Способ абсолютных разниц

Сущность, назначение и сфера применения способа абсолютных разниц. Порядок и алгоритмы расчета влияния факторов этим способом

Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Как и способ цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях: Y = (а - b)с и У = a(b - с). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в АХД. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Рассмотрим алгоритм расчета для мультипликативной факторной модели типа Y=a x b x c x d. Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:

Определяем изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:

Как видно из приведенной схемы, расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для четырехфакторной мультипликативной модели валовой продукции:

Таким образом, способ абсолютных разниц дает те же результаты, что и способ цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов была равна общему его приросту.

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в смешанных моделях типа V = (а - b)с. Для примера возьмем факторную модель прибыли от реализации продукции, которая уже использовалась в предыдущем параграфе:

П = VРП(Ц - С).

Прирост суммы прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

цены реализации:

себестоимости продукции:

Расчет влияния структурного фактора при помощи этого способа проводится следующим образом:

Как видно из табл. 6.4,за счет изменения структуры реализации средняя цена за 1 т молока уменьшилась на 40 тыс. руб., а за весь фактический объем реализации продукции прибыли было получено меньше на 10 млн руб. (40 тыс. руб. х 250 т)..

43. Оценка состояния использования оборотных средств предприятия.

 
 
Рациональное формирование и эффективное использование оборотных средств оказывает активное влияние на ход производства, финансовые результаты и финансовое состояние предприятия, позволяя достигать успеха с минимально необходимыми в данных условиях размерами оборотных средств. Высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций, способствуют повышению финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. В этих условиях предприятие своевременно и полностью выполняет расчетно-платежные обязательства, что. дозволяет успешно осуществлять коммерческую деятельность- Эффективное использование оборотных средств определяется рядом факторов. В современных условиях негативное влияние на эффективность использования оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:
  • снижение объемов производства и потребительского спроса;
  • высокие темпы инфляции;
  • разрыв хозяйственных связей;
  • нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;
  • высокий уровень налогового бремени;
  • снижение доступа к кредитным ресурсам вследствие высоких банковских процентов.
Перечисленные факторы влияют на использование оборотных средств вне зависимости от интересов предприятия. Вместе с тем предприятия имеют внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, на которые оно может активно влиять. К ним относятся:
  • рациональная организация производственных запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование, использование прямых длительных хозяйственных связей);
  • сокращение пребывания оборотных средств в незавершенном производстве (преодоление негативной тенденции к снижению фондоотдачи, внедрение новейших технологий, обновление производственного аппарата, применение современных более дешевых конструкционных материалов);
  • эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции к ее изготовителям, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах, выполнение заказов по прямым связям).
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей, одним из которых является соотношение размещения их в сфере производства и сфере обращение. Чем больше оборотных средств обслуживают сферу Производства, а внутри последней — цикл производства (при отсутствии сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей), тем более рационально они используются. О степени использования оборотных средств можно судить по показателю рентабельности оборотных средств (РОА), который определяется как отношение прибыли от продаж (Пгр) или иного финансового результата к средней за период величине оборотных средств предприятия (ОС^): Ро,=-^х 100. ОС, ср Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотных средств, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, поскольку именно оборотные средства обеспечивают движение всех ресурсов на предприятии. Пример 8.1. Используя условные данные, приведенные в табл. 8.1, можно рассчитать показатель рентабельности оборотных средств в базисном и плановом периодах:
  • базисный период: Ро^ = 14 986,50: 31 330,14 х 100 = 47,83%;
  • плановый период: Р0А} = 16 395,50: 30 139,20 х 100 = 54,40%.
Таблица 8.1 Исходные данные для расчета показателя отдачи оборотных средств
Показатели Условные обо значения Базисный период Плановый период Прирост (уменьшение)
1. Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. К 67 813,20 80 870,40 13 057,20
2. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. пт 14 986,50 16395,50 1409
3. Средняя величина оборотных средств, тыс. руб. ОСср 31 330,14 30139,20 -1 190,94
4. Продолжительность периода, дн. Ддн 360 360  



Важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств является скорость их оборачиваемости.
Оборачиваемость оборотных средств — это длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести с использованием одной и той же суммы оборотных средств. У различных предприятий оборачиваемость оборотных средств неоди
накова: она зависит от специфики производства и условий сбыта продукции, особенностей в структуре оборотных средств, платежеспособности и других факторов. Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью трех взаимосвязанных показателей: длительности одного оборота в днях; количества оборотов за год (полугодие, квартал); величины оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции.
Оборачиваемость оборотных средств может рассчитываться по плану и фактически. Плановая оборачиваемость рассчитывается по нормируемым оборотным средствам, фактическая — по всем оборотным средствам, включая ненормируемые. Сопоставление плановой и фактической оборачиваемости отражает ускорение или замедление оборачиваемости нормируемых оборотных средств. При ускорении оборачиваемости происходит высвобождение оборотных средств из оборота, при замедлении возникает необходимость в дополнительном вовлечении средств в оборот.
Длительность одного оборота в днях (Доб) определяется делением средней за период величины оборотных средств предприятия на однодневный оборот, определяемый как отношение объема продаж к длительности периода в днях; или как отношение длительности периода к количеству оборотов:

В ОС 77
Дое =0Сср:-^ = —^хДдн=^ = ДднхК31 (8.8)
Мдн пр об
где ОСср — средняя за период величина оборотных средств предприятия;
В — выручка от продаж;

  • длительность периода в днях;


Ко6 — прямой коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов оборотных средств за период);
Кз — обратный коэффициент оборачиваемости оборотных средств (коэффициент загрузки).
Пример 8.2. Используя данные предыдущего примера (табл. 8.1), рассчитать длительность одного оборота оборотных средств предприятия в днях различными методами в соответствии с формулой (8.8).
На анализируемом предприятии ра рассматриваемый период произошло повышение эффективности использования оборотных средств, что выразилось в росте рентабельности оборотных средств
Таблица 8.2
Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств предприятия

Период 1-й метод: ОСср Яоб=-^-*Ды. 2-й метод: тт _ Ддн Моб „ об 3-й метод: Доб — Ддн *Кз
Базисный период 31330,14 учло-166 32 360-166,32 2,16 ДН. 360 х 0,46 = 166,32 ДН.
67813,20 да.
Плановый период 30139,20 х360=1? 80870,40 ДН. *»=134,17 2’68 ДН. 360x0,37 =134,17 ДН.



с 47,83 до 54,40%. Длительность одного оборота в днях снизилась со 166,32 до 134,17 дней, и, следовательно, уменьшился коэффициент загрузки или. обеспеченности производственного процесса оборотными средствами с 0,46 до 0,37 руб. на 1 руб. реализуемой продукции. Количество оборотов оборотных средств увеличилось и составило в плановом периоде 2,68 против 2,16 оборотов в год в базисном периоде, что означает увеличение отдачи в виде роста выручки от продаж на каждый рубль авансированных в производственную деятельность оборотных средств.
Чем меньше длительность периода обращения или одного оборота оборотного капитала, тем, при прочих равных условиях, требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале. Сокращение этого времени — важнейшее направление финансового- управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.
Прямой коэффициент оборачиваемости (Коб) — показатель, характеризующий скорость оборота за определенный период времени (год, квартал, месяц). Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия, например, за год. Он рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на оборотный капитал, который берется как средняя сумма оборотных средств за определенный период (как правило, год):

(8.9)
Прямой коэффициент оборачиваемости показывает величину реализованной продукции, приходящуюся на 1 руб. оборотных средств. Увеличение этого коэффициента означает рост числа оборотов и свидетельствует об увеличении объема продаж на каждый вложенный рубль оборотных средств, а также об уменьшении оборотных средств на тот же объем продукции.
Таким образом, коэффициент оборачиваемости характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Рост прямого коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что предприятие рационально и эффективно использует оборотные средства. Снижение числа оборотов свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.
Обратный коэффициент оборачиваемости, или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств (/Г3) показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции:



(8.10)



Сравнение коэффициентов рборачиваемости и загрузки в ди-
намике позволяет выявить тенденции в изменении этих показа-
телей и определить, насколько рационально и эффективно используются оборотные средства предприятия.
Оборачиваемость может быть определена как общая и как частная. Общая оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств в целом по всем фазам кругооборота, не отражая особенностей кругооборота отдельных элементов или групп оборотных средств. В показателе общей оборачиваемости нивелируется процесс ускорения или замедления оборачиваемости средств в отдельных фазах. Ускорение оборачиваемости Средств ца одной стадии может быть сведено до минимума замедлением оборачиваемости на другой стадии, и наоборот. Рассмотренные взаимосвязанные показатели оборачиваемости отражают общую оборачиваемость оборотных средств.
Для выявления конкретных причин изменения общей оборачиваемости исчисляется показатель частной оборачиваемости обо-

  1. Финансы организаций
    ротных средств. Частная оборачиваемость отражает степень использования оборотных средств в каждой фазе кругооборота, в каждой группе, а также по отдельным элементам оборотных средств.


Для определения влияния структурных изменений остатки элементов оборотных средств сопоставляются с объемом реализуемой продукции, который принимался при исчислении общей оборачиваемости. Сумма показателей частной оборачиваемости отдельных элементов оборотных средств равна показателю оборачиваемости всех оборотных средств предприятия, т.е. общей оборачиваемости.
Оборачиваемость оборотных средств по отдельным видам (сырье, материалы, топливо и др.), исчисляемая при расчете нормативов оборотных средств, а также для конкретизации изменения общей оборачиваемости или других целей, определяется по тем же формулам, исходя из остатков этих видов товарно-мате- риальных ценностей и оборота по их расходу за соответствующий период. За оборот для определенных видов производственных запасов принимается расход оборотных средств данного вида в процессе производства за соответствующий период.

Оборачиваемость оборотных средств может ускоряться или замедляться. При замедлении оборачиваемости в оборот вовлекаются дополнительные средства. Эффект ускорения оборачиваемости выражается в сокращении потребности в оборотных средствах в связи с улучшением их использования, их экономии, что влияет на прирост объемов производства и, как следствие, на финансовые результаты.
Основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств являются:

  • увеличение объемов производства и реализации продукции;
  • снижение издержек производства;
  • ускорение технологического процесса;
  • снижение незавершенного производства;
  • улучшение снабжения сырьем и материалами;
  • совершенствование платежно-расчетных операций;
  • улучшение планирования оборотных средств.


Ускорение оборачиваемости ведет к высвобождению части
оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств), которые используются либо для нужд производства, либо для накопления на расчетном счете. В конечном итоге улучшаются платежеспособность и финансовое состояние предприятия.
Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное высвобождение оборотных средств происходит, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков оборотных средств за предшествующий (базовый) период при сохранении или увеличении объема реализации за зтот период. Абсолютно высвободившиеся оборотные средства могут быть направлены предприятием на дальнейшее расширение производства, освоение новых видов изделий, улучшение снабжения и сбыта и другие меры совершенствования предпринимательской деятельности.
Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется с ростом объема производства на предприятии. Высвобожденные при этом средства не могут быть изъяты из оборота, поскольку они находятся в запасах товарно-материальных ценностей, обеспечивающих рост производства. Относительное и абсолютное высвобождения оборотных средств имеют единую экономическую основу и означают для хозяйствующего субъекта дополнительную экономию средств.
Пример 8.3. Рассчитать величину относительного высвобождения (экономии) оборотных средств различными способами. Данные для расчета приведены в табл. 8.3.
Таблица 8.3
Исходные данные для расчета относительной экономии оборотных средств

Показатели Условные обозначения Базисный период Плановый период Прирост (уменьшение)
1. Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. вт 67 813,20 80870,4 13 057,20
2. Рост выручки от продаж в плановом периоде, коэф. 1Впр   1,192546  
3. Средняя величина оборотных средств, тыс. руб. ОСср 31 330,14 30139,20 -1190,94
4. Продолжительность одного оборота, дн. Дьб 166,32 134,17 -32,16
5. Коэффициент загрузки К3 0,46 0,37 -0,09



Рассчитаем по данным табл. 8.3 относительное высвобождение оборотных средств (Вос), обусловленное ускорением оборачиваемости в предстоящем году:
Вос =осСР1 -осСР0,
Вос =30139,20 — 31 330,14 X 1,1925 = -7 223,45;
Вос = Вт х [Доб1 - Добд): 360,
Вос =80870,4 X (134,17 — 166,32): 360 = -7 223,45;
Вос=Втх^,гК,Х
Вос =80870,4 X (0,37269 — 0,46201) = -7223,45.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств и высвобождение их в результате этого позволяет предприятию направить средства в сумме 7 223,45 тыс. руб. на развитие предпринимательской деятельности, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов.
В процессе оценки эффективности использования оборотных средств необходимо изучить их динамику, принимая во внимание соотношение между дебиторской и кредиторской задблжен- ностью поставщикам за сырье и материалы. Если товар продаётся в кредит, то предприятию необходимы оборотные средства для поддержания дебиторской задолженности до тех пор, пока покупатель не внесет плату за продукцию (услуги). Полный цикл оборота оборотных средств измеряется временем с момента закупки сырья и материалов у поставщиков до оплаты готовой продукции покупателями (погашения дебиторской задолженности).
Операционный цикл (ОЦ) отражает промежуток времени, в течение которого оборотные активы совершают полный оборот:
ОЦ = ПП+ПОдз, (8.11)
где ПП — продолжительность производственного процесса (период оборачиваемости запасов), дн.;
ПОдз — период оборачиваемости дебиторской задолженности,
ДН- 3. V
Финансовый цикл [ФЦ) — разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей (дебиторов). Иными словами, он характеризует отрезок времени, в течение которого полный оборот совершают собственные оборотные средства. В случае, когда их величина отрицательна, понятия “финансовый цикл” не существует:
ФЦ = ОЦ~ПОкз, (8.12)
где ПОт — период оборачиваемости кредиторской задолженности, дн.
Сокращение операционного и финансового циклов — положительная тенденция. Оно может произойти за счет ускорения производственного процесса (периода хранения материальных запасов, снижения длительности изготовления готовой продукции и периода её хранения на складе); ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности; замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

44. Система комплексного анализа.

 
 
Комплексный экономический анализ направлен на выявление резервов роста эффективности производства и хозяйственной деятельности в целом. Главное в комплексном анализе — системность, увязка отдельных разделов анализа между собой, выявление их взаимосвязи и влияния каждого раздела анализа па обобщающие показатели эффективности. Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности во многом определяет разделы комплексного анализа. При проведении комплексного системного экономического анализа выделяют шесть этапов [58]. На первом этапе определяются цели и условия функционирования объекта. Хозяйственная деятельность состоит из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Целью работы предприятия является рентабельность, т.е. обеспечение либо максимального объема выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо заданного выпуска продукции при минимальном расходе ресурсов. А это определяется рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи. На втором этапе формируется информационная система предприятия, необходимая база системного экономического анализа и отбираются показатели, характеризующие производственную деятельность предприятия. Третий этап — составление общей схемы системы, установление ее главных компонентов, функций, взаимосвязей. На основе модели формирования экономических факторов и показателей составляется блок-схема комплексного экономического анализа (рис. 6.1). Четвертый этап — исследование взаимосвязи и обусловленности отдельных разделов, показателей и факторов производства. Пятый этап. Здесь строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. Рис. 6.1. Общая схема формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа Шестой этап — завершающий. Здесь производится оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства. Каждый показатель, отражающий определенную экономическую категорию, складывается под воздействием конкретных экономических факторов, которые как экономические категории носят объективный характер. При этом необходимо различать факторы первого, второго, /2-го порядков. Различия эти условны, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка и наоборот. От объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные, которые возникают под воздействием организационно-технических мероприятий. Исходя из задач экономического анализа, факторы могут классифицироваться по различным признакам. Можно выделить группу внутренних факторов, которые, в свою очередь, подразделяются на основные, неосновные и внешние. Классификация факторов является основой классификации резервов. В экономике различают два понятия резервов: резервные запасы, наличие которых необходимо для непрерывного процесса производства, и резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его количественных показателей. Классификация резервов должна способствовать облегчению их поиска и тем самым устранению потерь и нерационального использования производственных ресурсов. Рассмотрим основные факторы, влияющие на классификацию резервов.
  1. Основной признак производственных резервов — это классификация по источникам повышения эффективности, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): сам труд, предмет труда и средства труда.
  2. В зависимости от источников образования различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Под внешними резервами понимаются общие хозяйственные, отраслевые и региональные резервы, например, концентрация капиталовложений в тех отраслях, которые дают наибольший экономический эффект. Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главными источниками экономии на предприятиях, как правило, являются внутрихозяйственные резервы.
  3. Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия носит как интенсивный, так и экстенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируется на вовлечение в производство дополнительных ресурсов.
Интенсификация производственной деятельности состоит в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, т.е. должна расти эффективность производства. Определенный рост эффективности может иметь место и при преимущественно экстенсивном типе воспроизводства, но возможность высокой эффективности производства достигается только при интенсивном типе развития.
  1. Классифицируют резервы также по тем конечным результатам, на которые они воздействуют. При этом различают резервы повышения объема производства, совершенствования структуры и ассортимента изделий, улучшения качества, снижения себестоимости продукции и резервы повышения прибыльности и рентабельности, укрепления финансового положения предприятия.
  2. Резервы группируются с целью рациональной организации поиска по стадиям процесса воспроизводства: снабжение, производство и сбыт продукции, а также по стадиям создания и эксплуатации изделий: конструкторская и технологическая подготовка производства, освоение новых изделий, новых технологий, потребление изделий.
  3. Резервы также подразделяются по признаку срока использования: текущие (реализуемые на протяжении данного года) и перспективные, которые могут быть использованы в перспективе.
  4. По способу выявления резервы могут быть явные (ликвидация очевидных потерь или перерасходов, зафиксированных в отчетности) и скрытые (например, повышение организационно-технического уровня предприятия).
Возможна и другая классификация резервов, которая вытекает из конкретных условий и задач каждого предприятия. Важное место в системе комплексного анализа занимает сравнительная рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности предприятия. Необходимость такой оценки возникает в двух случаях:
  1. когда требуется сопоставить работу нескольких хозяйственных объектов на основе единой системы показателей;
  2. когда нужно сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйственного субъекта за различные периоды времени.
Важнейшим условием применения методов сравнительной комплексной оценки является соизмеримость различных по сути показателей. Если в систему оценочных показателей включаются стоимостные, трудовые, натуральные показатели, то сопоставление должно проводиться не по абсолютным значениям, а на основе относительных значений. К методам сравнительной комплексной оценки относятся: ¦ суммирование значений всех показателей. Данный метод используют в случае одинаковой направленности исходных показателей и их общей сопоставимости, например, в процентах выполнения плана. Наилучшим предприятием по данному методу считается то, у которого максимальная сумма показателей-стимуляторов или минимальная сумма показателей-дестимуляторов;
  • метод суммы мест. Предприятия ранжируются по показателям- стимуляторам в порядке возрастания и по показателям-дестимуляторам — в порядке убывания. В случае равенства предприятиям присваиваются одинаковые места. Наилучшие результаты в работе по данному методу будут у того предприятия, у которого сумма мест минимальна;
  • метод суммы баллов. В данном методе, кроме исходных данных о значениях показателей, задаются шкалы для оценки каждого показателя. Этот метод требует разработки большого числа шкальных оценок, которые необходимо согласовывать между собой. Методы суммы мест и суммы баллов не учитывают абсолютные значения показателей, поэтому оценки, найденные по данным методам, могут исказить реальную картину достижений каждого предприятия;
  • метод расстояний учитывает абсолютные значения показателей при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности. В построенной матрице из показателей находятся наилучшие значения, которые затем принимаются за эталонные. Далее рассчитываются расстояния между показателями каждого предприятия и предприятия- эталона. Предприятия ранжируются в порядке возрастания расстояния, при этом, чем меньше расстояние, тем лучше оценка;
  • таксонометрический метод не только учитывает абсолютные значения показателей, по и позволяет элиминировать их различную вариацию и является обобщением метода расстояний.
Методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия предложена М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом [59]. Сущность данной методики заключается в том, что используя исходную информацию за оцениваемый период и систему показателей для рейтинговой оценки, производят классификацию (ранжирование) предприятий по рейтингу и рассчитывают итоговую рейтинговую оценку, которая учитывает все важнейшие параметры финансовой и производственной деятельности предприятия. Убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются. Поскольку все исходные показатели являются относительными, то необходимо осуществлять их расчет на начало либо на конец периода. Итоговый показатель рейтинговой оценки рассчитывается путем сравнения каждого показателя условного эталонного предприятия, имеющего наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. Исходные данные записывают в таблицу, где по строкам — номера показателей (г), а по столбцам — номера предприятий (j). Далее по каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец эталонного предприятия. По исходным показателям таблицы находят отношения соответствующих значений (aij) к максимальному (max aij). Для каждого анализируемого показателя значение его рейтинговой оценки определяется по формуле (Rj) (см. параграф 2). Затем предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наилучшим предприятием будет считаться такое, у которого минимальное значение рейтинговой оценки. Изложенный метод может применяться как для сравнения предприятий на конкретную дату, так и в динамике. В первом случае исходные данные рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности на конец периода, во втором — как темповые коэффициенты роста: данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода. Во втором случае получаем не только оценку текущего финансового состояния предприятия на определенную дату, но и оценку его способностей по изменению этого состояния в динамике. Следовательно, рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности предприятия, используя данные публичной отчетности, на базе комплексного и многомерного подхода может производить сравнение реальных достижений всех конкурентов. В Гарвардской школе бизнеса Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном была разработана сбалансированная система показателей (ССП) для проведения всестороннего (комплексного) анализа деятельности предприятия. ССП обеспечивает менеджмент универсальным механизмом, который интерпретирует мировоззрение и стратегию компании через набор взаимозависимых показателей. Все работники должны знать систему корпоративных ценностей и принципов. Для этого многие предприятия разрабатывают стратегические меморандумы, в которых также определяются стратегические рынки и ключевые продукты. ССГІ трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям, таким как финансы, клиенты, внутренний бизнес-процесс, обучение и повышение квалификации. Данная система предоставляет механизм, язык для распространения стратегии; с помощью системы оценочных критериев она информирует сотрудников о движущих факторах настоящего и будущего успеха. Формулируя конечные результаты и факторы их достижения, топ-менеджеры стремятся направить энергию, способности и профессиональные знания работников в русло достижения долгосрочных целей. Многие считают систему критериев инструментом контроля поведения, с одной стороны, и средством оценки результатов деятельности — с другой. Четыре составляющих ССП позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, а также между жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями. На первый взгляд многоплановая сбалансированная система может показаться довольно сложной и запутанной, однако на самом деле, правильно составленная, она отражает общность целей, поскольку все параметры направлены на выполнение единой стратегии. Рассмотрим составляющие этой системы подробнее.
  1. Финансовая составляющая. Финансовые показатели сохранены в ССП, поскольку они оценивают экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии компании, ее осуществления и воплощения общего плана усовершенствования предприятия в целом. Как правило, финансовые цели относятся к прибыльности п измеряются, например, операционной прибылью, доходностью занятого капитала или, как это было до недавнего времени, добавленной стоимостью. Альтернативными финансовыми целями могут быть быстрый рост объема продаж или генерирование потока наличности.
  2. Клиентская составляющая в свете ССП рассматривается менеджерами как потребительская база и сегмент рынка, где конкурирует данное предприятие, а также как показатель результатов его деятельности в целевом сегменте рынка. Как правило, эта составляющая включает в себя несколько основных, или базовых, показателей результатов успешного претворения в жизнь правильно сформулированной и хорошо выполняемой стратегии. Сюда входят удовлетворение потребностей клиентов, сохранение потребительской базы, привлечение новых клиентов, доходность, а также объем и доля целевого сегмента рынка. Однако клиентская составляющая должна также включать специфические показатели ценности предложений, получаемых потребителем целевого сегмента от данной компании. Речь идет о тех факторах, которые являются важнейшими для потребителя в вопросе сохранения лояльности. Например, для него чрезвычайно важны факторы своевременной доставки или доставки в короткие сроки; постоянного потока новых видов продуктов или услуг; способности поставщика не только предвосхищать новые потребности клиента, но и возможности удовлетворить их. Клиентская составляющая позволяет менеджерам сформулировать стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка таким образом, чтобы в будущем она обеспечила исключительную доходность.
  3. Составляющая внутренних бизнес-процессов определяет те главнейшие внутренние бизнес-процессы, которые необходимо усовершенствовать. Это должно позволить компании:
  • разработать такие бизнес-предложения потребителям, которые помогут создать и сохранить клиентскую базу в целевом сегменте рынка;
  • удовлетворить ожидания акционеров относительно высокой финансовой доходности.
Показатели данного направления сосредоточены на оценке внутренних процессов, от которых в огромной степени зависит удовлетворение потребностей клиентов п достижение финансовых задач компании в целом. Составляющая внутренних бизнес-процессов выявляет два фундаментальных различия между традиционным подходом и ССП в оценке деятельности компании. При традиционном подходе делается попытка контролировать и совершенствовать существующие процессы, причем этот подход может даже включать качественные и временные критерии. Тем не менее концепция традиционного подхода заключается именно в улучшении уже существующего бизнес-процесса. Система, как правило, формулирует абсолютно новые процессы, с помощью которых компания должна достичь совершенства, решая финансовые задачи и выполняя пожелания потребителей. Например, некая фирма вдруг осознает, что для предвосхищения будущих потребностей клиентов или для развития нового направления обслуживания целевых потребителей необходимо разработать новый бизнес-процесс. Сбалансированная система показателей высвечивает те процессы, которые являются решающими для успешного выполнения стратегии, причем часть из них может вообще не использоваться в данный момент. Второе отличие состоит в том, что ССГІ рассматривает инновационные процессы как неотъемлемую часть внутренних бизнес-процессов. Характерной чертой традиционного подхода является предоставление имеющихся продуктов и услуг имеющемуся клиенту. Однако движущие факторы долговременного финансового успеха могут стать условием создания совершенно новых продуктов и услуг, которые удовлетворят возникающие потребности настоящих и будущих клиентов. Инновационные процессы и длинная цепочка создания стоимости являются для многих компаний более мощными стимулами для достижения финансового успеха, чем краткосрочный операционный цикл. Для таких предприятий способность успешно управлять процессами развития новых продуктов в течение пусть даже нескольких лет или развивать возможности завоевания новых категорий клиентов может оказаться значительно более важной для будущего успеха, чем эффективное управление настоящим операционным процессом. Менеджеры при этом не стоят перед выбором между двумя внутренними процессами, поскольку ССГІ рассматривает задачи и критерии их выполнения как для инновационного цикла с длинной цепочкой, так и для цикла с короткой операционной цепочкой.
  1. Составляющая обучения и развития персонала определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременные рост и совершенствование. Две предыдущие составляющие системы формулировали факторы, наиболее значимые для настоящего и будущего бизнес-процессов. Предприятие вряд ли сумеет достичь долгосрочных целей, пользуясь технологическими возможностями сегодняшнего дня. Агрессивная глобальная конкуренция требует от компаний постоянного совершенствования при создании стоимости для клиентов и акционеров.
Организационное обучение и карьерный рост имеют три главных источника: люди, системы и организационные процедуры. Первые три составляющие сбалансированной системы обнаруживают большой разрыв между существующими возможностями людей, систем и процедур и теми, которые требуются для прорыва в деятельности. Для того чтобы ликвидировать этот пробел, предприятие должно инвестировать средства в переобучение персонала, усовершенствование информационных технологий и систем, создание взаимосвязи между организационными процедурами и ежедневными операциями. Эти цели формулируются составляющей ССП, которая называется «обучение и развитие персонала». Подобно параметрам клиентской составляющей показатели раздела обучения и развития представляют собой комплекс общих критериев (удовлетворение работой, текучесть персонала, обучение, повышение квалификации) и специфических факторов, таких как подробный характерный для данной деятельности набор навыков и умений, необходимых в новой конкурентной обстановке. Показателем возможностей информационных систем служит наличие своевременных точных оценочных сведений о клиенте и о внутренних бизнес-процессах, важных для тех работников, которые уполномочены принимать решения. С помощью организационных процедур можно проанализировать, насколько мотивация каждого сотрудника компании согласуется с общей системой факторов, направленных на достижение успеха. В целом ССП переводит общее видение и стратегию компании в цели и задачи с помощью сбалансированного набора составляющих. Сбалансированная система показателей — это параметры достижения желаемых результатов и процессов, которые приводят к этим результатам. Сбалансированная система показателей эффективности побуждает компанию установить взаимосвязь между корпоративной стратегией и финансовыми целями, которые являются своеобразными ориентирами при определении задач и параметров других составляющих. Каждый выбранный показатель должен представлять собой звено в цепи причинно-следственных связей (взаимоотношений), нацеленных в итоге на совершенствование финансовой деятельности. ССП — это своего рода история стратегии, начинающаяся с постановки долгосрочных финансовых целей, в результате чего возникает некая последовательность действий (мероприятий), которые необходимо выполнить в рамках всех четырех составляющих системы для достижения желаемого долгосрочного экономического результата. Для большинства компаний финансовые показатели роста дохода, снижения себестоимости и повышения производительности, оптимального использования основных средств и сокращения рисков являются единым вектором всех четырех составляющих ССП. Многие компании, тем не менее, используют идентичные финансовые ориентиры для всех своих подразделений. Например, каждому из них может быть определена задача достижения рентабельности занятого капитала 16%, аналогичная общей цели всей корпорации. Или, если корпорация использует экономический показатель добавленной стоимости, каждое подразделение может получить задание постоянно его максимизировать. Бесспорно, такой унифицированный подход является обоснованным, последовательным и в некотором смысле справедливым, поскольку оценка деятельности менеджеров всех подразделений дается в соответствии с единым стандартом. И все же такой подход не учитывает, что различные бизнес-единицы могут следовать разными стратегическими курсами. Соответственно, вряд ли общий финансовый показатель и в особенности единственная цель, характеризуемая этим параметром, будут одинаково адекватны для широкого спектра направлений деятельности всей компании. Таким образом, в начале разработки финансовой составляющей ССП необходимо определить соответствующие финансовые параметры для своей стратегии. Финансовые цели и показатели должны играть двойную роль: они определяют финансовые результаты, ожидаемые от проведения в жизнь стратегии, с одной стороны, и являются базовыми при определении целей и показателей остальных составляющих ССП — с другой.

45. Платежеспособность предприятия и анализ показателей ликвидности.

Но для идентификации таких полярных финансовых ситуаций, как абсолютная устойчивость и кризисное финансовое состояние, расчета коэффициента текущей ликвидности недостаточно. Для этой цели необходим расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости

В специальной литературе его часто называют коэффициентом критической ликвидности или промежуточным коэффициентом покрытия. По экономическому смыслу больше подходит название «коэффициент текущей ликвидности».

Ликвидность предприятия выступает в качестве внешнего про­явления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Большая или меньшая текущая ликвидность (нелик­видность) обусловлена большей или меньшей степенью обеспе­ченности (необеспеченности) оборотных активов долгосрочными источниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: