Вопросы к экзамену

Направление подготовки 100400.62 ТУРИЗМ

Профиль подготовки Технология и организация туроператорских и

Турагентских услуг

Планы практических занятий - «Маркетинг в туристской индустрии»

Модуль 1. Концепция маркетинга в туризме

Практическое занятие № 1. Система маркетинга, ее особенности

1. Маркетинг как система деятельности на рынке.

2. Решение маркетинговых задач.

3. Методы решения задач в маркетинге.

4. Эволюция взглядов на маркетинг как систему деятельности предприятия на рынке.

5. Поиск «свободного» места на рынке.

6. Поиск путей совершенствования управления фирмой.

7. Особенности современного маркетинга.

8. Цели системы маркетинга.

9. Стремительное распространение системы маркетинга.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом информационные системы помогают в плане принятия решений?

2. Какого рода информацию можно получить, используя маркетинговые информационные системы?

3. Каковы неотъемлемые характеристики эффективной системы поддержки, маркетинговых решений?

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. В описанных ниже ситуациях представлены примеры этических дилемм, которые могут возникнуть при проведении маркетинговых исследований. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какое действие предприняли бы вы в каждой из представленных ситуаций. Вам также следует привести аргументы в пользу своего ответа. Следует помнить, что здесь нет абсолютно правильных ответов — различные люди могут выбрать различные варианты действий.

3.1. Уважаемый общественный деятель вскоре должен предстать перед судом за то, что при вступлении в должность министра одной из канадских провинций не сообщил о том, что имеет интерес в одной из сетей магазинов. Адвокаты защиты попросили вас, как специалиста по маркетинговым исследованиям, провести исследование с целью выявления характеристик людей, которые с наибольшей вероятностью будут симпатизировать обвиняемому и таким образом проголосуют за его оправдание. Адвокаты защиты читали в газетах, что подобный подход ранее уже был использован в ряде случаев. Как поступили бы вы?

3.2. Вы — директор по маркетинговым исследованиям крупной химической компании. Последние исследования показали, что многие из клиентов вашей компании неправильно используют один из ее основных продуктов. Никакой опасности для клиентов это не представляет — они просто выбрасывают свои деньги, употребляя слишком большое количество продукта при каждом его использовании. Вам представили новую рекламную кампанию, предложенную рекламным агентством. Данная кампания не только не способствует ре­шению проблемы, но, кажется, делает все, чтобы потребители стали использовать продукт в еще больших количествах. Как поступили бы вы?

3.3. Вы — студент, изучающий маркетинг. Профессор в качестве курсовой работы предлагает провести интервью с руководителями высокотехнологичных компаний относительно будущих планов этих компаний. Профессор утверждает, что вся собранная информация останется конфиденциальной и будет использована исключительно в научных целях. Однако спустя два дня вы случайно услышали, как профессор говорит своему коллеге, что данный проект будет продан одной из крупных компаний соответствующей отрасли. Как бы поступили вы?

4. Менеджер по маркетингу желает узнать причины уменьшения доли рынка продукции его компании. В связи с этим он решает провести маркетинговое исследование.

а) По каким критериям ему следует выбрать поставщика исследовательских услуг?

б) Предположим, что менеджер желает вывести продукцию своей компании на рынки Европы. Необходимо провести исследование, чтобы определить, какие из рынков готовы принять эту продукцию. Какие критерии выбора поставщика исследований менеджеру следует использовать в данном случае?

5. Приведите три примера маркетинговых возможностей или трудностей, используя свежие источники вторичных данных.

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

5. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве [Текст]: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Менеджмент организации" и "Социально-культурный сервис и туризм" / А. Ф. Барышев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.

6. Каменева Н. Г. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособие по спец."Маркетинг" / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 438 с.

7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. -12-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 814 с.

8. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2005. - 208 с.

9. Панкрухин А.П. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. П. Панкрухин. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. - 655 с.

10. Сала Юзеф. Маркетинг в общественном питании [Текст]: к изучению дисциплины / Ю. Сала; пер. с пол. И. И. Иванюка. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 237 с.

Практическое занятие № 2. История развития маркетинга

1. Развитие маркетинга как самостоятельной сферы деятельности.

2. Экономический кризис, оказавший влияние на развитие маркетинга.

3. Главные звенья в маркетинге.

4. Массовое использование маркетинга на практике.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему некоторые организации переходят от концепции маркетинга к концепции социально-этичного маркетинга?

2. Каким образом может сказаться маркетинговая деятельность на каждой из трех упоминавшихся составляющих качества жизни? Сможете ли вы назвать какие-то дополнительные аспекты, входящие в понятие качества жизни? Каково возможное влияние маркетинга на эти аспекты?

3. Почему в последние годы маркетинг стали применять многие некоммерческие организации? Подробно разъясните на конкретном примере.

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3.Вопросы для обсуждения

3.1. Историк Арнольд Тойнби, критикуя практику маркетинга в Америке, сказал, что американскими потребителями манипулируют, вынуждая их приобретать товары, которые, по существу, не нужны для удовлетворения «минимально необходимых материальных требований жизни и подлинных потребностей». А какова ваша позиция? Обоснуйте ее.

3.2. Чем отличается маркетинга от коммерческих усилий по сбыту? Какую работу вы предпочли бы после окончания университета: специалиста по маркетингу или специалиста по сбыту?

3.3. Вы собираетесь пойти позавтракать в кафе быстрого обслуживания, работающее по лицензии крупной фирмы. Примените к данной ситуации понятия «товар», «обменная сделка», «рынок».

3.4. Несмотря на то, что корпорацию «Макдональдс» отмечают как одного из пионеров применения концепции маркетинга, ее критикуют за узкую товарную специализацию. Чем могла быть вызвана эта критика?

3.5. Успех корпорации «Проктер энд Гэмбл» нередко приписывают ее умению быть хорошим «слушателем». Как соотнести это утверждение с концепцией маркетинга?

3.6. Чем отличаются друг от друга два подхода к управлению маркетингом: концепция совершенствования товара и концепция совершенствования производства? Приведите примеры обоих подходов.

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

5. Маркетинг: активные методы обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. " Маркетинг " / Т. Н. Парамонова [и др.]. - М.: КноРус, 2009. - 406 с.

6. Прошкина Т.П. Маркетинг [Текст]: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования / Т. П. Прошкина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 315 с.

7. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве [Текст]: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Менеджмент организации" и "Социально-культурный сервис и туризм" / А. Ф. Барышев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.

8. Каменева Н. Г. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособие по спец."Маркетинг" / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 438 с.

9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 814

10. Маркетинг: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2005. - 208 с.

11. Панкрухин А.П. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. П. Панкрухин. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. - 655 с.

12. Сала Юзеф. Маркетинг в общественном питании [Текст]: к изучению дисциплины / Ю. Сала; пер. с пол. И. И. Иванюка. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 237 с.

Модуль 1. Концепция маркетинга в туристской индустрии

Практическое занятие № 3. Маркетинговая стратегия туристской индустрии

1. Сущность стратегического маркетингового планирования туристской индустрии.

2. Стратегическое маркетинговое планирование.

3. Определение конкурентных преимуществ.

4. Конкурентные преимущества в сервисной сфере.

5. Планирование целей предприятия.

6. Разработка альтернативных стратегий.

7. Выбор стратегии в зависимости от доли рынка.

8. Выбор и оценка стратегии.

9. Конкурентные преимущества.

10. Разработка программы маркетинга.

11. Бюджет маркетинга.

Вопросы для самоконтроля

1. Стратегическое маркетинговое планирование.

2. Определение конкурентных преимуществ.

3. Конкурентные преимущества в сервисной сфере.

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. В описанных ниже ситуациях представлены примеры дилемм, которые могут возникнуть при проведении маркетинговых исследований. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какое действие предприняли бы вы в каждой из представленных ситуаций. Вам также следует привести аргументы в пользу своего ответа. Следует помнить, что здесь нет абсолютно правильных ответов — различные люди могут выбрать различные варианты действий.

3.1. Джим Митчелл, известный бизнесмен, рассматривает возможность балло­тироваться на пост губернатора штата. Его соперник уже занимает этот пост в течение двух сроков. Джим Митчелл и его сторонники считают, что участие в выборах не имеет смысла в том случае, если реальные шансы на победу отсутствуют. Сформулируйте вопросы исследования и соответствующие ги­потезы, ответы на которые позволили бы Джиму Митчеллу принять решение.

3.2. В Великобритании люди чаще полируют машины в случае, если у них нет гаража. Можно ли сказать, что фактор отсутствия гаража может быть использован с целью прогнозирования продаж средства для полировки автомобилей? Можно ли выдвинуть какие-либо другие гипотезы, которые позволили бы объяснить эту закономерность?

3.3. Компания — производитель бытовой техники предложила вам определить, какие цвета будут предпочитать покупатели кухонных плит и холодильников в следующем году. Какова цель исследования? Возможно, целей исследования несколько и они потребуют различных подходов к проведению исследовательского проекта?

3.4. Президент небольшой сети магазинов женской одежды обеспокоен тревожной тенденцией: в течение четырех лет его прибыли снижаются. Магазины этой сети можно охарактеризовать как консервированные в плане предлагаемого ассортимента оформления магазинов и рекламы. В частности, вызывающе модная одежда в ассортимент намеренно не включается. Рынок, на котором работает эта сеть магазинов, в настоящее время становится чрезвычайно конкурентным: несколько магазинов модной одежды расширяются и ориентируются на молодых покупателей — любителей моды. Видя растущий уровень конкуренции и негативную динамику прибыли, президент компании рассматривает возможность корректировки ассортимента, который он хочет сделать менее консервативным и в большей степени ориентированным на молодых покупателей. Однако президент понимает, что перед тем как идти на столь рискованный шаг, было бы разумно провести некоторое маркетинговое исследование, чтобы определить текущее положение на его рынке. Как следует сформулировать цель исследования? Предложите вопросы исследования, которые могли бы помочь в ее достижении.

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

5. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве [Текст]: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Менеджмент организации" и "Социально-культурный сервис и туризм" / А. Ф. Барышев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.

6. Каменева Н. Г. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособие по спец."Маркетинг" / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 438 с.

7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 814 с.

8. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2005. - 208 с.

9. Панкрухин А.П. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. П. Панкрухин. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. - 655 с.

Сала Юзеф. Маркетинг в общественном питании [Текст]: к изучению дисциплины / Ю. Сала; пер. с пол. И. И. Иванюка. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 237 с.

Практическое занятие № 4. Маркетинг как инструмент развития сферы туризма в условиях рыночной экономики: понятие сущности маркетинга

1. Особенности современного маркетинга туристской индустрии.

2. Проблемы развития маркетинга туристской индустрии.

3. Содержание категории «продукт» в маркетинге туристской индустрии.

4. Системный подход к определению сущности маркетинга.

5. Маркетинг как экономический процесс туристской индустрии.

6. Маркетинг как хозяйственная функция.

7. Изменение роли маркетинга на предприятии.

8. Маркетинг как хозяйствующая концепция туристской индустрии.

9. Концепция социально-этичного маркетинга туристской индустрии.

10. Отличия концепции социально-этичного маркетинга от концепции классического маркетинга.

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание категории «продукт» в маркетинге.

2. Системный подход к определению сущности маркетинга.

3. Маркетинг как экономический процесс.

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия "справедливость" и "этика" в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

3.1. Вы - главный менеджер в крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?

3.2. Вы - менеджер по маркетингу в фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попытались усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи "Усовершенствованная новинка" на упаковке и в рекламе средств массовой информации значительно повысит сбыт такого товара.

Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

3.3. Вы - менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увеличится объем продаж.

Что вы предпримите? Почему?

3.4. По мнению экономиста Милтона Фридмэна, «немного существует тенденций, которые способны основательно подорвать сами основы нашего свободного мира, и одна из них — принятие корпоративными должностными лицами социальной ответственности, иной, нежели ответственность за получение как можно большего количества денег для своих акционеров».

Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы достоинства и недостатки социально-этичного маркетинга? Сравните концепцию маркетинга с концепцией социально-этичного маркетинга. Должны ли, по вашему мнению, предприниматели в сфере сервиса придерживаться концепции социально-этичного маркетинга? Ответ обоснуйте.

Приведите примеры маркетинговых действий сервисных предприятий, которые, как вам кажется, социальны по своей сути.

Приведите примеры мошеннических (или граничащих с мошенническими) имитаций социально-этичного маркетинга. Как можно отличить, какие из фирм являются социальными по своей сути, какие — лишь их имитацией?

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Модуль 2. Маркетинг в туристской индустрии

Практическое занятие № 5. Продвижение услуг в туристской индустрии

1. Ориентация на потребителя – основной принцип маркетинга.

2. Этапы жизненного цикла товара.

3. Коммуникативная политика в сфере услуг.

- элементы системы маркетинговых коммуникаций;

- рекламный процесс;

- планирование рекламы;

- реализация рекламной деятельности;

- оценка эффективности рекламы.

Вопросы для самоконтроля

1. Этапы жизненного цикла товара.

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. В описанных ниже ситуациях представлены примеры этических дилемм, которые могут возникнуть при проведении маркетинговых исследований. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какое действие предприняли бы вы в каждой из представленных ситуаций. Вам также следует привести аргументы в пользу своего ответа. Следует помнить, что здесь нет абсолютно правильных ответов — различные люди могут выбрать различные варианты действий.

Сотрудники авиакомпаний «Аmerican Airlines» постоянно изыскивают новые способы повышения уровня обслуживания клиентов. У одного из менеджеров возникла идея предложить пассажирам новую услугу звонок по телефону во время полета. Его предложение было с восторгом встречено коллегами. Менеджер по маркетингу вызвался провести кое-какие предварительные исследования. Он связался с крупной телекоммуникационной компанией, чтобы узнать, во сколько обойдется предоставление подобного рода услуги на борту самолета. Полученный ответ гласил, что аренда оборудования будет стоить авиакомпании около 1 тыс. долларов в каждом полете. Таким образом, затея может окупиться, если стоимость одного звонка составит 25 долларов, притом, что услугой воспользуются не менее 40 пассажиров.

Менеджеру по маркетингу были заданы уточняющие вопросы: «Почему стоимость одного звонка должна составлять 25 долларов? Почему авиакомпания должна стремиться к безубыточности конкретной услуги, если она привлечет дополнительных пассажиров на наши маршруты, так что, даже теряя деньги из-за недостаточного спроса на услугу, мы с лихвой возместим потери на продаже дополнительных билетов?» Обсуждая проблему, менеджеры натолкнулись на еще один требующий ответа вопрос. Если новая услуга окажется популярной, как скоро конкурирующим авиакомпаниям удастся внедрить ее у себя? История конкуренции на воздушных трассах изобилует примерами того, как новые виды услуг настолько быстро перенимались всеми участниками рынка, что не давали никому из них заметных преимуществ. Насколько важно быть первыми в реализации данной идеи, и как долго продлится лидерство?

Было принято решение провести маркетинговое исследование.

Вопросы и задания

1. Помогите менеджерам авиакомпании сформулировать цель и задачи предстоящего маркетингового исследования.

2. Какие источники информации могут быть использованы в процессе подобного исследования? Предложите инструментарий исследования, соответствующий решению поставленных задач.

3. Какую форму организации подобного исследования вы порекомендовали бы авиакомпании? Рекомендации должны быть аргументированными.

4. Сделайте собственный прогноз возможных результатов подобного исследования.

4. Вы руководитель службы маркетинга крупного туристского предприятия. Составьте перечень конкретных задач своим сотрудникам, проводящим маркетинговые исследования, если вас волнуют следующие вопросы:

* совершенствование ценовой стратегии;

* повышение эффективности рекламы.

Объясните, почему определение проблемы и постановка задач перед исследователями часто считаются самыми трудными этапами процесса маркетингового исследования?

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Практическое занятие № 6. Исследования рынка услуг туристской индустрии

1. Понятие и классификация услуг туристской индустрии.

2. Особенности услуг туристской индустрии.

3. Признаки услуг туристской индустрии.

4. Конкуренция на рынке услуг туристской индустрии.

5. Оценка конкурентоспособности в туристской индустрии.

6. Услуги транспортного обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

1. Конкуренция на рынке туристской индустрии.

2. Оценка конкурентоспособности в туристской индустрии.

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. В описанных ниже ситуациях представлены примеры этических дилемм, которые могут возникнуть при проведении маркетинговых исследований. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какое действие предприняли бы вы в каждой из представленных ситуаций. Вам также следует привести аргументы в пользу своего ответа. Следует помнить, что здесь нет абсолютно правильных ответов — различные люди могут выбрать различные варианты действий.

3.1. Вы — директор по маркетинговым исследованиям фармацевтической компании. Ваш исполнительный директор предлагает, чтобы интервьюеры провели телефонный опрос врачей-терапевтов, представляясь сотрудниками фиктивного агентства по маркетинговым исследованиям. Цель опроса состоит в оценке восприятия качества продукции компании, и руководству кажется, что предлагаемая процедура может способствовать получению более объективных ответов. Как поступили бы вы?

3.2. Вы — сотрудник компании, специализирующейся на проведении маркетинговых исследований, и недавно провели для клиента исследование отношения потребителей. Ваши данные показывают, что клиент проводит маркетинг своего товара несоответствующим образом. Ваши результаты не слишком радушно принимаются менеджерами компании-клиента, отвечающими за данный продукт. Они требуют, чтобы вы исключили полученные данные из отчета, который, как вы знаете, будет широко распространен; они утверждают, что устной презентации будет вполне достаточно. Как поступили бы вы?

3.3. Вы являетесь директором по исследованиям компании, специализирующейся на проведении маркетинговых исследований. Ваша компания в настоящее время ведет исследовательский проект для одного из постоянных клиентов. Исследование в форме анкетирования уже вскоре должно начаться, как вдруг от клиента вам приходит значительно исправленная версия анкеты. Внесенные клиентом исправления привели к тому, что в анкете появились наводящие вопросы и некорректные шкалы. В приложенном письме клиент настаивает, чтобы для исследования вы использовали его версию анкеты. По вашему мнению, использование отредактированной версии анкеты не позволит получить достоверную информацию. Как поступили бы вы?

Рекомендуемая литература:

1. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - 2-e изд., доп. - М.: Форум, 2009. - 368 с.

2. Отраслевая структура современного менеджмента: Учебник / Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.//

3. Менеджмент в туризме: Учебник / В.П. Киседобрев, О.Н. Кострюкова, А.В. Киседобрев; Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 152 с.

4. Менеджмент в туризме: Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2011. - 447 с.

Модуль 3. Ценообразование в маркетинге туристской индустрии

Практическое занятие № 7. Политика цен туристской индустрии

1. Цена как экономическая категория рыночного хозяйства.

2. Система цен и их классификация.

3. Формирование маркетинговой цены продажи.

4. Ценовые стратегии в маркетинге.

Вопросы для самоконтроля

1. Система цен и их классификация туристской индустрии.

2. Формирование маркетинговой цены продажи.

Практическое задание:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Модуль 4. Организация и контроль маркетинга предприятия туристской индустрии

Практическое занятие № 8. Маркетинг-микс и маркетинговый контроль

1. Сущность маркетинг-микса в туристской индустрии.

2. Система маркетингового контроля в туристской индустрии.

Особенности организации маркетинговой деятельности на сервисном предприятии.

Практическое задание:

Поставьте себя на место консультанта по маркетингу и подготовьте доклад для директора отеля, в котором:

1. Проведите анализ сложившейся ситуации.

2. Охарактеризуйте специфику маркетинга услуг.

3. Внесите рекомендации по улучшению сложившейся ситуации в отеле.

4. Оцените свои рекомендации с позиций современного маркетинга.

3.2. Многие менеджеры считают целью бизнеса получение прибыли, в то время как другие видят эту цель в создании и удержании клиентуры. Объясните, как эти противоположные точки зрения могут повлиять на взаимоотношения туристского предприятия со своими клиентами. Если менеджер считает своей целью привлечь и удержать клиента, значит ли это, что его не интересует прибыль?

3.3. Какие средства и приемы могут использовать туристские предприятия, чтобы сделать свои услуги «осязаемыми» для потенциальных клиентов?

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3.Примите решения по каждой нижеприведенной ситуации и обоснуйте его.

3.1. «Виктория» — небольшой отель на островке в Карибском море. В нем нет ни телевизора, ни газетного киоска, есть только один телефон. Глядя на океан с пляжа, примыкающего к отелю, гости могут видеть волны, разбивающиеся о барьерный риф, — прекрасное место для рыбалки и подводной охоты. Рекламные брошюры отеля обещают туристам отдых от стресса деловой жизни в этом тропическом раю, о прелестях которого они могут судить по фотографиям с бунгало под соломенной крышей и пальмами.

Но когда гости прибывали в этот рай, первое впечатление разительно отличалось от образа, созданного рекламой. Отель состоял из главного корпуса (регистратура, ресторан и бар на первом этаже, комнаты для гостей — на втором), дома для сотрудников и 12 бунгало для гостей. Водитель автобуса, доставлявшего отдыхающих, высаживал их между главным корпусом и домом для сотрудников. Вместо морских просторов гости вынуждены были созерцать заднюю дверь кухни, свисающие с бельевой веревки простыни и стоящую над домкратом машину. Администрация отеля не слишком заботилась о том, какое у гостей будет первое впечатление. Сами сотрудники выросли на острове и поэтому принимали морской вид как должное. Подъезд к отелю был спроектирован так, чтобы обслуживающему персоналу было удобнее таскать чемоданы гостей.

Руководство и не задумывалось о том, что многие из гостей на острове впервые и настроены на иной прием. Между тем поток клиентов стал уменьшаться. Необходимо было что-то предпринимать. Директор отеля пригласил консультанта по маркетингу и попросил совета.

Рекомендуемая литература:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Модуль 4. Организация и контроль маркетинга предприятия туристской индустрии

Практическое занятие № 9. Контролинг в системе маркетинга туристской индустрии

1. Типы маркетингового контроля туристской индустрии.

2. Контроль за выполнением годовых планов.

3. Контроль прибыльности.

4. Стратегический контроль.

5. План ревизии маркетинга.

Практическое задание:

1. Составьте план ревизии маркетинга.

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

Рекомендуемая литература

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Практическое занятие № 10. Маркетинговая коммуникация в туристской индустрии

1. Назначение и содержание маркетинговых коммуникаций туристской индустрии.

2. Реклама туристской индустрии.

3. Паблик рилейшинз.

4. Ярмарки, выставки, салоны и спонсорство.

5. Стимулирование продаж в туристской индустрии.

Практическое задание:

1. Реклама.

2. Паблик рилейшинз.

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

Рекомендуемая литература

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Модуль 5. Международный маркетинг туристской индустрии

Практическое занятие № 11. Международный маркетинг туристской индустрии

1. Понятие международного маркетинга туристской индустрии.

2. Основные решения, принимаемые в сфере международного маркетинга туристской индустрии.

3. Изучение среды международного маркетинга туристской индустрии.

4. Система международной торговли туристской индустрии.

Практическое задание:

1. Основные решения, принимаемые в сфере международного маркетинга туристской индустрии.

2. Изучение среды международного маркетинга туристской индустрии.

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. В описанных ниже ситуациях представлены примеры дилемм, которые могут возникнуть при проведении маркетинговых исследований. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какое действие предприняли бы вы в каждой из представленных ситуаций. Вам также следует привести аргументы в пользу своего ответа. Следует помнить, что здесь нет абсолютно правильных ответов — различные люди могут выбрать различные варианты действий.

3.1. ExoArt, Inc., небольшая компания— производитель экзотических ювелирных изделий, расположенная в Соединенных Штатах, считает, что на зарубежных рынках имеется спрос на ее продукцию. Однако руководство компании не имеет опыта ведения бизнеса за рубежом и не знает, каким образом следует формировать стратегию маркетинга при работе на международном рынке. Компания решила обратиться к фирме, специализирующейся на проведении маркетинговых исследований, за помощью. Исследователи рекомендовали прежде всего провести «анализ возможностей зарубежного рынка».

• С какой целью проводится анализ возможностей зарубежного рынка?

• Какие вопросы должен задать исследователь, для того чтобы собрать необходимую для анализа информацию?

• Какова наиболее вероятная причина неудачи исследовательских и бизнес-проектов при работе на зарубежном рынке?

• Существуют ли различия между основными функциями маркетингового исследования, проводимого в своей стране, и маркетингового исследования, проводимого в международном масштабе?

• Почему процесс международного маркетингового исследования более сложен, нежели процесс маркетингового исследования, проводимого в своей стране?

3.2. Crystal-Clear Lens, Inc. — новая компания, которая занимается реализацией контактных линз через почтовые заказы. После пяти лет сражения на данном рынке компании удалось выйти на уровень безубыточности. По мнению основателей компании, должен существовать значительный спрос на услуги компании, осуществляющей продажи контактных линз по почте, поскольку это дешевле, нежели их приобретение в соответствующем магазине. Однако подобные магазины обычно находятся недалеко от кабинета «дружественного» окулиста. Таким образом, пациент может сначала зайти к окулисту, который проверит его зрение, а затем пойти в магазин и приобрести соответствующие контактные линзы или очки. Многие подобные магазины предлагают купоны на скидку, которые позволяют компенсировать стоимость визита к окулисту; также покупатель получает право на несколько визитов к врачу, чтобы убедиться, что очки или линзы были подобраны корректно. Однако если линзы высылаются по почте, сначала необходимо, чтобы сам клиент выслал компании свой рецепт на линзы; его линзы будут высланы в течение двух недель после получения заказа. Менеджеры компании пригласили вас в качестве консультанта по маркетингу. Ваша задача — установить причину низкого уровня продаж.

• Как следует сформулировать цель исследования?

• Чем отличается цель исследования от задачи исследования? Продемонстрируйте это на данном примере.

• Какая информация потребуется для достижения цели исследования? (Сформулируйте вопрос исследования.)

• Предложите какие-либо гипотезы, которые могут являться ответами на вопрос исследования.

Рекомендуемая литература

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Практическое занятие № 12. Внешнеэкономический маркетинг – особая составная часть маркетинга туристской индустрии

1. Понятие внешнеэкономического маркетинга туристской индустрии.

2. Основные решения, принимаемые в сфере внешнеэкономического маркетинга.

3. Изучение внешнеэкономического маркетинга туристской индустрии.

4. Экономическая среда туристской индустрии.

5. Политико-правовая среда.

6. Культурная среда.

7. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок.

8. Решение о том, на какие рынки выйти.

9. Решение о методах выхода на рынок.

10. Решение о структуре комплекса маркетинга.

Практическое задание:

11. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок.

12. Решение о том, на какие рынки выйти.

13. Решение о методах выхода на рынок.

14. Решение о структуре комплекса маркетинга.

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению вопросов на занятии.

2. Используя основную и дополнительную литературу, в том числе ресурсы сети Интернет, подготовить доклады-сообщения.

3. В описанных ниже ситуациях представлены примеры дилемм, которые могут возникнуть при проведении маркетинговых исследований. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какое действие предприняли бы вы в каждой из представленных ситуаций. Вам также следует привести аргументы в пользу своего ответа. Следует помнить, что здесь нет абсолютно правильных ответов — различные люди могут выбрать различные варианты действий.

3.1. Как перечисленные организации могли бы использовать маркетинговые исследования:

- небольшой магазин спортивных товаров;

- крупная авиакомпания:

- университет;

- бейсбольная команда;

- крупная телекомпания;

- крупная компания — производитель компьютеров;

- музей в большом городе;

- супермаркет в центре города.

Поясните.

3.2. Каким образом маркетинговые исследования могут быть использованы для поддержки каждого шага процесса планирования маркетинга? Например, как они могут быть использованы для поддержки принятия решения об обслуживаемых сегментах?

3.3. Назовите несколько проблем этического характера, с которыми специалист по маркетинговым исследованиям может столкнуться при разработке и проведении полевых исследований.

3.4. В некоторых компаниях стратегическим планированием и маркетинговыми исследованиями занимается один руководитель. Эти функции, таким образом, могут быть в большей или меньшей степени объединены. Какие преимущества такого подхода вы могли бы назвать? Какие аргументы против такого решения можно привести?

3.5. Во многих компаниях либо все мероприятия, связанные с проведением маркетинговых исследований, либо некоторые из них, такие, как проведение опросов, выполняются сторонними подрядчиками. Какие факторы влияют на решение компании поручить всю работу сторонней организации или выполнить ей собственными силами?

3.6. Чем отличаются маркетинговые исследования, выполняемые с целью формирования стратегии, от исследований, проводимых с целью разработки маркетинговых программ?

3.7. Фред Бартон, владелец небольшого теннисного клуба в небольшом городе штата Канзас, заметил, что появился спрос на крытые корты, которые в настоящие время в городе отсутствуют. Он рассматривает возможность заключения соглашения с компанией, специализирующейся на проведении маркетинговых исследований, чтобы та определила, действительно ли существует заметный спрос ни услуги крытых теннисных кортов.

- Какие факторы Фред должен принять во внимание перед тем как осуществить заказ на проведение исследования?

- Каких ловушек должна избежать исследовательская компания при проведении исследования?

- После того как Фреду были предоставлены рекомендации, сформированные по результатам проведенного исследования, он решил их не использовать. Что могло повлиять на решение Фреда отказаться от использования информации, полученной в результате проведения маркетингового исследования?

3.8. Линда Филипс, студентка технического вуза, разработала устройство, которое призвано помочь в общении людям с ограниченными физическими возможностями. Устройство генерирует электрические импульсы при легком повороте головы. Линде кажется, что продукт мог бы иметь коммерческий успех, если бы продвигался организациям здравоохранения. Однако Линда не располагает опытом управления маркетингом, поэтому не знает, как следует организовать процесс планирования маркетинга и оценки его результатов. Допустим, что вы являетесь ее консультантом по маркетингу. Предложите действия, которые ей следует предпринять, для того чтобы вывести свой продукт на рынок.

9. Почему, несмотря па существующие кодексы этики, зафиксированные на бумаге, некоторые трудности, связанные с этикой маркетинга, так сложно искоренить? Дайте ответ на этот вопрос как с точки зрения заказчика иссле­дования, так и с точки зрения его исполнителя.

Рекомендуемая литература

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика" / В.И. Беляев. - 3-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2009. - 669 с.

2. Григорова Е.Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Григорова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 99 с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Маркетинг", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / М. Н. Григорьев. - М.: Юрайт, 2010. - 366 с.

4. Козлова Е. Н. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Козлова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

Вопросы к экзамену

1. Что послужило основными причинами становления маркетинга туристской индустрии?

2. Перечислите виды и дайте характеристику основных концепций маркетинга туристской индустрии.

3. В чем принципиальная разница между концепцией маркетинга и концепцией интенсификации коммерческих усилий?

4. Каковы причины возникновения концепции социально-этичного маркетинга? В чем ее отличие от классической концепции маркетинга туристской индустрии?

5. Какова роль социально-этичного маркетинга в деятельности туристского предприятия?

6. Опишите основные направления взаимодействия туризма с природой и ее охраной.

7. В чем состоит сущность маркетинга туристской индустрии?

8. Объясните, чем классификация по стилям жизни отличается от классификации по активности.

9. Дайте определение понятию «сервисное и туристское предложение». Что включает в себя первичное и производное предложение?

10. В чем состоит суть закона спроса и предложения на сервисном и туристском рынке?

11. Объясните механизм расчета эластичности спроса по цене и доходу.

12. Какими факторами определяется специфика маркетинга туристской индустрии?

13. Дайте характеристику общим особенностям туристской индустрии.

14. В чем состоят отличительные особенности сервисных и туристских услуг?

15. Перечислите основные особенности сервисного маркетинга. Каковы функции маркетинга в сервисе согласно ВТО?

16. Каковы тенденции развития маркетинга сервисных предприятий?

17. Что следует понимать под концепцией маркетинга взаимоотношений? Какова его роль в маркетинговой деятельности предприятия?

18. Какие следует различать уровни взаимоотношений с потребителями туристской индустрии?

19. Выполнение каких условий требуется для осуществления маркетинга на сервисном предприятии?

20. Что следует понимать под системой маркетинга туристского предприятия?

21. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы маркетинговой системы сервисного и туристского предприятия.

22. Приведите классификацию маркетинговой информации туристской индустрии.

23. Сравните преимущества и недостатки вторичной и первичной маркетинговой информации.

24. Каковы основные принципы формирования и использования информации в системе управления маркетингом сервисного и туристского предприятия?

25. В чем сущность системы внутренней информации? Что является источником внутренней информации?

26. Охарактеризуйте систему внешней информации. Каковы ее основные источники?

27. Что следует понимать под системой сбора первичной маркетинговой информации?

28. Перечислите основные методы сбора первичных маркетинговых данных и дайте их общую характеристику.

29. Назовите основные виды и формы опроса в туристской индустрии.

30. Дайте сравнительную характеристику опросам по телефону, личному интервью и опросу по почте.

31. Опишите общую структуру анкеты туристской индустрии.

32. Какие рекомендации следует соблюдать для повышения качества анкеты?

33. Перечислите основные виды наблюдения.

34. Какие виды эксперимента вам известны?

35. В чем состоит назначение системы анализа информации? Что положено в основу системы анализа информации?

36. Среда маркетинга туристского предприятия.

37. Какие выделяют типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней маркетинговой среды?

38. Каковы факторы STEP-анализа для предприятия сферы сервиса и туризма?

39. SWOT-анализ его сущность и применение.

40. Формирование маркетинговой стратегии.

41. Маркетинговая продуктовая стратегия.

42. Основные этапы разработки продукта новинки.

43. Ценовая стратегия предприятия сервиса и туризма.

44. Сбытовая стратегия предприятия сервиса.

45. Маркетинговые коммуникации и коммуникационная стратегия.

46. Международный маркетинг, внешнеэкономический маркетинг – особая составная часть маркетинга.

47. Специфика международного маркетинга в России.

48. Контролинг в системе маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow