Тема 2. Погрешности

Калибровка средств измерений

В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка.

Калибровка средств измерений — это совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик и следовательно, пригодности к применению СИ, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Под пригодностью средства измерения подразумевается соответствие его метрологических характеристик нормативным требованиям.

Вывод о пригодности делает калибровочная лаборатория. Результаты калибровки удостоверяются Свидетельством о калибровке.

Отличия калибровки от поверки:

• поверку осуществляют органы ГМС, а калибровка может проводиться метрологической службой самого предприятия при наличии надлежащих условий для квалифицированного выполнения этой работы.

• поверка — это юридическая процедура, без которой запрещено эксплуатировать СИ, поэтому она строго обязательна и подвергается контролю со стороны органов ГМС, а калибровка — добровольная операция.

Для проведения калибровочных работ и обеспечения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, создана Российская система калибровки (РСК).

Основные направления деятельности РСК:

• регистрация органов на право проведения калибровочных работ,

• контроль за их деятельностью,

• устанавливает основные принципы и правила калибровки,

• калибровка СИ.

Предприятие, заинтересованное в повышении конкурентноспособности своей продукции, аккредитуется в Российской системе калибровки (РСК) на право проведения калибровочных работ.

Учебные вопросы:

1. Классификация погрешностей.

2. Классы точности средств измерений (СИ).

3. Определение погрешностей измерения.

Погрешность прибора – это степень расхождения показаний прибора и действительного значения измеряемой величины.

По форме представления погрешности бывают: абсолютная, относительная и приведенная.

Абсолютная погрешность – это разница между результатом измерения и истинным (действительным) значением измеряемой величины.

Относительная погрешность – это отношение абсолютной погрешности измерения к действительному значению измеряемой величины.

Приведенная погрешность – это погрешность, в которой абсолютная погрешность СИ отнесена к нормирующему значению (предел СИ), постоянному во всем диапазоне измерений или его части.

По характеру проявления погрешности бывают: систематические, случайные и грубые (промахи).

Случайная погрешность – изменяется случайным образом (по знаку и значению) в серии повторных измерений одной и той же физической величины, проведенных с одинаковой тщательностью в одних и тех же условиях.

Систематическая погрешность – остается постоянной или закономерно изменяется при повторных измерениях одной и той же физической величины.

Грубая погрешность (промах) – это случайная погрешность результата отдельного наблюдения, входящего в ряд измерений, которая для данных условий резко отличается от остальных результатов этого ряда. Систематические погрешности, в зависимости от причины возникновения делятся на: методические, аппаратурные, субъективные, погрешности измерения.

По зависимости от измеряемой величины погрешности бывают: аддитивные, мультипликативные и нелинейные.

Аддитивные – не зависят от измеряемой величины.

Мультипликативные – прямо пропорциональны измеряемой величине.

Нелинейные – имеют нелинейную зависимость от измеря-емой величины.

Класс точности (КТ) – определяется пределами допускаемой основной погрешности. ГОСТ 8.401–80 устанавливает несколько способов назначения КТ. При этом пределы допускаемых погрешностей нормируют и выражают в форме абсолютных, приведенных или относительных погрешностей. Способ выражения погрешностей зависит от характера изменения погрешности по диапазону измерений, назначения и условий применения СИ: если погрешность результатов измерения в данной области измерений принято выражать в единицах измерений величины или делениях шкалы, то принимается форма абсолютных погрешностей; если границы абсолютных погрешностей в пределах диапазона измерений практически постоянны, то принимается форма приведенной погрешности; если эти границы нельзя считать постоянными, то форма относительной погрешности.

Обозначение классов точности на средствах измерений.

Класс точности, выраженный через абсолютную погрешность, обозначают прописными буквами латинского алфавита или римскими цифрами – N, III.

Класс точности, выраженный через приведенную погрешность, обозначают просто числом – 2,5 (если предел представляется в единицах измеряемой величины, он означает, что приведенная погрешность равна 2,5%), или знаком "цифра над галочкой" (если предел определяется длиной шкалы. Такой КТ означает, что приведенная погрешность равна 2,5% длины шкалы).

Класс точности, выраженный через относительную погрешность, обозначают числом, помещенным в круг.

Тема 15. Управление качеством

Учебные вопросы:

1. Сущность качества.

2. Стандарты ISO на системы качества.

3. Показатели качества продукции.

4. Квалиметрические методы оценки качества.

"Соль" лекции:

Качество – совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Объект – это продукция, услуги, процесс.

Управление качеством – это обеспечение и совершенствование качества в течении всего процесса создания продукции, а не только на конечном этапе.

Системы качества – совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения стабильного высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов.

Система качества определяет политику в области качества – это основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия.

Международная организация по стандартизации ISO в 1987 г. разработала международные стандарты (МС) серии 9000, в которую вошли 5 главных стандартов: МС ИСО 9000 – дает определение ключевых терминов, содержит основные принципы политики обеспечения качества. Он определяет правила использования трех стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, которые носят нормативный характер и предназначены для внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной. ИСО 9004 – играет роль пособия по разработке систем качества.

В России в качестве национальных стандартов приняты: ГОСТ ИСО 9001–95; ГОСТ ИСО 9002–95; ГОСТ ИСО 9003–95.

Существуют и другие направления развития стандартизации в сфере управления качеством продукции – это концепция TQM (Total quality management) и QS 9000 (Quality system 9000). Они не противоречат международным стандартам ИСО серии 9000 и могут рассматриваться как дополнение к ним.

Квалиметрия (от лат. qualis – "какой по качеству" и греч. "метрио" – "измеряю") – это наука, изучающая теорию и практику оценки качества объектов.

Задачи квалиметрии: сбор и обработка данных для определения показателей качества; разработка показателей качества продукции; разработка единых методов определения показателей качества.

Сущность качества

Значительное влияние на качество образа жизни людей оказывает качество используемых товаров и услуг.

В современных рыночных условиях в ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции. В настоящее время важнейшие экономические категории (такие как эффективность производства, производительность общественного труда, цена, прибыль) во все большей степени связываются с показателем качества выпускаемой продукции. Качество становится не просто объектом изучения и рассмотрения, но и объектом планирования и управления в государственном масштабе, а это означает, что оно становится также объектом измерения и оценки.

Качество — совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Объект — это продукция, услуги, процесс. На практике термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».

Продукция — это результат процесса или какой-либо деятельности. Она может быть:

1) материальной (изделия) и нематериальной (услуги).

2) различают 4 категории продукции:

• оборудование (запасные части, детали, узлы);

• программное обеспечение (компьютерные программы, информация, данные);

• перерабатываемые материалы (сырье, жидкости);

• услуги (страхование, банковские операции, транспорт).

Управление качеством — это обеспечение и совершенствование качества в течение всего процесса создания продукции, а не только на конечном этапе.

Обеспечение качества — планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.

Так на предприятиях стали создаваться системы качества (СК) — совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения стабильного высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов.

Многолетний опыт борьбы за качество показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). Ее фундаментальное понятие — жизненный цикл продукции (ЖЦП). Жизненный цикл продукции — это совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП — петля качества.

Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП:

1) На этапе маркетинговых исследований изучаются:

• рынки сбыта

• и требования потребителей к продукции предприятия;

2) На этапе проектирования и разработки продукции создаются:

• техническая документация

• и опытный образец.

3) В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.

4) В процессе производства осуществляется овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей качества.

5) Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испытания.

6) Упаковывание и хранение должны способствовать сохранению качества продукции при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.

7) Распределение и реализация заключаются в закупке товаров оптовыми организациями с последующей их продажей в магазинах. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. Главная задача — высокая культуры обслуживания покупателей продавцами.

8) На этапе эксплуатации (использования и потребления) подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию — зависит ее срок службы.

9) На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду. Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества.

Система качества определяет так называемую политику в области качества — это основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия.

Политика в области качества должна:

• обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;

• задействовать в управлении качеством всех работников предприятия;

• устанавливать ответственность руководства;

• совмещать деятельность по качеству с деятельностью по снижению затрат;

• проводить профилактические проверки по предупреждению несоответствий и дефектов.

2.Стандарты ISO на системы качества

Международная организация по стандартизации ISO (International Standart Organization) изучила накопленный опыт по использованию систем качества и в 1987 году разработала международные стандарты серии 9000, в которую вошли 5 главных стандартов:

- МС ИСО 9000–87. «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

- МС ИСО 9001–87. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

- МС ИСО 9002–87. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

- МС ИСО 9003–87. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

- МС ИСО 9004–87. «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

МС ИСО 9000 дает определение ключевых терминов, содержит основные принципы политики обеспечения качества. Он определяет правила использования трех стандартов ИСО 9001 ИСО 9002 и ИСО 9003.

ИСО 9001, 9002, 9003 — носят нормативный характер и предназначены для внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной.

ИСО 9004 — выполняет роль пособия по разработке систем качества.

Международные стандарты на системы качества серии 9000, появившиеся впервые в 1987 г., приобрели к настоящему времени такую популярность в мире, которая, по мнению специалистов, не имела аналогов в современной истории стандартизации. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.

Достаточно сказать, что в настоящее время более 70 стран имеют национальные стандарты, эквивалентные стандартам ИСО серии 9000. В мире насчитывается более 200000 компаний, сертифицировавших (зарегистрировавших) свои системы качества, и число их растет.

Отсутствие сертификата на систему качества все в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Важно помнить, что стандарты ИСО серии 9000 — это своего рода методическая инструкция о том, что следует делать, но вопрос о том, как это делать, должно решить руководство предприятия.

Сейчас фирмы, выбирающие стандарт ИСО 9000 разделились на 2 направления. Одни считают, что это пустая формальность и выбирают его чтобы «помахать листком бумаги перед потребителем», т.е. не считает стандарты ИСО серии 9000 гарантией высокого качества

А другие фирмы выбирают этот комплекс НД по стратегическим соображениям, т.к. рассматривают систему управления качеством как средство для совершенствования не только продукции, но и всей своей деятельности. Сторонников такой идеи большинство.

В 1995 году эти стандарты были обновлены.

В России в качестве национальных (международной) стандартов приняты: ГОСТ ИСО 9001–95; ГОСТ ИСО 9002–95; ГОСТ ИСО 9003–95.

К сегодняшнему дню объекты СТ этой серии МС значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Поэтому МС по обеспечению качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000.

3.Показатели качества продукции

В основе качества продукции лежат ее свойства.

Свойство продукции — это ее особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении.

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (или потребления).

Например, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не будет приниматься в расчет. Но если краска предназначена для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать важнейшим.

По характеризуемым свойствам различают следующие группы показателей:

1) Показатели назначения — характеризуют основные свойства продукции, определяющие область ее применения:

• показатели эффективности (производительность станка, прочность ткани);

• конструктивные (габаритные размеры);

• показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация принеси в кислотах).

2) Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии — определяют свойства изделия, характеризующие уровень потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии:

• коэффициент использования материальных ресурсов, т.е. отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции;

• коэффициент полезного действия.

3) Показатели надежности — характеризуют способность объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и выполнять требуемые функции.

4) Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия.

5) Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения.

6) Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта. К экологическим показателям относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции.

7) Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д. Примерами показателей безопасности могут служить: время срабатывания защитных устройств; электрическая прочность высоковольтных цепей и т.д.

Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции. При оценке отечественных товаров для населения применяются такие показатели, как:

• сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности),

• группа сложности (бытовая радиоаппаратура),

• марка (цемент, кирпич),

• категория качества (видеопродукция).

В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация (класс, сорт) — категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1 (с понижением соответственно до 2, 3 и т.д.).

4.Квалиметрические методы

Задача повышения качества продукции в настоящее время стала одной из главных как в нашей стране, так и за рубежом. Но для того чтобы улучшить качество, нужно, прежде всего, уметь его количественно определять, т.к. применение численных методов — одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых управляющих решений.

В последние десятилетия в наиболее развитых в научно-техническом отношении странах применительно к самым разнообразным отраслям производства предлагаются многочисленные способы и методы количественного измерения и оценки качества различных видов продукции. Оценивают качество автомобилей и торговой упаковки, жилой квартиры и ракетного оружия, обуви и пищевых продуктов и многих др. видов продукции. И если между автомобилем и обувью нет непосредственно ничего общего, то между принципами оценки качества автомобиля и принципами оценки качества обуви существует много общего и вполне правомерно можно ставить вопрос о принципиальной тождественности этих двух задач, что позволяет рассматривать их как явления одного класса. Дело в том, что математическая модель качества может рассматриваться как некоторая абстрактная система отдельных свойств, имеющих разную степень сложности. Эта модель качества, в силу своего абстрактного характера, в принципиальном отношении будет совершенно одинаковой для самых различных видов продукции. В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для того или иного конкретного вида продукции, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества вообще к определенной модели качества реально существующего вида продукции.

Таким образом, в настоящее время формируется новая наука, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда — квалиметрия. Квалиметрия (от латинского qualis — какой по качеству, и греческого цетрю — измеряю) — это наука, изучающая теорию и практику оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Корень «метрео» стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать), так и в языках большинства стран мира означают «качество». Например, в английском — quality («кволити»), в испанском-«квадидад», во французском — «калите», в итальянском — «квалита». Таким образом, термин «квалиметрия» очень удобен: он лаконичен и достаточно точно передает содержание понятия «измерение качества»; составные части его понятны для людей, говорящих на разных языках.

Задачи квалиметрии:

• сбор и обработка данных для определения показателей качества;

• разработка показателей качества продукции.

• разработка единых методов определения показателей качества.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Пример. В европейских странах, борясь за рынки сбыта, каждая фирма внимательно следит за успехами конкурентов. Фирма «Жилетт», выпускающая лезвия для бритья, считается одной из лучших в мире.

Поэтому понятна тревога отдела по продаже, когда конкурирующая фирма начала выпускать полуавтоматический магазин лезвий. Отделение потребовало от конструкторского и производственного отделов внедрения чего-либо подобного. Но когда отдел обеспечения качества произвел оценку, то выяснилось, что роль новинки в суммарной оценке качества сравнительно невелика и выпуск ее нецелесообразен. Однако расчеты показали, что по некоторым другим показателям изделия «Жилетт» отстают от конкурирующих, что значительно снижает комплексную оценку. На эти показатели отдел обеспечения качества и предложил обратить внимание.

Вопрос правильного ценообразования также тесно связан с умением объективно оценивать качество продукции.

Целесообразность учета качества при назначении цены продукции признает большинство экономистов. Естественно, что для нахождения зависимости цены от качества нужно уметь измерять их. Вот почему практические потребности ценообразования в нашей стране настоятельно требуют разработки научно обоснованных принципов комплексной количественной оценки качества.

Т.е. оценка качества — это систематическая проверка того, насколько объект способен выполнить установленные требования. Требования останавливаются в документах — стандартах, технических условиях, контрактах и пр.

Основной формой проверки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установ¬ленными требованиями с целью определения соответствия.

I. Методы определения показателей качества продукции

Из метрологии известно — измерить одну величину можно лишь сравнив ее с другой, известной величиной, принятой за единицу сравнения — мера. В метрологии такими мерами являются единицы физических величин. Аналогом физических величин в квалиметрии служат показатели качества (ПК). Следовательно, чтобы оценить качество, нужно сравнить ПК продукции с ПК однородной продукции, принятой за образец. Понятия «физическая величина» и «показатель качества» близки, но не тождественны. ФВ отражает объективные свойства природы, а ПК — общественную потребность в конкретных условиях. Так, освещенность — ФВ, а освещенность на рабочем месте — эргономический показатель.

Методы определения ПК продукции делятся на две группы:

1) по способам получения информации:

• Измерительный метод — с помощью технических измерительных средств. Этим методом определяют массу изделия, частоту вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, силу тока и др.

• Регистрационный метод — подсчитывается число определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях.

• Органолептический метод — информация получается с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

• Расчетный метод — информация получается с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Используется для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др. 2)по источникам получения информации:

• Традиционный метод — осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды).

• Экспертный метод — реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов.

II. Методы оценки уровня качества продукции

• Дифференциальный метод — сравниваются показатели качества оцениваемого вида продукции (Рi) с соответствующими базовыми показателями (Рiбаз). Для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества оцениваемой продукции по формуле: Qi = Pi / Piбаз.

Пример. Срок службы холодильника, изготовленного на первом заводе — 8 лет; изготовленного на втором заводе —12 лет; базовое значение этого показателя качества —10 лет. Определяя относительный показатель качества: Q i1= 8/10 = 0.8; Q i2 = 12 /10 = 1.2. Сравниваем с 1 следовательно, на первом заводе рассматриваемый показатель качества ниже базового, а на втором — выше.

• Комплексный метод — для определения уровня качества находят отношение обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qоц к показателю базового образца Qбаз., т.е. Q = Qоц / Qбаз.

Существуют и другие направления развития стандартизации в сфере управления качеством продукции — это:

1) концепция TQM (Total quality manegment)

2) и QS 9000 (Quality system 9000).

Но они не противоречат международным стандартам ИСО серии 9000 и могут рассматриваться как дополнение к ним. Главный экономический эффект от внедрения TQM — значительное снижение издержек, связанных с дефектами готовых изделий (уровень дефектности в них выражается числом дефектов на миллион изделий).

Основные принципы TQM:

• минимизация производствен¬ных затрат,

• поставка продукции точно вовремя

• и постоянное улучшение качества.

Стандарт QS 9000 носит отраслевой характер, т.к. разработан и принят тремя гигантами машиностроения: компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс.


К ним присоединились еще пять фирм — производителей грузовиков. Стандарт QS 9000
базируется на ИСО 9000, но содержит разработанные указанными компаниями требования, которые носят как общеотраслевой характер, так и более конкретизированный для каждой фирмы. С 1997 г. стандарт QS 9000 объявлен обязательным для всех субпоставщиков указанных выше 8 компаний и будет обязательным для всех, кто к нему присоединится. Его популярность и принятие расширяются в США, к нему проявляется интерес и в других странах. Так, некоторые европейские, японские и корейские автомобильные компании объявили о своем интересе к QS 9000 и ориентации на него.

Тема 16. Общие вопросы сертификации

Учебные вопросы:

1. Сущность сертификации.

2. Виды сертификации.

3. Система сертификации в России.

4. Стадии сертификации в России.

"Соль" лекции:

Сертификация (от лат. sertifico – подтверждаю, удостоверяю) – это процедура подтверждения соответствия результата произ-водственной деятельности, товара, услуг нормативным требованиям, посредством которой третья сторона (независимая организация) документально удостоверяет, что продукция, работа или услуга соответствует заданным требованиям.

Сертификат соответствия – это документ, выданный согласно правилам системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Знак соответствия (знак сертификации) – знак, указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Виды сертификации: обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация – является формой государственного контроля за безопасностью таких товаров и услуг, которые могут нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью людей. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению стандарты и требования по безопасности. Ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др.

Система СФ – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. В систему сертификации обычно входят: Центральный орган по сертификации, Научно-методический центр, орган по сер-тификации, испытательная лаборатория, заявитель.

Основные этапы процесса сертификации неизменны и независимы от вида и объекта сертификации (продукции, услуг, систем качества, персонала). Это:

– заявка на сертификацию;

– оценка соответствия;

– анализ результатов оценки соответствия;

– решение по сертификации (оформление сертификата со-ответствия или отказ в выдаче сертификата соответствия);

– инспекционный контроль за сертифицированным объекто

1.Сущность сертификации

Слово «сертификация» в переводе с латинского (sertifico) означает — подтверждаю, удостоверяю. А известный еще в 19 в. — термин «сертификат» также в переводе с латыни означает — сделано верно, т.к. certum — верно и facere — сделано.

Истоки сертификации были еще в глубокой древности (клеймение изделий изготовителем как подтверждение высокого качества работы мастера). Вы наверное слышали о клеймах известных оружейников. Помните, например, фильм "Кортик"?

Но в качестве термина слово «сертификация» принято недавно — в 1982 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Имеются сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, т.е. снабжали их (по современной терминологии) «заявлениями о соответствии». Диапазон таких заявлений был весьма широк, он охватывал даже произведения искусства. Сохранились свидетельства о том, что знаменитые художники Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. И что самое интересное, такие гарантии в большинстве случаев оказались реальными.

Сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуг нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа или услуга соответствует заданным требованиям.

Где:

• первая сторона — изготовитель, продавец продукции,

• вторая — покупатель, потребитель,

• третья — независимая организация, осуществляющая оценку качества продукции (испытательная лаборатория).

Третья сторона для подтверждения своей компетентности и объективности проходит процедуру аккредитации — официального признания ее возможностей осуществлять соответствующий вид контроля или испытаний.

В течение нескольких столетий действуют так называемые «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми организациями, оценивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация третьей стороной — сертификация соответствия.

Примером классификационной организации является Регистр Ллойда — авторитетнейшая в наше время международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым лидером сертификационных организаций.

В России также есть классификационная организация — Морской Регистр, созданный в 1913 г. С самого начала он занимался тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка судна, безопасность которого подтверждается авторитетнейшей организацией, дешевле, а его фрахт — дороже. Сегодня Морской Регистр — одна из авторитетных организаций, занимающихся сертификацией систем качества.

Укажем два важных термина — сертификат соответствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия — это документ, выданный согласно правилам системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Знак соответствия (знак сертификации) — это знак (сочетание букв, цифр, графических символов и т.п.), указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Во внешней торговле используются различные сертификаты:

Сертификат происхождения подтверждает принадлежность страны экспортера к категории стран, которым предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. Такими льготами пользуются страны СНГ и так называемые развивающиеся страны (Сингапур).

Сертификат инспектирования выдается международной контрольной организацией по результатам проверки качества отгружаемого товара. Например, такая проверка осуществляется международной инспекционной организацией SGS в отношении фанеры, экспортируемой Россией в ряд стран.

Сертификат подтверждения доставки применяется в отношении «товаров двойного применения» — продукции, используемой для гражданских и военных целей, и оформляется таможенным органом. Сертификатом подтверждается, что товар поставлен в РФ и принят под режим экспортного контроля. Цель контроля заключается в подтверждении того, что конкретный товар не был использован в целях иных, чем указано в документе; не был передан другому субъекту хозяйственной деятельности на территории РФ

Как видно из примеров, во всех трех случаях подтверждение осуществляется третьей стороной.

Сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности (ими продукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности).

Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. А для этого надо выполнить ряд условий. Предоставить:

• доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида технических условий, технических требований и методов контроля (испытаний, измерений, анализа).

• декларацию изготовителя о соответствии продукции всем требованиям стандарта;

• копию сертификата соответствия;

• копию сертификата на систему качества либо заключение о результатах анализа производства.

Если анализ документов убеждает территориальный орган в правоте притязаний заявителя, лицензия выдается.

Преимущества для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту:

• могут претендовать на государственную поддержку, на получение правительственной премии в области качества.

• знак соответствия стандарту дает достаточно четкую информацию потребителю о качестве товара — больше покупателей.

Из приведенных формулировок следует сделать вывод, что сертификация не связана с обеспечением качества продукции или услуги, она лишь гарантирует потребителю, что продукция (услуга) соответствует требованиям нормативных документов.

Функции сертификации

1.защита человека, его имущества и природной среды от:

• отрицательных последствий современного научно-технического развития,

• недобросовестных производителей и продавцов (в том числе и зарубежных).

2.создание условий для честной конкурентной борьбы.

Для реализации этих функций применяют:

• систему выдачи разрешений (лицензий) на право ведения предпринимательской деятельности,

• нормативы безопасности и качества,

• стандартизацию, метрологию,

• методы испытания изделий,

• процедуры оценки и подтверждения соответствия изделия, технологии или услуги требованиям нормативных документов.

Эффективность сертификации

Эффект от проведения сертификации продукции и услуг носит социально-экономический характер.

• увеличение налоговой базы,

• увеличение поступлений таможенных сборов,

• уменьшение расходов госбюджета в связи с сокращением средств, выделяемых на здравоохранение (выплата пособий по нетрудоспособности, затраты на содержание медицинских учреждений)

• рост поступлений в государственный бюджет.

О высоком социально-экономическом эффекте СФ свидетельствует такой пример: отказ в СФ и запрет реализации на рынке 100 т бельгийской говядины спасли от острого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

2.Виды сертификации

Различают два вида сертификации: обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация (ОСФ) — является формой государственного контроля за безопасностью таких товаров и услуг, которые связаны с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни и здоровья.

Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе название ОСФ — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».

Номенклатура товаров и услуг, подлежащих ОСФ в РФ, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Объекты ОСФ:

Продукция:

Товары

• машиностроения,

• электротехнические,

• с.х.,

• пищевыеи,

• медтехника,

• ветеринарные биологические препараты,

• пиротехника

Услуги:

• бытовые

• пассажирского транспорта

• связи

• туристские и экскурсионные

• торговли

• общественного питания

Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России.

За рубежом, в частности в странах Европейского Сообщества, задачи обязательной сертификации абсолютно такие же, как в России. Отличие заключается в порядке проведения сертификации и состоит в том, что испытания и последующая оценка продукции проводится на соответствие гармонизированным для стран ЕС требованиям директив (законодательных актов) по безопасности. Например, 88/378/ЕЕС — безопасность игрушек. В этих директивах заложены минимальные требования к показателям безопасности продукции и указаны методы оценки соответствия, которые должны применяться. Сделано это для свободного перемещения потенциально опасной продукции в границах Ес. Национальные требования по безопасности продукции отдельных стран-членов ЕС могут быть более строгими, чем в указанных директивах.

Добровольной сертификации (ДСФ) подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению стандарты и требования по безопасности.

Ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др.

При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции (или услуг). Она в первую очередь направлена на борьбу за потребителя.

Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертификацию.

Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.

В отличие от ОСФ, подтверждающей только требования безопасности, ДСФ:

1) обеспечивает конкурентоспособность продукции (услуги)

2) рекламирует продукцию (услугу), соответствующую не только требованиям безопасности, но и качества.

Т.е. ДСФ решает более широкий круг задач, в частности:

• подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также

ряда показателей качества, дополняющих безопасность;

• подтверждение подлинности продукции;

• проверка адекватности цены качеству товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: