Комплект оценочных средств

Наименование темы или раздела дисциплины Комплект оценочных средств по предметам оценивания (ПК-10, ПК-21, ПК-29, ПК-30, ПК-36, ПК-41, ПК-50)
  Примерные темы докладов Примеры вопросов устного опроса
Тема 1. Маркетинг как концепция управления фирмой в условиях рынка. Стратегии маркетинга. 1. Понятия «маркетинг» и «менеджмент» в теории современного маркетинга-менеджмента. 2. Характеристика основных составляющих маркетинга. 3. Современные подходы к определению сущности маркетинга. 4. Социально-экономические и научно-технические предпосылки возникновения науки маркетинга. 5. Факторы, определяющие специфику маркетинговой деятельности предприятия. 6. Типы рынков и маркетинговая деятельность. 7. Концепция управления маркетингом и выбор маркетинговой стратегии. 8. Маркетинговые стратегии фирмы и специфика выбора стратегии в зависимости от целей маркетинга. 9. Роль маркетинга в рыночной экономике. Методология и инструментарий маркетинга 1. Дайте определение понятиям: нужда, потребности, спрос, рынок, «маркетинг». 2. Чем вызвана необходимость появления маркетинга как науки и как концепции поведения фирмы на рынке? 3. Каковы основные концепции маркетинга? 4. Каким образом дисциплина маркетинг соотносится с другими дисциплинами? 5. Что изучает маркетинг? 6. Каково значение международного бизнеса в формировании современной системы мирового хозяйства? 7. Каковы основные инструменты маркетинга? 8. Маркетинг как способ конкурентной борьбы в рыночных условиях. 9. Почему в России возникла необходимость изучения маркетинга? 10. Каким образом можно применить зарубежный опыт маркетинговой деятельности в России?
Тема 2. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации 1. Понятие маркетинговых исследований и их значение для предприятия. 2. Процесс организации и проведения маркетинговых исследований. 3. Виды маркетинговых исследований и их специфика. 4. Методология и методы маркетинговых исследований. Специфика социологических исследований. 5. Информационная система маркетинга: понятия, виды информации и их характеристика. 6. Система внутренней и внешней маркетинговой информации. 7. Роль руководителей структурных подразделений предприятия в информационном обеспечении маркетинга. 8. Понятие первичной информации и специфика ее сбора, анализа и представления. 9. Классификация вторичной информации и методы сбора вторичных данных. 10. Проблемы формирование и поддержания информационной базы предприятия для целей маркетинга 1. В чем состоит сущность и значение маркетинговых исследований на предприятии? 2. Каковы основные этапы проведения маркетинговых исследований и их характеристика? 3. Назовите основные методы маркетинговых исследований. Каковы их преимущества и недостатки? 4. В чем заключается специфика социологических опросов как метода исследования в маркетинге? 5. Каковы основные методы сбора первичной и вторичной информации в маркетинге? 6. Дайте характеристику интервьюированию и анкетированию как методам сбора первичных данных? 7. Каковы основные элементы в системе маркетинговой информации? 8. Каково значение системы внутренней и внешней маркетинговой информации для принятия маркетинговых решений? 9. Дайте характеристику источников информации в маркетинге? 10. Какова роль математико-статистического аппарата в системе маркетинговой информации?
Тема 3. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков 1. Роль и значение маркетинговой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики 2. Понятие товарного рынка, его структура и характеристика. 3. Методологический подход к изучению рынков сбыта. 4. Понятие конъюнктуры рынка и характеристика факторов, влияющих на изменение конъюнктуры. 5. Изучение емкости рынка и оценка доли фирмы на региональном рынке. 6. Факторы конкурентной среды, необходимость и значение изучения поведения конкурентов на региональном рынке. 7. Оценка уровня конкуренции и конкурентоспособности предприятия на рынке. 8. Практика изучения поведения потребителей, модели потребительского поведения. 9. Деятельность предприятия по сегментации потребителей и позиционированию товара на рынке. 10. Маркетинговые стратегии и выбор целевого рынка. 1. В чем заключается роль рынка в хозяйственном механизме общества, и какова связь рыночных процессов с маркетингом. 2. В чем состоит сущность потребностей и их классификация. Почему необходимо производителям товаров и услуг изучать потребности потребителей в условиях рынка. 3. Комплексное исследование товарного рынка: понятие, характеристика основных элементов рыночного исследования. 4. Понятие рыночной конъюнктуры, факторы, влияющие на конъюнктуру рынка. 5. Понятие емкости рынка и ее взаимосвязь с долей фирмы на рынке, факторы, влияющие на емкость рынка. 6. Исследование конкурентов и их поведения на рынке, позиционирование товара на рынке. 7. Понятие конкурентоспособности предприятии на рынке и конкурентоспособности его продукции. Факторы, определяющие конкурентоспособность фирмы м продукции. 8. Теория потребительского поведения. Методы изучения мотивации и предпочтений потребителей. 9. Понятие сегментации рынка. Критерии сегментации и этапы ее проведения. 10. Виды стратегий поведения предприятия. Выбор стратегии на целевом рынке.
Тема 4. Товар и товарная политика в системе комплекса маркетинга. Управление ассортиментом. 1. Основные положения товарной политики предприятия. 2. Товар и его свойства. Качество товара как фактор конкурентоспособности предприятия. 3. Конкурентоспособность товара и фирмы – залог ее успеха на рынке. Показатели конкурентоспособности. 4. Марка и марочная политика в системе маркетинговой деятельности. Формирование имиджа товара и фирмы. 5. Решения об упаковке и маркировки товара. Роль упаковки 6. Инновационная деятельность предприятия. Маркетинг инноваций. 7. Понятие жизненного цикла товара и характеристика его стадий. 8. Специфика применения инструментов маркетинга в зависимости от стадии жизненного цикла товара. 9. Ассортиментная стратегия предприятия и принципы ее разработки. Связь ассортиментной стратегии с инвестиционной политикой фирмы. 10. Решения о товарной номенклатуре 1. Что такое товар в системе маркетинга? 2. Какие элементы составляют основу товарной политики предприятия? 3. Охарактеризуйте роль товарной политики в системе комплекса маркетинга. 4. Назовите примеры современных приемов в области товарной политики, применяемых предприятиями для повышения своей конкурентоспособности. 5. В чем состоит сущность инновационной политики предприятия в системе комплекса маркетинга? 6. Какова взаимосвязь между товарным ассортиментом и номенклатурой товара на предприятии? 7. Что означает понятие «гармоничность номенклатуры»? 8. Какова роль упаковки в продвижении товара на рынок? Какая информация и почему размещается на упаковке? 9. Какую информацию содержит штрих-код? Какова функция штрих-кода?
Тема 5. Цена и ценовая политика в системе комплекса маркетинга. 1. Понятие цены, характеристика ценообразующих факторов. 2. Виды цен и особенности их применения на предприятии. 3. Ценовая политика предприятия в системе комплекса маркетинга. психологические границы цен. 4. Метод ценообразования, основанный на издержках производства. Планирование нормы прибыли. 5. Ценовая политика предприятия в зависимости от поведения конкурентов и потребителей. 6. Особенности ценообразования, основанного на ощущаемой ценности товара. 7. Виды ценовых стратегий предприятия и их характеристика. 8. Стратегии ценообразования и принципы их разработки. 9. Ценовые дискриминации и их влияние на поведение потребителей. 10. Понятие «психологической цены» и маркетинговые трюки при установлении цены. 1. В чем заключаются особенности ценообразования на различных типах рынках: рынок производителей и рынок потребителей. 2. Какова роль государства в формировании политики ценообразования на предприятиях? 3. Назовите основные методы ценообразования и особенности их применения на предприятии. 4. Дайте характеристику метода ценообразования основанного на расчете точки безубыточности предприятия? 5. Какой из методов ценообразования является наиболее точным при удовлетворении потребностей потребителей? 6. Как влияет цена на уровень конкурентоспособности предприятия? 7. Каковы психологические границы цен? Кто из субъектов рынка и каким образом влияет на политику ценообразования? 8. Перечислите основные факторы, влияющие на установление цены на товары и услуги на потребительском рынке? 9. В чем заключается сущность метода ценообразования, основанного на спросе? Как связан этот метод с законом спроса? 10. Раскройте содержание понятия «эластичность спроса по цене» и как оно связано с политикой ценообразования на товары первой необходимости?
Тема 6. Сбыт и сбытовая политика в системе комплекса маркетинга. 1. Понятие сбытовой политики предприятия в системе комплекса маркетинга. Роль системы сбыта в условиях рынка. 2. Каналы распределения: понятие, виды, положительные и отрицательные черты различных каналов распределения продукции. 3. Торговые посредники и их роль в системе распределения продукции. 4. Типы торговых посредников и характеристика их основных функций. 5. Основные факторы, влияющие на деятельность оптовой и розничной торговли. Взаимосвязь оптовых и розничных торговцев. 6. Новые методы и формы организации торговли в РФ, зарубежный опыт. 7. Френчайзинг и проблемы его применения в РФ. 8. Государственное регулирование торговой деятельности в РФ: проблемы и перспективы. 9. Особенности формирования системы товародвижения на предприятии. Логистика в системе комплекса маркетинга 1. Дайте классификацию каналов сбыта. Опишите особенности каждого вида канала сбыта. 2. Что представляет собой концепция сбыта в маркетинге? 3. Чем отличается брокер от других типов посредников? 4. Каковы отличительные черты дистрибьюторов и дилеров? 5. Какую роль играют оптовые и розничные торговые предприятия в сфере обмена? 6. Каковы функции независимых торговых агентов? 7. Каким образом система управления заказами влияет на эффективность сбыта? 8. Чем отличается понятие товародвижения от логистики? 9. Каковы функции складов? Какова связь складских запасов готовой продукции со спросом на эту продукцию? 10. Дайте характеристику показателей, отражающих эффективность системы сбыта и системы товародвижения.
Тема 7. Политика продвижения товара на рынок в системе комплекса маркетинга 1. Понятие коммуникационного процесса, его виды и стили. Структура и основные элементы коммуникационного процесса. 2. Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) и в системе комплекса маркетинга. Значение ИМК в продвижении интересов фирмы на рынке товаров и услуг. 3. Характеристика системы ФОССТИС: формирование спроса и стимулирование сбыта. Значение системы ФОССТИС в продвижении товара на рынок. 4. Реклама и ее значение в рыночных условиях. Виды рекламы. 5. Правовые основы рекламной деятельности в РФ. Проблемы и перспективы развития рекламного рынка в России. 6. Характеристика рекламных средств и особенности их применении в зависимости от целевой аудитории. 7. Рекламный бюджет и его виды. Особенности выбора метода разработки рекламного бюджета на предприятии. 8. Оценка эффективности рекламной деятельности в организации. 9. Методы стимулирования сбыта. 10. Некоммерческая реклама: паблик рилейшинс, паблисити, товарная пропаганда. 1. В чем состоит сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций? 2. Дайте общую характеристику системы ФОСТИС и ее значения в маркетинге. Из каких элементов она состоит? 3. Какие основные задачи решает реклама в системе стимулирования сбыта на товар? 4. Каковы основные функции рекламы при продвижении нового товара на рынок? 5. Выделите преимущества и недостатки рекламных средств, используемых предприятий при продвижении товаров на рынок. 6. Какие принципы лежат в основе выбора рекламного бюджета при планировании рекламной деятельности на предприятии? 7. В чем состоит роль рекламы при формировании имиджа товара и фирмы? 8. С чем связана деятельность фирмы по организации брендинга? Почему предприятия проводят ребрендинг? 9. Какие трудности испытывают российские предприятия при проведении рекламных мероприятий в настоящее время? Каковы перспективы развития рекламного рынка в РФ? 10. Что представляют собой мероприятия по связям с общественностью? Объясните, место PR в системе ИМК на предприятии.
Тема 8. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии 1. Значение планирования на предприятии в условиях рыночной экономике и его роль в маркетинговой деятельности. 2. Система маркетинговых планов. Процесс и технология планирования маркетинга. 3. Бюджетирование и программирование в системе комплекса маркетинга. 4. Принципы организации маркетинговой деятельности на предприятии и особенности построения структуры службы маркетинга. 5. Организационные структуры маркетинга, их виды. 6. Роль руководителя в организации маркетинговой деятельности на предприятии. 7. Финансы и контроль в системе маркетинга. 8. Контроллинг в маркетинге, его отличие от системы контроля. 9. Оценка эффективности системы контроля маркетинговой деятельности. 10.Коммуникационный аудит. 1. Что такое организационная структура управления и каковы принципы ее построения на предприятии? 2. Каковы особенности управленческих структур предприятия, построенных на принципах маркетинга? 3. В чем состоит специфика построения службы маркетинга по функциональному принципу, с товарной и региональной ориентацией, с ориентацией на выделенные сегменты потребителей? 4. Каковы функции руководителя службы маркетинга на предприятии и как они меняются в зависимости от типа организационной структуры? 5. Какие регламентирующие документы необходимо разработать на предприятии для эффективной работы службы маркетинга? 6. Какова роль маркетингового контроля на предприятии? Каким образом маркетинговый контроль связан с деятельностью других подразделений предприятия? 7. Что означает понятие «контроллинг» в маркетинговой деятельности и чем он отличается от маркетингового контроля? 8. Какие показатели характеризуют эффективность маркетинговой деятельности? 9. Какова роль аудита в маркетинге? Какие цели преследует и какие задачи он решает? 10. Каковы поведенческие аспекты контроля и как руководитель решает эти проблемы?
Тема 9. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности 1. Международное разделение труда и специализация предприятия по производству и продаже товаров и услуг на внешнем рынке. 2. Особенности международного маркетинга. 3. Стратегии выхода предприятия на международный рынок. 4. Влияние факторов международной среды на эффективность внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия. 5. Роль государства в регулировании ВЭД. 6. Система международной торговли и характеристика международной среды. 7. Инфраструктура ВЭД предприятия в РФ. 8. Роль маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятий. 9. Показатели эффективности международной маркетинговой деятельности предприятия ИНКОТЕРМС-2000 – правила организации международных перевозок грузов; их значение в международной торговле 1. Какие причины лежат в основе появления международного маркетинга? 2. Чем международный маркетинг отличается от маркетинговой деятельности на национальном рынке? 3. Каковы особенности международного маркетинга и как они влияют на маркетинговую стратегию предприятия во внешнеэкономической деятельности? 4. Какова роль торгово-промышленной палаты РФ в продвижении интересов фирмы на внешний рынок? 5. Какие нормативные документы РФ регулируют внешнеэкономическую деятельность предприятия? 6. Дайте характеристику факторов международной среды. Как эти факторы влияют на деятельность предприятия? 7. Имеются ли особенности в разработке плана маркетинга компании при выходе на международный рынок? 8. Какова роль рекламы во внешнеэкономической деятельности? 9. Какие методы продвижения продукции наиболее эффективны на внешнем рынке? 10. Какие мероприятия должны проводится на предприятии, чтобы успешно работать на внешнем рынке?
Тема 10. Маркетинг и общество 1. Понятие социальной ответственности роль маркетинга в ее формировании. 2. Концепция социально-этичного маркетинга и социальная ответственность фирмы. 3. Принципы взаимоотношений общества и маркетинга. 4. Благотворительная и спонсорская деятельность предприятия и их роль в повышении имиджа предприятия. 5. Влияние общественного мнения на деятельность предприятия. 6. Маркетинг услуг, специфика предоставления, отличия от маркетинга товаров. 7. Маркетинг в социальной сфере. 8. Маркетинг в здравоохранении. 9. Маркетинг в государственной и муниципальной службе. 10. Принцип социальной справедливости и модели распределения услуг среди населения. 1. Каким образом связаны между собой понятия социальная ответственность предприятия и маркетинг? 2. Как влияет маркетинг на структуру общественных и личных потребностей? 3. Каковы основные области применения маркетинга? Дайте их общую характеристику. 4. Чем отличается маркетинг услуг от маркетинга продукции? Каковы особенности маркетинга услуг? 5. В чем состоит специфика маркетинга в сфере образования? 6. В чем состоит специфика маркетинга в сфере здравоохранения? 7. Какова роль маркетинга в государственной структуре управления? 8. Чем можно объяснить необходимость маркетинговой деятельности в государственной и муниципальной сфере? 9. В чем заключаются принципы социальной справедливости и как маркетинг способствует реализации этих принципов? 10. Как оценить эффективность маркетинга в государственной и муниципальной сфере?

Предмет(ы) оценивания Объект (оценивания) ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ критерии оценки
ОК-1 – стремление работать на благо общества ОК-7 - способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения ОК-8 - владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-14 - умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей ОК-15 - способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений Оценки эффективности маркетинговых решений ОК-16 - владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации Основные профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, следующие: ПК-3 - умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения - оценки альтернативы, выбора оптимального варианта решения, оценки результатов и последствий принятого маркетингового решения ПК-4 - способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков ПК-6 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности ПК-11 - способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды ПК-12 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции ПК-17- умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления ПК-21 - знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности ПК-24- умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций ПК-25 - умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации ПК-46 - способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) Владение понятийно-терминологическим аппаратом основ маркетинга, знание о распределении полномочий и ответственности при проектировании маркетинговых структур, об основных современных теориях маркетинга, об организации маркетинговой деятельности, воздействии на организацию факторов маркетинговой среды, разработке комплекса маркетинга, организация и проведение маркетинговых исследований, процессы управления маркетинговой деятельностью. Активность на практических занятиях (качество докладов, полнота и правильность ответа при устном опросе) Процент верных ответов на вопросы теста Процент верных ответов на вопросы теста Участие в деловых играх: - оценка профессиональных и личностных компетенций маркетолога; - «Предпринимательство и маркетинг», - проведение SWOT-анализа; - «Производство мобилей»; - разработка анкеты для опроса респондентов; - разработка рекламной кампании; - разработка рекламного сообщения по радио; - разработка печатного рекламного сообщения для специализированного журнала; - разработка организационной структуры службы маркетинга. Доклад: Соблюдение регламента (10 мин.) Характер источников (более одного источника) Подача материала (презентация) Ответы на вопросы (владение материалом) 2. Устный опрос Корректность и полнота ответов 3.Выполнение тестовых заданий: Правильность ответов на вопросы теста. 4. Участие в деловых играх: Присутствие на деловой игре; Оформление результатов игры в соответствующем формате по требованию.

Условия выполнения задания

  1. Место выполнения: в учебной аудитории
  2. Каждый критерий оценки доклада оценивается в 1 балл, максимум 4 балла за доклад. Допускается не более трех докладов в семестр (всего 12 баллов)
  3. За полноту и правильность ответа на вопрос при устном опросе в соответствии со сложностью вопроса присваиваются баллы от 5 до 10 баллов. Всего необходимо получить до 30 баллов в семестр
  1. Тестирование проходит два раза за семестр и оценивается по критерию оценки – правильность ответов на тестовые задания в баллах от 0 до 5, всего необходимо набрать до 10 баллов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Основы маркетинга / Ф.Котлер [ и др.; пер. с англ. А.В.Назаренко] – 5-е европ. изд. – М[ и др]: Вильямс, 2012 – 751 с.

2. Основы маркетинга / Пичурин.И.И., - М: Юнити-дана, 2012. – 383с.

3. Основы маркетинга: учебное пособие / Кузнецова Л.В., М.: Вузовкий учебник, 2013 – 138с.

4. Основы маркетинга / Морозов Ю.В., М.: Дашков и Ко, 2012. – 148с.

5. Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учеб. пособие / Ф. И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. - М.: Дашков и К [и др.], 2011. - 324 c

Дополнительная литература

1. Акулич, И. Л. Маркетинг взаимоотношений: учеб.-метод. пособие / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 252 c.

2. Басовский, Л. Е. Маркетинг: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 133 c.

3. Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 363 c.

4. Дубровин, И. А. Маркетинговые коммуникации: учебник / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 577 c.

5. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник [и др.], 2010. - 438 c.

6. Кеворков, В. В. Практикум по маркетингу: учеб. пособие / В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 542 c.

7. Крылова, Г. Д. Маркетинг: учебник / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М.: Магистр, 2011. - 493 c.

8. Малышева, М. Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.-практ. пособие / М. Ф. Малышева, А. В. Попова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 159 c.

9. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / [В. Т. Гришина и др.]; под ред. Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. – 445 c.

10. Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования / Гилберт А. Черчилль, Том Дж. Браун; [пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева]. - 5-е изд. - СПб.[и др.]: Питер, 2010. - 699 c.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: