Статистическое наблюдение в области туризма в РФ

1. Статистическое наблюдение в области туризма (статистика туризма) является отраслью социально-экономической статистики Российской Федерации, которая обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.

2. Необходимость статистического изучения туризма обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туризма, туристской индустрии и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристские ресурсы и объекты туристской индустрии, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на туристском рынке.

3. Объектом статистического наблюдения является предпринимательская и иная экономическая деятельность субъектов туристской индустрии, которые предоставляют в установленном порядке государственную статистическую отчетность, а также граждане Российской Федерации, занимающиеся туризмом в пределах Российской Федерации, граждане Российской Федерации, временно выезжающие из Российской Федерации и иностранные граждане, временно въезжающие в Российскую Федерацию, учет которых производится органами Федеральной пограничной службы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки туристов на внутреннем водном транспорте, предоставляют специальные формы отчетности, утверждаемые органами государственной статистики, в том числе по видам перевозок (транспортные, внутригородские и пригородные, туристские, экскурсионно-прогулочные перевозки).

4. Органы государственного управления туризмом, органы государственной статистики, Федеральной пограничной службы, Центральный банк Российской Федерации, иные заинтересованные государственные органы и органы местного самоуправления на безвозмездной основе обмениваются отчетной документацией и сведениями в области туризма, необходимыми каждой из сторон для выполнения их функций.

5. В целях получения информации о туристском потреблении - расходах, производимых туристами в месте (стране) временного пребывания, федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы государственной статистики имеют право проводить на выборочной основе статистические обследования (опросы) туристов о произведенных ими в связи с туристской поездкой расходах.

6. Учeт тypиcтcкoгo oбopoтa (совокупности перемещений туристов и экскурсантов) ocyщecтвляeтcя пyтeм peгиcтpaции: а) тypиcтской путевки; б) кoпии квитaнции (платежного поручения) oб oплaтe ycлyг, пpeдocтaвляeмыx туроператорами, принимающими туристов; c) cтpaxoвoгo пoлиca тypиcтa.

Учeт иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию ocyщecтвляeтcя пyтeм oфopмлeния миграционной карточки

7. Статистическое наблюдение в области туризма осуществляется органами государственной статистики и иными государственными органами на основе официальной статистической методологии.

Вопрос 2.27. Показатели социально-экономической статистики. Статистика туризма.

Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социально-экономической статистике используется система показателей. Статистический показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социально-экономического явления. Следовательно, статистический показатель — это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Таковы, например, показатели объема валового внутреннего продукта, реальных располагаемых денежных доходов, объема платных услуг, средней продолжительности жизни населения, индекс потребительских цен на товары и услуги.

Поскольку социально-экономическая статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, то всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в себе пространственную и временную определенность.

Таким образом, конкретный статистический показатель в его полной определенности содержит: количественную определенность, качественную определенность, определенность пространства и определенность времени. Например, численность населения Московской области на 1 января 1998 г. составляла 6,6 млн человек. Здесь численность населения — качественная определенность показателя, Московская область — пространственная определенность, на 1 января 1998 г. — временная определенность, 6,6 млн — количественная определенность.

Понятие статистического показателя, относящееся к конкретному явлению, но взятое в общем виде, всегда содержит в себе качественную определенность. Количественная же определенность в этом случае непосредственно не дана, но понятие количества содержится в нем в абстрактном виде как атрибут. Примером могут служить вышеназванные показатели. Количественную определенность показателя нельзя представить без указаний качественной определенности и определенности пространства и времени. Абстрактных чисел безотносительно к пространству времени и качественному содержанию в статистике нет.

Таким образом, показатель в социально-экономической статистике — это обобщенная количественная характеика качественно определенного социально-экономического явления. Многообразие явлений общественной жизни, изучаемых социально-экономической статистикой, их свойств, признаков обусловило и многообразие конкретных статистических показателей. Статистический показатель может относиться: к отдельному явлению (объекту), например к отдельному промышленному предприятию; к группе объектов одного и того же вида, например к совокупности предприятий определенной отрасли; ко всей совокупности явлений, например ко всему хозяйству страны. В соответствии с этим показатели подразделяются на индивидуальные, групповые (частные) и общие. Последние две категории называют сводными показателями. Показатели, относящиеся к части территории страны, называют региональными (или территориальными); показатели, относящиеся к отдельным отраслям хозяйства, — отраслевыми, а показатели, относящиеся к хозяйству в целом, — совокупными по стране. Статистические показатели получают также наименование в связи с тем, какие свойства (признаки) явления они отображают. Например, урожайность пшеницы в хозяйствах Российской Федерации, средняя заработная плата рабочих промышленности РФ, численность студентов высших учебных заведений России.

Статистические показатели выражаются в форме абсолютных, относительных и средних статистических величин.
Сводные статистические показатели получаются путем обобщения (обработки) массовых данных о социально-экономических явлениях, собираемых в процессе статистического наблюдения. Они дают возможность обнаружить пщие совокупностям (общим или частным) этих явлений закономерности количественных изменений.

Поскольку статистические данные (конкретные значения конкретных показателей) используются в анализе экономического и социального развития и в качестве исходной информационной базы расчетов, между социально-экономической статистикой и макроэкономикой существует тесная взаимосвязь, а между показателями микроэкономики и статистическими показателями, отображающими ход их движения, — единство. Это единство зиждется на единой основе разработки методологии, чем обеспечивается одинаковость их содержания, на единстве систем измерения. Нарушение этих условий порождает несопоставимость статистических показателей.

Каждая отрасль социально-экономической статистики (часть, раздел) разрабатывает специфические показатели. Но разрозненный набор показателей вне их взаимосвязи не может обеспечить сколько-нибудь обстоятельного изучения социально-экономических процессов. Как различные свойства, стороны предмета познания взаимосвязаны, так и отображающие их статистические показатели должны быть взаимосвязаны и представлять собой целостную и логичную систему.

Системы показателей, разработанные отдельными отраслями статистики, являются в своей основе подсистемами единой системы показателей социально-экономической статистики, на высшем уровне которой находятся наиболее обобщающие показатели. Иначе говоря, совокупность показателей, относящихся к конкретным областям или процессам общественной жизни, образует разделы, или части, общей системы социально-экономической статистики.

Связи и взаимозависимость социально-экономических явлений и процессов обусловливают соответствующую связь показателей системы социально-экономической статистики. Она содержит взаимосвязанные показатели, характеризующие отдельные стороны жизни общества, и сводные обобщенные показатели в виде системы национальных счетов и балансов.

Денежные потоки в экономике – численный ряд, состоящий из последовательно расположенных во времени платежей.

Вопрос 2.28. Сущность и функции финансов. Структура финансовой системы РФ.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Функции финансов:

Распределительная функция. Распределение национального дохода заключается в созда­нии так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников матери­ального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособнос­ти страны, удовлетворения материальных и культурных потреб­ностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межот­раслевым и территориальным перераспределением средств в инте­ресах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием на­ряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управле­ние); с перераспределением доходов между различными социаль­ными группами населения. В результате перераспределения обра­зуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, получен­ные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для фор­мирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении нацио­нального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей эконо­мики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

И Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сфе­рами народного хозяйства, отраслями материального производст­ва, отдельными регионами страны, формами собственности и со­циальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена за­дачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольную функция. Будучи ин­струментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития обще­ственного и частного производства, ускорение научно-техническо­го прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звень­ях народного хозяйства. Он охватывает производственную и не­производственную сферы и нацелен на повышение экономическо­го стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресе­чение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопро­сам, своевременности и полноты выполнения финансовых обя­зательств перед бюджетной системой, налоговой службой, бан­ками, а также взаимных обязательств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют фи­нансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной сис­темы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются (подробнее см. гл.5)

Помимо распределительной и контрольной функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. В целях регулирования экономики и социальных отноше­ний используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Финансовая система российской федерерации

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта (5). Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем (8). Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Конкретными методами и формами управления финансами служат (5, 7):

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- принятие финансового законодательства;

- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Управление финансами в РФ:

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

- Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

- Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).

- Правительство Российской Федерации – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

- Министерство финансов Российской Федерации:

1. Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

2. Организует разработку федерального бюджетного плана;

3. Принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

- получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;

- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

-проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

- общность функций всех финансовых учреждений;

- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость от конечной цели;

- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

- соответствие интересам всех членов общества;

- использование экономических законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

Он включает:

·контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

·оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль', проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Вопрос 2.29. Сущность, структура и принципы построения бюджетной системы РФ.

Бюджет государства — составляющее звено государственных финансов. Бюджет является ведущим звеном государственных финансов. Суть его раскрывается в назначении — финансовое обеспечение выполнения государством его функций: экономической, социальной, управленческой и оборонной.

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО — организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь между элементами системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других уровней;

- от государственных внебюджетных фондов;

- от государственных организаций;

- от наднациональных организаций;

- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. Мягкая мебель гостиная на заказ в москве.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы:

Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

- государственное управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов:

- международное сотрудничество;

- участие в миротворческой деятельности;

- реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ;

- международные культурные, научные и информационные связи;

- экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- прочие источники внутреннего финансирования;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

- прочее внешнее финансирование.

Бюджетный процесс РФ

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, компетенцию участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности, санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, — федерального бюджета.
Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном уровне регулируется решениями представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный процесс включает следующие стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);

- органы государственного (муниципального) контроля.

Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Участники бюджетного процесса:

- Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- органы государственных внебюджетных фондов;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

Вопрос 2.30. Понятие налога. Функции налогов. Налоговая система РФ и принципы ее построения.

Налог - это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налогоплате́льщик — физическое лицо или организация, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

Налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Ставка налога – размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки: маржинальные (непосредственноуказываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение урлаченного налога ко всему полученному доходу).

Объект налогообложения – доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (зар.рлата, прибыль, дивиденды, рента. Недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Функции налогов

Как известно, функция любой экономической категории раскрывает ее сущность, внутреннее содержание, общественное значение.

В специальной литературе отмечается, что в условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи три функции: фискальная и регулирующая, социальная.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С нее образуется централизованный денежный фонд части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Рост объема производства, научно-технический прогресс создают реальные возможности для увеличения национального дохода и финансовых ресурсов государства главным образом за счет налоговых поступлений.

Регулирующая функция означает, что налоги активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов определена товарно-рыночными отношениями, предполагающими свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности, но в то же время и ответственность за результаты производства.

Социальная функция – обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

Законодательство РФ о налогах и сборах:

Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и заложены в Налоговый кодекс РФ, подготовленный и вступивший в действие с 1 января 1999 г. (I часть). Остановимся на некоторых его положениях.

Налоговый кодекс РФ предусматривает снижение совокупной налоговой нагрузки в целом на экономику (в % к ВВП) и на ее субъектов за счет сокращения общего числа налогов, снижения отдельных ставок и сокращения объема льгот. При этом пересматриваются подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, порядок уплаты налогов и отношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений.

Число налогов должно быть сокращено (после вступления в действие II части Налогового кодекса) в 5-6 раз по сравнению с действующей по состоянию на 1 января 2000 г. налоговой системой (с учетом налогов, введенных на региональном и местном уровнях).

Предлагается запретить налоги, уплачиваемые с выручки, отменить «неэффективные налоги», которые либо невозможно контролировать, либо затраты на их сбор сравнимы с суммами поступлений.

Предполагается объединить сходные по налоговой базе и по налогоплательщикам налог на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизы на моторное топливо, платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на минеральное сырье.

Значительно упростит налоговую отчетность предприятий консолидация внебюджетных фондов в бюджеты с объединением отчислений в эти фонды в единый социальный налог, контролируемый налоговыми органами.

Намечены изменения исчисления налоговой базы по сохраняющимся налогам, прежде всего по налогу на прибыль, где предполагается пересмотреть систему принимаемых к вычету затрат («себестоимость»), порядок амортизации и систему льгот.

Предлагается также:

· упростить правила амортизации, разрешить нелинейную и ускоренную амортизацию основных средств и нематериальных активов;

· разрешить более либеральный перенос убытков на будущее;

· разрешить капитализацию с последующей амортизацией отдельных видов затрат (на НИОКР, разведку и подготовку к разработке месторождений полезных ископаемых, на экологические цели);

· заменить уплату авансовых налоговых платежей уплатой налогов «по факту».

В Налоговом кодексе РФ предусматривается существенное сокращение налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и возведет барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налоговую базу.

Сохранятся отдельные льготы (в соответствии с продекларированными государством приоритетами) при условии жесткого контроля за результатами и «ценой» таких льгот. Налоговые льготы должны иметь временный и направленный характер и предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам или территориям. Недопустимо, например, устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри единого государства, выводить из-под налогообложения доходы военнослужащих, работников Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции. Снижение налогов с юридических лиц означает перенос налоговой тяжести с них на физические лица.

Налоговый кодекс РФ систематизирует законодательство и унифицирует его понятийный аппарат, что во многом снижает конфликтность налоговых отношений и обеспечивает дополнительные удобства для налогоплательщиков благодаря отмене сотен нормативных актов. Налоговый кодекс устанавливает процедурные и процессуальные нормы, без которых любые декларации прав и обязанностей остаются всего лишь декларациями. Процедуры нужны прежде всего для того, чтобы определить правила проведения проверок, выставления требований об уплате налогов, приостановления сроков исполнения требований на период обжалования, применения1 репрессивных мер (списание средств с банковских счетов, обращение взыскания на имущество, арест имущества, изъятие документов). Кодекс устанавливает также порядок обжалования действий налоговых органов и рассмотрения дел о нарушениях..

Пересмотрены составы налоговых нарушений, штрафы за эти нарушения. По-новому решаются вопросы предоставления отсрочек по уплате налогов, а также возврата излишне уплаченных или неправомерно взысканных налогов.

Для налогообложения следует четко определить такие важнейшие понятия, как экономическая деятельность, товары (работы, услуги) и их реализация, место реализации и рыночная цена, доходы и их источники, правила, в соответствии с которыми доходы признаются российскими или полученными за пределами страны, и др.

С принятием II части Налогового кодекса можно реально связать надежды на изменение налогового климата в сторону «потепления», снять многие препятствия по развитию производства, что сегодня выражается в отношении российских и иностранных инвесторов к оценкам возможностей и рисков нормально работать и получать прибыль в России.

Современная налоговая система России характеризуется следующими чертами:

· базирование на правовой основе, все налоговые платежи вводятся и отменяются только органами государственной власти;

· построение по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов. В налоговой системе существует два основных вида налогов: прямые и косвенные;

· последовательная оплата налогов по налоговому календарю. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Пунктом 2 ст. 132 НК РФ предусмотрено, что несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Вместе с тем в случае сообщения банком налоговому органу указанных сведений с нарушением срока, установленного ст. 86 НК РФ, но до момента обнаружения данного обстоятельства налоговым органом, привлечение банка к налоговой ответственности не представляется возможным;

· предъявление плательщикам одинаковых требований и создание равных стартовых условий использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;

· обеспечение более справедливого распределения налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиление правовой защиты их интересов.

Однако российская налоговая система ныне не может удовлетворять ни плательщиков, ни налоговые органы, поэтому нуждается в скорейшем совершенствовании.

К недостаткам следует отнести в первую очередь фискальный подход к налогообложению.

Второй важный недостаток налоговой системы - высокий уровень налогообложения предприятий и организаций, что остается актуальным относительно налога на прибыль.

В нашей налоговой практике отсутствует регулярное издательство законодательных актов с учетом всех изменений и дополнений на определенную дату. Методические исчисления налогов и налоговой базы представляют большие трудности для плательщиков. Все это предопределяет уклонение от уплаты налогов.

Несовершенство налоговой системы проявляется и в неоправданно широких правах налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положение налогового законодательства, наказывая штрафом за нарушения установленных ими самими положений, при этом они не несут ответственности за собственные ошибки.

В организации российской налоговой системы использованы следующие принципы: однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период; разумное сочетание прямых и косвенных налогов; универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения; строгий порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот; четкая классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция соответствующей власти; точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня; стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

За последнее время участились случаи, когда банки выполняют поручения клиентов по перечислению налогов (страховых взносов) с нарушением сроков расчетно-кассового обслуживания, предусмотренных в договоре, ссылаясь на отсутствие у них на корреспондентском счету денежных средств. В результате чего, не получив вовремя налоговые платежи (страховые взносы), налоговая инспекция (отделение ПФР) считает, что у плательщиков образовалась недоимка, и списывает ее с иного расчетного счета плательщика.

Обязанность по уплате налога (страховых взносов) считается выполненной после осуществления банком списания средств со счета плательщика, поскольку плательщиком произведены все действия для поступления налогов (страховых взносов) в бюджет (Пенсионный фонд). Таким образом, правомерность повторного взыскания с предприятия уже уплаченных налогов, но не поступивших в бюджет (Пенсионный фонд) по вине банка из-за отсутствия средств на его корреспондентском счету вызывает большие сомнения, так как законодательством не предусмотрено двойное налогообложение ни граждан, ни юридических лиц, а как уже было сказано выше, обязанность по уплате налога прекращается после списания денег со счета плательщика.

Классификация налогов:

1. По способу изъятия:

- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)

- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)

2. По субъекту налога:

- с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)

- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)

- смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)

3. По уровню власти:

- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.)

- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)

- местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)

4. По назначению:

- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)

- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)

5. По источнику уплаты налоговых сумм:

- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)

- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)

- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)

- доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)

- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).

6. По объекту налогообложения:

- имущественные

- ресурсные (рентные)

- с доходов

- налоги на потребление

- с отдельных видов деятельности, операций

7. По методу исчисления:

- прогрессивные / регрессивные

- пропорциональные / линейные

- ступенчатые / твердые

8. По способу обложения:

- кадастровые / безналичные

- декларационные / налично-денежные

9. По фискальной потребности:

- раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет)

- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков

10. По порядку зачисления в бюджет:

- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом

- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета

11. По порядку ведения:

- общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.).

- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в налоговом кодексе:

· федеральные (на уровне России);

· региональные (на уровне регионального органа государственной власти);

· местные (на уровне органа местного самоуправления).

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачисления

Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).

Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ),

Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ).

Таможенная пошлина (ФБ).

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ, МБ).

Акцизы на минеральное сырье (ФБ).

Налог на пользование недрами (ФБ, РБ, МБ).

Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ),

Налог на доходы от капитала (ФБ).

Подоходный налог (РБ, МБ).

Социальный налог (ВБФ РФ).

1 ФБ - федеральный бюджет;

РБ - региональные бюджеты;

МБ - местные бюджеты;

ВБФ РФ - специальный внебюджетный фонд Российской Федерации

Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ).

Водный налог (ФБ, РБ, МБ).

Экологический налог (ФБ, РБ, МБ).

Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ).

Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ).

Федеральные лицензионные сборы (ФБ).

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений

Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).

Лесной налог (РБ).

Налог с продаж (РБ).

Региональные лицензионные сборы (РБ).

Налог на использование региональной символики (РБ).

Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два - земельный налог, налог на рекламу.

Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».

Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий

Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).

Налог на рекламу (МБ).

Гостиничный налог (МБ).

Курортный сбор (МБ).

Местные лицензионные сборы (МБ).

Налог на использование местной символики (МБ).

Фонды предприятий:

1.Фонды собственных средств: уставный капитал, добавочный и резервный капитал, инвестиционный фонд, валютный фонд.

2. Фонды заемных средств: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы.

3. Фонды привлеченных средств: фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

4. Оперативные денежные фонды: для выплаты зарплаты, дивидендов, для платежей в бюджет.

5.Фонды, образуемые за счет разных источников

Вопрос 2.31. сущность и организация финансов предприятий. Финансы туристских фирм.

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: