double arrow

YI. Финансово-хозяйственная деятельность

Финансово-хозяйственная деятельность организации во многом зависит от того, как организованы получение и обработка экономической информации. Чем достовернее сведения об экономическом состоянии организации, тем больше возможностей для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью. Наиболее важную, достоверную, систематическую, экономическую информацию дает бухгалтерский учет.

1. Общая часть.

К основным нормативным актам, регулирующим порядок формирования бухгалтерской отчетности, следует отнести:

- федеральный закон № 129 ФЗ от 21.11.96 г. "О бухгалтерском учете";
- положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2008года;
- положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34;
- налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
- положение по бухгалтерскому учету.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчет об изменениях капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), (составляется некоммерческими организациями);
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение (в случаях, предусмотренных законодательством);
- другие руководящие и нормативные документы РФ по ведению бухгалтерского учета.

Наряду с нормативными документами правительства, финансовых и других органов, особое значение придается учредительным и уставным документам ВОИ, определяющими особенности деятельности организации ВОИ.

Осуществляя проверку состояния бухгалтерского учета, Комиссия должна проверить:

- правильность применения плана счетов, и указаний по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета;
- соблюдение установленного порядка ведения единой журнально-ордерной формы учета;
- своевременность и правильность ведения учетных регистров, соответствие данных статистического учета аналитическому учету;
- внедряются ли методы учета с применением механизированной обработки документации;
- организацию документооборота и своевременности поступления в бухгалтерию первичных учетных документов;
- правильность организации, полноту и своевременность проведения годовых инвентаризаций всех статей баланса, а также отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности;
- соответствие данных бухгалтерского учета балансу и другим отчетным формам, предоставляемым в вышестоящие организации;
- правильность определения прибыли.

Кроме того, Комиссии необходимо также проверить:

- правильно ли организована работа аппарата бухгалтерии;
- имеются ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
- распределены ли служебные обязанности между работниками бухгалтерии с тем, чтобы каждый работник нес ответственность за их выполнение;
- утвержден ли руководством ревизуемой организации график предоставления должностным лицам первичных документов и отчетов, осуществляется ли контроль за соблюдением графика и принимались ли дисциплинарные и другие меры к лицам, виновным в его нарушении;
- имеется ли график документооборота внутри бухгалтерии с указанием сроков завершения отдельных видов работ (составление расчетных ведомостей на заработную плату, сводной ведомости движения материальных ценностей, закрытие учетных регистров и т.д., и составление периодической отчетности);
- обеспечены ли работники бухгалтерии соответствующей справочной литературой, инструкциями и расчетными таблицами, необходимыми для текущей работы;
- обеспечивает ли бухгалтерский учет контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- обеспечивает ли главный бухгалтер: а) контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых правлением организации хозяйственных операций; б) предоставление оперативной информации; в) совместно с другими службами – ведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности правления организации ВОИ по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов; г) установлены ли правильные взаимоотношения между бухгалтерией и другими службами правления организации ВОИ;
- соблюдаются ли установленные положением о бухгалтерском учете и отчетности порядок и сроки проведения инвентаризации имущественных, материальных, денежных и расчетных статей баланса; каково качество произведенных инвентаризаций и их оформление; обеспечена ли в результате инвентаризации реальность всех статей баланса;
- обеспечивает ли организация бухгалтерского учета и контроля возможность предупреждения образования недостач, растрат, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, других нарушений и злоупотреблений;
- соответствуют ли показатели составляемой периодической и годовой отчетности данным бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность организации ВОИ является завершающим этапом учетного процесса. В нем отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение правления организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Существенные изменения внесены в порядок ведения бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также разъяснения и уточнения позиций ФНС России и Минфина России по нерегулируемым вопросам.

Для общественных организаций, которые стали являться налогоплательщиками налога на прибыль, встала не легкая задача изучить и сформировать новые реестры учета.

Плодотворная и эффективная работа всех организаций ВОИ, прежде всего, зависит от взаимоотношения правления и контрольно-ревизионной комиссии этих организаций, от одинакового понимания сути бухгалтерского учета, его специфики. В связи с этим ЦКРК ВОИ считает необходимым дать рекомендации по бухгалтерскому учету не только членам контрольно-ревизионных комиссий, но и руководству и сотрудникам аппарата организаций ВОИ.

На основании ПБУ 1/98 статьи 10 в организации должна быть:

Сформирована учетная политика, которая должна состоять из 2 блоков:

1. Либо одна общая, где должно быть прописано, что устанавливаются единые методы учета в бухгалтерском и налоговом учете;

2. Либо - 2 учетные политики отдельно по бухгалтерскому учету и налоговому учету.

На введение новой учетной политики необходимо издать распоряжение, внести изменения в старую учетную политику. Распоряжение необходимо издавать не позднее окончания налогового периода.

2. Учетная политика.

ООО ВОИ является некоммерческой организацией. Для реализации собственных социальных программ и в соответствии с п.1 ст.117 ГК РФ, организации ВОИ осуществляют предпринимательскую деятельность.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики правления, являются:

- федеральный закон № 129 ФЗ от 21.11.96 г. "О бухгалтерском учете";
- положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2008года;
- положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34;
- налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
- положение по бухгалтерскому учету;
- аудиторское заключение (в случаях, предусмотренных законодательством).

При составлении бухгалтерской отчетности, независимо от используемой корреспонденции счетов, операции должны быть отражены в полном объеме исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете и способов оценки, и группировки активов и обязательств, утвержденных учетной политикой организации.

В инструкции по применению плана счетов указано, что План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, в то время как методы регистрации, оценки и группировки устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету. Это означает, что порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности один для всех организаций независимо от применяемого Плана счетов, поскольку методологические подходы, закрепленные в Положениях по бухгалтерскому учету, так же едины.

Следовательно, в организации учет должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить возможность группировки данных исходя из норм, закрепленных в Положении по бухгалтерскому учету (в том числе ПБУ 6\01) и методических рекомендациях. Необходимо пользоваться бланками унифицированной формы.

При разработке своей системы документооборота организации до сих пор используют рекомендации, изложенные в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (далее - Положение N 105), так как Минфин РФ соответствующих рекомендаций пока не давал.

Как следует из Положения N 105, основными этапами документооборота являются:

- создание (получение) первичных бухгалтерских документов;
- принятие их к учету;
- обработка;
- передача в архив.

Поэтому в данном разделе учетной политики организация должна закрепить используемые формы первичной учетной документации и порядок создания первичных документов, определить контроль правильности заполнения первичных документов, установить порядок и сроки передачи документов в бухгалтерию для обработки, а также порядок передачи обработанных документов на хранение.

Сегодня ПБУ 1/2008 обязывает в учетной политике закреплять не только самостоятельно разработанные формы первичных документов, используемые организацией, но и применяемые унифицированные формы первичных учетных документов.

Формирование фондов.

Управленческий учет - это формирование фондов и их использование. Учет ведется на счете 86 с разбивкой по субсчетам:

1. Центральный фонд;

2.Фонд правления.

Положение о централизованных фондах ВОИ утверждено постановлением Центрального правления 2-го созыва ВОИ от 24.09.1992 г., дополнено постановлениями Центрального правления от 18.08.1993г., от 16.12.1994 г.

Согласно положению о централизованных фондах, необходимо составить общую смету доходов и распределить ее по двум сметам, соответствующим двум фондам, в каждой смете необходимо отразить, куда и сколько планируется выделить средств по разделам.

При необходимости, составляются сметы и по разделам. Все сметы утверждаются правлением организации.

Смета расходов на конкретное мероприятие утверждается председателем организации по планам работ, утвержденным правлением.

Положение о централизованных фондах ВОИ приведено в Приложении № 13

3. Целевое финансирование.

На счете 86 «Целевое финансирование» некоммерческие организации отражают поступления целевых средств, а это вступительные, членские, добровольные взносы и иные источники.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет расходов (доходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Так же следует помнить, что целевые средства, не использованные по целевому назначению в течение налогового периода, либо использованы не по целевому назначению, так же подлежат налогообложению.

К средствам целевого финансирования относиться имущество, полученное налогоплательщиком и использование им по назначению, определенное организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования (ст. 251 п.14 НК РФ).

Постановлением Президиума ЦП ВОИ утверждена инструкция по заполнению ведомственной отчетности всеми организациями ВОИ по форме № 2 (спец.) «Отчет о целевом использовании полученных средств», в котором отражается движение (поступление и расходование) средств организации в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом организации.

Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете некоммерческих организаций ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях" 2011 N 20). В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н), для учета движения денежных средств, поступивших из различных источников, выполнения мероприятий целевого назначения используется счет 86 "Целевое финансирование".

Для учета целевых средств - счет 86 является основным. При осуществлении некоммерческими организациями различных видов деятельности и выполнении ряда целевых программ и проектов счет 86 представляет собой сложную конструкцию, так как фокусирует на себе всю информацию о финансовой деятельности некоммерческой организации.

Средства целевого финансирования, полученные в качестве источника финансирования тех или иных проектов или программ, рекомендуется отражать по кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Расходы собираются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" или по счету 20 "Основное производство", если такое есть. (табл. 1).

Традиционная корреспонденция счетов по учету поступления и использования средств целевого финансирования в некоммерческих организациях:

Содержание операции Дебет Кредит
  Получены денежные средства, предназначенные для целевого использования 50, 51, 52, 55  
  Списаны расходы по содержанию некоммерческой организации за счет средств целевого финансирования.   20, 26
  Средства целевого финансирования направлены на выполнение проекта (программы).   26,20
  Приобретены основные средства за счет средств целевого финансирования: Оплачен счет Оприходованы поступление основных средств Оборудование принято к учету    
  Отражен источник финансирования по приобретенным основным средствам    
  Возвращены средства целевого финансирования   50, 51, 52, 55

Кредитовый остаток на счете 86 "Целевое финансирование" должен равняться сумме дебетовых остатков целевых средств, находящихся на денежных счетах некоммерческой организации. Однако на практике возникают ситуации, когда средства целевого финансирования еще не поступили в некоммерческую организацию, а фактические расходы по проекту организация уже несет, или когда расходы по проекту превышают сумму выделенных на его осуществление средств.

Поскольку в основе деятельности некоммерческих организаций лежит смета, то и методику учета целевых средств необходимо строить, отражая на субсчетах счета 86 "Целевое финансирование" использование источников финансирования.

Собранная на субсчетах бухгалтерская информация является основой для составления отчета перед конкретной финансирующей организацией или физическим лицом.

Поскольку в некоммерческих организациях выполняются несколько целевых проектов и программ, рекомендует для отражения доходов и расходов по целевым программам и проектам использовать второй уровень аналитических счетов. Следующий уровень детализации может соответствовать конкретным статьям сметы по каждой целевой программе или проекту. При этом необходимо составить следующие бухгалтерские записи.

Рекомендуемые бухгалтерские записи для отражения учета целевых средств в разрезе источников финансирования:

Содержание операции Дебет Кредит
  Получены денежные средства, предназначенные для целевого использования 50, 51, 52, 55 86-A <*>
  Начислена заработная плата работникам, осуществлявшим реализацию целевого проекта I за счет источника A 26/1.1.  
  Списаны затраты I за счет источника A 86-A-I-1 <**> 26/1.1.

<*> A - источник финансирования конкретной программы, отраженный на субсчете первого уровня счета "Целевое финансирование";

<**> I - номер целевого проекта или программы, отраженный на аналитическом счете второго уровня, 1 - номер статьи сметы конкретной целевой программы или проекта, отраженные на аналитических счетах третьего уровня.

Необходимо применять счет 76 "Прочие дебиторы и кредиторы", когда расходы осуществлены, а целевые средства из соответствующего источника не поступили или в случае превышения целевых расходов над суммой поступившего финансирования по проекту:

- для учета расходов, подлежащих дальнейшему распределению между видами деятельности, программами и проектами, использовать счет 26 "Общехозяйственные расходы", с открытием субсчетов. Распределение расходов по этому счету производить ежемесячно со списанием на счета затрат по коммерческому и некоммерческому видам деятельности в распределенных суммах;

- для учета расходов по предпринимательской деятельности использовать счет 20.

На счете 20 "Основное производство" будут отражаться расходы, связанные только с предпринимательской деятельностью, а ведение учета коммерческой деятельности будет осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99).

Оформление первичных документов.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 9 п. 2), первичные учетные документы должны быть надлежаще оформлены и предусмотрены обязательные реквизиты:

- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.

Неправильное оформление первичных документов приводит к тому, что их содержание не позволяет установить какой характер носят операции: производственный или не производственный.

Статьей 314 НК РФ предусмотрено ведение регистров налогового учета в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) машинных носителях. По мнению Минфина России (Письмо от 30.09.2008 N 03-02-07/1-383), использование первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ. При этом их хранение на машинных носителях следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

4. Проверка кассы и кассовых операций.

Для хранения наличных денег, денежных документов и совершения с ними приходно-расходных операций, организуются кассы. Операции по получению денег в банках и выдачи их наличными рабочим и служащим при выплате заработной платы, премий, подотчетных сумм на хозяйственные, командировочные и другие расходы осуществляют материально-ответственные лица - кассиры.

Таким образом, полученные в банке деньги проходят через кассу, что и предопределяет важность проверки, прежде всего кассы и кассовых операций.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, в кассах организации ведется счет 50 «касса». Если предприятию разрешено производить операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты.

При проведении ревизии кассы и кассовых операций, используются:

- первичные документы по приему и выдаче наличных денег;
- кассовые книги;
- книги аналитического учета ценностей хранящихся в кассе;
- акты ревизии кассы, а также учетные регистры по счетам: - 50 «касса»; - 51 «расчетный счет»; - 52 «валютный счет»; - 55 «специальный счет в банках»; - 56 «денежные документы» и др.

Инвентаризация кассы проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера немедленно по прибытии комиссии в бухгалтерию для ревизии. При наличии в организации нескольких касс, комиссия опечатывает другие кассы на время проверки одной из них, чтобы предотвратить покрытие возможной недостачи денег в одних кассах за счет денежной наличности других касс. Ключи от опечатанных касс остаются у кассиров, а печать - у комиссии.

Во время инвентаризации кассы, кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные документы включены им в отчет, и к моменту ревизии кассы не оприходованных и не списанных денег не имеется. Отчет визируется главным бухгалтером организации.

Производя проверку кассы, комиссия обязана соблюдать следующий порядок:

1. Проверка кассы производится в присутствии кассира и главного бухгалтера проверяемой организации; доступ других лиц в кассу во время проверки не разрешается.

2. На время проверки кассы, все кассовые операции прекращаются.

3. Все хранящиеся в кассе наличные деньги и другие ценности комиссия должна считать принадлежащими проверяемой организации, так как хранение в кассе денег или иных ценностей других организаций и физических лиц запрещено.

4. Подсчет наличных денег и ценных бумаг, находящихся в кассе, производится проверяющим в присутствии кассира и главного бухгалтера. Полный пересчет денег обязателен, независимо от того, находятся они в разрозненном виде, или в банковской упаковке. После подсчета денег, ревизор составляет отдельный (промежуточный) акт о сумме денежных средств, выявленных проверкой. Акт подписывается членами комиссии, участвующими в проверке кассы, кассиром и главным бухгалтером. Расписки физических лиц, неоформленные кассовые ордера, ведомости, счета и т.п. в остаток наличия кассы не включаются и в качестве оправдательных документов комиссией во внимание не принимаются.

При обнаружении таких, а также сомнительных документов о заимствовании наличных денег из кассы, комиссия отмечает это нарушение в акте проверки кассы с указанием: кому, по чьему распоряжению, когда, на какие цели, в какой сумме выданы деньги;

5. Наличие излишка или недостачи денег в кассе, комиссия отмечает в акте проверки кассы. Кассир в письменном виде дает объяснение о причинах излишка или недостачи. При обнаружении значительных недостач или злоупотреблений, следует потребовать немедленного отстранения кассира от должности и передачи дела в следственные органы.

6. Правильно оформленные кассовые документы комиссия передает кассиру для составления отчета и отражения в нем остатка на момент проверки.

В тех случаях, когда в момент проверки в кассе имеются отдельные ведомости, по которым выплата заработной платы произведена частично, Комиссия должна предложить главному бухгалтеру и кассиру закрыть, в установленном порядке, эти ведомости, оформив на них кассовый расходный ордер и включить его в отчет кассира, в котором производится остаток денег на момент проверки. Если проверка кассы совпадает с периодом выдачи заработной платы, которая по ведомостям не выплачена многим лицам, эти ведомости в отчет кассира могут не включаться, а записываются в акте как частично оплаченные расходные документы (платежные ведомости), не включенные в кассовый отчет. В этом случае, в каждой платежной ведомости указывается по каким порядковым номерам выплачена заработная плата и ее общая сумма. Указанная запись подтверждается подписями кассира, главного бухгалтера и членов комиссии.

7. При ревизии кассы проверяются также хранящиеся в кассе чековые книжки для получения наличных денег, лимитированные чековые книжки, бланки строгой отчетности, другие бланки, путевки в санатории и дома отдыха, проездные билеты и другие денежные документы, наличие которых отмечают в акте.

8. Одновременно с проверкой денежных средств, комиссия проверяет сейфы (несгораемые шкафы), помещение кассы (изолировано ли оно), обеспечен ли кассир штампами «получено», «оплачено». Комиссия устанавливает: опечатываются ли сейфы (шкафы) и помещение кассы в конце рабочего дня; оборудовано ли оно охранной сигнализацией; как организована охрана кассы.

Кассовые документы подвергаются сплошной проверке за весь проверяемый период.

Проверяя полноту и своевременность оприходования денег, полученных с расчетного счета в банке, комиссия применяет метод взаимного контроля операций. При этом сравниваются суммы, отраженные в ведомости аналитического учета по дебету счета 50 «касса» с данными журнала-ордера № 2 по кредиту счета 51 «расчетный счет». Эти суммы должны совпадать. В случае расхождений, их сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости - проверяют непосредственно в учреждениях банка.

Особенно внимательно комиссия должна проверять полноту и своевременность оприходования наличных денег, по каждому полученному из банка чеку, а также по выпискам банка (по коду, соответствующему получению наличных денег). Если на выписках имеются следы подчисток, исправлений, а также при расхождении остатков, следует получить в банке выписку из текущего или расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии ревизуемой организации с данными выписки.

Некоторые ревизоры допускают ошибку, когда полноту оприходования наличных денег полученных из банка, проверяют только по корешкам чеков.

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам за весь период, подлежащий ревизии.

При проверке используются следующие формы учетной документации по кассовым операциям:

- № КО1 «Приходный кассовый ордер»;
- № КО2 «Расходный кассовый ордер»;
- № КО3 и КО3а «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»;
- № КО4 «Кассовая книга»;
- № КО5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег»;
- документ без ордерного оформления приема и выдачи денег;
- главная книга;
- учетные регистры по счету 50 «Касса»;
- баланс на соответствующие даты и др.

При этом необходимо обращать внимание и на оформление кассовых документов:

- погашаются ли кассовые документы: приходные - штампом «получено», расходные - «оплачено» с указанием даты;
- имеются ли на каждом документе расписки получателей;
- нет ли на них следов подчисток и исправлений;
- подписаны ли эти документы руководителем и гл. бухгалтером.

Наиболее часто злоупотребления по кассе допускаются с заработной платой и подотчетными суммами. Здесь: и включение в ведомости подставных лиц, и завышение итогов сумм к выдаче с целью получения из банка измененных сумм.

В ходе проверки кассовых операций комиссии, кроме того, следует проверить:

- ведутся ли в проверяемой организации ежеквартальные внезапные проверки кассы;
- проводится ли ежедневная сдача кассиром в бухгалтерию кассовых отчетов;
- имеются ли на кассовых счетах подписи главного бухгалтера или его заместителя о проверке и принятии отчетов и документов к ним;
- используются ли по целевому назначению полученные из банка деньги на выдачу заработной платы, командировки и хозяйственные расходы; соответствуют ли кассовые остатки лимиту, установленному для проверяемой организации банком;
- своевременно ли возвращаются в банк остатки денежных средств по не выданной заработной плате, сдается ли в банк выручка от реализации материальных ценностей за наличный расчет, путевок в санатории, дома отдыха и другие поступления в кассу;
- имеются ли случаи выдачи наличных денег посторонним лицам без доверенностей (при наличии таких фактов комиссия должна уточнить причины этих операций, по чьему распоряжению они произведены и не скрываются ли за этим злоупотребления);
- имеются ли случаи подписи кассовых документов: одним руководителем организации, одним главным бухгалтером;
- имеются ли случи подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке;
- хранятся ли чековые книжки у главного бухгалтера в сейфе или, в нарушение действующего порядка, у кассира;
- наличие в организации журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной печатью. Все листы книги должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера;
- наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей соответствующих должностных лиц и подписей получателей денег;
- погашение кассовых документов специальными штампами;
- законность произведенных из кассы выплат денежных средств списываемых на расходы и другие синтетические счета без последующего представления отчетов по этим операциям;
- соблюдение лимитов расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами;
- правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;
- своевременность депонирования невыплаченных сумм;
- установлен ли лимит по кассе (с 2012года лимит устанавливает сама организация и закрепляет его распоряжением руководителя).

Проверка кассовых документов одновременно является и проверкой соблюдение кассовой и финансовой дисциплины.

5. Проверка банковских операций.

При проверке банковских операций, произведенных по расчетному и валютному счетам в учреждениях банка, необходимо выявить:

- в каких учреждениях банка открыты расчетные, текущие и валютные счета;
- получить подтверждение об остатках на счетах на момент проверки;
- полностью ли предъявлены выписки банков и соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичным документам;
- не допускалось ли в этих случаях неправильное отражение в бухгалтерском учете банковских операций (например, отнесение полученных наличных денег на другие счета, вместо отражения по счету «касса» и др.).

Каждая операция, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена первичным документом (счетом, платежным поручением, требованием и др.). Приложенные к выписке банка первичные документы группируются в определенном порядке: сначала прилагаются к выписке все приходные документы, а за ними все расходные документы.

Указанная проверка банковских выписок должна сочетаться с проверкой банковских документов по существу произведенных банковских операций и комиссия должна установить:

- не допускалось ли неправильное перечисление авансов и платежей по бестоварным счетам и другим незаконным операциям (оплата в порядке услуги счетов по приобретениям и расходам других организаций, не имеющих отношения к проверяемой организации и т.д.);
- правильно и своевременно ли используются банковские ссуды под сезонное накопление товарно-материальных ценностей, по неоплаченным счетам заказчиков за выполненные работы и т.д., достоверность представляемых документов на получение ссуд;
- правильность и законность операций с аккредитивами (при этом необходимо выяснять причины таких расчетов, не вызывают ли они неплатежеспособность предприятия, какие меры принимаются в этом случае к улучшению финансовой деятельности организации);
- правильно ли отражены в учете и законно ли используются полученные из банка лимитированные и не лимитированные чековые книжки (порядок их учета как документов строгой отчетности); выдаются ли они подотчетному лицу под расписку; составляются ли подотчетными лицами отчеты по использованию чековых книжек; соответствуют ли обороты и сальдо по отчетам подотчетных лиц оборотам и сальдо банка по спецссудным счетам и т.д.

Тщательной проверке должны быть подвергнуты операции по (возможно открытым) текущим счетам уполномоченных лиц (производителей работ и других) для выплаты на месте заработной платы и других целевых расходов (законность всех этих операций, а также качество и обоснованность самих документов).

При проверке банковских операций комиссия должна также проверять реальность сумм, числящихся в бухгалтерском учете на счете 57 «Переводы в пути». На этот счет, в ряде случаев, неправильно относятся просроченные задолженности заказчиков за выполненные работы, а также и другие суммы, в то время как на нем должны отражаться денежные суммы (выручка) сдаваемые в кассы банка, но еще не зачисленные банком на расчетный счет или спецссудный счет организации, а также суммы, перечисленные проверяемой организации или вышестоящим организациям, но не поступившие в отчетном месяце на расчетный счет проверяемой организации, т.е. находящиеся в конце месяца в пути.

Основанием для таких записей в учете должны служить: при сдаче выручки - копия квитанции банка (почты) о сдаче денег; при перечислении денежных средств - авизо организации с указанием номера, даты, суммы, наименования учреждения банка или почтового отделения, принявшего перечисления.

При проверке поступивших на расчетный и валютный счета денежных средств, устанавливается правильность и полнота их зачисления. Так, вносы наличных денег должны отмечаться во всех выписках банка в ходе проверки кассовых операций.

Особое внимание по списанию денежных средств с расчетного, валютного счетов необходимо обращать на своевременность и полноту оприходования и целевого использования наличных денег, полученных из банка. Перечисления денежных средств, в погашение задолженности поставщикам проверяется в разрезе этих счетов с целью реальности и обоснованности их использования.

Комиссия должна проверить, допущены ли нарушения при перечислении денежных средств акцептованными поручениями через почтовые отделения связи. При этом, когда переводятся суммы причитающейся текущей и депонированной заработной платы, удержанной по исполнительным листам, или подотчетные суммы и т.д., следует проверить обоснованность переводов и правильность переводимых сумм (путем сверки с первичными учетными документами), а также достоверность указанных в перечне адресов получателей переводов.

6. Расчеты с подотчетными лицами

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы. На выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Затем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из з/платы) или счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника.

Аналитический учет по счету 71 ведется отдельно по каждой сумме, выданной в под отчет.

Сотруднику предприятия, который вошел в круг лиц, кому дано разрешение получать деньги в под отчет, может понадобиться произвести какие-либо расходы для нужд самого предприятия (съездить в командировку, купить какие-то материалы, оплатить мелкие ремонтные работы и т.д.). Для подобных случаев сотруднику выдают наличные деньги. Произведя расходы, сотрудник должен отчитаться перед руководством предприятия, составив специальный отчет и приложить к нему все оправдательные документы.

Выдача денег под отчет оформляется записью:

Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50 "Касса"

Подотчетные суммы списываются на основе отчета подотчетного лица. При этом счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредитуется, а дебетуются счета 10 "Материалы" если были приобретены какие-либо ценности или счета затрат. В ряде случаев сотруднику могут быть выданы деньги для приобретения товаров. В этом случае, на основании отчета составляется запись:

Дебет 41 "Товары" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Неизрасходованные суммы возвращаются в кассу или удерживаются из заработной платы.

Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредитуется в корреспонденции со счетами:

Дебет 50 "Касса" - на суммы, возвращенные в кассу;

Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы, удержанные из зарплаты;

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - если сотрудник не отчитался за выданные ему денежные средства;

Дебет 73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

- если недостача будет удерживаться в течение нескольких отчетных периодов;

Дебет 91.2 "Прочие расходы" - если недостачу нельзя возместить.

Мы рассмотрели варианты, когда счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" сначала дебетуется, а потом выданные сотруднику деньги списываются, т.е. случаи, когда этот счет выступает как активный. Но на практике достаточно часто этот счет может оказаться пассивным. Достаточно сослаться на случаи, когда сотрудник ездит в командировку, и расходы ему возмещают после возвращения.

Но если в кассе предприятия не будет наличных денег, бухгалтер должен будет сделать записи:

Дебет счетов по учету затрат или приобретенных ценностей
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Ибо расходы возникают не тогда, когда они оплачены, а тогда, когда возникла необходимость обязательство организации их оплатить (см. допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, п.6 ПБУ 1/98). В этом случае счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" становится пассивным.

Аналитический учет ведется в разрезе подотчетных лиц, но каждое лицо должно отчитаться по каждой отдельно выданной сумме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: