Структура и классификация наук

Наука как система знаний имеет специфическую структуру, включающую ряд элементов.

Главным составным элементом науки, ее системообразующим звеном являются научные законы, которые должны соответствовать законам объективного мира, быть их более или менее точным отражением. Поэтому научная мысль развивается не случайными скачками, а подчиняется определенным законам логики.

Сочетание естественных законов и закономерностей с экономическими законами находит отражение в законе планомерного пропорционального развития народного хозяйства. Так, выполнение долговременной программы мелиорации и повышения эффективности использования мелиорированных земель до 2000 г. зависит от действия не только экономических законов, но и законов земледелия и растениеводства. К ним, в частности, относятся законы: равнозначности и незаменимости процессов жизни растений, ограничивающего фактора, оптимума, возврата, плодосмены и др. Сущность закона равнозначности и незаменимости процессов жизни растений состоит в том, что нельзя один необходимый для растений фактор (вода, тепло, свет) заменить другим. Закон ограничивающего фактора заключается в том, что уровень урожайности всегда определяется фактором, находящимся в минимуме, и сколько бы не возрастала величина других факторов, повышения урожайности не будет. Закон оптимума состоит в выявлении наиболее рационального соотношения между влагой и питательными веществами, что создает условия для полного развития растений. Согласно закону возврата, растения на вегетационный период потребляют из почвы питательные вещества, которые затем необходимо восполнить в почве. Закон плодосмены заключается в чередовании культур на полях в пространстве и во времени, то есть в соблюдении севооборота.

Важным структурным элементом любой науки являются специфические категории – наиболее общие понятия, отражающие особенности ее предмета, содержания и метода. Они являются незаменимым средством исследования и систематизации материала (категории товара и стоимости, владения собственностью в политэкономии; двойственности отражения и балансового обобщения хозяйственных процессов в бухгалтерском учете; индексов в статистике).

Кроме того, в науке различают такие элементы, как принципы, постулаты, правила.

Принципы тесно связаны с законами. Они специально создаются в процессе систематизации знаний, но в отличие от законов объективно в природе не существуют. Принципы могут выступать в форме постулатов, то есть предварительных предположений, которые служат основой для крупных теоретических обобщений в науке.

Согласно государственному Рубрикатору научно-технической информации, который представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей знаний, принятую для систематизации всего потока научно-технической информации, все отрасли знаний подразделяются на:

- общественные науки;

- естественные и точные науки;

- технические и прикладные науки, отрасли экономики;

- общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы).

В свою очередь каждая отрасль знаний подразделяется на свою дальнейшую классификацию, которая имеет несколько условный признак классификации.

Так, в “Общественные науки” включаются: 1) общественные науки в целом; 2) философия; 3) история и исторические науки; 4) социология; 5) демография; 6) экономика и экономические науки; 7) государство и право и юридические науки; 8) политика и политические науки; 9) науковедение; 10) культура; 11) народное образование и педагогика; 12) психология; 13) языкознание; 14) литература, литературоведение и народное поэтическое творчество; 15) искусство и искусствоведение; 16) массовая коммуникация, журналистика, средства массовой информации; 17) информатика; 18) религия и атеизм: 19) комплексное изучение отдельных стран и регионов; 20) комплексные проблемы общественных наук.

Согласно рубрикации (ГНТИ) “Естественные и точные науки” классифицируются следующим образом: 1) математика; 2) кибернетика; 3) физика; 4) механика; 5) химия; 6) биология; 7) геодезия и картография; 8) геофизика; 9) геология; 10) география; 11) астрономия; 12) общие и комплексные проблемы естественных и точных наук.

Рубрикация “Технические и прикладные науки. Отрасли зкономики” имеет свои разделительные границы, в частности эта классификация подразумевает деление: 1) энергетика; 2) электротехника; 3) электроника и радиотехника; 4) связь; 5) автоматика и телемеханика; 6) вычислительная техника; 7) горное дело; 8) металлургия; 9) машиностроение; 10) ядерная техника; 11) приборостроение; 12) полиграфия, репрография, фотокинотехника; 13) химическая технология; химическая промышленность; 14) био-технология; 15) легкая промышленность; 16) пищевая промышленность; 17) лесная и деревообрабатывающая промышленность; 18) строительство и архитектура; 19) сельское и лесное хозяйство; 20) рыбное хозяйство; 21) водное хозяйство; 22) внутренняя торговля, туристическое и экскурсионное обслуживание; 23) внешняя торговля; 24) транспорт; 25) жилищно-коммунальное хозяйство; 26) домоводство и бытовое обслуживание; 27) медицина и здравоохранение; 28) физическая культура и спорт; 29) военное дело; 30) прочие отрасли народного хозяйства; 31) общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики.

“Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы)” имеют несколько обособленную классификацию, в частности: 1) организация и управление; 2) статистика; 3) стандартизация; 4) патентное дело, изобретательство и рационализаторство; 5) охрана труда; 6) охрана окружающей среды и экология человека; 7) космические исследования; 8) метрология.

Изучая раздел “Общественные науки” и, в частности, подраздел ”Экономика и экономические науки”, можно увидеть, что данный подраздел имеет свою обособленную классификацию, которая систематизирует различные направления в данной отрасли знаний в некоторую структурную определенность. В частности, данный подраздел имеет следующую рубрикацию.

1. Общие вопросы экономических наук, которые в свою очередь подразделяются на: материалы общего характера; философские вопросы и методология экономических наук; современное состояние экономических наук; научные общества, съезды, конгрессы, симпозиумы в области экономических наук; международное сотрудничество в области экономических наук; организация научно-исследовательской работы в области экономических наук; информационная деятельность в области экономических наук; терминология в области экономических наук; пропаганда и популяризация экономических знаний; преподавание экономических наук; кадры экономистов.

2. Политическая экономия: общие вопросы; предмет и метод политической экономии; макроэкономика; микроэкономика; экономические законы и категории; отдельные проблемы политической экономии.

3. История экономической мысли: всеобщая история экономической мысли; история экономической мысли отдельных стран.

4. Наука управления экономикой. Учетно-экономические науки: общие вопросы; экономическая кибернетика; экономическая информация; учет; экономическая статистика; экономический анализ; экономико-математические методы и модели.

5. Экономическая география: общие вопросы; экономическая география мира; экономическая география отдельных стран.

6. Экономическая история: общие вопросы экономической истории; всеобщая экономическая история; экономическая история отдельных стран.

7. Мировая экономика, международные экономические отношения: общие вопросы; природные ресурсы; экономическое положение, экономическое развитие и рост; общественно-экономическая структура хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; управление экономикой, экономическое планирование, экономическое прогнозирование; экономическое стимулирование; международные экономические отношения, международные организации; экономическая эффективность производства; национальное богатство.

8. Территориальная структура экономики. Пространственная (региональная) экономика: общие вопросы; размещение производительных сил; расселение населения; географическая демография; экономическое районирование и экономические районы; территориально-производственные комплексы, промышленные центры; урбанизация, экономика городов.

9. Отраслевая структура экономики. Отраслевые и специальные экономические науки: общие вопросы; экономика промышленности; экономика строительства; экономика сельского хозяйства; экономика транспорта; экономика связи; экономика торговли; экономика материально-технического снабжения; финансы, денежное обращение и кредит, банковское дело; цены и ценообразование; экономика непроизводственной сферы; экономика культуры; экономика образования; экономика здравоохранения; экономика сферы обслуживания; экономика спорта; экономика туризма; экономика водного хозяйства; экономика охраны окружающей среды; рекреационная экономика; военная экономика; экономика труда.

10. Экономические проблемы организации и управления экономикой страны: организация и структура отраслей экономики; внутриотраслевые и межотраслевые экономические связи; размещение предприятий; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование предприятий; аграрно-промышленная интеграция; управление, планирование, программирование и прогнозирование отраслей экономики; организация производства; технико-экономическое нормирование; производственные фонды, основные и оборотные фонды, оборотные средства, основной и оборотный капитал; производственные мощности; капиталовложения; финансы, финансирование и кредитование, налоги и платежи в бюджет; хозрасчет, экономическое стимулирование; себестоимость, издержки производства; прибыль, рентабельность, цены; промышленная продукция, материалоемкость, фондоемкость и трудоемкость продукции; сбыт продукции; экономическая эффективность производства, фондоотдача; организация труда; производительность труда; оплата труда, заработная плата; учет и отчетность, анализ экономической деятельности.

11. Экономика и организация предприятия. Управление предприятием: здесь рассматриваются общие и теоретические вопросы.

12. Экономика отдельных стран.

1.3. Научная проблема и обоснование темы исследования

Научная проблема – это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований. В экономике научные проблемы возникают не стихийно, а закономерно, под действием экономических законов, в связи с развитием производительных сил и производственных отношений. Они решаются на основе планового руководства при помощи методов, предложенных наукой. Следовательно, постановка и решение научной проблемы может стать движущей силой в развитии экономической науки.

Для решения научной проблемы в современных условиях развития научно-технического прогресса требуются усилия большого коллектива специалистов различного профиля. Каждый член научного коллектива должен обладать волевыми качествами в проведении исследований, быть целеустремленным в достижении научной истины. Эти качества необходимо принимать во внимание при выборе направления научного исследования.

выбор проблемы исследования обосновывается прежде всего ее актуальностью, то есть насколько предполагаемые исследования будут способствовать выполнению практических задач.

Проблема должна содержать определенность, последовательность и непротиворечивость экономическим законам. Важным условием истинности проблемы является свойство ее доказательности, которое выражается в формальной логике законом достаточного основания.

Поскольку научная проблема представляет собой совокупность сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования или определения его параметров проблемы делят на составляющие компоненты – темы.

Тема – часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования.

Исследователь выбирает тему научной работы, исходя из цели исследовательской работы, которая должна предусматривать разработку новых концепций или направлений развития данной науки, совершенствование существующей методологии или разработку новых методик по отдельным разделам экономической науки. По конкретной экономике темы научных исследований формируются в пределах проблем данной науки, которые подразделяют на:

Теоретические, относящиеся к исследованию отдельных концепций теории данной науки, касающиеся ее научных законов, разработки аксиоматических знаний.

Методологические, касающиеся методов данной науки, применяемых в процессе изучения ее объектов.

Организационные, включающие организацию исследований по данной науке и применение ее результатов в практической деятельности.

Обоснование выбора перечисленных тем исследования определяется следующими критериями: народнохозяйственной эффективностью, соответствием профилю учреждения, обеспечением финансирования и возможностью внедрения результатов исследования.

Для определения народнохозяйственной эффективности темы необходимо определить ее актуальность и степень научной новизны для развития определенных знаний, направленных на решение практических вопросов конкретной экономики. Поэтому при выборе темы следует по литературным источникам определить степень и уровень разработки запроектированного исследования, обобщить передовой опыт предприятий и объединений. Важно ознакомиться также с планами научно-исследовательских учреждений, которые разрабатывают аналогичные темы, а по возможности изучить их отчеты по выполненным научно-исследовательским работам. Для этих целей в качестве источников информации используют реферативные сборники, книжные летописи, периодические издания.

Начинающему исследователю следует избрать более узкую тему, однако, не теряя связи с общей научной проблемой, в которую она входит. При этом принимается во внимание прошлая деятельность исследователя, а для экономических исследований обязательна связь с предприятиями и объединениями – объектами будущего исследования. Чем больше высказывает исследователь критических замечаний по проектируемой теме работы, делает предложений по направлениям совершенствования экономической работы, тем увереннее можно судить об успешном ее выполнении.

Исследователь должен сам избрать тему исследования, сделать ее обоснование в части предполагаемой научной новизны и практической значимости результатов исследования. Но самостоятельное избрание темы вовсе не предполагает игнорирование опыта руководителя. К его советам и консультациям начинающему исследователю следует прислушиваться, но окончательное решение остается за ним. Он должен быть внутренне глубоко убежден в актуальности и необходимости разработки избираемой темы. Только самостоятельное, всестороннее, научно аргументированное решение вопроса выбора темы обеспечивает успешное завершение исследовательской работы.

Определение народнохозяйственной эффективности темы, как правило, базируется на решениях правительства по вопросам экономического и социального развития страны. Особенно это касается выбора тематики исследований для научных коллективов, работающих в НИИ или вузах. Одновременно учитывается отраслевая направленность исследований, которая содержится в планах министерств и ведомств, планирующих развитие науки.

При изучении состояния научных разработок по предполагаемой теме исследований необходимо произвести группировку имеющихся знаний следующим образом:

а) знания, получившие всеобщее признание научной общест-венности и применяемые на практике;

б) дискуссионные вопросы, недостаточно разработанные и требующие научного обоснования;

в) вопросы, возникающие в порядке постановки и содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или вытекающие из выводов, возникших на стадии выбора темы.

На стадии выбора темы определяется ее наименование – содержательный заголовок: простой, точный, ясный, краткий, оригинальный. В письме к К.Марксу Ф.Энгельс писал: "Что касается заглавия, то я повторяю, что самым неудачным является во всяком случае такое заглавие, которое можно понять лишь после того, как прочтешь половину книги. Простое заглавие несомненно лучше всего”. И действительно, кратко, просто и оригинально назван такой труд К.Маркса, как " Капитал".

В самом заглавии темы исследования должно содержаться динамическое развитие научных знаний, что вытекает из функций и роли науки в обществе.

Руководствуясь литературным наследием классиков, в заглавие темы исследования по конкретной экономике необходимо вкладывать содержание, динамизм и комплексность, оно должно отражать достижения научно-технического прогресса, например, ”О совершенствовании финансового анализа с применением экономико-математических методов". В приведенном заголовке темы содержится динамическое развитие исследования и предположительное направление его развития.

Студентам при выборе темы исследования наряду с изложенными принципами обоснования актуальности, научной новизны и практической значимости следует предусматривать возможность использования результатов исследований при написании курсовых и дипломных работ.

Так, комплексная тема "Совершенствование учета, аудита и анализа затрат на производство продукции с применением ЭВМ", избранная студентом для научных исследований, содержит вопросы, связанные с изучением курсов "Бухгалтерский учет в промышленности", "Аудит", "Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий", "Автоматизированная обработка экономической информации". Научные результаты по этой теме можно применять в глубоком, творческом изучении указанных курсов, а также при подготовке докладов и рефератов для выступлений на студенческих научных конференциях, в конкурсах научных работ. При этом студент будет приобретать навыки применения научных методов в решении практических вопросов экономики по избранной специальности.

Соответствие профилю учреждения – важнейший критерий выбора темы исследования, который включает специализацию научного учреждения, наличие кадров по профилю работы, материально-техническую базу. Этот критерий в основном применяется при выборе темы коллективного исследования, где специализация научного учреждения позволяет применять накопленный опыт выполнения научных работ по определенной тематике. Наличие кадров по профилю темы исследования сокращает срок работы и снижает расходы по НИР. Для апробации результатов исследования и ускорения внедрения их в практику в состав материально-технической базы, которая берется в расчет при выборе темы исследования, необходимо предусматривать новейшие средства ЭВМ, терминальные устройства подготовки сбора и передачи информации из предприятий и объединений на вычислительный центр и затем обратно пользователю данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: