Связь с другими дисциплинами

Финансовый учет основан главным образом на собственном методе.

Управленческий учет тесно связан с иными дисциплинами - микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

3.3. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет

Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами).

В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. Главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь также присутствуют линейные отношения.

Нелинейные (штабные) производственные отношения возник тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования, финансового обеспечения). В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.

Остановимся подробнее на функциях бухгалтера-аналитика. Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

Планирование. Этому предшествует формирование итогов за отчетный период, их обобщение и анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании.

На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся им в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При разработке производственного бюджета (производственной программы предприятия) благодаря деятельности бухгалтера-аналитика обеспечивается сопряженность в работе отдельных цехов, участков и бригад, предотвращается появление так называемых узких мест в производственном процессе. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

Контроль. Данный процесс также невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода он составляет отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Отчеты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, с одной стороны, позволяют объективно оценить деятельность руководителей Центров ответственности, а с другой — информируют менеджеров и Руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.

Таким образом, бухгалтер-аналитик осуществляет в организации управленческий контроль.

Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

Благодаря профессиональной деятельности бухгалтера-аналитика на предприятии налаживается обмен информацией и отчетностью между отдельными службами. С его помощью менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ними задачи.

Своей деятельностью бухгалтер-аналитик создает основу для повышения эффективности управления предприятием. Порой он сравнивается со штурманом корабля, прокладывающим курс и информирующим капитана о том, насколько успешно он реализуется. Штурман оказывает помощь капитану, но право командования остается за последним.

Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь управляющим центрам ответственности в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать свою независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.

Управленческий учет увязывает учетный процесс с процессом управления предприятием.

3.4 Анализ подходов к понятию «управленческий учет»

Управленческий учет как научная категория является логическим следствием эволюционного развития бухгалтерского учета. Среди теоретиков учета в настоящее время не существует строгой и однозначной определенности в области управленческого учета. До сих пор не сложилось общего мнения по поводу его концепции, как научной дисциплины, так и практической деятельности. Высокая степень дискуссии наблюдается также в вопросах соотношения «финансовый и управленческий учет» и «производственный и управленческий учет».

Сущность управленческого учета можно выявить, рассмотрев все многообразие мнений с позиций как иностранных, так и отечественных ученых, представленные в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Сравнительный анализ трактовок сущности

управленческого учета

Трактовка сущности управленческого учета Авторы концептуальных подходов к предметной области управленческого учета
   
1. Управленческий учет – традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости (производственный учет) в системе бухгалтерского учета К. Ноутс; Ч.Т. Хорнгрен; Дж. Фостер; Дж. Грей; Д. Риккетс; Ж. Ришар; С.С. Сатубалдин; Я.В. Соколов; П.С. Безруких; Н.П. Кондраков
2. Управленческий учет – автономная подсистема бухгалтерского учета внутри организации, базирующаяся на принципах производственного учета М. Скоун; К. Друри; А.Д. Шеремет; И.М. Волков; М.А. Вахрушина; Д.А. Панков
3. Управленческий учет – интегрированная система формирования информации для планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в целях управления в краткосрочной и долгосрочной перспективе Б. Нидлз; Х. Андерсон; Д. Колдуэлл; С.Н. Зайцев; В.Б. Ивашкевич; С. А. Николаева; Т.П. Карпова; М.З. Пизенгольц
4. Управленческий учет – совершенно новая информационная система внутреннего оперативного управления, основанная на анализе поведенческих аспектов и информационном обеспечении мотивации персонала Ш. Мариати; С. Аллен; В.Ф. Палий; В.В. Палий

Окончание таблицы 3.1

   
5. Управленческий учет – процесс отображения финансовых и учетных проблем, анализа, планирования и контроля в единой системе финансово-управленческого учета, обеспечивающей разработку и эффективную реализацию бизнес-стратегий Б. Райан; И. Иннз; К. Уорд

К. Ноутс отличительные особенности управленческого учета формулирует следующим образом: «Бухгалтерский учет – часть процесса управления… Управленческий учет теснее связан с использованием данных бухгалтерского учета для принятия решений и управленческого контроля».

Ж. Ришар отмечает: «Управленческий учет имеет своей целью учет затрат и калькуляцию себестоимости работ и услуг по их функциям, центрам ответственности, рынкам и т.д.»

М. Скоун считает, что «управленческий учет можно определить как предоставление менеджерам финансовой информации с целью помочь им в ключевых сферах: планирования, контроля, принятия решений».

Известнейшие американские ученые в области учета Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл при толковании управленческого учета делают акцент и обстоятельно расшифровывают потребителей информации, определяя его предназначение для внутренних операций. «Управленческий учет является продолжением финансового учета и применяется, прежде всего, для отражения внутренних операций компании. Его предназначение – обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей».

Распространены также разные подходы авторов относительно соотношений между производственным и управленческим учетом. Одни исследователи считают, что термин «управленческий учет» и термин «производственный учет» являются синонимами, другие различают эти понятия.

Ч. Хорнгрен и Дж. Фостер отмечают, что система управленческого учета «…существует для внутренних потребителей, измеряет и обрабатывает финансовую и другую информацию, которая помогает менеджерам в достижении целей организации». Они также утверждают, что управленческий и производственный учет или, иначе, учет затрат, практически неотличимы.

Противоположной точки зрения придерживается К. Друри. Он полагает, что «следует понимать различие между производственным и управленческим учетом». По его мнению, в системе производственного учета определяются производственные затраты, что отвечает требованиям внешней отчетности, в то время как задачей управленческого учета является подготовка соответствующей информации для должностных лиц внутри организации, которая необходима им для принятия правильных решений. Он считает, что «управленческий учет – это процесс подготовки информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера, такой, как принятие решений, контроль и регулирование».

Исследования К. Друри и других ученых подтвердили утверждение о том, что системы учета затрат, в первую очередь, обслуживают потребности внешней финансовой отчетности. По мнению К. Друри, одинаковый подход к финансовому и управленческому учету трудно считать достаточно оправданным, но очевидным и бесспорным для него является то, что информация управленческого учета не должна быть просто побочным продуктом деятельности систем внешней финансовой отчетности.

Ш. Мариати и С. Ален рассматривают управленческий учет в более широком плане и указывают, что «он в настоящее время «несет ответственность» даже за состояние детальных финансовых планов будущих хозяйственных операций, а также способствует изменению эффективности этих операций, внедрению ноу-хау, выявлению различных проблем и выбору путей их решения».

Обобщая и подводя итог многообразию мнений исследований англо-американского направления, следует выделить особенности в построении системы управленческого учета, которые представлены на рисунке 3.1.

Рассмотрим суждения отечественных ученых по поводу концепции управленческого учета.

Раскрывая суть управленческого учета, С.С. Сатубалдин подчеркивает, что последний «…имеет дело с классификацией затрат, накоплением, исчислением себестоимости по видам изделий и издержек по центрам ответственности и центрам прибыли, составлением смет и отчетности о затратах и их анализом, подготовкой информации руководству для выбора оптимальных решений».

Ту же мысль проводит и С.А. Стуков, считая, что в управленческом учете ключевая роль принадлежит ответственности: «…ответственность за все виды производственных ресурсов на всех без исключения этапах кругооборота средств в процессе производства или обращения закрепляется за кем-либо персонально. Поэтому иногда управленческий учет называется учетом ответственности».

Изложенные выше взгляды, хотя и с различными аспектами освещения, связывают управленческий учет в большей мере с учетом затрат или производственным учетом.

Один из ведущих российских ученых Я.В.Соколов рассматривает сложившуюся традиционную систему бухгалтерского учета как функцию управления, которая должна обеспечивать эффективное управление предприятием. По его мнению, управленческий учет, как самостоятельная дисциплина, не имеет своего предмета, основные положения данной области выделены из бухгалтерского учета, то есть представляют собой учет затрат и калькулирование себестоимости продукции. Не отрицая в целом концепцию управленческого учета, он замечает: «То немногое из этой области учета, что получило у нас распространение, разбросано по нескольким учебным курсам.


Рисунок 3.1 Особенности построения системы управленческого учета

в англо-американской литературе

Прежде всего – это учет затрат и калькулирование себестоимости готовой продукции и оказанных услуг, технико-экономическое планирование и особенно анализ хозяйственной деятельности. Осмысление информации, представляемой упомянутыми тремя дисциплинами, в рамках новой нетрадиционной бухгалтерской методологии – управленческого учета, обеспечивающего его концентрацию, открывает новые перспективы перед научными и практическими работниками».

П.С. Безруких свидетельствует о том, что «в практике деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации пока не существует подразделения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Все разделы имущества, издержки производства и обращения, выпуска и реализации продукции, расчетных и кредитных операций, финансовых результатов, фондов и резервов традиционно охвачены единым бухгалтерским учетом».

Отмеченное мнение разделяется Н.П. Кондраковым, который также подчеркивает: «Бухгалтерский учет в России нельзя представить как совокупность финансового и управленческого учета. По характеру решаемых задач он ближе к финансовому учету, хотя и включает в себя учет затрат и калькулирование себестоимости продукции».

Широкое распространение получила концепция управленческого учета, ориентированная на его автономную подсистему. Так, А.Д. Шеремет, И.М. Волков и другие, освещая сущность управленческого учета, его место и назначение, отмечают: «Управленческий учет - подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации».

Аналогичное мнение о сущности управленческого учета высказывает М.А. Вахрушина. Она также определяет его как самостоятельный вид деятельности на базе производственного учета. Автор приходит к выводу, что «…бухгалтерский управленческий учет включает в себя управленческий учет и небольшую часть финансового учета в части составления отчетов о затратах на производство продукции для внешних пользователей».

На усилении ориентации сущности управленческого учета в качестве обособленного аспекта бухгалтерско-управленческой деятельности в соответствии с современной практикой управления настаивают Р.А. Алборов и С.В. Бодрикова.

Суть рассматриваемого вопроса в том же русле поддерживается и Д.А. Панковым. Он отмечает: «Часть бухгалтерской информации, используемая управленческим звеном для принятия решений, вырабатывается обособленной системой бухгалтерского учета, которая носит название «управленческий учет».

Рассмотрев мнения видных зарубежных и отечественных ученых, можно представить особенности национальных традиций создания единой теоретической основы управленческого учета в таблице 3.2. [8]

Таблица 3.2

Особенности национальных традиций основных систем управленческого учета и единство их функционального назначения

Страна Ориентация управленческого учета в рамках национальных традиций Назначение управленческого учета Единство функционирования системы
Англия, США На систему управления (с акцентом на координацию) Перераспределение ресурсов на приносящие доход участки бизнеса, информационное обеспечение стратегии и тактики по внутреннему управлению Система учета и контроля по центрам ответственности
Франция На функционирование информационной системы управления (с акцентом на планирование) Организация эффективной обратной связи, предоставление руководителям дополнительных рычагов управления Система производственного учета, анализа затрат и доходов с целью определения результатов по центрам ответственности
Германия На функционирование информационной системы управления (с акцентом на контроль) Увеличение количества и повышение уровня самоорганизации менеджеров, прямо работающих на конечные цели деятельности фирмы Производственный учет и контроллинг деятельности подразделений
Россия На систему учета затрат и калькуляцию себестоимости Способ планирования, учета и контроля за уров-нем затрат, позво-ляющий повысить ответственность за издержки и резуль-таты хозяйственной деятельности Система внутрихозяй-ственного расчета и контроля

Тема 4. Понятие затрат, их классификация и учет, группировка и распределение

4.1. Эволюция методов учета затрат.

4.2. Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат.

4.3. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.

4.4. Классификация затрат для принятия решений и планирования.

4.5. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности.

4.6. Организация учета производственных затрат. Формирование рабочего плана счетов.

4.7. Группировка и распределение затрат.

4.1. Эволюция методов учета затрат

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.

В течение продолжительного времени затраты выявляли и учитывали так называемым котловым методом. В едином бухгалтерском регистре в течение всего отчетного периода учитывали все средства, израсходованные на производство, независимо от места их потребления и их целевой направленности. В результате выходили на общую сумму затрат за период без учета ассортимента и структуры выпущенной продукции. «Котловой» метод не выявлял возможностей снижения затрат, его основным недостатком являлась обезличенность информации. Такой учет не позволял предприятию получить необходимые данные для контроля за издержками производства по направлениям затрат (основное производство, вспомогательные производства, общепроизводственные, общехозяйственные расходы и т.п.), местам их возникновения (цехам, отделам, службам), видам выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

В 1887 г. было опубликовано первое издание теоретического труда английских экономистов Дж. М. Фелса и Э. Гарке «Производственные счета: принципы и практика их ведения». Авторы предприняли попытку создать более мобильную систему учета затрат, повышающую информативность данных о затратах и способствующую усилению контроля за их использованием. В основе этой системы лежало деление затрат на фиксированные (сегодня это постоянные расходы) и переменные (условно-переменные). Ученые установили, что изменение фиксированных затрат напрямую не зависит от объема произведенной продукции, а переменные затраты увеличиваются или уменьшаются прямо пропорционально росту или снижению объема производства. Это привело к мысли, что увеличить объем производства можно при расходе меньших ресурсов, чем считалось ранее, так как условно-постоянные затраты увеличиваются неравномерно.

Американский экономист А.Г. Черч в 1901г. в своей работе «Адекватное распределение производственных расходов» разделил условно-постоянные (или накладные) расходы, связанные с производством, на накладные расходы на рабочую силу и на общеорганизационные расходы. С этого времени в научных кругах велась дискуссия о том, в какой пропорции следует включать в себестоимость условно-постоянные расходы. И лишь в 1936 г., когда Дж. Харрисом была выдвинута концепция «директ-костинг», необходимость в распределении накладных расходов исчезла. К середине 60-х годов этот метод завоевывает прочные позиции в учете.

Однако для предприятия все более актуальной становится не столько задача точного и полного определения себестоимости, сколько предотвращение неоправданных затрат, которых можно было бы избежать. Решением этой задачи стало появление в начале XX в. в США, а затем в Европе системы «стандарт-кост», сравнивающей фактические затраты с нормированными. Учет затрат стал развиваться таким образом, чтобы администрация не только определяла затраты, но и более полно контролировала использование ресурсов, предупреждая возникновение неоправданных затрат. Это привело к формированию Дж.А. Хиггисом концепции центров ответственности, в соответствии с которой затраты не только рассматривались в рамках всего предприятия, но и дифференцировались по центрам ответственности с назначением ответственных лиц.

В дальнейшем система «стандарт-кост» и учет по центрам ответственности переродились в метод «System in time» (SIТ) (точно во времени) авторами которого были Р.Д. Мак-Илхаттан, Р.А. Хауэлл и С.Р. Соуси. В основе анализа здесь лежат проценты отклонений от графика работ и стандартов (норм).

Таким образом, учет затрат сосредоточился не на конечном продукте производства, а непосредственно на производственном процессе.

4.2. Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат.

Очень часто в официальных документах, статьях, книгах употребляются понятия «затраты», «расходы», «издержки», подразумевая под этими понятиями либо одни и те же, либо разные категории. Затраты – самое неопределенное слово в учете; оно употребляется во множестве различных значений. Издержками называют денежное выражение использования производственных факторов, в результате которого осуществляются производство и реализация продукции.

По мнению многих экономистов, издержки производства представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период, безотносительно к тому, приходятся ли затраты на законченный продукт (это соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении издержки производства и затраты на производство близки по своему экономическому содержанию.

Слово «затраты» может иметь различное значение в зависимости от контекста, в котором оно употребляется. Данные о затратах, которые необходимы для одной цели, могут быть совсем не подходящими для другой. Например, затраты по производству хлопчатобумажных тканей в прошлом году важны для предприятия-производителя при определении дохода за год. Однако эти данные будут бесполезны при разработке мероприятий по окраске тканей, планируемых предприятием на предстоящий год, если стоимость хлопка существенно изменилась или если улучшена технология производства тканей. Важно то, что разные определения и концепции затрат используются для разных целей. Понимание этих концепций позволяет специалистам по управленческому учету обеспечивать руководство соответствующими данными по затратам на производство.

Затратами в управленческом учете являются выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени. Это затраты на маркетинг, логистику, воспроизводство активов, расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки или использования материально-производственных запасов для изготовления (добычи) продукции, выполнения работ и оказания услуга их продажи, а также реализации (перепродажи) товаров.

Часть затрат может быть нейтральной к процессу производства и включаться в их общую сумму в соответствии с налоговым законодательством, ценовым регулированием или по счетно-техническим соображениям. К нейтральным затратам относят, например, налоги и приравниваемые к ним платежи за счет себестоимости, а также так называемые калькуляционные расходы.

Ни одно управленческое решение нельзя осуществить без затрат, и от его реализации всегда ожидается или обеспечивается определенный результат.

Между затратами и результатами деятельности существуют определенные количественные и качественные зависимости, которые должны быть оценены и измерены с общетеоретических позиций и, по возможности, исходя из математических соотношений. Решение этой проблемы усложняется тем, что затраты и результаты их осуществления даже для отдельно взятого предприятия весьма разнообразны.

Как правило, они не совпадают во времени и подвержены влиянию многих, иногда действующих в противоположных направлениях факторов. Зависимости между расходами и результатами деятельности редко носят функциональный характер, чаще всего они стохастические, но, тем не менее, существуют всегда.

Главный объект управленческого учета – текущие затраты основной деятельности. Они отражают стоимость ресурсов, использованных в процессе изготовления (добычи) продукции, выполнения работ, оказания услуг. Эти затраты осуществляются за счет собственных оборотных средств (оборотного капитала) организации и возмещаются в выручке от продажи продукции, товаров, работ, услуг. Возникает потребность управления затратами производства и результатами продаж, сопоставления расходов и доходов основной деятельности, что составляет основу целевого назначения управленческого учета.

В отличие от финансового учета к расходам по обычным видам деятельности в управленческом учете относят платежи и кредиторскую задолженность, связанные с приобретением материально- производственных запасов и других активов. В финансовом учете согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО 1) расходы обычно принимают форму оттока, или убыли, истощения активов, в том числе денежных средств или их эквивалентов, запасов, основных средств.

В «Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30 сентября 2011 г. № 102, определены для целей бухгалтерского учета понятия «затраты» и «расходы».

При этом под затратами понимается стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

Под расходами понимается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества, распределением между учредителями (участниками)[7].

Чтобы считаться расходом, отток активов должен уменьшать капитал. Например, оплату кредиторской задолженности можно принять за отток активов (денег-то стало меньше), но будет ли при этом уменьшен капитал? Очевидно, нет, поскольку оба показателя (активы и обязательства) уменьшатся на одну и ту же величину, значит, их разность останется неизменной. Получение сырья означает увеличение обязательств, но капитал при этом опять-таки не уменьшается, поскольку и обязательства, и активы

увеличиваются на одну и ту же величину. Поступление готовой продукции означает равновеликий прирост одних активов и уменьшение других, поэтому капитал вновь остается неизменным. Капитал организации будет уменьшен, если оттока (истощению) активов не соответствует адекватное (на ту же самую величину) сокращение обязательств.

В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Если бы осуществление затрат было связано с показателем прибыли, стал бы бессмысленным один из наиболее важных бухгалтерских процессов – калькулирование себестоимости продукции, которая формируется в производстве, но признается расходом в момент продажи продукции. Только в момент продажи могут быть отражены доходы, расходы и прибыль от реализации. В ходе производственного процесса эти показатели не могут быть признаны в силу того, что характеризуют именно процесс обращения и еще «не существуют» до продажи продукции. Производственная бухгалтерия как раз и основана на необходимости исчислить себестоимость без влияния каких-либо прибылей и

убытков или, как указано во всех учетных стандартах, по сумме фактических затрат. Для разграничения терминов «затраты» и «расходы» важно понять, что осуществление затрат не уменьшает капитал организации.

Таким образом, осуществление затрат – это уменьшение одних активов с условием равновеликого прироста других активов либо прирост активов и обязательств на одну и ту же величину. Это «перетекание» стоимости отражается на калькуляционных счетах. Иными словами, затраты – это принятая к учету стоимостная оценка использованных ресурсов различного вида – материальных, финансовых, трудовых и прочих, – стоимость которых может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Затраты осуществляются в течение определенного периода. Завершение периода накопления затрат определяется тем моментом, когда соблюдены условия признания активов, ради создания которых были осуществлены данные затраты, или когда становится очевидным, что понесенные затраты уменьшают экономические выгоды организации без создания какого-либо объекта имущества. Таким образом, по окончании периода накопления затраты приводят к образованию активов либо расходов.

Затраты приводят к образованию активов двух видов – оборотных и внеоборотных. Затраты, понесенные с целью создания и отнесенные на формирование стоимости оборотных активов называются не-капитализированными (некапитальными). Затраты, понесенные с целью создания и формирующие стоимость внеоборотных активов, называются калитализированными (капитальными).

Таким образом, затраты – это сумма стоимостей использованных ресурсов. Окончание периода накопления затрат означает необходимость признания актива или расхода. Расходом признаются затраты, не приведшие к образованию оборотного или внеоборотного актива. Также расходом признается списание оборотного актива, не связанное с его производственным потреблением, или списание внеоборотного актива по любым причинам.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация основных средств», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукты, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90,91. Применительно к счету 90 «Реализация» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

В экономической литературе издержки производства чаще всего отождествляют с понятием себестоимость. Издержки – денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент обретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы либо в расходы организации [27]. Будем придерживаться этих подходов при дальнейшем изложении материала.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация.

По технико-экономическому назначению затраты на производство подразделяются на основные и накладные. Под основными понимают технологически неизбежные расходы, обусловленные процессом изготовления продукции. Сюда входят: прямые затраты сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, производственных работ и услуг со стороны, топлива и энергии для технологических целей; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на их социальное страхование и обеспечение; затраты на подготовку и освоение производства и др.

К производственным накладным расходам относятся затраты на оплату труда управленческого персонала цехов (участков) и других работников, выполняющих общепроизводственные функции; амортизацию, ремонт и эксплуатацию оборудования и транспортных средств; отопление, водоснабжение, освещение, амортизацию и содержание производственных помещений; охрану труда и технику безопасности (расходы некапитального характера) и др.

В отдельную группу накладных расходов следует выделить: административно-управленческие, хозяйственные и сбытовые расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, т.е. затраты на оплату труда аппарата управления предприятия и отчисления от этих расходов на социальные нужды; амортизацию, арендную плату, содержание и ремонт помещений и других основных средств общехозяйственного назначения; уплату процентов по полученным от банков кредитов под товарно-материальные ценности и затраты производства; подготовку и переподготовку кадров и др. К данному комплексу затрат относятся расходы на сбыт продукции: транспортировку, упаковку, рекламу, комиссионные сборы.

По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные. Прямыми считаются расходы, которые связаны с производством определенных видов продукции и могут быть отнесены на их себестоимость непосредственно по данным первичных документов. К таким затратам можно отнести в большинстве отраслей промышленности расход сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на оплату труда производственных рабочих и др.

Косвенными называются расходы, которые связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально принятому в данной отрасли промышленности базису. Сюда входят перечисленные выше накладные производственные расходы.

Принадлежность отдельных видов расходов к прямым или косвенным в известной мере обусловлена особенностями технологического процесса и организации производства.

Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.

При расчете себестоимости в целом по предприятию используют классификацию затрат по экономическим элементам, под которыми понимаются экономически однородные виды затрат независимо от того где и для каких целей они произведены.

Сущность классификации заключается в разграничении затрат по признаку экономической однородности, определяемой на основе функциональной роли отдельных видов расходов в процессе производства.

Группировка затрат по экономическим элементам служит основой построения сметы затрат на производство и отчета об ее выполнении. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что израсходовано и на какую сумму в целом по предприятию, независимо от того, относятся ли эти расходы к произведенной продукции или к работам и услугам непромышленного характера:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. Расходы на оплату труда;

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;

5. Прочие затраты.

Однако группировка затрат по экономическим элементом не позволяет исчислить себестоимость единицы продукции и установить величину затрат отдельных подразделений предприятия, не показывает целевое использование средств. Например, топливо может быть использовано как на технологические цели, связанные с непосредственным изготовлением продукции (работ, услуг), так и хозяйственные нужды по отоплению зданий, сооружений и др. Поэтому применяется классификация расходов по статьям калькуляции, что позволяет вести учет затрат на производство продукции по видам продукции, видам деятельности, структурным подразделениям и т.д.

При калькулировании себестоимости продукции могут применяться следующие калькуляционные статьи:

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Основная заработная плата производственных рабочих

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7. Отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих

8. Расходы на подготовку и освоение производства

9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10. Цеховые расходы

11. Общехозяйственные расходы

12. Потери от брака

13. Прочие производственные расходы

14. Коммерческие расходы (расходы на реализацию).

Однако каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит оттого, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:

• расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;

• принятие управленческого решения и планирование;

• контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета

Задачи Классификация затрат
Расчет себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли Входящие и истекшие Прямые и косвенные Основные и накладные Входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические) Одноэлементные и комплексные Текущие и единовременные
Принятие решения и планирование Постоянные (условно-постоянные) и переменные Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках Безвозвратные затраты Вмененные (упущенная выгода) Предельные и приростные Планируемые и непланируемые
Контроль и регулирование Регулируемые Нерегулируемые

Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

· входящие и истекшие;

· прямые и косвенные;

· основные и накладные;

· входящие в себестоимость продукции (производственные) и

внепроизводственные (периодические, или затраты периода);

· одноэлементные и комплексные;

· текущие и единовременные.

Для принятия решения и планирования различают:

· постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-

переменные) затраты;

· затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;

· безвозвратные затраты;

· вмененные затраты;

· предельные и приростные затраты;

· планируемые и не планируемые.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

4.3. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и лученной прибыли дается следующая классификация затрат.

Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие затраты - это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были расходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету счета 90 «Реализация».

Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса - товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции.

Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», истекшие - тождественны понятию «расходы». Расходы - это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.

Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие.

Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия. Остановимся подробнее на сущности прямых и косвенных затрат.

Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.

В ряде случаев экономически невыгодно учитывать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Примерами подобных затрат являются гвозди в мебели, болты в автомобилях, заклепки в самолетах и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, а расходы по ним - косвенными общепроизводственными расходами, которые учитываются в целом за отчетный период, а затем специальными методами распределяются между отдельными видами продукции.

Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и другой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам.

Размер прямых издержек на единицу продукции практически не зависит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Косвенные расходы. Классификация косвенных расходов представлена в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Классификация косвенных (накладных) расходов

Косвенные (накладные) расходы
Общепроизводственные (производственные) Общехозяйственные (внепроизводственные)
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Общецеховые расходы на управление
     
Амортизация оборудования и транспортных средств Расходы по производственному управлению Административно-управленческие расходы
Текущее обслуживание и ремонт оборудования Затраты, связанные с подготовкой и организацией производства Расходы по техническому управлению
     
Энергетические затраты на оборудование Содержание аппарата управления Расходы по производственному управлению
Услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря Расходы по управлению снабженческой деятельностью и финансово-сбытовой деятельностью
Заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря Расходы на набор рабочей силы, обучение кадров, переподготовку, повышение квалификации
Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции Затраты по обеспечению нормальных условий работы Оплата услуг, оказываемых внешними организациями
Прочие расходы, связанные с использованием оборудования Затраты на подготовку кадров Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря
    Налоги, сборы, отчисления по установленному законодательству порядку

Сюда входят все издержки, которые нельзя отнести к первой и второй группам. Косвенные расходы - это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами.

Косвенные расходы подразделяются на две группы:

• Общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на счете 25 «Общепроизводственные расходы»;

• Общехозяйственные (внепроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными.

Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покрытия - объемом продаж.

Под масштабной базой в управленческом учете понимается определенный интервал объема производства (продаж), в котором затраты ведут себя определенным образом, имеют какую-либо четко выраженную тенденцию. Например, предприятие располагает станочным парком в 10 ед. оборудования. При этом ежегодно производится 1 млн. ед. продукции. Годовая сумма амортизации по этим основным средствам составляет 500 тыс. руб. Руководство предприятия решило удвоить объем выпуска, для чего ввело в эксплуатацию 10 дополнительных станков. Масштабная база, в рамках которой амортизационные отчисления до сих пор оставались постоянными (от 0 до 1 млн. шт. изделий), изменилась. Теперь это другой интервал в объеме производства — от 1 до 2 млн. шт. изделий. Амортизационные отчисления, являющиеся по своей сути постоянными издержками, выйдут на качественно иной уровень и снова зафиксируются на значении 1 млн. руб. до следующего изменения масштабной базы. Описанная зависимость иллюстрируется рис. 2.2.

На некоторых производствах, выпускающих однородную продукцию, например в энергетической, угольной, нефтедобывающей отраслях промышленности, все расходы будут прямыми. На обрабатывающих предприятиях (в машиностроении, легкой, пищевой промышленности и др.) косвенные расходы весьма существенны. Таким образом, деление затрат на прямые и косвенные зависит от технологических особенностей производства.

Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами.

К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы считаются косвенными.

Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:

• входящие в себестоимость продукции (производственные);

• внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).

Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные) - это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов:

• прямые материальные затраты;

• прямые затраты на оплату труда;

• общепроизводственные затраты.

Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоемкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.

Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), - это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а, следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на реализацию». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов.

Сравнивая промышленный и торговый учет, можно выявить различия между такими затратами, как заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами периода.

Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам.

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.

Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как правило, не выделяют прямую заработную плату, а объединяют ее с расходами по обслуживанию и управлению производством в отдельную статью, называемую «добавочные расходы».

4.4. Классификация затрат для принятия решений и планирования

Как отмечалось выше, одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при полнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:

• переменные, постоянные, условно-постоянные — в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);

• ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;

• безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

• вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);

• планируемые и непланируемые затраты.

Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) — стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции — величина постоянная.

Динамика переменных затрат показана на рис. 2.3, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб.

К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения.

Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 2.4.

Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете; используется специальный показатель — коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле

Крз = Y

X

где У— темпы роста затрат, %;

X— темпы роста деловой активности фирмы, %.

Как отмечалось выше, затраты считаются постоянными, если они не реагируют на изменение объемов производства. Например, стоимость арендной платы за пользование автомобилем не изменится при увеличении объема производства на 30%. В этом случае Крз = 0/30 = 0.

Таким образом, нулевое значение коэффициента реагирования затрат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками.

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Например, при увеличении объема произволе на 30% пропорциональные затраты возрастут в той же пропорции. Тогда Крз = 30/30 = 1.

Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как пропорциональные.

Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Допустим, что при увеличении объема производства на 30% издержки выросли лишь на 15%. Тогда Крз = 15/30 = 0,5.

Итак, случай, когда 0 < Крз < 1, свидетельствует о том, что затраты являются дегрессивными.

Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами. В качестве примера можно привести следующее соотношение: рост объема производства на 30% сопровождается увеличением издержек на 60%. Тогда Крз = 60/30 = 2.

Следовательно, при Крз > 1 затраты являются прогрессивными.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты между них переговоров (переменное слагаемое).

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой

У= а + bХ,

где У - совокупные издержки, руб.;

а - их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b - переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;

X - показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если b принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.

Для целей управления - оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов - необходимо описать поведение издержек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.

В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее простым.

Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнить между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчетах оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.

Пример. Предприятием А, реализующим продукцию на внешнем рынке, впрок были закуплены основные материалы на сумму 500 тыс. руб. Впоследствии в связи с изменением технологии выяснилось, что для собственного производства эти материалы малопригодны. Произведенная них продукция окажется неконкурентоспособной на внешнем рынке.

Однако российский партнер готов купить у данного предприятия продукцию, изготовленную из этих материалов, за 800 тыс. руб. При этом дополнительные затраты предприятия А по изготовлению продукции составят 600 тыс. руб. Целесообразно ли принимать подобный заказ?

В данном случае сравниваются между собой две альтернативы: не принимать или принимать заказ.

Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 500 тыс. руб. уже состоялись и не зависят от того, какой вариант будет выбран. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными и потому могут не учитываться при принятии решения. Сравним альтернативы по релевантным показателям (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Показатели Альтернатива I (не принимать заказ) Альтернатива II (принять заказ)
Выручка от продаж -  
Дополнительные затраты -  
Прибыль -  

Видно, что, выбрав альтернативу II, предприятие А уменьшит свой убыток от покупки нену


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: