Экономическая сущность и показатели прибыли и рентабельности промышленной организации

 

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности промышленной организации является прибыль. Это связано с тем, что для организаций, несущих полную материальную ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение роста объемных показателей деятельности, а получение максимально возможной прибыли.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Прибыль выступает непосредственной целью производственной деятельности любой организации [2, с. 214]. В современной экономической теории отсутствует единая точка зрения на сущность прибыли. Некоторые экономисты (К. Макконел, С. Брю, Ф. Найт) рассматривают прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность или как компенсацию за неопределенность и риск в предпринимательской деятельности. Другие связывают прибыль со способностью монополистов воздействовать на цены в свою пользу (Д. Робинсон, А. Хиртой, А. Бриндер) [23, c.214-215].

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыли. В основе первой лежит принцип предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу, как и труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом, - прибыль.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях конкуренции, для которой характерен риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как компенсация, вознаграждение за преодоление неопределенности.

Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрения достижений научно-технического прогресса и за экономические услуги власти, обществу. Прибыль носит временный характер, постоянно появляясь и исчезая.

Наиболее полно экономическая сущность прибыли промышленной организации проявляется через выполняемые ею функции. Она выступает как:

- главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;

- мера эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

- источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;

- источник формирования доходной части государственного бюджета.

Первая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, так как она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворяет ряд социальных потребностей.

Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами.

Главное предназначение прибыли в рыночных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности организации. Для этой цели могут быть использованы различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.

1) По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие операционные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.

2) По составу включаемых элементов различают: маржинальную (валовую) прибыль; прибыль от реализации продукции; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль); прибыль до налогообложения; чистую прибыль.

3) Маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

4) Прибыль от реализации продукции – это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.

5) Брутто-прибыль включает финансовые результаты (до выплаты процентов и налогов) от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).

6) Прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторам.

7) Чистая прибыль – это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

8) В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.

9) По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

10) По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированнуюна темп инфляции в отчетном периоде.

11) По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).

12) По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.

Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи – прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д. Желательно, чтобы финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах в таком разрезе.

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.

Таким образом, прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность промышленной организации, то есть составляет основу экономического роста. За счет прибыли выполняется значительная часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Следовательно, прибыль является важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Прибыль характеризует степень ее деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и расходов, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она наиболее полно характеризует конечный финансовый результат деятельности организации, темпы экономического роста и уровень ее развития.

Схему формирования и распределения прибыли в рыночных условиях можно отразить с помощью модели, представленной на рис. 1 [10, с. 410].

Как следует из рис. 1, прибыль организации формируется на основе разницы между выручкой от реализации (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений и налогов из выручки) продукции и себестоимостью.

 

Рисунок 1 – Схема формирования и распределения прибыли в условиях рынка


Прибыль (убыток) от реализации продукции – это финансовой результат, полученный от основной деятельности организации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в уставе и не запрещенных законом. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию, предусмотренными «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» [7]. Выручка принимается в расчете без налогов, акцизов и неналоговых отчислений.

Показателем, который учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности организации, является прибыль за отчетный период. Она включает: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от операционной деятельности, доходы по внереализационным операциям, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы и прибыль, п. 10. «облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг) и иных ценностей, включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям» [5].

После формирования налогооблагаемой прибыли организация производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

Чистая прибыль, представляет собой разность между прибылью за отчетный период и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью организация может распоряжаться по собственному усмотрению, на производственное и социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям. Остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении организации, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд, создаваемый для покрытия непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд, где аккумулируются средства для производственного развития, фонд потребления – средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд социального развития – на различные социально-культурные мероприятия.

При этом следует иметь в виду, что прибыль – это абсолютный финансовый эффект. Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности организации недостаточно только определить только абсолютные показатели прибыли. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности промышленной организации.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [18, с. 15].

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [22, с. 98]. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

С помощью этого показателя можно оценить эффективность управления промышленной организации, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность организации получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал организации, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Рентабельность – один из основных показателей эффективности работы промышленной организации. Ее величина характеризует уровень окупаемости затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление факторов повышения рентабельности и их количественная оценка. Для определения основных направлений поиска резервов повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам. Схематически факторы повышения рентабельности представлены на рисунке 1 [12, с. 269].

 

Рисунок 2 – Факторы, определяющие величину прибыли и рентабельности

 

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли и уровень рентабельности через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др. Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Прямое влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости промышленной организации значительна и колеблется от 60 до 90%.

Для количественной оценки рентабельности рассчитываются показатели рентабельности. Показатели рентабельности объединяются в две группы [9, с. 280-281]:

1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);

2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

3. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).

Работа организации в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность организаций в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении организации и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (торговой, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и уровнем рентабельности предусматривает построение соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, методик их оценки, использование современных методов анализа. В связи с этим в следующем параграфе необходимо рассмотреть методики анализа и планирования прибыли и рентабельности.

 


Методика анализа и планирования пребыли и рентабельности

 

В современных условиях хозяйствующим субъектам дано право разрабатывать и утверждать финансовые показатели своей деятельности – прибыль, объём реализации, план финансирования капитальных вложений, формы и системы оплаты труда; самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также прибылью, остающейся в их распоряжении. Чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией, предприятию нужен финансовый план.

Финансовый план субъекта хозяйствования - это документ, отражающий объём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период [2, с. 4]. Его можно рассматривать «как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственных процессах, и используемого денежного капитала» [17, с. 461].

При составлении финансового плана предприятия объектом планирования выступает, прежде всего, прибыль, как конечный финансовый результат его деятельности: в данном случае специалисты оформляют план прибылей и убытков предприятия. Процесс планирования прибыли начинается с разработки ценовой стратегии предприятия и обоснования основных показателей отчёта о прибылях и убытках по месяцам на предстоящий год, на следующий год за планируемым - по кварталам и на более длительную перспективу (на период более двух лет) с установлением годовых показателей. Прогнозирование на срок более двух лет необходимо для обоснования инвестиционной деятельности и оценки возможностей по решению многообразных задач перспективного развития экономики, обеспечения устойчивых взаимоотношений с акционерами и так далее. Такие прогнозы предусматривают обоснование объёма реализации продукции, полной себестоимости и прибыли от реализации продукции.

Поскольку исходной основой определения всех видов прибыли является объём продаж (выручка от реализации), то главной задачей ценовой политики на первом этапе является обоснование такой его величины для предприятия, при которой его производство обеспечит получение максимальной прибыли. То есть зависимость прибыли от выручки от реализации прямая. При нынешних экономических условиях, сложившихся в республике, падение объёма производства и реализации продукции, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечёт сокращение объёма прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер белорусскими предприятиями по обеспечению роста объёма производства продукции на основе технического её обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь совершенствование расчётно-платёжных отношений между субъектами хозяйствования будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

На следующем этапе планирования прибыли предприятию следует определить оптимальную величину затрат на производство и сбыт продукции, выступающих в форме её себестоимости. Если изменение объёма реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на её производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому в процессе планирования изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины её снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

Состав и формирование себестоимости имеет особенности в отдельных отраслях хозяйственной деятельности. Они также изменяются в отдельные периоды в результате централизованно принимаемых решений: о составе затрат, относимых на себестоимость продукции, их размерах; составе доходов (расходов) от внереализационных операций. При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение, металлообработка, нефтехимическая и другие), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран. В добывающих отраслях достаточно сложно обеспечить снижение себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объёмов добычи. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объёмы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровнем себестоимости, но без ущерба качества потребительских товаров.

Включение процентов за краткосрочный кредит в состав себестоимости определяет затратный характер хозяйственного механизма и становится в определённой мере тормозом в развитии производства. Проценты за краткосрочный кредит окажут стимулирующее влияние лишь в том случае, если их уплата будет производиться из прибыли. Также и материальное стимулирование в условиях рынка может эффективно выполнять свои функции тогда, когда его размер зависит от объёма получаемой прибыли. Включение премиальных выплат в состав себестоимости снижает их связь с конечными результатами деятельности предприятия. Когда премии за производственные результаты входят в состав себестоимости, то они могут выплачиваться и при убыточной работе предприятий. А если премирование осуществляется из прибыли, то такая ситуация исключена (согласно белорусскому законодательству, если размер премии превышает 50 процентов начисленной заработной платы, то сумма этого превышения относится предприятием на финансовые результаты).

Поэтому ряд затрат следует исключить из себестоимости и возмещать их за счёт планируемой прибыли. Основное внимание нужно направлять на выявление всех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт продукции предприятия, а также на выявление и анализ тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объёма выпуска продукции в результате изменении цен. Такая мера будет способствовать росту конечных результатов деятельности предприятий, повышению заинтересованности в увеличении прибыли.

Ценовая стратегия должна быть согласована с главными финансовыми целями предприятия, принятыми на ближайшее время и перспективу. В соответствии с финансовым планом предприятие определяет точку безубыточности, обосновывает минимальный уровень прибыли, необходимый при продаже каждого вида продукции, величину вклада на покрытие и оценивает запас финансовой прочности. При решении этих задач приоритетной является задача по обеспечению наибольшего объёма прибыльности и максимизации показателей рентабельности продаж, собственного капитала и всех активов. Но при этом любому субъекту хозяйствования следует учитывать так называемый закон убывающей доходности («закон убывающей предельной производительности»), который утверждает, что «с ростом использования какого-либо фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведёт к снижению вначале относительного, а далее абсолютного объёма выпуска продукции, то есть увеличение использования одного из факторов производства (при фиксированности остальных) приводит к последовательному убыванию отдачи его применения» [23, с. 411].

Каждое предприятие, которое уделяет внимание вышеназванным вопросам, устанавливает на основе учёта затрат три типа цен: предельные цены в соответствии с величиной переменных издержек; затратные цены, которые обеспечивают безубыточность продаж; плановые цены, устанавливаемые с учётом оценки состояния рынка. Цена является важнейшим фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия.

Предельные цены покрывают только те затраты, которые непосредственно связаны с производством продаваемого изделия. Продажа продукции по цене, близкой к предельной, позволяет обеспечить полную загрузку производственных мощностей предприятия, при условии, что оно уже покрыло все постоянные затраты и способно осуществить дополнительный выпуск продукции без их увеличения.

Затратные цены обеспечивают полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем продаж (на уровне безубыточности) и не могут быть использованы при другом объеме продаж.

При установлении плановых цен очень часто предприятия не принимают во внимание зависимость объема продаж от цен. Поэтому обычно на практике используют два подхода к ценообразованию: ориентацию на потребителей (предприятие назначает максимальную цену, которую они готовы заплатить) и на конкурентов (пред приятие анализирует цены на аналогичную продукцию у конкурентов и устанавливает свою цену в соответствии со сложившейся на рынке позицией своего товара).

Многие предприятия устанавливают не одну цену, а набор цен для различных ситуаций (с учётом региона, периода времени, сегмента, формы представления товара, способов продаж и так далее). При этом отечественным субъектам хозяйствования следует принимать во внимание действующее в Республике Беларусь «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов», согласно которому в зависимости от сферы обслуживания различают свободные и регулируемые цены. В системе свободных цен функционируют отпускные и розничные цены, тарифы.

Свободные отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения и потребительские товары формируются на основе себестоимости их производства, всех видов налогов и прибыли исходя из качества, потребительских свойств продукции и конъюнктуры рынка на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одноразовом отпуске - франко-склад изготовления. Размер прибыли, включаемый в свободно отпускные цены, ограничивается только при регулировании цены предприятий-монополистов. На продукцию производственно-технического назначения, производимую и продаваемую внутри республики через снабженческо-сбытовые организации оптовая надбавка (снабженческо-сбытовая наценка) не может превышать 20 процентов к свободной отпускной цене [17, с. 171].

Свободные розничные цены на продукцию, производимую внутри республики, а также завезённую из-за её пределов, формируются исходя из свободной отпускной цены изготовителя; торговой надбавки, включающей оплаченную оптовую надбавку плюс другие расходы, но не более 30 процентов к свободной отпускной цене.

Регулируемые цены, устанавливаемые на социально-значимые товары и услуги, - это цены на продукцию, по которым государством определяются предельный уровень прибыли (на продукцию предприятий-монополистов); предельные цены (продукция, на которую выдаётся декларация об уровне цен); предельные надбавки.

Таким образом, отечественные предприятия могут включать плановую прибыль в цену изделия на основании:

1) законодательных актов (если предприятие выпускает монопольную продукцию или цены должны декларироваться);

2) договоров с заказчиками об уровне рентабельности;

3) разницы между рыночной ценой и собственными затратами на неё, если продукция изготавливается для реализации на рынке.

При этом любой субъект хозяйствования должен рассчитать величину прибыли от производства (продаж) единицы каждого вида продукции при существующей цене, величину роста объёма продаж каждого вида продукции в случае снижения её цены и при условии повышения общей суммы прибыли предприятия, а также предельное соотношение объёма продаж продукции в случае роста её цены, при которой общая сумма прибыли предприятия уменьшиться до сложившегося уровня.

Исходя из этого план на предстоящий год по месяцам включает обоснование следующих показателей отчёта о прибылях и убытках:

- выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- полной себестоимости реализованной продукции (в состав которой входят производственная себестоимость, коммерческие и управленческие расходы предприятия);

- прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

- отдельно выделяют доходы и расходы от финансовой и прочей деятельности и нераспределённую прибыль нарастающим итогом.

Прибыль от реализации продукции, как важнейший компонент всей, общей прибыли предприятия, рекомендуется рассчитывать отдельно по видам деятельности. Это не только облегчает расчёты, повышает их точность, но имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как доходы от некоторых видов деятельности не облагаются данным налогом, а другие облагаются по повышенным или пониженным ставкам. В качестве метода планирования предлагается прямой счёт. Он отличается высокой достоверностью вычислений и поэтому требует наличия заданий по выпуску продукции, данных об её остатках, планов сбыта, предполагаемых цен каждого вида товара, а также затрат на их производство.

Расчёт прибыли, согласно этому методу, выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию. Вычисление делается по формуле:

 

Прнтк, (1.1)

 

где Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Пн – прибыль в остатках продукции на начало планового года (методика планирования величины вышеназванных остатков предусматривает учёт их изменения по отчёту на последнюю дату составления бухгалтерского баланса на факторы, под влиянием которых они могут изменяться до конца года – заключения новых договоров на реализацию продукции, изменение формы безналичных расчётов и прочее);

Пк – прибыль в остатках продукции на конец планового года (выходные остатки состоят из остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции, срок оплаты которой не наступит в плановом году; при планировании они должны учитываться на уровне норматива в днях, установленного на предприятии);

Пт – прибыль на товарный выпуск продукции (она определяется исходя из плана производства, отпускных цен и сметы затрат на производство).

На практике в инфляционной, неустойчивой экономике предприятиям чаще всего приходится выполнять финансовые расчёты в условиях полной неопределенности. В этом случае при планировании прибыли можно рекомендовать аналитический метод, предполагающий расчёт прибыли будущего года на базе достигнутого уровня текущего года и прогнозируемого индекса инфляции, а также на базе затрат на 1 рубль товарной продукции и процента базовой рентабельности.

Расчёты прибыли выполняются следующим образом:

 

ПРРотчЧИи, (1.2)

 

где Протч – прибыль от реализации отчётного года;

Ии – индекс инфляции, равный (1+m)12, где m – коэффициент уровня инфляции в месяц; 12 – количество месяцев в году.

С учётом затрат на 1 рубль товарной продукции расчёт прибыли проводится по формуле [16, с. 374]:

 

П=ТЧ(100-3)/100, (1.3)

 

где П – прибыль предприятия;

Т – товарная продукция;

3 – затраты на 1 рубль товарной продукции.

В данном случае для определения прибыли от реализации продукции полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Посредством показателя базовой рентабельности определяется прибыль только по сравнимой товарной продукции. При этом рассчитывается влияние на прибыль следующих факторов: объема производства, себестоимости продукции, ее ассортимента, качества, цен. Чтобы определить влияние объема производства, необходимо пересчитать всю сравнимую товарную продукцию планового года в себестоимость отчетного года, исходя из предусмотренного процента ее снижения.

Влияние изменения ассортимента на прирост прибыли определяется следующим образом. Рассчитывается средний уровень рентабельности при структуре выпуска отчётного года и средний уровень рентабельности при структуре планового года. Разница между ними показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте. При этом рентабельность изделия должна быть либо планового, ибо отчётного года.

Расчёт влияния повышения качества продукции на прирост прибыли производиться на основе коэффициентов сортности. Для их исчисления определяется удельный вес каждого сорта в общем объёме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цена первого сорта принимается за 100 процентов, второго - относится к цене первого сорта и так далее. Увеличение прибыли в данном случае рассчитывается путём умножения объёма товарной продукции по себестоимости отчётного года на разность коэффициента сортности.

Прибыль за счёт изменения цен определяется как произведение процентов их изменения на объём товарной продукции.

Прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается как разность между её стоимостью в оптовых ценах и плановой себестоимостью

Сложением прибыли по сравнимой и несравнимой продукции находится общая плановая прибыль от реализации продукции

Далее на этапе составления финансового плана следует изучить наличие основных фондов и иного имущества на предприятии, возможность их реализации и эффективность этой операции, то есть спланировать вторую составляющую балансовой прибыли — прибыль от продажи основных средств и прочей реализации.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия довольно обширен. Это объясняется дополнительными возможностями предприятий в получении доходов в условиях рыночных отношений. Поэтому для составляющего финансовые расчёты важно не только уметь планировать эти доходы, но и знать источники их получения. Включаемые в план источники должны быть постоянными, связанными с нормальной деятельностью предприятия, иметь обоснование. При этом для реальной оценки финансовых результатов от внереализационных операций большое значение имеет и правильное предвидение вероятности возникновения внереализационных расходов, так как прибыль определяется как разница между доходами и расходами.

Кроме вышеназванных элементов прибыли, в финансовом плане предприятия должны отражаться также платежи в бюджет. Причём только те из них, источником уплаты которых является прибыль. К ним относятся налог на недвижимость, налог на доходы и налог на прибыль. Все другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды отражаются в других разделах плана предприятия. Расчёты же платежей из прибыли выполняются в соответствии с действующими методиками, предполагаемыми изменениями в планируемом году по ставкам, льготам, объектам налогообложения, доведённым лимитам и нормативам.

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции, поэтому в первую очередь анализируется динамика прибыли от реализации и факторы, ее определяющие.

Основными факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации, являются объем реализации продукции и уровень себестоимости реализованной продукции. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Влияние изменения объема реализации продукции на величину прибыли от реализации определяется по формуле [8, с. 508]:

 

р.реал =(Р1- Р0)Ч УПр0/100, (1.4)

 

где DПр.реал – изменение прибыли от реализации за счет объема реализованной продукции, млн р.;

Р10 – выручка от реализации продукции в отчетном и базисном году соответственно, млн р.;

УПр0 – уровень прибыли от реализации продукции базисного периода, %.

Влияние изменения уровня себестоимости на величину прибыли от реализации определяется по формуле:

 

р.себест =(УЗ1- УЗ0)ЧР1/100, (1.5)

 

где DПр.себест – изменение прибыли от реализации за счет уровня затрат на производство и реализацию продукции, млн. р.;

УЗ1,УЗ0 – уровень затрат на производство и реализацию продукции в отчетном и базисном году соответственно, %;

Р1 – выручка от реализации продукции отчетного периода, млн. р.

Величина прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов: объема продажи продукции (VРП), себестоимости (С) и среднереализационных цен (Ц). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид [8, с. 512]:

 

Пi= VРПiЧ(Цi-Сi), (1.6)

 

где VРПi – объем выпуска продукции i-го вида в натуральном выражении, ед;

Цi – среднереализационная цена единицы i-го вида продукции, млн р.;

Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции, млн р. на ед.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции проводится способом цепной подстановки:

 

П0= VРП0Ч(Ц0- С0); (1.7)

Пусл1= VРП1Ч (Ц00); (1.8)

Пусл2= VРП1Ч (Ц1- С0); (1.9)

П1= VРП1Ч (Ц11). (1.10)

 

Общее изменение прибыли за счет изменения всех факторов составит:

 

общ= П1- П0. (1.11)

 

В том числе за счет изменения объема выпуска:

 

vрп= Пусл1- П0; (1.12)

 

за счет изменения средней цены реализации изделий:

 

ц= Пусл2- Пусл1; (1.13)

 

за счет изменения себестоимости производства и реализации изделий

 

ц= П1- Пусл2. (1.14)

 

Качество прибыли от производства и реализации продукции оценивается как высокое, если ее увеличение преимущественно обусловлено ростом объема продаж и снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без существенного увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

На прибыль отчетного периода, кроме того, влияют внереализационные и операционные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль за отчетный период определяют прямым счетом.

Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности являются:

а) рентабельность продукции, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции (в процентах) [9, с. 281]:

 

    Прп

Rп=------- Ч100, (1.15)

    Зрп

 

где Rп - рентабельность продукции, %;

Прп – прибыль от реализации продукции, млн. руб.;

Зрп – сумма затрат по реализованной продукции (себестоимость реализованной продукции), млн. руб.

Из формулы (1) следует, что факторами, определяющими изменение уровня рентабельности продукции, является сумма прибыли от реализации продукции и себестоимости продукции. Прибыль от реализации в свою очередь определяется изменением цен на продукции и себестоимости изделия. Факторная модель для оценки их влияния на рентабельность продукции имеет вид [9, с. 283]:

 

    Ц-З

Rп=--------, (1.16)

    З

 

где Ц – цена реализации продукции, млн. руб.

Влияние факторов на рентабельность производства рассчитывается приемом цепных подстановок.

б) Рентабельность операционной деятельности (Rод) рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли-брутто от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к общей сумме затрат по операционной деятельности (Зод):


Под

Rод=------- Ч100, (1.17)

    Зод

 

где Rод - рентабельность операционной деятельности, %;

Под – прибыль от операционной деятельности, млн р.;

Зод – сумма затрат по затрат по операционной деятельности, млн р.

Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

Если производится более одного вида продукции, необходимо учитывать изменение удельного веса каждого вида продукции в общем объеме реализации. На изменение рентабельности операционной деятельности оказывают влияние изменение объема продаж, структура продаж, цена реализации и изменение себестоимости реализованной продукции. Факторная модель рентабельности оборота описывается формулой:

 

     Под     ΣVРП0iЧ(Ц0i0i)

Rод=------- Ч 100 = ------------------------           (1.18)

     Зод     ΣVРП0iЧЗ0i

 

Расчет влияния отдельных факторов на изменение суммы уровня рентабельности по отдельным видам продукции проводится способом цепной подстановки.

в) Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В) [9, с. 282]:


Прп

Rоб=------- Ч100, (1.20)

    Врп

 

где Rоб - рентабельность продаж, %;

Прп – прибыль от реализации, млн р.;

Врп – выручка от реализации продукции, млн р.

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются:

- рост затрат на производство и реализацию продукции;

- падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего – проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует сосредоточить на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия – производство, маркетинг и сбыт [6, 52].

г) Рентабельность капитала исчисляется отношением брутто-прибыли к среднегодовой стоимости совокупного капитала (KL) [9, с. 282]:

 

R = Пб/KL, (1.21)

 

где Пб – сумма брутто-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов, млн р.;

KL – среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млн р.

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Причинами ухудшения рентабельности капитала могут быть как снижение прибыли, так и замедление оборачиваемости каптала.

Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение прибыли, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

- продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

- снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

- уменьшения дебиторской задолженности.

По результатам анализа разрабатываются конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов для повышения прибыли и рентабельности организации.

Таким образом, прибыль представляет собой конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность характеризует доходность, прибыльность промышленной организации.

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли - рентабельность

Увеличение прибыли обеспечивается ростом объема производства конкурентоспособной продукции, грамотной ассортиментной политикой и ценообразованием. Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

Для анализа прибыли и рентабельности применяется система показателей, позволяющая оценить влияние факторов на изменение финансовых результатов и выявить возможности их повышения. Заключительным этапом анализа прибыли и рентабельности предприятия являются обобщение выявленных резервов повышения прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности предприятия и разработка рекомендаций по их реализации, выработка решений по оптимальному управлению торговым предприятием. Основная задача анализа – составить прогноз финансово-хозяйственной деятельности промышленной организации и показать, каким образом можно предупредить неблагоприятные факторы и тенденции экономического и социального развития.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: