ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
Самостоятельная работа магистрантов включает подготовку рефератов (докладов) по предложенной тематике и эссе по вопросам темы.
Подготовка эссе по вопросам темы предполагает, что студент самостоятельно изучает не менее трех источников из списка рекомендованной литературы и готовит эссе по одному из предложенных вопросов. Рекомендуется изложить несколько взглядов на заявленную проблему и сделать самостоятельное обоснованное заключение.
Доклад готовится в соответствии с предлагаемым перечнем тем. Обсуждение докладов проводится на практическом занятии в форме круглого стола.
Предлагается следующая тематика рефератов (докладов):
1. Методологические особенности исследования современных проблем менеджмента.
2. Системный подход в исследовании закономерностей и тенденций развития современного менеджмента.
3. Основные закономерности и тенденции развития современного менеджмента.
4. Эффективность систем управления и определяющие ее факторы.
|
|
5. Организационные изменения: понятие, модели, подходы к анализу.
6. Модели организационного развития
7. Концепция организационного развития.
8. Концепция управления изменениями
9. Управление изменениями.
10. Современные типы организаций: факторы, закономерности и основные тенденции развития
11. Корпоративные организации и корпоративное управление. Модели корпоративного управления и контроля.
12. Корпоративное управление в России и его особенности
13. Управленческие решения и их характеристики.
14. Проблема разработки эффективных управленческих решений.
15. Коммуникации и коммуникационные процессы: понятия, сущность, содержание, основные факторы, определяющие коммуникационный процесс.
16. Коммуникация как информационный процесс.
17. Современные теории конкуренции, конкурентных преимуществ и лидирования в отрасли.
18. Основные типы современных конкурентоспособных структур управления.
19. Концепция конкурентного преимущества.
20. Теория интеллектуального лидерства Г. Хэмела и К.К. Праха-лада — «мегавозможности» и архитектоника будущего, ключевые компетенции и функциональность продукта.
21. Этика конкурентной борьбы
22. Методы формирования позитивного стиля управления.
23. Конфликтность в менеджменте и поведение руководителя в конфликтной ситуации.
24. Организация эффективных коммуникаций в командах управления.
25. Принципы организации и проведения проблемных совещаний.
26. Проблемы личности руководителя.
ГЛОССАРИЙ
Менеджмент - это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления, отражающей условия рыночной экономики.
|
|
Управление, представляющее собой целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей, разнообразно по формам, целям, субъективно по личностным признакам, механизму, организации, результатам, условиям, ограничениям. Все это позволяет и требует рассматривать его в ракурсе типологического множества вариантов ре-ального проявления и формирования.
Одно из важных мест в типологии управления занимает управление, имеющее название "менеджмент".
Менеджмент возник и развивался в практике индустриально развитых стран как тип управления, отражающий уровень экономического развития, социально-экономическое устройство общества (формация), технологические особенности производства, концентрированный опыт повышения эффективности управления, влияние на управление социально-психологических отношений, определенный уровень общей и особенно организационной культуры. Все это факторы возникновения и развития менеджмента, определяющие его особенность и сегодня.
Суть менеджмента следует искать в сочетании общих черт всякого управления социально-экономическими системами и специфических, вызванных особенностями рыночной экономики.
Миссия организации - это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.
Классификация целей - способ, позволяющий конкретизировать цель, раскрыть ее содержание, выбрать наилучшие формы, механизмы и методы ее реализации.
Целеполагание - этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.
Результат управления - это реализация целей промежуточного характера, достижение этапа движения к цели, материальное воплощение задуманного и спланированного. Целевой тип процесса управления - это отражение особого влияния цели на все этапы управления. Они становятся привязанными к цели, исходят главным образом и непосред-ственно из цели.
Тезаурус представляет собой совокупность гуманитарных, управленческих и специальных знаний, которыми владеет индивид, которые "размещены" в его памяти и актуализируются в процессе восприятия и переработки информации.
Шум в системе коммуникации определяется как проявление искажения смысла передаваемого сигнала, сообщения. Различают "физический шум", "семантический шум", "прагматический шум".
Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Эмпатия - это внимание к чувствам других людей и искренняя заинтересованность увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы с точки зрения другого человека.
Intranet - это закрытая сеть предприятия, использующая проверенные технологии глобальной сети Интернет. Эти технологии обеспечивают простоту работы для пользователей сети 1п1гапе1: и руководителей предприятий.
"Телефон доверия" - разновидность обратной связи коммуникативного общения. Специально созданный рабочий орган систематически в установленное время принимает по телефону самые различные сигналы "снизу". Полученная информация обобщается и докладывается руководству.
Коммуникативная структура управления - совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации.
Информатика - в широком смысле слова - система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению и распространению всех видов информации в обществе. природе и технических устройствах.
Информационное обеспечение управления - совокупность информационных ресурсов. средств, методов и технологии, способствующая эффективном}" проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.
|
|
Коммуникабельность - способность человека к совместной работе, продуктивному общению.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории.
Коммуникационные роли - способы распоряжения поступающей информацией. Различают следующие роли: "Сторож" - индивид, контролирующий потоки сообщений в организациях; "Связной" - индивид, связывающий на межличностной основе две или более группы в системе; "Лидер мнений" - индивид, к суждениям которого прислушиваются сослуживцы; "Космополит" - индивид, который чаше других контактирует с внешней средой.
Характеристики информации - объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Объем воспринимаемой информации имеет три уровня: информационная избыточность.
субминимальный уровень, недостаток информации (информационный голод).
Достоверность информации имеет три уровня: абсолютный (100%). доверительный (более 80/с). негативный (менее 80%).
Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов. времени, денег) на принятие правильного решения.
Насыщенность информации - это соотношение полезной и фоновой информации.
Открытость информации - это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существуют три уровня открытости: секретная, конфиденциальная, публичная.
Риск - принятие решений, вероятность успеха которых недостаточно высока.
Подчинение - зависимость деятельности человека от управленческого решения, принимаемого менеджером.
Противоречие - результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве (в рамках одной системы) и являются источником развития и познания. Развитие противоречия может иметь четыре ступени: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.
|
|
Мотив - внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению определенных действий. Стимул - фактор воздействия, который менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов.
Интерес - стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации.
Принцип - основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы.
Ценность - свойство любого явления, оцениваемое по критериям значимости его для человека или группы людей.
Информация - совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.
Управление осуществляется тогда, когда существуют как совпадающие интересы людей, так и информация о характере этих интересов и возможностях их реализации.
Свойства информации. Информация обладает определенными свойствами: накопление, движение, сохранение при использовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разнообразие форм.
Эти свойства информации играют важную роль в понимании характеристик информационного обеспечения управления.
Информационный потенциал менеджмента. Информационные ресурсы и возможности их использования. Характеризуется полнотой и ценностью информации, достоверностью, формой представления, объемом, своевременностью поступления, структурой информации, возможностью (условиями) использования информации при разработке управленческих решений.
Виды информации. В практике управления используется информация различных видов. Главными среди них являются: информация экономическая, организационная, социальная и социально-психологическая, технологическая. Кроме того, важную роль играет выделение информации оперативной, текущей и стратегической, информации по отдельным функциям управления (плановая, статистическая, по кадрам и пр.).
Искусство управления - комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления.
К числу таких характеристик относятся: развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решительность, инициативность.
Разделение управленческой деятельности - объективный процесс возникновения в управлении разных видов деятельности, которые выполняются различными работниками и из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления).
Разделение управленческой деятельности вызвано тенденцией увеличения работ по управлению и потребностью совместной деятельности для повышения эффективности управления. В результате разделения управленческой деятельности возникают функции управления (виды управленческой деятельности) и полномочия (право на принятие решений по комплексу функций управления).
Внутренний менеджмент (интраменеджмент) - 1) тип управления, отличающийся приоритетами внутренних проблем над внешними, 2) функция управления, выполняемая чаще всего заместителем первого лица и предназначенная для разгрузки его от текущих дел для осуществления стратегического управления или инфраменеджмента. Система управления - 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей, 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
Звенья системы управления - обособленная единица системы управления. Звенья выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения. Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления, по которым выделяются основные связи соподчиненное™ звеньев, формируется конструкционная основа системы управления - структура системы управления и на основе которых система управления приобретает иерархическую форму.
Звенья системы управления могут быть: линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными.
Проектирование систем управления - разработка модели системы управления по показателям ее эффективного функционирования. К числу показателей, по которым можно оценить систему управления или проектировать ее преобразование, относятся следующие: состав и структура функций дифференциации управленческой деятельности, звенья системы управления и их распределение по ступеням иерархии, величины звеньев, распределение полномочий, информационное обеспечение управления, связи и их информационная нагрузка, квалификационные требования.
Субъект управления - звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления.
Субъект управления всегда является частью объекта управления, поэтому выделение субъекта управления всегда ограничено масштабами управляемой социально-экономической системы и тех связей в них, которые характеризуют систему управления.
Управление - целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.
Основные функции управления - виды деятельности, отражающие в своей совокупности содержание и реальность воздействия на объект управления. К ним относятся: предвидение и планирование, организация, контроль, координация и регулирование, активизация и мотивирование, исследование.
Лидерство - возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, уважение, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт.
Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае менеджер соединяет должность и лидерство. Но отношения лидерства и должностных полномочий могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Тогда возникает конфликтная ситуация.
Мотивация - использование действующих и формирование необходимых мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.
Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессах его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов.
Стимулирование - создание атмосферы, условий и возможностей заинтересованности человека в достижении определенного качества своей деятельности. Стимулирование - это использование интересов в управлении, формировании системы интересов.
Стимулы так же, как и мотивы, выступают в процессах управления как рычаги воздействия, которые менеджер использует в согласовании совместной деятельности людей и направлении ее на определенные результаты и цели.
Интересы человека - стремления к достижению чего-либо, к удовлетворению потребностей. Интересы человека разнообразны. Существуют материальные интересы и духовные; по видам отношений человека в обществе и отдельной группе можно выделить интересы экономические, социальные, социально-психологические, организационные, существуют интересы образовательные, есть смысл говорить и об интересах разнообразия деятельности, ее интеллектуализации; по осознанию человеком своего места в обществе и коллективе можно выделить интересы индивидуальные, коллективные (групповые) и общественные, существуют также интересы эгоистические и патриотические.
Менеджмент производственный - тип менеджмента, основные черты которого определяются особенностью объекта управления - производством, в отличие, например, от социального менеджмента (управление социальными процессами) или управления культурой, спортом, здравоохранением, образованием и пр.
Производство - это всегда изготовление какого-либо продукта или оказание услуги, это превращение сырья и материалов в готовый предмет, удовлетворяющий потребности человека.
Особенности производственного менеджмента проявляются в функциях и структуре системы управления, механизмах управления и технологиях разработки управленческих решений. Мотивирование производительной деятельности в значительной мере базируется на характеристиках техники и технологии производства, конструкторской подготовки производственных процессов, энергетическом его обеспечении.
Производственный менеджмент требует и определенных качеств персонала как производственного, так и управленческого. Управленческий персонал в той пли иной мере должен знать технологические особенности производства.
Менеджмент практический - вид менеджмента, ориентированного главным образом на достижение непосредственного практического результата деятельности.Его характеризуют принципы, положения, идеи, которые можно непосредственно использовать в практике управления, которые отражают проблемы в том их виде, в каком они возникают в реальной практике.
Менеджмент практический может быть в самых различных областях деятельности - производственной, социальной, экономической, в области культуры и т.д. Он отличается особенностями построения концепции управления, назначением ее основных положений, приоритетами и подходами, а не областью управления.
Концепция - комплекс ключевых положений (идей, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении или событии, способствующих достаточно глубокому их пониманию, определяющих методологию и организацию практической деятельности. Концепция может быть теоретической и практической. Первая предназначена для объяснения явлений, вторая - для осуществления эффективной деятельности посредством учета ключевых факторов успеха.
Каждый менеджер осознанно или неосознанно имеет свою концепцию управления. Научный подход к управлению требует сознательного и аналитического конструирования концепции управления, отражающей научные рекомендации и конкретные условия управления. Такая концепция управления позволяет учитывать и не упускать такие факторы эффективности управления, которые являются критическими, решающими и наиболее важными. При этом концепция позволяет учитывать эти факторы в систематизированном виде.
Парадигма - 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении.
Парадигмой науки и практики управления является акцентирование в определении понятия "управление" его отдельных свойств, содержательных элементов, объективного назначения, происхождения. Так. существует парадигма информационной природы управления. Здесь определение управления строится на основе понятия "информация", и далее в соответствии с этим вся концепция управления приобретает информационный характер.
Существует организационная парадигма управления, в которой понятие "управление" по существу отождествляется с понятием "организация", и вся проблематика управления сводится к решению организационных проблем.
Есть кибернетическая парадигма управления, в которой главным в управлении является функционирование прямой и обратной связи управляющей и управляемой систем. А эти системы рассматриваются не как следствие управления, а как реальная причина его возникновения и условие существования.
Современная парадигма управления в основу определения понятия "управление" и построения научной концепции управления ставит деятельность человека и все факторы ее осуществления. Здесь управление рассматривается как специфический вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся в процессах разделения труда в производстве и в обществе. В этой парадигме решающую роль играют такие качества поведения человека и осуществления им деятельности, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки и т.д.
Парадигма управления отражает как уровень развития науки управления, так и потребности практики в совершенствовании управления. Так, в прошлом организационная парадигма управления вполне удовлетворяла потребности совершенствования управления и соответствовала уровню научных представлений об управлении. Но по мере развития производства и общества, научных исследований в области управления возникали новые парадигмы управления, которые вносили коррективы в прежние концептуальные схемы. Так возникла парадигма человеческого фактора управления, которая сегодня определяет всю совокупность концептуальных положений.
В парадигме наиболее ярко проявляется взаимодействие науки и практики управления: движение науки к истине и развитие практики, предъявляющей все новые и новые требования к науке.
Процедуры управления - совокупность операций процесса управления, сгруппированных по принципам обязательной последовательности, общего предмета, необходимого взаимодействия, относительной законченности и одинакового назначения.
Примером процедур управления могут быть операции проведения совещания, обработки документов, проведения аттестации персонала, разработки цели и миссии фирмы, поощрения работников и пр.
Полномочия - 1) право на принятие управленческих решений, закрепленное организационным положением; 2) реализация власти в действиях менеджера.
Полномочия определяют иерархическое строение системы управления, выделение ступеней, а также характеризуют степень централизации управления.
Существует объем и масштаб полномочий. Объем полномочий отражает состав проблем, которые может и должен решать менеджер, масштаб - состав и количество подчиненных ему непосредственно звеньев системы управления.
Если полномочия концентрируются на верхних ступенях системы управления, то управление становится высокоцентрализованным. Современное управление стремится к максимально возможной децентрализации управления, которая устанавливается тогда, когда полномочия распределяются в системе управления в соответствии с необходимостью достижения гибкости, оперативности, креативности, профессиональной ответственности, демократичности.
При перегрузке менеджера или повышении профессионализма персонала или в целях повышения качества управленческих решений, их своевременности осуществляется делегирование полномочий, т.е. передача их на нижестоящий уровень.
Технология управления - последовательность и комбинация операций, выбираемые менеджером по критериям эффективности воздействия на объект управления.
Процесс управления включает множество операций, которые группируются по этапам целеполагания, оценки ситуации, определения проблемы и реализации управленческого решения. Но в рамках процесса управления может быть множество разнообразных комби-наций операций и последовательностей их выполнения. Они укладываются в общее содержание процесса управления и вместе с тем отражают специфические условия достижения эффективности управления, экономии времени, использования ресурсов и пр.
В этом случае и говорят о технологии управления, которую надо разрабатывать с учетом конкретных условий, предполагаемого результата и общих закономерностей процесса управления.
Теория управления - 1) комплекс теоретических положений, обобщенных до определенного уровня абстракции, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; 2) совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.
В теории управления объектом изучения является социально-экономическая система. Иногда называют объектом изучения организацию, определение которой соответствует понятию социально-экономической системы. Предмет изучения теории управления - специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название "управление".
Проблематика теории управления включает методологию и организацию управления, дифференциацию и интеграцию деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты управления.
Ключевыми понятиями теории управления являются также понятия "система управления", "процесс управления", "механизм управления". Они отражают статику и динамику управления, движущие силы его осуществления, факторы эффективности и развития. Связь теории и практики управления осуществляется посредством разработки принципов практической деятельности, методик решения проблем, моделирования ситуаций и т.д. Теория управления способствует созданию эффективного инструментария управленческой деятельности. Теория управления относится к классу социально-экономических наук. Но в ее структуре занимают довольно значительное место проблемы, связанные с информационным обеспечением управления и технической вооруженностью управленческой деятельности, компьютеризацией управления.
Управляемость - 1) реакция управляемой системы на воздействие управляющей системы: 2) характер и мера восприятия коллективом управленческих решений, принимаемых менеджером.
Существуют различные виды реакции на управленческое воздействие. Это может быть бездействие, формальное, безынициативное действие, противодействие. Но возможна и другая реакция - активность, дополнительная деятельность, восприимчивость замысла и задач, энтузиазм, организованность (возможно, и неформальная), ответственность. Все это проявление управляемости. Первый вариант реакции свидетельствует о низкой управляемости, второй - о высокой.
Управляемость зависит от многих факторов. Это факторы мотивации, организации управления, лидерства, работы с персоналом, качества цели, миссии и стратегии, качества управленческих решений, участия работников в управлении.
Обеспечение управляемости требует систематического совершенствования управления. Как правило, управляемость выше там, где управление имеет инновационный и стратегический характер, где оно демократично и профессионально.
Эффективность управления - сопоставимость результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления - один из основных показателей совершенства управления. Ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной. Во-первых, результат управления не всегда заключается в прибыли. Во-вторых, существует в управлении непосредственный результат и опосредованный, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат. В-третьих, результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, социально-психологическим. В-четвертых, затраты на управление не всегда возможно достаточно строго выделить. Поэтому в практике эффективность управления чаще всего определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих факторов - про-изводительность, степень достижения цели, управляемость, ритмичность работы, прирост качества, удовлетворенность трудом, экономия времени в процессе управления, формирование корпоративной культуры.
Управленческий труд - 1) сознательная деятельность человека по целенаправленному согласованию совместной деятельности других людей; 2) комплекс реализуемых усилий, необходимых для согласования деятельности человека.
В современных условиях производства и общества управленческий труд играет решающую роль в достижении успеха и в осуществлении развития. Он становится профессиональным трудом, требующим специальной подготовки, опыта, навыков. Техническая вооруженность управленческого труда растет, происходят процессы компьютеризации управления.
Воздействие управляющее - сознательное влияние на деятельность человека или коллектива работников, несущее в себе целевую установку, импульс трудовой активности и согласованности совместной работы.
Человек постоянно находится под воздействием разнообразных факторов природы, общества, других людей. Каждое воздействие влияет на поведение человека. Но бессистемные и случайные влияния не являются управлением. Управление возникает тогда, когда воздействия соответствуют интересам человека, несут в себе цель, которую он приемлет, способствуют согласованию его деятельности с деятельностью других людей.
Воздействия могут быть различными - формальными и неформальными, непосредственными и опосредованными, краткосрочными и продолжительными, регулярными и спорадическими, прямыми и косвенными.
Совокупность видов воздействий, используемых в управлении, характеризует тип и стиль управления, научный подход к управлению и искусство управления, механизм управления и качество персонала.
Решение управленческое - 1) акт деятельности менеджера или управляющей системы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; 2) заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой активности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей.
Основными характеристиками управленческого решения являются адресность, своевременность, мотивационныи потенциал, соответствие цели управления, организующая сила, определенность, конкретность, контролируемость.
В практике управления менеджер принимает множество разнообразных решении. Это решения экономические, организационные, социально-психологические, решения крат-косрочного и долгосрочного действия, решения по различным функциям управления (управление персоналом, управление материально-техническим снабжением, инновационная политика, финансы и пр.), решения оперативные и перспективные, рискованные и типовые, важные и второстепенные. Существует понятие качества решения, которое отражает соответствие его свойств реальным потребностям успешного разрешения проблемы. На качество решений влияет методология его разработки и реализации, объем и ценность информации, используемой в оценке ситуации и исследовании проблемы, профессионализм персонала, качество цели, относительно которой осуществляется выбор вариантов решения, острота и характер проблемы, организация управления. Большое значение в управленческом решении имеет учет человеческого фактора.
Менеджмент стратегический - разновидность менеджмента, главной особенностью которого является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе.
Менеджмент стратегический возник в результате усиливающейся динамики экономического развития, остроты конкуренции, научно-технического прогресса, повышения роди человеческого фактора управления, возникновения новых методологий предвидения и моделирования тенденций развития.
Менеджмент стратегический дает большие преимущества фирме. Они заключаются в рациональном использовании ресурсов и. главным образом, ресурса времени.
Менеджмент стратегический рождает чувство уверенности у персонала и менеджеров. способствует последовательности в разработке управленческих решений и ориентирует управление на устойчивое развитие.
Менеджмент стратегический - это не просто разработка стратегической программы развития фирмы. Это целый комплекс характеристик, отражающих приоритеты цели, динамики развития, своевременности решений, предвидения, анализа последствий управленческих решений, инноваций.
Менеджмент стратегический находит свое выражение в методологии (см. "методология управления") и организации управления (см. "организация управления"), в сочетании формального и неформального управления, в механизмах и технологиях управления, в его парадигме и концепции.
Механизм управления (менеджмента) - совокупность средств воздействия на деятельность людей. К средствам относятся интересы, ценности, мотивы, установки, опасения, приоритеты, стимулы. Средства управления формируются условиями жизнедеятельности и проектируются в процессах установления отношений управления. Использование механизма управления проявляется в учете и способствовании развитию тех качеств человека, которые определяют успех и эффективность его деятельности.
Процесс управления (менеджмента) - последовательность и комбинация действий (операций и процедур), из которых складывается управляющее воздействие. Процесс управления характеризуют четыре этапа, по которым распределяются его операции - целеполага-ние, определение и оценка ситуации, поиск и установление проблемы, разработка и реализация управленческого решения (разрешение проблемы). В осуществлении процесса управления большое значение имеет наличие, ценность, объем информации и возможности ее своевременного поступления и обработки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анискин Ю. П. Управление инвестициями. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007 – 192 с.
2. Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.
3. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие для вузов / А. И. Базилевич; под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 231 с.
4. Бакулевская Л.В. Сущность современного финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации // Экономические науки. – 2009. - № 4. – С. 189 – 195.
5. Беляев В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Беляев. – М.: КноРус, 2009. - 250 с.
6. Болдин Н. В., Воробьёв С. Н. Риск – менеджмент. Учебное пособие. – М.: Гардаринг, 2005. – 285 с.
7. Бурганова Л. А. Теория управления. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2007. – 139 с.
8. Виханский О. С. и др. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: Экономист, 2009. - 284 с.
9. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 511 с.
10. Глущенко Е. В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. – М.: Высшая школа, 1997. – 382 с.
11. Гончаренко Л. П. Риск – менеджмент. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 216 с
12. Захарова Л.Н. Психология управления. – М.: Логос, 2010. – 376 с.
13. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
14. Коршунова Л. А., Кузьмина Н. Г. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 152 с.Спицын В. В. Банковский менеджмент. Уч. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 212 c.
15. Никулина И. Е., Черепанова Н. В., Тухватулина Л. Р. Основы современного менеджмента. Уч. пособие с грифом УМО / Томск: Изд-во ТПУ, 2010 – 235 с.\
16. Райченко А. В. Административный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 416 с.
17. Современные проблемы менеджмента: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе / Афонасова М. А. – 2012. 15 с.
18. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. – М.: Юрайт, 2013. – 480 с.