Микроэкономика

ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Раздел 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Микроэкономика

  1. Теория поведения потребителя.

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например, как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.

Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги.

Существуют методы, позволяющие предугадать возможное поведение потребителя.

1. Маркетинговое изучение поведения потребителей ориентируется на запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается на экономическую теорию, научную психологию и социологию.

2. Системный анализ. Общие принципы и методы исследования опираются на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя.

В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.

Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений.

Потребительский выбор по третьей версии – совмещение потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного денежного дохода. Сталкиваясь с экономическим фактором редкости, потребитель должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный набор продукции.

От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос – желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей спроса на приобретение этого количества товара.

Затраты принято делить на две группы:

1) денежные затраты, связанные с ценой;

2) неденежные затраты, обусловленные неценовыми детерминантами, – субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары.

  1. Выбор в условиях неопределённости риска

В теории цен при объяснении некоторых практических ситуаций по ценообразованию часто делаются допущения о том, что цены, доходы и другие переменные точно определены, т.е. при прогнозировании потребительского выбора, проводимого в рамках маркетинговых исследований, считается, что ситуация заранее определена. Однако часто на основе потребительского выбора лежит большое количество мотивов. Человеку часто приходится делать выбор из разных по степени риска вариантов

Задача теории цен в данном вопросе состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос: каким образом потребители выбирают определенный вариант из множества вариантов, как они реагируют на риск, какую риск играет роль при осуществлении ими своего выбора. Впервые результаты по данному вопросу получил Д. Бернулли. Он доказал, что рациональное поведение человека максимизирует не ожидаемый денежный выигрыш, а удовлетворение от этого, т.е. предельная полезность дохода с каждым его приростом уменьшается от его абсолютного уровня. Далее Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн доказали, что принцип максимизации ожидаемой полезности является критерием рациональности ожидаемых решений. Д. Канеман показал, что в условиях неопределенности люди анализируют сложные ситуации на основе простых правил. Это приводит к непоследовательности в их поведении

Неопределенность — это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятностных будущих событиях, т.е. неопределенность - это то, что поддается оценке. Риск — это определенная любым способом вероятность каждого из возможных событий. Для того чтобы количественно измерить риск, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий, под которой понимается возможность получения определенного результата. Все люди различаются своей готовностью пойти на риск. Выявлено, что часть людей не хочет рисковать, некоторым он нравится; многие к риску безразличны

1. Нерасположенным к риску (противником риска) считается человек, который при данном ожидаемом доходе выбирает определенный гарантированный результат вместо нескольких неопределенных рисковых результатов. Люди такого типа готовы пойти на риск в том случае, если им предложат определенную компенсацию,

2. Нейтральным к риску считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рискованным результатами

3. Склонным к рису считается, человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает связанный с риском результат определенному гарантированному результату

Отношение к риску также различно у фирм, занимающихся инвестиционной деятельностью. Существует взаимосвязь между риском и доходностью, При рассмотрении проектов, возможных для своей инвестиционной деятельности, фирмы руководствуются правилом: чем выше риск проекта, тем выше его доходность, и, наоборот, проекты, связанные с небольшим риском, как правило, приносят низкий доход. Оптимальным считается в инвестиционном портфеле фирм сочетание проектов, риск и доходность которых в отдельности различны по величине, но в среднем составляют среднюю величину риска и доходности

Также известна взаимосвязь риска и времени инвестирования. Фирмы стремятся инвестировать средства в проекты, которые рассчитаны на более короткие сроки, поскольку длительный срок осуществления проекта сопряжен с более высоким риском. Чем длиннее срок инвестиционного проекта, тем выше риск по проекту. Это связано с тем, что на длительный период сложно просчитать точно вероятность действия факторов, да и сам состав возможных факторов.

  1. Теория фирмы

Фирма- хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма представляет собой сложное экономическое явление. В экономической теории сложилось несколько концепций трактовки фирмы.

Теории фирмы

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы - заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление),отсутствие альтернативности в выборе решений - делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному(ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек. Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя - проблема «принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов - внешних(рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.

Бихевиористские (поведенческие) теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом oтношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней, предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемных управленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) целей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих механизмов. Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

  1. Обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику в микроэкономической теории. Концепция недостатков рынка

Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.

Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не Представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт.

К недостаткам рынка можно отнести следующие:

- Макроэкономическая нестабильность.

- Монополизм, угасание конкуренции.

- Игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):

- отрицательные внешние эффекты (издержки перелива);

- положительные внешние эффекты (выгоды перелива).

- Отсутствие интереса к производству общественных благ.

- Равнодушие рынка к социальным проблемам.

  1. Теория издержек производства в рамках различных направлений экономической мысли

Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров, и соответственно цену, является их предельная полезность. Отсюда следовал логический вывод, что производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческие потребности, то есть не обладают непосредственной полезностью. Но совершенно очевидно, что в реальной экономике производительные блага ценность имеют и их цены формируют собой издержки производства.

В экономической науке теория издержек производства, как и теория стоимости, существует в двух вариантах: теории объективных и субъективных издержек. Признание объективного характера издержек характерно для классической школы, где цены факторов производства выводились из так называемых естественных норм вознаграждения, а их уровни определялись отдельными теориями. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, заработная плата - долгосрочными издержками средств существования рабочего, а прибыль представляла собой остаточную величину. В рамках классической школы не ставилось под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую Школу называют субъективно - психологической школой. Она объявила, что реальные издержки не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы - Ф.Визер (1851-1926) разработал субъективную теорию издержек. Исходными посылками данной теории являются два положения.

Первое положение гласит, что производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение. Следовательно, не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность от своих продуктов, подобно тому, как луна светит отраженным светом солнца (по образному выражению Бем-Баверка). Получалось, согласно взглядам представителей австрийской школы, что потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка (потребительские товары - прим, автора) сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те самые первоочередные блага. В этой идее и заключается знаменитая "теория вменения" австрийской школы. Второе положение сводится к утверждению, что предложение представляет собой обратную сторону спроса - спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. В нашем примере с конным рынком, если рыночная цена будет ниже оценки полезности лошади конкретным продавцом, он уведет ее с рынка, так как полезность ее в своем хозяйстве оценивает выше. Отсюда следует, что предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами издержки представляют собой ни что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования; как цены, предлагаемые за услуги факторов, используемые для его производства другими конкурирующими производителями. Можно с полным основанием считать Визера автором "концепции альтернативных затрат", которая представила как спрос, так и предложение зависящими от полезности, сведя все издержки к отказу от полезности. В данной теории издержки- не более чем форма, в которой индивиду сообщается о "желанности" обладания вещью каким-либо другим человеком.

Но каков механизм формирования ценности производительных благ? Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя данное понятие Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обусловливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (так называемый закон Визера). Довольно тяжеловесная конструкция, которая потребовала введение такого понятия как "предельная полезность предельного потребительского блага". Но этим сложности не исчерпывались. Ведь на самом деле в создании предметов потребления участвует совокупность производительных благ (труд, капитал, земля). Представители австрийской школы оказались перед необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (вменена) на счет того или иного производительного блага. И хотя их теория и не является законченной, подход к проблеме представляется достаточно определенным.

  1. Основные характеристики рыночного механизма

Рыночный механизм – это непрерывный процесс совместного достижения участниками индивидуальной и общественной выгоды.

Рыночный механизм представлен с одной стороны производителями (условно будем считать их продавцами на рынке товаров и услуг) и потребителями (покупателями на рынке).

Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических связей между покупателями и продавцами, торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок выполняет ряд функций:

  • Интегрирующая (сосредоточение производства и потребления);
  • Регулирующая (согласование ассортиментной структуры);
  • Стимулирующая (побуждение к производству с минимальными затратами);
  • Ценообразующая (или эквивалентная) функция;
  • Контролирующая (прежде всего – контроль качества);
  • Посредническая функция (встреча обособленных производителей и потребителей);
  • Информационная (информация о спросе и предложении);
  • Функция экономичности (минимум издержек обращения);
  • Функция реализации интересов рыночных субъектов;
  • Санкционирование и санирование (выбывание неконкурентоспособных предприятий и свертывание устаревшего производства).

Рынок формируется постепенно, а потому различают неразвитый рынок, то есть когда рынок носит случайный характер (в виде бартерных сделок чаще всего). Регулируемый рынок представляет собой оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Возможны и деформации рынка в виде монополизации, несбалансированного спроса и предложения, теневой экономики, отсутствия права выбора, излишней регионализации и т.п. При наличии значительного сектора теневой экономики некоторые экономисты выделяют легальный и нелегальный рынок.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Различают несколько классификаций структуры рынка.

Структура рынка по объектам включает в себя следующие элементы: — рынок товаров и услуг; — рынок рабочей силы; — рынок средств производства; — рынок валюты; — рынок информации; — рынки отдельных товаров (рынок автомобилей, рынок компьютеров и т.п.).

По критерию субъекта рынка выделяют: — рынок покупателей; — рынок продавцов; — рынок государственных учреждений; — рынок посредников.

По критерию общественного разделения труда различают рынок местный, региональный, национальный и мировой.

По признаку организации рыночного обмена выделяют оптовый рынок, розничный, экспортный и импортный. В зависимости от ассортимента рынок может быть замкнутый, насыщенный и смешанный. Есть и другие классификации рыночной структуры.

  1. Рынки факторов производства

В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику: он имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, это является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.

В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах.

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ. Таким образом, в современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемы объекты.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.

Основным источником финансового, или ссудного, капитала служат 1) денежные средства, высвободившиеся в процессе кругооборота ресурсов, продуктов и доходов; 2) временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении фирм и населения.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени (выражается через ставку процента). Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств.

Торговля заемными средствами происходит на финансовом рынке. Равновесная ставка ссудного процента – это такая ставка, при которой объем предлагаемых заемных средств равен их количеству, соответствующему платежеспособному спросу.

Заемщиками являются фирмы, государство; сберегателями – банки, страховые компании, фирмы, физические лица. Сберегатели выделяют часть своего текущего дохода и за это получают компенсацию в виде ссудного процента.

Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств в инвестиции. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала. Принимая решение об инвестировании денег в проект, необходимо учитывать инфляцию; риск, неопределенность; возможность альтернативного использования.

Номинальная ставка процента – процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу. Реальная ставка процента – процентная ставка с учетом инфляции. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная учитывается при принятии решений об инвестициях. Низкая процентная ставка (мягкая кредитно-денежная политика) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства. Высокая же процентная ставка (жесткая кредитно-денежная политика) приводит к уменьшению инвестиций и сокращению производства.

Осуществлять инвестиции целесообразно в следующих случаях:

– инвестировать средства в производство, ценные бумаги имеет смысл, если от этого можно получить большую чистую прибыль, чем от хранения денежных средств в банке;

– инвестировать средства имеет смысл только, если рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции;

– инвестировать средства имеет смысл только в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.

  1. Рыночные структуры (совершенная и несовершенная конкуренция)

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:

• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;

• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

  1. Олигополия. Равновесие на олигополистическом рынке. Модели олигополии

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих".

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу «всех против всех». В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — в качестве другой крайности — бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.

Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.

Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.

  1. Определение оптимального объёма производства в коротком периоде в условиях чистой конкуренции. Максимизация прибыли, минимизация убытков, точка безубыточности. Предельное условие

Для определения конкурентной фирмой оптимального, наиболее выгодного объема производства, обеспечивающего ей максимальную валовую прибыль или минимальный валовой убыток в краткосрочном периоде, могут быть использованы два принципа (подхода):

1) сопоставление валовой выручки (валового дохода) с валовыми издержками;

2) сравнение предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками.

Оба подхода применимы ко всем основным моделям рынка: совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции. Мы используем оба принципа применительно к фирме, работающей в условиях совершенной (чистой) конкуренции.

При определенной цене на продукт, сформировавшейся на совершенно конкурентном отраслевом рынке, фирма должна установить:

- имеет ли экономический смысл производить продукцию при данной цене

- какое оптимальное количество продукции следует производить

- какая максимальная валовая прибыль (или минимальный валовой убыток в случае невозможности получения прибыли) при этом уровне производства может быть получена?

При использовании первого традиционного принципа сопоставления валовой выручки с валовыми издержками ответ на первый вопрос представляется простым. Если валовая выручка превышает валовые издержки и фирма получает валовую прибыль, то продукцию следует производить.

Однако в действительности ответ на этот вопрос не является однозначным и не сводится только к данному справедливому утверждению. Это вызвано тем, что в краткосрочном периоде валовые издержки делятся на постоянные и переменные. Причем первые фирма несет и при отсутствии производства и ее валовой убыток в этом случае равен величине постоянных издержек. Поэтому в краткосрочном периоде возможна ситуация, когда фирма ни при каком уровне выпуска продукции не получит прибыль, а будет всегда нести убытки. Если же величина валового убытка при производстве определенного количества продукции будет меньше величины постоянных издержек, т.е. убытка при нулевом производстве, то тогда имеет экономический смысл выпускать продукцию.

Таким образом, фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде в двух случаях:

1) если она получит валовую экономическую прибыль;

2) если она будет нести валовой убыток, но в меньшем размере, чем величина ее постоянных издержек, т.е. за счет полученной от продажи продукции валовой выручки покроет все переменные издержки и часть постоянных.

  1. Монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. «Мертвый груз» монополии

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

При анализе мертвого груза монополии исследователи отталкивались от модели частичного равновесия на товарном рынке, то есть учитывали только непосредственное влияние монополии на том рынке, где она господствует. Однако в экономике отрасли взаимозависимы, товары, производимые монополией, являются субститутами и комплементами для многих других товаров. Влияние монопольного ценообразования при учете межотраслевого взаимодействия оказывается гораздо шире, чем это предполагает простая модель.

Кроме традиционного измерения мертвого груза монополии, к потерям благосостояния, возникающим в результате деятельности монополиста, относят альтернативные издержки монополизации (издержки на поиски монопольной ренты и удержание монопольной позиции в отрасли) и Х - неэффективность. В случае экономии издержек, превышающей чистые потери от монополии, монополия может оказаться более эффективным способом организации отрасли, чем свободная конкуренция.

В чем состоит экономический смысл мертвого груза монополии. Однако реновационные суммы не остаются мертвым грузом в процессе их получения на промышленных объектах, а полезно используются в народном хозяйстве в качестве средств для расширенного воспроизводства.

Экономический аргумент против монополии - потери мертвого груза, связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов, - не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов.

  1. Выбор производственной технологии и оптимального сочетания факторов производства: изокоста и изокванта

Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта, – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.

Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции.

Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет изокоста (прямая равных издержек). Изокоста – это прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.

Оптимальной технологии соответствует точка на изокванте при пересечении ее с бюджетной линией. Бюджетные ограничения определяют соотношения Т и К в фирме. Если бюджетная линия и изокванта не пересек., значит не существует такого сочетания Т и К, которому бы хватило бюджета. Если производство многопродуктовое, то предприятие неправильно распределило средства между проектами. Если предприятие однопродуктовое, то надо либо искать другой продукт, либо привлекать средства. =>, нужно осваивать новые технологии, по которым изокванта будет иметь другой вид.

При необходимости можно увеличить бюджет, тогда прямая будет смещаться вправо-вверх, это нужно делать до достижения оптимальной точки – точки касания прямой и изокванты. Если точка а (пересечения) – оптимальна, то выполняется уравнение: К по этой технологии + Т для этой технологии = Бюджет фирмы. Если бюджетная линия пересекает изокванту 2 раза – нужно max-ть экономию бюджета, т.к. он используется нерационально, для этого нужно спустить прямую бюджета влево-вниз.

При проведении вынужденных инноваций цены на факторы производства изменяются и необходимо изменить изокванту производственных факторов и бюджетную прямую. Во-1х – можно пойти путем Капиталосбережения или Трудосбережения: снижение издержек и заемного капитала на единицу продукции, замена живого труда на машинный.

L0=B/ЦL0; К0=B/ЦК0; L0t=B/ЦLt; К0t=B/ЦКt; Если ЦLt/ЦKt> ЦL0/ЦK0 при инфляции менее 10%, тогда пунктирные линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: