double arrow

Право – понятие, признаки, функции.

Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от.

Признаки права:

1) нормативность - Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращенык населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других нормсоциального поведения

- установление или санкционирование государством;

- выражают гос-ую волю;

- сохранность и обеспеченность гос-ом;

2) общеобязятельность;

3) формальная определённость

4) системность;

5) публичность

Функции права:

Под функцией права принято понимать главные направления воздеи?ствия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людеи?. Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор

Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ.

Охранительная функция состоит в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.

Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Политическая функция - право является регулятором, организующимполитическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико- правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права

Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

6. Формы (источника) права: понятие и виды.

Источник (форма) права — это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Чаще всего выделяется два понятия - «форма» и «источник» права. Одни проводят аналогию между этими двумя понятиями, другие их различают: 1. формы права – это способ выражения вне юридических правил поведения 2. источник права – это материальные условия жизни, определяющие появление и действие права.

В теории права в качестве источников права различают:

Выделяют 8 основных форм права:

1. нормативный акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

2. правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей

3. юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел

4. нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

5. юридическая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

6. Судебная практика-деятельность судебных органов в результате которых конкретизируются законы.

7. Общеправовые принципы- справедливость, законность, уважение прав и свобод человека и гражданина.

8. религиозные нормы- прописаны в религии.

7. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

НПА - это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, направленный на регулирование общественных отношений. Нормативно-правовой акт - акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

если источник права имел ограниченное временное действие – по истечении этого времени 2 ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие): 1. по истечении срока действия акта, на который он был принят; 2. в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); 3. на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

1. ОБРАТНАЯ СИЛА источника права – распространение действия (силы) источника права на общественные отношения, которые имели место до обретения этим источником юрид. силы. Есть 2 случая обратной силы: А) Прямое указание на наличие обратной силы источника права;

Б) Устранение или смягчение мер юрид. ответственности.

2. ПЕРЕЖИВАНИЕ источника права – это распространение действия (силы) утратившего юрид. силу источника права на общественные отношения, которые имеют место после времени этой утраты.

Есть 2 случая переживания:

А) прямое указание на переживание всего источника или части его.

Б) Когда имеются длящиеся общественные отношения, которые возникли в момент действия старого источника права и продолжают действовать после утраты этим источником юрид. силы.

Действие источников права В ПРОСТРАНСТВЕ – источники права действуют на той территории, на которой распространяется гос. власть принявшего или санкционировавшего

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

8. Деформации общественного и профессионального правосознания;

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение.

Пути преодоления:

1.Прававое воспитание – планомерный, управляемый, организованный, систематический процесс воздействия на сознание, психологию граждан, всех право воспитательных форм, средств и методов с целью формирования глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений и привычек правомерного поведения.

Формы правового воспитания

- профессиональное юридическое образование;

- правовое воспитание населения;

-правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами;

- широкое использование СМИ.

Задачи правового воспитания:

- формирование знаний о праве, правильном понимании и уяснении содержания правовых предписаний.

- формирование уважения к правам, закону, правопорядку.

- формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

- умение самостоятельно применять правовые знания на практике.

- формирование прочного духовного иммунитета к совершению любых нарушенных правовых норм

9. Законность: понятие, принципы, гарантии;

Законность – это строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципы законности:

1) Принцип единства.

2) Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

3) Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

4) Принцип верховенства закона.

5) Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.

6) Принцип взаимосвязи законности и культурности.

7) Презумпция невиновности.

Гарантии законности– это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия – это объективные условия общественной жизни (экономические, политические и др.), в которых осуществляется правовое регулирование.

Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

1. Экономические условия (как гарантии законности). Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.

2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, т.е. устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

3. Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности.

4. Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

5. Правовые условия. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.

Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии –совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод:

- средства выявления правонарушений (напр., деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования);

- средства предупреждения правонарушений (напр., досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр);

- средства пресечения правонарушений (напр., задержание, арест, обыск);

- средства защиты и восстановления нарушенных прав (напр., принудительное взыскание средств на содержание ребенка, истребование имущества из чужого незаконного владения);

- юридическая ответственность (наказание лица, виновного в совершении правонарушения);

- процессуальные гарантии (обеспечение надлежащего механизма реализации права);

- правосудие (деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности).

Организационные гарантии – это различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан (кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

10. Классификация норм права;

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на

управомочивающие,

обязывающие

запрещающие.

Существуют и другие классификации правовых норм:

По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).

По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

11. Классификация правовых отношений;

Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время различаются специфическими особенностями. Правовые отношения принято классифицировать по различным основаниям.

1. По отраслевому признаку, то есть в зависимости от принадлежности норм права, на основе которых возникают правоотношения, к той или иной отрасли права, различают: конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. отношения.

В рамках этой же классификации выделяют материальные и процессуальные правоотношения, частноправовые и публично-правовые отношения.

В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений.

Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание – права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права.

Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны (вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела:. Особенность процессуальных правоотношений еще и в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных правовых норм.

2. По функциям права принято выделять регулятивные и охранительные правоотношения.

Регулятивные правоотношения – это правомерное поведение субъектов, то есть поведение, возникающие на основе норм права и им строго соответствующее.

Регулятивные правоотношения – это правоотношения, которые возникают на основе нормальных жизненных обстоятельств в силу действия регулятивных норм, осуществляют регулятивную функцию права и составляют основную массу правовых отношений в системе правопорядка.

Для регулятивных правоотношений характерны следующие особенности: возникают на основе регулятивных норм; порождаются жизненными обстоятельствами (юридическими фактами), которые не противоречат требованиям правовых норм; устанавливают субъективные права и обязанности позитивного, положительного содержания; имеют целью достижения полезных управомоченному субъекту и обществу в целом результатов(благ); представляют собой основную массу существующих в обществе правовых отношений и составляют естественную, нормальную основу правопорядка.

Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Цель охранительных правоотношений – защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя.

Охранительные – это правоотношения, которые возникают на основе охранительных норм, устанавливают права и обязанности, связанные с осуществлением мер правового принуждения и направлены на обеспечение функционирования регулятивных правоотношений.

Для охранительных правоотношений характерны следующие черты: возникают на основе охранительных норм; в значительной массе порождаются деяниями, противоречащими требованиям правовых норм; устанавливают субъективные права и обязанности, связанные с осуществлением мер правового принуждения; направлены на обеспечение нормального функционирования регулятивных правоотношений; в своем составе всегда имеют властного субъекта – специально уполномоченный (компетентный) орган государства.

3. По способу индивидуализации субъектного состава правоотношения делят на относительные, абсолютные и общерегулятивные.

Относительные правоотношения – это правоотношения, в которых точно, поименно определены (индивидуализированы) все участники. Такие правоотношения являются двусторонне индивидуализированными.

Абсолютные – это правоотношения, в которых точно, поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права. Обязанными же по таким правоотношениям являются все другие лица – «всякий и каждый». Правоотношениями указанного вида являются, например, правоотношения, закрепляющие право собственности отдельных лиц на ту или иную вещь, авторские и изобретательские права. Рассматриваемые права именуются «абсолютными» потому, что все субъекты («всякий и каждый») обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права. Абсолютные правоотношения являются односторонне индивидуализированными (например, отношение собственности и др.).

Общерегулятивные – это такие правоотношения, в которых субъекты определены общеправовыми, типовыми признаками. К таким правоотношениям относятся, например, правоотношения гражданства. Общерегулятивные правоотношения опосредуют правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т.п.

Для общерегулятивных правоотношений характерны следующие особенности: а) они возникают главным образом на основе конституционных норм; б) для возникновения таких правоотношений не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством и ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту; в) по сроку действия они соответствуют времени существования правовой нормы; г) складываются между государством и другими субъектами по поводу их общего правового положения (статусные); д) являются исходными, первичными (базовыми) и служат поэтому предпосылкой для возникновения конкретных правоотношений.

Кроме рассмотренных разновидностей правоотношения, в теории различают их еще и по таким основаниям, как: а) по времени действия - на длящиеся (отношения гражданства, трудовые, служебные, брачные отношения и др.) и разовые, однократные (участие в выборах, договор мены); б) по составу участников - на двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды), и многосторонние, где есть три и более участников (купля-продажа через посредника); в) по характеру выполнения обязанности – активные, связанные с осуществением определенных положительных действий (правоотношения займа), и пассивные, связанные с осуществлением запретов, предполагающих воздержание от совершения социально вредных действий.

Таким образом, научная классификация правовых отношений позволяет более детально ориентироваться во всем многообразии регулируемых общественных отношений в сфере права, выявлять и учитывать не только общие, но и особенные свойства.

12. Концепции правопонимания.

Понимание – это мыслительный процесс, направленный на познание чего-либо. Правопонимание – это мыслительный процесс, направленный на то, чтобы познать право и осуществить его оценку.

Субъектом правопонимания всегда будет выступать конкретное лицо, в силу этого правопонимание всегда будет субъективным. Объектом правопонимания выступает право, а содержанием выступает знание лица о его правах и обязанностях.

Все учения, которые существуют о праве, в той или иной степени формируют правопонимание.

Существуют следующие концепции правопонимания:

1) Естественная концепция говорит о том, что наряду с право, установленным государством, есть и те права, которые предоставлены человеку независимо от его государственной принадлежности. Поэтому, если законы государства противоречат естественному праву, то они должны быть изменены подобающим образом.

2) Историческая школа говорила, что право – это процесс длительного и естественного развития государства и общества.

3) Нормативистская теория говорит о том, что право и государство - понятия практически тождественные, поскольку обязательность исполнения правовых норм выводилась из авторитета правовой нормы, который исходил от государства.

4) Марксистская теория сводилось к тому, что право – это воля класса, находящегося при власти в данный момент.

5) Психологическая школа указывала, что право – это элементы субъективной человеческой психики, то есть психологические закономерности.

6) Социологическая концепция указывала, что право – это устоявшийся порядок общественных отношений.

13. Механизм правового регулирования – понятия, стадии и структура.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

- юридические нормы,

- нормативно-правовые акты,

- акты официального толкования,

- юридические факты,

- правоотношения,

- акты реализации права,

- правоприменительные акты,

- правосознание,

- режим законности.

Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.Пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность).

4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

14. Норма права и ее признаки;

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный эле­мент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойствен­ны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, что понятия «право» И «норма права» соотно­сятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространя­ется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц;

Государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными орга­нами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стиму­лированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властноe предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

15.Нормативное регулирование и его виды.

Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

В зависимости от социальной нормы выделяют виды нормативного регулирования:

традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни;

моральное, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;

- корпоративное, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм, правил поведения в той или иной организации и ею же обеспечивается

- правовое регулирование – целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств.

правовое регулирование особый вид нормативного регулирования отличающееся от традиционного и мо­рального тем, сто:

- обеспечивает стабильность жизненно важных для общества в целом отношений;

- осуществляется через особую группу социальных норм - право;

- непосредственно связано с государством и гарантируется к исполнению принудительной силой гос-ва.

16. Нормативный акт: понятие, виды, иерархия;

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Признаки:

1) обладают меньшей юридической силой чем законы, т.е. не могут им противоречить; 2) направлены на исполнение законов (содержат вторичные нормы, конкретизирующие нормы законов); 3) принимаются многочисленными компетентными органами; 4) более простая процедура принятия.

Виды нормативно-правовых актов

1) По субъекту принятия:

а) акты, принятые народом на референдуме,

б) акты, принятые государственными органами,

в) акты, принятые негосударственными органами,

г) акты, принятые должностными лицами.

2) По сроку действия:

а) срочные, имеющие срок действия

б) бессрочные, не имеющие срок действия

3) По территории действия:

а) действующие на всей территории государства,

б) действующие на части территории государства.

4) По сфере действия:

а) акты общей сферы действия,

б) акты исключительной сферы действия.

5) По сфере отраслевой деятельности:

а) отраслевые,

б) межотраслевые.

6) По юридической силе:

а) законодательные,

б) подзаконные.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. . Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта

- конституция.

- Федеральные законы

- указы президента

- постановления правительства

- нормативные акты министерств и ведомств

17. Отраслевое деление законодательства.

Отрасль права обычно имеет двухуровневое строение. В ней выделяются общая и особенная части. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм, институтов отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли права подразделяются на подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное право

Основания деления права на отрасли.

В основе деления права на отрасли лежат два системообразующих критерия: предмет иметод правового регулирования

Предмет правового регулирования - это общественные отношения, регулируемыеправом, а также объективно требующие правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов воздействияправа на определенную область общественных отношений. Выделяют два основныхметода: императивный (основывается на соподчинении) и диспозитивный (автономия иравноправие сторон) + поощрительный, рекомендательный, установительный.

Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

  • конституционного (государственного);
  • административного;
  • финансового;
  • гражданского;
  • семейного;
  • трудового;
  • права социального обеспечения;
  • экологического;
  • уголовного;
  • уголовно-процессуального;
  • гражданское процессуального;
  • уголовно-исполнительного.

Особое место занимают:

  • международное публичное право;
  • международное частное право.

Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства, которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи, лесное право и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.).

18. Понятие и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение – это осознанная волевая деятельность субъектов в сфере социально-правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов.

Правомерное поведение может быть выражено как активными, так и пассивными деяниями субъектов права. Так, правомерным будет активное поведение субъекта, исполняющего, использующего, применяющего предписания правовых норм, а также поведение предполагающее соблюдение закрепленных нормами права запретов.

Виды правомерного поведения:

1. Социально-активное поведение основывается на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных (по сравнению с другими социальными регуляторами – религией, моралью, корпоративными нормами) ориентиров поведения. Добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти – примеры активного правомерного поведёния.

Социальная ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву. Социально-правовая активность определяется, главным образом высоким уровнем правосознания, сформировавшегося на основе идейной убежденности в общественной пользе поступка, осознания долга перед обществом, знания прав и обязанностей, профессионального чувства ответственности.

2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование и др.), предполагающих общую оценку поведения с точки зрения его правильности (не правильности). При этом лицо реализует право не в силу того, что оно «законно», а в силу того, что жить в соответствие с правом означает «жить правильно».

3. Конформистское поведение предполагает реализацию права по принципу: «Делаю как все или делаю как большинство». Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку; желание избежать осуждения социальной группой; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить одобрение. Все эти мотивы правомерного поведения не связаны с оценочно-эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.

4. Маргинальное (законобоязненное) поведение – это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием. Угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний. При этом страх перед наказанием является, по сути, единственным обстоятельством, удерживающим «маргинала» от совершения правонарушения.

19. Понятие и виды юридического факта.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Все многообразие юридических фактов может быть подразделено на виды (классифицировано) по различным основаниям.

По последствиям, к которым приводят юридические факты, они подразделяются на три вида:

  • правообразуюшие - факты, с которыми нормы права связывают возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
  • правоизменяюшие - факты, с которыми нормы права связывают изменение правоотношений;
  • правопрекращающие - факты, с которыми нормы права связывают прекращение правоотношений. Однако приведенное деление юридических фактов в определенной степени является условным. Один и тот же факт может в зависимости от правоотношений иметь и правоизменяющее, и правопрекращающее значение.

Основным классификационным признаком юридических фактов является их деление по характеру связи данного факта с индивидуальной волей лиц. По волевому признаку юридические факты делятся на два вида:

События - факты, обстоятельства, не зависящие от воли участников конкретных правоотношений. Юридическое значение имеет здесь сам факт существования данного обстоятельства. Это смерть или рождение человека, события стихийного характера, землетрясение, наводнение и т.п.

Действия - факты, связанные с внешним проявлением воли участников данных конкретных правоотношений. Они, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правомерные и неправомерные.

Правомерные действия - это внешнее выражение волевого поведения, которое соответствует правовым нормам, направлено на претворение в жизнь правовых требований и возможностей. Среди правомерных действий выделяются:

а) юридические индивидуальные акты - правомерные действия, которые совершаются лицами со специальным намерением породить определенные юридические последствия. Это гражданско-правовые сделки, договоры, административные акты и другие;

б) юридические поступки - правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу самого факта действия независимо от того, были ли направлены действия на данные последствия или нет. К ним относятся, например, заявления об определенных фактах (совершение правонарушения), которые могут породить разнообразные юридические последствия независимо от воли самого заявителя.

Неправомерные действия - акты волевого поведения, не соответствующие правовым предписаниям, причиняющие вред личности, либо обществу, государству, препятствующие проведению в жизнь правовых требований и возможностей. Это могут быть проступки (административные, гражданско-правовые) либо преступления.

20. Понятие и принципы правопорядка..

Законность — это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (граждана­ми, организациями, государственными органами, должностны­ми лицами).

ПРАВОПОРЯДОК

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Практически правопоря­док — это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений. Он представляет собой цель правового регулирования, для которого прини­маются законы и иные нормативные правовые акты, осуществ­ляется совершенствование законодательства.

Правопорядок выступает не только целью, но и результатом правового регулирования со стороны государства, правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодеи?ствий. По этой причине он включает в себя не только упорядоченность отношений на базе права в сфере власти, но и отношения людеи? в сфере гражданского общества.

среди принципов правопорядка, ?.?. основополагающих идеи? и начал, на которых правопорядок основывается, следует выделить:

1) принцип конституционности, означающий, что правопорядок подчинен конституции, обеспечивает её реализацию, и все требования конституции находят в нем предельно конкретное выражение. В этой связи обычно говорят о конституционном государственном порядке. Конституционные установки определяют главные параметры содержания и формы взаимоотношений государства, общества и граждан, в базе которых лежит верховенство прав и свобод личности;

2) принцип государственной гарантированности стабильности и упорядоченности общественных отношений, состоящий в том, что существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

3) принцип устойчивости, означающий стабильность общественных отношений, в рамках которых осуществляется правомерное поведение индивидов и групп. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и ??ο органами;

4) принцип организованности, предполагающий, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже, несмотря на самый высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок стихийно не возникает, так как различия в интересах и материальном положении людеи? порождают различные представления о разумной, целесообразной и справедливой организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм;

5) принцип формальной определенности, показывающий, что правопорядок связан с правом и возникает на базе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Данные предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов;

6) принцип системности, подразумевающий, что реальные правоотношения, сложившиеся в обществе, не являются разрозненными деи?ствиями субъектов права, а представляют из себясистему отношений, которая характеризуется иерархичностью, согласованностью, взаимозависимостью составляющих её элементов. Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.

21. Понятие и структура системы права.

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

22. Понятие, виды и стадии правотворчества

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Виды правотворчества в зависимости от субъектов различают:

- непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

- правотворческая деятельность компетентных государственных органов;

- правотворчество органов местного самоуправления;

- санкционирование государством обычаев;

- выработка судебного прецедента.

Стадии правотворческого процесса – это выработанные наукой и практикой и закрепленные законом относительно обособленные этапы принятия нормативного акта.

Стадия законодательной инициативы;

Стадия обсуждения проекта закона;

Стадия принятия проекта закона;

Стадия опубликования закона.

Процедура принятия федеральных законов в России

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федераль­ные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Россий­ской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.

Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации между­народных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федера­ции.

Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

23. Понятие, функции и принципы юридической отвественности.

Юридическая ответственность - отрицательная реакция государства на противоправное деяние, выражающаяся в государственном осуждении правонарушителя и причинении ему определённых лишений, предусмотренных санкциями правовых норм.

Государственное принуждение выступает содержанием юридической ответственности. Юридическая ответственность наступает только за совершённое правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности.

Функции - основные направления воздействия юридической ответственности на поведение людей.

Функции: 1) репрессивно - карательная (штрафная);

2) воспитательная;

3) превентивная (предупредительная);

4) правовосстановительная (компенсационная).

Принципы юридической ответственности.

Принципы - это фундаментальные идеи, выражающие сущность и назначение института юридической ответственности.

Принципы: 1) принцип законности - состоит в точном и неуклонном исполнении всеми требований законов и соответствующих им иных нормативных актов материального и процессуального права при введении и реализации юридической ответственности;

2) принцип справедливости - предполагает соблюдение следующих требований: а) наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени тяжести правонарушения; б) закон, ужесточающий ответственность, не должен иметь обратной силы; в) ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причинённого правонарушителем; г) лицо несёт ответственность лишь за собственное виновное поведение; д) недопустимо повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение;

3) принцип целесообразности - рассматривается прежде всего как соответствие предусмотренной законодателем меры воздействия на правонарушителя целям юридической ответственности;

4) принцип неотвратимости - предупредительное значение наказания не в его тяжести, а в его неотвратимости;

5) принцип гуманизма - цели юридической ответственности не должны достигаться путём причинения физических страданий правонарушителю и унижения его человеческого достоинства.

24. Правовое сознание – понятие, виды и функции.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

• носителем правосознания является человек или общность людей;

• она отражает государственно-правовые явления;

• выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

• носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

• тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Функции правосознания:

познавательно-оценочная (гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы. Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;

правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов;

регулятивная. Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;

идейно-воспитательная. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов. Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.

Виды правового сознания классифицируются по следующим основаниям:

I. По кругу субъектовправосознание может быть массо­вым, групповым, индивидуальным.

1. Массовое правосознаниеотражает общественное мне­ние о роли и ценности права в обществе и проявляется в право­вых взглядах, идеях и представлениях, поддерживаемых всем обществом.

2. Групповое правосознаниевыражает специфику правового сознания конкретных социальных групп: педагогов, меди­ков, сотрудников милиции и других слоев населения.

3. Индивидуальное правосознаниехарактеризует отноше­ние конкретной личности к праву и правовым явлениям.

II. В зависимости от уровнявыделяют три вида правосоз­нания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юри­дическое) и доктринальное (научное).

1. Эмпирическое (обыденное) правосознаниеявляется наименее глубоким - в нем преобладают психологические эле­менты. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками. Знания имеют фрагментар­ный, бессистемный и зачастую поверхностный характер. Отно­шение к праву противоречиво и во многом зависит от перемен­чивых настроений и сиюминутных эмоций.

2. Профессиональное правосознаниескладывается в ходе юридического обучения и профессиональной практики, включа­ет в себя программные юридические знания и предметно-дело­вое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать право­вые знания.

3. Доктринальное правосознаниеимеет в содержании глу­бокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличи­тельными свойствами доктринального правосознания являются целостность, системность и способность к прогнозированию. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей доктри­нального правосознания обусловлено личными воззрениями.

Структурными компонентами правосознания являются:

1) правовая идеология(правовые взгляды, представ­ления, концепции);

2) правовая психология(настроения, чувства, связанные с правом).

25. Правонарушение: понятие, признаки, виды;

Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, наносящее вред личности, обществу или государству.

Признаки правонарушения:

  • это всегда деяние, т.е. фактически совершаемый акт поведения; деяние может быть двояким:

- действие - акт активного поведения (кража, драка, взятк


Сейчас читают про: