Организационно-правовая характеристика предприятия

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИя

1.1

Финансовое планирование - (англ, financial planning) - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий. Различные авторы дают следующие определения понятию финансовое планирование

Определение финансового планирования

Автор Определение
   
Лихачева О.Н Финансовое планирование - это процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов
Ревинский И.А., Романова Л.С Финансовое планирование представляет собой процесс разработки мер по обеспечению организации необходимыми ресурсами, повышению эффективности ее деятельности в будущем.
Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансовое планирование - процесс выработки плановых заданий, составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением.
Павлова Л.Н. Финансовое планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств
Лапуста М.Г., Никольский П.С Финансовое планирование - процесс разработки системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии предприятия в предстоящем периоде

Обобщив все вышесказанное, финансовое планирование представляет собой процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе бизнес-плана. Финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных, текущих и оперативных планов. В долгосрочном плане определяют основные финансовые показатели, дают финансовую оценку изменений стратегического порядка в деятельности предприятия. В текущем плане обеспечивают увязку всех разделов плана предприятия с финансами. При этом финансовое планирование должно играть активную роль, не сводясь к обсчету других показателей в денежном выражении. Прежде всего, организуют воздействие финансового планирования на производственно-сбытовую сферу с целью разработки плана производства и продажи продукции, обеспечивающего для предприятия наилучшие финансовые результаты.

В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций [5, с.216].

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности [2, с. 69].

Значение финансового планирования заключается в следующем:

намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;

устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;

соблюдение интересов акционеров и инвесторов;

определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;

оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;

контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций;

обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования [10, с.113].

Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово - хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Важнейшие объекты финансового планирования (рисунок 1): расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов; определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Опираясь на расчеты и установленные нормы и нормативы, в процессе финансового планирования определяют возможные объемы собственных финансовых ресурсов на планируемый период.

Рис.1. Объекты финансового планирования

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это – сложный, многоэтапный процесс. Финансовое планирование охватывает ряд взаимосвязанных этапов (обязательных условий (компонентов), необходимых для успешной организации финансового планирования) [27, с.191]:

анализ финансового состояния предприятия;

прогнозирование финансовых условий хозяйствования в планируемом периоде;

определение финансовых задач;

разработку вариантов, показателей финансового плана и выбор оптимального варианта;

корректировку отдельных финансовых показателей в увязке с другими заданиями плана предприятия

производство, программа, капитальное строительство, техническое развитие и др.);

доведение заданий плана до подразделений и ответственных исполнителей; организацию учета и контроль за выполнением плана.

Финансовый план хозяйствующего субъекта - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией. Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия [4, с.64].

Финансовый план предприятия используются в следующих целях: с его помощью вырабатываются стратегия бизнеса и направления развития предприятия, с помощью плановых расчетов доказывается финансовая устойчивость предприятия, платежеспособность при привлечении заемных средств и потенциальных партнеров, с помощью рассчитанных финансовых коэффициентов определяется финансовое состояние и осуществляется контроль за деятельностью предприятия, финансовый план может быть использован при рекламе своего предприятия.

Финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией.

Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования (рисунок 2).

Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

Рис. 2. Принципы финансового планирования

Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать “слабо ликвидный” баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл – определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.

Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования “не обнулять” денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

При этом экономические законы отражают строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Закономерности выступают в виде тенденций, выявленных степени и тесноты взаимосвязей. Требования законов обуславливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, т.е. исходных, основополагающих положений и правил. Осознанное применение закономерностей и принципов способствует получению новых знаний в области финансового планирования [10, с.144].

Под принципом планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направления и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения. Значительный вклад в определение принципов планирования внес Р. Акофф, который выделил три основных принципа планирования. Это - принцип участия, принцип непрерывности и принцип холизма.

Принцип участия основывается на том, что важнейшим продуктом планирования является сам процесс, поэтому главные выгоды дает участие в нем. Именно благодаря участию в планировании члены организации могут развивать себя. Кроме того, участие позволяет им приобрести понимание организации и служить ее целям более эффективно. Это в свою очередь облегчает развитие организации.

Принцип непрерывности рассматривает процесс планирования как длящийся во времени, непрерывность перехода от одной стадии планирования к другой, от прошлого к настоящему и будущему. Принцип непрерывности, означающий сочетание перспективного и текущего планирования, преемственности планов, корректировки плановых показателей при изменении условий. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок: - неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий организации и внесение соответствующих исправлений и уточнений в планы; - изменяются не только фактические предпосылки, но и представления организации о своих внутренних ценностях и возможностях [4, с.92].

Принцип холизма состоит из двух частей: принципа координации и принципа интеграции. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Следовательно, деятельность единиц одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости. Принцип интеграции устанавливает, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным, как планирование во взаимозависимости на всех уровнях. Сочетание принципов координации и интеграции дает нам принцип холизма, согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планирование одновременно и во взаимозависимости. Так как финансовое планирование является элементом общей системы планирования, для него применимы общие принципы планирования. В то же время финансовому планированию присущи частные принципы планирования.

Рассмотрим основные этапы финансового планирования (рисунок 3).

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств [9, с. 236].

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования [4, с.178].

Рис. 3. Основные этапы финансового планирования на предприятии

Второй этап включает формирование общей финансовой стратегии на среднесрочную перспективу. Этот этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. В данном случае на большинстве предприятий это сводиться к процессу составления бюджетов, рассчитанных на один календарный год.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование, путем составления кредитного плана, кассового плана и платежных календарей.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [5, с.318].

В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:

определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);

изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т.д.;

выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;

устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);

определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений; выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства.

Планирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по различным схемам: «снизу вверх» (децентрализовано); «сверху вниз» (централизованно) и «интерактивно» (во взаимодействии). Если планирование ведется в двух разрезах, то, как правило, долгосрочные стратегические планы разрабатываются на уровне корпорации, а среднесрочные на уровне структурных подразделений. Эти схемы планирования используются в российских условиях.

При децентрализованном планировании «снизу вверх» цели, стратегии планирования, производственные планы – все инициируются оперативными подразделениями предприятия. Задачами планового отдела в таких корпорациях являются установление форм плановых документов и координация плановой деятельности. Однако это не исключает, что стратегические идеи могут быть выдвинуты высшим руководством. Планирование «снизу вверх» указывает лишь на иерархическую ступень составления планов, но никоим образом не умаляет их качества.

Централизованная модель планирования – «сверху вниз» означает более важную роль планового отдела предприятия. В Японии довольно часто, особенно в специализированных компаниях, планы разрабатываются плановым отделом штаб-квартиры при определенном участии структурных подразделений и отдела труда корпорации. При интерактивном планировании идеи формируются и стратегии вырабатываются в процессе взаимодействия по вертикали. Плановый отдел накапливает информацию, получаемую от подразделений, и ставит вопросы перед высшим руководством. Рыночные, финансовые стратегии могут вырабатываться плановыми службами корпорации и осуществляться на уровне корпорации в целом.

Итак, финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией, оно может осуществляться централизованно и децентрализованно. Финансовое планирование - это процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени.

1.1 Сущность финансового планирования

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественны- ми показателями, ключевыми для данного уровня управления.

Планирование финансов в организациях осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных данных, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы, получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась[2].

Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет сама организация ухудшением своего финансового состояния.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков.

1. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры.

5. В коммерческих организациях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.

6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке[3].

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях;

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

В небольших организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие — будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

• обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

• предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

• служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

К основным задачам финансового планирования в организации относятся:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия[4].

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат на осуществление деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы организации и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производства продукт услуг, научно-технического развития, совершенствования производства и управления, повышения эффективности производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, уда и кадров, прибыли и рентабельности, экономического стимулирования и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

2.1Сущьность,цели, задачи и принципы финансового планирования

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления организацией.

В общем случае планы – это перечень того, что должно быть сделано, в какой последовательности, за счет каких материальных, трудовых, временных ресурсов для достижения поставленных целей.

Финансовое планирование – это совокупность мероприятий по определению денежных доходов и накоплений, выявлению резервов, привлечению источников финансовых ресурсов и направлению их на покрытие запланированных расходов и затрат по различным сферам деятельности организации.

Назначение финансового планирования – определить потребности организации в финансовых ресурсах в размерах, обеспечивающих финансирование расширенного воспроизводства и выполнения других финансово – кредитных обязательств организации.

Основные задачи финансового планирования:

- определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов, исходя из намеченного объема производства, возможностей реализации с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

- обоснование предполагаемых расходов, начиная с расчета издержек производства, обязательных платежей, и заканчивая определением направления и размеров расходов за счет прибыли;

- установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды, техническое перевооружение и расширение производства, материальное поощрение и социальные нужды работников;

- определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

- обоснование равновесия в поступлении денежных средств и их расходовании для обеспечения устойчивого финансового положения организации.

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными принципами:

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов;

2.Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать деятельность одного подразделения организации вне связи с другим;

3. Принцип участия означает, что каждый специалист организации участвует в планировании;

4. Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться в рамках установленного цикла, которые непрерывно сменяют друг друга (план закупок – план производства – план маркетинга);

5. Принцип гибкости состоит в способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств;

6. Принцип точности предполагает, что планы должны быть конкретизированы.

Кроме общих принципов финансового планирования, существуют спец и фические, такие как:

1) принцип соотношения сроков получения и использования средств (например, капитальные вложения финансируются за счет долгосрочных источников);

2) принцип платежеспособности;

3) принцип рентабельности капитальных вложений;

4) принцип сбалансированности рисков;

5) принцип приспособленности к потребностям рынка.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма. А также, супермаркет.

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести:

регламентированность (упорядоченный процесс)

связь с обработкой информации;

направленность на достижение определенных целей;

временной характер.

Планирование - процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план, либо совокупность планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Оно осуществляется органами государственной власти и управления, а также всеми хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Основная цель финансового планирования - обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности. Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства. Объектом финансового планирования в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредующие их финансовые отношения и возникшие стоимостные пропорции. Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. Финансовое планирование должно быть целевым, оперативным, реальным, управленческим, коллективным, регламентированным, сплошным, комплексным, непрерывным, сбалансированным, прозрачным для руководства процессом. Методология финансового планирования базируется на следующих важнейших принципах:

) принцип объективной необходимости использования финансового планирования, как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим и становится обязательным, как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;

) принцип эффективности, отражающий качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, достижение экономического или социального эффекта;

) принцип комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и социальных заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на различных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной политики государства и каждого самостоятельного субъекта;

) принцип научности, как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность плановых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки ситуации, а также наличия ресурсов, координации финансовых заданий во времени и пространстве. Научная обоснованность означает не только их реальность, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды. [13]

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз - это вероятностное предположение о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Глава 2. Анализ системы финансового планирования на примере ООО «Гранд» 2.1.

характеристика предприятия Общество с ограниченной ответственность «Гранд» (ООО «Гранд») образовано в 1998 году. Основной деятельностью предприятия является интернет-реклама. В настоящее время компания являемся одним из старейших и профессиональных интернет-агентств России. Компанией накоплен огромный опыт и глубокое понимание технологий работы в сети. Основная цель деятельности — создание потоков клиентов в бизнесе заказчика. ООО «Гранд» имеет линейно-функциональную организационную структуру. Это наиболее распространенный тип организационной структуры, где линейное управление подкрепляется специальными функциональными службами. Организационная структура предприятия ООО «Гранд» в списочном формате: «Гранд» Генеральный директор Коммерческая служба Отдел продаж Отдел по работе с клиентами Служба интернет-рекламы Отдел контекстной рекламы и аналитики Отдел разработки рекламных носителей Административно-хозяйственный отдел Технический отдел Отдел персонала Финансовый отдел Бухгалтерия Схематически организационная структура представлена на рисунке 3. Рисунок 3 - Организационная структура ООО «Гранд» Доходы от основной деятельности - доходы, получаемые от предоставления услуг клиентам по созданию и размещению рекламы в сети интернет. В компании существует внутренний норматив затрат: расходы на размещение рекламы могут составлять не более 85 % выручки от проведения рекламной кампании. В противном случае предприятие не берется за проведение рекламной кампании. Услуги по размещению рекламы нашему предприятию оказывают поставщики, владеющие "площадками" для размещения рекламы в интернете. Именно расходы на размещение рекламы считаются в компании переменными. Остальные расходы предприятия будем считать постоянными. Вторая крупная статья расходов предприятия - это заработная плата. Практически весь персонал компании высококвалифицированный. Некоторые сотрудники обладают редкими и даже уникальными навыками. На предприятии ежемесячно составляются планы продаж с детализацией по клиентам. Бюджетирования в компании не осуществляется. Представим расшифровку некоторых статей отчета о прибылях и убытках за 2011 г: Расходы на размещение рекламы составили 219 180 тыс. руб. Заработная плата производственного персонала 6 753 тыс. руб. Заработная плата коммерческого персонала 13 800 тыс.руб. Заработная плата административного персонала 8 400 тыс. руб. Реклама в интернете составила 3000 тыс.руб. Расходы по полиграфию 500 тыс. руб. Расходы на аренду 2400 тыс. руб. Расходы на связь1200 тыс. руб. Техническое обслуживание офиса 120 тыс. руб. Техническое обслуживание ИТ-оборудования 120 тыс. руб. Канцелярия 1000тыс. руб. ИТ оборудование (компьютеры, принтеры) 600 тыс. руб. Амортизация 200 тыс. руб.

организационно-правовая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственность «Гранд» (ООО «Гранд») образовано в 1998 году. Основной деятельностью предприятия является интернет-реклама. В настоящее время компания являемся одним из старейших и профессиональных интернет-агентств России. Компанией накоплен огромный опыт и глубокое понимание технологий работы в сети. Основная цель деятельности — создание потоков клиентов в бизнесе заказчика. ООО «Гранд» имеет линейно-функциональную организационную структуру. Это наиболее распространенный тип организационной структуры, где линейное управление подкрепляется специальными функциональными службами. Организационная структура предприятия ООО «Гранд» в списочном формате: «Гранд» Генеральный директор Коммерческая служба Отдел продаж Отдел по работе с клиентами Служба интернет-рекламы Отдел контекстной рекламы и аналитики Отдел разработки рекламных носителей Административно-хозяйственный отдел Технический отдел Отдел персонала Финансовый отдел Бухгалтерия Схематически организационная структура представлена на рисунке 3. Рисунок 3 - Организационная структура ООО «Гранд» Доходы от основной деятельности - доходы, получаемые от предоставления услуг клиентам по созданию и размещению рекламы в сети интернет. В компании существует внутренний норматив затрат: расходы на размещение рекламы могут составлять не более 85 % выручки от проведения рекламной кампании. В противном случае предприятие не берется за проведение рекламной кампании. Услуги по размещению рекламы нашему предприятию оказывают поставщики, владеющие "площадками" для размещения рекламы в интернете. Именно расходы на размещение рекламы считаются в компании переменными. Остальные расходы предприятия будем считать постоянными. Вторая крупная статья расходов предприятия - это заработная плата. Практически весь персонал компании высококвалифицированный. Некоторые сотрудники обладают редкими и даже уникальными навыками. На предприятии ежемесячно составляются планы продаж с детализацией по клиентам. Бюджетирования в компании не осуществляется. Представим расшифровку некоторых статей отчета о прибылях и убытках за 2011 г: Расходы на размещение рекламы составили 219 180 тыс. руб. Заработная плата производственного персонала 6 753 тыс. руб. Заработная плата коммерческого персонала 13 800 тыс.руб. Заработная плата административного персонала 8 400 тыс. руб. Реклама в интернете составила 3000 тыс.руб. Расходы по полиграфию 500 тыс. руб. Расходы на аренду 2400 тыс. руб. Расходы на связь1200 тыс. руб. Техническое обслуживание офиса 120 тыс. руб. Техническое обслуживание ИТ-оборудования 120 тыс. руб. Канцелярия 1000тыс. руб. ИТ оборудование (компьютеры, принтеры) 600 тыс. руб. Амортизация 200 тыс. руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: