Философия как социокультурный феномен. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения

Философия как социокультурный феномен. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

1. Философия как социокультурный феномен.

    Философия – это вид мировоззрения. Она возникла в 7-6 вв до н.э. А человечеству, когда появился человек разумный, где-то 40-30 тысяч лет. Это говорит о том, что должно было пройти много тысячелетий и столетий прежде чем забилась философская мысль. Должны были сложиться определенные исторические и культурные условия для этого. Должно было образоваться общество с определенным уровнем развития, прежде всего экономики. В первобытном обществе люди были озабочены элементарным выживанием. Им было не до философии. Только когда человек научился не просто потреблять природу, а делать то, что в природе в готовом виде не существовало (орудия труда) и смог обеспечить себя продуктами питания и облегчить свое существование, когда у него появилось свободное время, а этому способствовало рабство (другой уровень развития общества), он смог начать задавать себе вопросы: «какой мир вокруг нас и как он устроен?», «откуда взялся человек и каков смысл его существования?» и т.д. Появляется философия. А все, что создано человеком, а не взято из природы, есть культура. Поэтому философия тоже является частью культуры, но не материальной, а духовной.

2. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

           Мировоззрение представляет всю совокупность взглядов человека на окружающий мир, общество и самого себя. Исходя из мировоззрения, человек определяет смысл своей жизни, формирует систему своих ценностей, идеалов, установок. Мировоззрение обычного человека в определяющей степени зависит от общества, культуры, его социального и материального положения, образования. Выделяют следующие типы мировоззрения. Мифологическое – оно было свойственно первобытному сознанию и основывалось на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с человеком и его поведением.

  Религиозное мировоззрение - это совокупность представлений о мире и его происхождении, месте в нем человека, основанное на вере в сверхестественную силу и существование двух миров – высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного). В нем человек уже отделен от природного мира и составляет единство с родом человеческим.

Повседневно-обыденное мировоззрение – в основе его лежит здравый смысл и повседневный опыт многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. Оно эклектично, без системно. Может включать и правильные (научные) представления и предрассудки, суеверия, веру в сверхъестественное.

Философское мировоззрение - это система рационально обоснованных (опирающихся на разум) представлений о мире, месте в нем человека, его смысла существования.

Научно-философское мировоззрение – это система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека. Оно строится на основе философского осмысления научных данных, опирается на аргументы и факты, развивается вместе с наукой. Это надежная основа для правильной ориентации человека в мире, в выборе направления и средств его познания и преобразхования.

 

3. Структура философского знания.

Со времени появления философии в ней постепенно сложились определенные направления исследований, которые позже стали ее структурой. В основе ее лежат попытки мыслителей ответить на вопросы, волновавшие человека. Каков мир вокруг нас? Что он собой представляет? Рассуждения, а впоследствии и исследования дали начало ОНТОЛОГИИ (учении о бытие), ставшем разделом структуры философии. Ответ на вопрос:«Можно ли познать этот мир и какими способами?» дал развитие направлению философии ГНОСИОЛОГИИ (в рамках которой сформиловалась логика, методология и т.д.). Интерес мыслителей к человеку заложил основы АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ («От куда появился человек?, В чем его назначение, смысл жизни? и т.д.»).Ответы на эти и другие вопросы о человеке способствовали появлению в рамках этого направления этики и эстетики, аксеологии и др.Вопрос о том, «что такое общество, как оно возникло и почему человек всегда с другими людьми?» способствовал появлению СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. Из которой впоследствии вышли социология, политология, история и др.

Анализ развития философии уже в более позднее время привел к появлению в ее структуре ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, которая подробно исследует тот путь, который прошла философия до наших дне.

 

4.Функции философии в системе культуры.

    Так как культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития определенного человеческого сообщества и передовать от поколения к поколению, то философия как часть культуры (духовное создание человека, не существующая в готовом виде в природе) выражает содержание универсалий (понятий) культуры через систему категорий и расширяет возможности самой культуры. Поэтому КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ является основополагающей. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ помогает выработать человеку обобщающие представления о реальности, своем месте в ней, направлении поведения и деятельности. ГНОСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция дает человеку представление о путях познания, вооружает определенными методами мышления (законами логики). МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ориентирует в направлении правильных действий в сфере познания. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ - средствами философии помогает человеку (группе людей, обществу) выстроить свою систему ценностей (личности, группе, общечеловеческую и т.д.).КРИТИЧЕСКАЯ фуккция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности. ПРОГНАСТИЧЕСКАЯ функция дает прогнозы тенденций развития природных образований, общества, человека в различных сферах общества, предупреждает о глобальных опасностях, помогает избегать или предотвращать их своевременно ориентируя человечество на определенную деятельность или недеятельность.

5. Предпосылки возникновения философии.

    Философия – это вид мировоззрения. Она возникла в 7-6 вв до н.э. А человечеству, когда появился человек разумный, где-то 40-30 тысяч лет. Это говорит о том, что должно было пройти много тысячелетий и столетий прежде чем забилась философская мысль. Должны были сложиться определенные исторические и культурные условия для этого. Должно было образоваться общество с определенным уровнем развития, прежде всего экономики. В первобытном обществе люди были озабочены элементарным выживанием. Им было не до философии. Только когда человек научился не просто потреблять природу, а делать то, что в природе в готовом виде не существовало (орудия труда) и смог обеспечить себя продуктами питания и облегчить свое существование, когда у него появилось свободное время, а этому способствовало рабство (другой уровень развития общества), он смог начать задавать себе вопросы: «какой мир вокруг нас и как он устроен?», «откуда взялся человек, и каков смысл его существования?» и т.д. Но у человека должны были еще сформироваться определенные формы мышления. Это его сомнения, рассуждения, абстрактное мышление. Должен был быть значительно расширен его культурный кругозор (этому способствуют путешествия в другие страны, торговля с соседями). А еще очень важно было, чтоб люди могли обсуждать между собой свои наблюдения, суждения, говорить об этом вслух. То есть нужна была демократия (при тирании это невозможно). Вот при стечении всех предпосылок только и стало возможным появление настоящей философии.

6 Философия древней Индии

    Индийская философская культура является одной из самых древних в истории. Но ее часто называют предфилософией, так как в ней не сложились:система философских традиций, связь с наукой, в мышлении доминировала мифологизация, ритуализация. Основной акцент в индийской философии был сделан на самосовершенствование человека, на его внутренний мир, формирование в нем сосредоточенности на себя для подготовки слияния с божественной сущностью. Она (философия) требовала от человека БЕГСТВА ОТ МИРА (повернуться спиной к реальности, ко всему материальному) и сосредоточиться на духовности. Этому способствовали два важных направления БРАХМАНИЗМ и БУДДИЗМ. Брахманизм основывался на учении древних арийцев, пришедших в Индию с Севера и принесших ВЕДЫ, свое мировоззрение, включившее в философию Индии понятие о перерождениях (САНСАРУ), отработки в земной жизни своих поступков (КАРМУ), для дальнейшего ухода в НИРВАНУ (в небитие, к слиянию с божественной сущностью). Сосредоточенность человека на себе делала его пассивным, беспомощным влиять на свою реальную жизнь и заставляла смиряться с существующим социальным битием.

           БУДДИЗМ хоть и отрицал Веды, но в его основе лежат многие их положения. Главное в буддизме, который в последствие стал религией это утверждение, что жизнь есть СТРАДАНИЕ, а страдание потому, что у человека МНОГО ЖЕЛАНИЙ, все удовлетворить не может, вот и страдает. Значит, чтоб быть счастливым, надо ограничить желание, а это АСКЕТИЗМ. И четвертое ядро буддизма «ИСТИНА ПУТИ» ведущая к освобождению от страданий к нирване. А для этого надо соблюдать определенные правила: правильно верить, правильно решать, правильно действовать, правильный образ жизни, правильно думать, правильно говорить и применять особую психотехнику (йогу).

Для философской мысли Древней Индии были характерны яркая самобытность индийской философской культуры, опирающейся на мощные духовные традициии древне-индийского общества и яркий нравственный пафос.

 

7. Философия древнего Китая.

    Древнекитайскую философию также относят к предфилософии, так как она не сформировала свои четкие концепции бытия, не разрабатывала вопросы логического мышления и вообще проблем логики, была оторвана от развития наук и опиралась на мифологическое мировоззрение. Но она была самобытна и ее основной чертой было то, что она носила рациональный, прогматичный характе р. Учила как   жить в обществе, вести себя в нем и делала акцент на социальную составляющую для преуспеваемости и взаимной пользы. Главными школами в Древнем Китае были Конфуцианство, Легизм и Даосизм.

            КОНФУЦИЙ основатель своего учения проповедовал идею «благородного мужа» как всесторонне развитой личности, полагая, что этого легко достичь если следовать долгу, быть взаимно вежливым и не делать другим того, чего не желаешь себе. А долг он сформулировал в правиле «ветра и травы». Он считал, что у человека не будет проблем, если каждый будет выполнять свою определенную функцию подчинения. Так служащие подчиняются своим начальникам, так как они «трава», а начальники «ветер». Женщины подчиняются мужчинам. Они «трава», а «ветер» мужчины. Дети подчиняются родителям по этой же причине. Это очень устраивало императорскую власть в Китае и поэтому конфуцианство было поддержано свыше.

           ЛЕГИЗМ в пику Конфуцию, не считал, что человек самостоятельно станет благородным и будет вести себя правильно. Поэтому они считали, что государство должно основываться на строгих законах, а при их несоблюдении на наказании. Человека должен сдерживать страх наказания.

           А еще они внесли важный вклад в управление государством. Это право государства контролировать экономику, это отказ от традиции назначать на должности по наследству, заменив квалификационным экзаменом; это провозглашение равенства всех перед законом и утверждение, что нельзя править в новое время старыми методами (опираясь на традиции).

           ДАОСИЗМ. Это особое учение, согласно которому у всего на свете есть свой путь (дао). Все следует этому пути и поэтому нельзя ни во что вмешиваться, чтоб не нарушить единство мира. А человек это «стрела» кем-то пущенная. И от полета этой стрелы ничего не зависит. Она летит по пути, который не сама выбрала. На ее полет могут повлиять различные факторы (дождь, ветер, сила стрелка, свойства лука и т.п.). А значит стрела (человек) ни в чем не должна быть обвинена и с нее нечего спрашивать. Так и с человека нечего спрашивать, вины его ни в чем нет. Надо просто каждому следовать своему «дао»,функционирующим под действием простых потребностей жизни.

    Древнекитайская философия учила приспосабливаться к жизни в социальном обществе.

 

8. Этапы древнегреческой философии

    Древнегреческая философия была исторически первой попыткой сформулировать рациональную картину мироздания и ответить на основные вопросы, волнующие человека: «Какой мир вокруг нас и познаваем ли он?», «Как его можно познать? Какими методами?», «Что есть человек в этом мире и откуда он пришел? Каково его назначение, смысл жизни?», «Что такое общество? Как оно связано с человеком?».

Попытки отвечать на эти вопросы способствовали развитию направлений философии, ставшими в последствии ее структурой (онтологией, гносеологией, философской антропологией, социальной философией). Формирование этих направлений связано с различными этапами в истории Греции.

Их выделяют четыре. Натуролистический (досократовский), классический, эллинистический, римский.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ VII-VI вв. до н.э. Стремление ответить на вопрос, что является основой мира, привело к возникновению философских школ искавших первоматерию (субстанцию) и спорящих между собой. Первый философ Фалес считал первоматерией – воду, Анаксимен – воздух, Героклит – огонь, Демокрит – атом, Эмпидокл – земля, вода, воздух, огонь, Пифогор – число и т.д. Это дало в последующем поделить их на наивных, стихийных материалистов и идеалистов. Но они заложили основы ОНТОЛОГИИ. Подняли вопросы изменений в природе, обнаружили движение, противоречия, ввели понятия: «бытие», «субстанция», «материя» и др. В центре их интересов был космос в целом. Начали развиваться естественные науки, стремящиеся ответить на поставленные этими философами вопросы.

КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП V-IV вв. до н.э. Он знаменателен тем, что в нем заложена вся структура философии (онтология, гносеология, антропологическая философия, социальная философия). Первые философы погрязли в спорах о первоматерии и уже не могли предложить что-то новое, хотя с них начинается учение о бытие (ОНТОЛОГИЯ). Они зашли в тупик. Выводит их из тупика СОКРАТ, повернув философию к человеку и методам его познания. Его интересовали не материальные блага, не природа (удел богов), сам человек, его душа. «Познай самого себя!» призывал Сократ и предлагал методы, с помощью которых это стало бы возможным (метод диалектики, маевтики, введение и анализ категорий и понятий, без которых не может существовать человеческое мышление). Сократ считал, что человек творит зло от невежества и проповедовал обретение знания. Незнание, т.е. понимание, что ты чего-то не знаешь, есть стимул к знанию («Я знаю, что я ничего не знаю»).Он закладывает основы этики, эстетики, аксиологии.

           ПЛАТОН ученик Сократа вносит свой вклад в онтологию, гносеологию, социальную философию.

Он основоположник идеализма. Надо было синтезировать космологический, антропологический, натурфилософский периоды и выработать концепцию соответствующую времени. И Платон делит мир на мир вещей и мир идей, провозглашая последний главным. У него мир идей становится бытием. Он объясняет как мир идей, хранящийся у демиурга (творца всего), попадает при рождении в человека, а затем идеи вспоминаются последним. У того, кто вспомнил более всех – философ, мудрец, менее - воин, служащий, еще меньше ремесленник, землепашец, простой исполнитель. Отсюда он выделяет и слои в государстве.           АРИСТОТЕЛЬ – вершина древнегреческой философии. Он систематизирует все накопленные знания, приводит их в систему. Он вносит свой вклад в каждое из направлений зарождающейся философии. Он открыл, в смысле в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований – «первую философию». Ему принадлежит рассмотрение единства материи и формы как действительного бытия, выделение различных видов движения, создание науки логики, психологии, рассмотрение познавательного процесса, объяснение происхождения государства, отнесение человека к «политическому (т.е.социальному) существу» и выделение различных форм государства. Хорошее то, которое служит благу человека.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ этап III-II вв.до н.э. В это время Греция попадает в зависимость от Рима и постепенно становится одной из его провинций. В трудные времена социальных потрясений не до философствования. Людей интересует как выживать. И мыслители откликаются своими советами. Появляются школы: эпикуризм, стоицизм, скептицизм, киники. Эпикуризм учит получать удовольствия довольствуясь малым, призывая к аскетизму, отказываясь от социального активизма. Стремление к удовольствию –гедонизм.

Стоики учат стойко переносить все несчастия и трудности и мужественно встречать смерть.

Скептики во всем сомневаются и призывают к молчанию, не высказывать своих мыслей.

Киники отрицают блага цивилизации и своим поведением демонстрируют, как мало надо человеку, чтоб выжить.

 

9. Сократ, Платон, Аристотель и их вклад в развитие греческой философии.

   ). Первые философы погрязли в спорах о первоматерии и уже не могли предложить что-то новое, хотя с них начинается учение о бытие (ОНТОЛОГИЯ). Они зашли в тупик. Выводит их из тупика СОКРАТ, повернув философию к человеку и методам его познания. Его интересовали не материальные блага, не природа (удел богов), сам человек, его душа. «Познай самого себя!» призывал Сократ и предлагал методы, с помощью которых это стало бы возможным (метод диалектики, маевтики, введение и анализ категорий и понятий, без которых не может существовать человеческое мышление). Сократ считал, что человек творит зло от невежества и проповедовал обретение знания. Незнание, т.е. понимание, что ты чего-то не знаешь, есть стимул к знанию («Я знаю, что я ничего не знаю»).Он закладывает основы этики, эстетики, аксиологии.

           ПЛАТОН ученик Сократа вносит свой вклад в онтологию, гносеологию, социальную философию.

Он основоположник идеализма. Надо было синтезировать космологический, антропологический, натурфилософский периоды и выработать концепцию соответствующую времени. И Платон делит мир на мир вещей и мир идей, провозглашая последний главным. У него мир идей становится бытием. Он объясняет как мир идей, хранящийся у демиурга (творца всего), попадает при рождении в человека, а затем идеи вспоминаются последним. У того, кто вспомнил более всех – философ, мудрец, менее - воин, служащий, еще меньше ремесленник, землепашец, простой исполнитель. Отсюда он выделяет и слои в государстве.

           АРИСТОТЕЛЬ – вершина древнегреческой философии. Он систематизирует все накопленные знания, приводит их в систему. Он вносит свой вклад в каждое из направлений зарождающейся философии. Он открыл, в смысле в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований – «первую философию». Ему принадлежит рассмотрение единства материи и формы как действительного бытия, выделение различных видов движения, создание науки логики, психологии, рассмотрение познавательного процесса, объяснение происхождения государства, отнесение человека к «политическому (т.е.социальному) существу» и выделение различных форм государства. Хорошее то, которое служит благу человека.

Римский период -Iв.до н.э.-529 г.н.э. Идет зарождение христианства. В условиях тяжелейшего периода в истории Греции (набеги варворов с Севера, галлов с Запада, римляне хозяйничают на всей территории и устанавливают свою власть, демократии нет, правят тираны и т.п.). Начинается закат античной философии. Делаются попытки вернуться к учению Платону (неоплатонизм) Рим своей философии не создал. Новых идей не было, циркулировали эклектические соединения идей греческой философии и мистицизм. 

 

10. Особенности философии в средневековой европейской культуре.

    Философия средних веков – самый продолжительный период в развитии мировой философской мысли (II-XIVвв.). Средневековую философию питали два источника: идеи античных мыслителей и установки монотеистической религии. Религиозные представления становятся основой философского мировоззрения и существенным компонентом массового сознания. Религия объединила людей в условиях социальных потрясений.

           Вся философия этого времени проникнута теоцентризмом (тео – Бог), т.е. Бог в центре всего. Так как все создано Богом, то нечего искать из чего создан мир и как. Это сделал Бог. Не нужны науки, Есть Библия и она обо всем говорит. Человека также создал Бог по образу и подобию своему, зачем нужна антропологическая философия. Общество тоже – творчество Бога. Социальная философия тоже не нужна. А вот гносеология может пригодится. Необходимы методы логического мышления для доказательства Бога. Так философия становится служанкой богословия. В средневековой философской мысли три периода: апологетики, патристики и софистики. В период апологетики идет защита и пропаганда религиозных идей христианства, борьба с язычеством, оправдание христианского вероисповедания, переоценка ценностей античного мира, вера становится элементом культуры.

           В период патристики христианство уже становится государственной религией. Появляются дома Бога (церкви) и служители культа, обеспечивающие связь верующих с Богом, вырабатываются и соблюдаются ритуалы. Выдающийся представитель этого периода – Августин Блаженный. Он: жестко разделял душу и тела человека, призывая заботиться о душе, которая зовет к божественному и порицал тело, тянущее человека в ад. Ему принадлежит объяснение откуда в человеке зло (Бог дал ему свободу воли, свободу выбора) и в зле виноват не Бог, а сам человек, который выбирает не то, как его учит религия, отцы церкви. Он дает характеристику религиозного человека, каким должен быть верующий, поднимает вопросы религиозной морали. Он автор линейной интерпретации развития истории человечества (от сотворения мира до Армагедона (конца света).

            В период схоластики с XIв. начинается рационализация западного богословия. Выдающийся представитель схоластики – Фома Аквинский. Ему принадлежит разработка догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. (Он сделал Библию понятной простому верующему).Он добился, что Библию стали печатать и проповедовать на национальных языках, понятных народу, а не на латыне или греческом. Он соединил душу и тело (нет души без тела), а значит надо заботиться не только о душевном, но и телесном и это не грех. Он прекратил спор начавшийся в патристике об универсалиях (понятиях) ко- гда религиозные деятели не могли договориться, что реально существует: общее или единичное. Реалисты считали реально существует «общее», а «номиналисты», что общее существует после и вне вещи (то есть вперед единичная вещь, а потом общее всех вещей). Фома Аквинский был сторонником умеренного реализма, объяснив, что вначале все общее существует до вещей в божественном разуме, а потом понятия существуют в вещах и после них образуются в человеческом разуме. То есть, признавалось, что без единичного не может быть общего. Это открывало лазейку для изучения единичного, чем могла начать заниматься наука. Решение Аквинского проблемы сущности и существования закрепляло дуализм Бога и мира как главный принцип христианского монотеизма.

           Средневековая философия существенный вклад внесла в развитие формальной логике, разработала методы логического мышления, правила доказательств, ведения дискуссий. Она способствовала развитию морали и нравственности религиозного человека и человека вообще.

 

11. Философия эпохи Возрождения.

    С XIV в. в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы происходят существенные изменения, знаменующие начало эпохи Возрождения..Это период перехода от Средневековья к Новому времени (XIV –XVII вв.). Эту эпоху отличает ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Человек оказывается центральной фигурой цепи космического бытия. Для гуманистической мысли Возрождения характерно рассмотрение человека именно в его земном предназначении. Он становится центром всего. Происходит возвращение к античному философскому наследию. Гуманизм концентрирует внимание на внутреннем мире личности и через него по-новому трактует место человека во Вселенной, утверждает его права на счастье и гармоничное развитие. Человек обретает радости земного существования.

           Первыми гуманистами были поэты, писатели, художники, скульпторы, политики, ораторы.. Они выражали себя прежде всего в художественном творчестве, воспевая человека, поднимая его до божественного идеала. Постепенно начинают развиваться науки, обращаясь к изучению природы, а чтобы уйти от преследований церкви появляется пантеизм, т.е. утверждение, что Бог и природа равнозначны (Бог слит с природой). Значит, изучая природу, мы изучаем Бога.. Появляется натурфилософский этап, который подрывает многие религиозные утверждения. Так Джордано Бруно утверждал, что мир бесконечен, в многообразном мире происходит непрерывное движение, что земля не центр вселенной, она вращается. Его учение церковь назвала ересью и он был сожжен в Риме. Его идеи разделял Галилео Галилей, но он был стариком и вынужден был отказаться от своих взглядов. Но в Польше жил Николай Коперник, который опубликовал свои наблюдения в Англии, где утверждал, что земля не центр Вселенной, она вращается вокруг солнца, она обычная планета, шар, где нет верха и низа, а значит рая и ада и непонятно, где тогда обитает Бог. Это была Коперниканская революция, подорвавшая незыблемость религии. Эта была новая картина мира, гелиоцентрическая.

 

12. Теоцентризм и антропоцентризм в европейской философии.

Вся философия эпохи Средних Веков (II-XIV вв.) проникнута теоцентризмом (тео – Бог), т.е. Бог в центре всего. Так как все создано Богом, то нечего искать из чего создан мир и как. Это сделал Бог. Не нужны науки, Есть Библия и она обо всем говорит. Человека также создал Бог по образу и подобию своему, зачем нужна антропологическая философия. Общество тоже – творчество Бога. Социальная философия тоже не нужна. А вот гносеология может пригодится. Необходимы методы логического мышления для доказательства Бога. Так философия становится служанкой богословия.

С XIV в. в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы происходят существенные изменения, знаменующие начало эпохи Возрождения..Это период перехода от Средневековья к Новому времени (XIV –XVII вв.). Эту эпоху отличает ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Человек оказывается центральной фигурой цепи космического бытия. Для гуманистической мысли Возрождения характерно рассмотрение человека именно в его земном предназначении. Он становится центром всего. Происходит возвращение к античному философскому наследию. Гуманизм концентрирует внимание на внутреннем мире личности и через него по-новому трактует место человека во Вселенной, утверждает его права на счастье и гармоничное развитие. Человек обретает радости земного существования.

13.Философия Нового времени.

Ускоряющееся развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования отдельным наукам, отпочковавшимся от философии и превратившимся в самостоятельные научные отросли (физика, химия, биология, математика и др.). В центре философии оказываются теория познания, философия науки. Философы ищут «истинный» метод познания и мышления, который, должен привести к абсолютной истине. Начинается спор между рационалистами и эмпириками. Представителем рационалистов был француз Рене Декарт. Он считал, что все познается разумом, потому что только мышление несомненно. («Я мыслю, следовательно существую».) Он разработал научный метод, состоящий из определенных правил, согласно которому исследователь должен идти от общего к частному. Это метод дедукции. У него были последователи:Спиноза, Лейбниц. А в Англии другой философ Френсис Бэкон выдвигает идею несомненности эмпирического индуктивного знания. И формулирует свой метод: «муравья», «паука», «пчелы». Муравей собирает и все тащит в кучу (сбор фактов, проведение опытов и т.п.), паук все оплетает паутиной, то есть идет исследования, а пчела дает мед (продукт). Это означало, что к истине надо идти через индукцию, т.е. от единичного к общему. Его последователи Локк, Гоббс. Философы еще не понимали важности использования обоих методов.

    В Новое время появляется Деизм – дуалистическое мировоззрение, признающее одновременно и бытие Бога, и относительно независимый от него, развивающийся по своим собственным законом мир. (Бог создал этот мир и самоустранился. А что ему еще в нем делать? Ведь он все создает идеально!). Деизм позволил реабилитировать науку перед лицом религиозного сознания.Данное мировоззрение получило широкое распространение в Новое время (от Декарта и Бэкона до Руссо).

B материалистических учениях этого времени преобладала попытка свести всякую реальность к механическому движению, что было связано с бурным развитием физики и особенно ее раздела механики.,поэтому наука этого времени может быть определена как механико-материалистическая.

14. Гносеология Нового времени.

Ускоряющееся развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования отдельным наукам, отпочковавшимся от философии и превратившимся в самостоятельные научные отросли (физика, химия, биология, математика и др.). В центре философии оказываются теория познания (гносиология) философия науки. Философы ищут «истинный» метод познания и мышления, который, должен привести к абсолютной истине. Начинается спор между рационалистами и эмпириками. Представителем рационалистов был француз Рене Декарт. Он считал, что все познается разумом, потому что только мышление несомненно. («Я мыслю, следовательно существую».) Он разработал научный метод, состоящий из определенных правил, согласно которому исследователь должен идти от общего к частному. Это метод дедукции. У него были последователи: Спиноза, Лейбниц. А в Англии другой философ Френсис Бэкон выдвигает идею несомненности эмпирического индуктивного знания. И формулирует свой метод: «муравья», «паука», «пчелы». Муравей собирает и все тащит в кучу (сбор фактов, проведение опытов и т.п.), паук все оплетает паутиной, то есть идет исследования, а пчела дает мед (продукт). Это означало, что к истине надо идти через индукцию, т.е. от единичного к общему. Его последователи Локк, Гоббс. Философы еще не понимали важности использования обоих методов.

15. Немецкая классическая философия.

    Немецкая философия, основными представителями которой были И.Кант, Г.Гегель и Л.Фейербах, потому и называется классической, что эти философы последними придерживались сложившихся еще в античности классических традиций. Немецкая классическая философия стремилась максимально полно выявить возможности Разума посредством анализа проявления этих возможностей в различных областях философского знания (гносеологии, антропологической философии, социальной). Эта философия было оптимистичной (Разум может все!). Они считали разум основным измерением человеческого бытия. Все проявления духовной сферы ставились ими под контроль разума. Она была антропоцентрична. Она было системна и четко выражала свои теоретические постулаты определенным философским языком (категориями). Ее представители всегда опирались на труды своих предшественников, существовала переемственность в анализе и разрешении мировоззренческих проблем.

           Последние классические философы не только обобщили существующую до них философию, но и внесли в нее нечто новое. Так И.Кант поставил вопрос о границах человеческого разума и показал, что то, что нам является (феномен) может содержать в себе, то, что невозможно для познания (ноумен или «вещь в себе»), что наукой познаются лишь феномены, а не ноумены, поскольку вещь сама по себе во всей своей полноте не может быть представлена в сознании. Под вещами Кант понимал не только обычные вещи, но и мир в целом.

           Г Гегелю принадлежит введение в философию на идеалистической платформе учения о развитии (диалектики). Критикуя Канта за его утверждение, что человеку не дано постичь подлинную сущность мира, не соглашаясь с выводом об ограниченных возможностях разума, Гегель решил рассмотреть разум безотносительно к чувственным данным, как универсальный механизм проникновения в сущность бытия, обладающий неограниченным творческим потенциал, как «мировой разум». Только такой разум способен постичь абсолютную истину. И он это показывает на примере Абсолютной идее (это мир во всем своем многообразии), которая постоянно находится в движении и перемещении (тезис-антитезис-синтез). Созданная им диалектическая система идеалистична, так как все превращения Абсолютной идеи происходят в сфере мышления. Но метод, которым он исследует постижение истины, диалектический метод, был взят мыслителями на вооружение и стал применяться. Диалектика Гегеля это 1) процесс развития Абсолютной идеи как единство предмета и понятия о нем; 2) движение мышления от абстрактного к конкретному, формой которого является понятие; 3) движение от одного противоречия к другому (анализ противоречивых, разнонаправленных сторон бытия.

Гегелевская философия – это попытка свести все достижения человеческого духа в стремление обосновать возможность свободы через доказательство неограниченного творческого потенциала разума, способного к тому же существовать автономно от индивидуального сознания.

    Л. Фейербах, рассматривая все разделы предшествующей философии и критикуя многие их положения, заявил о себе прежде всего как философ, считающий, что философия должна стать антропологической, поскольку человек - главный ее и объект и субъект. Он поставил ряд проблем, связанных с проблемой человека и его существования, которые стали исходными, основополагающими для последующих поколений философов. А еще Фейербах резко критиковал религию. Сама идея Бога, отмечал Фейербах, представляет собой результат обожествления человека, а также устранения всего того, что человеком рассматривается как ограничение и зло. Выступая против христианства, выдвигая идею его упразднения, немецкий мыслитель стремиться восстановить веру человека в самого себя, принцип гуманизма и тем самым сделать человека свободным.

16. И.Кант и Г.Гегель и их вклад в развитие европейской философии.

Немецкая философия, основными представителями которой были И.Кант, Г.Гегель и Л.Фейербах, потому и называется классической, что эти философы последними придерживались сложившихся еще в античности классических традиций. Немецкая классическая философия стремилась максимально полно выявить возможности Разума посредством анализа проявления этих возможностей в различных областях философского знания (гносеологии, антропологической философии, социальной). Эта философия было оптимистичной (Разум может все!). Они считали разум основным измерением человеческого бытия. Все проявления духовной сферы ставились ими под контроль разума. Она была антропоцентрична. Она было системна и четко выражала свои теоретические постулаты определенным философским языком (категориями). Ее представители всегда опирались на труды своих предшественников, существовала переемственность в анализе и разрешении мировоззренческих проблем.

           Последние классические философы не только обобщили существующую до них философию, но и внесли в нее нечто новое. Так И. Кант поставил вопрос о границах человеческого разума и показал, что то, что нам является (феномен) может содержать в себе, то, что невозможно для познания (ноумен или «вещь в себе»), что наукой познаются лишь феномены, а не ноумены, поскольку вещь сама по себе во всей своей полноте не может быть представлена в сознании. Под вещами Кант понимал не только обычные вещи, но и мир в целом.

           Г Гегелю принадлежит введение в философию на идеалистической платформе учения о развитии (диалектики). Критикуя Канта за его утверждение, что человеку не дано постичь подлинную сущность мира, не соглашаясь с выводом об ограниченных возможностях разума, Гегель решил рассмотреть разум безотносительно к чувственным данным, как универсальный механизм проникновения в сущность бытия, обладающий неограниченным творческим потенциал, как «мировой разум». Только такой разум способен постичь абсолютную истину. И он это показывает на примере Абсолютной идее (это мир во всем своем многообразии), которая постоянно находится в движении и перемещении (тезис-антитезис-синтез). Созданная им диалектическая система идеалистична, так как все превращения Абсолютной идеи происходят в сфере мышления. Но метод, которым он исследует постижение истины, диалектический метод, был взят мыслителями на вооружение и стал применяться. Диалектика Гегеля это 1) процесс развития Абсолютной идеи как единство предмета и понятия о нем; 2) движение мышления от абстрактного к конкретному, формой которого является понятие; 3) движение от одного противоречия к другому (анализ противоречивых, разнонаправленных сторон бытия.

Гегелевская философия – это попытка свести все достижения человеческого духа в стремление обосновать возможность свободы через доказательство неограниченного творческого потенциала разума, способного к тому же существовать автономно от индивидуального сознания.

17. Основные достижения философии марксизма.

Марксизм – это учение двух мыслителей Маркса и Энгельса. Ими был создан диалектический и исторический материализм. Главная философская идея марксизма – материалистическое понимание истории. Маркс ввел в научный оборот такие философско-социологические понятия как «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественно-экономическая формация», «социальная революция »", «общественное сознание » и др.

    Важное достижение марксизма – учение о повторяемости истории, о наличии в ней объективных законов, которые можно познать, а затем использовать полученные знания для ускоренного развития общества. Отсюда идея Маркса о неизбежности наступления коммунизма и его победы во всем мире, о переходном к этой победе периоде – государстве диктатуры пролетариата. Общество они рассматривали как целостную систему, элементы которой структурно и функционально связаны между собой, систему, способную изменяться и эволюционировать под влиянием внутренних противоречий между ее частями.           Марксизм показал, что базисом в обществе служит материальное (экономика), а духовное, политическое – это надстройка, которая зависит от базиса («Бытие определяет сознание».). Применяя диалектику, марксизм показал, что переход общества с одной ступени на другую происходит через столкновение противоречий (развитие производительных сил вступает в противоречие с производственными отношениями). Ими было создана формационная теория развития общества и выделены 5 формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в будущем коммунистическая). Они показали, что переход с одной формации на другую может происходит эволюционным путем (через изменение законов в обществе) или революционным (через социальную революцию) и развили учение о социалистической революции и ее гегемоне – пролетариате и коммунистической партии – вожде революции. Движение общества вперед, на более высокий уровень есть прогресс, а на более низкий – регресс.

           Заслугой Маркса и Энгельса является то, что они впервые в истории философии придали диалектике материалистический характер, сместили акцент при анализе реальности на практическую деятельность людей. Материализм стал практическим. («Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».).

18. Классическая и неклассическая философия.

    Во второй половине XIX в. крупнейшие мыслители этого периода пытались осмыслить сущность и причины начавшегося кризиса западной цивилизации, его последствия для бытия человека, необходимость переоценки господствующих ценностей и культуры, основанной на них, чтобы найти новые смысложизненные ориентиры и новые способы «включения» человека в мир, как природный, так и социальный. Начинается формирование нового типа философствования – философии «неклассической».

           Классическая философия имела четкую структуру (онтология, гносеология, антропологическая философия, социальная философия), проблема существования всеобщего, проблема сущности мира и человека, универсальных методов познания, всеобщих принципов истории и т.д. были основными темами философских размышлений. Классическая философия всегда опиралась на разум, была рациональна. оптимистична, отводила ему в познании мира главенствующую роль («Разум вперед!). Разум рассматривался как абсолютная ценность, как средство изменения и совершенствования мира и человека. Классическая философия  ориентировалась на построение объяснительных моделей объективной и субъективной реальности. Она провозглашала безграничную веру в науку.

    Неклассическая философия выступает в двух направлениях: «традиционалистской» и «критической». Первая пытается сохранить классические традиции (неокантианство, неогегельянство, неотомизм), разработать новые подходы, принципы, решения, но доминирующей не становится хотя, и предложила свои варианты переосмысления классического наследия. Вторая (критико-антропологическая) в качестве центральной философской проблемы определяет проблему человека. Ее представители С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, А.Бергсон и др. Они рассматривают человека не как существо познающее или социально-практическое (разуму отставка!), а как существо чувствующее, переживающее, свободно созидающее себя. Отвергая тезис классиков об автономности разума, неклассики на его место ставят интуицию, волю. Это иррационализм.  Активность личности – это активность обращенная внутрь самого индивида, активность как самосозидание. Неклассические философы проявляют интере с не к всеобщему, а к единичному, к его своеобразию, стремятся воссоздать уникальность отдельных видов и сторон бытия.  Они ищут ответ на вопрос: Что нужно предпринять, чтобы остаться человеком в этом бесчеловечном мире, как сделать мир более человечным?». Неклассическая философия без системна, часто эклектиична. Ее представители выражают свои мысли в литературных формах, афоризмах. У них не существует четких понятий, универсальных категорий. Но, тем не менее, неклассическая философия значительно расширяет проблемное поле философии. Так появились новые темы: коммуникация, понимание, мир повседневности, глобальные проблемы, человек и техника.

19. Основные направления неклассической философии.

    Неклассическая философия выступает в двух направлениях: «традиционалистской» и «критической». Первая пытается сохранить классические традиции (неокантианство, неогегельянство, неотомизм), разработать новые подходы, принципы, решения, но доминирующей не становится хотя, и предложила свои варианты переосмысления классического наследия. Вторая (критико-антропологическая) в качестве центральной философской проблемы определяет проблему человека. Это «философия жизни», экзистенционализм, психоаналитическое направление и др.   Ее представители С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, А.Бергсон,В.Дильтей,  Ж.П.Сартр, А.Камю, З.Фрейд и др. Они рассматривают человека не как существо познающее или социально-практическое (разуму отставка!), а как существо чувствующее, переживающее, свободно созидающее себя. Отвергая тезис классиков об автономности разума, неклассики на его место ставят интуицию, волю, либидо, бессознательное и.т.п.. Это иррационализм. Активность личности – это активность обращенная внутрь самого индивида, активность как самосозидание. Неклассические философы проявляют интере с не к всеобщему, а к единичному, к его своеобразию, стремятся воссоздать уникальность отдельных видов и сторон бытия. Они ищут ответ на вопрос: Что нужно предпринять, чтобы остаться человеком в этом бесчеловечном мире, как сделать мир более человечным?». Неклассическая философия беcсистемна, часто эклектична. Ее представители выражают свои мысли в литературных формах, афоризмах, эссе. У них не существует четких понятий, универсальных категорий. Но, тем не менее, неклассическая философия значительно расширяет проблемное поле философии. Так появились новые темы: коммуникация, понимание, мир повседневности, глобальные проблемы, человек и техника.

    К неклассической философии относят также феминологию, структурализм, герменевтику.

 

20. Проблема бытия в философии.

Категория «бытие» одна из первых по происхождению. Ввел в обиход древнегреческий философ. Парменид. Она обозначает все, что имеет место быть. Это мир в целом как стабильное целое, как единство бытия и небытия. Выделяют материальное бытие (первая природа, все, что существует независимо от сознания, и вещи, созданные человеком, т.е.вторая природа); духовное (идеальное) бытие (это проявление сознания: влечения, побуждения, чувства, переживания, мысли, знания, убеждения, установки и т.д.); бытие социальное ( бытие отдельного человека и общества в истории, а также бытие общества).

Формами бытия являются природа и культура, субъект и объект, деятельность и общение. Попытки мыслителей определить, что объединяет основные формы бытия привел к появлению категории субстанци и, выражающей то, что обеспечивает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, т.е. конкретных форм бытия. Субстанция это материал из которого произошло все сущее. Если субстанция понималась как одна (только вода, или только огонь и т.п. у древних) – это монизм, если две- дуализм (природа и Бог), если много(земля, вода, огонь, воздух) – плюрализм.

У бытия есть уровни: личностный и общественный; актуальный (наличный в данный момент) и потенциальный (воображаемый).

 

21. Понятие материи в философии и науке.

    Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно использовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:атомистическая модель (Демокрит);эфирная модель (Декарт);вещественная (Гольбах).

           Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".

           Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

           Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними. Пространство трехмерно (по крайней мере в известных нам областях мира.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одномерно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

22. Основные атрибуты материи.

Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".

           Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

           Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними. Пространство трехмерно (по крайней мере в известных нам областях мира.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одномерно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

23. Диалектика как философская теория развития.

           Диалектика - теория о развитии всего сущего в мире и философский метод, основанный на ней. При помощи диалектики ученые могут теоретически изучать разные аспекты реальной действительности (материю, дух, сознание и познание), а также их развитие. Диалектика в философии показывает отражение этого процесса через собственные (диалектические) законы, категории и принципы – в отличие от метафизики, которая изучает конкретный предмет в конкретный момент времени и в конкретном состоянии.

           Развитием называется один из важнейших признаков материи и общее ее свойство. Причем, это развитие не только механическое (увеличение в размерах), но и интеллектуальное, подразумевающее переход материи на очередную ступень организации. Диалектика в философии также обозначает развитие как своеобразное движение. Без этого движения развитие не возможно. Диалектика действует в соответствии с несколькими законами, то есть определенными объективными, от человека и его воли не зависящими, повторяющимися связями между всеми сущностями действительности и внутри этих сущностей. Эти законы общие, необходимые и стабильные, охватывающие все сферы действительности и раскрывающие основы взаимосвязей движения и развития в самой их глубинной сфере. Что касается метафизики, то развитие (как и его законы) она ни в коей мере не затрагивает.

           Диалектика в философии руководствуется в первую очередь законом единства и борьбы противоположностей, смысл которого заключается в том, что в реальной действительности все сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся при этом в постоянной борьбе. Самым ярким примером действия диалектического закона является день и ночь, молодость и старость.

           Закона отрицания отрицания, то его суть заключается в простом определении: все новое, приходящее на место старого, это старое отрицает, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового. Примеры действия этого закона – смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.

           Закон перехода количественных изменений в качественный. Чем больше упрожняешься в чем-то, тем выше результат.

 

24. Исторические формы диалектики.          

Классическое определение диалектики принадлежит Ф. Энгельсу: диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Основанный на ней метод и есть диалектико-материалистический метод - система требований, вытекающих из наиболее общих законов всякого движения и поэтому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой. В теории философии различают 2 вида диалектики - объективную и субъективную. Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

           В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая (идеалистическая), которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Материалистическая диалектика является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Чтобы познать объективную истину, мысль должна следовать законам, определяемым самим реальным миром.

25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

           Линейная (стадиальная) модель представляет историко-культурный процесс как непрерывное поступательное, восходящее развитие человечества, которое при этом проходит определённые стадии в своём развитии. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени». Примерами линейного подхода к историческому процессу могут служить следующие модели: 1.Библейская периодизация по возрастам (Адам – Ной – Моисей - … - Иисус Христос – последующие века). 2. Августина Блаженного в Средние века – от сотворения мира до апокалипсиса. 3.Периодизация А. Тюрго, А. Смита (первобытная охотничье-собирательная стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая (торгово-промышленная) стадии). 4. Формационная концепция исторического процесса К. Маркса, Ф. Энгельса. В этой концепции периодизация исторического процесса даётся через закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

           Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях: прогрессивном (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному); регрессивном (процесс сужения возможностей системы, упрощение и разрушение системы).

           Нелинейная (циклическая) модель исторического процесса отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Весь путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь – не стрела, а круг. Нелинейные интерпретации истории восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени). Согласно теории Дж. Вико, одного из основоположников истории в 18 в, исторический круговорот складывается из трёх стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию, и исторический цикл начинается сначала.

           Современные социальной философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационном анализе общества. Центральным понятием в данном подходе является понятие «цивилизация», которое в настоящее время употребляется в разных смыслах. В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизация являет собой степень развития всего общества, а не только его экономической сферы.

В теории постиндустриального общества Д. Белл в истории человечества выделял три стадии: традиционная (доиндустриальная) стадия,. Индустриальная стадия (становление и развитие которой связано с промышленной революцией конца 18-начала 19в.). Постиндустриальная стадия развития общества. (вторая половина 20 в.). для постиндустриального общества характерно: ведущая роль сферы услуг, изменение в социальной структуре общества, создаются интеллектуальные технологии. Решающим становится уровень знания и образования,.

 

 26.Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.     Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человек понимается как комбинация души и тела. Человек имеет:· тело (дом для души);· душу (состоит из разума и нравственности). Задача человекавсегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины..
Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.

Платон, ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела: - душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;- тело - враждебная душе материя;- душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;- тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т. к.а) телесность ставит человека в животный мир, аб) душа возвышает его над миром.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он:1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом );
           В философии Средневековья. Ч еловек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Человек представляет собой великую троицу —разума сердца и воли. Это три составляющих его внутреннего мира. Но главное размежевание проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».В социальном плане человек—пассивный участник божественного порядка, существо ничтожное по отношению к Богу. Главная задача для человека – приобщиться к Богу, обрести спасение в день Страшного суда.

       Философия эпохи Возрождения с тавит человека на земную основу, она отмечает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими существами. Философия проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими  достоинствами.
    Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры (гуманизма).
Т. Гоббс (1588-1679) противопоставляет человека и общество. В противоположность Аристотелю, утверждает, что человек—существо не общественное. Напротив, «человек человеку—волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Глубинная основа такого состояния—всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений.

Р. Декарт (1596—1650)—основатель рационализма, считает, что человек состоит из двух разнокачественных субстанций—души и тела. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, а душа мыслит. Специфика человека усматривается в разуме и мышлении. Человек—это разумное существо.
Немецкая классическая философия о человеке.

И. Кант (1724—1804 гг.) отстаивает точку зрения, что: 1) человек двойственен и одновременно есть «самый главный предмет в мире»; 2) он принадлежит двум мирам: с одной стороны - природной необходимости, а с другой—нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится нравственной деятельности человека;3) человек «свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого себя». При этом, исходный принцип поведения человекакатегорический императив —формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что каждая личность является самоцелью и самодостаточна, не должна рассматриваться ни в коем случае как средство достижения даже очень благих целей; 4) основное отличие человека от других существ—самосознание;5) у человека есть сознательное и бессознательное—«темные представления, не контролируемые разумом.

Г. Гегель (1770—1831) утверждал, что человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. 1) Отличие человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow