double arrow

Прогнозирование финансового состояния предприятия. Традиционные подходы к прогнозированию, нашедшие применение в экономической практике, можно подразделить на три основные группы

 

Традиционные подходы к прогнозированию, нашедшие применение в экономической практике, можно подразделить на три основные группы. Это методы экспертных оценок, методы построения эконометрических моделей и сценарные методы.

Методы экспертных оценок является одним из самых популярных. Он базируется на многоступенчатом экспертном опросе с проследующей обработкой данных различными методами. Для этого используются как статистические методы, так и методы, базирующиеся на основе теории нечетой логики и нечетких множеств. Предметом экспертной оценки могут быть финансовые цели предприятия, устанавливаемые на длительный период, доступность финансовых ресурсов, состояние конъюнктуры рынка в отдаленном периоде.

Ограниченность методов экспертных оценок состоит в том, что в них присутствует субъективный элемент и возможность ошибочного суждения. Важно отметить, что эксперт может игнорировать новые факты и гипотезы, которые противоречат сложившемуся у него взгляду на вещи. Чем консервативнее эксперт, тем больше вероятность подобных ошибок. Причиной ошибок может быть и подверженность коллективному мнению, особенно если эксперт не полностью уверен в своем собственном мнении или боится критики со стороны коллег.

 

Эконометрические прогностические модели существенно варьируют по сложности используемых моделей. Простейшая модель прогноза предполагает однопараметрическую зависимость прогнозируемого параметра от времени:

 

Y(t) = F(a, t-1) +e (t),

 

где F(a,t) – функция регрессии (линейная, логарифмическая, экспоненциальная, и т.д.), а – вектор параметров регрессии. (определяемых обычно по методу наименьших квадратов), e (t) – случайная величина с нулевым математическим ожиданием.

 

Более сложным является метод авторегрессии, когда прогнозируемое значение параметра зависит от некоторой совокупности предыдущих значений параметров:

 

Y(t) = A0 + F1(A1,t-1) + F2(A2,t-2) + … + e (t).

 

Авторегрессия свидетельствует об инерционности и стационарности прогнозируемого процесса, о сохранении на всем интервале прогнозирования исторически сложившейся экономической парадигмы.

На основе подобных зависимостей могут строиться и более сложные эконометрические модели, позволяющие прогнозировать значения не только отдельных показателей, но и динамику финансовой деятельности предприятия в целом (агрегированные баланс и отчет о прибылях и убытках). Сначала определяются основные параметры зависимости отчета о прибылях и убытках от времени, а затем формируется прогнозный агрегированный баланс. Рассмотрим одну из таких моделей более подробно.

На 1 этапе формируется прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Прогнозная величина выручки определяется исходя из

· регрессионного анализа, который базируется на данных предыдущих периодов.

При этом следует обратить внимание на сезонность получения выручки и вероятное изменение ситуации на рынке сбыта в прогнозном периоде.

Прогнозная величина себестоимости определяется исходя из:

· структуры затрат (желательно разделить себестоимость на условно-переменные и условно-постоянные расходы, используя соответствующие методы);

· динамики выручки (ее изменение должно найти соответствующие отражение в величине условно-переменных расходах);

На основе прогнозных экспертных оценок формируется представление о возможном изменении ситуации на рынке используемого материалов и сырья, деловых услуг и заработной платы.

Прогнозная величина прибыли от продаж определяется как разность прогнозных величин выручки и себестоимости.

Прогнозная величина прибыли до налогообложения определяется исходя из значения прибыли от продаж, скорректированной на прогнозное значение результатов от прочей операционной и внереализационной деятельности. Прогноз этих показателей также формируется на основе регрессионного анализа данных в предшествующих периодах. Величина прибыли после налогообложения (ЕАТ) устанавливается исходя из существующих ставок налога на прибыль с учетом экспертных оценок, относящиеся к возможным изменениям в системе налогообложения.

Прогнозная величина распределяемой прибыли определяется, как разность прибыли после налогообложения (ЕАТ) и затрат, уменьшающих фактически получаемый финансовый результат с позиции собственников (возврат долгосрочного кредита и пр.).

На втором этапе происходит предварительное определение основных параметров прогнозного баланса.

Прогнозная величина внеоборотных активов определяется как разность значения данной строки агрегированного баланса по факту за последний отчетный период минус прогнозная величина начисляемой за прогнозный квартал амортизации плюс ожидаемые вложения из прибыли. Результат следует при необходимости скорректировать исходя из ожидаемого выбытия каких-либо внеоборотных активов.

Прогнозная величина текущих активов определяется как сумма входящих в данную строку активов составных элементов.

Прогнозная величина запасов сырья и материалов (ЗСМП) определяется, опираясь на формулу 4.5, следующим образом:

, (7.1)

где ВОЗСМ – время оборота запасов сырья и материалов в базовом периоде, дней;

DЗСМ (Т) - изменение времени оборота запасов сырья и материалов, дней (определяется на основе регрессионного анализа);

ВП (Т) – выручка, прогнозируемая для Т-го периода;

П – длительность прогнозного периода, дней.

 

Прогнозная величина незавершенного производства (НЗПП) определяется, таким же образом, т.е.

, (7.2)

где ВОНЗП – время оборота запасов в незавершенном производстве в базовом периоде, дней;

DНЗП(Т) - изменение времени оборота запасов в незавершенном производстве, дней (определяется на основе регрессионного анализа или экспертных оценок).

Прогнозная величина товарных запасов (ТЗП) определяется, опираясь на формулу 4.9, следующим образом:

, (7.3)

где ВОЗСМ – время оборота товарных запасов в базовом периоде, дней;

DТЗ (Т)- изменение времени оборота запасов товарных запасов, дней (определяется на основе регрессионного анализа);

Прогнозная величина краткосрочной дебиторской задолженности (КДЗП) определяется, опираясь на формулу 4.11, следующим образом:

, (7.4)

где ВОЗСМ – время оборота краткосрочной дебиторской задолженности в базовом периоде, дней;

DДЗ (Т) - изменение времени оборота краткосрочной дебиторской задолженности, дней (определяется на основе регрессионного анализа);

Прогнозная величина налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (НДСП) определяется исходя по следующей формуле:

, (7.5)

где СНДС – средневзвешенный размер ставки налога на добавленную стоимость в запасах сырья и материалов, дней.

Прогнозная величина денежных средств (ДСП) определяется исходя из формулы 4.14 следующим образом:

, (7.6)

где ВОЗСМ – время оборота наличности в базовом периоде, дней;

- должно составлять от 3 до 7 дней, обычно принимается равным 7 дням, в иных случаях значения оговариваются в рекомендациях;

СП (Т), АмП(Т), НДСбП(Т), НПП – соответственно, себестоимость, амортизация, налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в бюджет, налог на прибыль, запланированные в прогнозном периоде Т;

П – длительность прогнозного периода, дней.

Прогнозная величина краткосрочных финансовых вложений, а также других оборотных (текущих) активов, включая прочие оборотные активы, определяются исходя из динамики значений данной строки в предшествующих периодах.

 

Прогнозная величина строки итого активы, определяются как сумма внеоборотных и текущих активов.

Прогнозная величина собственных средств, определяется как сумма собственных средств в базовый период и прогнозной величины прибыли после налогообложения (EAT).

Прогнозная величина долгосрочных заемных средств (ДЗСП)определяется следующим образом:

, (7.7)

где ДЗСБ (Т-1) – величина долгосрочных заемных средств в базовом периоде;

DДЗС (Т) – изменение величина данной группы пассивов (определяется экспертным путем исходя из имеющихся обязательств, а также возможности получения кредитов).

Прогнозная величина текущих пассивов определяется как сумма входящих в данную строку пассивов составных элементов.

Прогнозная величина краткосрочных заемных средств (КЗСП) определяется исходя из формулы 4.18 следующим образом:

, (7.8)

где ВОКЗС – время оборота краткосрочных заемных средств в базовом периоде, дней;

DКЗС (Т) - изменение длительности периода оборота по данной статье оборотных пассивов, дней (определяется на основе регрессионного анализа);

П – длительность прогнозного периода, дней.

Прогнозная величина кредиторской задолженности (КЗП) определяется исходя из формулы 4.16 следующим образом:

, (7.9)

где ВОЗСМ – время оборота кредиторской задолженностью в базовом периоде, дней;

DДЗ (T)- изменение длительности периода оборота по данной статье оборотных пассивов, дней (определяется регрессионной зависимостью или экспертными оценками).

Прогнозная величина строки итого пассивы, определяются как сумма собственных средств, долгосрочных заемных и текущих пассивов.

 

На 3-м этапе осуществляется сведение прогнозного баланса

После завершения этапа 2 чаще всего наблюдается несоответствие значений строк «итого активы» и «итого пассивы», причем возможны два варианта:

1) строка «итого активы» превосходят «итого пассивы»;

2) строка «итого активы» меньше строки «итого пассивы».

Рассмотрим поочередно каждый из них.

Первый вариант – строка «итого активы» превосходят «итого пассивы».

В этом случае наблюдается дефицит источников средств. Первое направление решения проблемы - это уменьшение прогнозной величины активов (потребности предприятия в ресурсах), что для этого за счет уменьшения запланированного прироста выручки (следовательно, необходимых предприятия оборотных активов) и/или внеоборотных активов. Второе направление решения проблемы - это увеличение прогнозной величины пассивов (источников финансирования ресурсов предприятия), что может быть достигнуто за счет вложений в собственные средства, привлечения долгосрочных заемных средств, увеличения текущих пассивов (краткосрочных заемных средств и/или кредиторской задолженности). Общий подход к расстановке приоритетов выбора средства «сведения баланса» представлен в табл.

Второй вариант – строка «итого активы» меньше «итого пассивы».

В этом случае, наблюдается избыток источников средств. Первое направление решения проблемы – это снижение величины привлекаемых источников. При этом, обычно придерживаются следующей логики расстановки приоритетов сокращения статей при не конъюнктурном характере снижения потребности в ресурсах:

· краткосрочные заемные средства,

· кредиторская задолженность,

· долгосрочные заемные средства,

· собственные средства.

При условии, что иное не следует из проведенного финансового анализа (например, плохие значения долгосрочной ликвидности, прежде всего, предполагают сокращение долгосрочных заемных средств).

Второе направление решения проблемы - это увеличение прогнозной величины активов (потребности предприятия в ресурсах). Такой вариант обычно используется в тех случаях, когда снижение потребности носит конъюнктурный характер. В этом случае, возможными направлениями использования «временно лишних средств» являются:

· запасы сырья и материалов (особенно при высокой инфляции),

· краткосрочные финансовые вложения,

· долгосрочные финансовые вложения.

Очевидно, что в случаи большого изначального расхождения значений «итого активы» и «итого пассивы» необходимо использовать одновременно несколько решений данной проблемы поэтапно приближая, их друг к другу.

Таблица

Сравнительная характеристика возможных источников финансирования роста величины вовлеченных активов и/или улучшения финансового состояния предприятия

Причина дефицита средств в прогнозном балансе Источники финансирования расширения активов или улучшения финансового состояния предприятия
Собственные средства Долгосрочные заемные средства Краткосрочные заемные средства Кредиторская задолженность
Прогнозируемый рост внеоборотных активов Плохая ликвидность, высокие показатели эффективности использования собственных средств, отрицательная величина показателя «Собственный оборотный капитал» Хорошие показатели долгосрочной ликвидности, хорошая эффективность использования внеоборотных активов (или стремление ее улучшения). Не желательно Не желательно
Прогнозируемый рост текущих активов (в т.ч. увеличение выручки) Неконъюнктурный характер потребности, отрицательное значение показателя «Собственный оборотный капитал» Неконъюнктурный характер потребности, отрицательное значение показателя «Собственный оборотный капитал» Нормативные показатели текущей ликвидности, хорошее значение времени оборота краткосрочных заемных средств, конъюнктурный характер потребности Нормативные показатели текущей ликвидности, хорошее значение времени оборота кредиторской задолженности, конъюнктурный характер потребности,

Построенный прогнозный баланс и выручка может стать основой для задания долгосрочных нормативов, определяющих цели финансовых планов, а также предварительной основой для разработки инвестиционных долгосрочных планов.

 

Рассмотренные методы прогнозирования опирались на предпосылку о стационарности развития. В последние годы Энгл и Боллерслев разработали семейство методов ARCH и GARCH соответственно которые, допускают, что прогнозируемый процесс не является стационарным, но может быть предсказано будущее значение волатильности этого процесса (например, наличие периодических составляющих в прогнозном тренде). Этими методами предусматривается расчет значении не только ожидаемого среднего значения характеристики, но и параметры распределения ошибки прогноза.

 

Развитием методов ARCH и GARCH является технология так называемых нейронных сетей, когда система прогнозирования в автоматическом режиме осуществляет оценивание параметров регрессии, минимизируя функцию ошибки. Методы ARCH и GARCH (равно как и построенные на их основе нейронные сети) перестают работать, когда исследуемая экономическая система терпит катастрофический или эпистемологический разрыв, вызванный резким изменением экономических тенденций и весь предшествующий тренд оказывается неприменим для прогноза. Подобные переломы как раз и должны предсказываться либо экспертными методами, либо рассмотренным ниже сценарным методом.

 

Сценарные методы предполагают генерацию экономических сценариев и моделирование реакции системы на сгенерированный сценарий, измеряемое по финансовым результатам системы. Всем сценариям в генеральной их совокупности присваиваются вероятностные веса. Таким образом, итоговый ожидаемый финансовый результат интерпретируется как математическое ожидание случайной величины показателя, распределенной в соответствии с исходным весовым распределением входных сценариев.

 

Если сценарии воздействия на финансовую систему являются многоступенчатыми, процессными, то в ходе исследования финансвых результатов строится дерево решений. Построение дерева решений влечет «расщепление» исходных вероятностей возникновения сценариев на вероятности возникновения подсценариев, вложенных в базовый. Тогда результирующее вероятностное распределение финансовых результатов восстанавливается по известным формулам Байеса для полной вероятности.

 

3.3.Долгосрочное финансовое планирование

3.3.1. Цели и задачи долгосрочного финансового планирования

 

Долгосрочное финансовое планирование предназначено для определения целей развития предприятия и оценки их достижения. В самом общем виде долгосрочный финансовый план — это план развития бизнеса, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегия, направления бизнеса и географические регионы деятельности, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост или снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия. Если требуются вложения в основные средства (здания, станки, офисное оборудование и т.д.), нематериальные активы (лицензии, патенты, имущественные права, товарные знаки и т.д.), запасы товаров и сырья, которые требуются для развития предприятия, то должны быть определены источники финансирования. Если расчеты показывают, что у предприятия могут образовываться избыточные финансовые средства, то долгосрочный финансовый план должен предусматривать направления их инвестирования. В долгосрочном финансовом плане требуется показать, какие активы будут приобретены и как будут использованы, чтобы принести прибыль.

Долгосрочный финансовый план всегда носит прогнозный, а значит, вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения фирмы. В первую очередь в долгосрочном финансовом плане должны рассматриваться вопросы сбыта продукции, а также возможные действия при изменении конъюнктуры рынка.

Основной задачей долгосрочного финансового плана является определение финансового эффекта, возникающего в результате реализации того или иного комплекса мероприятий. Поэтому долгосрочный финансовый план не требует обязательной проработки до тонкостей всех деталей и обычно выполняется для определения направлений развития корпораций. В основу долгосрочного финансового плана обычно закладывают эскизные варианты технической реализации проектов, определяющие только общие технические и экономические характеристики приобретаемого оборудования, новых технологий, используемых сырья и материалов, выпускаемой продукции. Задачей долгосрочного финансового плана рассмотреть альтернативные варианты развития предприятия и определить наиболее эффективный и/или устойчивый вариант развития. Итогом рассмотрения должен быть один вариант, который и будет заложен в основу годовых планов.

 

При определении горизонта планирования долгосрочного финансового плана желательно учитывать следующие факторы:

1. срок реализации основных бизнес проектов, заложенных в инвестиционную часть финансового плана

2. предполагаемый срок возврата займов или окупаемость проекта для стороннего инвестора, если при развитии предприятия предполагается привлечение внешних источников финансирования;

3. объем требуемых инвестиций;

4. достоверность исходных данных (возможная точность их прогноза)

5. специфическими особенностями предприятия.

 

Долгосрочные финансовые планы создаются на период от 5 до 10 лет. Первый и второй факторы определяют верхнюю границу горизонта финансового плана. Нет необходимости прогнозировать развитие экономического субъекта после того, как все планируемые эффекты смогут полностью проявиться и все планируемые заемные средства будут возвращены. В рамках рассматриваемого сценария событий финансово-экономические показатели организации станут стабильными.

Объем предполагаемых инвестиций определяет необходимость более полного учета всех нюансов реализации проектов при росте требуемых для их реализации средств. В частности, чем больше требуется инвестиций, тем более детально должны быть рассмотрены риски развития предприятия и его чувствительность к изменению ситуации в худшую сторону, относительно основного, заложенного при составлении долгосрочного финансового плана сценария. Ухудшение ситуации естественно ведет к увеличению срока возврата заемных средств, удлинению сроков окупаемости, возможности выхода из относительно стабильной ситуации в силу “умирания” выпускаемых продуктов. Так как для предприятия эти нюансы крайне существенны (из-за масштабов потенциальных потерь), то горизонт планирования увеличивается на время необходимое для окупаемости проектов при наиболее неблагоприятных из прогнозируемых условий.

Влияние четвертого фактора очевидно - нет смысла тратить средства и силы на составление долгосрочного прогноза, если невозможно получить нормальные исходные данные для его составления.

В ряде случаев, горизонт планирования приходится увеличивать, по сравнению с нормальными, определенными выше границами из-за особенностей бизнеса предприятия. Наиболее типичной причиной удлинения горизонта является необходимость предусматривать капиталовложения не только в создание объектов, но и в их утилизацию (например, при планировании развития АЭС требуется учитывать инвестиции как в реконструкцию станции, но и на ее консервации и демонтажу после вывода из эксплуатации).

 

Основными этапами составления долгосрочного финансового плана являются:

1. Планирование сбыта произведенной продукции и конъюнктуры рынка. Составленный на его основе маркетинговый план является основой для большинства других прогнозов.

2. Планирование организационных изменений в компании.

3. Планирование необходимых изменений в технологии, которые позволят обеспечить конкурентоспособность продукции;

4. Предварительное формирование портфеля инвестиционных проектов

5. Предварительная оценка объемов капиталовложений в оборотные активы и основные средства, которые потребуются компании для обеспечения финансирования при разных вариантах состава инвестиционных проектов, реализуемых предприятием.

6. Расчет финансовых потребностей компании при разных вариантах состава инвестиционного портфеля и оценка эффективности разных вариантах инвестиционных портфелей, а также оценка их чувствительности.

7. Выбор окончательного варианта долгосрочного маркетингового плана, финансовой программы, инвестиционного портфеля на основе критериев финансовой эффективности и риска

Хотя создание маркетингового плана собственно не входит в создание финансового плана, но без этого документа собственно финансовый план, включающий инвестиционную и финансовую части создать не возможно.

В данном документе должны быть отражены как минимум следующие позиции:

· Описание групп продуктов, которые предполагается выпускать предприятием, сроки их появления на рынке.

· рынок сбыта и его сегментация. В данном разделе обычно дается довольно полная характеристика рынка потенциальных потребителей основных групп продуктов, которые предполагает выпускать предприятие. Наиболее подробно описываются целевые сегменты, для которых желательно выполнить прогноз развития ситуации на них;

· сведения о конкурентах. В данном разделе необходимо представить список основных конкурентов на целевых рынках сбыта, занимаемые ими доли, цены на схожую по ассортименту продукцию, проводимая ими маркетинговая политика. Если предполагается, что рынок будет завоевываться не столько за счет цены, сколько за счет качества товара (услуги), то особое место должно быть уделено сопоставлению продукции по качеству. Кроме того требуется указать не только прямых конкурентов, которые выходят на рынок с аналогичным товаром, но и косвенных, выпускающих замещающую продукцию.

· конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции. В данном разделе необходимо подробно указать преимущества планируемого к выпуску продукции на Вашем предприятии по сравнению с уже имеющимися на рынке образцами;

· объемы поставки разных групп товаров. В этом подразделе указывается какие объемы товаров и по какой цене будут поставляться на рынок.

· маркетинговая стратегия и затраты на ее реализацию. В данном разделе должны быть указаны затраты, связанные с выходом на новые рынки, поддержание спроса на уже существующих и т.д.

· факторы коммерческого риска. В данном разделе следует указать какие препятствия ожидают бизнес на рынках разных товаров и варианты их преодоления.

 

3.3.2. Инвестиционная часть долгосрочного финансового плана

 

Инвестиционная часть долгосрочного финансового плана начинает на формироваться на основе технических предложениях, которые должны быть сделаны всеми отделами предприятия. На основе этих предложений формируются инвестиционные проекты.

Под инвестиционным проектом понимается создание внеоборотных активов, за счет вложения определённого количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, людских, для получения запланированного результата и достижения определённых целей в обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль/доход, материально-вещественным результатом – новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода. Основным отличием инвестиционного проекта от инвестиционного предложения является наличие предварительного расчета потребности в ресурсах, необходимых для их реализации и эскизной оценки того эффекта, который будет получен в результате его реализации.

Среди проектов различают:

Проекты стратегического характера – определяют развитие предприятия на длительную перспективу. Имеют далеко не всегда полностью предсказуемые результаты. Охватывают мероприятия, связанные, как правило, с корректировкой генеральных целей предприятия.

О перационные проекты – направлены на решение задач в рамках уже сформированных направлений. Обычноимеют хорошо предсказуемый результат. Практически не содержат задач, имеющих вариантный характер исходов.

Инновационные проекты – проекты связанные с решением локальных проблем, которые тем не менее содержат задачи с альтернативными исходами.

Одной из основных частей долгосрочного финансового плана является формирование портфеля инвестиционных проектов, под которым понимают совокупность вложений во внеоборотные активы, которые уже начали осуществляться ранее и пока не завершены, предполагаемые к осуществлению в будущем, а также инвестиционные инициативы В предварительный инвестиционный портфель могут попасть все предложения по инвестициям, которые могли бы быть реализованы на предприятии. В ходе долгосрочного финансового планирования из их состава устраняются малоэффективные инвестиционные проекты, а также те проекты реализация которых вызывает сомнение. Предварительный отбор приводит к созданию промежуточного инвестиционного портфеля. При формировании промежуточного инвестиционного портфеля учитывают степень необходимости их реализации для предприятия; новизну; коммерческую привлекательность. При отборе проектов необходимо помнить, что часть инвестиций уже начала осуществляться и в первую очередь должны быть проинвестированы те мероприятия, в которые уже были вложены средства. Прекращение финансирования определенных мероприятий, в которые ранее уже были вложены средства, должно быть экстраординарным событием. Последовательность включения проектов в промежуточный портфель для комплексной оценки представлена на рис.


Рис. Отбор проектов в промежуточный инвестиционный портфель.

 

Проекты, включенные в промежуточный инвестиционный портфель становятся объектом детальной проработки. Для них уточняются сроки реализации, проводится оценка экономической эффективности.

При формировании инвестиционного портфеля следует помнить, что при их формировании существует четыре основные проблемы:

1. Излишнее количество одновременно выполняемых проектов, которые зачастую дублируют друг друга.

2. Неправильный выбор проектов, реализация проектов, не представляющих ценности для организации.

3. Отсутствуют увязки выполняемых проектов со стратегическими целями организации.

4. Несбалансированность состава портфеля проектов, выражающаяся в:
- излишнем количестве проектов, относящихся к производственным аспектам, при недостаточности проектов, затрагивающих рыночные аспекты деятельности организации;

- излишнем числе проектов, направленных на разработку новой продукции при недостатке исследовательских проектов;
- слишком большом числе проектов с краткосрочными целями и малом количестве проектов, нацеленных на долговременную перспективу;

- несоответствии портфеля проектов наиболее важным активам организации;

- его несоответствии стратегическим ресурсам организации;

- недостаточном учёте имеющихся основных возможностей для получения дохода, рисков и др.

Одной из причин отмеченных общих проблем является неопределённость или недостаточная чёткость оценок окупаемости проектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: