УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Учебная дисциплина
ОП. 02 ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования-2018
специальность 43.02.14 Гостиничное дело
Разработчик: Завгороднева Елена Сергеевна,
преподаватель дисциплин укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление,43.00.00 Сервис и туризм
РАССМОТРЕНО Методической цикловой комиссией профессионального цикла дисциплин укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление, 43.00.00 Сервис и туризм ГБПОУ «ВЭК» Протокол № 1 от 31 августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Зам директора по УР ГБПОУ «ВЭК» ________________О.О. Барабанова «_____»_________________2019 г. |
СОГЛАСОВАНО начальник методического отдела ГБПОУ «ВЭК» ____________________А.В.Божко ________________2019 г. |
Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы маркетинга гостиничных услугпредставляет собой курс лекций по изучаемой дисциплине. Настоящее учебно-методическое пособие сформировано с учетом потребностей регионального рынка труда, соответствующих отраслевых требований, на основе ФГОС СПО-2018 по специальности 43.02.14 Гостиничное дело, в том числе с учетом требований профессиональных стандартов.
|
|
Пособие предназначено для студентов, обучающихся на специальности 43.02.14 Гостиничное дело
Составитель: Завгороднева Елена Сергеевна, преподаватель методической цикловой комиссии профессионального цикла дисциплин УГС38.00.00 Экономика и управление, 43.00.00 Сервис и туризм ГБПОУ «ВЭК»
Пояснительная записка
Квалификация современного специалиста в области гостеприимства немалой степени определяется компетенциями использования основ маркетинга гостиничных услуг.
В результате освоения учебной дисциплины «Основы маркетинга гостиничных услуг» в профессиональной деятельности у студентов специальности СПО 43.02.14 Гостиничное дело формируются следующие умения предусмотренными ФГОС СПО:
- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
- организовывать рекламные компании;
- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- оценивать конкурентоспособность продукции и предприятия;
знания:
- структуру маркетинговой деятельности;
- Комплекс маркетинга в индустрии гостеприимства;
- принципы, объекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
- маркетинговую окружающую среду;
- виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
|
|
- Маркетинговую сбытовую стратегию предприятия гостеприимства.
Полученные умения, приобретенные в ходе выполнения заданий на практических занятиях сформировывают профессиональные компетенции специалиста –менеджера
ПК 4.1 Планировать потребности службы бронирования и продаж в материальных ресурсах и персонале
ПК 4.2Организовывать деятельность сотрудников службы бронирования и продаж в соответствии с текущими планами и стандартами гостиницы ПК 4.3
ПК 4.3. Контролировать текущую деятельность сотрудников службы бронирования и продаж для поддержания требуемого уровня качества обслуживания гостей
Общие компетенции:
ОК 2.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
В первой главе рассматриваются особенности маркетинга гостиничных услуг, его цели, задачи, функции; отражается специфика комплекса маркетинга в гостиничном бизнесе; приводится анализ концепций маркетинга в практике гостиничной деятельности.
Во второй главе раскрываются основные понятия маркетинговой среды гостиничного предприятия.
В третьей главе рассматриваются содержание и основные этапы процесса управления маркетингом в гостиничном бизнесе, ситуационный анализ маркетинговой среды
В четвертой главе приводятся основные этапы жизненного цикла гостиничного продукта.
В пятой главе описываются особенности ценообразования гостиничного предприятия. В шестой главе отражены вопросы стратегии сбыта гостиничного предприятия. Седьмая глава раскрывает систему маркетинговых коммуникаций
Список литературы и перечень интернет ресурсов:
Печатные издания
1.Барышев, А.Ф. Маркетинг [Текст]: учеб.для студ.учреждений сред.проф. образования/ А.Ф.Барышев.-14-е изд.-М.: «Академия», 2018.-224с.
Электронные ресурсы
1.Семенова Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Семенова Л.В., Корнеевец С.В., Драгилева И.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 205c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 75217.html.— ЭБС «IPRbooks» Дата обращения: 20.08.2019
2.Маркетинг: сообщество профессионалов гостиничного бизнеса-URL: http://www.frontdesk.ru/ vetka.cgi - Дата обращения: 20.08.2019
Дополнительные источники
1.Котлер Ф., Боуэн Д. Маркетинг: Гостеприимство, туризм [Текст]: 4-е издание. Зарубежный учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2016.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Тема 1.Сущность, содержание, основные понятия маркетинга. Маркетинг гостеприимства | 6 |
1.1. Определения маркетинга. Исходные идеи маркетинга. Принципы маркетинга. | 6 |
1.2.Концепции гостиничного маркетинга | 10 |
Тема 2 Реализация маркетинговых возможностей и разработка маркетинговых стратегий в индустрии гостеприимства | 12 |
2.1 Маркетинговая среда гостиничного предприятия | 12 |
2.2.Маркетинговые информационные исследования их роль в формировании информационной базы предприятий гостиничного сервиса. Характеристика основных этапов процесса проведения маркетинговых исследований | 15 |
2.3.Потребительский рынок и покупательское поведение. Сегментация рынка, критерия и признаки сегментации | 22 |
Тема 3. Основные этапы процесса управления маркетингом в гостиничном бизнесе | 30 |
3.1. Ситуационный анализ маркетинговой среды | 30 |
3.2.Разработка маркетинговых стратегий на основе матрицы «продукт-рынок» и матрицы Бостонской консультационной группы | 34 |
Тема 4. Гостиничный продукт и формирование продуктовой стратегии гостиничного предприятия | 40 |
4.1. Гостиничный продукт- характерные особенности, его структура. Разработка гостиничного продукта на основе многоуровневого маркетингового подхода | 40 |
4.2 Концепция жизненного цикла продукта | 45 |
4.3 Позиционирование гостиничных продуктов и услуг | 49 |
Тема 5 Ценообразование в гостиничном маркетинге | 58 |
5.1. Цена как элемент комплекса маркетинга гостиничного предприятия. | 59 |
5.2. Особенности ценообразования в гостиничном бизнесе | 61 |
Тема 6. Политика распределения и стратегии сбыта гостиничных предприятий | 71 |
6.1 Основные понятия системы товаропродвижения. Каналы сбыта. Прямые и агентские продажи. | 71 |
6.2.Стимулирование продаж гостиничных продуктов. Применение инструментов интернет-маркетинга в системе распределения и продвижения гостиничного предприятия | 76 |
Тема 7. Система маркетинговых коммуникаций и стратегии | 89 |
7.1 Понятие маркетинговых коммуникаций и особенности формирования коммуникационной политики гостиничных предприятий. Реклама в индустрии гостеприимства — роль, значение и виды | 89 |
7.2 Методика разработки рекламной программы гостиничного предприятия | 107 |
7.3 Фирменный стиль гостиничного предприятия и особенности его разработки. Сайт гостиничного предприятия как элемент продвижения гостиничных продуктов и услуг. Особенности разработки и проектирования структуры, содержания и дизайна сайта | 111 |
Тема 8. Практика международного маркетинга в гостиничном бизнесе. | 119 |
8.1 Основные понятия и характеристика международного маркетинга в сфере гостиничного бизнеса. | 119 |
|
|
Тема 1.Сущность, содержание, основные понятия маркетинга. Маркетинг гостеприимства
Цель лекции: изучить основные понятия маркетинга, функции,цели, основные идеи и понятия гостиничного маркетинга.
Изучаемые вопросы темы:
1. Определения маркетинга. Исходные идеи маркетинга. Принципы маркетинга. Целевая ориентация и комплексность маркетинга. Функции и цели маркетинга. Введение в маркетинг услуг гостеприимства.
|
|
2. Концепции гостиничного маркетинга
Используемые информационные ресурсы:
Л.В. Семенова, В.С. Корнеевец, И.И. Драгилева Маркетинг гостиничного предприятия [Текст]: учебное пособие /Л.В. Семенова, В.С. Корнеевец - М: «Дашков и Ко, 2015-208с.
Интернет-ресурсы:
Шпырня, О. В. Маркетинг в индустрии туризма и гостеприимства: учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Туризм» и «Гостиничное дело» / О. В. Шпырня. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 119 c. — ISBN 978-5-93926-323-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78034.html
Определения маркетинга. Исходные идеи маркетинга. Принципы маркетинга.
Маркетинг - целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей.
Маркетинг гостеприимства – это система координации деятельности предприятия в процессе разработки, производства, реализации продуктов и услуг с целью получения максимальной прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребителя.
Цель маркетинга - создать у клиента желание обладать товаром или воспользоваться услугой.
1.Достижение максимально возможного высокого потребления.
2.Достижение максимальной потребительской удовлетворенности.
3.Предоставление максимально широкого выбора.
С точки зрения общественной значимости можно сформулировать 4 альтернативные цели маркетинговой деятельности предприятия гостеприимства:
-максимизация потребления гостиничных услуг;
-максимизация степени удовлетворенности туристов гостиничными услугами;
-максимизация выбора гостиничных услуг для туристов;
-максимизация качества гостиничных услуг.
Главная задача маркетинга – найти потребность и удовлетворить ее.
Задачи маркетинговой деятельности предприятия индустрии гостеприимства:
-комплексный анализ рынка туристских и гостиничных услуг, системный подход к достижению выдвинутых целей туристского (гостиничного) предприятия, при котором коммерческий успех обеспечивает вся совокупность средств маркетинговой деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства;
-определение потенциального и неудовлетворенного спроса;
-планирование туристского ассортимента, номенклатуры и ценовой политики;
-разработка мероприятий для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
-формирование туристского спроса;
Можно выделить следующие базовые принципы маркетинговой деятельности предприятия индустрии гостеприимства:
1. Тщательный учет при принятии любых управленческих решений потребностей, состояния и динамики рыночной конъюнктуры.
Следование данному принципу предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке туристских (гостиничных) услуг и их отношения к гостиничным услугам определенного предприятия и его конкурентов. При этом туристы часто недостаточно хорошо знают, чего именно они хотят. Они хотят только как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому одной из главных задач маркетинговой деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства является определение потребностей туристов.
2. Формирование условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка гостиничных услуг, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
Современная концепция маркетинговой деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (производственная, рекламная, сбытовая и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из задач маркетинговой деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства заключается в определении неудовлетворенных запросов туристов, чтобы ориентировать производство на удовлетворение данных запросов. Маркетинговая деятельность обозначает разработку, производство и сбыт тех гостиничных услуг, на которые действительно есть туристский спрос. Система маркетинговой деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства ставит производство гостиничных услуг в функциональную зависимость от запросов (спроса) и требует производить гостиничные услуги в ассортименте и объеме, нужных туристу. При реализации концепции маркетинговой деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства акцент принятия управленческих решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующих колебания рынка туристских и гостиничных услуг. Отдел маркетинга предприятия индустрии туризма и гостеприимства является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики. Здесь на основе тщательного анализа состояния и динамики конъюнктуры решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного турпродукта (гостиничной услуги).
3. Информирование потенциальных туристов о гостиничных услугах организации и влияние на туристов при помощи всех доступных средств и методов продвижения с целью склонить их приобрести именно данную гостиничную услугу.
Основой маркетинга индустрии гостеприимства является идея удовлетворения человеческих нужд, т.е. ощущения нехватки, недостатка чего-либо, неудовлетворенности чем-либо. Нужды людей многообразны и сложны, но небезграничны. Но нужда, воплощенная в конкретную форму, подвергается воздействию культурного и личностного развития индивидуума и трансформируется в потребность, т.е. у человека появляется мотив для действия и предприятия определенных шагов. Мотивированный человек способен и готов действовать, предпринимать необходимые для удовлетворения собственной потребности шаги. Как правило, потребности людей безграничны, ограничивающими факторами являются существующие ресурсы (временные, финансовые и проч.), которые являются лимитирующими факторами и ограничивают спрос на конкретную потребность. Для экономического рынка представляет интерес спрос, т.е. потребность, подкрепленная финансовой (покупательной) способностью. Измерителем этого является сделка — основная количественная единица, предполагающая коммерческий взаимообмен ценностями между двумя сторонами. Обмен происходит, как правило, на рынке, представляющем совокупность существующих или потенциальных покупателей услуг индустрии гостеприимства и туризма.
Аккумулируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что маркетинг — это завершающее понятие рыночного цикла, представляющее собой работу с рынком для осуществления взаимовыгодных обменов для удовлетворения потребностей и нужд людей.