Задания для выполнения самостоятельной работы

Наименование раздела (темы) Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1.Предмет и метод экономической теории Интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Тема 2.Этапы развития экономической теории Подготовка к семинару Участие в семинаре
Тема 3.Потребности и ресурсы Интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Тема 4.Производственные возможности общества и экономический выбор Подготовка к семинару Участие в семинаре
Тема 5.Общественное производство и экономические отношения Интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Тема 6.Товарное производство; товар и деньги Интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Тема 7.Экономические агенты, собственность и хозяйствование Подготовка к семинару Участие в семинаре
Тема 8.Экономические системы Подготовка к семинару Участие в семинаре
Тема 9.Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение Подготовка к семинару Участие в семинаре
Тема 10.Конкуренция как основа рыночной экономики Интерактивная (групповая) работа в аудитории Выполнение аудиторных заданий
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 11.Теория производства фирмы Подготовка к семинару, выполнение домашней контрольной работы Участие в семинаре, решение задач, кейсов
Тема 12.Производство и распределение Подготовка к семинару, выполнение домашней контрольной работы Участие в семинаре, решение задач, кейсов
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома Выполнение аудиторных заданий
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения Подготовка к семинару Участие в семинаре
Тема 15.Финансовая система и финансовая политика государства Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома Выполнение аудиторных заданий
Тема 16.Денежно-кредитная система и политика государства Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома Выполнение аудиторных заданий
Тема 17.Инфляция и антиинфляционная политика государства Подготовка к семинару, выполнение домашней контрольной работы Участие в семинаре, решение задач
Тема 18.Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства Подготовка к семинару, выполнение домашней контрольной работы Участие в семинаре, решение задач
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 19.Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства Работа с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома Выполнение аудиторных заданий
Тема 20.Проблемы переходного периода к рыночной экономике в России Подготовка к семинару Участие в семинаре

Самостоятельная работа № 1. Тема «Предмет и метод экономической теории»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: экономика как наука; предмет экономической науки; экономическое поведение; «микроэкономика», «макроэкономика»; функции экономической науки; экономическая стратегия и экономическая политика; методы экономической науки: позитивный и нормативный анализ, роль математики в экономике: функциональные зависимости; экономические модели и эксперименты; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности; общенаучные методы в экономике: диалектическая логика, индукция, дедукция, аналогия, историзм.

Самостоятельная работа № 2. Тема «Этапы развития экономической теории»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1) выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия: меркантилизм, физиократы, классическая экономическая теория, экономический либерализм, марксизм, трудовая теория стоимости, маржинализм, теория предельной полезности, кейнсианство, монетаризм.

2) подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Экономические закономерности как предпосылка для развития экономической науки.

2. Экономические категории и модели как отражение исторических детерминант развития общества.

3. Меркантилизм – определяющее направление экономической политики XV – XVII вв. в Европе. Значение учения физиократов. Таблицы Ф. Кене.

4. Классическая политэкономия. Основные положения экономического учения А. Смита и Д. Рикардо. Марксистский этап.

5. Теория предельной полезности и предельной производительности. Австрийская школа. Кембриджская школа.

6. Ведущие направления экономической мысли в XX в. Кейнсианство, монетаризм и др.

7. Российская экономическая школа и ее специфика.

Самостоятельная работа № 3. Тема «Потребности и ресурсы»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: человеческие потребности, закон возвышения потребностей; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ; понятие ресурсов; свободные и экономические ресурсы; закон ограниченности ресурсов; факторы производства и их характеристика.

Самостоятельная работа № 4. Тема «Производственные возможности общества и экономический выбор»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия: потребности, их классификация; блага, их виды; ресурсы, факторы производства и их содержание; главное противоречие экономики; альтернативная стоимость, закон возрастания альтернативной стоимости, кривая производственных возможностей экономической системы.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Редкость – принципиальная проблема экономической деятельности.

2. Естественные и социальные условия жизни человека. Модель человека экономического как основа решения главного противоречия экономики.

3. Границы производственных возможностей экономической системы.

4. Основы общественного производства: факторы производства, их взаимоотношение и комбинации.

Самостоятельная работа № 5. Тема «Общественное производство и экономические отношения»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: производство как вид целенаправленной деятельности; сущность общественного производства; виды общественного производства (натуральное хозяйство и товарное производство); возникновение и сущность товарного хозяйства; разделение труда и кооперация; взаимозависимость производителей; теория сравнительного преимущества.

Самостоятельная работа № 6. Тема «Товарное производство; товар и деньги»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: Товар и его свойства: потребительная и меновая стоимость; категория меновой стоимости в классической экономической теории; потребительские предпочтения и предельная полезность; категория меновой стоимости в маржинализме (австрийская школа); современное понимание меновой стоимости (экономикс); развитие форм стоимости и происхождение денег; деньги и их функции; природа современных денег.

Самостоятельная работа № 7. Тема «Экономические агенты, собственность и хозяйствование»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия:

- собственность как экономическая категория: подходы к пониманию в различных науках; структура прав, передача прав, согласование обязанностей; развитие форм собственности: причины и закономерности; виды и формы собственности;

- хозяйствование как способ организации отношений экономических агентов; внеэкономическое принуждение к труду; сущность рынка как способа хозяйствования; рациональность использования экономических ресурсов;

- экономические агенты (рыночные и нерыночные); экономические мотивы поведения экономических агентов в условиях частной собственности и рынка; «невидимая рука» Адама Смита; социально-экономические институты.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Субъектная структура современного рыночного хозяйства.

2. Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйствования. Собственность как экономический институт.

3. Собственность как экономическая и юридическая категория. Законы собственности и присвоения.

4. Виды и формы собственности в современной экономике. Рефомирование отношений собственности в России.

Самостоятельная работа № 8. Тема «Экономические системы»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов;

Ключевые понятия:

- понятие экономической системы и ее элементы; характер взаимодействия элементов; факторы экономического развития;

- рынок как экономическая система: основные характеристики; внешние эффекты (эксерналии) и общественные блага; теория общественного выбора; провалы в регулировании экономики рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение; теневая экономика;

- функции государства в рыночной экономике: правовое регулирование рыночного механизма, производство общественных товаров, минимизация трансакционных издержек, компенсация внешних издержек (экстерналий), перераспределение доходов, сглаживание неравномерности экономического развития (экономических циклов).

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Закономерности развития и особенности экономических систем. Исторические типы технико-экономических систем, их характеристика.

2. Роль государства в рыночной экономике. Теоретические концепции необходимости и возможности государственного регулирования рыночной экономики.

3. Смешанная экономика. Способы государственного регулирования экономики в условиях смешанной экономической системы (на примере отдельных стран).

Самостоятельная работа № 9. Тема «Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- спрос и предложение; закон спроса, закон предложения; факторы спроса; спрос, полезность; потребительские предпочтения, предельная полезность; бюджетное ограничение; кривая безразличия;

- индивидуальный спрос, рыночный спрос; эффект дохода, эффект замещения; эластичность спроса; предложение и его факторы; издержки производства; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; эластичность предложения;

- равновесная цена; мгновенное, краткосрочное и длительное рыночное равновесие; понятие динамического рыночного равновесия.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Цена, спрос и предложение: тенденции формирования в зависимости от уровня развития научно-технического прогресса.

2. Потребительские предпочтения и предельная полезность в условиях общества ускоренного потребления.

3. Закон убывающей предельной производительности и эффект масштаба производства – аксиома?


Самостоятельная работа № 10. Тема «Товарное производство; товар и деньги»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: сущность и функции конкуренции в рыночной экономике; конкуренция и ее виды; эффективность конкурентных рынков; Парето-эффективность; типы и виды конкуренции; характеристики рынка совершенной конкуренции; рыночная власть; основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции; барьеры входа и выхода (в отрасли); монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта; олигополия, монополия: чистая монополия, естественная монополия; максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции; ценовая дискриминация; потери от несовершенной конкуренции; антимонопольное регулирование.

Самостоятельная работа № 11. Тема «Теория производства фирмы»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- фирма; функционирование фирмы; выручка, прибыль; производственная функция; издержки и прибыль фирм: издержки производства, виды издержек (постоянные, переменные; предельные, общие, средние);

- излишки потребителя, излишки производителя; теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя); доходы: формирование, распределение и неравенство;

- поведение производителя в условиях совершенной конкуренции; предложение совершенно конкурентной фирмы (отрасли); принцип максимизации прибыли; деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах; равновесие фирмы в условиях несовершенной конкуренции; оптимизация объемов производства в условиях монополии;

- виды предприятий; виды ценных бумаг; оценка результатов хозяйственной деятельности; понятие банкротства; основы бухгалтерского учета; основы маркетинга.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Выручка и прибыль – основные критерии эффективности деятельности фирмы?

2. Теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя) в контексте феномена излишков потребителя и производителя.

3. Пути повышения эффективности деятельности фирмы в современных условиях: тенденции и перспективы[ПW1].

Так же в ходе самостоятельной работы проводится отработка и закрепление профессиональных умений и владений.

Задание и методика выполнения: студенты индивидуально решают прикладные задачи по теме практической работы. После этого, работая в малых группах (3-5 чел.) находят наиболее эффективный метод решения задач и формулируют его теоретическое его обоснование.

Задача 1.

На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:


Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет:

a) больше и товара X, и товара Y;

b) меньше и товара X, и товара Y;

c) больше товара X и столько же товара Y;

d) больше товара Y и столько же товара X.

Обоснуйте ответ.

Задача 2.

На рисунке точкой оптимального поведения потребителя (положения равновесия) является точка А, В, С или D? Обоснуйте ответ.

Задача 3.

Функция спроса на товар имеет вид где – объем спроса в месяц в штуках, – цена в рублях. Кривая предложения имеет вид: где – месячный объем предложения. Правительство ввело потоварный налог в размере 5 рублей за единицу продукции. Чему будет равно равновесное равновесное количество товара после введения налога (в шт.)?

Задача 4.

К движению из точки А в точку В вдоль кривой спроса на апельсины приведет: a) снижение цены на апельсины;

b) увеличение цены на мандарины;

c) рост доходов потребителей;

d) снижение цен на соковыжималки.

Обоснуйте ответ.


Задача 5.

Функция спроса населения на товар , функция предложения , где – объем спроса в млн. штук в год, – цена в рублях. – объем предложения в млн. штук в год. Если цена на товар установится на уровне 5 рублей, то чему будет равна величина дефицита (избытка) товара (в млн. штук)? Ответ обоснуйте.

Задача 6.

Функция спроса населения на товар функция предложения где – объем спроса в млн. штук в год, – цена в рублях. – объем предложения в млн штук в год. Чему будет равен равновесный объем товара (в млн штук) в год? Ответ обоснуйте.

Задача 7.

Предприятие выпускает в месяц 300 ед. продукции и реализует ее по цене 100 рублей. Какова должна быть рентабельность продукции (в %), чтобы месячная прибыль составила 12 тыс. рублей? Ответ обоснуйте.

Задача 8.

Деятельность предприятия характеризуется следующими данными: объем продаж равен 6 000 тыс. руб.; прибыль – 2 000 тыс. руб.; среднегодовая стоимость основных фондов – 2 400 тыс. руб. Чему равна фондоотдача согласно этим данным? Ответ обоснуйте.

Задача 9.

Деятельность предприятия характеризуется следующими данными: цена реализации единицы продукции – 100 руб.; объем реализуемой продукции – 1 000 ед.; общие издержки – 30 000 руб.; среднегодовая стоимость основных фондов 100 000 руб. Чему равна рентабельность (в %) согласно этим данным? Ответ обоснуйте.

Задача 10.

Предприятие выпускает в месяц 1500 кг пельменей и реализует их по цене 250 рублей. Какой должна быть рентабельность продукции (в %), чтобы месячная прибыль составила 75 тыс. рублей? Ответ обоснуйте.

Задача 11.

Себестоимость продукции составляет 2/3 цены. Цена единицы товара равна 24000 рублей. Если предприятие производит в месяц 20 единиц товара, то чему равна его ежемесячная прибыль (в тыс. рублей)? Ответ обоснуйте.

Задача 12.

Деятельность некоторого предприятия может быть охарактеризована следующими данными: за отчетный период было произведено и реализовано продукции на сумму 720 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов составила 110 тыс. руб., средний остаток оборотных средств – 88 тыс. руб., амортизация – 20 тыс. руб., численность рабочих – 20 человек, прибыль от реализации продукции – 68 тыс. руб. Чему равен показатель рентабельности производства? Ответ обоснуйте.

Задача 13.

Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, имеет функцию общих издержек: где – объем производства, в тыс. штук. Цена продукции составляет 320 рублей. Какой вид будет иметь функция предельных издержек фирмы? Чему равен объем производства, максимизирующий прибыль? Ответ обоснуйте.

Задача 14.

Графики функций спроса и предложения на рынке представлены на рисунке. Чему равен излишек (выигрыш) покупателя и производителя? Ответ обоснуйте.


Задача 15.

Графики функций спроса и предложения на рынке представлены на рисунке. Чему равен излишек (выигрыш) покупателя и производителя? Ответ обоснуйте.

Задача 16.

Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, имеет функцию общих издержек: где – объем производства, в тыс. штук. Цена продукции составляет 600 рублей. Какой вид будет иметь функция предельных издержек фирмы? Чему равен объем производства, максимизирующий прибыль? Ответ обоснуйте.

Задача 17.

Функция общих издержек фирмы имеет вид Найдите постоянные, переменные и предельные издержки фирмы? Ответ обоснуйте.

Задача 18.

Известно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки равен 2/3 и цена гречки выросла в 4 раза. На сколько вырос спрос на макаронные изделия? Ответ обоснуйте.

Задача 19.

На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста. Найдите объем монопольной прибыли при оптимальном объеме производства. Ответ обоснуйте.

Задача 20.

На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста. Найдите объем монопольной прибыли при оптимальном объеме производства. Ответ обоснуйте.

Самостоятельная работа № 12. Тема «Производство и распределение»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- общественное производство; факторы общественного производства; рынки факторов производства, их специфика; доходы: сущность, образование, распределение; первичные доходы;

- земля как фактор производства; рынок земли; земельная рента; цена земли;

- труд как фактор производства; рынок труда; спрос и предложение на рынке труда; заработная плата, ее сущность; факторы, влияющие на ее величину; рабочая сила; номинальная и реальная заработная плата; заработная плата и занятость;

- капитал как фактор производства; физический (основный и оборотный), инвестиционный и человеческий капитал; физический и моральный износ основного капитала; амортизация; рынок капитала; концентрация капитала; процент как доход от капитала; процентная ставка и инвестиции;

- предпринимательство как фактор производства; предпринимательская и бухгалтерская прибыль; нормальная экономическая прибыль.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Общественное производство и его факторы. Спрос и предложение на рынке факторов производства.

2. Роль распределения в экономике. Неравенство в распределении доходов.

3. Специфика рынка земли как фактора производства в России.

4. Специфика рынка труда как фактора производства в России.

5. Специфика рынка капитала как фактора производства в России.

6. Доходы от предпринимательства как специфического фактора производства в России.

Так же в ходе самостоятельной работы проводится отработка и закрепление профессиональных умений и владений.

Задание и методика выполнения: студенты индивидуально решают прикладные задачи по теме практической работы. После этого, работая в малых группах (3-5 чел.) находят наиболее эффективный метод решения задач и формулируют его теоретическое его обоснование.

Задача 1.

Правило минимизации издержек при использовании ресурсов труда и капитала обеспечивается соотношением предельной производительности труда () и капитала (), цены труда () и капитала () в следующей форме:

А) ; ; ;
В) ; ; ;
С) ; ; ;
D) ; ; ;

Задача 2.

Кривая, показанная на рисунке отражает …

А) предложение ресурсов
В) убывающую производительность ресурса
С) величину спроса на ресурс
D) величину спроса на товар, произведенный при помощи ресурса

Задача 3.

Правило минимизации издержек при использовании ресурсов труда и капитала имеет вид …


А)
В)
С)
D)

Задача 4.

Кривая, показанная на рисунке, отражает …

А) предельную производительность ресурса
В) предложение ресурса
С) предельные издержки ресурса
D) предложение товара, произведенного при помощи ресурса

Задача 5.

Предельная производительность ресурса может быть рассчитана по формуле …

А) С)
В) D)

Задача 6.

Условие максимизации прибыли фирмы при выборе количества используемого ресурса имеет вид:

А)
В)
С)
D)

Задача 7.

В таблице представлено распределение суммарного дохода в стране по четырем 25-процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой. Чему равен квартильный коэффициент? Ответ обоснуйте.

Задача 8.

На рисунке представлено распределение суммарного дохода по четырем 25-процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой. Чему равен квартильный коэффициент? Ответ обоснуйте.

Задача 9.

В таблице представлено распределение суммарного дохода по пяти 20-процентным группам семей (от самой бедной до самой богатой) в РФ в 2009 году. Чему равен квартильный коэффициент? Ответ обоснуйте.

Задача 10.

На рисунке представлено распределение суммарного дохода в стране по четырем 25-процентным группам семей – от самой бедной до самой богатой. Чему равен квартильный коэффициент? Ответ обоснуйте.

Самостоятельная работа № 13. Тема «Национальная экономика: результаты развития и их измерение»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: национальная экономика как целое, резидентные и нерезидентные институциональные единицы, кругооборот доходов и продуктов, характеристика системы национальных счетов, основные макроэкономические показатели, валовой национальный продукт (ВНП) и методы его расчета, номинальный и реальный ВНП. ВНП–дефлятор, валовой внутренний продукт (ВВП) (производство, распределение и потребление) и способы его расчета, чистый национальный продукт и национальный доход, располагаемый личный доход, индексы цен, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестирования (валовые и чистые), национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс.

Самостоятельная работа № 14. Тема «Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- экономический рост: сущность, цели, ресурсы, типы, противоречия, тренд; экономические циклы: сущность, закономерности; общие черты экономического цикла; фазы цикла, их характеристика; теория технологических укладов и «длинных волн» Н. Д. Кондратьева; продолжительность экономических циклов; эффект акселератора;

- классическая теория макроэкономического равновесия: равновесие на товарном рынке. равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS); парадокс бережливости; «золотое правило накопления»; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис (негибкость экономических систем); инвестиции, их роль в обеспечении макроэкономического равновесия; эффект мультипликатор автономных расходов и инвестиций; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM); сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Структурные кризисы. Теории экономического роста и экономического цикла.

2. Понятие макроэкономического равновесия. Общее равновесие и благосостояние.

3. Кейнсианский анализ потребления и сбережения в масштабах национальной экономики.

4. Стабилизационная политика государства: общие принципы.

Самостоятельная работа № 15. Тема «Финансовая система и финансовая политика государства»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: понятие финансовой системы, финансовые отношения, роль государственных финансов в перераспределения национального дохода, государственный бюджет, бюджетная система, структура доходов и расходов государства, дефицит и профицит государственного бюджета, налоги и их роль в экономике, принципы и формы налогообложения. виды налогов: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный; прямые и косвенные налоги, чистые налоги, понятие о принципах справедливого налогообложения, кривая Лэффера, характеристики налоговой системы Российской Федерации, государственный долг и его структура, бюджетно-налоговая политика.

Самостоятельная работа № 16. Тема «Денежно-кредитная система и политика государства»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: понятие и типы денежных систем, основные типы систем денежного обращения, системы обращения металлических денег, системы обращения кредитных и бумажных денег, банковские деньги, количество денег в обращении, закон денежного обращения; формула денежного равновесия Фишера, банки и их роль в экономике, двухуровневая банковская система, функции центрального банка России, функции коммерческих банков, сущность и формы кредита, структура современной кредитной системы, спрос на деньги и их предложение, сеньоранж, равновесие на денежном рынке, количественная теория денег, классическая дихотомия, воздействие денег на объем производства, денежный мультипликатор, денежно-кредитная политика государства: основные направления и инструменты.

Самостоятельная работа № 17. Тема «Инфляция и антиинфляционная политика государства»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия: понятие инфляции; виды инфляции; причины инфляции; инфляция спроса и инфляция предложения; кривая Филипса; экономические и социальные исследования инфляции; возможность управления инфляцией.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Особенности инфляционных процессов в различных экономических системах.

2. Альтернативные источники инфляции.

3. Теория и практика антиинфляционных мероприятий в России.

Так же в ходе самостоятельной работы проводится отработка и закрепление профессиональных умений и владений.

Задание и методика выполнения: студенты индивидуально решают прикладные задачи по теме практической работы. После этого, работая в малых группах (3-5 чел.) находят наиболее эффективный метод решения задач и формулируют его теоретическое его обоснование.

Задача 1.

На основании данных об уровне инфляция за три квартала, который составил 6, 8 и 8% соответственно. Рассчитайте уровень инфляции за указанный. Ответ обоснуйте.

Задача 2.

Уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 12,5 %. Номинальная ставка процента равна 34,5 %. Чему равна реальная ставка процента в этих условиях? Ответ обоснуйте.

Задача 3.

Известно, что инфляция за первые три квартала текущего года составила 2 %, Каков должен быть уровень инфляции в четвертом квартале, чтобы годовая инфляция не превысила ожидаемого уровня в 9 %? Ответ обоснуйте.

Задача 4.

Если уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 40%, реальная ставка процента равна 4%, Чему равна номинальная ставка процента в этих условиях? Ответ обоснуйте.

Задача 5.

Уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 15 %. Номинальная ставка процента равна 20 %. Чему равна реальная ставка процента в этих условиях? Ответ обоснуйте.

Задача 6.

Уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 8%. Номинальная ставка процента равна 14%. Чему равна реальная ставка процента в этих условиях? Ответ обоснуйте.

Задача 7.

Динамика цен в стране оказалась такова, что уровень инфляции за три месяца снизился в два раза относительно прошлогодних показателей за аналогичный период, когда он составил 8, 6 и 10 % соответственно. Рассчитайте уровень инфляции за квартал в рассматриваемом году. Ответ обоснуйте.

Задача 8.

Уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 15%, реальная ставка процента равна 3,5%. Чему равна номинальная ставка процента? Ответ обоснуйте.

Задача 9.

Известно, что инфляция за первые три квартала текущего года составила 8 %. Каков должен быть уровень инфляции в четвертом квартале, чтобы годовая инфляция не превысила ожидаемого уровня в 12 %? Ответ обоснуйте.

Задача 10.

На основании данных об уровне инфляция за три года, который составил 3,4, 2,8 и 1,6 % соответственно. Расчитайте уровень инфляции за указанный период. Ответ обоснуйте.

Задача 11.

Индекс цен в рассматриваемом году составил 1,28, в прошлом – 1,23. Рассчитайте уровень инфляции в рассматриваемом году. Ответ обоснуйте.

Задача 12.

Если уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 60 %, реальная ставка процента равна 12 %. Чему равна номинальная ставка процента? Ответ обоснуйте.

Самостоятельная работа № 18. Тема «Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- рынок труда. занятость; безработица, виды безработицы, фрикционная, структурная и циклическая формы безработицы; «естественный» уровень безработицы.

- рыночный механизм формирования доходов; распределение доходов, неравенство доходов; бедность, богатство, уровень жизни; государственная политика регулирования доходов; социальное неравенство и справедливость; система социальных гарантий.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Рынок труда в системе воспроизводства и его специфика.

2. Особенности безработицы в России. Региональные особенности безработицы.

3. Государственное регулирование рынка труда. Правовое регулирование рынка труда. Закон о занятости населения в Российской Федерации.

4. Основные направления социальной политики государства в России в современных условиях.

Так же в ходе семинарских занятий проводится отработка и закрепление профессиональных умений и владений.

Задание и методика выполнения: студенты индивидуально решают прикладные задачи по теме практической работы. После этого, работая в малых группах (3-5 чел.) находят наиболее эффективный метод решения задач и формулируют его теоретическое его обоснование.

Задача 1.

Дневная заработная плата работника равна 580 руб. Продолжительность его рабочего дня – 8 ч. Если рабочий день увеличится до 12 ч., а повременная заработная плата – до 1140 руб. в день. Чему равна цена одного часа труда работника? Ответ обоснуйте.

Задача 2.

Тарифная ставка рабочего пятого разряда составляет 120 руб./ч. Продолжительность рабочего дня – 8 ч. Количество рабочих дней в месяце – 20 ч. Норма выработки – 20 деталей за смену, расценка за одну деталь – 40 руб. Фактическая выработка за месяц – 600 деталей. Чему равен заработок рабочего за месяц при прямой сдельной оплате труда? Ответ обоснуйте.

Задача 3.

За четыре года заработная плата в стране повысилась на 15 %, а стоимость жизни – на 25 %. Как изменился уровень реальной заработной платы? Ответ обоснуйте.

Задача 4.

Уровень оплаты труда за рассматриваемый год вырос на 17 % при первоначальном значении, равном 12 000 ден. ед. Индекс инфляции за тот же период составил 1,04. Как изменился уровень реальной заработной платы? Ответ обоснуйте.

Задача 5.

Оплата труда в некоторой отрасли осуществляется по тарифной сетке. У работника 3 разряда тарифный коэффициент равен 1,6. Ставка первого разряда составляет 8000 рублей. Чему равна заработная плата работника, если в текущем месяце он получил премию 2000 рублей? Ответ обоснуйте.

Задача 6.

Месячный оклад начальника отдела кадров фирмы составляет 18000 руб. В текущем месяце было 24 рабочих дня, размер премии из фонда материального поощрения в текущем месяце составил 25 % оклада. Работник отработал 20 рабочих дней (4 дня болел). Чему равна величина заработной платы за текущий месяц составила (без размера больничных)? Ответ обоснуйте.

Задача 7.

На рынке изделий из хрусталя спрос на труд описывается уравнением вида , а предложение труда – уравнением вида , где W – дневная заработная плата. На каком уровне установится заработная плата на данном рынке, если рынок находится в равновесии? Сколько при этом будет будет принято на работу человек? Ответ обоснуйте.

Задача 8.

Продолжительность рабочего дня – 8 часов, повременная заработная плата работника в сутки – 512 ден. ед. Сколько составит расценка за одно изделие при норме выработки 20 изделий при переводе рабочего на сдельную заработную плату? Ответ обоснуйте.

Самостоятельная работа № 19. Тема «Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой раскрыть содержание ключевых понятий и категорий темы в словаре терминов.

Ключевые понятия: Общемировые аспекты экономического развития. Проблемы интернационализации национальных хозяйств, влияние научно-технической революции на интернационализацию хозяйственной жизни. Эффективность международного разделения труда, международной специализации. Теория сравнительных преимуществ в масштабах мирового хозяйства. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс и валютный курс. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валют. Паритет покупательной способности. Мировая торговля. Тенденции развития мировой торговли. Либерализация мировой торговли и протекционизм. Проблемы включения экономики России в мировой рынок. Международная миграция капитала. Иностранный капитал в России. Роль иностранных инвестиций для экономики России. Международный рынок ссудных капиталов. Международная миграция трудовых ресурсов. Международные научно-технические связи. Международная валютная система. Валютный курс и факторы, его определяющие.


Самостоятельная работа № 20. Тема «Проблемы переходного периода в экономике в России»

Задание и методика выполнения: на основании самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой подготовиться к семинарскому занятию:

1. выписать ключевые понятия темы в словарь терминов:

Ключевые понятия:

- интернационализация хозяйственной жизни, международное разде-ление труда, мировое хозяйство; открытые экономики, закрытые эконо-мики, международная торговля, структура международной торговли, экспорт, импорт, торговая политика, протекционизм, свободная торгов-ля (фритредерство);

- абсолютные преимущества, относительные (сравнительные) пре-имущества, платежный баланс, чистые заграничные активы, баланс дви-жения капиталов, положительное сальдо платежного баланса, таможен-ные тарифы, таможенные квоты, таможенные правила, таможенная по-литика, таможня; демпинг, нетарифные барьеры;

- валютный рынок, обменный курс валюты, гибкий обменный курс, фиксированный обменный курс, паритетная стоимость золота, золотой стандарт, долларовый стандарт, международные резервы, девальвация, ревальвация, конвертируемость валюты, паритет покупательской спо-собности, миграция рабочей силы;

- МВФ, ГАТТ, ЕС, ЕБРР, ОЭСР, ЕАСТ.

2. подготовить сообщение по одной из предложенных тем для семинара-дискуссии.

Вопросы для дискуссии:

1. Итоги и противоречия переходного периода к рыночной экономике в России.

2. Структурная перестройка экономики.

3. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. Формирование открытой экономики.

3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)

Человек в экономике рассматривается, прежде всего, как: 1. создатель и носитель духовных ценностей; 2. естественный носитель всех общественных отношений; 3. творческая личность; 4. экономический человек.
Объектом исследования, в политической экономии и в экономике, является поведение: 1. естественного человека; 2. экономического человека; 3. человека, руководствующегося этическими ценностями; 4. человека в обществе.
Позитивная экономическая теория изучает: 1. вопрос «что есть?»; 2. вопрос «что должно быть?»; 3. положительные тенденции в экономическом развитии; 4. оценочные суждения.
Если экономика исследуется как целостная система, то это анализ: 1. микроэкономический; 2. макроэкономический; 3. позитивный; 4. нормативный.
Альтернативна стоимость – это … 1. ценность следующей наилучшей альтернативы, от которой приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели; 2. стоимость всех альтернатив, от которых приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели; 3. сумма всех затрат фирмы на производство данного товара, выраженная в денежной форме; 4. денежные затраты, которые придется понести, если будет принято данное решение.
Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресурсов связана с тем, что... 1. часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между 10 желающими их получить; 2. большинство природных ресурсов человечества исчерпаемы; 3. рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги; 4. в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.
При построении кривой производственных возможностей предполагается, что полностью будут использоваться следующие виды ресурсов: 1. трудовые ресурсы и капитал; 2. трудовые ресурсы, природные ресурсы и капитал; 3. капитал и природные ресурсы; 4. трудовые ресурсы.
Кривая производственных возможностей экономической системы показывает: 1. точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить; 2. лучшую из возможных комбинаций двух товаров: 3. альтернативную комбинацию максимально возможного производства двух товаров при наличии данного количества ресурсов; 4. время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
Под расширенным воспроизводством понимается: 1. движение капитала от его авансирования до реализации произведенных с его помощью товаров и услуг; 2. повторение процесса производства в неизменных масштабах; 3. постоянно повторяющийся процесс кругооборота капитала; 4. повторение процесса производства в увеличивающихся размерах.
В рамках теории трудовой стоимости соизмеримыми разные товары делают: 1. их одинаковые свойства; 2. одинаковая полезность для разных субъектов; 3. природно-климатические условия, в которых они произведены; 4. труд, затраченный на их производство.
При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть неос­поримое преимущество. Оно выражается: 1. в уравнительном распределении дохода; 2. в стабильном развитии экономики: 3. в сохранности природных ресурсов; 4. в эффективном распределении ресурсов.
В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены, даже если каждый стремится к достижению своих собственных целей, в результате: 1. действия в рыночной экономике принципа конкуренции; 2. социальной ответственности лидеров деловых кругов; 3. тщательного планирования и координации деятельности рынка; 4. понимания каждым гражданином, в чем состоят общественные интересы.
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что... 1. цена товара полностью определяется покупателями; 2. цена товара подвержена постоянным изменениям; 3. товар, предлагаемый к продаже на рынке, является унифицированным; 4. верно все перечисленное выше.
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что... 1. отсутствуют барьеры для вхождения в рынок; 2. цена товара полностью определяется покупателем; 3. продавцы, действующие на таком рынке, получают меньшую прибыль, чем продавцы, действующие на монополистическом рынке; 4. верно все перечисленное выше.
Закон спроса утверждает, что... 1. по более высокой цене люди готовы купить меньшее количество товара; 2. превышение величины предложения нал величиной спроса приводит к нехватке товаров; 3. люди готовы покупать больше товаров, когда их доходы растут; 4. по более низкой цене люди готовы купить меньшее количество товаров.
В экономике спрос - это... 1. количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам; 2. количество товара, которое люди хотят иметь, независимо от того, могут ли они его купить или нет; 3. связь между количеством товара, которое потребители готовы купить, и ценой этого товара; 4. количество товара, на приобретение которою у покупателей есть средства.
Экономические законы спроса и предложения – это 1. законы государственного планового ценообразования на социально значимые товары, устанавливаемые на уровне ниже рыночного равновесия; 2. законы конкурентного ценообразования в смешанной рыночной экономике; 3. и ответ 1 и ответ 2, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга; 4. нет верного ответа.
Цены в рыночной экономике … 1. стабильно низки; 2. выше, чем при государственном регулировании; 3. меняются в результате взаимодействия спроса и предложения; 4. устраивают продавцов, но не устраивают покупателей.
В механизме ценообразования спрос характеризует: 1. обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров; 2. постепенное убывание спроса покупателей на данный товар; 3. прямую линейную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством; 4. верны ответы 1 и 2.
Изменение спроса, т.е. его рост или снижение, зависит, прежде всего: 1. от уровня цен на покупаемые товары; 2. от денежных доходов покупателей; 3. от субъективных вкусов и предпочтений, моды на данный товар; 4. верны ответы 1, 2 и 3; 5. нет верных ответов.
Закон предложения товаров — это: 1. функция производства и функция продавца товаров, показывающая прямую зависимость между ценами и количеством предлагаемых покупателю товаров; 2. функция покупателя товаров, показывающая обратную зависимость между ценой и количеством продаж товаров; 3. закон ценообразования, показывающий, что право установления цен на товары принадлежит тому, чье предложение данных товаров преобладает и является наиболее массовым на рынке.
Предложение товаров на рынке зависит от: 1. экономии издержек производства; 2. уровня применяемых в производстве технологий; 3. цен на ресурсы производимых товаров; 4. верны все варианты.
График рыночного равновесия цен показывает: 1. цену, при которой по каждому данному товару нет ни дефицита, ни излишков; 2. цену предложения, так как между этой ценой и количеством продаж прямая линейная зависимость; 3. цену спроса, поскольку рынок — это сфера, где покупатель всегда прав и всякая попытка повышать цены приведет к затовариванию рынков.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: