Основы административного права

Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и порядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной организации.

Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественной самодеятельности. Нормы этой отрасли регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, но и во всех государственных и муниципальных органах.

Административное право регулирует не только публичную управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому – Правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, санитарные правила и т.д.

Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливают вид и меры административной ответственности за их свершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Виды административно-правовых отношений:

1. отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект – объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности – основные управленческие связи (например, отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками);

2. отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, не органически связанные с его осуществлением – не основные управленческие связи (например, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов).

Субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.

Субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации.

Физическое лицо в свою очередь, охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Организации как субъекты административного права надо разделить на государственные и негосударственные организации. Различие:

Государственные организации:

· выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;

· они базируются на государственной собственности;

· управляются государством.

К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры, государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культурные, здравоохранения и т.д.

К негосударственным можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и т.д.

Среди столь многочисленные субъектов административного права тем не менее выделяются как основные два вида субъектов – граждане и органы исполнительной власти.

Государственная служба. Понятие и виды государственных должностей.

За названием «орган исполнительной власти» скрываются конкретные люди, которые и осуществляют практически все его функции.

Различают два понятия: должность и государственная должность.

Должностью считается штатная единица организации, учреждения, предприятия, а работник, ее занимающий, наделяется определенным кругом прав и обязанностей

Государственные должности в государственных органах разделены на категории «А», «Б», «В» в зависимости от целей их учреждения.

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категории «Б» и «В».

Категория «А» - это должности устанавливаемые Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства, Председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, депутаты, министры, судьи)

Категория «Б» - учреждаются в установленном законодательством порядке, чтобы непосредственно обеспечить исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А».

Категория «В» - учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Принципы организации государственной службы

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и. В частности, в системе государственной службы.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативно-правовых актах.

Принципы:

1. принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

3. принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. принципы равного доступа граждан государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. принципы определяющие правоотношения государственной службы с общественными и религиозными объединениями

7. организационно-функциональные принципы государственной службы.

Функции государственной службы обусловлены ее внутренними свойствами и принципиальными чертами.

Общие функции государственной службы:

- информационное обеспечение, сбор, получение информации, необходимы для осуществления государственной деятельности;

- прогнозирование и моделирование, то есть предвидение изменений и развитие и в результате каких либо событий;

- планирование-определение направлений, разработка целей, задач;

- организация-формирование системы государственной службы;

- распорядительство, то есть оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей;

- учет-фиксация информации о движении материальных ресурсов.

Задачи государственной службы:

- исполнение функций гос. управления;

- обеспечение конституционного строя;

- применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения;

- реализация созданного в стране механизма налогообложения;

- обеспечение принципа верности гос. служащих государству и т.п. и т.д.

Основы правового регулирования экономической деятельности

Основы правового регулирования экономических отношений

Понятие правового регулирования

экономических отношений

Успех развития всей экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы и интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределеление дохода, не гарантирует право на труд и не поддерживает незащищенные слои населения.

Практика свидетельствует, что стихийное развитие рынка также порождает многие нежелательные или отрицательные социально-экономические последствия. Это выражается в стремлении увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, и выпуске продукции ненадлежаинего качества, подделке товаров и проч.

B России рынок не сформировался, и становление его идет не по цивилизованному пути. Это обуславливается в первую очередь неэффективным использованием правовых норм. Большинство хозяйствующих субъектов, оказавшись перед необходимостью решения разноплановых правовых проблем, испытывают определенные затруднения в выборе правовых средств.

Известно, что регулятором экономических отношений служит прaво. Это означает, что хозяйствующие субъекты обязаны проводить свою деятельность в соответствии c правовыми предписаниями органов государственной власти, а также самостоятельно с помощью локального нормотворчества регламентировать различные сферы своей деятельности.

Поэтому по мере развития экономики, реального осуществления экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых товаров и услуг, свободы ценообразования все большая роль отводится правовому регулированию этой сферы деятельности.

Цель правового регулирования всей экономики реализуется через ее основные функции:

- создание условий цивилизованного функционировании рынка, это: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнении хозяйственных договоров; предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке; защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов; установление денежной системы; установление стандартов и мер на продукцию;

- стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

- решение макроэкономических проблем, которое иключает: объем национального производства; пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; уровень занятости трудоспособного населении страны; социальную защиту.

Государство воздействует на развитие экономики основными двумя методами (способами): экономическим (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) - косвенное регулирование; административным (запрет, юридическая ответственность, принуждение) - прямое регулирование.

На федеральном уровне регулирование экономической деятельностью закрепляется в различных нормативных актах. К ним относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, распоряжения, приказы, инструкции министерств и ведомств.

На уровне субъектов РФ нормативные правовые акты могут приниматься с учетом разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, которое регулируется Конституцией РФ (ст. 71-73).

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Переход России от административно-командного управления экономикой к экономике рыночной способствовал возникновению активной предпринимательской деятельности. Слова «тредприниматель», «предпринимательство» стали обиходными.

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. Впервые слово «предприниматель» употребил английский экономист XVII в. Р. Кантильон, который высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Позже французский экономист конца XVIII - начала XIX в. Ж. Б. Смит подчеркивал, что предприниматель - это лицо, которое берется на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

В основу экономической теории К. Маркса (1818-1883) легло представление о предпринимателе как о капиталистеэксплуататоре.

Лишь на рубеже XIX-ХХ вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист этого периода А. Маршалл (1907-1968) говорил, что предпринимательство связано с организацией. Американский экономист И. А. Шумпетер (1883-1950) определял предпринимателя как новатора, который разрабатывает новые технологии. По мнению английского экономиста лауреата Нобелевской премии Ф. А. Хайека (1899-1984), сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Русский писатель, лексикограф В. И. Даль (1801-1872) объяснял предпринимательство как готовность решиться исполкить какое-либо новое дело, приступить к сиершению чего-либо значительного.

Для современной России понятие предпринимательской деятельности впервые было определено в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». За годы реформ юридическое понятие предпринимательства претерпело существенные изменения. Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Основными признаками предпринимательской деятельности являются: самостоятельность предпринимателя, получение прибыли в качестве цели деятельности, предпринимательский риск, ответственность предпринимателя, легализация предпринимателя.

Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью, которую можно подразделить на имущественную и хозяйственную.

Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта определенного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Имущество может принадлежать предпринимателю на праве собственности, на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения или оперативного управления) или на обязательственном праве (например, на праие аренды).

Хозяйственная самостоятельность означает возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности.

Цель предпринимательской деятельности - получение систематической прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли. Источником прибыли предпринимателя является производственная (коммерческая) деятельность, т. е. создание продукта (товара), способного удовлетворить или сформировать потребности общества.

Предпринимательский риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Риск может не только привести к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций.

Из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам может возникнуть риск убытков, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

На предпринимателя распространяются все виды рисков, подлежащих имущественному страхованию, в частности: риск утраты (гибели), недостачи или повреждении определенного имущества; риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также риск гражданской ответственности по договорам; риск иных убытков.

Ответетвенность в предпринимательстве понимается двояко: как ответственность за результаты хозяйственной деятельности и как ответственность по обязательствам.

Ответственность за результаты хозяйственной деятельности означает ухудшение имущественного положения предпринимателя при плохих результатах работы.

Ответственность за нарушение предпринимательских обязательств называется обычно имущественной ответстиенностью, которая определена гражданским законодательстиом.

Важно то, что ответственность несут нетолько предприниматели, но и государственные органы, нарушающие их права. Арбитражные суды рассматривают экономические споры не только между предпринимателями, но и между ними и государственными органами.

Легализация предпринимателя состоит в том, что субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве.

С момента государственной регистрации возникают юридические лица либо индивидуальный предприниматель. Деятельность без регистрации является правонарушением. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат изъятию в доход государства.

Предпринимательская деятельность весьма разнообразна и включает:

- производственное предпринимательство производство товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- коммерческое предпринимательство - операции и сделки по купле-продаже товаров и услуг; здесь вместо производства продукции имеет место перепродажа готового продукта;

- финансовое предпринимательство - деятельность в сфере обращения, обмена денежных средств; может проникать и в

производственное, и в коммерческое предпринимательство либо быть самостоятельной: банковской, страховой, аудиторской и др.;

- консультативное предпринимательство (консалтинг) - оказание консультативных услуг по различным направлениям деятельности: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги. Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консaлтинговых проектов и включают в себя: выявление проблем (диагностику); разработку решений, проекта; осуществление решений, проекта. В промышленно развитых странах консультативные услуги уже много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики.

Государственное регулирование и управление в сфере экономики

Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности

По мере развития рыночных отношений, реального достижения экономических свобод товаропроизводителями, посредниками и потребителями в отношении ассортимента и объема изготовлиемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг, свободы ценообразования все большая роль отводится государственному регулированию и управлению в сфере экономики.

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Конкуренция - это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей коммерческой деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удоилетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров.

В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти. Поэтому на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольноезаконодательство.

Опыт стран Запада по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений. Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 г., затем в США - закон Шермана 1890 г., широко известный как «хартия экономической свободы». В соответствии с этим законом создание монополий - преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 долларов (впоследствии он был поиышен до 50 тыс., долларов) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. В странах Еиропы антимонопольные законы были приняты в 30-х гг. (Бельгия - 1935 г., Нидерланды - 1935 г., Дания - 1937 г.).

В России с учетом мирового опыта первым антимонопольным законом стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Этот Закон определил организационные и правовые основы гтредупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и был направлен на обеспечение услоний для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В дальнейшем в этой области принимается ряд существенных законов: федеральные законы от 18 июля 1995 г. «О рекламе», от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях”; Закон РФ от 7 феврaля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 г.

Помимо законов правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных нормативных актов. Наиболее важный из них - это Указ Президента РФ от 27 мая 1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства»; постановления Правительства РФ от 9 марта 1994 г. «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации», от 21 февраля 1998 г. «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 годах».

Современный рынок представляет собой организованную, спланированную и сбaлансированную систему, которая предоставляет потребителям независимость при покупке товара. Рынок - это сообщество хозяйствующих субъектов, который вводит следуюшие понятия. Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок - сфера обращения товаров. Хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные или иные предприятия; акционерные общества; пользующиеся правами юридического лица граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью. Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйстиующим субъектам. Доминирующее положение на рынке устанавливается федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением). Если доля субъекта на рынке более 35%, но менее 65%, то его положение может быть признано доминирующим. Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в реестр. Статус реестра определен как информационно-наблюдательный. Деятельность занесенного в реестр субъекта, злоупотребляющего своим доминирующим положением, признается правонарушением, и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их совместные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействоиать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются протииоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федерaльных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Виды монополистической деятельности могут быть определены в зависимости от субъектного состава ее участников. В этом случае следует выделить монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также государственных органюв и органов местного самоуправления.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Антимонопольным законодательством это запрещено. Злоупотребления могут проявляться в виде:

- изъятия товаров из обращения, целью или результатом котoporo является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминирующих условий;

- создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

- сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйстиующий субъект докажет, что положительный эффект его дейстиий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Коллективная монополистическая деятельность проявлиется в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

В зависимости от субъектного состава различают:

- соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения или согласованные действия могут привести к установлению (поддержанию) цен, скидок, надбавок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на рынок или устранекию с него других хозяйсгвующих субъектов и качестве продавцов определенных товаров или их покупателей; отказу от заключения договоров с опрецеленными продавцами или покупателями (заказчиками);

- соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает цоминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и тонариществам запрещается координироватъ предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления также может быть индивидуальной и коллективной.

Формами проявления индивидуальной деятельности являются акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По объекту различают акты (действия), направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов (например, путем дачи хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров определенной категории покупателей); на введение дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов (например, запрет продажи товаров одного региона в другом); на создание благоприятствующих условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам (льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара) и др.

Коллективная деятельность осуществляется в форме соглашений или согласованных действий. Целями соглашений могут быть поддержание, повышение или снижение цен, раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов. Запрещается заклюцение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, если это может привести к ограничению конкуренции.

Законом предусматриваются также меры недопущения недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в nредпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам или нанести ущерб их деловой релутации.

Примерный перечень действий при недобросовестной конкуренции приведен в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну;

- подкуп потенциальных покупателей с тем, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

- выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

- неправомерное использование или раскрытие ноу-хау

конкурента;

- бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

- демпинг, т. е. продажа своих товаров по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее.

Также не допускаетсн недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуaлизации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнение работ или оказание услуг.

Этот перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оцениваи действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия недобросовестная конкуренция».

Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает Федеральный закон «О рекламе». Реклама представляет собой комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенных производителей и продавцов. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нее тратится в среднем 3-6% от стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции до 20-30%.

Каждая коммерческая структура, приступая к организации рекламной кампании, определяет конкретные цели. Реклама товара призвана стимулировать сбыт товара; ускорить товарооборот; формировать потребность в этом товаре; побуждать к приобретению именно данного товара; помогать потребителю в выборе товаров; сделать определенного потребителя постоянным клиентом.

Осуществляя рекламную кампанию, коммерческие организации должны определить формы рекламы, т. е. способы и средства ее распространения. Наиболее известными из них в настоящее время являются реклама в печатных изданиях, наружная реклама, реклама на месте продажи, сувенирная реклама и др.

Если реклама соответствует общим и специальным требованиям, она является надлежащей; если в ней допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, ненадлежащей. К ненадлежащей рекламе отнесены:

- недобросовестная реклама, т. е. реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.;

- недостоверная реклама, т. е. реклама, в которой присутствуют несоответствующие действительности сведения относигельно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта;

- неэтичная реклама, т. е. реклама, содержащая информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, государственные или религиозные символы, национальную валюту;

- заведомо ложная реклама, т. е. реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы;

- скрытая реклама, т. е. реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный антимонопольный орган - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Органы местного самоуправления, начиная с районных, формируют свои структуры (отделы) по защите прав потребителей. Они имеют право проводить проверки, приостанавливать продажу некачественной продукции и т. д.

Ответственность за наругиение антимонопольного законодательства

За нарушение антимонопольного законодательстиа должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправленип, организаций, а также физические лица несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в возмещении хозяйствующему субъекту убытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией.

Административная ответственность выражается в наложении штрафа. Так, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного взыскания на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 40 до 50; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.3 КоАП РФ).

Ограничение свободы торговли влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность установлена за монополистические действия: установление монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление цли поддержание единых цен (ст. 178 УК РФ). Данное преступление относится к числу формальных составов, т. е. для наступления уголовной ответственности не требуется реального причинения вреда.

Руководители хозяйствующих субъектов, должностные лица органов власти, управления, виновные в повторном в течение года совершении нарушений антимонопольного законодательства, несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, поддежит перечислению в федеральный бюджет.

Государственное регулирование качества продукции, работ, услуг

Общая характеристика правового регулирования качества. Качество продукции, работ, услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любого предприятия в совреиенных условиях. От качества товаров зависит многое в эконоиической и социальной жизни страны и любого потребителя. Переход России к новой экономической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что только качественные товары гарантируют производителю конкурентоспособность.

Сегодня во всем мире качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках. Оно превратилось в источник роста национального богатства.

В России разработана государственная программа по управлению качеством продукции. В ней отражена политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность тоиаропроизводителей в выпуске продукции необходимого ассортимента и соответстиующего качества, отвечающей задачам социально-экономического развития России. Государство, устанавливая требования к качеству, не вмешивается в практическую деятельность организаций. Решение проблемы качества связано с установлением и соблюдением определенных норм (качества), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество продукции.

Действующее законодательство содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призианные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Прежде всего, это законы РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»; от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений», а также ряд подзаконных нормативных актов.

Понятие и правовые основы стаидартизации. Правовые основы стандартизации установлены Законом РФ «О стандартизации».

Стандартизация - это деятельность по установлению норм,

правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уроинем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащцие нормы, правила и характеристики, т. е. требования к товарам, работам, услугам. В Российской Федерации действуют следующие виды стандартов:

- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы);

стандарты отраслей (ОСТы);

- стандарты предприятий;

- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

- технические условия (ТУ).

Государственные стандарты Российской Федерации разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Государственные стандарты содержат: обязательные требования к качеству продукции и методы их контроля, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества; охрану окружающей среды; обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; параметрические ряды и типовые конструкции изделий; основные поребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требованин к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации процукции; положенин, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) продукции.

Государственные стандарты Российской Федерации применяют организации, независимо от форм собственности; граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деясльностью; министерства, ведомства, а также органы местного самоуправления. Требования, установленные государственными стандартами, являются обязательными для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности. Государстиенные стандарты утверждаются Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии (Госстандартом России) и вводятся в действие после их государсгвенной регистрации.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работ, услуги отраслевого значения. Под отраслью в данном случае понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, производящих продукцию, выполняющих работы, оказы ваюших услуги определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное значение. Отраслевые стандарты утверждаются соответствующими государственными органами управленин в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий утверждаютсх организациими самостоятельно и применяются только в этих организациях. Они не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов и стандартов отраслей. Допускается применение стандартов предприятия другими организациями по согласованию с предприятиями, утвердившими данные стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабаты ваются и применяются ими дли распространения и использования полученных результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

Технические условия - требования к конкретной продукции - не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, но могут дополнять и ужесточать эти требования. Технические условия применяют на территории Российской Федерации организации, независимо от форм собственности и подчиненин, и граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью в соответствии с договорными обязательствами и (или) лииензиями на право производства и реализации продукции.

Управляет деятельностью по стандартизации Госстандарт

России. Для организации разработки, рассмотрения, согласования и подготовки к утверждению государственных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, атакже для проведения работ по международной стандартизации создаются технические комитеты по стандартизации.

Госстандарту России принадлежит исключительное право офиииального опубликования вновь вводимых в действие и переиздаваемых государственных стандартов и обшероссийских классификаторов технико-экономической информации. В ежегодно выпускаемых указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» публикуется информация о принятых, замененных, отмененных государственных стандартах и общероссийских классификаторах технико-экономической информации и их перечни.

Понятие и правовые основы сертификации. Правовые основы сертификации установлены Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация - это подтверждение соответствия продукции, работ, услуг установленным требованиям. Процедуры сертификации проводят независимые от изготовителей (продавцов, исполнителей) и потребителя (покупателя) организации, удостоверяющие в письменной форме, что продукция, работы, услуги, а также производственные процессы и системы контроля качества в организациях соответствуют установленным требованиям.

Цели сертификаиии:

- создание условий для деятельности предприятий, учреждений,организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе продук

ЦИИ;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, ее проводят Госстандарт России; центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг) - структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти субъектои РФ, иные компетентные организации; органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Госстандартом России, или иной системе, признанной им.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации для продукции, не подлежащей обязательной сертификации. Добровольную сертификацию вправе проводить любое юридическое лицо, взявшее на себя фуккцию органа по добровольной сертификации и выдаче знака соответствии. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию.

Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты, о которых информируется заявитель.

Значение добровольной сертификации состоит в том, что изготовители (продавцы, исполнители) в условиях конкуренции стараются документально подтвердить заявленное ими качество продукции и услуг.

Сертификация (и обязательная, и добровольная) включает следующие основные этапы:

- подача заявки на сертификацию. Заявитель - отечественная и зарубежная организация, индивидуальный предприниматель - направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его аккредитацией;

- рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее 15 дней после ее получения направляет захвителю решение, содержащее основные условия сертификации;

- оценка соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. На этом этапе осуществляется проверка образцов продукции, выполнения работ и оказания услуг по определенной схеме. Испытание образцов проводят в испытательных лабораториях;

- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Результаты и ход испытаний документируютси в форме протоколов и представляются заявителю в орган по сертификации. После анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответстиии продукции орган по сертификации осуществляет оценку соответствии продукции установленным требованиям. Результаты оценки отражаются в заключении эксперта.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции выдается решение об отказе в выдаце сертификата с указанием причин. Если результаты оценки положительны, на основании заключения эксперта принимается решение о выдаче сертификата, производится оформление сертификата и его регистрация. Сертификат представляет собой документ установленной формы, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированных продукции, работ, услуг установленным требованиям. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется де•гализировать состав этой продукции.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или система контроля качества, но не более чем на три года.

При обязательной сертификации продукции применяется знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, действующим для данной системы сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции. Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанаиливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Право на применение знака соответствия удостоверяется лицензией. Лицензия выдается изготовителю (продавцу, исполнителю) на основании сертификата соответствия на срок не более срока действия сертификата. Орган, выдавший лицензии, ведет их реестр. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Он может быть размещен рядом с товарным знаком. Изображение знака соответствия может быть выполнено посредством гравирования, травления, литья, печатания или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований.

Продавцы товаров, подлежащих обязательной сертификации и реализуемых на территории Российской Федерации, обязаны:

- реализовывать эти товары только при наличии сертификата, выданного или прзнанного уполномоченным на то органом;

- обеспечивать соотгетствие реализуемых товаров требованиям нормативных докментов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;

- указывать в сопроодительной технической документации, сведения о сертификате, и нормативных документах, которым должны соответствовать товары, и обеспечивать доведение этой информации до покупателя,

- приостанавливать или прекращать реализацию товаров в случае если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы; если истекли сроки действия сертификатов или сроки годности товаров, сроки их службы; еели действие сертификатов приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

- обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию товаров и услуг, и контроль за сертифицированными товарами;

- извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию сертифицированных товаров.

Лицензирование отдельных видов предnринимательской деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственого регулирования деятельности организаций, направленной на ее упорядочение и совершенствование.

Первым нормативным актом в России, касающимся лицензирования, был Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «О свободе торговли». В нем были определены группы товаров, реализации которых без специального разрешения (лицензии) запрещалась. Указом Президента РФ от 29 октября 1992 г. «О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляций» к числу лицензируемых были отнесены подакцизные продовольственные и и;епродовольственные товары. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» этот перечень был расширен.

Новым этапом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который упорядочил порядок получения, приостановления и аннулирования лицензий.

В настоящее время правовую основу лицензирования составляет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование представляет собой, с одной стороны, вид государственного контроля, направленного на обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка; с другой - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих нaличие лицензий.

Лицензия (от лат. licentia - право, разрешение) - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуaльному предпринимателю.

Деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, может выполнять только получившее ее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Закон провозгласил основные принципы лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

- установление единого порядка лицензироиания видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- установление лицензионных конкретных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензия должна содержать: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождения (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, место жительстиа, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя); лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дату принятия решения о предоставлении лицензии.

Лицензирование проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Они предоставляют лицензии; переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензии; приостанавливают действие лицензии; возобновляют, аннулируют лицензию; ведут реестр лицензий, а также осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий орган:

- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы, места нахождения (юридические лица), а также фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность (индииидуальный предприниматель), и лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуanьный предприниматель намерены осуществлять;

- копии учредительных документов и свидетельстиа о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинaла в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

- копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

- сведении о квалификации работников соискателя лицензии.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии могут быть: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжaлован соискателем.

Законом предусмотрены основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

Основаниями переоформления лицензии дли юридического лица является его преобразование, изменение наименования или места нахождения; для индивидуального предпринимателя - изменение имени или места жительства, а также в случае утраты документа, подтверждающего нaличие лицензии.

В этом случае лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление документа осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Приостановить действие лицензии лицензирующие органы могут в случае: выявления неоднократных нарушений; грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии (не более шести месяцев). Если в установленный порядок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. ос

Для аннулирования лицензии можно выделить две группы оснований.

1. В административном порядке, т. е. лицензирующим органом, лицензия может быть аннулирована в случаях: неуплаты лицензиатом и течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии; ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в кацестве индивидуального предпринимателя; реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.

2. В судебном порядке лицензия аннулируется в случаях: нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, если это повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Если срок действия лицензии - не менее пяти лет, он может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для учета лицензий лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, выдачу лицензии, переоформление документов взимается лицензионный сбор, зачисляемый в соответствующий бюджет.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляетсн лицензионными органами. Они имеют право проводить проверки; запрашивать необходимые объяснения и документы; составлять акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения об устранении нарушений; выносить предупреждение.

Осуществление лицензируемого вида предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарущением. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в уголовном порядке (ст. 171 УК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: