double arrow

Порядок осуществления безналичных расчетов

Осуществление предпринимателями денежных расчетов с населением

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ должны производиться всеми органи­зациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным примене­нием контрольно-кассовых машин. Данное требование установлено Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

Хозяйствующие субъекты, которые должны применять контрольно-кас­совые машины, обязаны:

- регистрировать контрольно-кассовые машины;

- использовать исправные контрольно-кассовые машины;

- выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услу­ги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), под­тверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;

- обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

Законом определены меры административной ответственности в данной сфере. Ответственность наступает, в частности, за:

- ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины;

- использование неисправной контрольно-кассовой машины;

- невыдачу чека или выдачу чека с указанием суммы, менее уплаченной.

Безналичные расчеты производятся хозяйствующими субъектами через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Иной порядок осуществления безналичных расчетов должен быть пре­дусмотрен законом или обусловлен формой расчетов.

Необходимым средством осуществления безналичных расчетов являет­ся банковский счет. Порядок заключения договора банковского счета, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение обязанностей регулируют­ся нормами главы 45 ГК РФ. По договору банковского счета банк обязуется при­нимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению пла­тельщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином бан­ке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского сче­та либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями де­лового оборота.

При расчетах по инкассо инициатива в проведении расчетов, в отличие от предыдущей формы, исходит от получателя платежа. В соответствии со ст. 874 ГК РФ при расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиен­та осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика пла­тежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиен­та, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению пла­тельщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие друго­му банк (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (ч. 1 ст. 867 ГК РФ). Таким образом, совершение платежей по аккредитиву возможно, исходя из законодательного определения, как в денежной форме, так и с помощью век­селей.

Порядок осуществления операций по аккредитиву зависит от вида аккре­дитива. Аккредитив может быть покрытым и непокрытым, отзывным и безот­зывным.

Для открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. Если открывается непокрытый (гарантированный) аккредитив, исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Непокрытый аккредитив применяется при наличии корреспондентских свя­зей банка-эмитента и исполняющего банка.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или от­менен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эми­тента перед получателем средств. Указания банка-эмитента об отзыве или из­менении аккредитива вступают в силу лишь с момента получения исполняю­щим банком уведомления об этом. До этого момента исполняющий банк обязан осуществить платеж или иные операции по отзывному аккредитиву. По общему правилу аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств. В случае необоснованного отказа банка вы­платить средства по такому аккредитиву банк-эмитент несет ответственность перед получателем.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных доку­ментов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде доку­мента на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного

платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получа­телем средств (взыскателем).

В последнее время получило распространение совершение расчетов с ис­пользованием банковских карт.

Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных до­кументов, подлежащих оплате за счет клиента. Эмиссию банковских карт осуществляют кредитные организации. Предусмотрена выдача банков­ских карт двух видов: расчетных и кредитных. Банковские карты, выдавае­мые юридическим лицам, именуются корпоративными.

Расчетной корпоративной является банковская карта, использование ко­торой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распо­ряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического ли­ца, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора. Использование кредитной корпоративной карты поз­воляет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в преде­лах установленного договором расходного лимита.

ТЕМА. Сетевые организации и предпринимательская деятельность

1. Значение сетевых организаций

2. Принципы функционирования

3. Ярмарки

4. Торговые палаты

5. Тендеры

6. Аукционы

7. Ассоциации

8. Клиринговые палаты

1. Решение важнейшей для предпринимательской деятельности задачи - построение развитой инфраструктуры рынка - "воз­можно только на основе развитого комплекса, системы самых разнообразных рыночных организаций, обеспечивающих ясный и свободный доступ на общий рынок всем производителям и потре­бителям на единых гарантированных государством правилах".

Огромное значение в этом комплексе имеют сетевые организа­ции, "представляющие предпринимателю свои коммуникационные или какие-либо иные нужные ему ресурсы на той или иной — безвозмездной, ассоциированной или компенсационной — но обязательно некоммерческой основе".

К сетевым организационным структурам можно отнести:

• ярмарки;

• ассоциации;

• торговые палаты;

• клиринговые палаты;

• конкурсы;

• аукционы;

• тендеры;

• смотры.

2. Общие процедуры формирования и функционирования таких не­коммерческих социально-экономических организаций основы­ваются на принципах обеспечения:

• открытого доступа;

• широкой информации;

• свободной конкуренции;

• государственных гарантий;

• антимонопольных ограничений и т. д.

Причем обязательность и безусловность действия этих прин­ципов обеспечиваются содержанием их организационной сис­темы, строго регламентирующей осуществление предусмотрен­ных процедур.

3. Ярмарки — периодически устраиваемые съезды торговых, про­мышленных организаций, коммерсантов, промышленников и поку­пателей для продажи и закупки товаров по выставленным об­разцам.

Когда количество продаваемых товаров велико, устраиваются оптовые ярмарки, где реализуется возможность установления контактов между производителями и потенциальными потре­бителями. На оптовых ярмарках выступают главным образом оптово-посреднические и производственные предприятия, коопе­ративные организации, отдельные частные фирмы. Основное назначение оптовых ярмарок состоит в налаживании непосредст­венных контактов между производителем и фирмами, ''заинте­ресованными в приобретении их товаров с целью потребления или последующей перепродажи.

Эта традиционная форма торговли для России всегда была по­пулярна и имела огромное значение для развития рыночных от­ношений. Ее масштабы поражали иностранцев, посещавших нашу страну. "Традиция ярмарок стала сердцем русского пред­принимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки — от небольшой до миллионной суммы на долгий срок, наряду с крупнооптовой торговлей была и мелочная — розничная раз­носная.

Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотром всех творческих сил, технических новинок, тут же рождалась пред­приимчивость, сколачивались артели, товарищества. Ярмарка была самым чутким барометром экономической жизни и ее надежным регулятором. Именно здесь формировался ба­ланс между спросом и предложением, производством и потребле­нием. На ярмарке отдельные, самостоятельные части, отрасли, ви­ды деятельности гигантского, хозяйственного механизма России связывались в одно целое, координировались, получали общест­венное признание или недоверие, определялись и направления развития на год вперед. По своему значению и размаху ярмар­ка могла быть сравнима только со всемирными выставками, часто опережая и их по масштабу торговых оборотов.

Нижегородская ярмарка, корни которой уходят в глубокую ста­рину, задавала тон тысячам местных ярмарок, существовавших во все времена во всей России и в семи тысячах населенных пунктов и игравших там роль такого же экономического регуля­тора и распределителя местного сельского хозяйства, ремесел, промышленности.

Столь оригинальное и оперативное решение многих проблем было исторически обусловлено свободным, инициативным ха­рактером развития хозяйства в России, чуждым центризму и административному нажиму. Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привле­кательных форм хозяйственного общения, развившихся в рам­ках народных традиций и обычаев"1.

4. Торговые палаты организуют такие формы оптовой торговли, как конкурентные торги, при которых потенциальные продавцы в письменном виде устанавливают:

• условия покупки;

• характеристики товара или услуги.

Покупатель выбирает лучшее предложение. Данная форма тор­говли в целом отражает обычную рыночную ситуацию, когда продавцы борются за покупателя. При открытых торгах с пред­лагаемым контрактом могут ознакомиться все конкуренты.

Торги как форма оптовой торговли играют важную роль:

• при заключении сделок на поставку машин и оборудования;

• строительстве объектов "под ключ";

• размещении заказов на стандартное или универсальное обору­дование;

• небольших по объему подрядных работах;

• принятии решений о государственных закупках.

При проведении открытых торгов информация о их проведе­нии (объявление) публикуется в официальных органах печати.

5. Тендеры — это закрытая форма торгов, при которых условия контракта держатся в секрете. На закрытых торгах размеша­ются заказы:

• на сложное, специальное или уникальное оборудование;

• комплектные предприятия;

• срочные заказы.

Участники торгов называются оферентами. Предложения (офер­ты) участников торгов называются "тендер" или "бид". При проведении тендера:

• к участию в закрытых торгах приглашается небольшое число наиболее известных и хорошо зарекомендовавших себя пред­приятий;

• организаторы торгов разрабатывают специальную документа­цию, в которой определяются условия проведения торгов, со­держатся инструкции участникам торгов;

• определяются основные характеристики оборудования;

• определяются коммерческие условия изготовления и поставки;

• набор документов продается участникам торгов;

• документы отправляются в письменном виде (в закрытом, за­печатанном, часто двойном конверте) организаторам торгов в строго установленное время;

• в назначенный день и час организаторы торгов вскрывают кон­верты и проводится конкурсный отбор оферентов. Отбор может быть гласный или закрытый, но выбор всегда проводится в за­крытом порядке;

• в день открытия торгов все тендеры заносятся в протокол, с которым все участники торгов могут ознакомиться в специаль­ном месте в установленное время;

• решение о выборе производится до срока, определенного усло­виями торгов;

• победитель получает соответствующее извещение, другие офе­ренты обычно не оповещаются.

6. Аукционы являются противоположной конкурентным торгам фор­мой торговли, когда в конкуренцию вступают не продавцы, а по­купатели.

Товарный аукцион — это специально организованные, периоди­чески действующие публичные торги в заранее обусловленное время и в специально отведенном месте. Порядок проведения аукциона включает:

• подготовку аукциона;

• осмотр товара покупателями;

• непосредственно аукционный торг;

| • оформление и исполнение аукционных сделок.

Подготовка аукциона включает осмотр, сортировку и подго­товку поставленного на аукцион товара. Товар разделяется на партии, которые называются лотами. Каждый лот получает определенный номер, под которым он заносится в каталог аукциона. Одинаковые по качеству лоты следуют в каталоге один за другим и образуют ряды — стринги, которые в каталоге отделены друг от друга линиями. В каталоге также указываются условия аукционной продажи, оформления сделок и оплаты. Основными предметами торга на аукционах являются пушнина, меха, шерсть, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, тропические породы леса, лошади.

На аукционах продаются товары, имеющие индивидуальные осо­бенности. Поэтому невозможна замена одинаковых по назна­чению партий товаров, так как они могут иметь разные свойства:

• качество;

• внешний вид;

• сорт. •

Покупатель должен до начала аукциона обязательно осмотреть или продегустировать товар. Претензии по качеству ни к про­давцам, ни к устроителям аукциона не принимаются. При таком способе продажи товаров они (или их образцы) предварительно выставляются для осмотра и считаются про­данными тому покупателю, который предложил наивысшую цену. Аукционный торг начинается с объявления отправной минимальной цены, а покупатели затем делают к ней надбавки. Возможна организация торга, при которой аукционист объяв­ляет вначале наивысшую цену, а потом постепенно понижает ее до момента получения согласия одного из покупателей на покупку. Такой метод используется, как правило, при продаже скоропортящейся продукции и называется "голландские аукционы". Общее условие всех аукционистов — отсутствие ответствен­ности продавца за качество выставленного для осмотра товара. При этом аукцион проводится не обязательно самим продавцом. Он может доверить продажу своего товара посреднической фирме, занимающейся аукционной торговлей и работающей главным образом на комиссионных началах. На аукционе могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия. В зависимости от характера прово­димого аукциона конкретная его форма может быть отнесена либо к оптовой, либо к розничной торговле.

7. Ассоциации — некоммерческие организации, созданные путем объединения юридических лиц по договору между собой коммер­ческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, общего представительства и защиты общих интересов.

8. Клиринговые палаты организуют системы взаимных безналичных расчетов по различным формам экономических отношений, основанные на зачете взаимных требований по оплате товаров, ценных бумаг и услуг1.

Различают:

• межбанковский клиринг (расчеты между банками путем зачета взаимных денежных требований);

• международный валютный клиринг.

Международный клиринг осуществляется на основе междуна­родных платежных соглашений, определяющих перечень об­мениваемых товаров, их цену и дату поставки. По истечении срока контракта недопоставка с обеих сторон компенсируется либо уплатой заранее согласованного штрафа в золоте или конвертируемой валюте, либо поставками (клиринг'с некон­вертируемым сальдо) так называемых "нежелательных" товаров. Клиринг представляет собой разновидность бартерной торговли (прямого обмена товара на товар).

В настоящее время подавляющая часть платежных клиринго­вых соглашений приходится на страны, которые имеют огра­ниченные резервы конвертируемой валюты.

Тема. Г осударственная регистрация юридических лиц.

1. Понятие регистрации

2. Документы, необходимые для регистрации

1. Государственная регистрация — процедура легализации деятель­ности субъектов хозяйствования, когда государственные орга­ны проверяют, соответствует ли само юридическое лицо и его регистрационные документы требованиям действующего зако­нодательства.

Государственную регистрацию должны пройти все вновь созда­ваемые или реорганизуемые предприятия, иначе деятельность юридических лиц будет признана незаконной и запрещена. В соответствии с законом юридическое лицо считается создан­ным только с момента его регистрации, т. е. со дня внесения соответствующей записи в государственный реестр, который доступен для всеобщего ознакомления.

2. Для регистрации юридических лиц в регистрирующий орган необ­ходимо представить:

• подписанное заявителем заявление о государственной регист­рации;

• решение о создании юридического лица в виде протокола, до­говора или иного документа;

• учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

• документ об уплате государственной пошлины;

• выписку из реестра иностранных юридических лиц. '

Срок государственной регистрации - не более 5 рабочих дней со дня представления документов.

Уполномоченный орган регистрации проверяет достоверность представленных данных и имеет право запрашивать дополни­тельные сведения об учредителях регистрируемых предприятий. Отказ в регистрации может быть обусловлен следующими при­чинами:

• несоответствие учредительных документов требованиям нодательства;

• представление неполного перечня документов;

• нарушение установленного порядка создания предприятия;

• расположение юридического лица в жилом помещении без со­ответствующего решения исполнительного комитета.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Зарегистрированному юридическому лицу выдается свидетель­ство о регистрации.

Вопрос 29. Учредительные документы предприятия

1. Учредительные документы

2. Учредительный договор

3. Устав

1. Юридическое лицо действует:

• на основании устава;

• либо на основании учредительного договора и устава;

• либо только на основании учредительного договора.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не яв­ляющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а ус­тав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах некоммерческих организаций и уни­тарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены пред­мет и цели деятельности юридического лица. Предмет и опреде­ленные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, ко­гда по закону это не является обязательным. На основе учредительного договора действуют:

• полные товарищества;

• товарищества на вере.

На основе учредительного договора и устава действуют:

• общества с ограниченной ответственностью;

• ассоциации и союзы.

На основе устава действуют:

• акционерные общества;

• производственные кооперативы;

• унитарные предприятия;

• потребительские кооперативы;

• фонды.

2. В учредительном договоре учредители обязуются создать юриди­ческое лицо и определяют:

• наименование юридического лица;

• место его нахождения;

• порядок совместной деятельности по его созданию;

• размер долей участия, принадлежащих каждому из учредителей;

• условия передачи ему своего имущества и участия в его деятель­ности;

• условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

• условия управления деятельностью юридического лица;

• условия выхода учредителей (участников) из его состава.

3. В уставе в обязательном порядке должны содержаться:

• сведения об организационно-правовой форме;

• наименование;

• место нахождения предприятия;

• размер уставного фонда;

• состав учредителей;

• порядок распределения прибыли;

• порядок образования фондов;

• условия реорганизации и ликвидации.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в слу­чаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изме­нениях.

Однако юридические лица и их учредители (участники) не впра­ве ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в от­ношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Вопрос 30. Формирование уставного фонда

1. Понятие уставного фонда

2. Формирование уставного фонда

3. Изменение уставного фонда

1. Уставный фонд (капитал) — это тот минимальный размер имущества предприятия, который:

формируется на момент создания предприятия;

определяет право участников предприятия на осуществление

управления и распределение прибылей;

гарантирует возврат по долгам кредиторам-;

является финансовой основой для функционирования данного

предприятия.

2. Уставный фонд предприятия может формироваться за счет де­нежных и неденежных средств. В качестве неденежных средств могут использоваться любые активы:

ценные бумаги; земля; транспорт;

интеллектуальная собственность и т. д.,

оценку которых проводят сами участники формируемого пред­приятия. Для регистрации предприятия необходимо заключе­ние об экспертизе достоверности оценки неденежных фондов.

Для каждой организационно-правовой формы коммерческого пред­приятия определена своя величина уставного фонда (УФ) на мо­мент регистрации и сроки формирования УФ:

50 % на момент регистрации, остальная часть в течение года:

• полное товарищество;

• товарищество на вере;

«общество с ограниченной ответственностью;

• общество с дополнительной ответственностью;

100 % на момент регистрации:

• открытое акционерное общество;

• закрытое акционерное общество; «унитарное предприятие;

• 10 % на момент регистрации, остальное в течение года — про­изводственный кооператив.

3. Если в течение года со дня государственной регистрации уча­стники не полностью оплатили свои взносы, необходимо про­извести уменьшение УФ.

Уставный фонд каждый год контролируется и сравнивается с чистыми активами предприятия, которые не должны быть меньше УФ. В противном случае также необходимо объявить об уменьшении УФ и зарегистрировать это уменьшение. Умень­шение УФ происходит после уведомления об этом кредиторов, которые в данном варианте могут потребовать досрочного пре­кращения или исполнения соответствующих обязательств и воз­мещения всех убытков.

Если стоимость активов предприятия меньше определенного законом минимума размера УФ, предприятие подлежит ликви­дации или реорганизации.

Изменение УФ (уменьшение или увеличение) может быть про­изведено и по добровольному решению собственников.

Источниками увеличения УФ могут являться:

• внешние и внутренние инвестиции;

• суммы переоценки активов;

• остатки фонда накопления;

• остатки фондов потребления.

ТЕМА. Организация планирования

предпринимательской деятельности

1. Значение и функции планирования

2. Стратегическое планирование

3. Тактическое планирование

4. Оперативно-календарное планирование

5. Бизнес-планирование

1. Планирование — это упорядоченная схема действий по достиже­нию определенной цели.

Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обосно­ванных решений, предприниматели должны производить и ана­лизировать расчеты альтернативных предложений и описывать результаты экономической деятельности. Поэтому организация планирования относится к деятельности высшего порядка, которая выполняет несколько первостепенных для предпринима­теля функций:

• способствует перспективной организации предпринимательской деятельности;

• четко координирует предпринимаемые усилия предпринимателя;

• формирует систему целевых показателей деятельности для по­следующего контроля;

• готовит предпринимателя к возможным внезапным рыночным переменам;

• устанавливает взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц. План имеет смысл разрабатывать даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние условия реализации плана. Планирование превращается в непрерывную кор­ректировку, которая сочетается с необходимостью адаптации предпринимателя, т. е. с непрерывным приспособлением пред­принимательской структуры к изменяющимся условиям, что и является ключевой проблемой планирования.

2. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Стратегическое планирование определяет основные направления развития предприятия и формирует -представление о том, чего хочет добиться предприятие в будущем. Целью стратегического планирования является создание перспектив для выживания предприятия в условиях динамично изме­няющейся рыночной конъюнктуры, когда необходимо отслеживать изменения внешней и внутренней среды предприятия. В результа­те стратегического планирования вырабатываются цели и задачи на долгосрочную перспективу, а также конкретизируются средства достижения этих целей. Стратегическое планирование заключается:

• в определении миссии предприятия;

• формулировании целей и задач на долгосрочную перспективу;

• анализе внешней среды;

• анализе внутренних резервов предприятия;

• выборе стратегии предприятия;

• разработке возможных альтернатив развития.

Основой стратегического планирования является выбор стратегии развития предприятия, а именно решение вопросов о том:

• каким должно быть предприятие в будущем;

• будут ли производиться новые продукты на уже существующей базовой основе;

• будут ли совершенствоваться базовые продукты и способы ре­организации и т. д.

Стратегическое планирование рассчитано на длительный период — 5—10 лет. Оно не приносит быстрого результата, обязательно должно дополняться остальными видами планирования, носит вероятностный характер из-за неопределенности будущих периодов.

3. Тактическое планирование является средством реализации страте­гических планов и определяет задачи, с помощью которых пред­приятие может достичь поставленных стратегическим планом результатов. Целью тактического планирования является разра­ботка программ: производственной деятельности;

• хозяйственной деятельности;

• подготовки кадров;

• ресурсного обеспечения, экономии материальных ресурсов;

• проведения научно-исследовательских работ;

• определения источников финансирования;

• повышения качества и конкурентоспособности продукции;

• роста производительности труда и т. д.

Основой тактического планирования является координация всех разрабатываемых программ. Тактический план разрабатывается на период 2—3 лет, поскольку невозможно учесть все измене­ния внешней и внутренней среды на более длительный период.

4. Оперативно-календарное планирование состоит в уточнении и конкретизации программ тактического планирования.

Целью календарного планирования является организация повседневной, ритмичной и координированной работы на всех направлениях деятельности предприятия, на всех уровнях организации, всех его структур, подразделений и систем.

5. Бизнес-планирование, в отличие от других видов планирования, содержит комплекс целей, реализация которых требует определенного объема инвестиций, и четко очерченные временные границы, в рамках которых необходимо реализовать конкретно планируемое мероприятие (например, выпуск нового вида продукции или открытие нового магазин). Планируя намеченное мероприятие, предпринимателю необходимо убедиться самому и убедить всевозможных партнеров в том, что проект, во-первых, осуществим, и, во-вторых, может принести ожидаемую прибыль, для чего производятся: комплексная оценка;

• расчет;

• анализ;

• согласование всех требующихся для этого программ и планов.

ТЕМА. Бизнес-план предприятия

1. Структура бизнес-плана

2. Титульный лист

3. Резюме

4. Описание объекта

5. Характеристика отрасли

6. Маркетинговый план

7. Производственный план

8. Организационный план

9. Финансовый план

10. Юридический план

11. Управленческий план

12. Оценка эффективности

1. Бизнес-план — программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов.

В структуру бизнес-плана предприятия входят:

• титульный лист;

• резюме;

• описание объекта;

• характеристика отрасли;

система планов:

• маркетинговый;

. производственный;

• организационный;

• финансовый;

. юридический; «управленческий;

• оценка эффективности.

2. Титульный лист содержит:

• название предприятия;

• реквизиты предприятия;

• указание организационно-правовой формы;

• сведения о составе учредителей;

• информацию о периоде планирования.

3. В резюме содержится краткий обзор целей и задан предприятия и анализируются способы их решения. Это план, выраженный в сжатой форме, который уточняется по мере работы над деталями плана. Обычно резюме оформляется уже после написания всех других разделов бизнес-планирования и содержит описание.

• основной цели проекта;

• предлагаемого продукта или услуги (краткую характеристику);

• способы решения поставленной задачи;

• ожидаемого результата и эффективности проекта.

4. Описание объекта (продукции или услуги) содержит наглядные данные, которые позволят представить разрабатываемый объект со всеми его отличительными характеристиками:

• полное описание объекта;

•его функции;

• сферу применения;

• отличительные особенности;

• лицензионно-патентные права.

5. Характеристика отрасли учитывает наличие других предпри­нимателей, знание своих конкурентов, их возможности и способности, которые позволят позиционировать себя и дать оценку месту данного проекта с учетом конкуренции. Характеристика отрасли отражает:

описание аналогов предлагаемого объекта; их отличительные особенности; конкурентоспособность аналогов и перспективы развития;

Маркетинговый план изучает и формирует структуру и уровень спроса и содержит:

• описание:

маркетинговой среды;

потребителей продукта или услуги, их вкусов и предпочтений;

способности платить и готовности покупать;

сильных и слабых сторон конкурентов;

• оценку и указание доли рынка;

• особые характеристики рынка;

• паблик релейшнз;

• рекламу;

• продвижение на рынок;

• ценовую политику;

• план послепродажного обслуживания и поддержки продукта;

• план модернизации и утилизации продукта;

• оценку результатов.

7. Производственный план содержит весь комплекс программ производства и реализации продукции:

• план исследований и разработок;

• описание и характеристику ресурсного обеспечения;

• способы и источники получения ресурсов;

• описание производственных мощностей;

• состав комплектующих изделий;

• характеристику производственных процессов;

• характеристику оборудования;

• описание производства;

• возможность модернизации и совершенствования продукции.

8. Организационный план отражает способы управления реализацией бизнес-плана:

• размещение предприятия и всего недвижимого имущества;

• размещение другой собственности;

• источники снабжения материалами;

• источники снабжения рабочей силой;

• организацию функционирования;

• возможность реорганизации.

9. Финансовый план описывает финансовое обеспечение предлагаемого проекта:

• потребность в финансах;

• структуру капитала;

• источники финансирования;

• финансовые показатели;

• организация финансового планирования, анализа и учета;

• налоговые программы;

• описание отчетности.

10. Юридический план обеспечивает правовую поддержку п го мероприятия:

• условия оформления и регистрации предприятия;

• вопросы лицензирования;

• вопросы сертификации;

• патентные права;

• условия реорганизации;

• условия ликвидации.

11. Управленческий план отражает функции и задачи менеджмента в обеспечении успешной реализации бизнес-планирования:

• структуру и систему управления;

• процедуры управления;

• политику в области подготовки кадров;

• контроль исполнения;

• механизмы стимулирования;

• формы вознаграждения.

12. Оценка эффективности завершает бизнес-планирование и содержит общую опенку эффективности предпринимательского проекта:

• показатели прибыли;

• показатели рентабельности;

• социальную значимость проекта;

• долговременные перспективы осуществляемого плана.

Вопрос 34. Управление предпринимательской деятельностью

1. Понятие управления, его сущность и задачи

2. Отличие менеджера от предпринимателя и роль управления для предпринимательской структуры

3. Функции управления, их классификация

4. Виды управления

1. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и дос­тичь целей организации.

Важнейшая задача управления — использование ресурсов организации таким образом, чтобы обеспечить эффективное функцио­нирование всей системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы. Поскольку работа организации разделяется на составные части и выполняется различными ра­ботниками, необходима координация их усилий. Сущность управления составляет деятельность по координации работы всех уча­стников функционирования организационного механизма.

2. Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

В компетенцию менеджера входит:

• непосредственная организация производства и деятельности персонала, направленных на достижение целей, сформулированных предпринимателем;

• побуждение людей к эффективной и плодотворной работе;

• улаживание производственных и иных конфликтов.

"Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предпринимательских структур и управляют ими в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управлен­ческой деятельности не только в самом начале развития, но и в течение долгого периода работы предпринимательской структуры.

Зачастую, однако, такие характеристики, которые традиционно считаются чертами хорошего предпринимателя (риск, упорная работа и т. д.), не обязательно свидетельствует о возможности того же человека эффективно управлять предпринимательской структурой по мере того, как она становится больше. Нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель ста­новится не особенно эффективным менеджером. На практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и ос­новной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.

"Объектом предпринимательской деятельности является социально-экономическая организация, которая традиционно представляется в качестве непосредственного, структурно выделенного объекта управления. Именно управление формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал предпринимательской структуры для решения стоящих перед ней задач. Поэтому каждый предприниматель должен владеть практическим инструментом управления.

3. Функции управления ориентированы на управление предпринимательской структурой в целом для достижения главной цели функционирования этой структуры. Функциональная организация представляет собой разделение процесса на обособленные виды действий с целью освоения содержания их исполнения и последующей кооперации в ходе разработки и осуществления задуманного. Ключевыми задачами, обусловливающими эффективность организации, являются разделение и классификация деятельности на функции:

функция планирования выделяет:

• предвидение;

• прогнозирование;

• программирование;. информирование;

функция организации позиционирует:

• коммутацию;

• распределение;

• разграничение;

• упорядочивание;

функция координации включает:

• кооперацию;

• взаимодействие;

• соглашение;

• согласование;

функция контроля осуществляет:

• сравнение;

• анализ;

• персонализацию;

• проверку;

функция стимулирования содержит;

• оценку;

• выделение;

• воздействие;

• активацию.

При этом необходимо выделять частные проявления общих функций. Например, для планирования частными функциями будут следующие виды планирования:

• стратегическое;

• комплексное,

• оперативное,

• финансовое

• тактическое и т. д.

Для контроля частными функциями будут:

• ревизия;

• инвентаризация;

• сверка;

• учет;

• аудит.

Далее для эффективного управления общие и частные функции распадаются на конкретные функции и производные функции управления.

К конкретным функциям могут относиться функции:

• проектирования;

• подбора, подготовки и расстановки кадров;

• финансирования;

• комплексного обеспечения;

• программного функционирования;

• обеспечения качества труда и результата;

• обеспечения эффективности;

• комплексного развития.

К производным функциям управления относятся:

администрирование — распределение, закрепление и исполнение комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления на основе системы строгой регламентации и контроля;

диспетчеризация — выполнение реконструированной программы в условиях изменения целей, ресурсов, среды по содержанию, объему и спросу;

регулирование — обеспечение выполнения принятой программы разработкой и реализацией адаптированной процедуры, измененных условий и факторов;

мобилизация - оперативный поиск и включение в процесс функционирования дополнительных ресурсов, обеспечивающих безусловное выполнение;

мотивация — формирование, мобилизация и модернизация устойчивых, внутренних, опосредованных побуждений личности к активности;

консалтинг — специализированное квалифицированное научно-практическое сопровождение функционирования и развития предпринимательской структуры.

4. Функционирование предпринимательской структуры состоит из большого количества подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере.

Можно выделить 5 групп процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые выступают объектом управления. Данными группами протесов являются следующие:

• производство;

• маркетинг;

• финансы;

• работа с кадрами;

• эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление производством предполагает, что осуществляется управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого осуществляются следующие операции:

• управление разработкой и проектированием продукта;

• выбор технологического процесса, расстановка кадров и тех­ники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта:

• управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

• управление запасами на складах, включающее в себя управ­ление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов соб­ственного изготовления для внутреннего пользования и ко­нечной продукции;

• контроль качества.

Управление маркетингом призвано увязать в единый непротиво­речивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организа­ции и достижение целей организации посредством маркетин­говой деятельности по реализации созданного организацией продукта. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:

• изучение рынка;

• реклама;

• ценообразование;

• создание систем сбыта;

• распределение созданной продукции;

• сбыт.

Управление финансами состоит в том, что осуществляется управление процессом движения финансовых средств в организации:

• составляется бюджет и финансовый план;

• формируются денежные ресурсы;

• распределяются деньги;

• оценивается финансовый потенциал организации.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

• подбор и расстановку кадров;

• обучение и развитие кадров;

• компенсацию за труд;

• создание условий на рабочем месте;

• поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров:

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других ор­ганизаций.

ТЕМА. Организация финансовых ресурсов

1. Понятие финансовых ресурсов

2. Внутренние источники финансирования предпринимательской деятельности

3. Внешние источники финансирования предпринимательской деятельности

4. Роль и значение финансов

1. Материальным выражением финансовых отношений в рыноч­ной инфраструктуре являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предпринимателя и удовлетворяют его производственные и социальные потребности. Финансовые ресурсы могут существовать и функционировать в форме прибыли, налогов, взносов на социальное страхование, резервных и стра­ховых фондов.

Финансовые ресурсы предпринимателя — это денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначены для следующих целей:

• выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

• выполнения финансовых обязательств банками, страховыми и дру­гими организациями;

• осуществления затрат по расширенному воспроизводству;

• экономического стимулирования работников предприятия.

Источниками формирования финансовых ресурсов могут быть собственные средства предпринимателя и привлеченные им из разных источников, соответственно среди источников формирования средств различают внутренние источники (собственные) и внешние (заемные).

2. Внутренние источники образуются за счет:

• уставного фонда;

• нераспределенной прибыли;

• амортизационных отчислений;

• специальных фондов;

• резервов.

На период начала предпринимательской деятельности форми­рование финансовых ресурсов происходит за счет образования уставного фонда. Его величина показывает размер тех основных и оборотных денежных средств, которые инвестированы

в процесс предпринимательства. Взносы в уставный фонд осуществляются:

• перечислением денежных средств созданному предприятию;

• в виде передачи зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, сырья и материалов.

В дальнейшем финансовые ресурсы формируются главным образом

• прибыли;

• амортизационных отчислений.

Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают:

• выручка от реализации выбывшего имущества;

• различные целевые поступления;

• мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Внутренние источники финансирования ограничены. При недостаточности собственных средств организация может сократить некоторые свои расходы, но практически любая предпринимательская структура в своей деятельности прибегает к различным заемным средствам.

3. К заемным средствам относятся:

• кредиты в банках, являющиеся основным источником финансирования;

• торговые кредиты, которые фактически предоставляют фирмы друг другу в виде продажи с отсрочкой платежа;

• задолженность перед работниками по заработной плате, когда есть разрыв во времени, в который деньги могут использоваться для формирования активов;

• задолженность перед бюджетом по налогам и отчислениям, поскольку некоторое время суммы отчислений находятся в обороте предприятия;

• выпуск собственных долговых обязательств: облигаций и векселей;

• выпуск акций;

• совместный бизнес, когда при создании единого финансового пространства предпринимательские структуры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы, не выходя за пределы этой общности, например корпорация.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах возвратности, платности, срочности.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. При этом используется про­дажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием.

Кроме того, предприятия могут получать финансовые ресурсы в порядке перераспределения (в виде выплат страхового возмещения от страховых компаний, ассоциаций, концернов и отраслевых структур, в которые они входят).

Государственное финансирование предпринимателей может производиться на безвозвратной основе за счет средств бюджет­ных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Соотношение собственных и заемных средств предпринимательской структуры может не быть постоянным, оно зависит от рыночной конъюнктуры, сложившейся вокруг предприятия, и от финансовой политики самого предпринимателя.

4. Формируемые из разных источников финансовые ресурсы дают возможность предприятию:

• своевременно инвестировать средства в новое производство;

• обеспечивать расширение предпринимательской деятельности;

• обеспечивать техническое перевооружение действующего предприятия;

• удовлетворять социальные потребности;

• финансировать научные исследования, разработки и их внедрение;

• формировать различные денежные фонды (фонд развития производства, поощрительные фонды и др.).

Финансы определяют взаимосвязь предпринимателей:

с банками, когда предприниматели получают банковские кредиты или погашают их с уплатой процентов по ним, а также в том случае, когда предприятие предоставляет банку свои сво­бодные денежные средства во временное пользование за определенную плату;

• страховыми организациями, когда формируются и используют­ся различного рода страховые фонды;

• государством, когда предпринимателем в бюджет уплачиваются налоги и при этом часть средств перечисляется в различные внебюджетные фонды.

Финансы предпринимательских структур выполняют 2 функции:

распределительную, когда посредством финансового механизма происходит распределение финансов, т. е. формирование фондов денежных средств и их использование по нужному назначению:

фонд развития производства;

фонд материального поощрения;

резервный фонд;

вложение в ценные бумаги;

реконструкция производства;

маркетинговые исследования;

обучение персонала и др.

контрольную, которая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в соответствующие фонды, эффективно ли они используются

Индикатором реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она может быть зафиксирована в финансовых показателях, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности предприниматель­ской структуры. Финансовые показатели позволяют увидеть раз­личные стороны работы предпринимателя и оценить результаты предпринимательской деятельности.

Таким образом, по экономической сущности и структуре финансовых отношений финансы:

• представляют собой денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов и фондов предприятия;

• занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные блага.

ТЕМА. Организация финансовой работы

1. Принципы и задачи финансовой работы

2. Задачи финансового контроля

3. Формы и методы финансового контроля

1. От правильной организации финансов во многом зависит эффективность работы предпринимателя. Основные принципы, на которых базируется финансовая работа, сводятся к следующему:

• финансовой независимости — означает самостоятельное распределение полученной выручки от реализации продукции и услуг, формирование и использование по своему усмотрению фондов про­изводственного и потребительского назначения;

свободе от административной регламентации со стороны государства — государство не вправе осуществлять прямое перераспределение финансовых ресурсов между предпринимательскими структурами. Оно вправе регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий с помощью стоимостных рычагов. К таким рычагам относятся.

налоговая политика;

. бюджетная политика;

валютная политика;

реальной экономической ответственности за результаты производственной и финансовой деятельности:

перед поставщиками;

потребителями;

государством;

. банками и т. д.

Финансовая работа на предприятии осуществляется финансовым отделом, который является самостоятельным структурным подразделением (на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе бухгалтерии).

Финансовая служба на предприятии призвана решать следующие основные задачи:

• обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;

• изыскание путей их мобилизации из собственных источнике и на финансовом рынке;

• выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, страховыми компаниями и другими организациями;

• контроль за правильным использованием финансовых ресурсов;

• финансовое планирование и осуществление расчетов;

• анализ хозяйственной деятельности;

• представление финансовых отчетов и документов;

• контроль и выполнение экономической работы (совместно с дру­гими отделами и службами).

2. Целью финансового контроля является контроль производствен­ной и финансовой деятельности предпринимательской структуры, а также структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Сферой финансового контроля являются практиче­ски все операции, совершаемые с использованием денег.

Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи:

• выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

• содействие их рациональному расходованию;

• контроль всех отделов по вопросам, связанным с выполнением возложенных на них обязанностей, и требование от них предоставления материалов, необходимых для выполнения задач, возложенных на финансовый отдел.

Финансовый менеджер непосредственно подчиняется руково­дителю предприятия и наряду с ним несет ответственность за финансовое состояние предприятия.

3. По формам проведения финансовый контроль делится:

на предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия. На этих стадиях финансовый контроль позволяет преду­предить нарушение законов и нормативных актов, а также выявить дополнительные финансовые ресурсы;

текущий, который проводится в процессе исполнения финансовых планов, когда проверяется соблюдение нормативов и правил расходования денежных средств;

последующий, который осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Он производится на основе проверки отчетных бухгалтерских документов, по результатам анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Методами проведения финансового контроля являются:

проверка — производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных документов;

обследование — охватывает более широкий круг показателей. Помимо отчетных документов используются результаты опро­сов и анкетирования;

анализ — метод финансового контроля, который характеризуется систематическим и комплексным подходом. Он проводится по периодической и годовой отчетности и направлен на выявле­ние факторов эффективного использования финансовых ресурсов;

ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

ТЕМА. Лизинг

1. Понятие лизинга как формы финансовой аренды

2. Участники и договор лизинга

3. Формы лизинга

4. Возможности лизинга

1. Помимо прямого кредитования в банке, предприниматель, который испытывает нехватку свободных денежных средств, имеет возможность фактически использовать иной способ финансирования предпринимательской деятельности — лизинг.

Лизинг — это форма финансирования вложениями по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой для третьих лиц, остается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: