Понятие социальной политики

 

Любое общество состоит из экономически сильных и экономически слабых индивидуумов (домохозяйств).

Инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять ее культурные и исторические ценности, является социальная политика.

В русском языке существует несколько определений политики, из которых нас в наибольшей степени будет интересовать ее определение как деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающей общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельности общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемой их интересами и целями.

Отсюда видно, что проводимая политика, отражая убеждения лиц, находящихся у власти и являющихся выразителями интересов конкретных слоев общества, не может быть вполне самостоятельной, так как при ее проведении необходимо учитывать социальную неоднородность общества.

Эта неоднородность резко возрастает в периоды граничных состояний, социальных и экономических кризисов, кардинальных социальных трансформаций. Именно в такие периоды политическая ситуация характеризуется крайней нестабильностью, быстрым формированием и распадом различных политических союзов и коалиций, относительной неустойчивостью властных структур. Поэтому, обсуждая характер и содержание проводимой государством политики, прежде всего следует исходить из конкретной социально-экономической ситуации.

Понимание политики в определениях, предлагаемых большинством западных словарей, как правило, носит иной оттенок, нежели, например, понимание политики в государствах с переходной экономикой.

В основном в западных изданиях политика сводится к принципам, на которых базируются любые меры или образ действий; линии управления, которой следуют руководители страны в конкретных вопросах; благоразумию, или мудрости, правительств или индивидуумов в ведении своих дел, общественных и личных; общему благоразумию или сноровке в управлении. В определениях подобного рода основной упор делается на качественную характеристику принимаемых политических решений, а не на необходимость согласования интересов при их выработке[1]. Все это еще раз убеждает в необходимой дифференциации при определении как политики в целом, так и ее отдельных направлений и в содержательном, и в функциональном отношении.

Прежде чем перейти непосредственно к определению социальной политики, обратим внимание, что данный термин состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное, многозначное понимание.

Это относится прежде всего к понятию "политика", тяготеющему к сложной смысловой иерархизации и как минимум разделяющемуся на внешнюю и внутреннюю. Наибольший интерес при изучении социальной политики имеет внутренняя политика государства, затрагивающая интересы всех проживающих в нем граждан, охватывающая экономическую, социальную, культурную, техническую политику и другие ее виды. Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем уровне в системе "политикавнутренняя политика — социальная политика". Однако в реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики невозможно. В обществе нет строгого разграничения на социальные и экономические вопросы и действия. Любое экономическое решение, например, сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов в конечном счете влияют на рынок труда и потребительский рынок, а следовательно, и на уровень жизни населения.

В свою очередь, любое решение из области социальной политики относится к экономическим решениям. Так, при высокой инфляции регулярные компенсационные выплаты населению либо индексация фиксированных размеров выплат, не обеспеченные неинфляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, а значит, на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики той или иной направленности.

Подход к выделению видов внутренней политики в зависимости от основной цели, которой руководствуются при принятии конкретных решений, также не может рассматриваться как универсальный. Например, рыночная экономика в целом трактуется как социальное благо, однако сам переход к ней сопряжен со значительными социальными издержками, в первую очередь с тем, что уровень жизни большинства населения на начальных этапах ее проведения падает. Это наблюдалось, в частности, в России в начале 1990-х гг.

Отметим, что при всей важности проводимой государством социальной политики она по своей природе несамостоятельна и если она реальна, а не декларативна, то базируется на тех ресурсах, которые могут быть выделены для обеспечения ее мероприятий. Даже решения, не требующие значительных затрат (например законодательные), должны приниматься в тех случаях, когда устанавливаемый ими порядок проведения социальной политики соответствует достигнутому уровню экономического развития страны. В последние несколько лет в отечественной науке представления о таких понятиях, как социальная политика и социально-экономические процессы, претерпели заметную трансформацию. Ранее социальная политика государства трактовалась как система организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере (например увеличение количества врачей или учителей, рост масштабов жилищного строительства и т.д.). Нельзя сказать, что сторонников такого подхода теперь нет, но тем не менее все настойчивей пробивает себе путь другой подход. Согласно этому новому, проблемному, взгляду, социальная политика — это политика, обращенная к социуму; набор мероприятий, позволяющий населению адаптироваться к происходящим процессам.

С древнейших времен государства проводили социальную политику в интересах распределения ресурсов, поддержания социальной стабильности. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем формировались и разные подходы и требования к проводимой политике вообще и к социальной политике в частности.

Большинство из существующих определений социальной политики, которые используются в настоящее время в России, имеют излишне широкий характер и не раскрывают в полной мере ее сути. Однако, учитывая то, что для современной России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики еще далеко не решен, а сама социальная политика находится в стадии формирования, следует обратить внимание на весь спектр предлагаемых трактовок, подходов к пониманию, предложений по содержанию, направленности и методам реализации социальной политики. Например, "Российская статистическая энциклопедия" предлагает следующее определение социальной политики: "Социальная политика — одна из сфер политической деятельности государства, целью которой является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека. Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества и отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития. Социальная политика предполагает в качестве объекта особого внимания социальное обеспечение, системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры"[2].

"Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости" определяет социальную политику как развитую систему перераспределения ресурсов между различными слоями общества и поддержание некоммерческой социально-культурной сферы, как систему государственных мер для обеспечения благосостояния и развития населения, повышения уровня жизни и качества его жизни[3].

Это определение хорошо дополняет высказывание известного российского социолога Т.И. Заславской о том, что проводимая социальная политика (или социальные действия на уровне государства, социальные мероприятия) должны "стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев"[4].

Уровень жизни — это комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни людей, социальных групп, всего населения отдельно взятой страны или территории. Уровень жизни определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом (включая жилье, предметы длительного пользования и повседневного обихода) и количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно (образование, медицинское обслуживание); важнейшей характеристикой уровня жизни человека и семьи (домохозяйства) является объем и структура расходов. (Изменения уровня жизни определяются в России при помощи системы минимальных потребительских бюджетов — физиологический, прожиточный и социальный минимумы.)

Качество жизни — комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей. Качество жизни населения данной территории или государства определяется рядом экономических, социальных, техногенных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов. Среди объективных факторов — потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения; среди субъективных — удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями. Существуют классификации количественных показателей качества и уровня жизни населения, которые включают такие группы показателей, как, например, состояние здоровья, потребление, уровень образования, труд и его условия, потребление продуктов питания, коэффициент младенческой смертности, структура пищевого рациона населения, досуг и отдых и т.д.[5]

Следующее определение социальной политики мы находим в "Социальной энциклопедии", которая понимает под ней сферу практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества возможность реализовать его потребности с учетом одобряемой обществом системы ценностей. В центре социальной политики должен находиться человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные) и социальная структура[6].

Приведем еще одно определение социальной политики как одного из важнейших направлений деятельности государства, обращенного к социуму и представляющему собой набор мероприятий, позволяющий населению адаптироваться к происходящим процессам[7]. При такой постановке вопроса социальная политика должна строиться на основе детального изучения процессов общественного развития и их воздействия на население.

В дальнейшем в нашем учебнике при изложении материалов курса мы будем руководствоваться следующим определением социальной политики, которое мы рассматриваем в качестве базового.

Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Суть социальной политики: теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции РФ, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Поэтому целями и задачами социальной политики являются:

  • распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;
  • ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;
  • обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;
  • оздоровление окружающей среды
  • обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств - трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а следовательно, - совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.

Интересную мысль высказал председатель ФНПР М.В. Шмаков на научной дискуссии о социальном государстве, что наряду с созданием условий, обеспечивающих материальное благополучие, «социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится... обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия».

Но из сказанного следует, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение далеко не всяких жизненных потребностей людей, а лишь тех, которые они не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить самостоятельно. В отношении же тех потребностей, которые люди могут и должны обеспечивать самостоятельно, роль социальной политики заключается лишь в том, чтобы создавать благоприятные условия, позволяющие людям решать свои проблемы.

Например основная масса людей, здоровых и трудоспособных, должна сама зарабатывать приемлемым для общества способом средства для обеспечения своих основных жизненных потребностей, а не рассчитывать на то, что все это им будет давать общество посредством поведения социальной политики. Помощь со стороны общества и его институтов может заключаться лишь в предоставлении им работы, что и рассматривается как задача социальной политики.

Другой пример: заработная плата. Величина ее - важнейший фактор и показатель благосостояния подавляющего большинства членов общества. Но любая динамика ее изменений происходит отнюдь не под воздействием социальной политики, а является частью развития производственно-экономических процессов.

Но это не означает, что социальная политика вообще не имеет отношения к решению вопросов, связанных с оплатой труда. Социальная политика должна оказывать определенное регулирующее воздействие на эти проблемы: устанавливая минимальные размеры зарплаты, обеспечивая порядок, исключающий задержки с ее выплатой, устраняя косвенными методами социально неприемлемые разрывы в величине доходов между высоко - и низкооплачиваемыми работниками.

Все проявления социальной защиты представляют реализацию аспектов социальной политики. Совершенствование условий жизни людей, на что в первую очередь направлена социальная политика, означает усилие социальной защиты населения, как в целом, так и определенных его категорий.

Для определения эффективности социальной политики используются различные индикаторы. На современном этапе переходной экономики используются:

  • показатели уровня жизни;
  • минимальные государственные стандарты;
  • социально-демографические показатели;
  • показатели экономической активности населения;
  • показатели социальной напряженности;
  • показатели развития социальной сферы;
  • доля затрат на экологию в ВВП.

Социальная политика -- это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала.

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Осуществление социальной политики основывается на использовании комплекса механизмов, основными из которых являются законодательно-нормативный, финансово-бюджетный, налоговый, административный.

Законодательно-нормативный механизм формируется законодательными органами государства и определяет общие направления социальной политики.

Законодательно-нормативный механизм устанавливает правила, в соответствии с которыми взаимодействуют различные социальные институты.

К важнейшим законодательным актам, непосредственно связанным с социальной политикой, следует отнести своды законов (кодексы), в том числе, гражданский, налоговый, бюджетный, трудовой.

Разработку нормативных материалов текущего характера в рамках соответствующих законодательных документов осуществляют как законодательные, так и исполнительные структуры.

Субъектами нормативно-законотворческой деятельности являются и местные органы управления.

Большое значение в практической работе государства в социальной сфере имеют разрабатываемые республиканскими и региональными ведомствами нормативы социально-экономического развития, нормативы финансирования объектов социальной инфраструктуры и т.п.

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной политики, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций).

Среди них можно выделить Всеобщую декларацию прав человека и гражданина[1],Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[2], Конвенцию о правах ребенка[3], Европейскую социальную хартию[4], Европейский кодекс социального обеспечения[5], Европейская конвенция о социальном обеспечении [6], Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обслуживания»[7], Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства»[8], Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»[9], Конвенция МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» [10], Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»[11], Конвенция МОТ от 20 июня 1983 г. № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» [12]

Все вышеуказанные документы ратифицированы Россией.

К правовым документам, регулирующим вопросы социальной политики федерального уровня, относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

Основной закон Российской Федерации – это её Конституция.

Конституция РФ[13]декларирует, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); гарантирует право граждан на:социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитание детей (ст. 39); право на защиту материнства и детства (ст.38); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) 2.

Основные социальные права граждан закреплены в основах законодательства РФ: ФЗ «Об охране здоровья граждан»[14]; Трудовой кодекс РФ[15]; Семейный кодекс[16]; Жилищный кодекс[17]; ФЗ «О занятости населения РФ»[18]; ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»[19] и др.

Трудовой кодекс устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства; закрепляет правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров; регулирует особенности правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.)

Семейный кодекс регулирует вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др.; правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Жилищный кодекс: регулирует правовые отношения в области жилищной политики в зависимости от видажилищного фонда - социальное использование (по договорам социального найма), специализированное (для проживания отдельных категорий граждан), индивидуальное (для проживания граждан-собственников), коммерческое использования (для проживания граждан на условиях возмездного пользования); предусматривает гарантии для членов семьи собственника жилого помещения (супруг, дети, родители) и др.

ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»[20]закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющих детей: пособие по беременности и родам женщине, подлежащей социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности иродам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, назначенное в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента рождения и достижения 16 (учащимся 18) лет, назначаемое семьям с определенны уровнем среднедушевого дохода.

ФЗ « Об основах обязательного социального страхования»[21]закрепил: основные принципы осуществления обязательного социального страхования; виды социальных страховых рисков; страховые случаи; виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Реализацию федеральных законов на территории регионов обеспечивают нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые принимаются на региональном уровне.

Эти документы дополняют и конкретизируют федеральное законодательство, исходя из региональных особенностей и возможностей.

На муниципальном уровнедействуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).

На ведомственном уровнеразрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе. Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества.

В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы.

Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения.

В качестве главных задач социальной политики выделяют:

1. Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;

2. Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

3. Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

4. Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

  • оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;
  • регулирование доходов населения;
  • демография, семья, материнство и детство, молодежь;
  • социальная защита;
  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание;
  • социальное страхование;
  • образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;
  • наука;
  • здравоохранение;
  • обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
  • культура;
  • физическая культура, спорт, туризм;
  • экологическая безопасность;
  • защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

- повышение уровня жизни населения;

- формирование эффективной системы социальной защиты;

- регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

- совершенствование пенсионной системы;

- совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

- социальной справедливости;

- социальной ответственности;

- социального партнерства;

- социальных гарантий;

- преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

1. стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

2. усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

3. обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

4. сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

  • Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;
  • Обеспечение политической устойчивости власти;
  • Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;
  • Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;
  • Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп. Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества.

Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества.

4. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: СОЦИАЛЬНО-ПАТЕРНАЛИСТСКОЕ; ЛИБЕРАЛЬНОЕ

Модели социального государства:

  • социально-патерналистское;
  • либеральное.

Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом. Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1. Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.

  Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

  Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.

2. Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

3. Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором. Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством.

Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.

Больший вес имеют такие факторы как: — первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, — присутствие сильных демократических политических институтов, — наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования, — экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет.

5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично. В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют: 

  • Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;
  • Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.

Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы.

Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку:

  • ВВП в текущих и сопоставимых ценах;
  • его структура по направлениям использования;
  • соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары;
  • капитальные вложения и их структура;
  • объем продукции и уровень ее реализации;
  • индексы цен;
  • удельный вес убыточных предприятий;
  • налоги; прожиточный минимум;
  • объем денежных доходов;
  • задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная;
  • среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего;
  • численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации;
  • численность безработных;
  • удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности;
  • численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др.

Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:

  • Демографические показатели;
  • Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;
  • Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;
  • Уровень девиации и преступности;
  • Индекс нравственного состояния общества;
  • Индекс развития человеческого потенциала;
  • Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;
  • Уровень социальной конфликтогенности в обществе;
  • Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;
  • Уровень стабильности институциональной системы;
  • Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.

6 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

На ранних стадиях своего развития люди жили относительно небольшими социальными общностями в условиях первобытнородовой общины (род, племя). Для такой социальной организации наиболее характерными были следующие признаки.

1. Слабо выраженная социальная дифференциация (различие, расслоение, неравенство) людей. Существовавшее в общине разделение труда, способы распределения и количество потребляемого теми или иными членами продукта были обусловлены не социальными причинами (делением людей на классы и сословия), а естественным неравенством людей (половыми и возрастными признаками, физическими и умственными способностями).

2. Отсутствие частной собственности и деления людей на классы и сословия, на бедных и богатых. В условиях примитивного присваивающего хозяйства (сбор плодов, охота, рыбная ловля) низкая производительность труда не позволяла создавать «избыточный продукт» для накопления. Все, что добывалось, шло в основном на потребление. В таких условиях эксплуатация человека человеком была нерентабельной. Вся имевшаяся в первобытной общине собственность (жилища, орудия труда, предметы домашнего обихода) считалась общей.

3. Доминирование в брачно-семейных отношениях полигамного брака — все женщины определенной возрастной группы являлись женами для всех мужчин такого же возраста, но только из другого рода, так как внутри рода всякие половые связи были запрещены. Рождавшиеся дети считались общими для всего рода. Родословная исчислялась по материнской линии (матриархат), так как отцовство определить было невозможно.

4. Отсутствие антагонистических (непримиримых) противоречий между социальными группами (классами, сословиями). Весь род (племя) представлял собой единую, слабо дифференцированную социальную общность, члены которой, как правило, занимались каким-то определенным видом деятельности, например рыболовством. Разделение труда и присвоение полученного продукта осуществлялось в основном в рамках этого вида деятельности.

5. Управление жизнедеятельностью в первобытных сообществах с помощью норм обычного права (нормы морали, обычаи, традиции и др.). Люди еще не имели писаных законов, а управленческий труд еще не выделился в особый вид деятельности. Не существовало и постоянных институтов власти (государства, письменных законов, армии, полиции, тюрем и т. д.). Власть и властные отношения (отношения господства и подчинения) возникали только по мере необходимости.

Примерно 8—10 тыс. лет назад, в результате совершенствования орудий труда и способов производства, люди начали переходить от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты, рыбной ловли) к воспроизводящим видам деятельности (скотоводству, земледелию, ремесленничеству). Новые виды деятельности позволяли производить продукции больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. В результате в обществе появился «избыточный продукт», который шел на накопление. Эксплуатация человека человеком становилась рентабельной (приносила доход).

Увеличение потребляемого и накапливаемого продукта способствовало значительному росту населения. Разрозненные племена в процессе миграции и междоусобных войн стали объединяться в большие социальные сообщества (народности, нации), проживающие на единой территории.

Концентрация богатства в руках одних людей и обеднение других привела к появлению частной собственности и делению общества на классы и сословия, на бедных и богатых. Для передачи накопленного богатства (частной собственности) по наследству возникает моногамная семья. Отныне женщина (жена) обязана была вступать в половые связи только со своим мужем — хозяином и рожать детей-наследников только от него и для него. Измена мужу считалась смертным грехом.

Для того чтобы осуществлять управление такой большой, разделенной на социальные слои и классы общностью, была необходима жестко централизованная система управления — государство. Государственное управление основывается не на нормах обычного права, а на политических методах: постоянной монопольной власти над всем обществом; писаных законах, обязательных для всех членов общества; организованном применении насилия (принуждения) к тем, кто нарушает законы.

Понятие «социальная политика государства» в научной терминологии и в специальной лите- ратуре трактуется весьма разнообразно, так как существует много различных подходов и точек зрения к пониманию его объема и содержания. Некоторые из них базируются на самых общих подходах к пониманию социальной политики как общественного явления, другие, на отдельных фрагментах процесса ее функционирования и реализации. Так, экономисты, социологи, правоведы и философы изучают лишь те аспекты этого много уровневого и, в то же время, целостного феномена, каковым является социальная политика, которые определены их предметным полем. При этом во многих определениях понятия в качестве субъекта ее реализации государство рассматривается не как орган управления об- щественным развитием, а как государство общество, когда к субъектам социальной политики относятся институты гражданского общества, частные и религиозные объединения, и т.д. Экономисты рассматривают государственную социальную политику с точки зрения ее материальных, финансовых основ; социологи  как практический, прикладной раздел, задачей которого является «формулировка рецептов», указание средств, пользуясь которыми можно достигать цели улучшения общественной жизни и человека; философы анализируют соотношение социального и политического, рассматривая социальную политику государства как социаль- ное явление, особую сферу отношений людей;

юристы анализируют и изучают нормативно- правовую базу социальной политики социальное законодательство. Исследованиями же социальной политики как части политического целого занимаются политологи, рассматривающие ее как самостоятельное направление политики государства, – тем более, что прилагательное «социальная» только отражает ее направленность на относительно самостоятельную область человеческих отношений, формирующих сферу общества, в границах которой осуществляется специфическая деятельность государства. Вместе с тем, даже политическая наука на сегодняшний день не обладает всей полнотой знаний об этом сложном явлении *3+. Пройдя достаточно длительный период сво- его становления, развития и институционализации социальная политика обрела относительно устойчивые атрибутивные параметры. К сформировавшимся атрибутам социальной политики следует отнести дифференцированные по значению субъекты ее реализации. И основным таким субъектом социальной политики является государство. Социальная политика как самостоятельное направление политики государства системно и комплексно начала разрабатываться в XX веке. Однако, на всем протяжении своего исторического развития, государство прибегало к опыту прошлого и учитывало в планировании социальной политики вопросы, прямо связанные с социальной сферой. К их числу относятся: обеспеченность людей работой, жильем, медицинской помощью, возможность получения ими образования, и т.д. Известные мыслители прошлого в своих работах обращались к вопросам устройства социальной сферы, проблемам взаимоотношений человека и общества, гражданина и государства, и т.п. Большой вклад в разработку социальной проблематики с позиции оценки влияния политики на развитие социальной сферы внесли та- кие великие античные философы как Платон и Аристотель. Согласно их взглядам, «политика – это ак- тивная человеческая деятельность, имеющая целью достижение общего блага и удовлетворение социальных потребностей людей, направляемая теми, кто владеет высшим, «царским искусством» управлять законным путем. Главная задача политики – недопущение социальных конфликтов, происходящих от противо- поставления бедности и богатства, злоупотребления властью, крайностей демократии» *1+. Аристотель говорил о существовании определенной взаимосвязи решения властью социальных вопросов людей и существующей соци- альной структуры общества, где определяющую роль играет в первую очередь разграничение по классовому признаку, деление на богатых и бедных граждан, имеющих право голоса в органах власти. Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен», а «подлин- ный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» *7+. Можно предположить, что древнегреческие мыслители, говоря о «социальном» в политике, или о влиянии политики на стратификацию общества, уже тогда подразумевали социальную политику в качестве одного из основных политических регуляторов общественной жизни. Развитие социально-политической проблематики мы находим в знаменитой социальной утопии Т.Мора. В его диалоге «Утопия», посвященном теории общественного договора, рассматриваются проблемы общественного устройства как одного из важнейших приоритетов социальной политики государства. Сущность социально-экономической политики в этом труде определяется исходя из представления, что благосостояние государства целиком и полностью определяет благосостояние каждого ее гражданина. Все сферы жизнедея- тельности человека находятся под опекой и заботой государства. В этой связи необходимо отметить, что большинство утопических проектов предвосхитили будущие патерналистские модели социальной политики. Однако эти проекты, как показывает действительность, всегда ограничены политическим и экономическим потенциалом государства и общества, что сужает возможности построения «общества всеобщего благоденствия». Томас Гоббс в своих работах неоднократно подчеркивал, что выявление закономерностей политической и социальной жизни способствует предотвращению общественных конфликтов, насилия и войн, повышению благосостояния человеческого общества. В основе социально-политической жизни, считал Т.Гоббс, лежат потребности человека, непосредственно касающиеся его жизнедеятельности, качества и уровня жизни, занимаемого статуса в окружающем его обществе. Для граждан различных социальных групп эти потребности детерминированы их социальным статусом, социальной дифференциацией общества. Согласно взглядам Ш.Л.Монтескье, государство выполняет три функции:

создает законы, то есть устанавливает общие нормы, осуществляет правосудие, устраняет трудности, связанные с применением законов, осуществляет гражданское правосудие и наказывает тех, кто нарушает эти законы. В этой связи Ш.Л.Монтескье в своем трактате «Дух законов» отмечает, что желательно, чтобы реализация вышеперечисленных функций государства была поручена различным социальным слоям, чтобы социальное различие вылилось в качественном распределении власти. В этом заключается основное «правило свободы». Ведь «любой человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Следовательно, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдержи- вать друг друга, при котором «власть ограничи- вала бы власть» *5+. Эти выводы имеют также большое значение и с точки зрения формирования государственной социальной политики, поскольку конституции современных государств отражают идею создания социального государства. Принцип функционирования активной государственной социальной политики, соблюдение принципа социальной справедливости и соблюдения прав человека являются свойственными признаками социального государства. В этой связи отметим, что права человека, в том числе, социальные – это также мощный слой общечеловеческой культуры, которая дает возможность гражданину ориентироваться в оценке существующих политических режимов, в гуманитарной и социальной деятельности государства, правовой и моральной культуре поли- тических лидеров, соблюдении законов. Однако с самого начала концепция социальных прав и свобод отмечалась определенной ограниченностью. Так, основываясь на индивидуальном понимании свободы, политическая философия XVIIIXIX вв. развивала идею, что общество свободных людей не требует контроля со стороны государства, не нуждается в создании каких-либо специальных социальных государственных ин- ститутов, поскольку именно на основе индиви- дуальной деятельности людей общество спо- собно обеспечить для всех прогресс и условия для достойной жизни. Подобная либеральная концепция была разработана в XIX в. в трудах А.Смита, И.Бентама, П.Милля. Еще в 1791 г. англо-американский писатель Томас Пейн в труде «Права человека» все права разделял на естественные (социальные) и гражданские (правовые). Первые, по его мнению, присущи человеку от природы: свобода слова, печати, совести, равенство, право добиваться благоденствия, счастья и др. Вторые – это те, которые принадлежат человеку как члену общества – право собственности и право на защиту. Социальные и гражданские права, в его понимании, тесно связаны между собой. В течение XIX века в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально- экономических прав и законодательного закрепления социальных функций государства. В результате этого уже в XX веке развитие капитализма внесло существенные коррективы в прежнее понимание свободы, поскольку оно сопровождалось усилением государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь. Так, после мирового кризиса 1929–1933 гг. проявляется активное вмешательство капиталистических государств в развитие экономической жизни. Ярким примером этого является экономиче- ская реформа, проведенная в 1948 г. западно- германским экономистом Л.Эрхардом, которая коренным образом преобразовала социально- экономическую жизнь западной Германии. Главным в этой реформе был акцент на ре- шение социальных проблем государства. Социальной задачей государства стало не распределение социальных благ, а обеспечение условий деятельности граждан, способных создать эти блага и самостоятельно заботиться о себе. Этот принцип был положен в основу всей социаль- ной государственной политики и создания не- обходимых условий для «экономического чу- да». Именно благодаря Л.Эрхарду в широкий научный оборот вошел термин «социальное государство».

Социальное государство – это тип го-сударства, которое воплощает в жизнь сильную социальную политику в интересах своих граждан *8+.Все положительные последствия экономической реформы Л.Эрхард сформулировал в работе «Благосостояние для всех». Идею «социального рыночного хозяйства» поддержал и Г.Мюрдаль – создатель «шведской модели социализма». Он был сторонником социальной ориентации экономики государства. По его мнению, главное в «государстве благосостояния» – это социальная защита населения, под которой он подразумевал систему законодательных, экономических, социальных и социально-экономических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства – для трудоспособного населения, и создание соответствующего уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан *6+. Таким образом, процесс формирования социальной политики государства имеет богатую предысторию развития политических взглядов и идей на эту проблему. В научных трудах многих мыслителей, фило- софов, ученых был заложен теоретический фундамент формирования и зарождения основных социальных концепций и доктрин, положено начало осмысления и раскрытия сущности социального феномена: «…при всем концептуаль- ном многообразии интерес и внимание соци- альных философов и ученых прошлого к вопросам государственного устройства в целом и социальной политики в частности очевиден. Действительно, как показывают научные труды прошлых веков, на протяжении столетий ученые искали пути решения социальных проблем, сопровождающих общество и государство с момента их возникновения *2+.

 

В ходе проведенного социально-политического анализа научных источников можно выделитьчетыре основных исторических этапа формирования и развития государственной социальной политики в странах западной Европы:

1 этап. II в. до н. э. – XV в. н. э. – возникновение объективных предпосылок формирования социальной политики как особого вида деятельности государства. Этот этап характеризуется зарождением социальной политики и ее развитием в последующие века существования человеческой ци- вилизации на европейском континенте. Большой вклад в разработку социальной проблематики с точки зрения ее влияния на развитие социальной политики внесли такие великие античные философы как Платон и Аристотель. Известные мыслители прошлого в своих работах обращались к вопросам устройства общества и социальной сферы, проблемам взаимоотношений человека и общества, гражданина и государства, прав и свобод человека, и т.д. В этот исторический период социальная политика эво- люционировала до определенного уровня развития и представляла собой сложный и многообразный процесс, включающий практически все аспекты жизни общества, самоорганизации людей их общественной жизнедеятельности. Начало зарождения социальной направленности в деятельности государства осуществлялась на уровне общин, городов, полюсов. Государственная власть исходила из того, что решением социальных вопросов должна заниматься семья, община, род, и т.д.

2 этап. XVI век  середина XIX века  выделение и постепенное формирование социаль- ной политики как относительно самостоя- тельного направления государственной деятельности. В этот исторический период социальная политика формируется, как составная часть внут- ренней политики государства и осуществляется его сословно-представительными органами. Они являлись государственными структурами, в компетенцию которых входили обязанности согласования и взаимодействия социальных интересов разных слоев общества, разрешения социальных противоречий и конфликтов. Предпринимаемые меры органами государственной власти носили несистемный избирательный характер и касались в основном низших слоев общества, не имеющих никаких средств к суще- ствованию. Решение проблем нищих слоев населения и пауперизма являлось основной задачей социальной политики в этот исторический период [4]. Государство в решении социальных вопросов приоритет отдавало церкви, получая взамен духовную поддержку незыблемости властных полномочий. По мере цивилизационного развития человеческого общества были выработаны новые философско-теоретические подходы и концеп-ции социального предназначения и социальных функций государства. Усложнение социальных проблем порождало рост противоречий и усиление конфликтности в обществе. Новые проблемы общественной жизни не могли быть разрешены прежними способами государственного управления социальной сферой, что вызывало рост недовольства у населения.

3 этап. Середина XIX века – начало XX века – институционализация государственной соци- альной политики. Начало формирования государственной со- циальной политики было положено введением в научный оборот в 1853 г. немецким профессо- ром Мюнхенского университета В.Г.Рилем термина «социальная политика». И даже отсутствие в понятии слова «государство» подразумевало его фактическое участие в практике ее реализации. Это предопределило суть дальнейшей теоретической разработки проблемы определения места и роли государства в формировании и реализации социальной политики. В конце XIX в. начинается разработка проблемы законодательного регулирования государственной социальной политики, формируются социальные институты, задействованные в реализации социальной политики. Значительный вклад в исследование направлений социальной политики, способов решения социальных проблем внесли такие известные мыслители, как В.Зомбарт, А.Вагнер, Г.Шмолер, и ряд других. К примеру, в Германии канцлером Бисмар- ком создается специальная государственная структура, которая занимается начислением и выплатой социальных компенсаций и льгот за потерю трудоспособности в результате производственных травм, инвалидности и старости. Финансированием этих процессов под контро- лем государства занимается «Фонд социального страхования», который был учрежден на средства рабочих, служащих и работодателей. Начинается процесс формирования государственной немецкой системы социального обеспечения.

4 этап. Середина XX века – по настоящее время  развитие и совершенствование государственной социальной политики и повыше- ние ее роли и значения в развитии общества. В начале XX века социальная политика госу- дарства совершенствуется, преодолевая своюфрагментальность и бессистемность. В теоретической разработке основ государ- ственной социальной политики на этом этапе значительную роль сыграл доклад известного английского экономиста У. Бевериджа, опубликованный в 1940 г., в котором освещаются вопросы создания системы государственного социального обеспечения. В нем впервые звучит мысль о целесообразности социальной помощи гражданам, потерявшим возможность к самообеспечению, в виде выплаты пенсий и пособий «Государственным социальным фондом». Новым значимым рубежом в развитии социальной политики в довоенный период явилось принятие Конвенции и рекомендации Между- народной организации труда, которые оказали существенное влияние на социальное развитие стран западной Европы. В ходе развития системы социального обес- печения существенно изменилась роль государства. За счет налоговых сборов и государственного бюджета государство взяло на себя обяза- тельства по выплате пособий по безработице, социальных пенсий по старости, оплаты медицинского обслуживания, выплат социальной помощи, и т.д.

Современная социальная политика наиболее развитых государств в настоящее время направлена на формирование новой социальности, которая предполагает выдвижение социальной функции государства в число основных. Это, в свою очередь, означает превращение человека из средства решения каких-либо проблем в цель общественного развития, и опреде- ление в качестве приоритета государственной социальной политики максимально полное обеспечение прав и свобод граждан, создание достойных социальных условий их существова- ния. Обобщая различные подходы к формирова- нию теоретико-методологических основ соци- альной политики государства, автор считает:

1. В истории человечества не существовало стран, в которых отсутствовали бы социальные проблемы, а потребности и интересы людей не учитывались, а, значит, социальная политика проводилась государством всегда.

2. Информация о государственном участии в социальной политике обнаруживается в произ- ведениях философов и мыслителей древности, и они развивались на протяжении столетий. Широко известные писатели, ученые, общест- венные деятели в своих работах рассуждали о проблемах социального государственного устройства. Шел постоянный поиск оптимальной модели общественного развития на всем про- тяжении развития человеческой цивилизации.

3. В своем историческом эволюционном развитии вопросы социальной проблематики многократно расширились, и их решение при- обрело важное значение для собственно социального, экономического, политического и ду- ховного развития современного общества.

7. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Социальное положение основополагающая характеристика условий жизнедеятельности людей, обеспечивается воздействием государства на социальную сферу общества, его деятельностью по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию приемлемого для общества достойного уровня, которое складывается под воздействием самых разных факторов и имеет конкретные измерители, т.е. качественно-количественные характеристики (нищета, достаток, бедность, богатство и т.д.) и основные уровни: уровень жизни и качество жизни.

1. Общее устройство, общественный строй, в котором закреплено генеральное распределение ролей в обществе (распределение на эксплуататоров и эксплуатируемых, господ и подчиненных).

2. Власть в обществе (доступность или недоступность реального участия во власти).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: