double arrow

Словарь бухгалтерских терминов

Аккордная оплата – разновидность сдельной формы заработной платы. Начисляется за весь заранее установленный объем работ.

Актив – часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение.

Активные счета – основные счета, отражающие состояние и движение средств и имущества предприятия.

Активно-пассивные счета – счета бухгалтерского учета, имеющие признаки как активных, так и пассивных счетов. В этих счетах сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым.

Акцепт – согласие на предложение заключить договор или на оплату счета поставщика.

Амортизация– погашение физического или морального износа (потери стоимости) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов).

Амортизационные отчисления – резервирование средств, предназначенных на полное восстановление износа (потери стоимости) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов).

Аналитический учет – детализированный учет, производимый как с использованием денежных, так и натуральных измерителей.

Аналитические счета – счета аналитического учета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета.

Архив – организация хранения старых документов.

Аудит – деятельность по проверке бухгалтерской документации. Осуществляется по договору в добровольном порядке. Аудиторская проверка может быть инициативной, по желанию хозяйствующего субъекта, и обязательной – в силу закона.

Аудиторское заключение – официальный правовой документ, составляемый после завершения аудиторской проверки.

Баланс бухгалтерский – форма бухгалтерской отчетности – система показателей, сгруппированных в сводную таблицу и характеризующих имущество и средства предприятия на определенную дату. Состоит из актива и пассива. Актив представляет собой средства, находящиеся в распоряжении организации, источники будущих выгод, а пассив – источники образования средств (имущества) предприятия, источники будущих потерь, долги организации. Бухгалтерский баланс является источником информации о финансовом состоянии организации.

Баланс доходов и расходов – выражает в денежной форме результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Баланс-нетто – бухгалтерский баланс, из которого исключены регулирующие статьи.

Балансовая стоимость – оценка основных и оборотных средств в денежном выражении в балансе предприятия.

Балансовые счета – счета бухгалтерского учета, показатели которых находят отражение в бухгалтерском балансе.

Банковская ставка – относительный размер банковских процентов.

Банкротство – невозможность оплаты обязательств, признанная по закону.

Безакцептная оплата счетов – оплата счетов поставщиков без акцепта, в частности, оплата коммунальных услуг.

Безвозмездная передача средств – передача средств одного предприятия другому без оплаты.

Безналичные расчеты – денежные расчеты между организациями путем списания и зачисления денежных средств на расчетных или текущих счетах в банках.

Бесспорное списание – списание средств с расчетного счета в банке без согласия владельца.

Бесполуфабрикатный вариант учета затрат на производство – вариант попередельного учета затрат на производство продукции, при котором ведется оперативный учет движения полуфабрикатов в натуральном выражении. Стоимость полуфабрикатов, передаваемых из цеха в цех, в системном порядке не учитывается, по каждому цеху учитываются только собственные производственные расходы. Это облегчает выявление затрат на производство без внутризаводского оборота.

Бланки строгой отчетности – бланки документов, подлежащие учету и выдаваемые под отчет определенным работникам для оформления хозяйственных операций.

Бухгалтер – специалист по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерия– учетный аппарат, самостоятельное подразделение, ведущее бухгалтерский учет.

Бухгалтерские книги – вид учетных синтетических или аналитических регистров, состоящих из сброшюрованных и пронумерованных листов.

Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов. Указываются дебетуемый и кредитуемый счета и сумма подлежащей регистрации хозяйственной операции.

Бухгалтерский документ – письменное свидетельство факта свершения хозяйственной операции.

Бухгалтерский учет – вид хозяйственного учета, система документального, сплошного и непрерывного наблюдения и контроля хозяйственной деятельности предприятия.

Валюта баланса – итог бухгалтерского баланса.

Вексель – денежное обязательство, безусловный и бесспорный долговой документ, составленный по установленной форме.

Взаимозачеты – погашение взаимной задолженности между предприятиями на основании взаиморасчетов.

Внепроизводственные расходы – расходы, не связанные с производством продукции.

Внеоборотные активы – активы долгосрочного действия: основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы.

Восстановительная стоимость основных средств – стоимость полного восстановления объектов в нынешних условиях производства.

Вспомогательная ведомость – учетный регистр, предназначенный для систематизации данных, содержащихся в первичных документах. Далее эти данные общими итогами записываются по счетам учета.

Вспомогательное производство – производство, предназначенное для обслуживания основного производства (ремонт, перевозки и др.).

Выбытие средств – списание средств с баланса организации в результате ликвидации, безвозмездной передачи, реализации и др.).

Выписка из расчетного или текущего счета в банке - документ, выдаваемый банком предприятию и отражающий движение денежных средств предприятия на его банковских счетах.

Гарантия – обязательство, обусловленное законом или договором, в силу которого физическое или юридическое лицо отвечает перед кредиторами должника полностью или частично при невыполнении обязательства должником.

Главная книга – учетный регистр, предназначенный для синтетического учета, свод счетов бухгалтерского учета.

Готовая продукция – законченная производством, упакованная продукция, соответствующая стандартам или техническим условиям, преданная на склад предприятия для реализации. Готовая продукция прошла весь технологический цикл на данном предприятии. Продукция, прошедшая часть технологического цикла на данном предприятии, является полуфабрикатом.

Группировка документов – элемент обработки документов в бухгалтерии перед записью содержимого документов в учетные регистры.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. При двойной записи сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого счета.

Дебет (он должен) – часть бухгалтерского счета.

Дебиторская задолженность – задолженность других предприятий и организаций данному предприятию.

Девизы – платежные средства в иностранной валюте.

Денежные документы – потовые марки, путевки в дома отдыха, железнодорожные и авиационные билеты, переводы и т.д.

Денежные измерители (стоимостные) – используются в качестве единого обобщающего показателя, позволяющего учесть разнообразные средства и ценности, разнохарактерные операции, и представить их как единое целое.

Деньги – знаки стоимости, абсолютно ликвидные платежные средства.

Денежные средства – средства предприятия в виде денег.

Денежные средства в пути – денежные средства, принадлежащие предприятию, но еще не зачисленные на его банковский счет.

Депозиты – средства, временно хранящиеся в данной организации и принадлежащие другим предприятиям и лицам (например, срочные вклады в банках, ценные бумаги, переданные на хранение в банки и др.).

Договор – соглашение лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Долгосрочные кредиты и займы – кредиты и займы, выдаваемые на срок более одного года.

Документ – письменное доказательство. Бухгалтерский документ – письменное подтверждение совершения хозяйственной операции.

Документация – оформление хозяйственных операций документами. Метод бухгалтерского учета.

Документооборот – движение документов с момента их составления до сдачи в архив.

Документы учетного оформления – бухгалтерские ведомости, расчеты, справки, мемориальные ордера и др.

Дополнительная бухгалтерская проводка – способ исправления ошибок в учетных регистрах.

Дополнительные счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для корректировки показателей основных счетов путем прибавления к ним регулирующей суммы.

Дополнительная заработная плата – заработная плата, начисленная рабочим и служащим не за фактически выполненные работы или проработанное время, а в силу закона. Это оплата очередных отпусков, перерывов в работе и т.д.

Дополнительные реквизиты – реквизиты документов, определяемые особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документов.

Дотация – пособие предприятиям и организациям для покрытия их убытков.

Естественная убыль – уменьшение количества товарно-материальных ценностей в результате усушки и др. естественных факторов. Определяется по установленным нормам.

Журнал – книга для записи в бухгалтерии всех оборотов в порядке их совершения.

Журнал-Главная - 1) Книга, представляющая собой учетный регистр хронологической и систематической записи. 2) Форма бухгалтерского учета, основанная на применении соответствующего учетного регистра.

Журналы-ордера – Учетные регистры хронологической и синтетической регистрации и в ряде случаев – регистры аналитического учета. Записи в журналах-ордерах производятся по мере поступления документов или итогами за месяц из накопительных ведомостей. Регистрация производится по кредитовому признаку. Для удобства записей в журналах-ордерах предусмотрена типовая корреспонденция счетов. Каждый журнал-ордер ведется по одному счету или по нескольким близким счетам.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета – форма бухгалтерского учета, в основе которой лежат журналы-ордера.

Забалансовые счета – счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. Эти счета используются для учета материальных ценностей, не принадлежащих предприятию (арендованных, принятых на ответственное хранение и др.).

Заем – договор, в силу которого одна сторона передает другой стороне в собственность деньги или вещи, а заемщик обязуется возвратить их заимодавцу.

Заказ – документ, направляемый покупателем продавцу, в котором выражено твердое намерение купить определенный товар.

Заключение счетов – заключительные записи на счетах после завершения годового цикла бухгалтерского учета.

Заключительный бухгалтерский баланс – бухгалтерский баланс, показывающий финансовое состояние предприятия на 1 января.

Закрытие счетов – записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо.

Заключение сделки – момент, когда возникают взаимные права и обязанности торговцев.

Закупка – приобретение товаров по поручению заказчика или с целью продажи.

Залог – способ обеспечения обязательств, состоит в передаче должником кредитору имущества, из стоимости которого кредитор имеет право удовлетворить свое требование при неисполнении должником обязательств.

Запись систематическая – регистрация хозяйственных операций по определенной системе в счетах бухгалтерского учета. Тем самым производится группировка хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Запись хронологическая – регистрация хозяйственных операций в хронологическом порядке.

Затраты на ликвидацию основных средств – расходы, связанные с разборкой, демонтажом и др. операциями по ликвидации объектов.

Затраты на производство – затраты предприятия, связанные с производством продукции.

Зачеты взаимных требований – одна из форм безналичных расчетов.

Издержки обращения – расходы по обслуживания процесса обращения товаров.

Издержки производства – сумма затрат на производство продукции.

Измерители в бухгалтерском учете – единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. Синтетический учет ведется только с использованием денежного измерителя, а в аналитическом учете используются все виды измерителей.

Износ основных средств – снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их снашивания под действием физических факторов, или в результате их морального старения, или в результате снижения стоимости производства вследствие повышения производительности труда.

Иммобилизация оборотных средств – использование оборотных средств не по их целевому назначению (на капитальные вложения, капитальный ремонт и др.).

Инвентаризационные описи – документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие материальных ценностей и других инвентаризуемых объектов на определенную дату.

Иммобилизация – использование средств не по целевому назначению.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учета. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета.

Инвентарные карточки – учетные регистры типовой формы, предназначенные для пообъектного учета основных средств. Заполняются на каждый объект во время его поступления в хозяйство.

Инвентарный номер – номер, присваиваемый инвентарному объекту для правильной организации учета основных средств.

Инвентарный объект – законченное устройство или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Индоссамент – передаточная надпись на векселях, чеках, коносаментах и некоторых других ценных бумагах, которой оформляется передача прав по этому документу от одного лица другому.

Индоссант – лицо, выдавшее индоссамент.

Инкассировать – предъявлять документы к платежу и получать по ним деньги.

Инкассатор – кассир, производящий прием и выдачу денег главным образом вне учреждения.

Инкассо – получение денег от должника путем предъявления ему платежных документов. Обычно производится через банк. Сдача документов на инкассо означает, что банк принял на себя выполнение поручения поставщика о получении для него платежа от покупателей.

Инкассовое поручение – расчетный документ, составляемый предприятиями и организациями в случаях, когда им предоставляется право на бесспорное списание средств должников.

Инструкция – нормативный акт, регламентирующий условия и порядок решения определенных вопросов. Широко применяются в практике бухгалтерского учета, обеспечивая единый порядок учета.

Иск – предъявляемое в судебном порядке требование, вытекающее из принадлежащего лицу права в силу договора или другого законного основания.

Исковая давность – время, в течение которого предприятие может востребовать дебиторскую задолженность или обязано погасить кредиторскую задолженность. Устанавливается действующим законодательством.

Источники финансирования капитальных вложений – собственные средства предприятия (прибыль, амортизация, специальные фонды, выручка от ликвидации основных средств и др.), бюджетные ассигнования, прочие источники.

Калькулятор – учетный работник, составляющий калькуляцию.

Калькуляционные счета – счета бухгалтерского учета, служащие для получения данных, необходимых для исчисления себестоимости произведенной продукции.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и предоставленных услуг. Метод бухгалтерского учета.

Капитальное строительство – процесс создания и реконструкции основных средств.

Капитальные вложения – затраты, в результате которых происходит увеличение основных средств.

Капиталовложения – совокупность затрат в виде долгосрочных вложений капитала. Прямые – капиталовложения, обеспечивающие контроль над предприятием, портфельные – вложения в ценные бумаги без установления контроля над предприятием.

Капитал – главный, стоимость, приносящая прибыль.

Капитализация – превращение затрат в капитал или рыночная стоимость собственного капитала.

Капитальный – стоящий больших затрат.

Капитальный ремонт основных средств – сложный ремонт, производимый для восстановления свойств основных средств.

Картотека – совокупность карточек, являющихся учетными регистрами и хранящихся в специальных ящиках в определенном порядке (или в базе данных в электронном виде). Картотека №2 – картотека в банке, в которой хранятся просроченные оплатой платежные требования. Платежные требования поставщиков до наступления сроков оплаты хранятся в банке в картотеке №1.

Карточки – вид учетных регистров, которые представляют собой отдельные бланки. В карточках обычно ведут аналитический учет.

Касса – 1) денежная наличность предприятия, 2) счет бухгалтерского учета, отражающий движение денежных средств, 3) подразделение банка или предприятия, производящее операции с наличными деньгами, 4) кредитные учреждения, 5) специальное помещение для приема, хранения и выдачи денег.

Кассир – должностное лицо, на которое возложена обязанность учета приема, хранения и выдачи денег из кассы.

Кассовая книга – учетный регистр, предназначенный для учета кассовых операций кассиром предприятия.

Кассовые ордера – документы, удостоверяющие законность поступления денег в кассу предприятия и их расходования по целевому назначению.

Классификация бухгалтерских документов – группировка по определенным признакам бухгалтерских документов с целью их изучения и правильного использования. Такими признаками являются: назначение, порядок составления, порядок отражения хозяйственных операций, место составления, качественные признаки.

Классификация материалов – группировка материалов по их видам, применяемая в планировании, учете и отчетности: сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, запасные части, тара и др.

Классификация основных средств – группировка основных средств по видам, по принадлежности, по прогрессивности, по возрасту, по отраслям хозяйства и др.

Классификация производственных расходов – группировка производственных расходов по различным признакам: экономическим элементам, статьям калькуляции, по назначению, в зависимости от способов включения в себестоимость продукции, по составу и др.

Классификация счетов бухгалтерского учета – группировка счетов бухгалтерского учета в зависимости от различных признаков.

Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.

Комбинированные документы – бухгалтерские документы, сочетающие в себе признаки нескольких видов документов.

Коммерческий акт – документ, определяющий недостачу, порчу, хищение груза при железнодорожных перевозках. Служит основанием для предъявления требований стороне, допустившей порчу груза.

Контрарные счета – счета бухгалтерского учета, служащие для регулирования оценки объектов, отраженных на других счетах. Коносамент – документ, содержащий условия договора морской перевозки груза.

Корреспонденция счетов – связь между счетами бухгалтерского учета.

Косвенные производственные расходы – расходы, связанные с производством нескольких видов продукции.

Краткосрочные кредиты – кредиты, выдаваемые банком до 1 года.

Кредит – часть счета бухгалтерского учета.

Кредит – ссуда.

Кредитор – лицо, выдавшее ссуду или товарный кредит.

Кредиторская задолженность – задолженность данного предприятия другим предприятиям, учреждениям, организациям.

Ликвидация основных средств – процесс демонтажа объектов основных средств, не пригодных по тем или иным соображениям для дальнейшего использования.

Лимит – установленный предел.

Лимитно-заборная карта – документ по учету отпуска товарно-материальных ценностей.

Лицевой счет – счет аналитического учета, открываемый для учета расчетов с предприятием или отдельным лицом. Он показывает состояние расчетов с данным субъектом.

Материально-ответственное лицо – лицо, несущее материальную ответственность за сохранность определенных ценностей.

Мена – товарообменная сделка.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета – одна из форм бухгалтерского учета, основанная на использовании учетных регистров в виде мемориальных ордеров,

Мемориальный ордер – документ специальной формы, в котором отражается бухгалтерская проводка.

Метод бухгалтерского учета – способ отражения предмета бухгалтерского учета для обеспечения достоверности учета, совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять функции бухгалтерского учета. К ним относятся: счета и двойная запись, оценка, документация, отчетность, калькуляция, баланс, инвентаризация.

Методы калькуляции – приемы, используемые для исчисления себестоимости.

Момент реализации – момент, в который продукция, отгруженная покупателю, считается реализованной.

Моральный износ основных средств – потеря стоимости основных средств в результате повышения производительности труда при производстве новых средств или в результате научно-технического прогресса.

Накладная – первичный документ по учету товарно-материальных ценностей. Является оправдательным документом на поступление и отпуск товарно-материальных ценностей.

Накладные расходы – расходы по управлению и обслуживанию производства.

Накопительные документы – документы бухгалтерского учета, которые составляются постепенно в течение определенного периода и в которых отражаются однородные, часто повторяющиеся хозяйственные операции.

Наличные расчеты – расчеты наличными деньгами.

Налоги – обязательные безвозмездные платежи юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней.

Налоговое законодательство – совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их расчета, взимания и регулирующих отношения, связанные с налоговыми обязательствами.

Народное хозяйство – совокупность отраслей (промышленность, сельское хозяйство, кредитная система и др.).

Наряд – комбинированный документ, в котором содержится задание на выполнение определенных работ и подтверждение выполнения фактического объема работ.

Натуральные измерители – вид измерителей в бухгалтерском учете, при помощи которых получают показатели об объектах бухгалтерского учета в натуральном выражении. К ним относятся килограммы, метры, литры, штуки и т.д.

Начальный (вступительный) бухгалтерский баланс – первый баланс данного предприятия, составленный в начале его деятельности или в начале отчетного периода.

Недопоставка – поставка неполного количества товара по сравнению с предусмотренным договором.

Незавершенное производство – остаток предметов труда, не законченных обработкой в процессе производства. В незавершенное производство включаются также и полуфабрикаты, предназначенные для дальнейшей обработки на данном предприятии. Размер незавершенного производства зависит главным образом от продолжительности производственного цикла и объема производства.

Неотфактуренные поставки – поступление грузов без счетов поставщиков. Такие грузы приходуются на основании актов приемки товарно-материальных ценностей.

Непроизводительные расходы – расходы предприятия, в результате которых не было произведено продукции. Вызываются порчей материальных ценностей, потерями от простоев, брака и др. организационно-хозяйственными недостатками.

Неуставные хозяйства – подсобные хозяйства бюджетных организаций, не имеющие уставного капитала. Доходы таких хозяйств и расходы на их содержание планируются по смете специальных расходов.

Неустойка – штраф за невыполнение одной из сторон договорного обязательства. Размер неустойки определяется договором. Оплаченные неустойки представляют собой непроизводительные расходы.

Номинальная заработная плата – денежное выражение заработной платы, то есть сумма денег, получаемая работником в виде оплаты его труда.

Норма – установленная мера, количество или размер чего-либо.

Норма амортизации основных средств – процентное отношение годовой суммы амортизации к стоимости основных средств.

Норма выработки – количество продукции или операций, которое должен произвести работник в течение определенного времени.

Нормы естественной убыли – размер допустимых естественных потерь в весе или объеме товара от усушки, утечки при транспортировке и хранении.

Норматив – количество чего-либо в пределах установленных норм, например, норматив оборотных средств.

Норматив оборотных средств – сумма оборотных средств, необходимая для обеспечения нормальной работы предприятия. При сравнении с нормативом устанавливается излишек или недостаток оборотных средств.

Нормативная калькуляция – калькуляция, составленная по действующим на начало месяца нормам производственных расходов. Необходима для определения нормативной себестоимости продукции.

Обновление производства – замена и (или) пополнение физически или морально устаревших элементов производства новыми, более прогрессивными. Происходит в результате технического перевооружения, модернизации, реконструкции или расширения производства.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков рассматриваемых предметов.

Оборачиваемость оборотных средств – скорость движения оборотных средств в процессе производства и обращения. Определяется путем деления себестоимости реализованной продукции на среднюю сумму оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия в данном периоде.

Оборот капитала – время, в течение которого промышленный капитал проходит все стадии кругооборота, составляет время оборота капитала. За единицу времени принимается год.

Облигация – ценная бумага на предъявителя, дающая право владельцу на получение дохода в виде процентов, дисконта.

Оборотная ведомость – способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. Составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало месяца и оборотах за месяц.

Оборотные средства – часть средств предприятия, образующая оборотные фонды (участвующие в производстве продукции) и фонды обращения (участвующие в процессах обращения – заготовлении материалов и реализации продукции). К оборотным фондам относятся: сырье и материалы, расходы будущих периодов, незавершенное производство. К фондам обращения относятся: готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные средства.

Обороты по счетам – итоги записей по дебету и кредиту счетов бухгалтерского учета.

Обработка документов – подготовка документов к записи в соответствующие учетные регистры. Заключается в проверке полноты и правильности заполнения документов, таксировке (расценке) и группировке в однородные группы. Заканчивается обработка документов установлением корреспонденции между счетами по хозяйственным операциям, зафиксированным в документах. Корреспонденция счетов обозначается на самих документах или оформляется соответствующими учетными регистрами.

Общехозяйственные расходы – часть расходов по управлению и обслуживанию производства предприятия, не связанных с самим производственным процессом.

Общепроизводственные расходы – часть расходов по управлению и обслуживанию производства, которые связаны с обслуживанием основного и вспомогательного производства.

Объект калькуляции – вид или однородная группа приобретенных материальных ценностей, изготовленных изделий, предоставленных услуг или выполненных работ, себестоимость которых необходимо исчислить.

Объекты бухгалтерского учета – отдельные элементы хозяйственных средств и источников их образования, отражаемые на счетах бухгалтерского учета и имеющие стоимостную оценку.

Обязательные реквизиты – реквизиты документов, обеспечивающие им юридическую силу.

Обязательства (заемный капитал) – источники формирования имущества, находящиеся в распоряжении предприятия определенный период времени: займы, кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Обязательства по распределению (начислению) – источники формирования имущества организации, образующиеся вследствие временного несовпадения между моментами начисления обязательств и выплат по обязательствам: начисленная заработная плата, начисленные налоги и др.

Одноэлементные производственные расходы – расходы, не разлагаемые на составные части.

Оперативный учет – вид хозяйственного учета – система регистрации хозяйственных операций непосредственно в момент их совершения с целью получения систематической информации о выполнении плана на отдельных участках производственного процесса.

Операционные счета – группа счетов, объединяющая распределительные, калькуляционные и сопоставляющие счета.

Оправдательные документы – бухгалтерские документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственных операций. Являются основанием для отражения хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета.

Оптовые цены – цены на продукцию, которую одно предприятие продает другому предприятию или государству.

Оплаченный капитал – часть основного капитала, оплаченная акционерами.

Организация бухгалтерского учета – построение бухгалтерского учета в соответствии с определенными условиями и предпосылками.

Основная заработная плата – заработная плата, начисленная работникам за фактически отработанное время и выполнение работы на предприятии.

Основная продукция – продукция, для выпуска которой организовано производство.

Основное производство – производство по выпуску основной продукции.

Основные материалы – предметы труда, образующие материальную основу изготавливаемой продукции.

Основные производственные расходы – расходы, непосредственно связанные с основным производством.

Основные средства – средства труда производственного и непроизводственного назначения, длительное время участвующие в создании продукции предприятия.

Основные счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для отражения отдельных видов хозяйственных средств и их источников.

Остаточная стоимость основных средств – стоимость основных средств за вычетом амортизации.

Основной капитал – часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт частями и возвращается в денежной форме постепенно, по мере снашивания элементов основного капитала в течение ряда кругооборотов капитала.

Отвлеченные средства – средства, которые не участвуют в обороте капитала, а направлены на другие цели, например, платежи в бюджет и др.

Открытие бухгалтерских счетов – записи в счетах бухгалтерского учета об их наименовании и начальных сальдо.

Отчет кассира – отчет, передаваемый кассиром предприятия в бухгалтерию и представляющий собой отрывной лист кассовой книги с приложением приходных и расходных кассовых документов.

Отчетная калькуляция – калькуляция, составляемая в конце отчетного периода с целью определения фактической себестоимости продукции.

Отчетность – метод бухгалтерского учета, состоящий в представлении основных показателей деятельности организации в виде определенных таблиц установленной формы.

Оценка– метод бухгалтерского учета, выражающийся в денежном измерении всех хозяйственных операций и статей баланса.

Очередность платежей – производство платежей в определенной последовательности. Устанавливается на случай, когда у предприятия недостаточно средств на расчетном счете.

Оферта– предложение заключить гражданско-правовой договор.

Паспортизация объектов основных средств – оформление документов - паспортов, содержащих технико-экономическое описание наиболее важных объектов основных средств.

Пассив – часть бухгалтерского баланса, в котором показываются источники образования средств предприятия.

Пассивные счета – счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники средств предприятия.

Пеня – вид неустойки, экономическая санкция за несвоевременное выполнение обязательства. Устанавливается в процентах от причитающейся к платежу суммы за каждый день просрочки платежа. Пеня взыскивается в соответствии с законом или договором.

Первичные документы – оправдательные бухгалтерские документы, составляемые в момент совершения хозяйственных операций, фиксирующие факт признания хозяйственных операций. В них содержатся обязательные реквизиты, содержание операции и денежная оценка операции.

Первичный учет – первоначальная стадия учетного процесса, этап составления первичных документов.

Первоначальная стоимость основных средств – стоимость основных средств при их поступлении в хозяйство.

Перевод долга – сделка, вследствие которой должник в обязательстве заменяется новым лицом, принимающим на себя обязательство первоначального должника с согласия кредитора.

Переоценка основных средств – изменение первоначальной стоимости основных средств ввиду реконструкции, расширения, модернизации, частичной ликвидации основных средств, а также вследствие факторов инфляции или научно-технического прогресса. Производится с целью повышения достоверности учета. После переоценки основные средства учитываются по восстановительной стоимости.

Переоценка товарно-материальных ценностей – изменение оценки товарно-материальных ценностей в связи с изменением оптовых цен, сезонными изменениями розничных цен, уценкой товаров. Остатки товаров, подлежащих переоценке, обычно подвергаются инвентаризации.

План – организационная форма, представляющая собой систему мероприятий, указывающая содержание, сроки и ответственных при выполнении работ.

План документации и документооборота – система мероприятий по документальному оформлению хозяйственных операций и движению документов. В плане предусматривается перечень необходимых документов, назначение и использование каждого документа, кто и когда составляет, кому и в какой срок представляет. При разработке плана документов и документооборота предусматривается использование типовых бланков документов и схемы документооборота в соответствии с конкретными условиями деятельности предприятия. Этот план является частью общего плана организации учета.

План инвентаризации – установление регламента проведения инвентаризации.

План организации бухгалтерского учета – намеченная заранее система мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения учетных работ. В него входят планы бухгалтерской документации и документооборота план инвентаризации, план счетов бухгалтерского учета, план технического оформления учета, план отчетности.

План отчетности – намеченные мероприятия по обеспечению своевременного составления и представления отчетности. Включает сроки представления внутренней отчетности, сроки представления отчетности вышестоящим организациям, мероприятия по обеспечению необходимого качества отчетности.

План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.

План технического оформления бухгалтерского учета – намеченные мероприятия по практическому применению определенной формы бухгалтерского учета и его автоматизации.

Плановая калькуляция – калькуляция, которая составляется в начале планируемого периода исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на этот период.

Плановые платежи – форма безналичных расчетов. Применяется, когда отпуск продукции или услуг производится систематически и равномерно.

Платеж – непосредственная передача наличных денег или денежных средств с помощью переводов, чеков, платежных поручений и т.д. одним лицом другому.

Платежная ведомость – документ, составляемый в бухгалтерии на выплату заработной платы или аванса в счет заработка.

Платежеспособность организации – характеристика возможности организации оплачивать текущую задолженность.

Платежное поручение – письменное распоряжение плательщика банку о списании с его расчетного счета и зачислении на счет получателя определенной суммы денежных средств. Используется в системе безналичных расчетов.

Платежное требование – документ, который предъявляет поставщик покупателю через банк. Используется при инкассовой системе безналичных расчетов.

Платеж наложенный – способ расчета при купле-продаже товаров, когда товар или товарные документы передаются покупателю на условиях последующей оплаты в установленные договором сроки, а реализация у продавца считается «по отгрузке».

Побочная продукция – продукция, которую получают попутно с основной и которая не является целью производства.

Повременная заработная плата – система заработной платы, при которой заработок определяется исходя из количества отработанного времени. Документом по учету отработанного времени работниками является табель.

Подотчетные лица – лица, получившие денежные суммы под отчет для предстоящих расходов, эти лица могут быть только работниками данного предприятия.

Подотчетные суммы – денежные суммы, выданные авансом подотчетным лицам на предстоящие расходы.

Подоходный налог – обязательный платеж, устанавливаемый государством для лиц, имеющих доходы.

Подрядный способ капитального строительства – способ выполнения строительных работ специальными строительными организациями.

Подряд – вид договора. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется за свой риск выполнить работу по заданию другой стороны (заказчика). Заказчик обязуется оплатить выполненную работу.

Подрядчик– организация, выполняющая работы по договору с заказчиком.

Позаказный метод калькуляции – один из основных методов исчисления себестоимости продукции, применяемый на предприятиях, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Это предприятия с индивидуальным или мелкосерийным производством.

Полная себестоимость – совокупность в денежной форме всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции, включая все внепроизводственные затраты.

Полуфабрикат – продукт труда, полученный на конечной стадии производства данного цеха и подлежащий дальнейшей обработке в других цехах этого же предприятия.

Полуфабрикатный метод учета затрат на производство – вариант попередельного учета затрат на производство продукции, при котором движение полуфабрикатов учитывается в системном порядке. Передаваемые из цеха в цех полуфабрикаты оцениваются по установленным ценам или по себестоимости. Затраты отдельных цехов состоят из собственных затрат плюс стоимость полуфабрикатов, полученных из других цехов.

Попередельный метод калькуляции – один из основных методов исчисления себестоимости продукции, применяемый на предприятиях, где исходный материал в процессе производства проходит ряд переделов (кирпичное, текстильное и другие производства) или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают различные виды продукции (металлургическое и другие производства). Калькуляция себестоимости продукции пепередельным методом может быть в двух вариантах: полуфабрикатном и бесполуфабрикатном.

При полуфабрикатном варианте исчисляют себестоимость продукции по каждому переделу, которая состоит из себестоимости предыдущего передела и расходов по данному переделу. Себестоимость продукции последнего предела является также себестоимостью готовой продукции. При бесполуфабрикатном варианте исчисляется только себестоимость продукции последнего передела (готовой продукции). При этом варианте затраты учитываются отдельно по каждому переделу без учета себестоимости продукции предыдущих переделов (полуфабрикатов). В себестоимость готовой продукции включаются все затраты на ее производство по всем переделам.

Последующий контроль – контроль после совершения хозяйственных операций. Такой контроль осуществляется бухгалтерией на основании документов. Производятся арифметическая и формальная проверки и, далее, содержательная проверка (по существу).

Поставка – исполнение договора по возмездной передаче товара покупателю.

Поставщик – предприятие, отгружающее свою продукцию покупателям. Взаимоотношения между поставщиком и покупателем регулируются договором, а расчеты между ними производятся в безналичном порядке.

Поступление основных средств – пополнение основных средств в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездного получения объектов от других предприятий, взносов в уставный капитал.

Потери от порчи ценностей – потери в период хранения товарно-материальных ценностей.

Потери от простоя – потери, вызванные простоем оборудования и рабочих. К потерям от простоя относится зарплата рабочих за время простоя, расход электроэнергии и топлива и т.д. Простои оформляются простойными листами или актами.

Претензия – требование кредитора к должнику об уплате долга, штрафа, возмещении убытков, устранении недостатков поставленной продукции.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до свершения хозяйственных операций с целью предупреждения незаконного или неэкономного использования средств и других действий, противоправных или наносящих ущерб предприятию.

Признание операции – отражение факта свершения операции и ее существенности путем составления первичного документа.

Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.

Предмет бухгалтерского учета – финансово-хозяйственная деятельность организации

Принципы бухгалтерского учета – методологические основы бухгалтерского учета, реализуемые в бухгалтерских стандартах. Основными принципами бухгалтерского учета являются: принцип автономности, двойной записи, непрерывной деятельности, начисления, консерватизма (осмотрительности), соответствия, последовательности, периодичности, денежного измерителя и др.

Продукция – продукт или совокупность продуктов, услуг или работ, полезный результат работы предприятия.

Проектно-сметная документация – проекты намечаемых по плану строительства объектов и сметно-финансовые расчеты (сметы) к ним.

Производственные запасы – совокупность всех материалов, которые имеет предприятие.

Производственные расходы – расходы предприятия на производство продукции.

Производственный отчет – внутрихозяйственный отчет, представляемый в бухгалтерию предприятия. В нем показываются затраты и результаты производства на определенных участках.

Производство – процесс создания продуктов.

Прокат – вид имущественного найма.

Простая система бухгалтерского учета – система бухгалтерского учета, в которой не применяется двойная запись.

Простой метод калькуляции – один из методов исчисления себестоимости продукции, применяемый на предприятиях, выпускающих однородную продукцию и не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все производственные затраты за месяц составляют себестоимость всей выработанной продукции. Себестоимость единицы продукции исчисляют путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Простой счет – счет синтетического учета, не имеющий субсчетов.

Процент ссудный – плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование денежной ссудой.

Протест векселя – удостоверение факта неоплаты векселя или факта отказа плательщика от акцепта выставленного на него переводного векселя. Протест оформляется по заявлению векселедержателя нотариусом.

Прямые производственные расходы – расходы на производство продукции, прямо относящиеся на каждую единицу продукции.

Развернутое сальдо – сальдо, которое выводится одновременно по дебету и кредиту одного и того же счета. Имеет место в активно-пассивных счетах.

Раздел бухгалтерского баланса – группа однородных статей актива или пассива бухгалтерского баланса.

Разноска операций – это запись хозяйственных операций в учетные регистры на основании бухгалтерских документов.

Разовые документы – бухгалтерские документы, отражающие одну или несколько хозяйственных операций и составляемые единовременно, в один прием, сразу после совершения хозяйственных операций. Документы передаются в бухгалтерию. Это требования, накладные, приходные и расходные ордера, акты и др. Кроме разовых, используются накопительные документы.

Разработочные таблицы – учетные регистры, составляемые на основе бухгалтерских документов и нормативных материалов. Применяются при расчете амортизации, начислении заработной платы и др.

Распорядительные документы – документы, содержащие распоряжение на совершение определенных хозяйственных операций. Это приказы, распоряжения и др. документы. Они не подтверждают факты свершения хозяйственных операций и поэтому не являются основанием для отражения этих операций в бухгалтерском учете. В нем регистрируются только те операции, которые отражены в оправдательных или комбинированных документах.

Распределительные счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета определенных производственных расходов и обеспечения правильности их распределения по объектам калькуляции, отчетным периодам и т.д. На этих счетах обычно учитываются косвенные расходы, связанные с производством или реализацией нескольких видов продукции. Различают собирательно-распределительные счета и распределительные счета по периодам.

Расходы будущих периодов – расходы, произведенные за счет будущих отчетных периодов. Например, расходы по освоению производства новых видов продукции, уплаченные вперед суммы арендной платы и др. Выделяются на основе принципа соответствия.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – часть основных производственных расходов.

Расходы по управлению и обслуживанию производства – производственные расходы, непосредственно не связанные с производством продукции, а вызванные необходимостью управления и обслуживания производства (заработная плата административно-управленческого персонала, расходы по содержанию производственных зданий, почтовые расходы и др.).

Расценка – сумма оплаты труда при производстве единицы работы. Применяется при сдельной оплате труда и зависит от нормы выработки и тарифной ставки.

Расчетно-платежная ведомость – сводный документ, объединяющий расчетную и платежную ведомости.

Расчетные чеки – документы, с помощью которых производятся безналичные расчеты. Плательщик рассчитывается с поставщиком путем выписки и вручения ему чека на причитающуюся сумму. Для этого предприятие открывает в банке чековый счет и получает лимитированную чековую книжку.

Расчетный счет в банке – счет предприятия или организации в учреждениях банка, предназначенный для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов. На этот счет зачисляется выручка от реализации продукции и с этого счета производится оплата счетов поставщиков и по другим обязательствам.

Расчеты в порядке зачетов взаимных требований – безналичные расчеты между предприятиями, участниками зачетов взаимных платежных требований.

Реализация – превращение имущества в деньги.

Реальная заработная плата – количество предметов потребления и услуг, которые могут быть куплены за денежную (номинальную) заработную плату.

Регистрационный журнал – учетный регистр, применяемый при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета для регистрации мемориальных ордеров. Является регистром хронологической записи. В нем отражаются дата, номер и сумма каждого мемориального ордера.

Регулирующие счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для корректировки оценки хозяйственных средств, получения дополнительных показателей о состоянии этих средств. Каждый регулирующий счет используется для корректировки суммы, отраженной на основном счете. Регулирующие счета могут быть контрарными и дополнительными.

Реестр – а) список, перечень, опись, б) книга для регистрации дел, документов, имущества.

Резерв – запас чего-либо в целях страхования.

Резерв предстоящих расходов и платежей – источник средств, создаваемый за счет затрат текущего периода для отражения расходов в будущих периодах.

Резервный капитал – источник резервируемых средств на определенные цели. Образуется за счет чистой прибыли.

Реквизиты документов – сведения, отраженные в бухгалтерских документах.

Рекламация – заявление на устранение обнаруженных дефектов в поставленной продукции.

Ремонт – восстановление какого-либо предмета.

Рентабельность – доходность, прибыльность.

Реформация бухгалтерского баланса – изменение статей баланса после утверждения годового отчета. Связана с окончательным распределением прибыли.

Сальдо – остаток по счету бухгалтерского учета.

Сальдовая книга – книга остатков материалов, применяется при сальдовом методе учета товарно-материальных ценностей.

Сальдовый метод учета товарно-материальных ценностей – метод учета товарно-материальных ценностей, основанный на следующих принципах. На основании приходных и расходных документов материально ответственные лица ведут количественный учет ценностей в карточках складского учета. В установленные сроки работник бухгалтерии проверяет на складе правильность каждой записи в карточках. После проверки приходные и расходные документы группируются и поступают в бухгалтерию, где учет материальных ценностей ведут только в денежном выражении по твердым ценам. Остатки материальных ценностей на первое число каждого месяца по данным проверенного складского учета заносятся в сальдовую книгу. После этого подсчитывается стоимость остатков по учетным ценам. Итоги сумм сверяются с данными суммового учета материалов в бухгалтерии. Тем самым складской учет материалов объединяется с бухгалтерским, чем сокращается объем учетной работы.

Сдельная заработная плата – система заработной платы, при которой заработок работника зависит от объема выполненной работы.

Себестоимость производства и реализации продукции – затраты, списанные на доходы, полученные от реализации продукции.

Синтетический учет – бухгалтерский учет в денежном выражении.

Синтетический счет – счет синтетического учета.

Система бухгалтерского учета – система записей хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Сличительная ведомость – документ, отражающий результаты инвентаризации. В ней отражаются только те материальные ценности, по которым имеются недостачи или излишки.

Сложная бухгалтерская проводка – бухгалтерская проводка, в которой дебетуются и кредитуются несколько счетов.

Сложный счет – счет бухгалтерского учета, подлежащий детализации в субсчетах и аналитических счетах.

Смета– документ по исчислению предстоящих расходов и доходов.

Собирательно-распределительные счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для собирания определенных производственных расходов с целью последующего их распределения по объектам калькуляции, видам реализованной продукции и т.д. Относятся к группе распределительных счетов.

Собственный капитал – собственные источники формирования имущества организации: уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование, резервы.

Совмещение профессий – выполнение на одном и том же предприятии наряду с основной работой дополнительной работы по другой профессии (должности) или по своей профессии, расширяя зону обслуживания или увеличивая объем выполняемых работ без освобождения от основной работы.

Сопоставляющие счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для установления результатов определенных хозяйственных процессов. Это делается путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по определенному счету.

Сопроводительный документ – это документ, удостоверяющий перевозку грузов, указывающий их принадлежность, наименование и количество.

Сопряженная продукция – несколько видов продукции, получаемых в результате переработки одного исходного материала.

Спецификация – документ, включающий в себя перечень необходимых сведений, например, перечень подробностей, товаросопроводительный документ, конструкторский документ и др.

Способы устранения ошибок в бухгалтерских документах – корректурный способ, способ дополнительной проводки, способ красного сторно.

Способы капитального строительства – подрядный, хозяйственный, смешанный.

Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда.

Средства предприятий – имущество, находящееся в распоряжении предприятия и используемое им для выполнения своих функций.

Средства труда – орудия труда, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда для нормального производственного процесса и производства продукции.

Ссуда – синоним займа или кредита.

Статистический учет – система обобщения свойств различных явлений и объектов, применяемая для изучения закономерностей и взаимосвязи массовых процессов.

Статьи бухгалтерского баланса – показатели актива и пассива баланса, характеризующие отдельные виды хозяйственных средств или источников их образования. Однородные статьи объединяются в разделы бухгалтерского баланса.

Статья калькуляции – определенный вид затрат, образующих себестоимость.

Сторно – способ устранения ошибок в учетных регистрах путем составления дополнительной бухгалтерской проводки отрицательными числами.

Субсчет – счет бухгалтерского учета второго порядка.

Судебно-бухгалтерская экспертиза – исследование бухгалтером-экспертом по заданию следственного органа или суда хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерских документах и учетных регистрах, с целью ответа на вопросы, возникшие в процессе расследования или судебного разбирательства.

Счет первого порядка – счет синтетического учета, предусмотренный Планом счетов бухгалтерского учета.

Счет-фактура – документ типовой формы, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги. Предъявляется в банк для оплаты покупателем.

Счета аналитического учета – счета бухгалтерского учета, открываемые к сложным синтетическим счетам (субсчетам) для детализации показателей определенного синтетического счета.

Счета бухгалтерского учета – способ получения показателей по отдельным элементам хозяйственных ресурсов и источникам их образования, способ группировки и текущего отражения в денежной оценке хозяйственных операций. Количество и наименования счетов определяются Планом счетов бухгалтерского учета.

Счета синтетического учета – счета бухгалтерского учета, на которых ведется синтетический учет, то есть учет только в денежной форме. Это главные счета бухгалтерского учета. Они могут быть простыми и сложными. К сложным синтетическим счетам (счетам первого порядка) открываются субсчета и аналитические счета, на которых производится детализация показателей главных счетов.

Счета хозяйственных процессов – группа счетов бухгалтерского учета, выделяемых по экономическому содержанию и предназначенных для учета движения средств в хозяйственных процессах (снабжения, производства, реализации).

Табель – список, перечень, составленный в определенном порядке.

Табельный учет – учет рабочего времени каждого работника за каждый день. Обеспечивает контроль своевременности явки на работу и ухода с работы работников. Табель является первичным документом по учету отработанного времени.

Таксировка документов – определение денежной оценки хозяйственных операций, зафиксированных в документах, если в документах имеются лишь натуральные показатели.

Тара– предметы, предназначенные для упаковки продукции.

Тарифная сетка – нормативный документ, используемый в тарифной системе оплаты труда работников. В этом документе указаны разряды и сопоставленные им коэффициенты оплаты единицы сложного труда по отношению к простому труду, принимаемому за единицу (первый разряд).

Тарифная система – система регулирования оплаты труда в зависимости от его сложности. Включает тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки и тарифные ставки.

Тарифная ставка – размер оплаты труда в единицу времени по первому тарифному разряду.

Тарифно-квалификационный справочник – систематизация работ в данной отрасли в зависимости от сложности работ и требований, предъявляемых к исполнителям этих работ (требований к их знаниям, умениям и навыкам). На основе тарифно-квалификационных справочников определяется квалификация работников и устанавливается соответствующий тари


Сейчас читают про: