Критерии оценки. 1.2.1 Разработка плана развития ОП на основе анализа функционирования ОП, реального позиционирования вуза и их направленность на удовлетворение потребностей

1.2.1 Разработка плана развития ОП на основе анализа функционирования ОП, реального позиционирования вуза и их направленность на удовлетворение потребностей государства, заинтересованных лиц и обучающихся

Разработка плана развития ОП 5B010900 —Математика;6М010900 —Математикапроводилась на основе анализа функционирования ОП в течение 5 лет с 2005г., реального позиционирования вузакак инновационного вуза, а также с учетом кадрового инаучного потенциала кафедры, факультета в структуре которого она функционирует, востребованности в специалистах данного профиля в регионе, а также многолетнего опыта образовательной деятельности ВУЗа в отечественной и международной практике.

В основу определения миссии, цели и задач ОП положены Закон Республики Казахстан Закон «О науке» (2011 год), «Об образовании» (2007г.), Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020годы, а также цель Университета, ориентирующаяся на достижение международного признания СДУ путем вхождения в число 10 лучших вузов Казахстана среди многопрофильных университетов, в число 5000 по мировому рейтингу вузов и в число 500 по международному рейтингу QS.

Опираясь на вышеизложенные национальные приоритеты, оценку вуза, проводимыми национальнымии зарубежными экспертами, на миссию университета, направленной на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистовпри помощи обеспечениямногоуровневого инновационного образования, соответствующего международным стандартам, кафедра «Математики и естественных наук» сформулировала свое видение и свою миссию:

Видение:Кафедра «Математики и естественных наук» видит себя в качестве инновационного научно-образовательного центра, нацеленного на подготовку бакалавров, магистров и докторов философии по специальности — «Математика», отвечающим самым высоким требованиям международного и отечественного сообщества на основе изучения, внедрения и распространения передового опыта обучения математики и современных достижений в математикев контексте научно-технического образования.

Миссия кафедры «Математики и естественных наук»: Подготовка будущих учителей математики к формированию у обучающихся не только глубоких математических знаний, но и, в первую очередь, к формированию математического мышления, основанного на творческом подходе к решению задач, способности к самообучению; будущие учителя математики должны обладать способностью увлекать школьников математикой, повышать их любовь к математике, в частности, и к естественным наукам, в общем, чтобы у школьников росла удовлетворенность своими успехами в математике, росла самоуверенность и самооценка, то, что необходимо для успешной деятельности не только в математике, но в любых других сферах деятельности; в целом будущие учителя математики должны способствовать воспитанию творческих, активных, всесторонне развитых и счастливых личностей, желающих внести свой вклад в повышение благосостояния народа Казахстана.

Согласно вышеуказанной миссии целью образовательной программы5B010900 —Математика,6М010900 —Математика является удовлетворение потребностей республики в высококвалифицированных счастливых педагогах по специальности «Математика», обладающих фундаментальными математическими знаниями, современными инновационными методами обучения математике, необходимыми компетенциями и личностными качествами для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала Республики Казахстан.

При определении миссии, целей и задач ОП учтенытребования Государственного общеобязательного стандарта высшего образования» 6.08.075-2010 по бакалавриату по специальности: 5B010900 — «Математика»;Государственного общеобязательного стандарта высшего образования»7.09.142-2010,«Послевузовскоеобразование. Магистратура: 6М010900 — Математика,ГОСО РК 5.04.019-2011, «Высшее образование. Бакалавриат, Основные положения», ГОСО РК 5.04.019-2011, «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения», ГОСО РК от 23.08.2012 г. № 1080, «Государственный общеобязательный стандарт высшего образования и послевузовского образования», Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных приказом МОН РК №152 от 20.04.2011 г., Типовых учебных планов, утвержденных приказом МОН РК № 158 от 10.04.2012 г.

Образовательная деятельность реализуется на основе плана развития образовательных программ по уровням образования 5B010900 —Математика, 6М010900 —Математика на 2010–2014 годы(протокол заседания кафедры № 1 от 22 августа 2010г.), на 2015–2020гг. (протокол заседания кафедры №1 от 22 августа 2014г.) и нормативных документов РК (Закон «Об образовании» (2007 год), Закон «О науке» (2011 год), Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 годы и др.) и внутренних документов университета (Стратегия развития СДУ до 2020 г. (№ 1 протокола заседания Ученого совета), Стратегии развития факультета инженерии и естественных наук до 2020 г.(протокол заседания № 1 научно-мето­ди­че­ского факультета от 27.08.2014г.).

План развития ОП разрабатывается на 5 лет и в целях совершенствования с учетом потребностей государства, заинтересованных лиц обсуждается на заседании кафедры с участием ППС кафедры, обучающихся и работодателей. В лице работодателей выступают представители учебных учреждений: школы, лицеи и колледжи г. Алматы, Алматинской области, Ауэзовского и Карасайского района.

Ключевым фактором конкурентоспособности организаций образования выступает качество предоставляемых образовательных услуг, устанавливаемое при помощи различных механизмов оценки качества, одним из действенных инструментов гарантии качества стало участие вузов в национальном рейтинге. По итогам Национального рейтинга НАЦ МОН РК на 2014г., ориентированного на ранжирование многопрофильных вузов, СДУ занял 17 место среди более чем 50 вузов Казахстана. Основным конкурентом по подготовке кадров по специальности ОП 5B010900 – Математика является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. В 2011 году специальности: 5B010900 – Математика,6М010900 – Математика успешно прошли государственную аттестацию.

1.2.2 Индивидуальность и уникальность плана развития ОП, их согласованность с национальными приоритетами развития и стратегией развития вуза.

План развития ОП «Математика» сформирован с учетом законов «О науке», «Об образовании», Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 годы, Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы, ГОСО РК по бакалавриату 6.08.075 – 2010г. и ГОСО РК по магистратуре 7.09.142 – 2010г. предусматривает реализацию принятой кафедрой миссии, реализующую данную программу. План развития ОП «Математика» построен с учетом уникальных условий ВУЗа, а именно, с опорой на высококвалифицированный, многоязычный состав ППС и обучающихся; широкий спектр областей математики: алгебра, математическая логика, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, создание реальной научно-исследовательской атмосферы (обучение ведется ведущими математиками Казахстана и специалистами в области методики преподавания математики); высококвалифицированный состав ППС, практико-ориентиро­ван­ный характер подготовки специалистов на основе взаимовыгодных обучающих курсов по методике преподавания математики, семинаров, лекций, как для студентов, так и для учителей средних школ по математике, преподавателей математики, постоянное внедрение ИКТ в учебный процесс, благоприятная научно-исследовательская среда (моральная, финансовая и техническая поддержка ученых, в том числе молодых ученых), планомерное улучшение системы материально-технической, информационной базы (новое современное здание и постоянно обновляющееся оборудование, специализированные кабинеты и лаборатории), активная социальная жизнь студентов, взаимоотношения администрации, ППС и студентов, основанной на взаимоуважении, взаимопонимания, взаимопомощи, прекрасные условия труда и учебы (новые здания общежития, бесплатное питание и т.д.).

В планах развития ОП сформулированы цели, задачи и мероприятия по реализации стратегического направления и ожидаемые результаты. План развития ОП реализует следующие стратегические цели вуза: подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, повышение качества знаний, формирование многоуровневой системы научно-исследовательской деятельности СДУ в соответствии с актуальными потребностями современного образования и науки, трансформация в инновационный вуз мирового уровня, признанный международным сообществом, формирование всесторонне и гармонично развитой личности специалиста, поддержка обучения и исследования путем развития инфраструктуры и информатизации образования. В соответствии с вышеизложенными целями развития вуза и индивидуальными особенностями специальности «Математика» план развития ОП на 2015–2020 учебные годы определил следующие стратегические направления: интернационализация, диверсификация образования и обеспечение академической мобильности; совершенствование учебно-методической базы и повышение качества подготовки научно-педагогических кадров; совершенствование научно-исследовательской деятельности, развитие научно-исследовательской инфраструктуры; воспитательная работа и молодежная программа.

В рамках интернационализации, диверсификации образования и обеспечение академической мобильности планируется укрепление международных связей с зарубежными вузами-партнерами, расширение спектра изучаемых областей математики и современных методикпреподавания математики в рамках специальности: 5В010900 —Математика, улучшение кадровых, материально-технической, информационной и др. организационных условий для реализации трехуровневого высшего образования по специальности «Математика».

В рамках совершенствования учебно-методической базы и повышение качества подготовки научно-педагогических кадров планируется совершенствование педагогического процесса на основе изучения, внедрения и распространения передового педагогического опыта в рамках специальности, совершенствование педагогического процесса на основе активного использования инновационных технологий.

В рамках совершенствования научно-исследовательской деятельности и развития научно-исследовательскойинфраструктурыпроводится вовлечение преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности в различных конкурсах, а также планомерное научно-техническое развитие исследовательской среды (открытие научных центов и лабораторий). В рамках научно-иссле­до­ва­тель­ской деятельности два сотрудника кафедры получили степень доктора философии на данной специальности. В 2012 году СДУ получил лицензию на проведение научно-исследовательской работы и смог участвовать в конкурсах по грантовому финансированию научных проектов МОН РК. ППС кафедры выиграл два гранта на проведение научно-исследовательской работы общей суммой 30 млн тенге. Кроме того, открыто два научно-исследовательских института:

— Институт «Дискретной математики и математической логики»;

— Институт «Информационных технологий».

В рамках воспитательной работы продолжить формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных, лидерскихи личностных качеств на основе развития знаний, умений и навыков межкультурной коммуникации.

Уникальность ОП по специальности 5В010900 — «Математика» определяется теми компетенциями, которыми обладает бакалавр или магистр, прошедший обучение в рамках данной программы. К уникальным компетенциям относятся:

— умение использовать знания и навыки в своей профессиональной и социальной деятельности; ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; находить решения типовых задач и решать нестандартные задачи, самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода; использовать знания по теоретической и практической деятельности в рамках специальности, понимать сущность основных явлений и назревших проблем в профессиональной сфере; применять формы, методы и механизмы для устойчивого, стабильного функционирования системы;

— владение техникой и технологией ведения компьютерного сбора, хранения и обработки информации, используемой для профессиональной деятельности; анализа статистики;

— умение вести необходимую документацию;

— умение применять современные методики преподавания математики для улучшения успеваемости учащихся, для повышения их удовлетворенности своими знаниями, умениями и навыками в математике.

Учитель математики 5–9 классов должен знать:

— методологические основы и категории педагогики; психологические возможности и потребности учащихся 5–9 классов, типологические и индивидуальные их особенности; теоретические основы преподавания математики, его структуру и содержание в системе пред профильного обучения; место и роль каждого участника педагогического процесса (учителя, ученика, родителя);

— ценности и нормы, основанные на идеалах добра, справедливости, чести, долга, толерантности, любви к детям и к своей профессии;

— теоретические основы организации педагогической деятельности в поликультурном обществе; различие культур, религий, национальных особенностей;

— стандарты, математические модели, языки программирования, пакеты прикладных программ;

уметь:

— планировать и организовывать свое самообразование; самостоятельно учиться; осознавать свой индивидуальный стиль учения, мышления и научения; вырабатывать потребность и способность к самообразованию и саморазвитию; оценивать достигнутый уровень самообразования и саморазвития;

— применять информационные и телекоммуникационные технологии в педагогической деятельности на уровне квалифицированного пользователя (составлять аннотации, письма, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в Интернете, пользоваться электронной почтой); программировать с использованием современных инструментальных средств, преподавать свои знания учащимся;

— использовать сберегающие здоровье технологии в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности;

— критически анализировать опыт учителей, педагогическую литературу и нормативную документацию; применять инновационные методы и технологии в своей предметной области; проектировать и апробировать свои инновации; анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;

— вести учебно-педагогическую деятельность в системе электронного обучения;

— взаимодействовать с людьми в поликультурной среде;

обладать навыками:

— программирования прикладных задач, анализа эффективности их функционирования, ведения занятий в школах, технических и профессиональных учебных заведениях;

— саморегуляции и рефлексии; критического и творческого мышления; осознания, формулирования и решения педагогических проблем; передачи общекультурных ценностей, норм и традиций; персонификации себя как личности.

Учитель математики 10–11классов должен знать:

— методологию философского осмысления окружающего мира и образования как целостной системы; основы этнопедагогики;

— теоретические основы науки математики: объект, предмет, место и связь математики с наукой в целом, категориальный строй научных знаний, методологию и логику научно-педагогического исследования;

— теоретические основы и методы науки преподавания математики в условиях профильного обучения; структуру и содержание конкретной учебной дисциплины в логике восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

— возрастные анатомо-физиологические и социально-психологические особенности учащихся 10–11классов; методологию и методику планирования и осуществления научно-исследовательской работы, в том числе в сфере предметной подготовки;

— теорию и методику планирования и организации коммуникационного процесса, в том числе с использованием иностранного языка;

уметь:

— выстраивать эффективные коммуникации (без существенной потери смысла передаваемой информации); строить межличностное общение, организовывать диалог на иностранном языке в объеме, позволяющем свободно общаться с носителями данного языка; соблюдать правила культуры речи в публичных выступлениях;

— применять информационные и телекоммуникационные технологии в своей педагогической деятельности (построение компьютерных обучающих программ и использование их в профессиональной деятельности, владение основами дистанционных технологий обучения, методами компьютерного тестирования знаний);

— использовать методы и приемы развития творческого мышления в педагогической деятельности; позитивно воспринимать новшества и изменения;

— разрабатывать альтернативы педагогической деятельности и принимать решения; разрешать конфликты;

— формировать у обучающихся навыки анализа проблем и принятия решений;

— осознавать, формулировать и разрешать сложные, противоречивые проблемы;

— осуществлять рефлексию педагогической деятельности;

— анализировать, оценивать и корректировать процесс и результат учебно-вос­пи­та­тель­ной деятельности; контролировать, анализировать и корректировать свое поведение как педагога; осуществлять самоконтроль в процессе социального взаимодействия;

— вести учебно-педагогическую деятельность в системе электронного обучения;

— разрабатывать научный аппарат исследования; применять различные методы психолого-педагогических исследований; организовывать и проводить научно-исследовательскую работу; обрабатывать и оценивать результаты научно-исследовательской работы; обобщать и делать выводы по результатам научно-исследовательской работы; распознавать суть педагогических явлений, обладать навыками:

— решение прикладных задач, анализа эффективности их функционирования, ведения занятий в школах, технических и профессиональных учебных заведениях;

— реализации психологических, педагогических, предметных и методических знаний и прикладных умений в конкретной ситуации;

— организации педагогического сотрудничества (учитель — ученик, учитель — учитель, учитель — родитель) в условиях профильного обучения;

— решения профессионально-педагогических и личностных проблем в условиях неопределенности;

— организации инновационной деятельности в своей предметной области;

— осуществления рефлексии, самоконтроля и коррекции процесса и результата педагогической деятельности.

быть компетентным:

— по всем вопросам образования, воспитания и развития детей, подростков и молодежи;

— в современных тенденциях развития математики и информационных технологий и путях их применения в научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-техно­логи­чес­кой и организационно-управленческой деятельности.

1.2.3 Адекватность плана развития ОП имеющимся ресурсам, потребностям рынка и образовательной политике РК.

На сегодняшний день в университете имеется 61 аудитории для проведения практических занятий по различным дисциплинам, 8 лекционных залов для проведения теоретических занятий и для чтения лекции по различным дисциплинам, 10 различных лабораторий на 4-х факультетах, 5 компьютерных классов.

Для студентов всегда доступны электронные учебники, компьютерные программы, банк аудио-, видеоматериалов. Лекции, практические занятия проводятся с использованием инновационных технологий, аудио- видеотехники.

Современная библиотека, читальный зал, укомплектованные учебными пособиями, методическими материалами позволяет оптимально организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов всех направлений подготовки.

ИКТ в образовательной среде улучшает результаты обучения и качество преподавания. В образовательном процессе Университета имени Сулеймана Демиреля более 80% преподавателей используют ИКТ. Все аудитории университета оснащены современными проекторами, ЖК телевизорами, компьютерами. В лабораториях имеются компьютеры последнего поколения, подключенные к всемирной сети Интернет. Имеется доступ к 11 базам данных по различным профилям. Ежегодно согласно заявкам факультетов вся техника подвергается ремонту и в случае необходимости полной замене.

В 2001 году Университет приобрел первое здание для общежития на 250 жилых мест (район Абая–Алтынсарина). С 2004 по 2005 годы велось строительство второго общежития на 300 жилых мест (район Саина-Улыгбека). В 2005–2006 гг. было введено в эксплуатацию 3-е здание общежития (район Абая-Алтынсарина). В 2012 году было открыто уникальное в своем роде общежитие (Дом студентов) на территории кампуса в Казахстане на 500 жилых мест. В 2014 году было открыто второе общежитие, рассчитанное на 500 мест.

Общежитие состоит из 4-х блоков, каждый в 5 этажей. На сегодняшний день функционирует 4 блока. Блоки А и Б предназначены для девочек, блоки С и Д — для мальчиков. Блоки С и Д функционируют с сентября 2014 года. Дом студентов рассчитан на 1000 мест, на каждом этаже по 20 комнат, в каждой комнате проживает не более 3-х человек. А также на каждом этаже имеются VIP комнаты для ассистентов.

На каждом этаже имеется телевизионная комната (где имеется телевизор, удобные и мягкие диваны, ковры, также имеется проектор с помощью которого можно организовать просмотр фильмов для большой аудитории людей); комната отдыха (в комнате отдыха имеются небольшие столы, а также разные настенные картины, удобные ковры); комната для подготовки к занятиям; столовая(на первом этаже имеется общая столовая); кухня (на каждом этаже имеется кухня, с большим кухонным столом, холодильником, микроволновой печью, фильтрованной водой, посудой для чаепития). В каждой кухне на всех этажах имеется бесплатный чай, сахар и т.д.; беспроводной доступ к Интернет (Wifi); шторы и качественные ковры; шахматные столы; гладильная комната; достаточное количество душевых кабин и санузлов (в каждой уборной имеется туалетная бумага и жидкое мыло).

В каждой комнате для студентов в наличии постельное белье на 3-х человек (постельное белье меняют каждые 2 недели); 2 стола для подготовки к занятиям; 3 бельевых шкафа; шкаф для книг; ежедневно проводится уборка комнат.

В каждом блоке на первом этаже имеется 2 комнаты для чаепития; телевизор с большим экраном; несколько бильярдных зон; настольный теннис; тренажерный зал, оснащенный современной техникой; комната «play station»; прачечная (работает 7 дней в неделю без выходных); регистратура; медпункт (состоит из 2-х кабинетов, имеется процедурный кабинет, работает 24 часа в сутки, без перерывов); кинотеатр; терминал.

Для подготовки проекта плана развития ОП проанализированы основные результаты деятельности кафедры, факультета и университета за последние годы с целью выявления состояния и тенденций развития, а также причин успехов и недостатков в работе на основе годовых отчетов за 2010–2014гг. Расходы вузов на образовательную деятельность определяются исходя из контингента студентов (магистрантов) в разрезе направления специальности, формы обучения (очная), денежных и натуральных норм, определяющих расходы на образование в соответствующих нормативных документах. Источниками финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, полученные от образовательных и научных грантов, средства, поступающие от образовательных услуг на платной основе. Так, анализ финансовых расходов за период 2010–2014 г.г. показывает на увеличение ежегодных затрат на развитие ОП, что указывает на адекватность плана развития ОП финансовым возможностям вуза (см. таблицу 1).

Таблица 1 Финансовые расходы Учреждения "Университет имени Сулеймана Демиреля" за счет собственных средств за период 2010-2014 гг. в тыс. тенге

(в разрезе на кафедру математики и естественных наук)

Наименование расходов 2010–2011 г. 2011–2012 г. 2012–2013 г. 2013–2014 г.
Оплата труда и начисление на выплаты по оплате труда 17,733 21,397 27,367 35,763
Оплата коммунальных услуг 1,584 1,533 2,406 2,354
Командировочные расходы (оплата за перелет на международные конференции, проведение международной конференции и методических семинаров в стенах ВУЗа)       1,374
Прочие расходы (академическая мобильность, социальная деятельность и клубы) 4,169 11,941 14,207 21,171
Приобретение основных средств (библиотечный фонд, инвентарь, компьютеры и оборудование) 4,294 8,417 4,654 6,023
ТМЗ (канцелярские товары, бумага, тонер, и т.д.)   2,381 3,390 3,526
Итого без строительства 28,494 46,342 52,843 70,211
Строительство 49,313 20,368 15,965 12,510
ИТОГО 77,808 66,709 68,809 82,721

Разработка плана развития ОП велась с соблюдением всех требований ГОСО РК. № 1080 от 23.08.2012 г.к образовательной среде, согласно которой вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом (к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 140 единиц печатных изданий), доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, благоустроенным общежитием для иногородних студентов. Вуз располагает основным объемом аудиторного фонда (8 лекционных залов, 60 аудиторий на 26 посадочных мест) необходимого для проведения учебных занятий, соответствующего санитарным нормам (на одного студента приведенного контингента не менее 6 кв.м.), оснащенными современными техническими средствами обучения (интерактивными досками, проекторами, компьютерами, телевизорами, аудиомагнитофонами). Для проведения учебных занятий по языкам и языковым дисциплинам, а также организации самостоятельной работы студентов в вузе имеется «Language creative Laboratory» и лаборатория «Синхронного перевода», оснащенные самым современным оборудованием, а для проведения лабораторных работ по информатике, программированию, численным методам и численным методам решения уравнений математической физики — компьютерные классы последнего поколения, интерактивные доски, позволяющие проведение в полном объеме учебных занятий согласно расписанию и организации самостоятельной работы студентов. Имеется языковая школа, где все желающие: студенты, магистранты, докторанты, ППС и сотрудники могут изучать иностранные языки по интересам: General, Academic, Professional, Exam Preparation на базе современного оборудования и учебных ресурсов. В университете и на факультете создана благоприятная научно-об­ра­зовательная среда с доступом к информационным учебным и научным ресурсам: Springer Link, Thomson Reuters, Elsevier, EBSCO. В распоряжении студентов и ППС имеются конференц зал, библиотека, читальный зал, 2 столовые. Обучение студентов проходит в новом современном здании «Smart Campus», в будущем до 2018г. планируется завершение всего проекта. ОП обеспечивают 34 штатных преподавателей и 2 внештатных, из них 8 докторов наук и 4 кандидатов наук, 5 PhD и 17 магистров. Остепененность ППС составляет 50 %. На выпускающей специальность кафедре «Математики и естественных наук» общее количество штатных преподавателей составляет 14 человек. Из них

— 1 академик НАН РК, профессор, доктор физико-математических наук,

— 1 член-корреспондент НАН РК, доцент, доктор физико-математических наук,

— 1 профессор, доктор педагогических наук,

— 1 доцент, доктор физико-математических наук,

— 3кандидата физико-математических наук,

— 3 доктора философии (PhD),

— 3 магистра.

Остепененность ППС кафедры составляет 76,9 % на данный момент. В декабре 2014 года один из сотрудников кафедры успешно защитил диссертацию доктора философии в области математики. Таким образом, остепененность как ППС ОП, так и ППС кафедры растет. Преподаватели ОП пользуются такими удобствами как личный офис на 2–3 человека, бесплатное пользование интернетом и ресурсным центром, а также бесплатный копировальный аппарат и принтер на факультете и в отделе канцелярии, бесплатный обед. Ежегодно среди студентов и ППС проводится анкетирование на удовлетворенность инфраструктурой.

Соответствие плана развития ОП потребностям рынка следует из следующего факта: «Школы Казахстана испытывают дефицит в учителях по математике. Об этом Казинформу сообщили в Министерстве образования и науки РК. По данным образовательного ведомства, потребность в педагогических кадрах в целом по Казахстану составляет 2427 человек, из них в сельской местности — 1169. «Наибольшая потребность наблюдается в учителях математики — 193 (в сельской местности — 89), химии — 84 (64), английского языка — 76 (69), физики — 77 (56), начальных классов — 102 (23)», — говорится в ответе министерства на официальный запрос МИА «Казинформ». Это было опубликовано 18 августа 2014 года[1].

В обзоре национальной образовательной политики «Среднее образование в Казахстане»[2]сказано, что качество результатов обучения в системе среднего образования, согласно результатам «Международного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования» (TIMSS), а также результатам Международной программы по оценке общеобразовательных достижений учащихся (PISA), находится ниже среднего мирового показателя. Там же написано, что система общего среднего образования в Казахстане достаточно слаба в части развития и практического применения среди учащихся навыков мышления более высокого уровня, таких как практическое применение математических знаний и развития математического мышления. Поэтому правительство Казахстана планирует обеспечить более глубокое изучение естественных наук и математики. Для реализации этого плана Казахстан переходит на 12-летнее образование, в Казахстане открыты специализированные школы для одаренных детей с углубленным изучением математики, такие как «Назарбаев Интеллектуальные школы», «Мурагер», «Дарын», казахско-турецкие лицеи, физико-математические школы и лицеи.

Именнопоэтому усиленная и фундаментальная математическая подготовка будущих учителей полностью соответствует образовательной политике Республики Казахстан. Здесь от учителей требуется не только владение современными методами преподавания математики — это всего лишь средство передачи знаний, но в первую очередь от них требуется развитое математическое мышление и умение применять математику на практике, а этого можно достичь только став «действующим» математиком, то есть, сделав самостоятельные научные открытия в области математики. Именно поэтому в СДУ математика для будущих учителей дается практически в том же объеме, что и для специальности 5В060100 — математика (научная).

В этом и состоит основная специфика, уникальность реализации ОП педагогической математики в нашем университете — мы даем глубокие и фундаментальные знания в области математики, которые позволяют вести научно-исследовательскую работу, что является единственным показателем развитого математического мышления и умения применять математику на практике. А именно развитое математическое мышление и умение применять математику на практике — те стороны в преподавании математики в средних школах, которые следует развивать.

1.2.4 Привлечение представителей групп заинтересованных лиц, в том числе обучающихся, ППС и работодателей к формированию плана развития ОП

Привлечение представителей групп заинтересованных лиц осуществляется, главным образом, путем бесед в неформальной обстановке, что позволяет снизить препятствия психологического характера, особенно у обучающихся. Преподаватели и заведующий кафедрой регулярно обсуждают с обучающимися вопросы, касающиеся ОП. Регулярно проводится анализ слабых и сильных сторон каждого курса обучения, с тем чтобы скорректировать программу их обучения для исправления слабых сторон и дальнейшего развития сильных. Для этого предлагаются такие механизмы, какдобавление новых элективных дисциплин, изменение в содержании элективной дисциплины, перепланирование распределения по часам тем данной дисциплины, проведение дополнительных воспитательных бесед. Обучающиеся имеют прямой доступ к заведующему кафедрой для обсуждения любых вопросов, касающихся ОП.

Сотрудники кафедры, включая заведующего, регулярно бывают в Институте математики и математического моделирования, участвуют в работе научных семинаров. Это еще одна возможность обсудить наполнение преподаваемых математических дисциплин с ведущими математиками Казахстана.

Помимо неформальных бесед с обучающимися, ППС и работодателями есть еще один способ привлечения представителей групп заинтересованных лиц, который состоит в следующем. Вопросы, выносимые на государственный выпускной экзамен, утверждает, помимо прочих, председатель ГАК, который, как правило, является крупным специалистом в данной области. Естественно, что эти вопросы отражают всю специфику и содержание ОП. В рамках дискуссии по утверждению вопросов на государственный экзамен председатель ГАК вносит свои замечания и пожелания.

Другой способ заключается в приглашении работодателей на мероприятие «Лучшая дипломная работа», на которой выпускники защищают свои дипломные работы. Дипломная работа во многом отражает суть ОП, поэтому отзывы и пожелания работодателей учитываются при разработке плана развития ОП.

СДУ проводит мастер-классы для учителей средних школ, в том числе и для учителей математики. Программа мастер-классов формируется на основе опроса учителей, в котором, по логике вещей, отражаются слабые стороны математического образования в Казахстане. Результаты этого опроса являются важными для составления плана развития ОП.

Неформальные беседы и анализ косвенных данных, например, таких программа мастер-класса, позволяют достаточно точно реагировать на изменения в текущей ситуации и, в результате, на адекватность плана развития ОП.

Репрезентативность всех заинтересованных лиц осуществляется путем анализа результатов анкетирования, мониторинга взаимодействия со всеми участниками реализации образовательных программ. Все заинтересованные лица имеют возможность повлиять на содержание плана развития ОП:

— гарантирована их информационная осведомленность через обсуждение проекта плана развития ОП на заседаниях кафедры;

— преподаватели кафедры разрабатывают новые, авторские курсы, которые предлагаются обучающимся на выбор по каталогу элективных дисциплин;

— вовлечения ППС и обучающихся в принятие управленческих решений (Ученый совет, комитеты, комиссии, рабочие группы);

— учитываются предложения, отзывы предприятий — баз практики, потенциальных работодателей;

1.2.5 Прозрачность процессов формирования плана развития ОП. Информированность заинтересованных лиц о содержании плана развития ОП и процессах его формирования

План развития ОП обсуждается на заседании кафедры и ученого совета факультета. Заинтересованным лицам рассылались приглашения и первоначальные и заключительные варианты плана развития ОП.

Прозрачность процессов формирования и содержания планов развития ОП осуществляется через информированность профессорско-преподавательского состава, сотрудников, обучающихся и заинтересованных лиц следующими способами:

— разъяснение плана, целей и задач при приеме на работу сотрудников, преподавателей, на кураторских часах для обучающихся.

— размещение информации на информационных стендах, на официальном сайте университета: https://www.sdu.edu.kz.

На главной странице Portal SDU размещаются сообщения для обучающихся с указанием сроков и необходимых действий. Ответственное лицо за размещение информации на Portal SDU — начальник IT-отдела, за содержание информации кафедры. (https://portal.sdu/).

На всей территории кампуса, включая общежитие, дворы и парковку, работает беспроводной высокоскоростной интернет. Единая автоматизированная информационная система действует на базе внутреннего портала https://portal.sdu, с помощью которого студенты, а также их родители, могут узнать об успеваемости, посещении занятий, оценки за каждую рубежную контрольную и финальный экзамен. Через портал студенты могут в любой момент скачать оценки за весь учебный период. Информирование и связь с общественностью производится путем отправления через портал личных сообщений на внутреннюю почту студентов, через онлайн сайт университета www.sdu.edu.kz, через социальную сеть в интернете https://vk.com/sdukz, либо через кураторов и старост групп.

Информирование и связь с общественностью осуществляется при помощи отправки сообщений на внутреннюю почту студентов в формате имя.фамалия@is.sdu.edu.kz, через онлайн сайт университета www.sdu.edu.kz, через социальные сети в интернете, либо через кураторов и старост групп.

Проведение ярмарок-вакансий с приглашением крупных предприятий работодателей способствует не только трудоустройству выпускников в приоритетные сферы образования, но и информированию работодателей о процессах формирования планов развития ОП.

1.2.6 Механизмы формирования и регулярного пересмотра плана развития ОП и мониторинга его реализации

Механизм формирования и регулярного пересмотра плана развития ОП заключается в оценке текущего состояния развития ОП на основе выбранных индикаторов, решения о необходимости его корректировки, если некоторые задачи уже выполнены полностью или частично либо возникли новые задачи. Оценка осуществляется рабочей группой кафедры с привлечением представителей групп заинтересованных лиц. Отчеты о выполнении целей и задач плана развития, эффективность его претворения в жизнь заслушиваются и обсуждаются на заседании кафедры «Математики и естественных наук», учебно-методического и научного бюро факультета, Ученого совета университета. Вопросы, представленные в отчетах, коллегиально обсуждаются, выносится и дается общая оценка состояния и рекомендации по улучшению плана развития ОП. Мониторингом реализации плана развития ОП занимается непосредственно заведующий кафедрой «Математики и естественных наук» при согласовании с деканом факультета. План развития образовательных программ ежегодно пересматривается с учетом факторов, влияющих на его формирование, улучшение и развитие, при необходимости в него вносятся корректировки. Соответствующие операционные планы развития ОП составляются и утверждаются ежегодно. Мониторинг реализации осуществляется по анализу ежегодных отчетов кафедры, факультета, с описанием формы завершения и срокам исполнения/реализации мероприятий, посредством опроса заинтересованных лиц.

В состав коллегиальных органов, на рассмотрение которых вносятся проекты плана развития ОП, входят представители студенчества, преподаватели и сотрудники. Кроме того, участие обучающихся и работодателей в процессе формирования планов развития ОП возможно в ходе встреч с заведующим, через электронную почту на адрес кафедры «Математики и естественных наук».

1.2.7 Осуществление процессов стратегического, тактического и оперативного планирования ОП и распределения ресурсов в соответствии с планом развития ОП

Все виды планирования ОП осуществляются на кафедре, после чего проводится координация с другими ОП на заседании учебно-методического и научного бюро факультета с учетом специфики образовательных программ факультета, после чего выносятся на обсуждение и корректировку на учебно-методического и ученого советов университета.

В соответствии с планом развития ОП осуществляются процессы стратегического, тактического и оперативного планирования ОП, которые определены в Стратегии развития СДУ, Стратегии развития факультета инженерии и естественных наук, в операционных планах СДУ факультета инженерии и естественных наук. Мероприятия по реализации операционных планов развития ОП организуются и контролируются заведующим кафедрой «Математики и естественных наук».

Соответствие процессов стратегического, тактического и оперативного планирования и распределения ресурсов плану развития ОП основано на принципе преемственности соответствующих документов: стратегия развития – план развития ОП — операционный план.

Источниками материальных ресурсов служат бюджетное финансирование и внебюджетные средства, которые включают в себя: подготовку студентов на платной основе, денежные поступления от оплаты проживания в общежитии, научно-исследовательская деятельность, аренда нежилых помещений, спонсорская помощь. Стратегия развития ОП на 2011–2014гг. был рассмотрен и утвержден на заседании кафедры (протокол № 1 от 22 августа 2011 г.). На основе стратегии развития университета разработаны целевые индикаторы и показатели, характеризующие уровень достижения планов. Поставлены задачи, решение которых позволят достичь необходимого уровня целевых индикаторов, прописаны исполнители конкретных этапов сформулированных задач. Разработаны и внедрены формы краткосрочного 2014–2015гг. и среднесрочного планирования/проектирования реализации стратегии 2014–2018 и долгосрочного планирования стратегии развития ОП на 2015–2020гг. Детализация планов реализуется в годовых планах кафедры и индивидуальных планах ППС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: