Классификация финансовых посредников (финансовых институтов) и их виды на различных сегментах финансового рынка

В современной экономической теории существуют различные способы классификации многочисленных финансовых посредников.

Так, в зарубежной и экономической практике выделяют банковские и небанковские финансовые институты.

Российским законодательством предусматривается подразделение финансовых организаций на кредитные и некредитные финансовые организации.

В частности, Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» в составе кредитных организаций выделяются банки и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции.

Статьей 76.1. Главы X.1. «Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков» Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» определен перечень некредитных финансовых организаций.

Некредитными финансовыми организациями в соответствии с указанным Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

4) акционерных инвестиционных фондов;

5) клиринговую деятельность;

6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

7) деятельность организатора торговли;

8) деятельность центрального депозитария;

8.1) репозитарную деятельность;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 № 430-ФЗ)

9) деятельность субъектов страхового дела;

10) негосударственных пенсионных фондов;

11) микрофинансовых организаций;

12) кредитных потребительских кооперативов;

13) жилищных накопительных кооперативов;

14) бюро кредитных историй;

15) актуарную деятельность;

16) кредитных рейтинговых агентств;

17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

18) ломбардов.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Одной из наиболее распространенных классификаций является классификация по способу финансирования. По этому критерию все финансовые посредники подразделяются на депозитные и недепозитные финансовые организации.

Депозитные финансовые организации – это организации, в структуре пассивов которых присутствуют высоколиквидные финансовые обязательства, представляющие собой фиксированные по суммам вклады. Основным отличием структуры баланса депозитных финансовых институтов является высокий уровень финансового рычага, т. е. доли заемных средств в структуре пассива. Наиболее типичным и широко распространенным видом депозитных финансовых организаций являются коммерческие банки.

Коммерческие банки исторически возникли как определенный тип финансовых посредников, финансируемых главным образом за счет ликвидных депозитов и предоставляющих экономическим агентам неликвидные кредиты. Именно трансформационная функция составляет традиционную основу банковского бизнеса, хотя тенденция универсализации привела к тому, что современная банковская деятельность гораздо более разнообразна.

Наряду с коммерческими банками могут существовать и другие виды депозитных финансовых институтов, которые отличаются большей специализацией деятельности. Например, в США это сберегательные кассы и кредитные союзы, имеющие специализированную структуру активов (и соответственно закладные на недвижимость и потребительские кредиты). В отличие от коммерческих банков эти депозитные институты являются взаимными, т. е. их капитал принадлежит вкладчикам. В Российской Федерации к небанковским депозитным посредникам могут быть отнесены микрофинансовые организации.

Однако глубокие изменения, которые происходят в последние годы на финансовых рынках, дают все меньше оснований для отождествления реальных банков, особенно западноевропейских, с чисто депозитными посредниками. По сравнению с США банковские системы западноевропейских стран всегда отличались большей степенью универсальности. В настоящее время банки развитых стран континентальной Европы имеют возможность осуществлять весь спектр финансовой деятельности, включая страхование, андеррайтинг и операции с корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке, быть членами бирж и напрямую торговать на фондовых биржах. При этом основная доля сбережений в этих странах проходит через банковскую систему либо в форме депозитов, либо в форме инвестиционных активов и ценных бумаг. В европейских странах в единой банковской структуре объединяются различные виды финансовых посредников. Соответственно структура активов универсальных европейских банков более разнообразна, чем в США, хотя современные тенденции позволяют говорить о постепенном стирании различий между банковскими системами разных стран и универсализации банков. При этом банки осуществляют практически все существующие функции финансовых посредников.

Недепозитные финансовые организации играют огромную роль в современной финансовой системе и являются более разнообразными, чем депозитные организации. Каждый вид недепозитных финансовых организаций выполняет свою функцию в экономике и поэтому представляется целесообразным рассмотреть каждый из них в отдельности.

Страховые компании. Активы страховых компаний во многом схожи с активами коммерческих банков, однако финансируются они главным образом за счет так называемых условных обязательств. Обязательства страховой компании становятся текущими при наступлении определенного события (страхового случая), время и вероятность которого являются неопределенными в момент подписания договора о страховании. Основное различие между коммерческими банками и страховыми компаниями касается их пассивов. В то время как обязательства банков могут измениться мгновенно по желанию вкладчиков, обязательства страховых компаний меняются при наступлении событий, не контролируемых страхователем. Кроме того, пассивы страховых компаний более долгосрочны, чем банковские пассивы (особенно это касается компаний, специализирующихся на страховании жизни), что дает страховым компаниям возможность инвестировать в более долгосрочные активы.

Страхование предполагает использование закона больших чисел, т. е. страховое дело предполагает создание «рискового пула» из независящих друг от друга событий с целью диверсификации и оценки риска. Крупные размеры некоторых требований обусловливают преимущество посредничества страховой компании. В этом прослеживается аналогия между коммерческими банками и страховыми компаниями – диверсификация позволяет банкам управлять кредитным и процентным рисками, в то время как сравнительно небольшие размеры сбережений вкладчиков и ограниченный доступ на кредитный рынок не позволяет самим вкладчикам без посредничества банка воспользоваться эффектом диверсификации.

Страховые компании осуществляют следующие посреднические функции: отбор и сертифицирование, инициирование предоставления средств, мониторинг, гарантирование и трансформация требований.

Пенсионные фонды. Наряду со страховыми компаниями существует еще один вид финансовых посредников, аккумулирующих долгосрочные обязательства, – пенсионные фонды. В современном мире существуют различные схемы функционирования пенсионных фондов, однако общий принцип заключается в том, что вклады в пенсионные фонды инвестируются в разнообразные активы вплоть до момента наступления обязательства перед вкладчиками, т. е. выплаты пенсии. Очевидно, что инвестиционная политика пенсионных фондов должна быть жестко регламентирована. Современные пенсионные фонды имеют в своих активах небольшие пакеты ценных бумаг сотен эмитентов, часто имитирующих структуру биржевых индексов. За последние несколько десятилетий пенсионные фонды в странах с развитыми финансовыми рынками в десятки раз увеличили свои активы и стали важнейшим видом институциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные инвестиции и оказывать заметное влияние на процесс накопления капитала в частном секторе.

Основными посредническими функциями, выполняемыми пенсионными фондами, являются гарантирование и трансформация требований.

Инвестиционные фонды. Как и пенсионные фонды, инвестиционные фонды захватили значительную часть рынка и увеличили свои активы в десятки раз за последние несколько десятилетий. Инвестиционные фонды делятся на две категории – инвестиционные фонды открытого типа и закрытые инвестиционные фонды.

Инвестиционные фонды закрытого типа имеют заранее установленное предельное количество акций (паев); изначальные ресурсы таких фондов, как правило, не могут быть увеличены за счет дополнительного выпуска акций. Закрытые инвестиционные фонды котируются на бирже как обычные компании, и поэтому рыночная цена их акций может значительно отличаться от ликвидационной стоимости находящихся в их активах ценных бумаг.

Инвестиционные фонды открытого типа функционируют по другим принципам. Через управляющую компанию их акции постоянно выкупаются и предлагаются к продаже по цене их чистых активов (рыночная цена активов, разделенная на количество акций), в результате чего цена акции (пая) соответствует текущей стоимости ценных бумаг, находящихся в активе фонда. Инвестиционные фонды открытого типа дали рождение многочисленным компаниям, специализирующимся на управлении фондами, каждая из которых управляет множеством фондов, имеющих различные инвестиционные цели. Фонды принадлежат своим инвесторам и платят управляющим компаниям комиссионные за их услуги.

Стремительный рост инвестиционных фондов во многих развитых странах в последние десятилетия можно объяснить тремя основными причинами.

Во-первых, в условиях роста инфляции разница между процентной ставкой по банковским депозитам и рыночной процентной ставкой увеличилась, и инвестор предпочел инвестиционные фонды банковским депозитам, несмотря на отсутствие государственных гарантий вкладов в инвестиционные фонды. При этом многие фонды управлялись очень консервативно и даже ограничивали свои вклады государственными ценными бумагами, что приближало их рисковые характеристики к банковским депозитам.

Второй причиной бурного развития инвестиционных фондов считается появление теории «эффективного рынка», предполагающей невозможность в условиях высоколиквидного финансового рынка получить прибыль от инвестиций в ценные бумаги больше, чем средняя рыночная. В результате портфельные инвесторы стали следовать пассивной стратегии, приобретая диверсифицированные портфели ценных бумаг, имитирующие биржевые индексы. Очевидно, что отдельные инвесторы, имеющие ограниченные ресурсы, не могли следовать такой стратегии, и вынуждены были обращаться к услугам инвестиционных фондов, которые решают эту проблему, объединяя множество мелких инвесторов.

В-третьих, глобализация финансовых рынков породила у инвесторов необходимость диверсифицировать свои вложения не только между отраслями и компаниями, но и между странами, тем более что многие налоговые и законодательные барьеры на этом пути были устранены. Очевидно, что информация об объектах инвестиций за рубежом остается сравнительно дорогой, поэтому инвестору необходима помощь квалифицированного посредника – инвестиционного фонда. Многие инвестиционные фонды стали специализироваться по странам и регионам мира.

Основными посредническими функциями инвестиционных фондов являются: операционные услуги, отбор и сертифицирование.

Венчурные фирмы. Большинство предпринимателей, начинающих свой бизнес, не могут сразу получить банковский кредит по причине слишком высокой степени риска. В этом случае им на помощь приходят венчурные фирмы, которые инвестируют не только в собственный капитал предпринимателя, но и выступают в роли квалифицированных консультантов, помогающих предпринимателям трансформировать свои инновационные идеи в реальные, экономически обоснованные проекты. Венчурные фирмы обычно предоставляют так называемое структурированное финансирование, включающее в себя инвестиции в собственный капитал и заемные средства. При этом соблюдаются следующие условия:

· после получения финансирования предприниматель сохраняет привязанность к своей венчурной фирме, и все свои дальнейшие действия согласовывает только с ней, не имея никакой возможности для маневра;

· венчурная фирма устанавливает минимальные качественные требования, несоблюдение которых предпринимателем может привести к передаче венчурной фирме полного контроля над бизнесом;

· в случае передачи контроля венчурной фирме, предприниматель получает фиксированную цену, не зависящую от достигнутых результатов, т. е. венчурная фирма имеет опцион на покупку бизнеса;

· если контроль продолжает оставаться в руках предпринимателя, то и предприниматель, и венчурная фирма участвуют в прибылях пропорционально своим вкладам в собственный капитал, причем прибыль зависит от способности предпринимателя грамотно вести бизнес.

Экономическая целесообразность существования финансовых посредников такого типа объясняется следующими обстоятельствами. Как правило, в роли предпринимателя выступает либо инженер, досконально знающий технологию производства продукта, либо специалист-маркетолог, нашедший нишу на рынке для данного продукта. Однако такой предприниматель, скорее всего, не имеет опыта управления всеми аспектами бизнеса. В то же время менеджеры венчурной фирмы, не являющиеся специалистами в области технологии производства и маркетинга того или иного продукта, имеют огромный опыт управления бизнесом, а фирма предоставляет необходимые средства для реализации предлагаемого бизнес-проекта.

Возможность приобретения венчурной фирмой полного контроля над бизнесом в случае возникновения серьезных проблем, улучшает условия предоставления первоначального финансирования для предпринимателя. Участие в капитале не только дает менеджерам венчурной фирмы возможность реализовать свою роль в управлении бизнесом (даже если он остается под контролем предпринимателя), но и стимулирует их добросовестно и ответственно консультировать предпринимателя по управленческим вопросам.

Роль венчурных фирм во всех странах постоянно возрастает, что не в последнюю очередь связано с нежеланием коммерческих банков финансировать предпринимателей на ранней стадии развития их бизнеса. Это объясняется тем, что банки не обладают достаточным опытом в управлении бизнесом на стадии его становления, минимальные качественные требования и опцион на покупку бизнеса, доступные для венчурных фирм, как правило, не доступны для банка. Если окажется, что предприниматель является плохим управленцем, а сам бизнес несостоятелен, банк вряд ли сможет исправить положение и останется просто владельцем переданных ему в обеспечение кредита активов, имеющих сомнительную стоимость. Следовательно, один и тот же проект имеет неодинаковую степень риска для банка и для венчурной фирмы. Банки, конечно, могут нанять консультанта по управлению развивающимся бизнесом, однако этот консультант будет являться простым агентом банка, в результате чего возникнет проблема морального риска, связанная с мотивацией такого консультанта. Венчурная фирма эффективно решает эту проблему, объединяя управленческий опыт и участие в капитале.

Однако по мере развития новой компании, эти проблемы становятся менее значимыми, и конкурентоспособность банков перед венчурными фирмами повышается. Банки имеют неоспоримые преимущества (доступ на рынки капиталов и финансирование за счет депозитов, незначительная угроза передачи контроля над компанией при финансировании посредством банковского кредита и т. д.), и поэтому компании, прошедшие стадию становления, предпочитают банковский кредит венчурному капиталу.

Посредническими функциями, осуществляемыми венчурными фирмами, являются отбор и сертифицирование, предоставление средств, мониторинг, участие в управлении, а также создание ликвидности и трансформация требований.

Финансовые компании. Финансовые компании обычно специализируются на предоставлении кредитов с повышенным риском, но при этом выдаваемые ими кредиты почти всегда имеют обеспечение (в отличие от коммерческих банков, выдающих как обеспеченные, так и необеспеченные кредиты). Финансовые компании делятся на компании, финансирующие покупки, предоставляющие небольшие кредиты физическим лицам и компании, специализирующиеся на коммерческом кредите и лизинге. Примером таких посредников могут быть факторинговые компании, компании потребительского кредитования, лизинговые компании.

Основным отличием финансовых компаний от коммерческих банков является источник их финансирования; если для банков основным источником являются депозиты, то финансовые компании финансируются главным образом через выпуск краткосрочных необеспеченных долговых обязательств – коммерческих бумаг и получение банковских кредитов. Поэтому финансовые компании в отличие от банков не являются объектом жесткого регулирования. Однако эмитенты коммерческих бумаг вынуждены, как правило, приобретать кредитные обязательства банков, чтобы повысить свой кредитный рейтинг и иметь возможность погасить коммерческие бумаги в случае возникновения каких-либо финансовых проблем.

Большинство финансовых компаний возникли как специализирующиеся на коммерческом кредитовании филиалы крупных нефинансовых корпораций, со временем они приобрели необходимый опыт для работы в сфере финансовых услуг и получили доступ к источникам финансирования. Современные финансовые компании успешно конкурируют с коммерческими банками. К посредническим функциям, осуществляемым финансовыми компаниями, относят отбор, инициирование, предоставление средств и трансформацию требований.

Рассмотрим финансовые институты, функционирующие на различных сегментах финансового рынка РФ.

Основными участниками валютного рынка выступают:

· коммерческие банки, имеющие лицензии на право осуществления банковских операций со средствами в иностранных валютах;

· финансовые организации, обладающие статусом кредитных организаций по национальному законодательству, и в соответствии с этим имеющие право проводить отдельные банковские операции со средствами в иностранных валютах;

· центральные банки, которые не только проводят непосредственно валютные операции, но и, будучи надзорными органами, устанавливают правила проведения валютных операций на внутренних валютных рынках;

· промышленные, торговые, финансовые компании, частные лица и иные хозяйствующие субъекты,

· различные международные и государственные организации (органы власти).

Последние две категории участников осуществляют валютные операции на валютном рынке через банки и иные финансовые институты, имеющие право на проведение указанных операций.

Коммерческие банки играют особую роль на валютном рынке. Банки, с одной стороны, выступают посредниками других экономических агентов на валютном рынке (проводниками их потребностей в реализации валютных операций), а с другой стороны, обладая значительными финансовыми возможностями, являются серьезными операторами (игроками) на данном рынке.

Следует отдельно сказать о валютных биржах, которые являются финансовыми институтами, относящимися к инфрастуктурным участникам валютного рынка. Валютные биржи – это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Справочно: Все участники внутреннего валютного рынка делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам РФ относятся:

· физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Отметим, что гражданин РФ может считаться резидентом до тех пор, пока не доказано обратное;

· иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации;

· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· представительства и иные подразделения резидентов, филиалы резидентов, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

· дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные и постоянные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

· Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых рассматриваемым законом и связанными с ними другими законодательными и нормативными актами.

К нерезидентам РФ относятся:

· физические лица, которые не являются резидентами РФ;

· юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами Российской Федерации;

· дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства данных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, аккредитованные в Российской Федерации;

· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

· филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные, структурные подразделения нерезидентов, находящиеся на территории Российской Федерации.

Кредитный рынок, являясь ведущим сегментом финансового рынка, характеризуется многообразием участников и форм сделок, что позволяет говорить о нем как о сложном, неоднородном и многофункциональном сегменте финансового рынка. Участников кредитного рынка, прежде всего, следует разделить на две основные группы – на первых кредиторов и первых заемщиков, т. е.:

- на владельцев временно свободных средств, выступающих на кредитном рынке с предложением их продать (разместить под выгодный процент);

- и на пользователей, испытывающих потребность в дополнительных денежных средствах и, следовательно, предъявляющих спрос на ресурсы на кредитном рынке. Это юридические лица (в виде хозяйствующих субъектов, государственных органов и учреждений, банков и прочих финансово-кредитных учреждений), а также физические лица (граждане РФ, нерезиденты). Они одновременно могут выступать в двух лицах: с одной стороны, в определенное время размещать временно свободные средства на кредитном рынке, а с другой – привлекать их для своих нужд. В этом состоит особенность, как участников кредитного рынка, так и его самого. В то же время между первыми заемщиками и кредиторами есть финансовые посредники, что является неотъемлемой сутью кредитного рынка.

В качестве финансовых посредников выступает широкий круг лиц, которых можно подразделить на отдельные группы, исходя из их роли в посреднической деятельности на кредитном рынке:

· депозитно-кредитные посредники (универсальные и специализированные банки);

· контрактно-сберегательные институты (страховые компании и пенсионные фонды);

· инвестициональные посредники (финансовые компании, акционерные и паевые инвестиционные фонды, дилеры, брокеры, венчурные фонды);

· небанковские кредитно-финансовые институты (ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, кооперативные кредитные институты1, депозитно-кредитные небанковские кредитные организации (НДКО));

· центральные эмиссионные банки и государство.

1Кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, жилищные кооперативы.

Банковский кредитный рынок является основным, постоянно действующим и развивающимся сегментом кредитного и финансового рынков.

Финансовыми посредниками на нем в перераспределении временно свободных средств хозяйствующих субъектов, государства и населения выступают коммерческие банки (универсальные и специализированные). Перераспределению временно свободных средств предшествует их мобилизация и сосредоточение на банковских счетах в виде бессрочных и накопительных вкладов (депозитов), которые могут быть оформлены депозитными договорами, а также долговыми обязательствами в виде банковских векселей, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских облигаций.

Предоставление кредитов банками на банковских кредитных рынках невозможно в современных условиях без использования институтов инфраструктуры, помогающих банкам в оценке кредитоспособности заемщиков, достоверности их отчетности, в оценке рыночной стоимости залога и страховании последнего, в работе по взысканию просроченной задолженности и т. п. Состав данных институтов не определен в нормативно-правовой базе РФ. Некоторые из них работают на рынке, не имея правовой основы.

К инфраструктурным институтам относятся организации, представленные в таблице 1, где обозначены их текущие функции и будущие, требующие развития в перспективе для оптимизации издержек и рисков банков. Инфраструктурные услуги также оказывают ЦБ РФ, как кредитор последней инстанции и организатор программы мониторинга предприятий, отраслей и регионов РФ, и Правительство РФ, администрации субъектов РФ и местные администрации по предоставлению гарантий и субсидированию процентных ставок по банковским кредитам.

Таблица 1 –Инфраструктура банковского кредитного рынка

№ п/п Участники инфраструктуры Текущие функции участника рынка
  Правительство РФ, администрации суб-ъектов РФ и местные администрации Предоставление гарантий и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам
  ЦБ РФ Кредитор последней инстанции для банков Реализация проекта мониторинга предприятий, отраслей и регионов РФ
  Аудиторские и консал-тинговые компании Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и консалтинг по вопросам бухгалтерского и налогового учета
  Бюро кредитных историй (БКИ) БКИ: сбор, хранение и раскрытие информации о кредитной истории заемщиков по договорам займа (кредита)
  Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) ЦККИ: ведение базы данных для поиска информации о БКИ, содержащих кредитные истории нужных заемщиков
  Страховые компании Страхование кредитов, залогов, жизни и здоровья заемщика, выдача банковских гарантий
  Оценочные компании Оценка рыночной стоимости залогов
  Рейтинговые агентства Присвоение кредитных рейтингов заемщикам банков и самим банкам
  Коллекторские агентства Взыскание задолженности с длительным (год и более) сроком просрочки, ее реструктуризация
  Кредитные брокеры Помощь клиентам в выборе программы кредитования того или иного банка и в подготовке документов для получения кредита
  IT – компании Поставка программных продуктов и их обслуживание
  Компании специального назначения (SPV) Покупка портфелей кредитов у банков для их секьюритизации
  Прочие Банковские ассоциации (союзы), юридические фирмы, нотариат, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, судебные органы и др.

 

По мере развития финансовых и технологических инноваций банков инфраструктура кредитного рынка имеет тенденции к расширению состава участников и перечня их услуг и к усилению их сотрудничества с банками в разных формах. В современных условиях банковской конкуренции, которая является конкуренцией кредитных продуктов, технологий их продаж и ценовых условий сильно возрастает значение передачи банками части своих функций на всех этапах кредитного процесса инфраструктурным институтам. Последние в современной литературе рассматриваются как неотъемлемые элементы информационной прозрачности кредитного рынка и управления кредитными рисками банков. Однако российские банки еще только начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктуры кредитного процесса.

На рынке банковских кредитов РФ уже представлены многие инфраструктурные элементы. В то же время их функционирование нельзя признать адекватным потребностям банков, что не стимулирует банки к сотрудничеству с ними. Рассмотрим основные инфраструктурные институты.

Институт бюро кредитных историй (далее – БКИ) был введен в РФ в 2005 году для преодоления информационной асимметрии кредитного рынка. При двойном росте числа БКИ (за период с их создания) пока нельзя говорить о существенном повышении качества их услуг, что обусловлено в большей степени несовершенством нормативно-правовой базы РФ и выражается в отсутствии для банков:

- серьезных экономических стимулов для обращения в БКИ, особенно в отношении крупных кредитных рисков, по причинам: возможного получения недостоверной информации (для кредиторов – обязанности передавать в БКИ сведения и права получать их из БКИ только с согласия заемщиков, а также отсутствия норм ответственности за непредставление информации и достоверность ее раскрытия БКИ; для БКИ – отсутствия норм ответственности за раскрытие банкам неполной или недостоверной информации); и преобладания в БКИ кредитных историй физических лиц (почти 100% кредитных историй всех заемщиков);

- возможности получения в конкретном БКИ информации по принципу «одного окна», поскольку для БКИ не предусмотрено право на обмен информацией с другими БКИ непосредственно или через ЦККИ, что способствовало бы перепроверке сведений данного БКИ.

Таким образом, банки не могут и не должны принимать решения о выдаче кредитов только на основе данных БКИ, стимулы к чему будут возрастать по мере роста объема кредитования − и прежде всего в отношении мелких заемщиков. В целом, наиболее правильным в перспективе является переход к централизованной системе сбора кредитных историй.

Решению той же проблемы информационной асимметрии призваны способствовать и рейтинговые агентства, которые появились на российском рынке в начале 1990-х годов и скорее были данью мировой моде; первоначально преобладали рейтинги банков. Постепенно пришло осознание регулирующими органами, банками и бизнесом их объективной необходимости, связанной с потребностью в комплексной оценке рисков стран, регионов, компаний, банков, финансовых инструментов. В настоящее время потенциал рейтингового бизнеса в РФ велик. Для банков он снижает вероятность неверной субъективной оценки кредитных рисков, способствует развитию внутренних рейтинговых систем − и прежде всего IRB-технологий, базирующихся на внутренних кредитных рейтингах заемщиков и соответствующей им вероятности их дефолта. Это крайне актуально в свете перехода к оценке достаточности капитала банков с учетом требований Базеля II и требует от банков значительных затрат. Кроме того, высокий кредитный рейтинг открывает банкам доступ к займам на отечественном и зарубежном рынках.

Однако деятельность рейтинговых агентств не регламентирована законодательством РФ, они не несут юридической ответственности за свои выводы, во многом опирающиеся на экспертное мнение, рискуя только деловой репутацией. Это снижает доверие к национальным агентствам, мешая официальному признанию их рейтингов. Для обеспечения качества и прозрачности рейтингового бизнеса необходимо ввести режим его государственного регулятивного надзора, включая регистрацию, аккредитацию, нормы этики и профессиональные стандарты, нормы ответственности без создания преимуществ иностранным агентствам. Для банков ЦБ РФ может определить перечень рейтинговых агентств, услугами которых им следует пользоваться для оценки кредитных рисков.

Защите интересов банков в случае неплатежеспособности должника служит деятельность страховых компаний и коллекторов. Передача части рисков страховщикам повышает качество активов банков. В практике РФ распространено страхование кредитов в виде страхования ответственности заемщиков за непогашение кредита, поскольку страхователем выступает заемщик (в сравнении со страхованием непогашения кредита, когда страхователь – банк), страхование коммерческих кредитов, т. е. рисков неполучения поставщиком – заемщиком средств от покупателя по поставке продукции на условиях отсрочки платежа, и страхование залогов. В то же время национальные страховые компании объективно не готовы активно заниматься страхованием банковских рисков – их совокупный капитал в шесть с лишним раз меньше капитала банков. Также следует отметить организационную неподготовленность большинства из них, связанную с отставанием их методик оценки кредитных рисков от банковских методик, что приводит к недооценке рисков страховщиками. Поэтому банки признают только определенных страховщиков и сотрудничают с ними, в основном, по некрупным кредитам.

Тем не менее, услуги страховых компаний имеют высокий потенциал развития. Перспективным здесь представляется адаптация программ страховщиков под конкретные кредитные продукты банков. Для банков это снизит риски и затраты, страховщикам же позволит правильно определять размер страховых премий.

Деятельность коллекторских агентств в России (примерно с 2003 года) была вызвана бурным развитием розничного кредитования. В настоящее время у банков возрастает потребность в услугах коллекторов по причинам экономии затрат по взысканию задолженности, особенно с длительным сроком просрочки, и повышения качества этой работы. Здесь коллекторы предлагают банкам:

- во-первых, покупку у них кредитов с дисконтом (в среднем 20-90% от суммы долга) на основе договора уступки права требования (цессии), для чего не требуется согласие заемщика, и тогда коллектор занимает место кредитора;

- во-вторых, взыскание долга по договору поручения или иному агентскому договору, получая 50%-за это вознаграждение (20 от возвращенного долга). Пока банки прибегают к услугам коллекторов, как правило, для взыскания кредитов с наименьшей вероятностью их возврата и чаще выбирают цессию, позволяющую быстро восстанавливать ликвидность и улучшать качество активов.

Развитие коллекторского бизнеса в РФ сдерживают такие причины, как: несовершенство законодательства РФ, в котором не определен статус коллектора, т. е. им может выступать любое лицо со значительными правами и без четких обязанностей; недостаточность средств у коллекторов для покупки кредитов у банков; и отсутствие статистической информации о рынке спроса и предложения на услуги коллекторов, в том числе по видам услуг, которая позволила бы банкам оценивать их эффективность и выбирать оптимальные способы долгосрочного взаимодействия с коллекторами без ущерба для деловой репутации банков и их клиентов.

Относительно новым участником российского рынка являются кредитные брокеры. Они призваны выполнять поручения заемщиков и банков в сфере кредитования по тем видам деятельности, где нет установленных государством профессиональных требований к ее субъектам. В российской практике кредитные брокеры чаще обслуживают будущих заемщиков банков, консультируя их по выбору оптимальных условий кредитования, по подготовке документов для получения кредитов и по возникающим в последующем вопросам. В РФ пока отсутствуют правовое регулирование кредитного брокериджа и сложившиеся обычаи делового оборота, поэтому для кредитных брокеров не регламентированы какие-либо гарантии качества их услуг, и существует возможность самостоятельного распоряжения полученной о клиентах информацией без обеспечения ее конфиденциальности. В силу этого банки и заемщики должны ответственно подходить к содержанию договора поручения с брокером, предусматривая для него нормы ответственности за неисполнение обязанностей и обязательное страхование его ответственности перед ними как клиентами. Привлечение брокеров является особо актуальным при кредитовании малого бизнеса и населения.

Таким образом, инфраструктура рынка банковских кредитов находится на начальной стадии развития, не обеспечивая механизма распределения рисков между его участниками и оптимизацию кредитных портфелей банков по затратам, рискам и доходам. В перспективе требуется совершенствование нормативно-правовой базы РФ, которая должна стать профессиональной основой деятельности инфраструктурных институтов и их тесного взаимодействия с банками. Перспективной для банков является консолидация их бизнеса с бизнесом инфраструктурных институтов в рамках политики совмещенных продаж, стратегических альянсов, дочерних компаний банков, а также долгосрочных соглашений на обслуживание банков.

Согласно мнению С. А. Андрюшина и В. В. Кузнецовой1, полноценная инфраструктура рынка банковских кредитов требует создания ряда государственных институтов, которые будут выполнять функции единой регистрации залогов, управления имуществом, полученным банками в счет погашения задолженности, и мониторинга банковских кредитов. Институт по управлению имуществом позволит сохранить производственный потенциал российской экономики и гибко высвобождать ресурсы банков для новых кредитных вложений в него. Создание центра мониторинга кредитов (лучше всего при ЦБ РФ) обеспечит оперативное выявление проблем, возникающих у банков (на основе доли неработающих кредитов в их портфелях), и реализацию предупреждающих мер воздействия.

1 Андрюшин С. А., Кузнецова В. В. Проблема «плохих долгов» и способы ее решения в российских банках // Бизнес и банки. 2009. № 26. С. 3.

Основными участниками  рынка ценных бумаг являются:

Эмитенты – это экономические субъекты, заинтересованные в дополнительных денежных средствах для развития производства, строительства, торговли, реализации инвестиционных проектов, программ, требующих определенных денежных затрат, и привлекающие для этих целей инвестиции путем эмиссии ценных бумаг. Целью деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг является получение дополнительных денежных ресурсов и капитала.

Инвесторы – это экономические субъекты, имеющие временно свободные денежные средства и вкладывающие их в покупку ценных бумаг. Цели деятельности инвесторов на рынке ценных бумаг могут быть различны:

  • во-первых, это получение дохода от вложенного в ценные бумаги капитала;
  • во-вторых, сохранение этого капитала от обесценения;
  • в-третьих, обеспечение контроля над бизнесом;
  • в-четвертых, страхование рисков и т. д.

Эмитенты и инвесторы являются главными участниками рынка ценных бумаг, но их взаимодействие осуществляется при помощи специально организованной среды – инфраструктуры рынка, состоящей из институтов, обеспечивающих контакты эмитентов и инвесторов. Инфраструктура включает в себя институты, занимающиеся организацией торговли ценными бумагами, выполняющие расчетно-клиринговую функцию, представляющие информационную, депозитарно-расчетную сеть и пр.

Таким образом, инфраструктура рынка ценных бумаг является связующим звеном между эмитентами и инвесторами, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляя денежные потоки на приобретение ценных бумаг эмитентов.

В основном инфраструктура рынка ценных бумаг состоит из специализированных институтов, выполняющих на этом рынке профессиональную деятельность. Поэтому их называют профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Главными задачами инфраструктуры являются:

· управление рисками на рынке ценных бумаг;

· снижение удельной стоимости проведения операций с ценными бумагами.

Управление рисками заключается в том, что часть рисков перекладывается с главных участников на инфраструктуру.

Снижение удельной стоимости операций достигается за счет:

· стандартизации операций и документов, используемых при проведении операций с ценными бумагами;

· концентрации операций в специализированных структурах;

· разработки и применения новых технологий.

Поскольку рынок ценных бумаг – один из самых рисковых финансовых рынков, и события, происходящие на нем, оказывают глубокое влияние на всю экономику, функционирование этого рынка нуждается в жестком контроле и регулировании, как со стороны государства, так и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следовательно, четвертой группой участников рынка ценных бумаг являются органы регулирования и контроля, целью существования которых является создание условий для благоприятного развития рынка.

Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимают совокупность институтов и технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок с финансовыми инструментами.

Таким образом, инфраструктура рынка ценных бумаг (фондового рынка) создает организационную, технологическую и правовую среду для проведения сделок с финансовыми инструментами (ценными бумагами) и учета их результатов.

Институциональное строение инфраструктуры рынка ценных бумаг выражено в специализированных организациях, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и вспомогательных институтов.

Определим роль вспомогательных институтов. Так, информационная система предполагает включение в нее информационных и рейтинговых агенств, кредитных бюро и других подобных институтов. Это определено спецификой механизма ценообразования на фондовом рынке, который напрямую зависит от полноты и качества информации на торгуемые объекты.

Система юридического сопровождения и оценки предполагает использование услуг юридических и оценочных фирм, которые способствуют правовому оформлению и независимой рыночной оценки финансовых инструментов.

Российским законодательством профессиональные участники фондового рынка определены как «юридические лица, в том числе кредитные организации, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг». Содержание всех видов профессиональной деятельности определено Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг представлена следующими видами:

· брокерская деятельность;

· дилерская деятельность;

· деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;

· клиринговая деятельность;

· депозитарная деятельность;

· деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

Указанные виды профессиональной деятельности на фондовом рынке подразделяются на:

· фондовое посредничество;

· организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами.

В систему фондового посредничества входят профессионалы рынка ценных бумаг, которые сводят вместе покупателей и продавцов ценных бумаг. К ним относятся брокеры, дилеры и доверительные управляющие. Часто при наличии лицензий все или нескольких видов профессиональной деятельности, которые относятся к фондовому посредничеству, выполняются одной инвестиционной компанией или подразделением коммерческого банка.

Другое направление деятельности профессионалов связано с организационно-техническим обслуживанием рынка ценных бумаг, которое, в свою очередь, подразделяется на обеспечение процесса заключения сделок и процесса исполнения сделок. Обеспечением заключения сделок занимаются организации, осуществляющие деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Исполнение сделок обеспечивается работой учетной и расчетной систем инфраструктуры, которые занимаются определением взаимных обязательств субъектов фондового рынка (клиринг), расчетов по сделкам с ценными бумагами депозитарными услугами, а также ведением реестров владельцев ценных бумаг. Таким образом, обеспечение процесса заключения сделок происходит в торговых системах рынка, которые могут быть биржевыми и внебиржевыми, а процесс исполнения сделок с ценными бумагами обслуживается двумя подсистемами инфраструктуры: учетной и расчетной.

Учетную систему составляют специализированные институты, которые производят учет прав и фиксацию перехода прав на ценные бумаги – это: депозитарии и регистраторы. В расчетную систему рынка ценных бумаг включены как специализированные клиринговые организации фондового рынка, так и кредитные и банковские институты, основной функцией которых является осуществление денежных расчетов по сделкам.

Фондовое посредничество включает брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и инвестиционное консультирование.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Таким образом, это деятельность, связанная с совершением гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера.

Осуществляя сделки с ценными бумагами по поручению клиента, брокер получает комиссионные проценты от суммы сделки. Роль брокеров на рынке ценных бумаг достаточно высока, так как по своему положению на рынке, уровню квалификации сотрудников и доступу к информации, именно они призваны помочь инвесторам в размещении денежных средств на финансовом рынке. Брокеру необходимо четко понимать цели своего клиента, вместе с клиентом определять риски, на которые готов пойти инвестор, хорошо знать доходность различных видов операций с финансовыми инструментами и использовать эти знания в интересах клиента, правильно сочетать потребности клиента и допустимый риск и т. д.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих бумаг по объявленным ценам лицом, осуществляющим эту деятельность. Обычно дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются крупные инвестиционные компании, имеющие в своем активе значительные денежные средства. Дилеры получают доход от разницы продажи и покупки определенного вида ценных бумаг, выполняют ценообразующую функцию и поддерживают ликвидность рынка, что является необходимым для стимулирования роста его капитализации.

Дилерская деятельность может совмещаться с брокерской, депозитарной и деятельностью по управлению ценными бумагами и совершением на рынке ценных бумаг фьючерсных, опционных и иных срочных сделок. Однако при сочетании этих видов деятельности профессиональный участник обязан выполнять сделки, прежде всего, в интересах клиента.

Следующим видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которая составляет фондовое посредничество, является деятельность по управлению ценными бумагами − осуществление управляющим от своего имени и за вознаграждение доверительного управления не принадлежащими ему:

· ценными бумагами;

· денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

· денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Необходимо отметить, что управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать на то, что он действует в качестве доверительного управляющего.

В функции фондовых посредников может входить и финансовое консультирование, причем проведение таких консультаций не требует специального разрешения (лицензии).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: