Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов (если предусмотрен; перечисляются формы и методы входного контроля). терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений и навыков (в т.ч., самостоятельная работа студентов; указываются виды практических заданий и упражнений, виды самостоятельной работы студентов). доклады и презентации, устный опрос  
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия Домашнее задание. работа с НПА, решение ситуационных задач 30 мин

9. Форма организации занятия (обучающий семинар).

10. Средства обучения:

- дидактические (таблицы, схемы, плакаты, раздаточный материал и т.п.).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2.

1. Тема: Основы Конституционного права РФ

2.Цель: сформировать представление о Конституции Российской Федерации как об Основном законе государства.

3. Задачи: - изучить структуру Конституции РФ;

- усвоить специфику конституционно-правовых отношений;

- приобрести навыки и умения самостоятельно исследовать конституционно-

правовые институты.

5. Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Российской Федерации. Характерные черты общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права.

2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты.

3. Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды. Субъекты конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

4. Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды.

5. Понятие и сущность конституции. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации. Структура Конституции, особенности и значение ее преамбулы, заключительных и переходных положений.

6. Понятие конституционного строя и его основ. Гражданское общество как неотъемлемый атрибут конституционного строя. Основы конституционного строя – фундамент единства российской государственности. Место норм, закрепляющих основы конституционного строя, в системе конституционного права Российской Федерации.

7.Человек, его права и свободы – высшая конституционная ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства

8. Российская Федерация – правовое государство. Конституционное закрепление Российской Федерации как правового государства. Юридические, социальные, экономические и другие условия, необходимые для реального воплощения в Российской Федерации принципов правового государства.Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации.

9. Российское государство – социальное государство. Конституционное закрепление Российской Федерации как социального государства. Основные направления социальной политики Российской Федерации.

10.Понятие основ правового статуса личности, их закрепление в Конституции Российской Федерации. Основы правового статуса личности как конституционно-правовой институт.

6. Основные понятия темы: конституционное право как наука; конституционное право как отрасль права; методы конституционно-правового регулирования; предмет конституционного права; разделы науки конституционного права; способы государственно-правового воздействия; учебная дисциплина - конституционное право; виды конституционно-правовых норм; институты конституционного права; источники КП; Высшая юридическая сила конституции; прямое непосредственное действие норм конституции; внесение поправок в конституцию; гибкая и жёсткая конституция; гражданское общество; понятие принципа разделения властей; принцип светскости государства; понятие социального государства; понятие формы правления; Достоинство личности; конституционные принципы функционирования правового положения личности; конституционный статус человека и гражданина; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; понятие и общая характеристика принципов правового статуса личности; понятие основ правового статуса личности; понятие свободы; примат норм международного права в области прав человека; структура правового статуса личности; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; элементы основ правового статуса личности.

7. Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ 1993г (в последней редакции)

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов рек. М.: НОРМА, 2008. - 816 с.

3. «Правоведение» Марченко Михаил Николаевич, Дерябина Елена Михайловна

Издательство: Проспект, 2010 г.

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов (если предусмотрен; перечисляются формы и методы входного контроля). терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений и навыков (в т.ч., самостоятельная работа студентов; указываются виды практических заданий и упражнений, виды самостоятельной работы студентов). доклады и презентации; устный ответ 120 мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия Домашнее задание решение задач; тестовый контроль 45 мин

9. Форма организации занятия (семинар-дискуссия).

10. Средства обучения:

- дидактические (раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор)

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

2. Тема: Гражданское право. Гражданско-правовая ответственность

3. Цель: изучить не только содержание науки и отрасли гражданского права, но и приобрести практические навыки работы в рамках гражданского права.

4. Задачи:

1.Освоить нормативный материал (оценка в комплексе всех источников права, регулирующих гражданско-правовые отношения).

2. Уметь комплексно анализировать источники права, регулирующие гражданско-правовые отношения;

3.Иметь представление о современных тенденциях развития гражданско-правовых отношений в российской Федерации;

4.Обладать навыками самостоятельного решения практических гражданско-правовых задач.

5. Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица.

2. Право собственности.

3. Понятие и стороны обязательства. Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.

4. Сделки. Понятие и условия договора. Заключение договора. Изменение и расторжение договора.

5. Система договоров в области медицинского страхования. Договор об оказании платных медицинских услуг. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

6. Наследственное право. Удостоверение завещания граждан, находящихся на излечении в стационарных лечебных учреждениях.

7. Обязательства в гражданском праве. Ответственность за нарушение обязательств. Гражданско-правовая ответственность и сфера здравоохранения. Понятие и виды вреда в гражданском праве: материальный и моральный. Вред, причиненный источником повышенной опасности. Понятие и значение риска в гражданском праве.

8.Внедоговорные обязательства. Особенности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи. Понятие морального вреда в медицинской деятельности. Основания, способы и размер компенсации морального вреда при повреждении здоровья и причинении смерти пациенту. Медицинские учреждения и медицинские организации как субъекты обязательства за причинения вреда жизни и здоровью граждан.

6.1Основные понятия темы: «гражданское право», «предмет гражданского права», «имущественные отношения», «личные неимущественные отношения», «принципы гражданского права», «метод гражданского права», «система гражданского права», «субъекты гражданского права», «правоспособность», «дееспособность», «предпринимательская деятельность», «юридическое лицо», «коммерческая организация», «некоммерческая организация», «казенные учреждения», «автономные учреждения», «бюджетные учреждения», «организационно-правовая форма юридического лица», «объекты гражданского права», «вещи», «деньги», «ценные бумаги», «работы», «услуги», «коммерческая тайна», «служебная тайна», «интеллектуальная собственность», «нематериальные блага», «сделки», «кабальные сделки», «мнимые сделки», «притворные сделки», «ничтожная сделка», «оспоримая сделка», «представительство», «доверенность», «вещные и обязательственные права», «собственность», «право собственности», «основания приобретения (прекращения) права собственности», «право хозяйственного ведения», «право оперативного управления», «сервитут», «гражданско-правовая защита права собственности и других вещных прав», «виндикационный иск», «негаторный иск», «обязательства», «неустойка», «залог», «удержание», «поручительство», «задаток», «гражданско-правовой договор», «моральный вред», «источник повышенной опасности».

6.2 Доклады по теме занятия:

1. Организационно-правовые формы юридических лиц: особенности их правового положения.

2. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

(на примере медицинской и фармацевтической деятельности).

3. Правовое регулирование информации, составляющей служебную и коммерческую тайну. Врачебная тайна.

4. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров в сфере медицинской и фармацевтической деятельности. Договор платных медицинских услуг.

7. Рекомендуемая литература:

1.«Правоведение» Марченко Михаил Николаевич, Дерябина Елена Михайловна

Издательство: Проспект, 2010 г.

2.Гражданский кодекс РФ (с комментариями), части 1-3.

3. Информационно-правовая система «Гарант»

4. Гражданское право: Учебник для вузов: В 3 т.: Т.1/ Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010.

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов (терминологический диктант )   15мин
  Отработка практических умений и навыков презентации по теме доклады; устный опрос мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме. Домашнее задание. тестовый контроль 45 мин

9. Форма организации занятия (семинар-дискуссия).

10. Средства обучения:

- дидактические (таблицы, схемы, раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

2. Тема: Страхование. Медицинское страхование

3. Цель: обучить студентов работе с основными нормами, регламентирующими вопросы медицинского страхования.

4. Задачи:

1.определить основные источники норм, регулирующих вопросы страхования и медицинского страхования;

2.применить нормы для регулирования конкретных правоотношений в сфере

страхования.

5. Вопросы для рассмотрения:

1.Медицинское страхование. Понятие. Нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по поводу медицинского страхования. Виды медицинского страхования: обязательное и добровольное медицинское страхование.

2.Виды договоров между субъектами медицинского страхования. Полис ОМС.

3.Понятия страхового риска и страхового случая, гарантированной медицинской помощи. Программа государственных гарантий.

4.Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

5. Правовой статус субъектов и участников медицинского страхования:

а) Страхователь, его права и обязанности;

б) Страховая медицинская организация, медицинская организация, их правовой

статус;

в) Застрахованный (выгодоприобретатель).

6.1 Основные понятия темы:

Защита прав застрахованных в системе ОМС. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; Застрахованный по ОМС; Контроль качества медицинской помощи; Медицинская организация; Медицинская помощь; Обязательное медицинское страхование (ОМС); Пациент; Полис обязательного медицинского страхования; Правила ОМС Программа государственных гарантий Программа ОМС – Базовая программа ОМС — Территориальная программа; Страхование; Страхователи; Страховая медицинская организация (СМО); Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию; Страховой риск; Страховой случай; Страховой случай; Страховые взносы на обязательное медицинское страхование; Фонды обязательного медицинского страхования - Территориальный (ТФОМС) — Федеральный (ФФОМС); Эксперт; Экспертиза качества.

6.2Доклады:

1.Страхование профессиональной ответственности медицинских организаций; медицинских работников.

2. Медицинское страхование выезжающих за рубеж. Ассистанс и независимая экспертиза.

3. Страхование от несчастных случаев и болезни.

7. Рекомендуемая литература:

1. «Правоведение» Марченко Михаил Николаевич, Дерябина Елена Михайловна

Издательство: Проспект, 2010 г.

2. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ

"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

3. http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index сайт ФФОМС

4. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ

"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского

страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

(в ред. от 16.10.2010 №272-ФЗ)

5. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской

помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, утвержденной постановлением

Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений и навыков доклады и презентации по теме; устный опрос мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия ). Домашнее задание. тестовые задания 45 мин

9. Форма организации занятия (обучающий).

10. Средства обучения:

- дидактические (схемы, раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.

2. Тема: Уголовное законодательство. Ответственность медицинского персонала за профессиональные и должностные преступления их профилактика

3. Цель: получение студентами знаний об основных принципах, категориях, институтах, нормах Общей и Особенной частей уголовного права; приобретение обучающимися навыков и умений правильного толкования и применения норм уголовного права; воспитание у студентов профессионального отношения к уголовному закону как нормативному основанию борьбы с преступностью.

4. Задачи:

1.Обеспечить студентов глубокими и системными знаниями теории уголовного права;

2.Формировать у студентов представления об основных понятиях, принципах, системе и задачах уголовного права, содержании уголовного законодательства;

3. Выработать у студентов с помощью практических занятий и деловых игр устойчивых навыков и умений применения норм Общей и Особенной частей УК Российской Федерации;

4.Формировать у студентов высокого уровня правосознания в области уголовного права, умения эффективно бороться с организованной и иными видами преступности в режиме строгого соблюдения действующих отечественных и международных правовых норм;

5. Вопросы для рассмотрения:

Общая часть 1.Уголовное право и уголовное законодательство РФ: понятие, предмет и задачи.2.Уголовный закон и его применение. 3.Общие положения о преступлении: Состав преступления. Объект преступления. Объективная сторона преступления. Субъект преступления. Субъективная сторона преступления. Понятие вины. Интеллектуальный и волевой элементы вины. Несчастный случай. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 4.Назначение наказания, его цели и виды. Условия наступления уголовной ответственности. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности: а) в связи с деятельным раскаянием, б) в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим, в) вследствие истечения сроков давности, г) по амнистии. Принудительные меры медицинского характера (глава 15 УК).Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения. Виды принудительных мер медицинского характера.

Особенная часть 1.Понятие, система, содержание и значение особенной части уголовного права Квалификация преступлений. 2.Преступления против жизни. Преступления против здоровья. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Преступления против порядка управления. Преступления против порядка управления. Состав преступлений по отдельным статьям УК: а) Преступления, связанные с профессиональной медицинской деятельностью. Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ). Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Понятие врачебной ошибки и несчастного случая в медицинской деятельности. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 118 УК РФ). Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ). Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.4 ст. 122 УК РФ). Незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ). Убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего (п. "м" ч. 2 ст. 105 УК РФ). Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Подмена ребенка (ст. 153 УК РФ). Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ). Федеральный закон "О наркотических и психотропных веществах" (от 08.01.98 г. №83-Ф3). Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК РФ). Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ). Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта (ст. 239 УК РФ). Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ). Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). б)Должностные преступления в сфере здравоохранения: понятие должностного преступления и должностного липа в системе здравоохранения. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Дача взятки (ст. 291 УК РФ). Служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Халатность (ст. 293 УК РФ).

6. Основные понятия темы: «преступление», «юридическая ответственность», «состав преступления», «объект преступления», «объективная сторона преступления», «субъект преступления», «специальный субъект», «должностное лицо», «субъективная сторона преступления», «несчастный случай», «предмет уголовного права», «метод уголовного права», «принципы уголовного права», «система уголовного управа», «уголовный закон», «преступление», «состав преступления», «вина», «умысел», «неосторожность», «несчастный случай», «мотив преступления», «цель преступления», «стадии преступления», «соучастие в преступлении», «обстоятельства, исключающие преступность деяния», «обоснованный риск», «крайняя необходимость», «уголовная ответственность», «множественность преступлений», «совокупность преступлений», «рецидив преступления», «уголовное наказание», «система уголовного наказания», «обязательные работы», «исправительные работы», «ограничение свободы», «лишение свободы», «смертная казнь», «освобождение от уголовной ответственности», «освобождение от уголовного наказания», «амнистия», «помилование», «судимость».

7. Рекомендуемая литература:

1.Уголовный кодекс РФ с комментариями (актуальная версия 2013г.) информационно-

правовая система «Гарант»

2. Марченко Михаил Николаевич, Дерябина Елена Михайловна//Правоведение, уч-

ник для неюридических вузов.Издательство: Проспект, 2009 г.

3. Сергеев Ю.Д. Медицинское право. Учебный комплекс для ВУЗов «ГЭОТАР-МЕД, 2008

  1. Хронокарта занятия
№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов. терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений и навыков устный опрос; решение ситуационных задач 120 мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия Домашнее задание. анализ случаев привлечения к уголовной ответственности врачей 45 мин

9. Форма организации занятия (семинар-дискуссия).

10. Средства обучения:

- дидактические (раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6.

2. Тема: Административное право.

3. Цель: сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административного права при решении конкретных практических задач.

4. Задачи:

1.освоение методик поиска необходимой информации;

2.удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятель-ном более глубоком изучении предмета административного права, выявление и попытка имеющихся проблем правового регулирования разрешения организации и деятельности исполнительной власти.

5. Вопросы для рассмотрения:

1.Предмет и система административного права.

2.Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

3.Систематизация норм административного права.

4.Понятие и виды административно-правовой нормы.

5.Содержания и структура административно-правовых норм.

6.Понятие и виды источников административного права.

7.Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений, их отграничение от других видов правоотношения.

8.Основания возникновения, изменения и прекращения административно-

правовых отношений.

9.Общая характеристика субъектов административного права.

10.Сравнительная характеристика субъектов административного права, административно-правовых отношений и субъектов управления.

11.Понятие и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

12.Юридический состав административного правонарушения.

13.Цель и виды административных взысканий

14.Основания, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

15.Освобождение от административной ответственности.

16.Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (общая характеристика).

17.Понятие и основные черты административного процесса.

18.Принципы административного процесса.

19.Понятие и классификация субъектов административного процесса.

20.Понятие, виды и стадии административных производств.

21.Производство по делам об административных правонарушениях.

22.Производство по жалобам, заявлениям и предложениям граждан.

6. Основные понятия темы: «административное право», «предмет административного права», «метод административного права», «система административного права», «административное правонарушение (проступок)», «состав административного правонарушения», «административная ответственность», «административное наказание», «предупреждение», «лишение специального права», «административный штраф», «административный арест», «дисквалификация», «административное приостановление деятельности», «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях», «административное расследование».

7. Рекомендуемая литература:

1. 1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учеб

ник для вузов. – М.: Норма, 2007.

2.Кодекс об административных правонарушениях РФ N 195-ФЗ от 30.12.2001 в дей

ствующей редакции;

3. vuzlib.net – экономико-правовая библиотека (Производство по делам об административных правонарушени - Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z264_14.html);

4. http://www.rosminzdrav.ru/-офицйиальный сайт Министерства здравоохранения РФ

Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608

Федеральный закон №4866-1 от 27 апреля 1993 г. (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 293н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20850)

http://rospotrebnadzor.ru

http://56.rospotrebnadzor.ru/ (Оренбургская область)

8. Хронокарта занятия (составляется исходя из вида и структуры занятия, его целей и задач; поэтому этапы, содержание и временные рамки могут варьироваться).

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений и навыков (в т.ч., самостоятельная работа студентов) устный опрос; сообщения по темам домашнего задания 120 мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия ). Домашнее задание тестовый контроль 45 мин

9. Форма организации занятия (обучающий семинар).

10. Средства обучения:

- дидактические (раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

2. Тема: Основы семейного права РФ

3. Цель: научить студентов применению норм семейного законодательства для решения вопросов правового регулирования семейных правоотношений, а так же некоторых правоотношений, возникающих при оказании медицинской помощи.

4. Задачи:

1.дать представление об отрасли семейного права;

2.научить поиску необходимых норм для решения спорных правоотношений;

3. выработать навыки применения норм при осуществлении профессиональных

обязанностей.

5. Вопросы для рассмотрения:

1.Предмет и метод семейного права. Основные принципы семейного права. Источники правового регулирования семейных отношений. Понятие и особенности семейных правоотношений. Осуществление и защита семейных прав.

2.Понятие брака и правовое регулирование его заключения. Недействительность брака. Прекращение брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные отношения между супругами. Договорный режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов

3.Права и обязанности родителей и детей. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Имущественные права и обязанности несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

6.1 Основные понятия темы:

Семья (в юридическом смысле) - это круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.

Аналогия закона - это решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения.

Аналогия правa — это решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Семейные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Брак - это юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности имущественного, так и личного неимущественного характера между супругами.

Фиктивный брак – это брак, заключаемый без намерения супругов (одного из них) создать семью, а лишь в целях воспользоваться вытекающими из него правами и льготами имущественного или иного характера (право на жил площадь, право на регистрацию по месту жительства супруга, право на имущество супруга в случае его смерти, право на пенсию и т. д.)

Место жительства супруга – это место, где супруг постоянно или преимущественно проживает.

Законный режим имущества супругов – это режим имущества, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом, нажитым, супругами во время брака, а также его раздел осуществляются по правилам ст. 33—39 СК;

Договорный режим имущества супругов – это режим, при котором имущественные права и обязанности супругов в период брака и (или) на случай его расторжения определяются соглашением супругов, в котором они вправе отступить от законного режима имущества супругов.

Алиментная обязанность супругов - это обязанность супругов (то есть лиц, заключивших в установленном законом порядке брак) оказывать друг другу материальную поддержку. Формы и порядок осуществления материальной поддержки определяются законом или соглашением супругов.

Ребенок – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Лишение родительских прав – это исключительная мера ответственности родителей за виновное невыполнение родительского долга.

Ограничение родительских прав – это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав.

Опека - это одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования.

Попечительство – это одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования.

Усыновление или удочерение - это юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

6.2 Доклады по теме

1.Права несовершеннолетних пациентов;

2. Проблемы трансплантации органов и тканей у детей (доноры и реципиенты) в РФ.

7. Рекомендуемая литература:

1. Марченко Михаил Николаевич, Дерябина Елена Михайловна//Правоведение, уч-

ник для неюридических вузов.Издательство: Проспект, 2009 г.

2. Сергеев Ю.Д. Медицинское право. Учебный комплекс для ВУЗов «ГЭОТАР-МЕД, 2008

3. "СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция) /информационно-правовая система «Гарант»

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений и навыков устный опрос; анализ судебных решений 140 мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия тестовый контроль 25 мин

9. Форма организации занятия (семинар-дискуссия).

10. Средства обучения:

- дидактические (раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор)

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

2. Тема: Основы трудового права. Понятие и виды дисциплинарной ответственности

3. Цель: получение студентами знаний и навыков применения норм трудового законодательства.

4. Задачи:

1.рассмотрение норм трудового права с учетом специфики процесса их реализации; 2.применение знаний для защиты трудовых прав.

5. Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие, предмет, метод, принципы и источники трудового права.

Понятие трудового права как отрасли права. Предмет трудового права: трудовые отношения работников и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Метод трудового права. Соотношение централизованного, локального и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Конституционные права и обязанности работодателей и работников в сфере труда, гарантии их реализации. Основные принципы трудового права: понятие, система, практическое значение. Соотношение принципов трудового права с общеправовыми принципами.

Понятие и общая характеристика источников трудового права. Особенности системы источников трудового права и система трудового законодательства. Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов РФ как источники трудового права, трудовое законодательство и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

2.Трудовой договор.

Понятие и правовая характеристика трудового договора. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых соглашений.

Содержание трудового договора: обязательные, дополнительные и иные условия трудового договора, их правовое значение. Общий порядок заключения трудового договора. Вступление его в силу.

Оформление приема на работу. Гарантии при приеме на работу.

Трудовые договоры, заключенные на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры, условия и основания их заключения.

Иные виды трудовых договоров.

Изменение трудового договора. Понятие и виды переводов на другую работу. Отличие перевода от перемещения.

Отстранение от работы. Правовые последствия отстранения от работы.

Общие основания прекращения трудового договора, их классификация.

Расторжение трудового договора по инициативе работника.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Порядок расторжения трудового договора, оформление увольнения и производство расчета. Выходное пособие и иные компенсации при увольнении работников.

Правовая защита работников от незаконных увольнений и переводов. Участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовые книжки.

3.Рабочее время и время отдыха

Понятие и нормативы продолжительности рабочего времени. Виды рабочего времени по продолжительности: нормальная, сокращенная продолжительность и неполное рабочее время.

Режим рабочего времени, порядок его установления.

Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа. Ненормированный рабочий день.

Понятие и виды времени отдыха.

Отпуска и их виды. Ежегодные (основные и дополнительные) оплачиваемые отпуска. Отпуска без сохранения заработной платы. Иные виды отпусков.

4.Оплата труда. Гарантии и компенсации.

Понятие оплаты труда. Государственные гарантии по оплате труда работников.

Понятие заработной платы. Методы правового регулирования заработной платы.

5.Материальная ответственность сторон трудового договора

Понятие материальной ответственности сторон трудового договора, условия ее наступления, отличия от гражданско-правовой имущественной ответственности.

Материальная ответственность работодателя перед работником. Возмещение морального вреда, причиненного работнику.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Виды материальной ответственности работников. Определение размера причиненного работником материального ущерба и причины его возникновения. Порядок взыскания ущерба.

6.Дисциплина труда.

Понятие, содержание и методы обеспечения дисциплины труда. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка, порядок их принятия и содержания.

Понятие нарушения дисциплины труда (дисциплинарного проступка). Дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству РФ. Меры дисциплинарного взыскания и порядок их применения.

6.1 Основные понятия темы: «трудовое право», «предмет трудового права», «метод трудового права», «социальное партнерство в сфере труда», «работник», «работодатель», «трудовой коллектив», «профсоюзы», «коллективный договор», «коллективное соглашение», «трудовой договор», «совместительство», «перевод», «перемещение по работе», «изменение существенных условий трудового договора», «отстранение от работы», «прекращение трудового договора», «расторжение трудового договора», «рабочее время», «сверхурочная работа», «режим рабочего времени», «время отдыха», «отпуска», «оплата труда», «заработная плата», «тарифная система», «нормирование труда», «дисциплина труда», «внутренний трудовой распорядок», «поощрение за труд», «дисциплинарная ответственность», «дисциплинарный проступок», «трудовые гарантии», «трудовые компенсации», «надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде», «федеральная инспекция труда», «самозащита работниками трудовых прав», «индивидуальный трудовой спор», «коллективный трудовой спор», «забастовка».

6.2 Доклады по теме:

1. Система правового регулирования трудовых отношений в сфере оказания медицинской помощи РФ.

2. Анализ действующих коллективных договоров и соглашений в сфере оказания медицинской помощи РФ.

3. Особенности заключения трудового договора с медицинскими и фармацевтическими работниками.

4. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха в здравоохранении.

5. Трудовые гарантии и компенсации медицинским и фармацевтическим работникам.

6. Система защиты трудовых прав медицинских и фармацевтических работников в РФ.

7. Рекомендуемая литература:

1. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. от

22.11.2011 - №334-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. -№ 1.- Ст. 1. [Электронный ресурс]//

Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа:

http://www.consultant.ru, свободный доступ в Интернете: с 22-00 по 02-00 в будни.

ЭПС «Гарант» (эл.зал библиотеки ОрГМА)

2. Трудовое право России: учебник для вузов / под общ.ред. Е. Б.

Хохлова, В. А. Сафонова. - М.: Юрайт, 2008.

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов терминологический диктант 15 мин
  Отработка практических умений устный опрос; решение ситуационных задач; доклады и презентации по теме 140 мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия тестовый контроль 25 мин

9. Форма организации занятия (семинар-дискуссия).

Средства обучения:

- дидактические (раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

1.СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

2. Тема: Гражданский (уголовный) процесс

3. Цель: усвоение студентами значения и основных понятий гражданского и уголовного процессуального права, его возрастающей роли в свете гарантированного Конституцией РФ права всех граждан на судебную защиту.

4. Задачи:

1. Студент должен знать основные источники и основные понятия гражданского и уголовного процессуального права;

2. уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере процессуальных отношений.

5. Вопросы для рассмотрения:

1. Формы защиты субъективных гражданских прав и законных интересов.

2. Сущность и особенности судебной защиты.

3. Понятие и сущность гражданского процесса. Предмет гражданского процессуального права.

4. Понятие гражданского процессуального права. Гражданская процессуальная форма: понятие, принципы, признаки.

5. Источники гражданского процессуального права.

6. Виды производств в гражданском процессе и их критерии. Стадии гражданского процесса. Судебные процедуры.

7. Метод гражданского процессуального права.

8. Система гражданского процессуального права.

9. Действие гражданского процессуального права в пространстве, во времени и по кругу лиц.

10. Конституционные (организационно-функциональные) принципы

гражданского процессуального права:

- законности;

- осуществления правосудия только судом;

- независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону, а также неприкосновенности;

- несменяемости судей;

- гласности;

- равенства граждан перед законом и судом;

- государственного языка судопроизводства.

11.Понятие и признаки стороны в гражданском уголовном процессе.

Понятие и виды третьих лиц в гражданском процессе; их функции.

Понятие судебного представительства. Функции судебного представителя в гражданском процессе. Понятие и природа права на судебную защиту. Право на судебную защиту и право на иск. Содержание права на судебную защиту.

Эксперт и специалист в гражданском и уголовном процессе.

Понятие и виды третьих лиц в гражданском процессе; их функции.

12. Иск: понятие и элементы. Тождество иска (исков). Виды исков.

13.Понятие процессуальных сроков и их значение.

14.Понятия судебного познания и судебного доказывания (субъекты, цель, предмет, содержание). Этапы (элементы) судебного доказывания. Понятие и признаки судебных доказательств. Относимость и допустимость судебных доказательств.

15.Экспертиза, основания и порядок ее проведения. Дополнительная и

повторная экспертизы. Комплексная и комиссионная экспертизы.

Заключение эксперта, его содержание. Консультации специалиста

6. Основные понятия темы: «форма защиты» и «гражданская процессуальная

форма»; «судебная защита», «гражданский процесс», «правосудие»; «предмет

гражданского процессуального права» и «предмет процесса», «предмет

судебной защиты», «участники» гражданского процесса», ««эксперт», «специалист».

7. Рекомендуемая литература:

1.Правоведение: учебник / А.В. Малько и др.; под ред. А.В. Малько. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010

2. "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)(действующая редакция)

3. Гражданское процессуальное право под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян // М.: Проспект, 2004

4. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян (2-е издание) // М.: Проспект, 2007

5. Словарь юридических терминов

Информационно-правовая система «Гарант»;

http://base.consultant.ru/;

http://www.law.edu.ru

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.   15 мин
  Входной контроль знаний, умений и навыков студентов тестовый контроль 15 мин
  Отработка практических умений и навыков ролевая игра гражданский процесс 140 мин
  Заключительная часть занятия: Обобщение, выводы по теме. Контроль качества формируемых компетенций (их элементов) студентов по теме занятия   25 мин

9. Форма организации занятия (семинар- ролевая игра).

10. Средства обучения:

- дидактические (раздаточный материал).

- материально-технические (мел, доска, мультимедийный проектор).

Итоговое занятие №10

2. Тема: Зачет

3. Цель: рубежный контроль знаний студентов

4. Задачи:

1. Письменная оценка знаний студентов проводится в форме выполнения тестовых заданий в компьютерном классе в соответствии с графиком.

2. Устная оценка - по ответам на вопрос в билете.

3.Итоговый рейтинг по дисциплине проводится в соответствии с положением о БРС кафедры судебной медицины и правоведения.

5. Вопросы к зачету:

1. Государство: понятие, признаки, функции.

2. Теории происхождения государства.

3. Форма государства.

4. Государственный орган как структурный элемент государственного аппарата. Понятие и виды государственных органов.

5. Понятие правового государства, его признаки.

6. Принципы построения правового государства. «Система сдержек и противовесов» как необходимый элемент построения правового государства (на основе анализа Конституции Российской Федерации).

7. Законность и правопорядок: понятие, содержание.

8. Понятие и признаки права.

9. Система права. Формы (источники) права.

10. Норма права: понятие, структура. Отличие норм права от иных норм, направленных на регулирование поведения людей.

11. Нормативный правовой акт: понятие, система.

12. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

13. Правоотношения: понятие, признаки, структура.

14. Субъекты правоотношения. Объект правоотношения.

15. Содержание правоотношения.

16. Правонарушение: понятие и признаки. Юридический состав правонарушения.

17. Виды правонарушений, их общие черты и различия. Отличие преступления от проступков. Виды проступков.

18. Понятие юридической ответственности, основания ее применения и виды.

19. Порядок наложения юридической ответственности.

20. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические признаки.

21. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

22. Государственный орган как структурный элемент государственного аппарата. Понятие и виды государственных органов.

23. Полномочия Президента Российской Федерации (на основе Конституции Российской Федерации).

24. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации (на основе Конституции Российской Федерации).

25. Основы правового статуса личности в Российской Федерации.

26. Понятие федеративного устройства государства (федерации).

27. Конституционные принципы федеративного устройства государства. Особенности федеративного устройства государства России.

28. Статус Российской Федерации. Статус субъектов Российской Федерации: общее и особенности.

29. Система Федеральных округов. Полномочные представители Президента РФ в Федеральных округах.

30. Гражданское право – самостоятельная отрасль российской правовой системы: понятие, предмет, метод правового регулирования. Принципы гражданского права.

31. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

32. Юридические лица как субъекты гражданского права.

33. Реорганизация юридических лиц.

34. Ликвидация юридических лиц.

35. Сделки: понятие, виды, условия недействительности сделок.

36. Понятие гражданско-правового договора. Виды гражданско-правовых договоров.

37. Порядок заключения, изменения и прекращения гражданско-правового договора.

38. Понятие обязательства. Перемена лиц в обязательстве. Принципы исполнения обязательств.

39. Гражданско-правовая ответственность: понятие, формы, виды.

40. Право собственности: понятие и содержание. Формы собственности.

41. Основания возникновения права собственности.

42. Основания прекращения права собственности.

43. Защита права собственности.

44. Понятие брака, условия заключения и расторжения брака.

45. Признание брака недействительным. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

46. Права и обязанности супругов.

47. Права и обязанности родителей и детей.

48. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

49. Алиментные обязательства супругов, родителей по отношению к детям, детей по отношению к родителям, других членов семьи.

50. Основные категории наследственного права

51. Наследование по закону.

52. Наследование по завещанию

53. Принятие наследства.

54. Трудовое право – самостоятельная отрасль Российского права. Понятие, предмет и метод правового регулирования.

55. Характеристика основных принципов трудового права России: свобода трудового договора; запрет принудительного труда; запрет дискриминации в сфере труда.

56. Трудовой договор: понятие, содержание, виды.

57. Стороны трудового договора: работник и работодатель.

58. Порядок заключения трудового договора. Гарантии при заключении трудового договора.

59. Прекращение трудового договора: понятие, гарантии при прекращении трудового договора.

60. Классификация оснований прекращения трудового договора в зависимости от волеизъявления сторон (общая характеристика). Порядок прекращения трудового договора.

61. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

62. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

63. Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

64. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность.

65. Порядок наложения дисциплинарного взыскания.

66. Административная ответственность: понятие, признаки, наказания

67. Административное правонарушение: понятие, виды.

68. Состав административного проступка.

69. Виды административных наказаний.

70. Уголовное право – самостоятельная отрасль российской правовой системы: понятие, предмет и метод правового регулирования. Принципы уголовного права.

71. Преступление: понятие, признаки, состав, классификация. Категория вины в уголовном праве.

72. Уголовная ответственность: понятие, виды.

73. Уголовное наказание: понятие, цели, виды.

74. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

75. Правовое регулирование экологических отношений.

76. Правовая защита информации.

77. Правовые системы современности. Виды правовых семей: англо-саксонская, Романо-германская, традиционная, религиозная.

78. Понятие, предмет и метод международного права. Источники международного права.

79. Субъекты международного права, их правосубъектность. Принципы международного права.

80. Правовое регулирование медицинской деятельности.

7. Рекомендуемая литература:

1.Правоведение: учебник / А.В. Малько и др.; под ред. А.В. Малько. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 201

2. Материалы лекций по правоведению, составленных кафедрой судебной медицины и правоведения ОрГМА

8. Хронокарта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Используемые методы (в т.ч., интерактивные) Время
1.1 1.2 1.3 Организационный момент. Объявление темы, цели занятия. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов. Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.    
  Тестовый контроль знаний, умений и навыков студентов   30 мин
  Устный ответ на вопросы к зачету   140 мин
  Заключительная часть занятия: Подведение итогов изучения дисциплины, итоговый рейтинг по дисциплине   15 мин

9. Форма организации занятия – рубежный контроль знаний: тестовый контроль; устный опрос по билету

10. Средства обучения:

Тестовые задания (компьютерное тестирование), билеты к зачету.

- материально-технические (компьютеры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: