По дебету счета 90-2 «Себестоимость продажи» отражается

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. Перечислите первичные документы, используемые для учета личного состава, отработанного времени и выработки продукции.

2. Назовите формы и системы оплаты труда.

3. Как осуществляется оплата сверхурочного времени, выходных и праздничных дней, простоев, отпусков?

4. Назовите состав фонда заработной платы.

5. Перечислите удержания из оплаты труда.

6. Как осуществляется синтетический учет расчетов по оплате труда?

7. Как осуществляется аналитический учет расчетов по оплате труда?

8. Как осуществляется учет депонированной заработной платы?

Тестовые задания по теме №12

1. Удержание из заработной платы работника добровольных страховых взносов в ПФР, направляемых на накопительную часть его трудовой пенсии, сопровождается проводкой:

а) Дебет 70 Кредит 69 субсчёт "Расчёты с ПФР";

б) Дебет 70 Кредит 76;

в) Дебет 70 Кредит 91-1.

2. Задолженность работника - учредителя организации, возникшая на основании решения собрания учредителей в части покрытия полученного убытка, отражается записью:

а) Дебет 70 Кредит 84;

б) Дебет 73 Кредит 84;

в) Дебет 75 Кредит 84;

г) Дебет 76 Кредит 84.

3. Начисление пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни отражается записью:

а) Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 70;

б) Дебет 69 субсчёт "Расчёты с ФСС России" Кредит 70;

в) Дебет 91-2 Кредит 70.

4. Списание числящейся задолженности по оплате труда работникам подразделения на расчеты с другим обособленным подразделением организации, выделенным на отдельный баланс, отражается проводкой:

а) Дебет 70 Кредит 76;

б) Дебет 79 Кредит 70;

в) Дебет 70 Кредит 79.

5. Выдача работникам заработной платы готовой продукцией отражается записью:

а) Дебет 70 Кредит 43;

б) Дебет 70 Кредит 90-1;

в) Дебет 70 Кредит 91-1.

ТЕМА 13. Сущность и порядок учета капитала организации

Изучив тему, вы узнаете:

• сущность и особенности формирования уставного капитала в организациях различных организационно-правовых форм

• сущность и порядок формирования добавочного капитала

• как формируется резервный капитал

• порядок учета нераспределенной прибыли

13.1. Учет уставного капитала

Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) в активы организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Акционерные общества формируют уставный капитал путем первичной эмиссии ценных бумаг. Акции продаются по открытой подписке всем желающим на условиях, установленных законодательством. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

В закрытых акционерных обществах акции распределяются только между участниками в соответствии с долей участия каждого. Акции могут не выпускаться, а доля участия каждого будет определяться уставом. Минимальная величина уставного капитала акционерного общества предусмотрена Федеральным законом «Об акционерных обществах» и составляет для закрытых акционерных обществ 100, а для открытых акционерных обществ 1000 МРОТ.

Денежная оценка активов, вносимых в оплату акций при учреждении общества, проводится по соглашению между учредителями. Если номинальная стоимость приобретаемых акций акционерного общества подлежит оплате неденежными средствами, то для определения рыночной стоимости активов должен привлекаться независимый оценщик.

В уставе акционерного общества могут быть установлены ограничения на виды активов, которыми оплачиваются акции и иные ценные бумаги общества.

Оплата акций общества при его учреждении осуществляется учредителями по цене не ниже номинальной стоимости акций.

В акционерных обществах при формировании уставного капитала необходимо выполнять следующие требования:

- уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами;

- все акции являются именными и при учреждении должны быть размещены среди учредителей;

- номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой;

- номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества;

- акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом, но не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено в течение трех месяцев, а оставшаяся часть - в течение года с момента регистрации общества;

- форма оплаты должна соответствовать договору о создании общества или уставу;

- выпуски акций открытых и закрытых акционерных обществ подлежат обязательной регистрации;

- аналитический учет ведется по учредителям, стадиям формирования капитала и видам акций.

Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем дополнительной эмиссии акций или увеличения номинальной стоимости акций. Согласно ст. 100 ГК РФ увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его оплаты.

Формирование и движение уставного капитала отражается на счете 80 «Уставный капитал», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 80-1 «Объявленный капитал»; 80-2 «Подписной капитал»; 80-3 «Оплаченный капитал»; 80-4 «Изъятый капитал».

Синтетический и аналитический учет на счете 80 «Уставный капитал» ведется в ведомости по учредителям (участникам) организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

Для обобщения информации о расчетах с учредителями используется счет 75 «Расчеты с учредителями», который имеет два субсчета: 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» и 75-2 «Расчеты по выплате доходов».

На субсчете 75-1 учитываются расчеты с учредителями организации по вкладам в уставный (складочный) капитал, на субсчете 75-2 - задолженность учредителям по начисленным дивидендам.

Синтетический и аналитический учет расчетов с учредителями ведется в ведомости по каждому учредителю (участнику).

Уменьшение уставного (складочного) капитала при выбытии одного из учредителей в бухгалтерском учете хозяйственного товарищества, производственного кооператива отражается с использованием счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Уменьшение уставного капитала может происходить при выходе учредителей из общества, аннулировании обществом собственных акций, а также при превышении уставного капитала над размерами стоимости чистых активов.

При выходе учредителей из акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью общество выкупает собственные акции (доли) с использованием счета 81 «Собственные акции (доли)».

13.2. Учет добавочного капитала

Добавочный капитал формируется в процессе хозяйственной деятельности организации. В составе добавочного капитала отражаются:

- прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки;

- сумма разницы между продажной (рыночной) и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость;

- курсовые разницы, связанные с формированием уставного (складочного) капитала.

Учет добавочного капитала организуется на счете 83 «Добавочный капитал», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 83-1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»; 83-2 «Эмиссионный доход»; 83-3 «Курсовые разницы по вкладам учредителей в иностранной валюте в уставный капитал».

Составляющие добавочного капитала, как правило, не списываются. Дебетовые записи по счету 83 «Добавочный капитал» могут иметь место в случаях: погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам переоценки и списания дооценки основных средств при выбытии объекта (см. табл. 13.7); направления добавочного капитала на увеличение уставного капитала; распределения добавочного капитала между учредителями.

Синтетический и аналитический учет добавочного капитала ведется в ведомости по источникам образования и направлениям использования средств.

13.3. Учет резервного капитала

Резервный капитал предназначен для покрытия убытков организации, погашения облигаций организации, выкупа собственных акций. Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. Обязательным является формирование резервного капитала акционерными обществами и предприятиями с участием иностранного капитала.

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» минимальный размер резервного капитала должен составлять 5% суммы уставного капитала.

Источником формирования резервного капитала является нераспределенная прибыль.

Движение средств резервного капитала учитывается на счете 82 «Резервный капитал». Синтетический и аналитический учет ведется в ведомости по источникам образования и направлениям использования средств.

Бухгалтерские записи по учету движения резервного капитала представлены в табл. 13.8.

Таблица 13.8. Корреспонденция счетов по учету движения резервного капитала

13.4. Учет нераспределенной прибыли

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли и непокрытого убытка организации используется счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сумму прибыли отчетного года, сформированную на счете 99 «Прибыли и убытки», переносят в кредит счета 84 заключительными оборотами декабря. При получении по результатам года убытка его сумму списывают обратной записью. По состоянию на 1 января следующего за отчетным года счет 99 «Прибыли и убытки» не имеет сальдо.

Прибыль распределяется на основании решения учредителей организации и может быть направлена на выплату доходов учредителям, создание резервных фондов, формируемых в добровольном и обязательном порядке, производственное развитие, приобретение (создание) внеоборотных активов. В аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) внеоборотных активов и еще не использованные, разделяются.

При выбытии объекта основных средств сумму его дооценки, числящуюся в составе добавочного капитала, переносят в нераспределенную прибыль организации.

На счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) также относят сумму уценки объекта основных средств, превышающую сумму дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации, в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды.

Синтетический и аналитический учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организуют в ведомости по источникам и направлениям использования средств.

1. Как осуществляется учет уставного капитала в акционерных обществах?

2. Как осуществляется учет собственных акций (долей) организации?

3. Как осуществляется учет формирования добавочного капитала?

4. Перечислите направления использования добавочного капитала.

5. Как осуществляется учет резервного капитала?

6. Как осуществляется учет нераспределенной прибыли?

Тестовые задания по теме №13

1. Учтенная на счете "Добавочный капитал" организации сумма дооценки нематериального актива в результате его переоценки при его выбытии:

а) продолжает числиться на этом счете;

б) переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

в) переносится с добавочного капитала организации на счет учета прочих доходов и расходов.

2. Образование резерва под снижение стоимости готовой продукции отражается записью:

а) Дебет 43 Кредит 14;

б) Дебет 91-2 Кредит 14;

в) Дебет 91-2 Кредит 96;

г) Дебет 14 Кредит 91-1;

д) Дебет 96 Кредит 91-1.

3. Увеличение складочного капитала товарищества за счет переоценки основных средств после перерегистрации товарищества отражается записью:

а) Дебет 01 Кредит 80;

б) Дебет 82 Кредит 80;

в) Дебет 83 Кредит 80;

г) Дебет 84 Кредит 80.

4. Бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета: Д-т сч. 80 «Уставный капитал» К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями» означают:

а)формирование уставного капитала за счет вкладов учредителей;

б)операция по распределению капитала при реорганизации и ликвидации предприятия;

в)выплата дивидендов учредителям;

г)формирование уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

5. Какова корреспонденция счетов при формировании уставного капитала после государственной регистрации предприятия в сумме вкладов учредителей, предусмотренных учредительными документами:

а) Д 80 «Уставный капитал» К 75 «Расчеты с учредителями», суб­счет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;

б) Д 01 «Основные средства» К 75 «Расчеты с учредителями», суб­счет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;

в) Д 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал», К 80 «Уставный капитал»;

г) Д 79 «Внутрихозяйственные расчеты» К 80 «Уставный капитал»?

ТЕМА 14. Сущность и порядок учета затрат на производство

Изучив тему, вы узнаете:

· сущность затрат, а также характеристику таких понятий как расходы, издержки, себестоимость и калькулирование

· как классифицируются затраты на производство продукции

· какие системы счетов для учета затрат на производство применяются в организациях

· порядок определения себестоимости продукции

14.1. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и продажу.

Затраты организации на производство в соответствии с их экономическим содержанием группируют по экономическим элементам. Перечень элементов затрат определен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и включает:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизацию;

5) прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. Номенклатура калькуляционных статей затрат включает:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

4) топливо и энергию на технологические цели;

5) заработную плату производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) расходы на подготовку и освоение производства;

8) общепроизводственные расходы;

9) общехозяйственные расходы;

10) потери от брака;

11) прочие производственные расходы;

12) расходы на продажу.

Первые одиннадцать статей образуют производственную себестоимость продукции, а итог всех двенадцати статей  полную себестоимость продукции.

Организация производственного учета является внутренним делом хозяйствующего субъекта и определяется экономическими, юридическими, организационными, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентностью руководителей и их потребностями в управленческой информации. Администрация организации самостоятельно принимает решение, в каких разрезах классифицировать затраты, детализировать места их возникновения, вести учет фактических либо нормативных (плановых), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

Для целей ведения учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирования себестоимости выпуска продукции, вида продукции, единицы продукции и решения иных проблем управленческого характера организации должны руководствоваться соответствующими отраслевыми инструкциями и указаниями.

Затраты на производство классифицируют и по другим признакам.

В зависимости от экономической роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные.

Основными затратами называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства. Это сырье, материалы, топливо и энергия технологические, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Накладные расходы связаны с управлением производством и его обслуживанием.

По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на прямые затраты и косвенные расходы.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо включены в себестоимость продукции.

Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием производства и не могут быть прямо включены в себестоимость отдельных видов продукции, а между отдельными изделиями распределяются пропорционально какой-либо условной базе, избранной организацией.

По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Переменные затраты - это затраты, размер которых меняется пропорционально объему производства продукции.

Условно-постоянные затраты - это затраты, размер которых не зависит от изменения объема производства продукции.

14.2. Группировка затрат по экономическим элементам

По элементу «Материальные затраты» отражаются следующие затраты:

- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

- на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенной или проданной продукции (включая предпродажную подготовку) и на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других активов, не являющихся амортизируемыми. Стоимость таких активов включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода этих активов в эксплуатацию;

- на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, или полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке в организации;

- на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе для производственных нужд организации) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации.;

- связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

Сумма материальных затрат уменьшается на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительные качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются:

- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

- начисления стимулирующего характера;

- начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

- стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

- расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления детей, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

- денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

- единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- надбавки, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам или в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- другие виды расходов, произведенных в пользу работника и предусмотренных трудовым или коллективным договором.

По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным ставкам в следующие фонды:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- фонды обязательного медицинского страхования;

- Фонд социального страхования Российской Федерации.

По каждому фонду отчисления производятся в соответствии с порядком, установленным ФЗ-212-ФЗ, 213-ФЗ.

В состав отчислений на социальные нужды также включаются:

- суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования;

- суммы платежей (взносов) организации по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

По элементу «Амортизация» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление объектов основных средств и нематериальных активов, рассчитанная методами, предусмотренными нормативными актами по бухгалтерскому учету.

По элементу «Прочие затраты» отражаются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также затраты на сертификацию продукции и услуг, оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, служебные командировки, оплату юридических и информационных услуг, представительских расходов и другие затраты, не нашедшие отражения в составе перечисленных элементов.

14.3. Система счетов для учета затрат на производство

14.3.1. Учет затрат основного производства

Учет затрат основного производства организуется на счете 20 «Основное производство» по статьям затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг).

По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), а также потери от брака, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства.

Прямые расходы, связанные непосредственно с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и других счетов.

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражается фактическая себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в корреспонденции со счетами 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».

Остаток на счете 20 «Основное производство» показывает себестоимость незавершенного производства на конец отчетного периода.

В состав незавершенного производства включается продукция (работы, услуги), не прошедшая в организации всех стадий обработки, технологической приемки, испытаний, не укомплектованная, не сданная на склад готовой продукции или не принятая заказчиком.

Аналитический учет затрат на счете 20 «Основное производство» ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг), подразделениям организации. Информацию о затратах на производство продукции группируют по корреспондирующим счетам и составляют ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство».

14.3.2. Учет затрат вспомогательных производств

Учет затрат вспомогательных производств организуется на счете 23 «Вспомогательные производства» по видам производств. Вспомогательными являются производства, обеспечивающие организацию всеми видами энергии, транспортным обслуживанием, инструментом, запчастями, производящие все виды ремонтов.

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), а также потери от брака, косвенные расходы, связанные с управлением производством и его обслуживанием.

Прямые расходы списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и других счетов.

Косвенные расходы, связанные с управлением производством и его обслуживанием, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются суммы фактической себестоимости готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), которые списываются с этого счета в дебет счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».

Остаток на счете 23 «Вспомогательные производства» показывает себестоимость незавершенного производства на конец отчетного периода.

В состав незавершенного производства включается продукция (работы, услуги), не прошедшая в организации всех стадий обработки, технологической приемки, необходимых испытаний, не укомплектованная, не сданная на склад готовой продукции или не принятая заказчиком.

Аналитический учет на счете 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств. По окончании месяца составляется ведомость распределения услуг вспомогательных производств и хозяйств, в которой указывают цехи - потребители услуг, наименования вспомогательных цехов, количество отпущенной ими продукции или оказанных услуг соответствующим цехам-потребителям, ее себестоимость.

14.3.3. Учет общепроизводственных расходов

Учет общепроизводственных расходов организуется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по подразделениям организации и статьям расходов.

На этом счете отражаются следующие расходы:

- амортизационные отчисления на полное восстановление машин, оборудования, производственных зданий, сооружений, транспортных средств, инструментов, инвентаря производственного назначения;

- расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

- расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений;

- расходы на проведение всех видов ремонта оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений производственного назначения;

- арендная плата за производственные помещения;

- оплата труда производственного персонала, занятого управлением производством и его обслуживанием;

- другие аналогичные расходы.

Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др.

Порядок распределения общепроизводственных расходов между отдельными объектами учета регулируется распорядительным документом организации по учетной политике.

14.3.4. Учет общехозяйственных расходов

Учет общехозяйственных расходов организуется на счете 26 «Общехозяйственные расходы» по местам возникновения затрат и статьям расходов.

На этом счете отражаются следующие расходы:

- административно-управленческие расходы;

- расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

- амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств и нематериальных активов и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;

- другие аналогичные расходы.

Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с другими организациями и др.

Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 90 «Продажи» и др.

Аналитический учет на счете 26 «Общехозяйственные расходы» ведут по статьям, местам возникновения затрат и др.

Порядок распределения общехозяйственных расходов между отдельными объектами учета регулируется распорядительным документом об учетной политике организации.

14.3.5. Учет непроизводительных расходов и потерь

Учет брака в производстве организуется на счете 28 «Брак в производстве». На дебете этого счета собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого брака, расходы по исправлению брака и т. п.), на кредите  суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, суммы подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов, полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак, и т. п.), а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака.

Аналитический учет на счете 28 «Брак в производстве» ведется по подразделениям организации, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

В состав непроизводительных расходов включаются потери от простоев, которые относятся на счет 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» в зависимости от того, на какой стадии производства они произошли и по каким причинам. Простои могут быть вызваны внутренними причинами (по вине организации), внешними причинами (по вине поставщиков, подрядчиков), стихийными бедствиями.

Простои оформляются простойным листком, в котором указываются время простоя, его причины, причитающаяся рабочим сумма заработной платы и другие сведения.

В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включаются оплата труда производственных рабочих за время простоя, начисления единого социального налога, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам входят в состав общепроизводственных расходов.

В состав потерь от простоев по внешним причинам включаются вышеперечисленные расходы и соответствующая доля общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относятся на виновные организации или на общехозяйственные расходы, если они не подлежат возмещению.

Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, включают в состав чрезвычайных расходов.

14.4. Обобщение затрат на производство и определение фактической себестоимости готовой продукции (работ, услуг)

Процесс формирования информации о затратах на производство предполагает выделение ряда этапов учетных работ.

На первом (начальном) этапе на основании первичных документов в разрезе структурных подразделений организации, а также видов изделий, работ, услуг и статей затрат составляются ведомости распределения расхода материалов, начисления заработной платы, расчетов единого социального налога, расчетов амортизации основных средств и нематериальных активов и др. Сведения, обобщенные в ведомостях, позволяют отразить расходы по дебету счетов учета производственных затрат и кредиту соответствующих счетов.

На втором этапе на основании отчета о выполненных работах, оказанных услугах осуществляется распределение затрат вспомогательных цехов. В зависимости от направления затрат они включаются в состав общепроизводственных, общехозяйственных и других видов расходов.

Распределение и списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов осуществляются на третьем этапе учетных работ. Расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением им, по окончании отчетного месяца перечисляются на счет 20 «Основное производство», что позволяет отразить на этом счете все прямые и косвенные затраты на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).

На четвертом (заключительном) этапе учетных работ предполагается разграничение затрат между остатками незавершенного производства на конец месяца и выпуском готовой продукции, что позволяет определить фактическую производственную себестоимость готовой продукции (работ, услуг).

Объем незавершенного производства определяют одним из следующих методов: фактическим взвешиванием; штучным учетом; измерением объема; условным пересчетом; по данным партионного учета. Остатки незавершенного производства на конец отчетного периода в массовом и серийном производстве в бухгалтерском балансе подлежат оценке по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной -в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов), по статьям прямых расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Сведения о затратах на производство группируются по корреспондирующим счетам в ведомости затрат на производство по счету 20 «Основное производство» за отчетный месяц. В составе затрат на производство, учитываемых в ведомости, не отражаются списание затрат и остатки незавершенного производства на начало и конец месяца, поэтому наряду с синтетическим и аналитическим учетом организуют сводный учет затрат на производство за месяц.

Сводный учет представляет собой обобщение затрат, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и определение фактической себестоимости выпущенной из производства продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Фактическая себестоимость готовой продукции рассчитывается по формуле

СГП =З - НЗПнп -НЗПкп - С,

где СГП - себестоимость готовой продукции отчетного периода;

З - затраты отчетного периода;

НЗПнп (кп) - незавершенное производство на начало (конец) периода;

С - суммы производственных потерь.

Остатки и обороты по всем сводным ведомостям учета затрат на производство должны соответствовать остаткам и оборотам по счету 20 «Основное производство».

1. Каков состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, и как они классифицируются?

2. Как затраты группируются по экономическим элементам?

3. Как затраты на производство группируются по статьям калькуляции?

4. Какие существуют аналитические группировки затрат на производство продукции?

5. Как осуществляется учет затрат основного производства?

6. Как осуществляется учет затрат вспомогательного производства?

7. Как осуществляется учет общепроизводственных расходов?

8. Как осуществляется учет общехозяйственных расходов?

9. Как осуществляется учет непроизводительных расходов и потерь?

10. Как обобщаются затраты на производство?

Тестовые задания по теме №14

1.Для исчисления себестоимости выпускаемой продукции расходы группируются по:

a) местам возникновения

b) статьям калькуляции

c) центрам ответственности

d) элементам затрат

2.При исчислении полной производственной себестоимости постоянные расходы списывают в конце месяца записью:

a) Д20 К26

b) Д25 К26

c) Д43 К26

d) Д90/2 К26

3.При исчислении сокращенной производственной себестоимости постоянные расходы списывают в конце месяца записью:

a) Д20 К26

b) Д25 К26

c) Д43 К26

d) Д90/2 К26

4.В фактическую производственную себестоимость не включается:

a) потери от брака

b) убытки от хищения

c) амортизация основных средств

d) расходы на подготовку и освоение нового производства

5.К элементам затрат не относятся:

a) расходы на оплату труда

b) амортизация

c) расходы на продажу

d) отчисление на социальные нужды

6.К переменным затратам не относятся:

a) заработная плата каменщика

b) заработная плата токаря

c) заработная плата штукатура

d) заработная плата бухгалтера

7.К постоянным затратам не относятся:

a) амортизация основных средств

b) материальные затраты

c) заработная плата начальника цеха

d) амортизация нематериальных активов

8.Из перечисленных ниже затрат к прямым затратам относятся:

a) амортизация основных средств

b) командировочные расходы

c) оплата за телефон

d) заработная плата производственных рабочих

9.Из перечисленных ниже затрат к косвенным затратам не относятся:

a) амортизация основных средств

b) заработная плата рабочих основного производства

c) отчисления на социальные нужды с заработной платы рабочих основного производства

d) стоимость материалов, израсходованных при производстве продукции

ТЕМА 15. Сущность и порядок учета выпуска и отгрузки продукции (работ, услуг)

Изучив тему, вы узнаете:

· порядок учета и документального оформления готовой продукции

· как оценивается готовая продукция

· учет выпуска готовой продукции

· порядок отражения в учете расходов на продажу

· как проводят инвентаризацию готовой продукции

15.1. Понятие, документальное оформление и оценка готовой продукции (работ, услуг)

Готовой продукцией считается продукция, прошедшая все стадии технологической обработки, необходимые испытания, укомплектованная, соответствующая условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Готовая продукция должна сдаваться на склад по сдаточной накладной. Крупногабаритные изделия и продукция, сдача которой на склад затруднена по техническим причинам, принимаются представителем покупателя в месте изготовления, комплектации или сборки или отгружаются непосредственно с этих мест.

Выполненные работы оформляются актом сдачи-приемки.

На складе готовая продукция учитывается в натуральном выражении в карточках складского учета.

Продукцию продают на основании заключенных с заказчиками договоров, в которых предусматриваются условия поставки. Готовую продукцию отпускают покупателям (заказчикам) по накладным. Основанием для оформления накладной (приказа-накладной) на отпуск готовой продукции является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица. На основании накладных выписываются счета-фактуры в двух экземплярах, один из которых направляется покупателю, другой остается у организации-поставщика.

При отгрузке готовой продукции определяют суммы, подлежащие уплате покупателем, оформляют и предъявляют к оплате расчетные документы. Суммы, подлежащие уплате покупателем, включают:

- стоимость отгруженной продукции по договорным (продажным) ценам;

- стоимость тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции;

- расходы по транспортировке продукции, обусловленные договором, расходы по погрузке в транспортные средства, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены (выполненные собственными силами и специализированными транспортными организациями);

- налог на добавленную стоимость и другие налоги в соответствии с действующим законодательством.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости.

В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности продукция считается проданной, если она отгружена или отпущена покупателю, а расчетно-платежные документы представлены к оплате.

15.2. Учет выпуска готовой продукции (работ, услуг)

Готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция». Ее оценка, используемая в текущем учете, предусматривается в распорядительном документе об учетной политике организации. Наиболее распространенным методом является оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости.

Фактическую производственную себестоимость можно определить лишь по окончании отчетного периода - месяца. Движение готовой продукции происходит ежедневно, поэтому в текущем бухгалтерском учете используется условная оценка готовой продукции, так называемая учетная цена, в качестве которой могут применяться фактическая производственная себестоимость, нормативная производственная себестоимость, договорные цены и другие виды цен.

Применение нормативной себестоимости целесообразно в массовом и серийном производствах и при большой номенклатуре готовой продукции. Использование учетных цен удобно для осуществления оперативного учета движения готовой продукции и единства оценки при планировании и аналитическом учете продукции.

Фактическая производственная себестоимость применяется в качестве учетной цены, как правило, в единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Договорные цены применяются в качестве учетных цен преимущественно при стабильности таких цен.

Если учет готовой продукции ведется по учетным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по таким ценам отражается на счете 43 «Готовая продукция», субсчет 2 «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены». Отклонения учитываются в разрезе номенклатуры, либо отдельных групп готовой продукции, либо по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной ценой отражается по дебету указанного субсчета и кредиту счетов учета затрат. Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, разница отражается сторнировочной записью.

При отгрузке, отпуске оценка готовой продукции может осуществляться по учетной цене. Одновременно на счета учета продаж списывают отклонения, относящиеся к проданной продукции (определяются пропорционально ее учетной цене). Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете 43 «Готовая продукция», субсчет 2 «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены».

Независимо от метода определения учетных цен общая стоимость готовой продукции (учетная цена плюс отклонения) должна равняться фактической производственной себестоимости этой продукции.

Бухгалтерские записи, касающиеся оценки готовой продукции по фактической производственной себестоимости, представлены в табл. 15.1.

Выполненные работы, оказанные услуги на счете 43 «Готовая продукция» не отражаются, а при оформлении акта приемки-сдачи относятся в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счетов учета производственных затрат.

Оценка готовой продукции (работ, услуг) по нормативной (плановой) производственной себестоимости предполагает использование в бухгалтерском учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции (сданных заказчикам работах, оказанных услугах) за отчетный период, а также для выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) себестоимости.

Таблица 15.1.Корреспонденция счетов при отражении оценки готовой продукции по фактической производственной себестоимости

По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции (сданных работ, оказанных услуг), по кредиту - нормативная (плановая) производственная себестоимость.

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца позволяет определить отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции (сданных работ, оказанных услуг) от нормативной (плановой) производственной себестоимости, которое подлежит списанию в дебет счета 90 «Продажи». Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» ежемесячно закрывается и сальдо не имеет.

При данном варианте оценки готовой продукции предусматривается, что фактическая производственная себестоимость проданной продукции рассчитывается путем корректировки нормативной (плановой) производственной себестоимости проданной продукции на отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции от нормативной (плановой) себестоимости.

15.3. Учет расходов на продажу

Продавая продукцию, организация несет расходы, связанные с продажей, для учета которых используется счет 44 «Расходы на продажу». В состав таких расходов организации, осуществляющие производственную деятельность, включают расходы:

- на тару и упаковку на складе готовой продукции;

- на доставку продукции на станцию (пристань отправления);

- на погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;

- на рекламу;

- на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

- представительские расходы;

- другие расходы.

Аналитический учет расходов на продажу ведется в ведомости по видам и статьям расходов.

Расходы на продажу полностью или частично списывают в дебет счета 90 «Продажи».

15.4. Учет товаров отгруженных

Для учета отгруженной продукции используется счет 45 «Товары отгруженные». На этом счете отражаются наличие и движение отгруженной продукции, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), а также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных и иных началах.

Товары отгруженные отражаются на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости.

Если расходы на продажу распределяются между отгруженной и проданной продукцией, они также включаются в оценку товаров отгруженных.

Аналитический учет на счете 45 «Товары отгруженные» ведется в ведомости по местам нахождения и отдельным видам отгруженной продукции.

1. Как происходит документальное оформление готовой продукции?

2. Как осуществляется оценка готовой продукции в бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе?

3. Как осуществляется учет выпуска готовой продукции по фактической производственной себестоимости?

4. Как осуществляется учет выпуска готовой продукции по нормативной (плановой) производственной себестоимости?

5. Как осуществляется учет расходов на продажу?

6. Как осуществляется учет товаров отгруженных?

7. Как происходит инвентаризация готовой и отгруженной продукции?

Тестовые задания по теме №15

1. Начисление НДС на продукцию, реализуемую обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс, в учете этого подразделения сопровождается проводкой:

а) Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС";

б) Дебет 90-3 Кредит 76;

в) Дебет 90-3 Кредит 79;

г) Дебет 90-3 Кредит 98.

2. Какой из нижеприведенных методов не используется при выявлении отклонений от норм расхода материалов (экономия, перерасход)?

а) документирования отклонений;

б) учета партионного раскроя материалов;

в) инвентарный;

г) сортовой.

3. Начисление амортизации по объектам, используемым при изготовлении новых видов продукции, отражается записью:

а) Дебет 20 Кредит 02;

б) Дебет 26 Кредит 02;

в) Дебет 44 Кредит 02;

г) Дебет 97 Кредит 02.

4. Переданные подразделению организации, осуществляющему торговую деятельность, для продажи излишние материально-производственные запасы в этом подразделении:

а) продолжают учитываться на счетах учета производственных запасов;

б) учитываются по счету 41 "Товары";

в) учитываются на одном из указанных счетов в зависимости от положения, установленного учетной политикой.

5. Разница между фактической себестоимостью изготовления тары и учетной ее ценой списывается со счета учета затрат (счет 23 "Вспомогательное производство"):

а) на счет учета затрат на производство;

б) на счет учета финансовых результатов как прочие расходы;

в) на счет учета затрат на производство либо финансовых результатов в зависимости от принятого положения в учетной политике.

6. При использовании готовой продукции на собственные нужды такие материальные ценности приходуются:

а) по стоимости сырья и материалов;

б) по прямым статьям затрат;

в) по фактической производственной себестоимости;

г) по нормативной (плановой) себестоимости.

7. Восстановление резерва под снижение стоимости готовой продукции отражается записью:

а) Дебет 43 Кредит 14;

б) Дебет 14 Кредит 43;

в) Дебет 91-2 Кредит 14;

г) Дебет 14 Кредит 91-1.

ТЕМА 16. Сущность и порядок учета финансовых результатов организации

Изучив тему, вы узнаете:

· понятие доходов и расходов организации в бухгалтерском учете

· как учитываются доходы и расходы от обычных видов деятельности

· порядок учета прочих доходов и расходов

· какими налогами облагаются доходы организации и их учет

· как формируется финансовый результат в учете

16.1. Понятие доходов и расходов организации

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах коммерческих организаций установлены Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации группируются по следующим направлениям:

· доходы от обычных видов деятельности;

· прочие доходы.

Одни и те же виды доходов организации могут признаваться в одном случае в качестве доходов от обычных видов деятельности, в других случаях - в качестве прочих доходов. Это связано с предметом деятельности организации и видом деятельности, закрепленным в учредительных документах.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются следующим образом:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

16.2. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих, из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставном капитале других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

При продаже продукции и товаров (выполнении работ, оказании услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

- сумма выручки может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

- право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной формах или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Величину оплаты или кредиторской задолженности определяют исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и ее продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат организация устанавливает самостоятельно.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и ее продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

Расходы на продажу и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Правила учета затрат на производство продукции (продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг) в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Амортизацию признают в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку или прочие доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата используется счет 90 «Продажи», к которому могут быть открыты субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-4 «Акцизы»; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Синтетический и аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется в ведомости по каждому виду проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а также по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

16.3. Учет прочих доходов и расходов

Доходы и расходы, отличные от доходов и расходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями и расходами.

Для отражения сведений о прочих доходах и расходах организаций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», к которому могут быть открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы», 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Прочие доходы включают:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договорам дарения;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- иные прочие доходы.

В состав прочих расходов включаются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, а также прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: