В правовых исследованиях применяются следующие виды выборки:*
простая вероятностная (или собственно случайная) выборка,
систематическая вероятностная,
типическая выборка,
многоступенчатая выборка,
квотная выборка.
* Различные авторы при классификации видов выборок применяют различную терминологию, но суть этих классификаций остается одной и той же.
Простая вероятностная (собственно случайная) выборка применяется в тех случаях, когда объем генеральной совокупности относительно невелик и есть возможность доступа к каждому элементу. В этом случае каждый элемент генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборочную совокупность.
Объектов, которые наиболее часто встречаются в генеральной совокупности, будет больше и в выборке, и наоборот.
Отбор элементов в выборочную совокупность чаще всего производится методом жеребьевки или по таблице случайных чисел.
При отборе с помощью жеребьевки следят за тем, чтобы количество жребиев соответствовало объему генеральной совокупности. Каждый из элементов жеребьевки (шары, карточки, фишки) должен содержать информацию об отдельной единице совокупности (номер, название или какой-либо другой отличительный признак).
|
|
Количество жребиев, установленное в соответствии с определенным процентом отбора, извлекается из общей их совокупности в случайном порядке. При использовании для отбора таблиц случайных чисел каждая единица генеральной совокупности должна иметь порядковый номер.*
* Таблицы случайных чисел представляют собой абсолютно произвольные столбцы цифр, полученные с помощью датчика случайных чисел на ЭВМ.
Систематическая вероятностная выборка используется в тех случаях, когда генеральная совокупность носит упорядоченный характер, например списки гражданских дел; число работников государственного органа; список депутатов законодательного (представительного) органа; список мер наказаний, назначенных определенной группе осужденных; список хозяйствующих субъектов на территории района и др.
При организации систематической выборки устанавливается пропорция отбора путем соотношения выборочной и генеральной совокупностей. В качестве примера возьмем генеральную совокупность в 10 тыс. уголовных дел осужденных за умышленное убийство и 5% выборку. Пропорция отбора составит:
Отбор единиц осуществляется в соответствии с установленной пропорцией через равные интервалы. В данном случае отбирается каждое 20-е уголовное дело.
Средняя ошибка систематической выборки рассчитывается по формуле для простой вероятностной выборки. Так, при изучении личности повторных правонарушителей в двух индустриально-аграрных районах РФ применялась простая вероятностная выборка. Из общего массива статистических карточек была получена выборочная совокупность объемом в 4 тыс. единиц.
|
|
Для обеспечения такого отбора была получена последовательность случайных чисел, т. е. чисел, в чередовании которых нет никакой закономерности. Эта последовательность строилась с применением специальной программы на ЭВМ БЭСМ-ЗМ. Затем полученные числа были упорядочены по возрастанию, т. е. ранжированы по величине. Для уточнения выборки были сформированы группы объемом соответственно 500, 1000, 1500, 2000, 3000 и 4000 карточек, образованные по принципу случайного отбора.
Воспользуемся данным примером и выполним некоторые расчеты. Вычислим максимальную ошибку выборки.*
* Максимальной ошибкой выборки называется величина наибольшего отклонения генеральной средней от выборочной, которая может иметь место с заданной доверительной вероятностью.
С этой целью возьмем формулу предельной ошибки для простой вероятностной выборки:
Обычно коэффициенту доверия t придают значения 1, 2, 3. При t = 1 вероятность, P(t) отклонения выборочных характеристик от генеральных средних на величину одного среднеквадратичного отклонения равна 0,683.
При вычислении объема выборки в нашем примере воспользуемся следующими значениями параметров, входящих в формулу объема выборки:
Подставим эти значения в нашу формулу и выполним вычисления:
Мы видим, что необходимый объем выборки при заданных условиях является относительно небольшим.
В нашем примере объем выборки равен 4000 карточек — с учетом того, что достаточным должен быть объем и для таких показателей, которые имеют весьма небольшой удельный вес во всей генеральной совокупности.*
* В математической статистике разработана теория так называемых "малых выборок" (В. Госсет, Р. Фишер, А, Колмогоров). Согласно этой теории при выполнении определенных условий выборка может быть достаточно представительной при объеме в 20 наблюдаемых единиц.
Таким образом, из этой формулы видно, что для увеличения точности выборочной совокупности необходимо соблюдение двух требований:
1) изучаемый признак в генеральной совокупности должен быть как можно более однородным;
2) объем выборочной совокупности должен быть как можно большим.
В правовых исследованиях простая вероятностная выборка имеет ограниченное применение, что связано со сложной иерархической структурой изучаемых социальных объектов.
Это заставляет использовать комбинированные выборки, сочетающие элементы различных приемов.
Типическая выборка применяется в том случае, когда генеральная совокупность неоднородна с точки зрения социально-демографических, экономических или иных признаков. Причем все единицы генеральной совокупности можно разбить на несколько типических групп. Типический отбор предполагает выборку единиц из каждой группы с использованием простой или систематической вероятностной выборки.
Отбор единиц в такую выборку может производиться пропорционально либо объему типических групп, либо внутригрупповой дифференциации признака.
Например, при изучении личности преступника всю совокупность осужденных обычно разбивают по возрастам, выделив такие группы, как несовершеннолетние, осужденные среднего и старшего возраста. Образованные подобным образом группы неравны между собой. Поэтому отбор выполняется пропорционально объему групп.
При данном отборе в выборку попадают представители всех типических групп. Вследствие этого достигается большая точность выборки.
Необходимость применения многоступенчатой выборки вызвана, как правило, отсутствием информации обо всех единицах наблюдения генеральной совокупности.
|
|
Для организации первой ступени достаточно иметь информацию о распределении признака отбора. Для проведения отбора во второй ступени используется информация об отобранных единицах первой ступени.
Таким образом, на каждой ступени меняется единица отбора. На первой ступени обычно используется строго случайный, а на последующих (начиная со второй) — вероятностный пропорциональный отбор, т. е. учитывается размер единиц первой ступени, попавших в выборку.
Доли отбора на каждой ступени комбинируются таким образом, чтобы всем единицам генеральной совокупности были обеспечены равные шансы попасть в выборку.
В правовых исследованиях наиболее часто используется производственно-территориальная выборка: на первых ступенях отбора в качестве гнезд выступают регионы (области, города, районы и т. д.), а на последних — производственные единицы (предприятия, заводы, цехи, бригады и т. д.).
Как видим, многоступенчатый отбор по своей природе является гнездовым. Под гнездом понимается тот промежуточный объект исследования, который отбирается на каждой ступени для того, чтобы служить исходной совокупностью для последующего отбора.
При многоступенчатом отборе (начиная с двухступенчатой выборки) необходимо учитывать специфику расчета ошибки репрезентативности. Каждая ступень отбора вносит свои отклонения в истинные параметры генеральной совокупности. Расчет ошибок многоступенчатой выборки связан с большими трудностями.
Для достаточно объемной выборки существуют упрощенные формулы расчета ошибки репрезентативности. Упрощение состоит в том, что в математической статистике принято производить расчеты внутригрупповых дисперсий первой ступени отбора после того, как из нее отобраны единицы второй ступени.
Ошибка двухступенчатой выборки исчисляется по формуле:
где V1 — ошибка первой ступени, V2 — ошибка второй ступени.
Двухступенчатый отбор был применен в ходе изучения уровня юридических знаний и источников правовой информации населения Ленинграда.*
|
|
* Работа проводилась в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований в 80-х годах.
За основу выборочного исследования были приняты списки жителей в домовых книгах.
Исследователи исходили из предположения, что население города распределяется по районам в относительно случайном порядке. Домовые хозяйства города отбирались в соответствии с таблицами случайных чисел. Из полученных в результате списков отбирался каждый девятый человек. Конечный объем выборки был определен в 3 тыс. человек с учетом того, чтобы в ней были представлены различные группы лиц по социальному положению, полу, возрасту, образованию.
Многоступенчатый отбор использовался при изучении правосознания граждан.*
* В работе принимали участие сотрудники Института государства и права РАН совместно с ВНИИ советского законодательства.
Классические выборочные схемы сформировались под определяющим влиянием запросов экономической и технической практики. Специфика выборочного исследования правовых объектов отражена в этих методах в недостаточной мере. В условиях интенсивного развития социологических исследований возникает потребность в разработке новых приемов и новых математических средств получения выборочных совокупностей.
Совокупность социально-экономических и демографических признаков, детерминирующих исследуемый правовой показатель, должна находиться в выборке в тех же соотношениях, в тех же пропорциях и связях, что ив генеральной совокупности. Достичь такого формирования выборки можно различными путями. При чисто случайном отборе пропорции детермирующих факторов осуществляются автоматически. Однако можно пойти другим путем и отбирать из состава генеральной совокупности такие единицы, которые обладают заданными признаками, и затем из них формировать выборочную совокупность. В этом случае речь идет о методе квот ("квотной выборке").
Для применения метода квот необходимо привлекать обширную статистическую информацию, характеризующую генеральную совокупность. При этом составляются так называемые расчетные таблицы населения по полу, возрасту, образованию и другим признакам. Таблицы показывают, в какой именно пропорции должны быть отобраны единицы выборочного наблюдения.
Метод квот не позволяет использовать аппарат математической статистики, рассчитанный на случайный отбор. Вместе с тем в практике конкретных правовых исследований сформировалось положительное отношение к использованию этого метода как одного из способов отбора единиц наблюдения.
Заключительным этапом выборочного наблюдения является распространение его результатов на генеральную совокупность. При этом необходимо учитывать полноту выборки, т. е. наличие в ней всех типов или групп данной генеральной совокупности. Заметим, что неполнота выборки может привести к нарушению репрезентативности, а стало быть, и к неправильным выводам. В этих случаях прибегают к корректировке выборки.
§ 3. Методы изучения взаимосвязей социально-правовых явлений
Известно, что в явлениях природы существует всеобщая связь. Такая связь наблюдается и в общественных явлениях, включая государство и право. Одна из важных задач правовых конкретно-социологических исследований состоит в изучении причинных и обусловливающих связей. Особая роль здесь принадлежит многофакторному анализу — комплексному исследованию воздействия различных экономических, политических, социальных и иных факторов на социальную обусловленность правовых норм, действенность правовой пропаганды, правового воспитания и т. д.
Математика различает функциональные и статистические связи между величинами. Функциональными называют однозначные связи между двумя и более величинами. В основе математического понятия функциональной связи лежит фундаментальное понятие функции как однозначного соответствия между элементами различных множеств. Функциональные связи более распространены в области естественных и технических наук и только отчасти — в общественных науках.
В отличие от функциональной статистическая связь между величинами представляет собой связь неоднозначную, вероятностную, "размытую" действием различных побочных для данного процесса факторов (так называемых случайных связей). При статистической связи вполне определенному значению одной переменной соответствует одновременно несколько значений другой переменной. Результативный признак реагирует на изменения факторного признака статистическим распределением своих показателей. Эти связи более распространены в общественных науках. Так, для взятого наугад индивида набор параметров, характеризующих его правовые ориентации, знание правовых норм и т. д., не будет однозначно определенным. Данный набор значительно варьирует в пределах группы индивидов с заранее взятыми социально-демографическими характеристиками. Аналогичным образом можно констатировать статистическую связь между возрастом индивидов и степенью приобщенности их к деятельности средств массовой информации и т. д.
Статистическая связь существует между тяжестью совершенного преступления и назначенным наказанием. Факторами, которые делают подобного рода связь статистической, являются: личность осужденного, реальная тяжесть содеянного, условия вынесения приговора по данному делу, учет смягчающих и отягчающих обстоятельств и т. д.
При этом необходимо различать качественные и количественные признаки.
Качественный признак характеризует наличие или отсутствие какого-либо свойства у единиц наблюдения. Например, качественными признаками являются пол, место жительства, семейное положение, социальный статус гражданина. К их числу относится юридическая квалификация действий субъекта по какой-либо статье нормативного акта. В этих случаях нет возможности установить количественный характер исследуемых данных применительно к каждому изучаемому объекту. Он устанавливается только при обсчете единиц всей совокупности.
Примерами количественных признаков могут служить: размер наказания в годах лишения свободы, численность аппарата управления, численность населения, размер территории.
Математические методы и ЭВМ нужны главным образом для того, чтобы изучать социальные явления во взаимосвязи.
Речь идет, например, о разработке таких алгоритмов и программ, которые дали бы возможность изучать количественно меру влияния различных экономических, демографических и иных факторов на государственно-правовые явления. Следовательно, основная задача при разработке программы машинной обработки юридических данных — это автоматизация научного статистического анализа (синтеза) в области права.
В основе многих правовых конкретно-социологических исследований лежит упорядочение исходных данных путем различных статистических группировок. Эти группировки разнообразны: простые, вторичные, аналитические, комбинационные.
Для широкого практического применения в программу ЭВМ следует включить такой относительно простой метод обработки информации и установления связи между параметрами, входящими в предмет исследования проблемы, как метод комбинационных статистических группировок. В этих группировках единицы, образованные сначала по одному признаку, делятся затем на подгруппы по значениям другого признака, т. е. дается "разрез" признаков по различным комбинациям.
В случае многозначности признака исследуемая совокупность может быть разделена на n частей (A 1, А 2,... An по признаку А, и затем каждая из полученных групп делится по второму признаку В на т частей: B 1, B 2 ,..., Вm. Итого имеем пт заключающих численностей.
Примером комбинационной таблицы может служить корреляция между образованием и предпочтением источника массовой информации о праве (см. табл. 1).
Таблица 1. Образование и предпочтение источника массовой информации о праве*
* Сумма процентов на строке превышает 100, так как некоторые респонденты называли одновременно несколько источников.
Метод комбинационных статистических таблиц в некоторых случаях может содержать более полезную информацию, чем коэффициенты связи. При вычислении коэффициентов связи происходит некоторая потеря информации. Так, в строках таблицы могут содержаться весьма характерные распределения статистических показателей, которые нивелируются при исчислении коэффициентов связи.
Метод парных комбинационных группировок дает возможность получить первоначальную информацию о взаимосвязи отдельных статистических показателей, проследить тенденцию изменения результативного признака в зависимости от факторного признака.
Использование количественного подхода и количественных критериев в процессе социологического исследования проблемы эффективности правовой нормы часто требует, получения труднодоступной статистической информации. Надо доказать, что количественные изменения в объекте правового регулирования произошли именно в результате действия этой правовой нормы, а не по каким-либо другим причинам. Собранные статистические данные целесообразно свести в следующую таблицу (см. табл. 2).
Таблица 2. Таблица связи правовой нормы и регулируемых общественных отношении
Перед нами — известная схема математической статистики. В математической статистике такие таблицы используются для исследования взаимосвязи дихотомических признаков.*
* Латинская буква, взятая в скобки, означает число. Латинская буква, стоящая без скобок, означает наименование признака. Так, (А) — число, А — признак.
Первая строка таблицы (строка А) представляет случаи, когда действует новая правовая норма (новый вариант правовой нормы).
Вторая строка таблицы (строка А) представляет случаи, когда новая правовая норма не действует, т. е. когда либо действовала старая правовая норма, либо данное общественное отношение вообще не было урегулировано правом.
Столбец В включает случаи, когда цель правового регулирования достигнута, а столбец — все остальные случаи.
Символы во внутренних клетках таблицы имеют значения:
(АВ) — число наблюдаемых случаев достижения цели при условии действия новой нормы;
(А ) — число наблюдаемых случаев недостижения цели при условии действия новой нормы;
( В) — число наблюдаемых случаев достижения цели при условии действия старой нормы;
( ) — число наблюдаемых случаев недостижения цели при условии действия старой нормы.
При отсутствии зависимости между А и B распределение альтернатив В и в подмножествах (А) и () идентично, и наоборот, изменение распределений В в строках таблицы свидетельствует о наличии зависимости между альтернативами А и В.
Количественным критерием позитивной связи между А и В является выполнение соотношений
Аналогично для случаев отрицательной связи
Таблица связи дихотомических признаков дает возможность не только наглядно представить социологические данные, но и сконструировать показатель эффективности — единообразный метод сравнения эффективности одной и той же нормы в разных социальных условиях или же эффективности разных норм в одних и тех же условиях.
Наиболее приемлемым будет такой коэффициент, который равен 0, если новая норма не изменяет состояния регулируемого объекта, и равен +1 при ее полной эффективности. Он будет иметь отрицательные значения, когда норма приводит к обратным по сравнению с намеченными результатам. Наконец, он. будет равен -1 в случаях, когда между действием нормы и состоянием регулируемого объекта имеется полная отрицательная связь.
Таким условием в наибольшей степени удовлетворяет коэффициент взаимосвязи дихотомических признаков, предложенный известным английским статистиком Юлом:
Приведем условный пример расчета коэффициента Юла на практике. Пусть в нашу задачу входит измерение эффективности применения к нарушителям дисциплины труда некоторой санкции: например выговора. Индикатором достижения цели в данном случае может быть уровень повторных нарушений дисциплины труда, допущенных теми же лицами. В нашем распоряжении имеются следующие данные (см. табл. 3).
Таблица 3. Эмпирические данные, характеризующие связь между действием санкции и совершением нового нарушения (пример)
Сначала проведем испытание наших данных на независимость. Критерием независимости двух признаков является выполнение соотношения
Испытание на независимость сводится к следующему. Сначала мы найдем величину (АВ)0, затем (АВ). Если они не равны друг другу, то можно говорить о том, что исследуемые нами явления независимы. По данным таблицы 3 имеем:
Величина (АВ) 0 показывает, по существу, какой должна быть численность лиц, повторно совершивших нарушения дисциплины труда, если уровень рецидива не зависел бы от применения санкции.
В нашем примере величины (АВ) и (АВ) 0 не равны.* Следовательно, гипотеза о независимости исследуемых признаков не подтверждается. Между действием санкции и вероятностью последующего правонарушения имеется статистическая связь.
* Для подтверждения неслучайного характера, несовпадения (АВ) и (АВ)д следует прибегнуть к применению методов проверки статистических гипотез.
Из соотношения
следует сделать вывод о том, что в данном случае связь между признаками А и В положительная.
Рассчитаем теперь точную меру эффективности данной санкции. Используем для этого формулу коэффициента Юла:
Мы видим, что положительная связь между действием санкции и числом повторных нарушений является довольно ощутимой.
Математическая статистика располагает обширным аппаратом измерения статистических связей. Так, в социально-правовом исследовании довольно часто возникает задача измерения связей многозначных признаков, т. е. таких, каждый из которых имеет несколько значений (градаций). В математической статистике разработан комплекс методов измерения взаимосвязи многозначных признаков. Применяются следующие меры оценки взаимосвязи:
При составлении программного задания для ЭВМ некоторые исследователи стремятся включить как можно большее число сопоставлений одних показателей с другими. К такой тенденции следует относиться с осторожностью.
При обработке социологической анкеты с та признаками число коэффициентов связи, которые могут быть вычислены, равно:
где — число сочетаний из n элементов по 2. Так, n = 10, r = 45; n = 20, r = 190 и т. д.
Отсюда видно, какой огромный запас производной информации скрыт даже в небольшой социологической анкете.
В ряде случаев исходные эмпирические данные имеют количественный характер, который допускает непосредственное измерение какого-либо свойства у каждого из наблюдаемых индивидов или объектов (возраст, образование, душевой доход, число совершенных в определенной местности и за определенный период преступлений и т. д.).
Показателем связи количественных признаков является коэффициент корреляции. Он вычисляется по формуле:
В этой формуле приняты следующие обозначения:
r — коэффициент корреляции;
— значение первого признака;
— значение второго признака;
х — средняя величина из значений первого признака;
у — средняя величина из значений второго признака;
å — знак суммирования;
s x — отклонение от средней величины первого признака;
s y — отклонение от средней величины второго признака;
п — общее число наблюдений.
Корреляционный анализ дает ответ на вопрос, какова степень тесноты связи. Используя коэффициент корреляции, можно определить роль каждого фактора в формировании результативного признака.
Вместе с тем, в процессе исследования взаимосвязей количественных показателей можно поставить и другую задачу. Это задача определения формы связи двух переменных. Необходимо решить вопрос: как, исходя из наблюдений над факторным признаком, определить соответствующее значение результативного признака? Это задача регрессионного анализа.
Уравнение регрессии устанавливает форму связи между факторным и результативным признаками. Эта связь может быть линейной или криволинейной. Если линия регрессии прямая, то говорят, что она линейна. Если линии регрессии имеют ту или иную форму кривых линий, то говорят, что регрессия криволинейна.
Используя данную и подобные ей модели, можно дать, например, математическое описание взаимосвязи между ростом численности населения определенного региона и динамикой соответствующего числа преступных проявлений.
Для того чтобы составить уравнение регрессии, надо найти его коэффициенты. Для нахождения коэффициентов уравнения регрессии в математической статистике используется особый метод, который называется методом наименьших квадратов. Он позволяет наилучшим образом подобрать к эмпирическим данным описывающую их линию (кривую, прямую).
Методы корреляционного анализа применялись для изучения связей между жесткостью судебной репрессии и состоянием судимости.* В целях количественного выражения жесткости применялся особый коэффициент, который вычислялся по формуле
где ki — коэффициент жесткости отдельных видов наказания; пi — число осужденных к каждому виду наказания; N — общее число осужденных.
* Одной из ранних работ по применению корреляционного анализа в сфере права было криминологическое исследование В. Н. Куфаева (1929 г.). На большом эмпирическом материале он вычислил коэффициенты корреляции между неурожаями и состоянием преступности в дореволюционной Самарской губернии. Эти коэффициенты оказались довольно высокими.
В этом исследовании использовались статистические данные четырех стран. СНГ за девять лет. Коэффициенты корреляции по каждой из взятых стран оказались следующими:
+0,07; -0,40; -0,63; -0,65.
Из приведенных данных вытекает; что в двух странах СНГ имеется четко выраженная обратная корреляционная связь между коэффициентами судимости и жесткостью судебной репрессии.
Методы корреляционного анализа использовались также для изучения статистической зависимости, которая существует между сроком отбытого наказания и совершением нового преступления. В результате обработки эмпирических данных методами математической статистики было получено уравнение регрессии, характеризующее связь между числом лиц,. не совершивших нового преступления после отбытия наказания, и сроком отбытого наказания. Это уравнение имеет следующий вид:
у = 65,0 – 4,3 x,
где у — удельный вес лиц, не совершивших нового преступления после отбытого наказания; х — срок отбытого наказания. В соответствии с данным уравнением увеличение срока отбытого наказания на один год приводит к повышению доли лиц, не совершивших нового преступления, на 4,3%. В целях измерения тесноты связи между указанными переменными было также рассчитано корреляционное отношение, которое в данном случае оказалось равным 0,9898. Другими словами, установлена такая связь, которая практически является функциональной.
Сотрудники НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ В. И. Шинд и В. П. Рябцев выполнили большое статистическое исследование по определению штатной численности прокурорских работников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры.
В результате расчетов на ЭВМ было получено уравнение регрессии.
Формула уравнения регрессии имеет следующий вид:
где Y — искомая штатная численность прокурорских работников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры;
X 1 — число зарегистрированных преступлений за год;
Х 2 — численность населения (в тыс. чел.);
Х 3 — число юридических лиц;
Х 4 — размер территории (площадь в тыс. кв. км);
К 0 — свободный член для расчета штатной численности прокурорских работников районного звена;
К 1, К 2, К 3, К 4 — коэффициенты при численном значении каждого фактора.
В результате применения ЭВМ были получены следующие коэффициенты уравнения регрессии:
К 0 — 0,8 — величина' свободного члена;
К 1 — 0,004710 — коэффициент при численном значении преступности;
К 2 — 0,009550 — коэффициент при численном значении населения;
K 3 — 0,00910 — коэффициент при численном значении юридических лиц;
К 4 — 0,027120 — коэффициент при численном значении территории региона.
Зная официальные статистические данные (число районов, преступность, численность населения, число юридических лиц — "поднадзорных объектов", площадь региона) и перемножив эти факторы —аргументы на приведенные коэффициенты по указанной выше формуле, можно рассчитать потребную штатную численность прокуроров, их заместителей и помощников для любого региона Российской Федерации. Выполненная работа позволила сделать очень важные практические выводы.
§ 4. Создание и эксплуатация автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по статистике
Для эффективного использования данных правовой статистики в правотворческой деятельности принципиальное значение имеет компьютеризация данной сферы. Федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997—2000 гг." предусматривает в числе других мероприятий компьютеризацию всех отраслей социальной статистики, включая правовую.*
* Утверждена постановлением Правительства РФ № 1410 от 23 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5657.
Применение в сфере правовой статистики средств вычислительной техники позволяет:
1. Устранить противоречие между огромным количеством "сырых" статистических материалов, которые могут быть использованы в правотворческом процессе, и реальным объемом информации, привлекаемой в данную сферу для повышения эффективности правотворческих решений.
2. Существенно расширить применение для обработки статистических данных современных математических методов. Алгоритм обработки статистической информации включает:
упорядочение (ранжирование) статистических данных по какому-либо показателю;
построение рядов распределений;
вычисление средних величин и мер, характеризующих отклонение от средней (дисперсий и средних квадратических отклонений);
применение методов факторного анализа или распознавания образов.
3. Выполнить в кратчайшие сроки громоздкие подсчеты, касающиеся отдельных статистических показателей (например, подсчет числа отдельных видов преступлений — краж, убийств и т. д.).
4. Эффективно использовать метод моделирования, основанный на действии в статистических совокупностях закона больших чисел.
5. Проверять на большом статистическом материале некоторые параметры законопроекта (вновь вводимых понятий) в целях уточнения их количественных характеристик (например, понятий "тяжкое преступление", "рецидивист", число пенсионеров определенной категории).
6. Делать выборку из больших массивов статистической информации.
7. Накапливать статистическую информацию за многие годы и выдавать ее для использования в деятельности законодательных органов.
Математические средства и ЭВМ применяются для обработки массовой криминологической информации, получения сводных данных о состоянии преступности, личности преступника, причинах преступлений, эффективности мер уголовного наказания и др.
В правоохранительных органах все методы обработки статистических данных основаны на использовании автоматизированных информационных систем.
Процесс обработки статистической информации представляется в виде технологического цикла, включающего следующие этапы:
сбор, регистрация исходящих данных и передача их для обработки;
подготовка машинных носителей информации и их контроль;
обработка данных на ЭВМ;
представление результатов обработки информации на различных носителях.
Информационную основу системы составляют статистические учетные карточки, в которых фиксируются первичные данные о преступлениях, лицах, их совершивших, ходе расследования уголовных дел. Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная Генеральным прокурором РФ и Министром внутренних дел РФ, предусматривает ведение: "Статистической карточки на выявленное преступление", "Статистической карточки о результатах расследования преступления", "Статистической карточки об установлении лица, совершившего преступление", "Статистического талона о принятом решении по уголовному делу".
В ходе статистического изучения преступности с применением ЭВМ можно выделить следующие объекты: 1) общее состояние и динамика преступности по отдельным городам, областям, республикам и т. п. за определенный период времени; 2) состояние и динамика преступности по группам однородных деяний (хищения государственного и общественного имущества, преступления против личности, против личной собственности и др.); 3) состояние и динамика преступности по отдельным видам деяний (хулиганство, убийство и др.).
На базе информационного центра прокуратуры ведется обработка и статистический анализ жалоб, поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Для информационного обеспечения Генерального прокурора РФ, его заместителей, помощников, советников и деятельности секретариата создана локальная вычислительная сеть, соединенная с ЛВС правового управления Генеральной прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре создана автоматизированная информационная система "Жалоба".
Входная информация — это сведения, вносимые в бланк "Статистическая карточка на жалобу". В их числе:
номер карточки, номер наблюдательного производства, индекс отдела, индекс прокурора;
даты поступления в прокуратуру;
вид жалобы (первичная, повторная и др.);
результат разрешения жалобы (удовлетворена, отклонена);
нарушения сроков разрешения или направления жалобы;
место обжалуемого действия: указывается индекс региона;
характер жалобы;
характер дела — хищение, взяточничество, убийство и т. д. (перечислены основные виды преступлений).
На выходе система выдает "Общие данные о рассмотренных и разрешенных жалобах за..." (указывается месяц или полугодие, год). Эти "Общие данные" есть не что иное, как сводная статистическая таблица в форме машинной распечатки.
В структуре Главного информационного центра МВД РФ создан Центр статистической информации (ЦСИ) — самостоятельное подразделение ГИЦ. В системе органов внутренних дел ГИЦ является головным в области обеспечения уголовной, оперативно-розыскной и административной статистической информацией и совершенствования системы статистического учета и отчетности.
ЦСИ обеспечивает:
представление регламентных и, по запросам служб центрального аппарата, — статистических сведений на традиционных носителях;
оперативный анализ статистических данных, подготовку и выпуск: ежегодного статистического сборника "Преступность и правонарушения", ежеквартального сборника "Статистические данные о состоянии правопорядка в России";
выполнение работ по совершенствованию системы статистического учета и отчетности о преступлениях, лицах, их совершивших, результатах оперативно-розыскной, административной, профилактической деятельности органов внутренних дел;
разработку (совместно с заинтересованными службами), согласование с Генеральной прокуратурой и Госкомстатом РФ, а также внедрение ведомственной статистической отчетности;
адаптацию и внедрение типовых программных средств формирования основных статистических отчетов МВД.
Новым направлением являются автоматизированные рабочие места статистика (АРМ статистика). Их техническая база — персональные ЭВМ с комплексом программ по обработке данных форм статистической отчетности и программ, реализующих наиболее широко применяемые математические методы. АРМ статистика используется для заполнения форм, объединяющих данные по району, городу, области и краю на основе информации находящихся на этой территории учреждений, организаций и предприятий, для решения задач регрессионного и корреляционного анализов, анализа рядов динамики, прогнозирования и др. Так, в Академии управления МВД создано автоматизированное рабочее место инспектора отдела статистики, которое представляет собой комплекс программ, обеспечивающих оперативный доступ к статистической информации в диалоговом режиме, ее графическую интерпретацию. АРМ состоит из:
программы формирования статистических таблиц;
программы перекодировки текстовой информации;
программы графической интерпретации статистических данных;
программы обслуживания баз данных.
Программы предназначены для работы на IBM — совместимых персональных ЭВМ.
Программа формирования таблиц позволяет быстро набирать шапки статистических таблиц.
Программа перекодировки текстовой информации является универсальной, так как позволяет перекодировать тексты при любом сочетании исходной и результирующей таблиц кодирования.
Программа графической интерпретации статистических данных выводит сведения, хранящиеся в таблице, в виде гистограмм (как горизонтальных, так и вертикальных), круговых диаграмм или линейных графиков.
Программа обслуживания позволяет дополнять базы данных "Описание статистических показателей", "Формы статистики", "Информационные массивы" новой информацией, корректировать ее и получать разнообразную справочную информацию.
Пакет прикладных программ "Статистика" предназначен для логического контроля и обобщения поступающих отчетов, формирующих сводную статистическую государственной отчетности по региону, и проведения информационного анализа поступающих отчетов.
Литература
Аванесов Г. А., Рутгайзер В. М., Брушлинский Н. Н. Количественные методы в исследованиях по исправительно-трудовому праву. М., 1969.
Андреев Б. В. Правовая информатика. М., 1998.
Гаврилов О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М., 1980.
Гаврилов О. А., Колемаев В. А. Математические модели в криминологии // Правовая кибернетика. М., 1970.
Гаврилов О. А., Хан-Магомедов Д. О; Васильев Л. Ф. Применение вычислительной техники при исследовании рецидивистов // Сов. государство и право. 1969. № 3.
Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях. М., 1974.
Лунеев В. В. Юридическая статистика. М., 1998.
Статистические методы в криминологии и криминалистике. Материалы симпозиума. М., 1966.
Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере. М., 1998.
Шинд В. И., Рябцев В. П. Определение штатной численности прокурорских работников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры. М., 1997.
Юл. Дж. Эдин, Кендэл М. Дж. Теория статистики. М., 1960.
Глава 12. Проблемы федерального информационного права
§ 1. Конституционные и международно-правовые основы федерального информационного права
Конституция Российской Федерации подняла уровень правового регулирования информационных отношений. В ней впервые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распространение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами международного права. Впервые в Конституцию РФ включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Подчеркивая фундаментальный характер права на информацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ.*
* Право человека на информацию входит в правовой статус личности. Вместе с другими правами оно может быть изменено только в порядке, установленном Конституцией РФ.
Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения.* Это право является естественным и прирожденным.
* Контент-анализ текста Конституции РФ показывает, что данный термин в различных эквивалентах применен 14 раз.
Анализ конституционных норм позволяет говорить о главном принципе информационных отношений — свободе информации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирования.
Из принципа свободы информации непосредственно вытекают два следствия:
1) открытость и доступность основной массы информации;
2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, конфиденциальности) лежит на владельце ("держателе") информации.
Принцип свободы информации связан с конституционным принципом гласности. Наряду с социальным и экономическим равенством следует стремиться к равенству информационному, под которым понимается равенство граждан по отношению к различным информационным системам.
Все этапы информационного цикла должны протекать свободно. Однако этот принцип ограничивается при конкуренции и коллизии его с ценностями более высокого порядка. Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.*
* Главные случаи ограничения свободы информации установлены в Конституции (государственная тайна, тайна частной жизни).
Центральное место в Конституции РФ занимает само право на информацию. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции "каждый имеет право искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Данная норма представляется базовой, т. е. основополагающей для других норм. Это главная информационная норма конституционного уровня. Термин "каждый" (субъект конституционной нормы) включает не только граждан, но и других субъектов.
Объективная сторона данной нормы состоит в перечислении ряда действий, из которых состоит право на информацию (набор этих действий приближен к п. 4 ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, содержащей норму, о праве на информацию). В этой норме термин "информация" охватывает все предметные области правового регулирования и все виды информации.
Статья 24 Конституции РФ вводит понятие информации о частной жизни. Установлены конституционные гарантии для этого вида информации. В соответствии с ч. 2 ст. 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Из содержания данной нормы (обязанности) следует право каждого человека (гражданина) на ознакомление с указанной информацией.
В ст. 42 содержится конституционная норма, в соответствии с которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Статья 41 Конституции РФ устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Конституция РФ содержит некоторые ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Однако ряд прав ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен. Эти права перечислены в ч. 3 ст. 56 Конституции. Среди них названа и информация о частной жизни (ст. 23, ч. 1 ст. 24). Другими словами, даже в условиях чрезвычайного режима сохраняется тайна личной и семейной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
В конституциях некоторых республик в составе РФ даются иные по сравнению с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ формулировки. Например, в конституциях республик Татарстан, Тыва, Коми, Бурятия базовые конституционные нормы о праве на информацию представлены в обособленных статьях. Такой подход вполне оправдан: норма об информации не тонет среди других правоположений, а выступает как самостоятельное правовое требование.*
* В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь ее гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации.
Представляет также интерес глава 20 Конституции Республики Крым, специально посвященная средствам массовой информации (3 статьи). Статья 99 устанавливает гарантии свободы деятельности СМИ. Статья 100 рассматривает юридический порядок учреждения СМИ и круг субъектов (физических и юридических лиц), которые могут учреждать СМИ. Запрещается их монополизация. В ст. 101 содержится запрет использования СМИ для проведения антигосударственной деятельности (например, призывы к войне, жестокости, насилию).
Многие проблемы информационного права рассматриваются на международном уровне. Международное право — самостоятельная система. Это право — соглашение, ибо оно формируется и развивается международными договорами и соглашениями на основе общедемократических принципов и норм.
Доля информационных норм. в общем массиве международно-правовых норм постоянно возрастает. Только за последние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурсами. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного информационного права. Отношение к данной концепции должно быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рассматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека".
Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отношения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, научно-технической, экономической и иными видами специализированной информации; определения правового статуса международных баз и банков данных, компьютерных систем военного и космического характера; международно-правового регулирования статуса журналистов; определения правового статуса информации как международного ресурса и общего достояния человечества.
Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной информации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об информации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа, охватывающего все основные проблемы международного информационного права.
Субъектом международных информационных отношений является государство. Некоторые юристы считают таким субъектом и отдельные нации и народы.
Источником права на информацию является весь спектр международно-правовых документов. Это нормативные документы ООН (декларации, резолюции), международные договоры, региональные конвенции и соглашения. Международное информационное право зародилось по существу еще в довоенные годы.*
* "Стартом" международного информационного права следует считать Международную конвенцию об использовании радиовещания в мирных целях (1936 г.), запретившую передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым с внутренним порядком, безопасностью других государств (ст. 1). Запрещалась пропаганда войны (ст. 2).
Большое число документов по информационным правам человека принято по линии ЮНЕСКО. Пункт 1 Устава ЮНЕСКО устанавливает обязательство этой организации "сохранять, увеличивать и распространять знание благодаря поддержанию сотрудничества между народами во всех областях интеллектуальной деятельности, обмену публикациями и другими информационными материалами и введению методов международного сотрудничества с целью предоставления народам всех стран доступа к печатным и опубликованным материалам любой страны".
В последующие годы право на информацию включается в многочисленные декларации и конвенции. Прежде всего это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), впервые закрепившая максимально полный перечень прав и свобод человека (гражданских, политических, экономических, социальных).
В соответствии со ст. 19 Декларации "каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Из этого следует, что право на информацию рассматривается как часть другого, более широкого понятия — права на свободу убеждений и их свободное выражение.
Как известно, Декларация сама по себе не содержит для подписавших ее государств обязательных международно-правовых норм. Она имеет рекомендательный характер. Но на ее основе разрабатываются и заключаются международные договоры (приняты два пакта о правах человека). Дальнейшее развитие принцип свободы информации получил в Пакте о политических, и экономических правил (1966 г.), который уточнил положения Всеобщей декларации прав человека. Нормы, относящиеся к праву человека на информацию, включены в ст. 19 указанного Пакта:
"1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет права на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи".
В последние десятилетия стали стремительно создаваться международные системы, включающие базы и банки персональной информации. Например, это объединение информационных центров и систем органов полиции разных стран в целях оперативной пересылки криминальной информации.
В этой связи был подготовлен и принят ряд документов в области международного информационного права:
Резолюция Европейского парламента от 8 мая 1979 г. "О защите прав личности в связи с прогрессом в области информатики".
Рекомендации Организации по сотрудничеству и экономическому развитию от 23 сентября 1980 г. "О руководящих направлениях по защите частной жизни и межгосударственном обмене данными персонального характера".
Европейская конвенция "Об автоматизированной обработке данных персонального характера" от 28 января 1981 г.
Конвенция Совета Европы № 108 "О защите личности при автоматизированной обработке персональных данных" (1981 г.).
Рекомендации Совета Европы о персональных данных, используемых в целях обеспечения социальной защиты от 23 января 1986 г.
Директива Совета Европейского сообщества от 14 мая 1991 г. о юридической защите компьютерных программ.
Федеральное информационное право не достигло необходимой целостности. Не решена такая проблема, как построение рациональной системы данной отрасли. Необходима разработка адекватных методов правового регулирования. Следует подготовить и принять федеральные законы: Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности; О правовой информации; О персональных данных; О праве на информацию; Об информатизации регионального развития; О служебной тайне.
§ 2. Юридическая природа федерального информационного права
Федеральное информационное право — это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации.
Принято значительное число федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ по вопросам информационного права. Юридические нормы, касающиеся информации, содержатся и в иных, "тематических" законах — актах, посвященных конкретной проблематике, — регулированию экономики, политических отношений, экологии, научно-технического прогресса и т. д.
Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям.
В состав информационного права входят следующие вопросы (объект регулирования):
права граждан и других субъектов права на информацию;
правовой режим информации и информационных ресурсов;
государственная политика и управление в сфере информации и информатизации;
правовое положение информационных центров и автоматизированных систем;
вопросы собственности, владения и распоряжения;
правовые вопросы, возникающие при оказания информационных услуг;
информация в условиях рынка и развития предпринимательства;
индустрия информатизации, информационные ресурсы;
международно-правовое сотрудничество в сфере информации и информатизации.
Особенная часть данного законодательства регулирует информационные отношения, которые складываются в различных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, законодательство о средствах массовой информации).
В настоящее время интенсивно формируются первичные институты информационного права. К их числу относятся: право на информацию, институт персональных данных, информационной безопасности, правовой режим, информационных ресурсов.
В рамках законодательства об информации и информатизации уже формируются важные принципы. Основные из них сформулированы в принятом Межпарламентской Ассамблеей СНГ Рекомендательном законодательном акте "О принципах правового регулирования информационных отношений в государствах — участниках Межпарламентской Ассамблеи" от 23 мая 1993 г.
Вместе с темформируются две презумпции:
1) презумпция открытости информации: информация считается по режиму доступа открытой до тех пор, пока ее владелец не докажет необходимости ее закрытия на законных основаниях;
2) презумпция истинности компьютерной информации: информация, представленная в электронной форме, считается истинной до тех пор, пока не будут установлены факты, говорящие об обратном.
Некоторые специалисты по информационному, праву выдвигают идею "компьютерного права". Эта идея вызывает серьезные возражения.
Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что объекты "компьютерного права" не образуют целостного единства, фрагментарно касаясь самых различных общественных отношений. Поскольку применение компьютеров проникает во все сферы общества, возникает задача правового оформления этих процессов, что достигается путем диффузии различных норм, так или иначе связанных с компьютеризацией, в большинство отраслей права и законодательства.
Концепция компьютерного права не находит поддержки у законодателя. Об этом свидетельствует, например, Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"* — типичный "компьютерный" закон. Однако он относит вопросы охраны программ и баз данных не к компьютерному праву, а к авторскому. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям, литературы, а базам данных, как сборникам. Аналогичная позиция, отражена и в другом "компьютерном" законе — "О правовой, охране, топологий интегральных микросхем" от 23 сентября 1992 г.**
* Российская газета. 1992. 20 окт.
** Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2328.
При определении статуса "компьютерного права" следует принять во внимание юридический принцип экономии правовых средств. Количество отраслей права и отраслей законодательства не должно увеличиваться без особой необходимости. Компьютеризация — одно из средств решения задачи информатизации, и поэтому нормы "компьютерного права" должны рассматриваться как часть законодательства в сфере информации и информатизации.
Информационные отношения, связанные с производством и использованием компьютеров, должны регулироваться нормами и принципами уже сложившихся норм права. Так, обязательственные отношения (гражданско-правовые договоры, обязательства из причинения вреда), возникающие в сфере применения компьютеров, охватываются нормами Гражданского кодекса РФ, трудовые отношения — нормами трудового права. Конечно, в этих случаях необходимо издание некоторых дополнительных нормативных актов.
Законодательство об информации и информатизации призвано в качестве одной из своих задач создать условия для включения информации и информационных ресурсов в экономический оборот. Определенную роль в решении этой проблемы должны играть нормы обязательственного права (раздел III Гражданского кодекса РФ), нормы об оперативном управлении (ст. 296) и хозяйственном ведении (ст. 295) и некоторые иные.
ГК РФ конкретизирует некоторые гражданско-правовые нормы применительно к информационным связям субъектов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданскому договору.
ГК РФ впервые в истории российского права ввел понятие информации в состав понятий гражданского права:
В соответствии со ст. 128 (виды объектов гражданских прав) наряду с вещами, ценными бумагами, имуществом, имущественными правами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами в число объектов данной сферы включена и информация.
Важной проблемой является применение в сфере информационных отношений права собственности. В некоторых нормативных актах понятие права собственности распространяется и на информацию. Такие законодательные решения, будучи не обоснованными ни теоретически, ни практически, порождают множество проблем.
Гражданский кодекс РФ относит институт права собственности исключительно к институтам вещного права (Раздел II — Право собственности и другие вещные права).
Выражение "право собственности на информацию" юридически некорректно. Информация обладает уникальными свойствами. Так, ее можно передать одновременно очень большому числу субъектов. Информация неистребима. Если владелец информации продал ее другому субъекту, то он не лишился этой информации. Своеобразно и понимание терминов "хищение информации", "присвоение информации".
Правильный подход к данной проблеме намечен в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации": право собственности относится не к информации, а к ее материальным носителям — информационным ресурсам, документам. Информационные ресурсы есть элемент состава имущества соответствующего субъекта (ст. 6).
Правильная позиция отражена и в ряде иных актов. Так, Основы законодательства об архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. устанавливают право собственности на архивные фонды и документы.*
* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 39. Ст. 619.
В соответствии с Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и/или средств международного информ