double arrow

Основные показатели финансового состояния организации


Финансовое состояние организации в значительной сте­пени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функциониро­вания предприятия его активы и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности.

Имущественное положение организации на начало и конец отчетного периода характеризуется данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущест­венного положения. Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммоби­лизованные) средства, изучить динамику структуры иму­щества. Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и отно­сительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов, что свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.




Оценка имущественного положения организации обычно включает в себя определение общей суммы средств, которыми располагает организация и диагностику состоя­ния основных средств, потому что они, как правило, имеют значительный удельный вес в имуществе и определяют уровень развития материально-технической базы.

Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоря­жении организации, дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе организации. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой его активов. Рост этого показателя свидетельствует о нара­щивании имущественного потенциала организации.

При расчете и анализе полученных коэффициентов необ­ходимо проводить их сравнение:

• с установленными нормативами;

• значением этого показателя за другие периоды времени;

• средними показателями по отрасли или группе пред­приятий;

• показателями предприятия-конкурента.

В качестве показателей состояния основных средств используются:

• коэффициент износа;

• коэффициент годности;

• коэффициент ввода основных средств;

• коэффициент выбытия основных средств;

• доля активной части основных средств в общей сумме основных средств.

Коэффициент износа характеризует долю стоимости основ­ных средств, оставшуюся к списанию на затраты в после­дующих периодах. Он может быть рассчитан по формуле

,

где Анак — накопленный износ основных средств на конец года (начислено амортизации на реализацию); ОСкгб — пер­воначальная (балансовая) стоимость на конец года.



Коэффициент годности (обратный коэффициенту износа) отражает удельный вес остаточной стоимости основных средств в их балансовой стоимости на конец года и определяется по формуле

,

Значения коэффициентов износа и годности во многом зависят от используемого на предприятии метода расчета амортизационных отчислений, периодичность переоценки основных средств, соотношения фактических сроков начисле­ния амортизации и др. Коэффициенты износа и годности отра­жают состояние и характеристику структуры основных средств.

Коэффициент ввода основных средств характеризует процесс воспроизводства основных средств и отражает увеличение их стоимости. Рассчитывается показатель по формуле

,

где ОСпг — первоначальная стоимость поступивших за год основных средств; ОСкг — первоначальная стоимость основ­ных средств на конец года.

Коэффициент выбытия основных средств характеризует степень выбытия основных средств из сферы производст­венного использования за анализируемый период:

,

где ОСвыб — первоначальная стоимость выбывших в тече­ние года основных средств; ОСнг — первоначальная стои­мость основных средств на начало года.

Важной характеристикой качества структуры основных средств является оценка доли активной части основных средств. Рост этого показателя в динамике характеризует улучшение структуры основных средств.



Для изучения размещения имущества организации, динамики стоимости и состава имущества, его структуры составляют аналитические таблицы, которые позволяют провести горизонтальный и вертикальный анализы, оце­нить степень и тенденции изменений.

Дополнительными характеристиками состояния имуще­ства являются:

• рост стоимости имущества за анализируемый период;

• темпы роста оборотного и внеоборотного капитала;

• сокращение удельного веса дебиторской задолженно­сти за анализируемый период;

• сокращение запасов.

Финансовое состояние организации оценивается с точки зрения текущей (способность организации своевременно и в полном объеме выполнять краткосрочные обязатель­ства) и долгосрочной перспективы. Существуют различные методики анализа финансового состояния, различающиеся для организаций разных видов деятельности (промыш­ленных, торговых, транспортных, сельскохозяйственных) и размеров — крупных, малых. Значительное большинство авторов предлагает следующие пять групп показателей:

• показатели платежеспособности и ликвидности;

• показатели финансовой устойчивости;

• показатели рентабельности;

• показатели деловой активности;

• анализ возможного банкротства.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого реализация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвид­ность данного вида активов.

Платежеспособность означает наличие у организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для рас­четов по кредиторской задолженности, требующей немед­ленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:

• наличие в достаточном объеме денежных средств на счетах организации;

• отсутствие просроченной кредиторской задолжен­ности.

На практике принято различать понятия ликвидности и платежеспособности предприятия. В целом недостаток ликвидности может служить индикатором неблагополучия, но ни в коей мере не является обязательным свидетельст­вом неплатежеспособности. Недостаток ликвидности — оперативная характеристика качества баланса, которая может также отражать временные финансовые трудности либо локальное воздействие внешних факторов, не сни­жающих потенциальной эффективности. Излишние запасы товарно-материальных ценностей, затоваривание складов готовой продукцией, наличие значительной безнадежной дебиторской задолженности снижают уровень ликвидности оборотных активов.

Платежеспособность оценивают по данным бухгал­терского баланса на основе диагностики ликвидности оборотных средств. Анализ ликвидности баланса заклю­чается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и располо­женными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы.

Наиболее ликвидные активы А1 — все статьи денежных средств, которые могут быть использованы для немедлен­ного выполнения предприятием текущих расчетов. В эту группу могут быть включены также краткосрочные финан­совые вложения (ценные бумаги).

Быстро реализуемые активы А2 — в основном состоят из части дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, и некоторых других.

Медленно реализуемые активы А3 — активы, к которым относят запасы, часть дебиторской задолженности, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (в некоторых методиках налог на добавленную стоимость вообще не включается в расчет) за минусом статьи «Рас­ходы будущих периодов».

Трудно реализуемые активы А4 — наименее ликвидные активы предприятия, которые предназначены для исполь­зования в хозяйственной деятельности в течение продол­жительного периода времени. В эту группу включают ста­тьи первого раздела баланса «Внеоборотные активы».

Активы А1, А2, А3 относят к текущим активам предпри­ятия, они более ликвидны по сравнению с остальным иму­ществом. Вместе с тем необходимо отметить, что на каждом предприятии более точно отнести активы ко второй и третьей группам (А2 и А3) можно только после расчета оборачиваемо­сти в днях каждой статьи актива, поскольку какая-то часть дебиторской задолженности будет погашена уже через 2 дня или 45 дней, а какая-то — через 200 дней и т.д.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погаше­ния обязательств группируют следующим образом.

Наиболее срочные обязательства П1 — кредиторская задолженность за минусом задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок.

Краткосрочные пассивы П2 — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Долгосрочные пассивы П3 — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы (итог IV раздела баланса «Долгосрочные обязательства»).

Постоянные пассивы П4 — статьи третьего раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи пятого раздела баланса: «Задолженность участникам (учредите­лям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов» за минусом расходов будущих периодов (статьи пятого раздела баланса могут не включаются в расчет П4).

Для оценки ликвидности баланса сравниваются между собой определенные группы активов и пассивов. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место сле­дующие соотношения:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

При оценке ликвидности предприятия рассчитываются коэффициенты абсолютной (мгновенной), быстрой (проме­жуточной) и текущей (долгосрочной) ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) определя­ется как отношение суммы денежных средств и приравнен­ных к ним средств (краткосрочных финансовых вложений) (Дср) к краткосрочным (текущим) обязательствам (Доб):

,

Этот коэффициент отражает соотношение самых лик­видных активов к текущим обязательствам и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в настоящее время. Нормативное значение коэффициента составляет 0,2 (в некоторых странах дейст­вуют меньшие нормативные значения).

Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финан­совых вложений и части дебиторской задолженности (Дз) к краткосрочным долговым обязательствам:

,

Нормативное значение этого коэффициента ≥ 0,7.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) — отношение суммы всех текущих активов денежных средств, кратко­срочных финансовых вложений и дебиторской задолжен­ности, к которым добавляется стоимость запасов (за выче­том расходов будущих периодов и НДС по приобретенным ценностям) (Зм), к краткосрочным долговым обязательст­вам предприятия:

Коэффициент текущей ликвидности характеризует сте­пень обеспеченности текущих кредиторских обязательств текущими активами. Нормативное значение показателя составляет не ниже 2,0, хотя для российских организаций в настоящее время считается позитивным, если коэффи­циент текущей ликвидности находится в интервале 1,0 —1,5 (в некоторых странах установлены дифференцированные нормативы текущей ликвидности для организаций разной отраслевой принадлежности). Необходимо отметить, что коэффициент текущей ликвидности (наряду с показателем обеспеченности собственными оборотными средствами) в некоторых странах является определяющим для характе­ристики структуры баланса организации.

Для оценки платежеспособности рассчитываются также функционирующий капитал и маневренность функциони­рующего капитала.

Величина собственных оборотных средств (функциони­рующий капитал — ФК) характеризует ту часть собствен­ного капитала организации, которая является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих обо­рачиваемость менее одного года). Это расчетный показа­тель, зависящий как от структуры активов, так и от струк­туры источников средств.

ФК = OA (или ТА) - КП,

где OA (ТА) — краткосрочные (текущие) активы; КП (ТП) — краткосрочные (текущие) пассивы.

Величина собственных оборотных средств (СОС) — один из важнейших показателей оценки деятельности организации, поскольку позволяет оценить ликвидность и устойчивость предприятия, а также позволяет скорректи­ровать политику продаж.

Текущие активы • денежные средства • краткосрочные фи­нансовые вложения • дебиторская задолженность • запасы • авансированные затраты Текущие пассивы • краткосрочные кредиты и займы • кредиторская задолженность • задолженность перед персоналом • задолженность перед бюджетом = Собст­венные оборотные средства

СОС = ТА — ТП.

Из этой формулы можно сделать вывод, что величина собственных оборотных средств может быть как больше, так и меньше нуля. Отрицательная величина собственных оборотных средств свидетельствует о снижении ликвидно­сти организации.

В анализе вводится также понятие рабочего капитала (близкого к понятию собственных оборотных средств), под которым понимают разность между чистыми текущими активами и чистыми текущими пассивами.

При определении чистых текущих активов и чистых текущих пассивов учитываются не все элементы текущих активов и пассивов. Из суммы текущих активов исклю­чают денежные средства и их краткосрочные финансовые вложения, а из суммы текущих пассивов — краткосрочные кредиты, которые не связаны с потреблением ресурсов.

Чистые текущие активы • авансы выданные • дебиторская задолженность • запасы • авансированные затраты Чистые текущие пассивы • авансы полученные • кредиторская задолженность • задолженность перед персоналом • задолженность перед бюджетом = Рабочий капитал

Величина рабочего капитала позволяет определить потребность в финансировании текущей производственной деятельности (но не позволяет оценить ликвидность дан­ного предприятия). Таким образом, анализ рабочего капи­тала позволяет оценить эффективность производственной деятельности организации.

Маневренность функционирующего капитала (Км.дс) характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность:

,

Значение показателя варьирует в интервале от 0 до 1. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Оценка ликвидности и платежеспособности организа­ции основывается на сравнении полученных результатов расчета коэффициентов ликвидности с нормативными значениями. Рассмотренные коэффициенты ликвидности отражают способность организации выполнить свои крат­косрочные обязательства за счет легкореализуемых активов. Высокое их значение является в общем случае показателем устойчивого финансового положения, низкое — говорит о возможных проблемах с денежной наличностью и затруд­нениях в дальнейшей операционной деятельности.

Важной характеристикой состояния организации явля­ется оценка его финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость трактуется как способность организации таким образом мобилизовывать, распределять и использо­вать финансовые ресурсы, чтобы обеспечивалась возмож­ность увеличения прибыли и капитала при сохранении пла­тежеспособности и кредитоспособности. С другой стороны, показатели этой группы характеризуют степень зависимо­сти организации от кредиторов и инвесторов.

Различают следующие типы финансовой устойчивости предприятия — абсолютная и нормальная устойчивость, а также неустойчивость.

Абсолютная устойчивость выражается соотношением

З < СОС,

где З — запасы; СОС — собственные оборотные средства.

Нормальная устойчивость, гарантирующая платежеспо­собность, соответствует условию:

З < СОС + К + РсКр,

где К — кредиты банка под товарно-материальные ценности; РсКр — расчеты с кредиторами по товарным операциям.

Неустойчивое финансовое состояние, характеризую­щееся нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и уве­личения СОС выражается неравенством

З>ИФЗ,

где ИФЗ — источники формирования запасов.

В мировой и российской практике разработана система показателей, характеризующих состояние и структуру активов организации, и обеспеченность их источниками финансирования.

Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) Ка рассчитывается как отноше­ние собственного капитала (СК) к величине активов пред­приятия (валюте баланса — ВБ):

.

Данный коэффициент характеризует долю владельцев организации в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчива, стабильна и независима от внеш­них кредитов организация. Рост показателя в динамике свиде­тельствует о повышении независимости от внешних источни­ков финансирования. В Российской Федерации установлено нормативное значение этого показателя — 0,6 и более.

Дополнением к этому показателю является коэффици­ент концентрации привлеченного (заемного) капитала Кпз, который характеризует зависимость организации от внеш­них источников финансирования. Данный коэффициент рассчитывается как отношение общей величины заемного капитала (ЗК) к величине активов организации:

.

Чем выше уровень этого показателя, тем выше зависи­мость организации от кредиторов и тем больше риск бан­кротства или возникновения дефицита наличных денеж­ных средств, что свидетельствует о снижении финансовой устойчивости организации. Коэффициент финансовой зависимости (Кзав) рассчитывается как отношение общей величины заемного капитала к величине собственного капитала организации:

.

Рекомендуемое значение показателя составляет до 0,7. Превышение норматива свидетельствует о зависимости орга­низации от внешних источников финансирования, а следо­вательно, организация является финансово неустойчивой.

Коэффициент маневренности собственного капитала (Км) показывает, какая часть собственного капитала исполь­зуется для финансирования текущей деятельности, т.е. вло­жена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.

Этот коэффициент рассчитывается как отношение вели­чины собственных оборотных средств (СОС) и величины собственного капитала организации:

.

Оптимальное значение показателя варьирует от 0,2 до 0,5.

Коэффициент обеспеченности собственными оборот­ными средствами (Коб) характеризует наличие собствен­ных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к фактической стоимости находящихся в наличии у организации текущих активов (ТА):

.

Рекомендуемое значение показателя составляет 0,1, оп­тимальное — 0,5.

Уровень коэффициента был выбран в качестве одного из критериев при оценке неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (банкротстве).

При анализе финансового состояния предприятия может быть использована программа «Audit Expert», основанная на расчете следующих финансовых коэффициентов:

• коэффициент финансовой независимости;

• отношение суммарных обязательств к активам;

• отношение суммарных обязательств к собственному капиталу;

• отношение долгосрочных обязательств к активам;

• отношение долгосрочных обязательств к внеоборот­ным активам;

• коэффициент покрытия процентов;

• обеспечение внеоборотных активов собственным капиталом;

• соотношение оборотных и внеоборотных активов;

• уровень чистых оборотных активов;

• коэффициент обеспеченности собственными оборот­ными средствами;

• коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами;

• коэффициент маневренности;

• уровень перманентного капитала;

• уровень инвестированного капитала;

• вероятность банкротства.

Финансовые результаты деятельности организации оценивают в абсолютных и относительных показателях. В качестве показателей оценки результативности деятель­ности используют прирост продаж или чистой прибыли, уровень рентабельности, уровень прибыли на одну акцию, капитализацию и т.д.

Прибыльность (рентабельность) отражает величину прибыли, полученную с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации. При этом рассчиты­ваются различные показатели рентабельности — рентабель­ность продаж, активов, основной деятельности и проч.

Рентабельность основной деятельности

,

где Пр — прибыль от продаж; 3 — затраты на производство и реализацию.

Таким образом, показатель характеризует сумму при­были от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции.

Рентабельность продаж

,

где В — выручка от реализации продукции.

Показатель отражает, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на один рубль выручки.

Рентабельность внеоборотных активов характеризует эффективность использования внеоборотного капитала:

,

где ЧПр — чистая прибыль; ВА — сумма внеоборотных ак­тивов.

Рентабельность оборотного капитала отражает эффек­тивность использования оборотного капитала:

,

где OA — сумма оборотных активов.

Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования совокупных активов:

,

где ВБ — валюта баланса.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования организацией собственного капитала:

,

где СК — собственный капитал.

Деловая активность предприятия характеризуется пока­зателями, отражающими эффективность использования средств производства, материальных, трудовых и финан­совых ресурсов и показателями оборачиваемости средств и капитала предприятия.

В общем виде признаком деловой активности является следующее соотношение основных показателей:

Тпб > Твр > Так ,

где Тпб > Твр > Так — соответственно темпы изменения балансовой прибыли, выручки от продаж продукции (работ, услуг), авансированного капитала (активов предприятия).

Анализ оборачиваемости необходим для оценки эффек­тивности управления активами и капиталом предприятия, его деловой активности.

Коэффициент оборачиваемости активов Оа (оборачивае­мость капитала)

,

где В — выручка от реализации продукции; А — активы.

Этот коэффициент показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения (число оборотов), приносящий соответствующий доход.

Оборачиваемость основных средств (фондоотдача) отра­жает эффективность использования основных производст­венных средств предприятия:

,

где ОС — основные средства.

Оборачиваемость текущих активов (оборотного капи­тала) характеризует скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия и показывает, сколько оборотов совершается текущими активами за анализируе­мый период:

,

где ТА — текущие активы.

Оборачиваемость собственного капитала:

,

где СК — собственный капитал.

Основным направлением анализа оборачиваемости является анализ их динамики.

Вероятность банкротства — это показатель, на основе анализа уровня которого возможно предсказать вероятность банкротства предприятия. Коэффициент рассчитывается на основе алгоритма расчета так называемого коэффици­ента Альтмана.

Американский ученый-экономист Э. Альтман исследо­вал возможности использования мультидискриминантного анализа для предсказания вероятности банкротства фирмы. В 1968 г. им был предложен алгоритм расчета коэффициента кредитоспособности (индекса кредитоспособности), извест­ный в отечественной экономической литературе как «коэф­фициент Альтмана», «коэффициент Z» или «Z-модель».

Для расчета указанного коэффициента кредитоспособ­ности Э. Альтман отобрал следующие базовые показатели:

— оборотный капитал (оборотные активы) / совокуп­ные активы;

— нераспределенная прибыль (общая сумма) / совокуп­ные активы;

— прибыль до уплаты налогов и процентов / совокуп­ные активы;

— рыночная стоимость обыкновенных и привилегиро­ванных акций, находящихся в обращении / балансовая стои­мость обязательств, включая все краткосрочные пассивы;

— объем продаж (выручка от реализации) / совокупные активы.

На основе приведенных коэффициентов Альтман создал наиболее известную на сегодняшний день пятифакторную Z-модель для предсказания банкротства, имеющую следую­щий вид (первоначально модель Альтмана включала два фактора — коэффициент текущей ликвидности и коэффи­циент концентрации собственного капитала):

Z = 1,2К1 +1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 +1К5,

где К1 — отношение собственных оборотных средств к сумме активов; К2 — отношение нераспределенной при­были к сумме активов; К3 — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к сумме активов; К4 — отношение балансовой оценки собственного капитала к краткосроч­ным обязательствам; К5 — отношение выручки от реализа­ции к сумме активов.

Данная модель служит эффективным инструментом определения банкротства предприятия.

Анализ фактических данных деятельности фирм за период 1946—1965 гг., проведенный Альтманом на основе своей модели, показал, что 94% фирм, имеющих указанный коэффициент ниже 2,7, обанкротились на следующий год, а у 97% успешно развивающихся компаний величина дан­ного коэффициента была выше 2,7. Дальнейшие исследо­вания позволили установить, что значения коэффициента Z меньшие, чем 1,81 указывают на высокую вероятность финансового краха; при значениях рассматриваемого коэффициента выше, чем 2,99 предполагается, что угроза банкротства невелика; диапазон значений коэффициента от 1,81 до 2,99 является зоной неопределенности.

Таким образом, для использования в проведении ана­лиза вероятности банкротства предприятий предложена следующая шкала критериальных значений коэффици­ента Z (табл. 3).

Таблица 3. Критериальные значения коэффициента Z (коэффициента Альтмана)

Значения коэффициента Z Вероятность банкротства
не больше 1,8 очень высокая
от 1,81 до 2,7 высокая
от 2,8 до 2,9 допустимая
3,0 и больше очень низкая

Рассмотренные показатели представляют собой наибо­лее важные финансовые коэффициенты, изучение кото­рых составляет основу анализа финансовой устойчивости предприятия.

Дополнительно проводится анализ внутренней бух­галтерской информации относительно структуры и сте­пени диверсификации дебиторской и кредиторской задолженностей, оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности, анализ определения потребности в дополни­тельных источниках финансирования и обоснования струк­туры капитала предприятия и изучение других вопросов.

7. Содержание и цели финансового планирования

Планирование является неотъемлемым элементом управ­ления в деятельности любой организации. С одной сто­роны, планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности организации. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие организации в перспективе, поэтому надежность плана во многом определяется достоверностью фактических пока­зателей прошлых периодов. Однако необходимо учитывать, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конку­рентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. С другой стороны, показатели конъюнк­туры рынка являются исходными для составления плана организации, в связи с этим возникает необходимость учета новых тенденций и возможностей. Поскольку организация не только не может располагать всей необходимой инфор­мацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество пла­новых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников.

С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подго­товки решений. Планирование эффективно там, где каче­ство принимаемых решений достигается путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-с­ледственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий. Планирование как элемент управления носит информационный характер, что проявляется в стадиях цикла планирования.

Роль планирования возрастает в силу воздействия таких факторов как усиление процессов глобализации, рост числа управленческих кадров, повышение требований к их каче­ству, рост масштабов общественного производства, проис­ходящих на фоне усиления и усложнения хозяйственных связей, совершенствование методов хозяйствования, появ­ление новых инструментов, развитие научно-технического прогресса и т.п.

В общем виде планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, который определяет будущие действия. Результатом планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сде­лано, где и каким образом.

Процесс планирования состоит из следующих этапов.

— Определение целей планирования, от которых зави­сят применяемые формы и методы планирования. Они обу­словливают также критерии при принятии плановых реше­ний и контроле за ходом их реализации.

— Анализ проблемы. На этом этапе определяется теку­щее состояние на момент составления плана и прогнозиру­ется ситуация на определенный период.

— Анализ альтернатив. На данном этапе исследуются различные возможные варианты, разрабатываются способы их реализации.

— Прогнозирование, на котором формируется представ­ление о развитии планируемой ситуации под воздействием различных факторов.

— Оценка. На этом этапе проводятся расчеты для выбора наиболее оптимального варианта.

— Принятие планового решения. Выбирается и оформ­ляется единственное решение.

Существуют различные классификации планирования:

а) по содержанию плановых решений — стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планиро­вание.

Стратегическое планирование, как правило, ориен­тированно на долгосрочную перспективу (более трех лет) и определяет основные направления развития организации. Посредством стратегического планирования принимаются решения по расширению и созданию новых направлений деятельности, стимулированию процесса удовлетворения нужд потребителей. Основная цель стратегического пла­нирования состоит в создании потенциала для выживания организации в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность пер­спективы.

Тактическое планирование следует считать про­цессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей,

а оперативно-календарное (тактическое) планирование — процессом их реализации. Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов произ­водства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п. На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями организации, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности и под­разделениям, а также контроль за их выполнением;

б) по степени охвата — общее планирование, охватываю­щее все аспекты проблемы; частичное планирование, охва­тывающее только определенные области и параметры;

в) по объектам планирования: целевое планирование, которое заключается в определении стратегических и так­тических целей организации; планирование средств, состоя­щее в определении средств достижения поставленных целей (планирование оборудования, персонала, финансов, информации); программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ (напри­мер, программ производства и сбыта); планирование дейст­вий (например, найм кадров);

г) по сферам планирования — планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); планирование производства (производственной программы, подготовки производства, ход производства); планирование персонала (потребности, найма, переподго­товки, увольнения); планирование приобретений (потреб­ности, закупок, реализации излишних запасов); планирова­ние инвестиций, финансов и т.д.;

д) по глубине планирования — агрегированное плани­рование, ограниченное заданными контурами (например, планирование больницы как суммы отделений); детальное планирование (с подробным расчетом и описанием плани­руемого процесса или объекта);

е) по учету изменения данных — жесткое и гибкое планирование;

з) по очередности во времени: упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются после­довательно один за другим); скользящее планирование, когда по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; внеочередное планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации организации.

Выбор той или иной формы планирования зависит от мно­гих факторов, среди которых можно выделить три основные группы:

— факторы, обусловленные спецификой самой орга­низации (профиль деятельности, концентрация капитала, уровень обеспеченности оборудованием, территориальное расположение и т.п.);

— факторы внешней среды (спрос и предложение, цено­образование, рынок ресурсов, характер государственного регулирования отрасли, уровень и характер конкуренции на рынке товаров и услуг и т.п.);

— критерии, обусловленные спецификой самого про­цесса планирования (полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полез­ность планирования и проч.).

Финансовое планирование — процесс разработки и вне­дрения финансовых планов и финансовых показателей, обеспечивающих достижение стратегии организации и ее развитие необходимыми ресурсами. Финансовое планиро­вание конкретных организаций включает в себя:

— планирование объемов производства и реализации товаров (работ, услуг);

— планирование расходов;

— планирование объемов финансирования;

— планирование источников финансирования деятель­ности;

— планирование цен на товары (работы и услуги);

— планирование прибыли;

— планирование взаимоотношений организации с дру­гими субъектами экономической системы;

— контроль деятельности организации в целом и отдель­ных ее подразделений.

Одним из способов текущего планирования является бюджетирование, которое представляет собой длительный и последовательный процесс. Среди этапов бюджетирова­ния можно выделить:

— выбор целей и приоритетов (цели и приоритеты орга­низации должны быть четко выделены), направлений марке­тинговой, закупочной и сбытовой политики организации;

— анализ сложившейся ситуации (анализ общеэкономи­ческой и отраслевой ситуации, тенденций на рынке товаров и услуг, а также анализ конкурентов);

— определение возможных сценариев действий, кото­рые должны учитывать изменение внешней и внутренней среды, фактор неопределенности;

— определение финансовой структуры организации, т.е. перечня видов товаров и услуг, их распределение по под­разделениям, перечень и статус центров ответственности;

— разработку технологии бюджетирования — обоснова­ние системы целевых показателей, необходимых для при­нятия управленческих решений;

— разработку и внедрение программ и определение формата бюджетов (выявление статей доходов и расходов). Форматы бюджетов должны учитывать специфику органи­зации, ее структуру, взаимосвязи между подразделениями.

Бюджетирование предполагает планирование, учет и контроль доходов, текущих расходов, инвестиций (реаль­ных и портфельных), движения денежных средств. Оно обладает определенными преимуществами по сравнению с планированием, поскольку позволяет повысить эффек­тивность управления, эффективность продаж, оптимизиро­вать денежные потоки, оптимизировать структуру затрат, достичь координации между подразделениями компании и проч.

Бюджетирование позволяет:

— оптимизировать процесс планирования и минимизи­ровать его стоимость;

— оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды (цены закупаемых материалов и обо­рудования, стоимость коммунальных платежей и т.п.);

— повысить управляемость организацией и сократить количество управленческих ошибок (в том числе путем координации деятельности всех подразделений);

— осуществить материальное стимулирование персо­нала (не менее 25% фонда оплаты труда будет направляться на поощрение работников за объем и качество услуг);

— обеспечить сбор, обработку и интеграцию информа­ции (на базе бюджетов могут быть составлены агрегирован­ные показатели);

— существенно повысить эффективность используемых ресурсов;

— проводить детальный анализ доходов и расходов организации;

— формировать сводные и детализированные отчеты организации;

— повысить доступность медицинских услуг посредст­вом перераспределения средств;

— осуществлять подготовку прогнозной финансовой отчетности.

Для внедрения бюджетирования в организациях тре­буется принятие учетной политики, которая представляет собой документ, где содержится информация о всех пара­метрах, существенно влияющих на порядок формирова­ния доходов, расходов и прибыли организации, а также на оценку финансового состояния организации. В учетной политике организации должны быть отражены организа­ционно-технические и методологические аспекты. Учетная политика разрабатывается бухгалтерской службой органи­зации и утверждается ее руководителем.

Грамотная учетная политика позволяет упростить про­цедуру бюджетирования. Бюджеты подразделяются на про­изводственные (операционные) и финансовые.

Структура бюджетов выглядит следующим образом:

— бюджет продаж;

— бюджет производства;

— бюджет производственных запасов;

— бюджет затрат на оплату основного труда;

— бюджет затрат на материалы;

— бюджет дополнительных производственных расходов;

— бюджет себестоимости реализованной продукции;

— бюджет расходов на рекламу и маркетинг;

— бюджет капитальных вложений;

— бюджет управленческих расходов;

— прогнозный отчет о прибылях и убытках;

— бюджет движения денежных средств;

— прогнозный баланс. -

При бюджетировании основным параметром является объем продаж, а затем определяется и объем производства, осуществляется классификация затрат на постоянные и переменные (по ним устанавливаются нормы затрат на единицу реализованной продукции), калькуляция затрат производится на единицу реализованной продукции.

Объем продаж, устанавливаемый по каждому наимено­ванию маркетинговыми службами организации, зависит от совокупности факторов — объема продаж предыдущих периодов, ценовой политики, производственных мощно­стей, уровня платежеспособности потребителей, макро­экономической ситуации в стране, сезонности, поведения конкурентов и др.

Объем производства, рассчитываемый для формирова­ния необходимых ресурсов, определяется по формуле

Опроизводства = Она нач. пер. + Опродаж Она кон.пер.,

где Она нач. пер. — складские остатки продукции на начальный период; Она кон.пер.— складские остатки продукции на конец периода.

Объем закупаемых материалов по каждому виду опреде­ляется по формуле

Qзак = Qисп Онач + Окон,

где Qисп — объем используемых материалов по видам; Онач — имеющиеся остатки материалов на начало планового периода; Окон — нормативные остатки материалов на конец планового периода.

При внедрении бюджетирования необходимо определить виды деятельности, сформировать продуктовый портфель, осуществить классификацию затрат, отобрать необходимые

8 Финансы для принятия решений показатели, определить формат бюджетов, разработать последовательность бюджетного процесса, распределить права и обязанности по подразде­лениям организации.

Для внедрения бюджетирования необходимо составить стандарт (регламент) бюджетирования организации, включающий перечень последовательно выполняемых работ по сбору и обработке необходимой информации и позволяющий избежать многих ошибок бюджетирова­ния. В бюджетном регламенте должны быть также указаны бюджетный период (или горизонт планирования), шаг планирования, порядок разработки, передачи и коррек­тировки необходимой информации, процедуры контроля и оценки фактических результатов.

Общий бюджетный период — это срок, на который сос­тавляются бюджеты. Минимальный бюджетный период — подпериоды в рамках общего периода.

Шаг планирования — период, по окончании которого должны быть представлены ранее разработанные и утвер­жденные бюджеты, проведены сравнения достигнутых результатов с плановыми и сделаны соответствующие корректировки.

Руководитель финансовой службы не отвечает за сбор и предоставление плановой информации для бюджетиро­вания, его задачей является довести до руководителей под­разделений методику бюджетирования. В методике бюдже­тирования должны быть сформулированы общие принципы и правила бюджетирования. Для упрощения использования бюджетного регламента и проведении контроля выполне­ния намеченных мероприятий можно составить таблицу, в которой будет отражена последовательность передачи требуемой документации. В случае несоблюдения сроков представления требуемой информации руководители под­разделений должны сообщать руководителю финансовой службы о возможных нарушениях сроков и причинах, вызвавших такое нарушение.

Для повышения эффективности финансово-хозяйст­венной деятельности в организации здравоохранения дол­жен быть создан бюджетный комитет, членами которого должны являться руководитель организации, заместитель руководителя по экономике и финансам, заместитель руководителя по стратегии, руководитель подразделения по снабжению и др. Степень делегирования полномочий (а следовательно, ответственности) определяется руково­дителем организации в зависимости от стратегии, направ­лений деятельности, структуры организации.

На заседании бюджетного комитета должны утвер­ждаться планы подразделений организации, после чего их нельзя будет корректировать, распределяться функции и полномочия между сотрудниками организации, устанав­ливаться порядок их взаимодействия. Члены бюджетного комитета должны осуществлять контроль за исполнением бюджетов и графиком работы. Решением комитета может быть проведена корректировка как совокупных затрат, так и по статьям затрат.

Для упрощения процесса бюджетирования следует выделить центры ответственности (центры доходов, центры расходов, центры прибыли и центр инвестиций). Центр ответственности — сегмент организации, по которому раз­работан формат бюджета и в котором ведется обособленный учет. Если руководитель является ответственным за бюджет своего подразделения, он должен участвовать в разработке бюджета, иметь возможность управлять его параметрами, оценивать место и роль своего подразделения, выявлять причины отклонений бюджета от плана, использовать утвержденные принципы мотивации сотрудников и т.д. При этом должны быть установлены бюджетные лимиты (например, платежи из чистой прибыли) и контроль над их исполнением.

На заключительном этапе бюджетирования необходимо провести анализ результатов предыдущего периода, мони­торинг и корректировку бюджетов.

Для более корректного принятия решений необходимо также проводить анализ отклонений фактических и плано­вых показателей. Отклонения представляют собой разность между фактической и нормативной (или плановой) вели­чиной по статьям бюджета. Их принято выявлять и ана­лизировать по статьям бюджета, центрам ответственности (или по подразделениям). Отклонения могут возникнуть при изменении объема продаж, ценовых параметров (как на производимую продукцию, так и приобретаемые сырье и материалы), затрат труда на единицу продукции и др. Анализ отклонений позволяет повысить эффективность организации здравоохранения в целом и всех ее подразде­лений, эффективность бюджетного процесса. С помощью своевременного и объективного анализа отклонений можно оперативно получить информацию о происходящем во всех подразделениях организации и о тех изменениях, кото­рые необходимо произвести. Самый корректный способ анализа отклонений — факторный анализ, позволяющий оценить влияние каждого отдельного фактора на итоговый результат.

Однако бюджетированию присущи некоторые недос­татки: ресурсы организации распределяются по подразде­лениям в соответствии с ранее установленными квотами, возможностями руководителя подразделения, снижается степень влияния на управленческие решения всей органи­зации. Кроме того, бюджетирование снижает возможности роста компании, а потому неприемлемо для компаний рас­тущего бизнеса.

Необходимо иметь в виду, что структура бюджетов и последовательность их составления будут различаться для торговых и производственных компаний.

Вопросы для самопроверки

1. Что входит в понятие «финансовые отношения организа­ций»? Каковы принципы формирования этих отношений?

2. Под влиянием каких факторов формируется структура рас­ходов и доходов организаций?

3. Как осуществляется расчет объема продаж на основе плани­рования себестоимости и выручки от реализации продукции?

4. Что такое прибыль, каково ее экономическое содержание, функции и виды?

5. Как вы понимаете термин «основной и оборотный капитал организаций»? Каковы их экономическая сущность, источники финансирования, способы использования и отличительные особенности?

6. Каким образом можно оценить финансовое состояние организации?

7. В чем заключаются основные особенности финансового планирования?

Вопросы для обсуждения

1. Какие преимущества и недостатки характерны для разных источников финансирования организаций и можно ли избе­жать недостатки в привлечении как собственных, так и заемных средств?

2. Какие финансовые стратегии целесообразно применять на разных стадиях жизненного цикла организации?

3. В каком случае предприятию невыгодно применять уско­ренную амортизацию основных фондов?

4. Что можно предпринять для ускорения оборачиваемости оборотных средств?

5. Что включается в понятие «оптимизации издержек»?

6. Какие виды стоимости основных средств используются в отчетности российских компаний?

7. Какие методы расчета амортизации преобладают в Россий­ской Федерации?

8. В чем заключаются преимущества и недостатки бюджети­рования?

9. Какие функции должен выполнять руководитель финансо­вой службы организации и каким профилем и уровнем образова­ния он должен обладать?

10. Какие аспекты необходимо учитывать при управлении оборотными средствами организации?







Сейчас читают про: