Содержание
§1. | КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ | |
§2 | ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ РЯДЫ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЧЛЕНАМИ | |
§3. | ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ | |
§4 | ПРЕДЕЛ ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. НЕПРЕРЫВНОСТЬ | |
§5. | ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ УСЛОВИЯ КОШИ-РИМАНА | |
§6 | ИНТЕГРАЛ ОТ ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ | |
§7. | ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕОРЕМА КОШИ. ФОРМУЛА КОШИ | |
§8. | РАВНОМЕРНАЯ СХОДИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЯДА ТЕОРЕМА АБЕЛЯ | |
§9. | РЯД ТЕЙЛОРА НУЛИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ | |
§10. | РЯД ЛОРАНА ИЗОЛИРОВАННЫЕ ОСОБЫЕ ТОЧКИ | |
§11. | ВЫЧЕТЫ ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА О ВЫЧЕТАХ. | |
§12. | ВЫЧИСЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ИНТЕГРАЛОВ С ПОМОЩЬЮ ВЫЧЕТОВ | |
ЛИТЕРАТУРА |
КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ
Уже простейшие алгебраические операции над действительными числами (извлечение квадратного корня из отрицательного числа, решение квадратного уравнения с отрицательным дискриминантом) выводят за пределы множества действительных чисел. Дальнейшее обобщение понятия числа приводит к комплексным числам. Замечательным свойством множества комплексных чисел является его замкнутость относительно основных математических операций. Иначе говоря, основные математические операции над комплексными числами не выводят из множества комплексных чисел.
|
|
Комплексным числом (в алгебраической форме) называется выражение
где – произвольные действительные числа, – мнимая единица, определяемая условием .
Число называется действительной частью комплексного числа , обозначается (от латинского «realis»), число называется мнимой частью комплексного числа и обозначается (от латинского «imaginarius»).
Два комплексных числа и равны тогда и только тогда, когда равны их действительные и мнимые части: , . Два комплексных числа равны либо не равны (понятия «больше» и «меньше» для комплексных чисел не вводятся).
Комплексно-сопряженным к числу называется число . Очевидно, комплексно–сопряженное число к числу совпадает с числом : .
Арифметические операции. Сложение, вычитание и умножение комплексных чисел производят по обычным правилам алгебры.
Пусть , . Тогда
сумма ,
разность ,
произведение ,
частное (при )
Пример 1. Заданы комплексные числа , .
Найти , , .
Решение. ;
;
.
Задача 1. Пусть и – пара комплексно-сопряженных чисел. Показать, что их сумма есть действительное число, разность – мнимое число, а произведение есть действительное неотрицательное число.
Пример 2. Найти , .
Решение. ; .
,
Замечание. Степени числа можно представить в виде таблицы
Пример 3. Перемножить числа и .
|
|
Решение.
Пример 4. Вычислить а) ; б) ; в) .
Решение.
а) Раскроем квадрат разности:
.
б) Раскроем куб суммы:
.
в) По биному Ньютона:
.
Можно было считать так: .
Пример 5. Найти частное , если .
Решение.
.
Пример 6. Вычислить а) , б) .
Решение. а) .
б) .
Запомним:
Геометрическая интерпретация комплексного числа.
Рассмотрим декартову прямоугольную систему координат. Отложим по оси абсцисс действительную часть комплексного числа , а по оси ординат – его мнимую часть . Получим точку с координатами . При этом каждому комплексному числу соответствует одна точка плоскости. Верно и обратное: каждой точке плоскости можно поставить в соответствие комплексное число , действительная часть которого равна абсциссе точки, а мнимая часть равна ординате точки. Таким образом, между комплексными числами и точками плоскости устанавливается взаимно однозначное соответствие. (Ранее мы говорили о взаимно однозначном соответствии между действительными числами и точками числовой прямой).
Плоскость, точки которой изображают комплексные числа, называется комплексной плоскостью. Для отличия её от действительной плоскости в правом верхнем углу пишут букву , обведенную кружком. Ось абсцисс на такой плоскости называют действительной осью, а ось ординат – мнимой осью. Комплексно-сопряженное число – это зеркальное отражение заданного комплексного числа относительно действительной оси. Начало координат называется нуль-точкой. Расстояние комплексного числа от начала координат называется модулем этого числа:
.
Задача 2. Доказать, что .
Модуль разности двух комплексных чисел – это расстояние между соответствующими точками:
.
Каждой точке комплексной плоскости поставим в соответствие вектор с началом в нуль-точке и концом в данной точке. Очевидно, это соответствие взаимно однозначно. В такой интерпретации действительная и мнимая части комплексного числа – это первая и вторая компоненты вектора. Сумма представляется теперь диагональю параллелограмма, построенного на векторах и , разность понимается как . Модуль комплексного числа представляет собой длину вектора. Геометрически очевидным является неравенство треугольника в комплексной плоскости: .
Пример 7. Указать геометрическое место точек на комплексной плоскости, для которых
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
Решение. а) Так как , то заданное двойное неравенство можно переписать в виде: . Получили вертикальную полосу.
б) Так как , то заданное двойное неравенство перепишем в виде: . Получили горизонтальную полосу. Задачи в) и г) решить самостоятельно.
Пример 8. Указать геометрическое место точек на комплексной плоскости, для которых а) ; б) ; в) .
Решение. а) Модуль комплексного числа – это длина вектора, идущего из нуль-точки в точку , т.е. расстояние от начала координат до точки . Значит, в случае речь идет о геометрическом месте точек плоскости, равноудаленных от начала координат – это окружность (в данном случае радиус окружности равен 1). Можно было перевести задачу на язык декартовых координат:
.
б) Здесь речь идет о геометрическом месте точек, находящихся вне круга радиуса (с центром в начале координат).
в) точки находятся в кольце между окружностями радиуса и .
Пример 9. Указать геометрическое место точек на комплексной плоскости, для которых а) ; б) ; в) .
Решение. а) Модуль разности – это расстояние между точкой комплексной плоскости и точкой 1. Значит, речь идет о геометрическом месте точек, равноудаленных (на расстояние 1) от точки 1, – это окружность радиуса 1 с центром в точке (1;0). На языке координат:
.
б) Точки находятся одновременно в круге с центром в начале координат и в круге с центром, смещенным в точку : .
в) Это точки правой полуплоскости , лежащие внутри круга : .
|
|
:
Тригонометрическая форма комплексного числа. Аргументом комплексного числа называют угол , который составляет вектор с положительным направлением действительной оси, . Этот угол определяется неоднозначно:
.
Здесь – главное значение аргумента, оно выделяется неравенствами (т.е. на комплексной плоскости проводится разрез по действительной оси влево от начала координат).
В первом столбце указан для числа , лежащего на действительной или мнимой оси, а во втором столбце - для всех остальных комплексных чисел.
Обозначим . Так как , , то комплексное число можно представить в тригонометрической форме:
.
Два комплексных числа и , заданных в тригонометрической форме
, ,
в силу неоднозначности аргумента равны тогда и только тогда, когда , .
Пример 10. Найти модули и аргументы, а также главные значения аргументов комплексных чисел . Записать каждое из них в тригонометрической форме.
Решение. Модули всех этих чисел одинаковы:
.
Аргумент каждого числа находим, учитывая четверть, в которой лежит соответствующая точка.
1) Точка лежит в первой четверти, значит,
.
В тригонометрической форме , здесь учтена - периодичность косинуса и синуса.
2) Точка лежит во второй четверти, значит,
,
.
3) Точка лежит в третьей четверти, значит,
,
.
.
4) Точка лежит в четвертой четверти, значит,
,
.
.
Умножение и деление комплексных чисел в тригонометрической форме. Пусть числа и заданы в тригонометрической форме: , . Перемножим их:
.
Вспоминая формулы для косинуса и синуса суммы двух углов, получаем
. (1)
Мы видим, что при умножении комплексных чисел их модули перемножаются, а аргументы складываются. Геометрический смысл этой операции: представляя числа и векторами на комплексной плоскости, исходящими из нуль-точки, видим, что вектор получается из вектора «растяжением» в раз и поворотом на угол .
Для частного получаем формулу:
. (2)
Пример 11. Найти произведение и частное чисел
и .
Решение. В соответствии с формулой (1) запишем:
.
Проверим результат, перемножая эти числа в алгебраической форме:
|
|
.
По формуле (2) находим
.
В алгебраической форме эта операция запишется так:
.
Возведение комплексного числа в степень. Из формулы (1) следует, что возведение в степень комплексного числа производится по правилу
. (3)
Пример 12. Вычислить 1) ; 2) .
Решение. 1) Выше мы получили запись комплексного числа в тригонометрической форме: . По формуле (3) находим . Этот же результат был получен выше в примере 4в) с помощью бинома Ньютона.
2) Прежде всего представим число в тригонометрической форме.
, ,
точка лежит в четвертой четверти, значит, . Поэтому
.
Остается воспользоваться формулой (3):
.
Раскрывая куб разности, получим тот же результат (проверьте!).
При формула (3) превращается в формулу Муавра:
. (4)
С её помощью легко получаются соотношения, выражающие синусы и косинусы кратных углов с и .
Пример 13. Выразить и через и .
Решение. Полагая в формуле Муавра , получим:
.
Слева раскроем куб суммы и соберем подобные члены:
.
Здесь учтено, что . Пришли к равенству двух комплексных чисел в алгебраической форме
,
которое справедливо в том и только в том случае, когда равны действительные и мнимые части этих чисел.
Равенство действительных частей дает ;
приравнивая мнимые части, получаем .
Извлечение корня из комплексного числа. Если комплексные числа и связаны соотношением , то . Представим числа и в тригонометрической форме:
, .
Будем считать, что здесь – главное значение аргумента числа .
Наша задача – по заданному числу (т.е. по известным и ) определить (т.е. и ). В соответствии с формулой (3) равенство запишется в виде
.
Из равенства двух комплексных чисел в тригонометрической форме следует:
.
Здесь – корень -ой степени из действительного неотрицательного числа. Значит, для корня -ой степени из комплексного числа получаем формулу
. (5)
Полагая последовательно , получим различных значений :
,
,
.
Все эти корни имеют одинаковые модули , т.е. соответствующие точки располагаются на окружности радиуса с центром в начале координат. Аргументы двух соседних корней отличаются на угол . Значит, все значения корня -ой степени из комплексного числа находятся в вершинах правильного -угольника, вписанного в окружность радиуса .
Пример 14. Найти все значения корня -ой степени из комплексного числа и изобразить их на комплексной плоскости, если
1) , 2) , 3) , 4) .
Решение. 1) Прежде всего, найдем модуль и аргумент комплексного числа : . Формула (5) для примет вид
,
откуда ,
,
.
Точки находятся в вершинах правильного треугольника, вписанного в окружность единичного радиуса, один корень – является действительным числом. Аргументы двух соседних точек отличаются на угол . Заметим, что .
2) Здесь : , поэтому
,
откуда ,
,
.
Точки находятся в вершинах правильного треугольника, вписанного в окружность , корень является действительным числом. Заметим, что . Сравните с результатом пр.12.2, где получили , т.е. .
3) Здесь : и при
,
откуда ,
.
4) Здесь и при
, откуда получаем два числа:
, .
Запомним: .
Задача 3. Выполнить задания пр.14, если 1) , 2) .
Пример 15. Разложить на линейные множители квадратный трехчлен
1) ; 2) .
Решение. 1) Рассмотрим квадратное уравнение . Его дискриминант . Значит, действительных корней нет. Из пр.14.4 следует, что . По формуле для корней квадратного уравнения . Получили два комплексно-сопряженных корня и . В соответствии с найденными корнями можем разложить квадратный трехчлен на линейные множители:
.
2) Рассмотрим квадратное уравнение . Его дискриминант , действительных корней нет. Из пр.14.4 следует, что . По формуле для корней квадратного уравнения . Получили два комплексно-сопряженных корня и . В соответствии с найденными корнями разлагаем квадратный трехчлен на линейные множители:
.
Обращаем внимание на то, что квадратное уравнение с действительными коэффициентами имеет пару комплексно сопряженных корней.
Задача 4. Убедиться, что справедливы разложения на линейные множители
; ; .
Показательная форма комплексного числа. Формула Эйлера (будет доказана позже):
, (6)
позволяет записать комплексное число в показательной форме:
, где .
Из формулы Эйлера и из - периодичности синуса и косинуса следует:
.
Значит, , т.е. .
Пример 16. Числа записать в показательной форме.
Решение. В примере 10 нашли ,
, , ,
, , , .?
Легко проверить справедливость соотношений:
Сравните эти соотношения с правилами умножения, деления и возведения в степень комплексных чисел в тригонометрической форме.
Пример 17. Сравните комплексные числа и .
Решение. Из пр.16: . У чисел и модули равны. Выделяя в показателе числа слагаемое, кратное , представим в виде , так как множитель . Значит, .