реестр, а также порядок формирования
и ведения указанного реестра устанавливаются Правительством Российской Федерации.









































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: